ТОП 10:

Сроки хирургического вмешательства



Хирургическое вмешательство необходимо, в первую очередь, для улучшения питания и для восстановления нормального дыхания ребенка. Конкретные сроки определяются после комплексного обследования, включающего осмотр хирурга, педиатра, невролога, ортодонта.

Идеальные сроки хирургического вмешательства:

- пластика губы (хейлопластика) - от 10 дней до года, то есть в первые месяцы жизни ребенка;

- пластика твердого неба (уранопластика) и мягкого неба (велопластика) - не позже 6 лет. Цель - устранение расщелины неба, удлинение мягкого неба, сужение среднего отдела глоточного кольца, то есть восстановление анатомической структуры и как следствие - функции неба. Проводятся в разные сроки с учетом общего физического состояния ребенка;

- устранение нарушений зубо-чеюстного отдела - от 7 до 14 лет.

Существуют различные мнения по вопросам возрастной шкалы оперативного вмешательства. Некоторые специалисты считают целесообразным проводить такие операции не ранее двух-трехлетнего возраста, так как существующие способы пластики врожденных расщелин неба не могут предотвратить нежелательные последствия раннего оперативного вмешательства, выражающиеся в различных деформациях зубочелюстной системы. В настоящее время разработан способ пластики расщелин неба в раннем возрасте - на первом году жизни. Это способствует развитию речи в правильных анатомических условиях и дает возможность предотвратить формирование стойкого патологического речевого стереотипа.

В случаях подслизистых расщелин или при расщеплении маленького язычка можно обойтись и без операции (когда мягкое небо и небная занавеска имеют достаточную мышечную ткань).

Необходимо помнить, что оперативное лечение само по себе не обеспечивает нормальной речи, а только создает полноценные анатомо-физиологические условия для формирования правильного звукопроизношения. После пластики неба у детей сохраняется патологическая поза языка в полости рта, нарушение деятельности мышц мягкого неба, смешанный фонационный выдох, что ведет к расстройству тембра голоса и специфическому нарушению звукопроизношения. То есть речь сама по себе, без специального обучения, не нормализуется. В связи с этим особую значимость приобретает принцип комплексного медико-психолого-педагогического подхода к устранению речевого дефекта. Коррекционная работа с детьми с врожденной челюстно-лицевой патологией требует систематического, последовательного, комплексного воздействия специалистов: хирургов, ортодонтов, педиатров, логопедов, а в ряде случаев - невропатологов, психологов, оториноларингологов, физиотерапевтов.

Основное значение дооперационного периода - развития базы для формирования правильной речи. Данный период очень важен в логопедической работе. При осуществлении дооперационной работы после операции значительно быстрее восстанавливаются все приобретенные до нее навыки и быстрее заживают послеоперационные рубцы.

В послеоперационный период успешность логопедической работы в немалой степени определяется тем, как она проводилась в дооперационный период. Эффективность зависит от качества хирургической операции и от анатомического и функционального состояния речевого аппарата.

Основные направления работы Дооперационный период Послеоперационный период
Формирование небно-глоточного смыкания Активизация мышц глоточного кольца, подготовка сегментов мягкого неба к вело-фарингеальному (небно-глоточному) смыканию Формирование полноценного небно-глоточного смыкания, развитие подвижности мягкого неба, массаж рубцов твердого и мягкого неба
Работа над физиологическим дыханием Постановка физиологического дыхания (диафрагмально-реберного) Коррекция и автоматизация физиологического дыхания
Формирование ротового выдоха Постановка ротового выдоха, дифференциация ротового и носового выдоха Овладение направленной воздушной струей для выработки навыков фонационного дыхания
Совершенствование артикуляционной моторики Активизация артикуляционного аппарата, придание языку правильного положения Совершенствование подвижности артикуляционного аппарата
Борьба с патологическими компенсаторными привычками Устранение патологических компенсаторных привычек, борьба с излишними движениями лицевых мышц -
Развитие фонематического слуха Развитие слухового внимания и фонематического слуха Совершенствование фонематического слуха и дифференциация смешиваемых правильно произносимых звуков (развитие речеслуховых дифференцировок)
Исправление неправильного звукопроизношения Постановка и автоматизация доступных звуков Освоение произношения гласных без носового оттенка, постановка правильного произношения согласных, полная автоматизация новых навыков
Работа над голосом Развитие модуляции голоса Устранение ринофонии (назальности), нарушений силы и высоты голоса

С детьми с фонетико-фонематическими нарушениями проводится дополнительная работа по развитию фонематического восприятия, формированию навыка звукового анализа и синтеза.

Коррекционная работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, помимо вышеперечисленного включает развитие лексико-грамматического строя речи.







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.224.127.143 (0.005 с.)