Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Первый нормативный кризис взрослой жизни (25-30 лет)Стр 1 из 4Следующая ⇒
Первый нормативный кризис взрослой жизни (25-30 лет) 1. Осознание себя в статусе, принятие социальной ответственности, прав и обязанностей. 2. Овладение профессией и начало профессиональной деятельности. 3. Поиск и выбор друга и вступление в брак, формирование отцовской и материнской позиции. 4. Воспитание детей. 5. Формирование образа, стиля жизни и круга общения. Физическое развитие. В промежутке между 25-30 годами физическая сила, функционирование органов, скорость реакции, двигательные навыки и другие физические возможности достигают своего максимума. Основные задачи и проблемы молодости 25лет: уточнение жизненных планов и начало их осуществления; поиски себя, выработка индивидуальности; окончательное осознание себя как взрослого человека со своими правами и обязанностями, выбор супруга и создание собственной семьи; специализация и приобретение мастерства в профессиональной деятельности. Около 30 лет — переход к средней взрослости, «золотому возрасту», периоду наивысшей работоспособности и отдачи. 30 лет-это возраст нормативного кризиса взрослости, связанного с расхождением между областью наличного и областью возможного, желаемого, переживаемый в виде беспокойства и сомнений. Кризис 30-летия связан с задачей коррекции плана жизни с высоты накопленного опыта, создания более рациональной и упорядоченной структуры жизни и в профессиональной деятельности, и в семье. Пытаясь преодолеть неприятные чувства, человек приходит к переоценке прежних выборов — супруга, карьеры, жизненных целей. Часто наблюдается стремление к коренной смене образа жизни; распад ранних браков; профессиональная переориентация, которые без личностной перестройки, без углубленной рефлексии часто оказываются всего лишь «иллюзорными» путями выхода из кризиса.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЧЕЛОВЕКУ ПО ПРОФЕССИЯМ 1) «ЧЕЛОВЕК – ПРИРОДА»: развитое воображение, наглядно-образное мышление; 2) «ЧЕЛОВЕК – ТЕХНИКА»: хорошая координация движений, зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие; 3) «ЧЕЛОВЕК – ЗНАК»: оперативная и механическая память, способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале; 4) «ЧЕЛОВЕК – ОБРАЗ»: художественные способности; знание психологических законов эмоционального воздействия на людей;
5) «ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕК: стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми, хорошее самочувствие при работе с людьми. ПО ПРИЗНАКУ И ЦЕЛЯМ ТРУДА ВЫДЕЛЯЮТ: гностические, преобразующие, изыскательные профессии. ПО ПРИЗНАКУ ОРУДИЙ И СРЕДСТВАМ ТРУДА ВЫДЕЛЯЮТ ПРОФЕССИИ, связанные с: ручным трудом; машинным трудом; применением автоматизированных систем; преобладанием функциональных средств труда. ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА ВЫДЕЛЯЮТ РАБОТУ С: 1) условиями микроклимата, близкого к бытовым, «комнатным»; 2) пребыванием на открытом воздухе в любую погоду; 3) в необычных условиях; 4) повышенной моральной ответственностью за жизнь и здоровье людей.
ИДЕАЛЬНЫЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ И ИДЕАЛЬНЫЙ СТУДЕНТ ТИПОЛОГИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ. ИДЕАЛЬНЫЙ СТУДЕНТ И ИДЕАЛЬНЫЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ. Среди современных преподавателей студенты выделяют следующие типы: 1) преподаватели – «вечные студенты»: они понимают студентов, обладают высоким интеллектом и профессионализмом; 2) преподаватели – «бывшие моряки»: пытающиеся установить военную дисциплину в вузе; 3) «преподаватели, отбывающие часы», позволяют студентам все делать, лишь бы им не мешали; 4) наиболее распространенный тип преподавателя в высшей школе – «преподаватель – стандарт»: знает предмет, живет своей работой, труден в общении, упрям, амбициозен, не интересен ни себе, ни студентам. «Идеальный» студент – самостоятельно мыслящий человек, а «идеальный» преподаватель – это знаток преподаваемого предмета или компетентный преподаватель. Что такое GPA? Принятый в американской кредитной системе рейтинг студента. В отличии от обычной для нас 5ти балльной системы, для GPA максимальный балл = 4. Я предпочитаю рассчитывать его по пропорции: если 100% = 4, то <оценка_по_предмету> = <GPA>. Учтите, что в Казахстане вместо строгой пропорции часто используют таблицу перевода 100 балльной системы в оценки GPA. К сожалению, GPA не сильно влияет на процесс обучения. К примеру, даже высокий GPA семестра не позволит вам получать повышенную стипендию, если вы получили "четверку" (например, получив одну 87%, при прочих 95%, 97% и т.д.)
