К утверждению в качестве типовой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К утверждению в качестве типовой



Учебно-методическое объединение вузов Республики Беларусь

по экономическому образованию

УТВЕРЖДАЮ

Первый заместитель Министра

образования Республики Беларусь

_______________________А.И.Жук

___________________ 20___ г.

Регистрационный № ТД-__________/тип.


СТАТИСТИКА

Типовая учебная программа

для высших учебных заведений по специальностям:

 

1-25 01 01 «Экономическая теория»

1-25 01 02 «Экономика»

1-25 01 03 «Мировая экономика»

1-25 01 04 «Финансы и кредит»

1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии»

1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит (по направлениям)»

1-25 01 09 «Товароведение и экспертиза товаров»

1-25 01 10 «Коммерческая деятельность»

1-25 01 11 «Аудит и ревизия»

1-25 01 12 «Экономическая информатика»

1-25 01 13 «Экономика и управление туристской индустрией»

1-26 02 03 «Маркетинг»

1-26 02 05 «Логистика»


СОГЛАСОВАНО

Начальник управления по работе с пользователями статистической информации Национального статистического комитета Республики Беларусь

_______________________В.Г.Михно ________________________20____ г.

 

Председатель

Учебно-методического

объединения вузов Республики Беларусь по экономическому образованию


 

СОГЛАСОВАНО

Начальник Управления высшего и среднего специального образования Министерства образования Республики Беларусь

__________________________ Ю.И. Миксюк

__________________________ 20____г.

 

Проректор по учебной и воспитательной работе Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы


_____________________В.Н. Шимов

______________________20____ г.


___________________________В.И.Шупляк

___________________________20____ г.

 

Эксперт-нормоконтролер

_______________________ _______________________20_____ г.


 

Минск 2010




СОСТАВИТЕЛИ:

Л.И. Карпенко - заведующий кафедрой статистики Учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет», кандидат экономических наук, доцент;

М.М. Новиков – профессор кафедры статистики Учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет», доктор экономических наук, профессор;

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Кафедра статистики, бухгалтерского учета, анализа и аудита Учреждения образования «Белорусский государственный технологический университет» (протокол № 11 от 04.06.2009 г.), Т.Н. Долинина, заведующий кафедрой, кандидат экономических наук, доцент;

Бусыгин Д.Ю. – заведующий кафедрой Бухгалтерского учета и финансов Минского филиала Государственного Образовательного Учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)», кандидат экономических наук, доцент.

РЕКОМЕНДОВАНА

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

Раздел I. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СТАТИСТИКИ

 

Тема 1. Предмет и метод статистической науки

 

Зарождение статистической науки и основные исторические этапы ее развития. Предмет статистической науки: статистика как общественная наука, изучающая количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной. Роль статистики в социально-экономическом познании, изучение проявления закономерностей развития общества на основе обобщения массовых фактов.

Исходные понятия статистики: статистическая совокупность, единица совокупности, типы явлений, статистическая закономерность, признак, вариация, статистический показатель, индекс и др.

Методы статистики: специфические приемы и методы статистического изучения общественных явлений (массовые наблюдения, группировки, обобщающие статистические показатели, индексный метод и др.). Использование в экономических исследованиях приемов математической статистики. Закон больших чисел и его значение в статистике.

Стадии статистического исследования, их единство и взаимосвязь.

Организация статистики в Республике Беларусь и ее задачи в современных условиях экономического развития.

Тема 3. Сводка и группировка статистических данных.

Статистические таблицы

 

Понятие статистической сводки. Программа и план статистической сводки. Этапы сводки.

Понятие и задачи группировок. Виды статистических группировок: типологические, структурные, аналитические (факторные). Простые и комбинированные группировки. Понятие о многомерных группировках.

Выбор группировочных признаков. Определение числа групп.

Группировки по атрибутивным признакам. Группировки по количественным варьирующим признакам. Интервалы группировки. Статистические классификации.

Метод вторичной группировки: основные способы проведения вторичной группировки (способ непосредственного укрупнения интервалов, метод пропорционального дробления групп).

Понятие о рядах распределения. Виды рядов распределения. Графическое изображение рядов распределения (гистограмма, полигон распределения частот).

