Режим рациональной двигательнойактивности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Режим рациональной двигательнойактивности.



Практика № 13

РЕЖИМ РАЦИОНАЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙАКТИВНОСТИ.

ПРАВИЛА БИОМЕХАНИКИДЛЯ ПАЦИЕНТА И МЕДПЕРСОНАЛА

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ.

Студенты должны ЗНАТЬ:

- виды режимов двигательной активности пациента,

- определение биомеханики, основные ее правила,

- правильную биомеханику при различных положениях тела пациента и медицинской сестры в покое и при движениях,

- различные виды положения пациента в постели (на спине, на боку, на животе, в положениях Фаулера и Симса),

- помощь пациенту при изменении положения тела,

- методы снижения риска травм позвоночника у медсестры,

- методы снижения риска травм у пациента с нарушением двигательной активности

УМЕТЬ:

- убедить пациента в необходимости соблюдения назначенно­го режима,

- собрать необходимую информацию о пациенте и обсудить план совместных действий с пациентом и коллегами перед выполнением транспортировки и перемещений пациента,

- применять правила биомеханики при организации рабочего места и в процессе деятельности медсестры с целью предот­вращения травм позвоночника,

- осуществить безопасное перемещение пациента и оказать ему помощь при изменении положения в постели.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Охарактеризуйте виды режимов двигательной активности.

2. Назовите цели назначения постельного режима.

3. Приведите примеры возможных проблем обездвиженного пациента.

4. Дайте определение понятия "биомеханика".

5. Перечислите причины, по которым медсестре необходимо знать и уметь применять правила биомеханики в своей дея­тельности.

6. Назовите основные правила биомеханики.

7. Опишите эффект Вальсальвы и постуральный рефлекс.

8. Перечислите возможные физиологические положения паци­ента в постели. Охарактеризуйте их.

9. Опишите способы перемещения пациента в постели одной и двумя медсестрами.

10. Опишите способы перемещения пациента из положения "лежа в кровати" в положения "сидя в кровати" и "сидя на стуле (в кресле)".

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

В условиях стационара медсестре часто приходится осуществ­лять уход за пациентами с нарушением удовлетворения потребности "двигаться".

Такие пациенты особенно нуждаются в интенсивном сестрин­ском уходе, так как они не могут самостоятельно удовлетворить большинство своих потребностей.

Удовлетворение потребности "двигаться" может быть нарушено в результате болезни. В некоторых ситуациях пациенту запрещает или ограничивает двигательную активность врач, который стремит­ся предотвратить возможное ухудшение состояния больного челове­ка в связи с чрезмерной для него физической нагрузкой.

В зависимости от заболевания и состояния пациента, врач на­значает ему определенный РЕЖИМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНО­СТИ. Обеспечить выполнение назначенного режима - задача меди­цинской сестры.

ВИДЫ РЕЖИМОВ ДВИГАТЕЛЬНОЙ (ФИЗИЧЕСКОЙ) АКТИВНОСТИ:

1. Строгий постельный режим - пациенту категорически запре­щается не только вставать, садиться, но в некоторых случаях - даже самостоятельно поворачиваться в постели.

2. Постельный режим - разрешается поворачиваться в постели, под наблюдением медицинской сестры или специалиста по лечебной физкультуре - делать специальные гимнастические упражнения. Че­рез определенное время, с разрешения врача, - присаживаться на краю кровати, опустив ноги.

3. Палатный режим - разрешается сидеть на стуле рядом с кро­ватью, вставать и недолго ходить по палате. Туалет, кормление па­циента и физиологические отправления осуществляются в палате.

4. Общий режим - разрешается свободная ходьба по коридору и другим помещениям стационара, прогулки по территории больницы. Пациент самостоятельно обслуживает себя: принимает пищу, поль­зуется туалетом, ванной комнатой.

ЗАПОМНИТЕ!

Нарушение двигательной активности может повлечь за со­бой тяжелые последствия для пациента, вплоть до смер­тельного исхода.

ЦЕЛИ НАЗНАЧЕНИЯ ПОСТЕЛЬНОГО РЕЖИМА:

1) Ограничить физическую активность пациента (это снизит потребность клеток организма в кислороде, следовательно, позволит адаптироваться к условиям гипоксии при наруше­нии удовлетворения потребности "дышать").

2) Уменьшить боль, в том числе послеоперационную. Это по­зволит снизить дозу необходимых обезболивающих препа­ратов.

3) Дать возможность ослабевшему и истощенному пациенту собраться с силами и отдохнуть.

Постельный режим физиологичен лишь в том случае, если па­циент может сам поворачиваться, занимать удобное положение и присаживаться в постели. При назначении строгого постельного ре­жима удовлетворение всех основных потребностей значительно на­рушается. Такие пациенты обязательно нуждаются в проведении специальных мероприятий, направленных на предупреждение воз­никновения целого ряда проблем.

ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕЗДВИЖЕННОГО ПА­ЦИЕНТА:

- риск появления пролежней,

- риск дыхательных нарушений (нарушения дренажной функ­ции бронхов и застойных явлений в легких),

- риск нарушения мочевыделения (образования камней в поч­ках и инфицирования мочевых путей),

- риск запоров,

- риск снижения аппетита,

- риск изменений в опорно-двигательном аппарате (контрак­тур суставов и гипотрофии мышц),

- риск травмы в результате падения,

- риск нарушения сна,

- риск дефицита личной гигиены,

- риск дефицита общения.