В зачетку вносится итоговый GPA за семестр, а в Диплом - итоговый GPA за весь период обучения. По результатам успеваемости студента рассчитывается средний балл (GPA), максимальное выражение которого составляет 4,0 балла. GPA – средневзвешенная оценка уровня учебных достижений обучающегося по выбранной программе (отношение суммы произведений кредитов на цифровой эквивалент баллов оценки итогового контроля по дисциплине к общему количеству кредитов за текущий период обучения).
СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЕЕ ХАРАКТЕРА: 1) эмоционально-импровизационный стиль отличается отсутствием обратной связи с обучающимися, контактом только с сильными обучающимися; 2) эмоционально-методичный стиль отличается высокой оперативностью, некоторым преобладанием интуитивности над рефлексивностью; 3) рассуждающе-импровизационный стиль отличается меньшей изобретательностью в подборе и варьировании методов обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы, реже практикует коллективные обсуждения; 4) рассуждающе-методичный стиль отличается консервативностью в использовании средств и способов педагогической деятельности, высокой методичностью (А. Маркова, А. Никонова).
СПОСОБЫ КОММУНИКАТИВНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И ТИПЫ ЕГО ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СО СТУДЕНТАМИ Анализируя работу преподавателей на занятиях и во внеурочных формах учебной деятельности в одной и той же группе студентов, можно выделить разные уровни общения: • высокий - характеризуется теплотой во взаимоотношениях, взаимопониманием, доверительностью и пр.; • средний; • низкий - характеризуется отчужденностью, непониманием, неприязнью, холодностью, отсутствием взаимопомощи. Уровень общения непосредственно связан с воздействиями педагога, которые соответствуют парциальным (частичным) оценкам, хорошо изученным Б. Г. Ананьевым. Эти воздействия можно разделить на два вида: • положительные - одобрение, поощрение самостоятельности, похвала, юмор, просьба, совет и предложение; • отрицательные - замечания, насмешка, ирония, упреки, угрозы, оскорбления, придирки. Различные стили коммуникативного взаимодействия порождают несколько моделей поведения преподавателя в общении с обучаемыми на занятиях. Условно их можно обозначить следующим образом: • Модель диктаторская ("Монблан") - преподаватель как бы отстранен от обучаемых студентов, он парит над ними, находясь в царстве знаний. Обучаемые студенты - лишь безликая масса слушателей. Никакого личностного взаимодействия. Педагогические функции сведены к информационному сообщению. Следствие: отсутствие психологического контакта, а отсюда безынициативность и пассивность обучаемых студентов. • Модель неконтактная ("Китайская стена") - близка по своему психологическому содержанию к первой. Разница в том, что между преподавателем и обучаемыми существует слабая обратная связь ввиду произвольно или непреднамеренно возведенного барьера общения. В роли такого барьера могут выступить отсутствие желания к сотрудничеству с какой-либо стороны, информационный, а не диалоговый характер занятия; непроизвольное подчеркивание преподавателем своего статуса, снисходительное отношение к обучаемым. Следствие: слабое взаимодействие с обучаемыми студентами, а с их стороны - равнодушное отношение к преподавателю.