Статистические таблицы, их виды и правила построения. Формальные и содержательные элементы статистической таблицы: макет таблицы, статистическое подлежащее и сказуемое. Виды и основные правила построения статистических таблиц.

Тема 6. Средние величины

 

Средняя величина, ее сущность и определение. Основные научные положения теории средних. Взаимосвязь метода средних величин и группировок. Общие и частные (групповые) средние. Условия типичности средних. Антинаучный характер огульных, фиктивных средних.

Выбор формы средней величины на основе экономического содержания статистических показателей. Исходное соотношение средней. Определяющее свойство средней. Виды средних величин. Средняя арифметическая (простая и взвешенная). Основные математические свойства средней арифметической, расчет средней арифметической из значений интервального вариационного ряда. Средняя гармоническая, средняя квадратическая, средняя геометрическая и другие виды средних. Мажорантность средних величин.

Структурные средние: мода и медиана. Способы их вычисления и применение в экономических исследованиях.

 

И использования доходов

Образование первичных доходов в сфере производства товаров и услуг на экономической территории страны.

Основные показатели первичных доходов. Валовая заработная плата, фактические отчисления предприятий и организаций на социальное страхование и условно исчисленные отчисления на социальное страхование как элементы оплаты труда работников, работающих по найму. Налоги на производство и импорт, их учет. Прибыль и приравненные к ней доходы как составляющие первичного распределения дохода. Понятие смешанного дохода. Определение валовой и чистой прибыли экономики.

Методология разработки счета образования доходов для секторов экономики и для народного хозяйства страны.

Определение валового внутреннего продукта распределительным методом.

Показатели первичного распределения доходов на уровне национальной экономики с учетом отношений с другими странами. Состав доходов от собственности. Чистые первичные доходы и доходы от собственности из-за границы. Сальдо заработной платы, полученной за границей и выплаченной в Беларуси нерезидентам. Разработка счета распределения первичных доходов. Определение валового и чистого национального дохода.

Показатели перераспределения (вторичного распределения) доходов. Состав текущих трансфертов. Чистые текущие трансферты из-за границы. Разработка счета вторичного распределения доходов. Определение валового располагаемого дохода. Процесс перераспределения доходов в натуральной форме. Состав социальных трансфертов в натуральной форме. Определение объема скорректированного располагаемого дохода по секторам экономики и по стране в целом.

Статистика конечного использования доходов. Показатели конечного национального потребления. Состав расходов на конечное потребление домашних хозяйств, государственных учреждений и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.

Разработка счета использования располагаемого дохода. Показатели валового и чистого национального сбережения. Разработка счета использования скорректированного располагаемого дохода. Процесс образования фактического конечного потребления. Индивидуальное и коллективное конечное потребление.

Счет товаров и услуг определение валового внутреннего продукта по методу конечного использования. Изучение структуры валового внутреннего продукта на стадии конечного использования.

Анализ взаимосвязи показателей производства, образования и использования доходов.

 

Законодательные акты

1. О государственной статистике: Закон Респ. Беларусь от 28.11.2004 г. № 192

2. О государственной программе создания Единой информационной системы государственной статистики Республики Беларусь на 2007-2011 годы: указ Президента Республики Беларусь от 13 ноября 2006 г. № 665.

3. Об утверждении Методических рекомендаций по применению Общегосударственного классификатора видов экономической деятельности при организации статистических наблюдений и подготовке сводной статистической информации: постановление Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 27 сентября 2006 г. № 143.

ЛИТЕРАТУРА

Учебно-методическое объединение вузов Республики Беларусь

по экономическому образованию

УТВЕРЖДАЮ

Первый заместитель Министра

образования Республики Беларусь

_______________________А.И.Жук

___________________ 20___ г.

Регистрационный № ТД-__________/тип.