ЗАПОМНИТЕ!

Вероятность возникновения таких проблем значительно

выше у пациентов пожилого и старческого возраста.

При любом из назначенных режимов двигательной активности медсестра оценит у пациента эффективность способа удовлетворе­ния его жизненно важных потребностей и создаст ему условия для максимально возможного комфорта. С этой целью медсестра может:

- выполнить необходимые действия за пациента;

- обучить пациента новому способу удовлетворения своих по­требностей, то есть - новому образу жизни;

- создать условия для того, чтобы пациент мог самостоятельно удовлетворить все свои потребности: только независимость в их удовлетворении является показателем хорошей адапта­ции, высокого качества жизни в болезни.

Если пациенту назначен строгий постельный режим, медсестре самой придется удовлетворять большинство его потребностей. При улучшении состояния пациента врач постепенно расширяет назна­ченный ему двигательный режим, и задача медсестры - адаптировать пациента к этому более активному режиму.

Положение пациента

Прежде чем перемещать пациента. нужно придать ему удобное положение.

Положение рук медсестёр

Выбранный способ удержания при перемещении зависит от наличия болезненных участков у пациента.

Работа в бригаде

Роль лидера выполняет - один человек

Действия членов бригады должны быть согласованы

Самый сильный член бригады поднимает наиболее тяжёлую часть тела пациента-таз и бёдра пациента.

ВЫПОЛНЯЯ ЛЮБОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ, МЕДСЕСТРЕ СЛЕДУЕТ:

1) Убедиться в наличии необходимого инвентаря.

2) Вымыть руки, надеть перчатки.

3) Объяснить пациенту ход и смысл предстоящего перемещения, обсудить с ним план совместных действий. Если необходимо, воспользоваться помощью коллег.

4) Опустить кровать в горизонтальное положение, отрегулировать ее удобный уровень: когда лежащий пациент находится на уровне середины ее бедра.

(Это позволит медсестре затратить меньше силы для выполнения манипуляции). Встать как можно ближе к пациенту.

5) Убрать одеяло, переложить подушку в изголовье кровати (это предотвратит вероятность удара пациента головой в спинку кровати при неудачно выполняемой манипуляции).

6) Уложить пациента на спину.

7) Пользуясь правилами биомеханики, переместить пациента в необходимое положение. (Таблица № 1) Не забудьте учесть правила биомеханики и предотвратить эффект Вальсальвы, чтобы избежать травм и нарушений в работе сердца и сосудов.

8) Уложить пациента в одно из физиологичных положений в постели, воспользовавшись для этого подушками, валиками и прокладками нужных размеров, подставками для стоп. Они необходимы для того, чтобы:

суставы находились в наиболее физиологичном положении для предотвращения растяжений и контрактур (шея, поясница, суставы конечностей);

предотвратить сдавление мягких тканей под костными выступами;

обеспечить опору для стоп с целью предупредить их "провисание" (См. таблицу № 2).

9) Уложить пациента, убедиться, что он чувствует себя хорошо.

10) Снять перчатки, вымыть руки.

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В ПОСТЕЛИ (Таблица № 1)

В одиночку Вдвоем
Манипуляция выполняется путем неоднократного повторения следующих действий: I –й способ а) Встать у ножного конца кровати. Приподняв, переместить ноги к головному концу, слегка согнув их в коленях. б) Встать на уровне ягодиц. Просунув одну руку под спину, а другую – под бедра пациента, приподняв и немного переместить в сторону головного конца кровати (по диагонали!) или к краю кровати. в) Подведя одну руку под шею, снизу обхватить его противоположное от себя плечо пациента. Другую руку поместить под верхнюю часть тела к изголовью или краю кровати. Действия повторять, пока не будет достигнут необходимый результат. I –й способ а) Одна медсестра встает у головного конца кровати. Руку, находящуюся ближе к изголовью, подводит под шею, и поддерживает противоположное плечо пациента. Другой рукой поддерживает его сложенные на груди руки. б) Другая медсестра встает с той же стороны кровати на уровне ягодиц пациента. Подводит руки под его поясницу и бедра. в) На счет «три» - медсестры одновременно приподнимают и перемещают пациента к изголовью или краю кровати. Если необходимо – действия повторить.
II –й способ Используется, если пациент в состоянии Вам помочь. а) Встать лицом к пациенту у головного конца кровати. б) Объяснить и обсудить с пациентом план совместных действий. в) Подведя одну руку под шею, снизу обхватить противоположное от себя плечо пациента. Другой рукой снизу обхватить ближайшее плечо. г) На счет «три» - приподнять и переместить пациента в то время, как он, сделав выдох, оттолкнется пятками от постели. II –й способ Используется, если пациент в состоянии Вам помочь. а) Медсестры встают лицом к изголовью по разные стороны кровати. Каждая подводит одну руку под плечо, другую – под бедро пациента со своей стороны. б) Просят пациента согнуть шею, прижав подбородок к груди; руки – прижать к груди. в) На счет «три»- приподнять пациента одновременно с тем, как он сделав вдох, оттолкнется от постели, и переместить к изголовью.

 

Практика № 13

РЕЖИМ РАЦИОНАЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙАКТИВНОСТИ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 593; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.116.183 (0.012 с.)