Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классическая концепция стрессаСтр 1 из 5Следующая ⇒
Психологический стресс 1). Введение понятия психологического (эмоционального) стресса Психическим проявлениям синдрома, описанного Г. Селье, было присвоено наименование психологический стресс. Р. Лазарус и Р. Ланьер в своих работах определяли его как реакцию человека на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром. Позже это определение было уточнено: психологический стресс это реакция или процесс, в котором требования среды рассматриваются личностью, исходя из ее ресурсов и вероятности разрешения возникающей проблемной ситуации, что определяет индивидуальные различия в реакции на стрессовую ситуацию. Помимо термина «психологический стресс» в литературе также применяется термин «эмоциональный стресс» и «психоэмоциональный стресс». Различные исследователи (социологи, психологи, физиологи, психиатры) вкладывают свой смысл в этот термин, что, конечно же, затрудняет создание единой концепции психоэмоционального стресса. Некоторые исследователи отмечают, что возникновение данного термина подчеркивает неразрывную связь стресса и эмоций и даже примат эмоций в комплексной реакции. В содержание этого термина включаются как первичные эмоциональные и поведенческие реакции на экстремальные воздействия биологической или социальной среды, так и физиологические механизмы, лежание в их основе. Чаще всего под эмоциональным стрессом понимались негативные аффективные переживания, сопровождающие стресс и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме человека. Впоследствии было выяснено, что неожиданные и сильные благоприятные изменения также могут вызывать в организме типичные признаки стресса. Соответственно под эмоциональным стрессом стали понимать широкий крут психических явлений как негативного, так и позитивного характера. Несмотря на близость понятий «психологического» и «эмоционального» стресса, имеет смысл более точно определить их содержание в связи со следующими обстоятельствами: + эмоциональный стресс присущ не только человеку, но и животным, в то время как психологический стресс имеет место только у человека с его развитой психикой; + эмоциональный стресс сопровождается выраженными эмоциональными реакциями, а в развитии психологического стресса преобладает когнитивная составляющая (анализ ситуации, оценка имеющихся ресурсов, построение прогноза дальнейших событий и т. д.);
+ термин «эмоциональный стресс» чаще используется физиологами, а термин «психологический стресс» — психологами. В то же время оба эти вида стресса имеют общую схему развития, включают в себя схожие нейрогуморальные механизмы адаптивных реакций и в своем развитии, как правило, проходят через три «классические» стадии — тревоги, адаптации и истощения. Тем не менее, учитывая специфику предмета курса, а также ведущую роль психики в формировании стрессорных реакций человека, мы в дальнейшем будем в основном использовать термин «психологический стресс», сохраняя термин «эмоциональный стресс» только при цитировании других авторов. Следует отметить, что авторы многих базовых учебников по различным разделам психологии зачастую дают достаточно размытые и произвольные определения стресса, смешивая понятия биологического, психологического и эмоционального стресса. Так, автор трехтомного учебника по психологии Р. С. Немов объединяет понятия «стресс» и «аффект», которые принципиально различаются как по силе, так и по длительности протекания. 2). Особенности психологического стресса Таблица. Отличие между биологическим и психологическим стрессом
Психологический стресс, в отличие от биологического стресса, описанного в классических работах Г. Селье, обладает рядом специфических особенностей, среди которых можно выделить несколько важных* особенностей. В частности, этот вид стресса может запускаться не только реально действующими, но и вероятностными событиями, которые еще не произошли, но наступления которых субъект боится. В отличие от животных человек реагирует не только на действительную физическую опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. В результате бывает так, что у плохо успевающего ученика одни лишь мысли о вероятной неудовлетворительной оценке порою вызывают более сильные вегетативные реакции, нежели ее получение на экзамене.