СТАТИСТИКА

Типовая учебная программа

для высших учебных заведений по специальностям:

 

1-25 01 01 «Экономическая теория»

1-25 01 02 «Экономика»

1-25 01 03 «Мировая экономика»

1-25 01 04 «Финансы и кредит»

1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии»

1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит (по направлениям)»

1-25 01 09 «Товароведение и экспертиза товаров»

1-25 01 10 «Коммерческая деятельность»

1-25 01 11 «Аудит и ревизия»

1-25 01 12 «Экономическая информатика»

1-25 01 13 «Экономика и управление туристской индустрией»

1-26 02 03 «Маркетинг»

1-26 02 05 «Логистика»


СОГЛАСОВАНО

Начальник управления по работе с пользователями статистической информации Национального статистического комитета Республики Беларусь

_______________________В.Г.Михно ________________________20____ г.

 

Председатель

Учебно-методического

объединения вузов Республики Беларусь по экономическому образованию


 

СОГЛАСОВАНО

Начальник Управления высшего и среднего специального образования Министерства образования Республики Беларусь

__________________________ Ю.И. Миксюк

__________________________ 20____г.

 

Проректор по учебной и воспитательной работе Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы


_____________________В.Н. Шимов

______________________20____ г.


___________________________В.И.Шупляк

___________________________20____ г.

 

Эксперт-нормоконтролер

_______________________ _______________________20_____ г.


 

Минск 2010




СОСТАВИТЕЛИ:

Л.И. Карпенко - заведующий кафедрой статистики Учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет», кандидат экономических наук, доцент;

М.М. Новиков – профессор кафедры статистики Учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет», доктор экономических наук, профессор;

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Кафедра статистики, бухгалтерского учета, анализа и аудита Учреждения образования «Белорусский государственный технологический университет» (протокол № 11 от 04.06.2009 г.), Т.Н. Долинина, заведующий кафедрой, кандидат экономических наук, доцент;

Бусыгин Д.Ю. – заведующий кафедрой Бухгалтерского учета и финансов Минского филиала Государственного Образовательного Учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)», кандидат экономических наук, доцент.

РЕКОМЕНДОВАНА

К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ

 

Кафедрой статистики Учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет» (протокол № 15 от 28 мая2009 г.);

 

Научно-методическим советом Учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет»
(протокол № ___ от _________ 200___ г.);

 

Научно-методическим советом по специальности 1-25 01 01 «Экономическая теория» учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по экономическому образованию

(протокол № ___ от _________ 200___ г.);

 

Научно-методическим советом по специальности 1-25 01 02 «Экономика» учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по экономическому образованию

(протокол № ___ от _________ 200___ г.);

 

Научно-методическим советом по специальности 1-25 01 03 «Мировая экономика» учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по экономическому образованию

(протокол № ___ от _________ 200___ г.);

 

Научно-методическим советом по специальности 1-25 01 04 «Финансы и кредит» учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по экономическому образованию

(протокол № ___ от _________ 200___ г.);

 

Научно-методическим советом по специальности 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии» учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по экономическому образованию

(протокол № ___ от _________ 200___ г.);

 

Научно-методическим советом по специальностям 1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит (по направлениям)», 1-25 01 11 «Аудит и ревизия»учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по экономическому образованию
(протокол № ___ от _________ 200___ г.);

 

Научно-методическим советом по специальности 1-25 01 09 «Товароведение и экспертиза товаров» учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по экономическому образованию
(протокол № ___ от _________ 200___ г.);

 

Научно-методическим советом по специальности 1-25 01 10 «Коммерческая деятельность» учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по экономическому образованию
(протокол № ___ от _________ 200___ г.);

 

Научно-методическим советом по специальности 1-25 01 12 «Экономическая информатика» учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по экономическому образованию
(протокол № ___ от _________ 200___ г.);

 

Научно-методическим советом по специальности 1-25 01 13 «Экономика и управление туристской индустрией» учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по экономическому образованию
(протокол № ___ от _________ 200___ г.);

 

Научно-методическим советом по специальностям 1-26 02 03 «Маркетинг», 1-26 02 05 «Логистика» учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по экономическому образованию
(протокол № ___ от _________ 200___ г.);

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Дисциплина «Статистика» состоит из двух разделов: «Общей теории статистики» и «Социально-экономической статистики».

Изучение раздела «Общая теория статистики» направлено на формирование у студентов знаний о теоретических основах статистической науки и формирование у них практических навыков проведения статистического исследования.

Целью раздела «Социально-экономическая статистика» является приобретение студентами теоретических знаний и формирование у них практических навыков в области статистического изучения социально-экономических процессов на макроуровне с использованием методологии национального счетоводства как статистического метода.