• Модель дифференцированного внимания ("Локатор") - основана на избирательных отношениях с обучаемыми. Преподаватель ориентирован не на весь состав аудитории, лишь на часть, допустим, на талантливых или же, напротив, слабых, на лидеров или аутсайдеров. В общении он как бы ставит их в положение своеобразных индикаторов, по которым ориентируется на настроение коллектива, концентрирует на них свое внимание. Одной из причин такой модели общения на занятиях может явиться неумение сочетать индивидуализацию обучения студентов с фронтальным подходом. Следствие: нарушается целостность акта взаимодействия в системе преподаватель - коллектив студентов, она подменяется фрагментарностью ситуативных контактов. • Модель гипорефлексная ("Тетерев") - заключается в том, что преподаватель в общении как бы замкнут на себя: его речь большей частью как бы монологична. Разговаривая, он слышит только самого себя и никак не реагирует на слушателей. В диалоге оппоненту бесполезно пытаться вставить реплику, она просто не будет воспринята. Даже в совместной трудовой деятельности такой преподаватель поглощен своими идеями и проявляет эмоциональную глухоту к окружающим. Следствие: практически отсутствует взаимодействие между обучаемыми и обучающим, а вокруг последнего образуется поле психологического вакуума. Стороны процесса общения существенно изолированы друг от друга, учебно-воспитательное воздействие представлено формально. • Модель гиперрефлексная ("Гамлет") - противоположна по психологической канве предыдущей. Преподаватель озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается окружающими. Межличностные отношения возводятся им в абсолют, приобретая доминирующее значение для него, он постоянно сомневается в действенности своих аргументов, в правильности поступков, остро реагирует на нюансы психологической атмосферы обучаемых студентов, принимая их на свой счет. Такой преподаватель подобен обнаженному нерву. Следствие: обостренная социально-психологическая чувствительность преподавателя, приводящая к его неадекватным реакциям на реплики и действия аудитории. В такой модели поведения не исключено, что бразды правления окажутся в руках у студентов, а преподаватель займет ведомую позицию в отношениях.
• Модель негибкого реагирования ("Робот") - взаимоотношения преподавателя со студентами строятся по жесткой программе, где четко выдерживаются цели и задачи занятия, дидактически оправданы методические приемы, имеет место безупречная логика изложения и аргументация фактов, отшлифованы мимика и жесты, но преподаватель не обладает чувством понимания меняющейся ситуации общения. Им не учитываются педагогическая действительность, состав и психическое состояние студентов, их возрастные и этнические особенности. Идеально спланированное и методически отработанное занятие разбивается о рифы социально-психологической реальности, не достигая своей цели. Следствие: низкий эффект педагогического взаимодействия. • Модель авторитарная ("Я - сам") - учебно-воспитательный процесс целиком фокусируется на преподавателе. Он - главное и единственное действующее лицо. От него исходят вопросы и ответы, суждения и аргументы. Практически отсутствует творческое взаимодействие между ним и аудиторией. Односторонняя активность преподавателя подавляет всякую личную инициативу со стороны обучаемых студентов, которые осознают себя лишь в качестве исполнителей, ждут инструкций к действию. До минимума снижается их познавательная и общественная активность. Следствие: воспитывается безынициативность обучаемых, теряется творческий характер обучения, искажается мотивационная сфера познавательной активности. • Модель активного взаимодействия ("Союз") - преподаватель постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате группы и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции. Следствие: возникающие учебные, организационные и этические проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивная. Процесс общения преподавателя со студентами может складываться в двух крайних вариантах: 1) взаимопонимание, слаженность выполнения учебной деятельности, развитие способности прогнозировать поведение друг друга и 2) разлад, отчужденность, неспособность понять и предугадывать поведение друг друга, появление конфликтов.