Другая особенность психологического стресса — сущесвенное значение оценки человеком степени своего участия в активном воздействии на проблемную ситуацию с целью ее нейтрализации. Показано, что активная жизненная позиция или хотя бы осознание возможности влиять на стрессорный фактор приводит к активации преимущественно симпатического отдела вегетативной нервной системы, в то время как пассивная роль субъекта в создавшейся ситуации обусловливает преобладание парасимпатических реакций Механизм развития психологического стресса можно продемонстрировать на примере студента, готовящегося к защите дипломного проекта. Степень выраженности признаков стресса будет зависеть от ряда факторов: его ожиданий, мотивации, установок, прошлого опыта и т. д. Ожидаемый прогноз развития событий модифицируется в соответствии с уже имеющейся информацией и установками, после чего происходит итоговая оценка ситуации. Если сознание (или подсознание) оценивает ситуацию как опасную, то развивается стресс. Параллельно этому процессу происходит эмоциональная оценка события. Первичный запуск эмоциональной реакции развивается на подсознательном уровне, а затем к нему прибавляется еще эмоциональная реакция, сделанная на основании рационального анализа. 3). Дифферениировка стресса и других состояний Дифференциация стресса и других эмоциональных состояний достаточно сложна и в большинстве случаев условна.Наиболее близкими к стрессу состояниями являются отрицательные эмоции, утомление, перегрузка и эмоциональная напряженность. При достаточной интенсивности и длительности такие эмоциональные явления, как страх, тревожность, фрустрация, психологический дискомфорт и напряженность, могут рассматриваться как психологическое отражение стресса, так как сопровождаются всеми проявлениями стрессорной реакции: от дезорганизации поведения до адаптационного синдрома. Чаще всего возникает вопрос о дифференцировании стресса от процесса утомления. Эта задача облегчается тем, что два этих состояния имеют разную физиологическую основу: стресс связан с гуморальными и вегетативными изменениями, а утомление определяется высшими этажами нервной системы, в первую очередь — корой больших полушарий. Утомление обладает способностью к накоплению, постепенно переходя в качественно новое состояние — переутомление.
Некоторые специалисты в области стресса выделяют еще одно состояние, близкое к стрессу, но отличающееся от него — перегрузку. По мнению этого автора, хотя стресс и перегрузка представляют собой два самостоятельных феномена, они тесно взаимосвязаны. Касандра Вильямс отмечает, что перегрузка может вести к усилению стресса, поскольку вызывает страхи и волнения — страх, что человек больше не выдержит такого темпа, страх не оправдывать ожиданий и т. д. Близким к состоянию психологического стресса, по мнению некоторых исследователей, является также состояние эмоциональной напряженности. Данные авторы считают, что эмоциональная напряженность, как и стресс, проходит через три стадии: эмоционального возбуждения, эмоционального напряжения и эмоциональной напряженности. Примеры профессиональных стрессов. Учебный стресс – экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение учащихся и студентов. Он негативно влияет на сердечно-сосудистую, нервную, иммунную системы студентов. Факторы учебного стресса:
Экзаменационный стресс не всегда вреден. В определенных ситуациях стимулирует, помогает мобилизовать знания и личностные резервы для решения задач. Поэтому нужно оптимизировать уровень стресса, а не стремиться избавиться от него. Коррекция уровня экзаменационного стресса достигается с помощью фармакологических препаратов, методов психической саморегуляции, соблюдения режима труда и отдыха, системы биологической обратной связи. Спортивный стресс – делится на стресс тренировочного периода, стресс соревнований.
Стресс тренировок вызывается чрезмерными физическими нагрузками, травмами, плохими отношениями с тренером или командой, завышенными ожиданиями будущих результатов. Стресс соревнований вызывается неудачным выступлением, конфликтом с судьями, тренером, удачным выступлением соперника, чрезмерным перенапряжением, травмами и т.д. Существуют различные классификации спортивных стрессов: 1) По времени воздействия на организм: a) кратковременное воздействие (a) Вызывающие страх (встреча с фаворитом и т.п.) (b) Вызывающие неприятные физиологические ощущения (боль, усталость ит.д.) (c) Темпа и скорости (необоснованные установки на рекорд) (d) Отвлечения внимания (тактика противника, опасения за здоровье и т.д.) (e) Неудач (неудачный старт, противник и т.д.) b) Длительное воздействие (a) Связаны с риском и опасностью (альпинизм, прыжки с трамплина и т.д.) (b) Связаны с длительной нагрузкой (c) Связаны с борьбой (длительные соревнования) (d) Связаны с изоляцией от дома, семьи. 2) По форме соревновательного стресса: i) Предстартовая лихорадка (чрезмерное перевозбуждение НС) ii) Стартовая апатия (длительное ожидание вызывает перегорание, ваготонию (пониженную мотивацию и общую слабость)) iii) Боевая готовность (вариант эустресса, позволяет достичь лучших результатов) Характеристики спортивного эустресса (по Б.А.Вяткину) − Высокая мотивация деятельности − Напряженное ожидание старта − Умеренное эмоциональное напряжение − Трезвая уверенность в своих силах − Способность к сознательной саморегуляции поведения, мыслей, чувств. − Хорошая концентарция внимания Стресс медицинских работников – вызывается несколькими причинами: − Большая ответственность за жизнь и здоровье пациентов − Длительное нахождение в «поле» отрицательных эмоций (боли, отчаяния, раздражения и т.д.) − Неравномерный режим работы (дежурства, вызовы – нарушение естественных биоритмов) − Низкая заработная плата (не основной фактор – в западных странах стресс медицинских работников существует, несмотря на высокие заработки) Стресс руководителя – одна из форм неизбежной расплаты за движение вверх, власть, успех. − Источники стресса руководителя: − Некомпетентные подчиненные − Недобросовестные партнеры − Жесткие конкуренты − Непредсказуемые политики − Жадные чиновники − Требовательные клиенты и т.д. Следствия такого стресса проявляются в невротических и психосоматических заболеваниях: бессонница, гипертония, нарушения функций ЖКТ, головная боль, повышенная раздражительность и т.д.