Выпускник должен обладать следующими академическими компетенциями:

- владеть базовыми научно-теоретическими знаниями и применять их для решения теоретических и практических задач;

- владеть системным и сравнительным анализом;

- уметь работать самостоятельно;

- владеть междисциплинарным подходом при решении проблем;

- использовать современные информационно-компьютерные технологии.

Выпускник должен иметь следующие социально-личностные компетенции:

- обладать качествами гражданственности;

- быть способным к социальному взаимодействию;

- обладать способностью к межличностным коммуникациям;

- уметь работать в команде;

- брать ответственность за принимаемые решения и действия.

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

- разрабатывать и обосновывать социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, отраслей, регионов и экономики в целом;

- анализировать потенциальные источники информации для проведения экономических расчетов;

- анализировать и оценивать собранные данные;

- готовить доклады, материалы к презентациям;

- владеть современными средствами телекоммуникаций;

- проводить самостоятельные научные исследования, связанные с проблемами социально-экономического развития Республики Беларусь;

- осуществлять поиск, систематизацию и анализ информации по перспективам развития отрасли, инновационным технологиям, проектам и решениям;

- оценивать конкурентоспособность и экономическую эффективность разрабатываемых технологий.

В результате изучения дисциплины обучаемый должен

знать:

- принципы и методы организации получения и обработки статистических данных;

- сущность обобщающих показателей;

- методы анализа статистических данных;

- классификацию хозяйственных субъектов и операций рыночной экономики;

- концептуальные основы знаний о системе национального счетоводства по стандартной методологии ООН;

- основы статистической методологии балансировки материально-вещественных и финансовых потоков по стадиям общественного производства;

уметь:

- правильно формировать массив исходной статистической информации;

- анализировать с помощью системы статистических показателей состояние и развитие общественных явлений;

- выявлять взаимосвязи и закономерности в развитии социально-экономических явлений;

- оценивать уровень и динамику показателей эффективности функционирования экономики;

- исчислять и анализировать макроэкономические показатели национальных счетов, население и трудовых ресурсов, эффективности общественного производств и уровня жизни населения.

Программа составлена с учетом требований действующих образовательных стандартов по экономическим специальностям и в увязке с другими курсами: «Экономической теорией», «Микроэкономикой», «Макроэкономикой» и др. Дисциплина «Статистика» базируется на общенаучных методах познания количественных закономерностей массовых социально-экономических явлений и широкой компьютеризации.

В процессе изучения дисциплины студенты выполняют аудиторные и внеаудиторные практические задания, что обеспечивает закрепление теоретических знаний и способствует развитию навыков самостоятельного статистического исследования, представления его результатов.

Для изучения данной дисциплины в типовых учебных планах предусматривается 230 часов, из них аудиторных 102 часа, в том числе 52 часа лекционных и 50 часов практических занятий. Рекомендуемые формы контроля – зачет, экзамен.


Примерный тематический план

дисциплины «Статистика»

№ п/п Название тем Количество часов
лекций практических занятий
Раздел 1. «Общая теория статистики»
  Предмет и метод статистической науки    
  Статистическое наблюдение    
  Сводка и группировка статистических данных. Статистические таблицы    
  Система статистических показателей    
  Графический способ изображения статистических данных
  Средние величины    
  Статистическое изучение вариации    
  Выборочное наблюдение    
  Статистическое изучение динамики социально - экономических явлений    
  Индексный метод в статистических исследованиях    
  Статистическое изучение связи социально-экономических явлений    
Раздел 2. «Социально-экономическая статистика»
  Объект изучения, метод и задачи социально-экономической статистики    
  Классификация хозяйственных субъектов рыночной экономики    
  Система национальных счетов – метод социально-экономической статистики на макроуровне    
  Показатели производства товаров и услуг    
  Показатели образования, распределения и использования доходов    
  Показатели операций с капиталом    
  Статистика национального богатства    
  Статистические показатели внешнеэкономических связей    
  Статистика населения и трудовых ресурсов    
  Статистическое изучение эффективности функционирования экономики    
  Статистика уровня жизни населения    
  ИТОГО    

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.94.251 (0.078 с.)