Основные области затруднения в педагогическом взаимодействии:
2. статусно-позиционно-ролевая (связана с семейным воспитанием, позицией в обществе);
Недопустимого утомления,
Переутомления, Эмоциональным выгоранием, Стрессами. Психологические различия, Адаптационные трудности, несоответствие требований уровню подготовки преподавателя, первый нормативный кризис взрослой жизни (25-30 лет) 1. Осознание себя в статусе, принятие социальной ответственности, прав и обязанностей. 2. Овладение профессией и начало профессиональной деятельности. 3. Поиск и выбор друга и вступление в брак, формирование отцовской и материнской позиции. 4. Воспитание детей. 5. Формирование образа, стиля жизни и круга общения. Физическое развитие. В промежутке между 25-30 годами физическая сила, функционирование органов, скорость реакции, двигательные навыки и другие физические возможности достигают своего максимума. Основные задачи и проблемы молодости 25лет: уточнение жизненных планов и начало их осуществления; поиски себя, выработка индивидуальности; окончательное осознание себя как взрослого человека со своими правами и обязанностями, выбор супруга и создание собственной семьи; специализация и приобретение мастерства в профессиональной деятельности. Около 30 лет — переход к средней взрослости, «золотому возрасту», периоду наивысшей работоспособности и отдачи. 30 лет-это возраст нормативного кризиса взрослости, связанного с расхождением между областью наличного и областью возможного, желаемого, переживаемый в виде беспокойства и сомнений. Кризис 30-летия связан с задачей коррекции плана жизни с высоты накопленного опыта, создания более рациональной и упорядоченной структуры жизни и в профессиональной деятельности, и в семье. Пытаясь преодолеть неприятные чувства, человек приходит к переоценке прежних выборов — супруга, карьеры, жизненных целей. Часто наблюдается стремление к коренной смене образа жизни; распад ранних браков; профессиональная переориентация, которые без личностной перестройки, без углубленной рефлексии часто оказываются всего лишь «иллюзорными» путями выхода из кризиса.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЧЕЛОВЕКУ ПО ПРОФЕССИЯМ 1) «ЧЕЛОВЕК – ПРИРОДА»: развитое воображение, наглядно-образное мышление; 2) «ЧЕЛОВЕК – ТЕХНИКА»: хорошая координация движений, зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие; 3) «ЧЕЛОВЕК – ЗНАК»: оперативная и механическая память, способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале; 4) «ЧЕЛОВЕК – ОБРАЗ»: художественные способности; знание психологических законов эмоционального воздействия на людей; 5) «ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕК: стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми, хорошее самочувствие при работе с людьми. ПО ПРИЗНАКУ И ЦЕЛЯМ ТРУДА ВЫДЕЛЯЮТ: гностические, преобразующие, изыскательные профессии. ПО ПРИЗНАКУ ОРУДИЙ И СРЕДСТВАМ ТРУДА ВЫДЕЛЯЮТ ПРОФЕССИИ, связанные с: ручным трудом; машинным трудом; применением автоматизированных систем; преобладанием функциональных средств труда. ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА ВЫДЕЛЯЮТ РАБОТУ С: 1) условиями микроклимата, близкого к бытовым, «комнатным»; 2) пребыванием на открытом воздухе в любую погоду; 3) в необычных условиях; 4) повышенной моральной ответственностью за жизнь и здоровье людей.
ИДЕАЛЬНЫЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ И ИДЕАЛЬНЫЙ СТУДЕНТ ТИПОЛОГИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ. ИДЕАЛЬНЫЙ СТУДЕНТ И ИДЕАЛЬНЫЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ. Среди современных преподавателей студенты выделяют следующие типы: 1) преподаватели – «вечные студенты»: они понимают студентов, обладают высоким интеллектом и профессионализмом; 2) преподаватели – «бывшие моряки»: пытающиеся установить военную дисциплину в вузе; 3) «преподаватели, отбывающие часы», позволяют студентам все делать, лишь бы им не мешали; 4) наиболее распространенный тип преподавателя в высшей школе – «преподаватель – стандарт»: знает предмет, живет своей работой, труден в общении, упрям, амбициозен, не интересен ни себе, ни студентам. «Идеальный» студент – самостоятельно мыслящий человек, а «идеальный» преподаватель – это знаток преподаваемого предмета или компетентный преподаватель.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.147.124 (0.051 с.) |