Классическая концепция стресса В последние десятилетия стресс является актуальным предметом исследований различных отраслей науки: биологии, медицины, психологии и социологии. Сложность и многообразие форм стресса определяет многообразие подходов к изучению этого состояния, однако для лучшего понимания этого явления имеет смысл обратиться к первоначальной концепции стресса, предложенной Гансом Селье. Ганс Селье – выдающийся канадский эндокринолог австро-венгерского происхождения. Можно сказать, что предложенная им концепция была революционной для науки середины XX века. В то время среди биологов и врачей господствовало мнение, что реакция живого организма на факторы среды носит сугубо специфический характер и задача ученых состоит в том, чтобы обнаруживать и фиксировать именно отличия реакций на разнообразные воздействия внешнего мира. Г. Селье изучал общие закономерности биологических реакций, в результате чего обнаружил единый, неспецифический компонент биохимических изменений в организме человека и животных в ответ на самые разные воздействия.
До появления работ этого автора считалось, что реакция организма на холод и тепло, движение и длительное обездвиживание диаметрально противоположны, однако Г. Селье удалось доказать, что во всех этих случаях кора надпочечников выделяет одни и те же «антистрессорные» гормоны, помогающие организму адаптироваться к любому стрессору. Феномен неспецифической реакции организма в ответ на разнообразные повреждающие воздействия Г. Селье назвал адаптационным синдромом, или стрессом. Этот неспецифический синдром складывается из ряда функциональных и морфологических изменений, развертывающихся как единый процесс. Г. Селье выделил три стадии стресса: + стадия тревоги; + стадия резистентности (адаптации)(сопротивляемость организма); + стадия истощения. На первой стадии организм сталкивается с неким возмущающим фактором среды и старается приспособиться к нему. На второй стадии происходит адаптация к новым условиям. Но если стрессор продолжает действовать длительное время, происходит истощение гормональных ресурсов (третья стадия) и срыв систем адаптации, в результате чего процесс принимает патологический характер и может завершиться болезнью или смертью индивида. Согласно его теории, на всех стадиях этого процесса ведущая роль принадлежит коре надпочечников, усиленно синтезирующей стероидные гормоны — глюкокортикоиды, которые, собственно, и выполняют адаптивную функцию. Следует отметить, что Г. Селье не отрицал важной роли высших отделов центральной нервной системы в формировании адаптивных реакций организма, однако сам этим вопросом не занимался и соответственно нервной системе в его концепции отведено явно неподобающее ее роли скромное место. В рамках теории Г. Селье к стрессу относятся реакции организма на любые достаточно сильные воздействия среды, если они запускают ряд общих процессов с участием коры надпочечников. Селье выделял две формы проявления стресса: стресс полезный — эустресс и вредоносный — дистресс. Однако чаще под стрессом понимают реакции организма именно на негативные воздействия внешней среды, что находит свое отражение в определениях, которые дают этому феномену различные исследователи. Согласно мнению самого Ганса Селье, стресс может быть полезным, и в этом случае он «тонизирует» работу организма и способствует мобилизации защитных сил (включая иммунную систему) и вредным, в данном случае он будет дезорганизовывать деятельность человека.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 814; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.13.113 (0.047 с.) |