Усиление дифференциации обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Усиление дифференциации обучения



. Дифференциация обучения означает активное внимание к каж­дому ученику, его индивидуальности. Она предполагает разработ­ку определенной системы педагогического воздействия на учащих­ся с учетом общего и особенного в развитии личности для обеспе­чения разностороннего развития глухих детей. Процесс обучения при дифференцированном подходе предполагает целесообразную вариативность учебных задач и некоторых сторон содержания учебно-воспитательной работы, использование разных методов, приемов и организационных форм для обеспечения коррекции и компенсации развития каждого глухого ребенка.

Ведущим критерием эффективности-дифференцированного под­хода является темп продвижения учащихся в овладении знания­ми, в развитии познавательной активности, самостоятельности, ин­теллектуальных возможностей глухих.

В составе учебного класса обычно выделяется несколько групп детей, нуждающихся в дифференцированном подходе. В соответ­ствии с уровнем общего и речевого развития, а также успеваемос­ти возможна дифференциация по объему, степени сложности пред­лагаемых заданий, по характеру деятельности учащихся и степени самостоятельности ее выполнения.

Рассмотрим особенности отдельных возможных групп учащих­ся в составе класса и специальные приемы дифференцированной работы. К слабоуспевающим обычно относят школьников, имею­щих пониженные учебные возможности. Для них характерны рас­согласованность содержательно-операционного, мотивационного, волевого компонентов учебной деятельности, пониженная актив­ность мышления, низкий уровень речевого развития, преобладание наглядно-действенного и наглядно-образного мышления над сло­весно-логическим. Такие дети предпочитают привычные способы действия, которые легко воспроизвести по памяти; как правило, они лучше запоминают наглядный материал, чем словесные объ­яснения. При учете этих особенностей разрабатывается дифферен­цированный подход к слабоуспевающим. В момент объяснения учебного материала учитель более широко использует внешние опоры, держит в поле зрения этих учеников, чаще обращается к ним с вопросами, вовлекает в обсуждение на основе образца. По­лезно применять специальные приемы, облегчающие ученикам вос­произведение изученного материала,— разрешать отвечать по со­ставленному плану, пользоваться схемами, плакатами, образцами моделей речевых высказываний; следует активно поощрять их первые успехи.

При организации самостоятельной работы можно варьировать.объем заданий и формы помощи школьникам. Слабоуспевающие получают меньшее число заданий. Варьируются виды помощи в процессе обучения: помощь в планировании учебной деятельности; дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности — алгоритмизация проверки усвоения и самоконтроля в учении; сти-

 


мулирование учебной, познавательной и речевой деятельности по­средством предоставления справочно-информационного, иллюстра­тивного и демонстрационного материала (индивидуального и общего пользования) и образцов речевых высказываний; стимулиро­вание поощрением и порицанием, создание ситуаций успеха; конт­роль за учебной деятельностью: пооперационный контроль, более частый опрос, организация контроля со стороны сильных учеников (взаимоконтроль).

С целью развития наиболее подготовленных учащихся необхо­димо организовать их разностороннюю познавательную деятель­ность и создать благоприятные условия для активизации речевого развития. Им предоставляется возможность выполнять учебные задания в несколько большем объеме и повышенной сложности, так как они, как правило, опережают основной состав класса в темпе учебной деятельности. Более высоким развивающим эффек­том обладают задания, имеющие проблемный характер и требую­щие творческого подхода к их решению. Хорошо успевающих уче­ников уже на ранних этапах обучения целесообразно включать в самостоятельное руководство познавательной деятельностью своих товарищей, поручая им роли «маленького учителя», бригадира, ведущего в паре, контролера.

Успешность дифференцированного подхода в учебном процес­се непосредственно зависит от знания особенностей развития уча­щихся данного класса, от гибкости методики развивающего обуче­ния, уровня педагогического мастерства учителя. Комплексное решение задач совершенствования учебного процесса в школе глу­хих состоит в том, чтобы использовать все положительное для плодотворной реализации образовательной, воспитывающей и кор-рекционно-развивающей функций обучения в целях формирования разносторонне развитой и зрелой личности каждого ученика.,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.52.86 (0.004 с.)