Первый нормативный кризис взрослой жизни (25-30 лет) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первый нормативный кризис взрослой жизни (25-30 лет)



Первый нормативный кризис взрослой жизни (25-30 лет)

1. Осознание себя в статусе, принятие социальной ответственности, прав и обязанностей.

2. Овладение профессией и начало профессиональной деятельности.

3. Поиск и выбор друга и вступление в брак, формирование отцовской и материнской позиции.

4. Воспитание детей.

5. Формирование образа, стиля жизни и круга общения.

Физическое развитие. В промежутке между 25-30 годами физическая сила, функционирование органов, скорость реакции, двигательные навыки и другие физические возможности достигают своего максимума.

Основные задачи и проблемы молодости 25лет: уточнение жизненных планов и начало их осуществления; поиски себя, выработка индивидуальности; окончательное осознание себя как взрослого человека со своими правами и обязанностями, выбор супруга и создание собственной семьи; специализация и приобретение мастерства в профессиональной деятельности.

Около 30 лет — переход к средней взрослости, «золотому возрасту», периоду наивысшей работоспособности и отдачи. 30 лет-это возраст нормативного кризиса взрослости, связанного с расхождением между областью наличного и областью возможного, желаемого, переживаемый в виде беспокойства и сомнений. Кризис 30-летия связан с задачей коррекции плана жизни с высоты накопленного опыта, создания более рациональной и упорядоченной структуры жизни и в профессиональной деятельности, и в семье. Пытаясь преодолеть неприятные чувства, человек приходит к переоценке прежних выборов — супруга, карьеры, жизненных целей. Часто наблюдается стремление к коренной смене образа жизни; распад ранних браков; профессиональная переориентация, которые без личностной перестройки, без углубленной рефлексии часто оказываются всего лишь «иллюзорными» путями выхода из кризиса.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЧЕЛОВЕКУ ПО ПРОФЕССИЯМ

1) «ЧЕЛОВЕК – ПРИРОДА»: развитое воображение, наглядно-образное мышление;

2) «ЧЕЛОВЕК – ТЕХНИКА»: хорошая координация движений, зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;

3) «ЧЕЛОВЕК – ЗНАК»: оперативная и механическая память, способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;

4) «ЧЕЛОВЕК – ОБРАЗ»: художественные способности; знание психологических законов эмоционального воздействия на людей;

5) «ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕК: стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми, хорошее самочувствие при работе с людьми.

ПО ПРИЗНАКУ И ЦЕЛЯМ ТРУДА ВЫДЕЛЯЮТ: гностические, преобразующие, изыскательные профессии.

ПО ПРИЗНАКУ ОРУДИЙ И СРЕДСТВАМ ТРУДА ВЫДЕЛЯЮТ ПРОФЕССИИ, связанные с:

ручным трудом;

машинным трудом;

применением автоматизированных систем;

преобладанием функциональных средств труда.

ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА ВЫДЕЛЯЮТ РАБОТУ С:

1) условиями микроклимата, близкого к бытовым, «комнатным»;

2) пребыванием на открытом воздухе в любую погоду;

3) в необычных условиях;

4) повышенной моральной ответственностью за жизнь и здоровье людей.

 

 

ИДЕАЛЬНЫЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ И ИДЕАЛЬНЫЙ СТУДЕНТ

ТИПОЛОГИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ. ИДЕАЛЬНЫЙ СТУДЕНТ И ИДЕАЛЬНЫЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ.

Среди современных преподавателей студенты выделяют следующие типы:

1) преподаватели – «вечные студенты»: они понимают студентов, обладают высоким интеллектом и профессионализмом;

2) преподаватели – «бывшие моряки»: пытающиеся установить военную дисциплину в вузе;

3) «преподаватели, отбывающие часы», позволяют студентам все делать, лишь бы им не мешали;

4) наиболее распространенный тип преподавателя в высшей школе – «преподаватель – стандарт»: знает предмет, живет своей работой, труден в общении, упрям, амбициозен, не интересен ни себе, ни студентам.

«Идеальный» студент – самостоятельно мыслящий человек, а «идеальный» преподаватель – это знаток преподаваемого предмета или компетентный преподаватель.

Что такое GPA?

Принятый в американской кредитной системе рейтинг студента. В отличии от обычной для нас 5ти балльной системы, для GPA максимальный балл = 4. Я предпочитаю рассчитывать его по пропорции: если 100% = 4, то <оценка_по_предмету> = <GPA>. Учтите, что в Казахстане вместо строгой пропорции часто используют таблицу перевода 100 балльной системы в оценки GPA.

К сожалению, GPA не сильно влияет на процесс обучения. К примеру, даже высокий GPA семестра не позволит вам получать повышенную стипендию, если вы получили "четверку" (например, получив одну 87%, при прочих 95%, 97% и т.д.)

В зачетку вносится итоговый GPA за семестр, а в Диплом - итоговый GPA за весь период обучения.

По результатам успеваемости студента рассчитывается средний балл (GPA), максимальное выражение которого составляет 4,0 балла.

GPA – средневзвешенная оценка уровня учебных достижений обучающегося по выбранной программе (отношение суммы произведений кредитов на цифровой эквивалент баллов оценки итогового контроля по дисциплине к общему количеству кредитов за текущий период обучения).

 

СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЕЕ ХАРАКТЕРА:

1) эмоционально-импровизационный стиль отличается отсутствием обратной связи с обучающимися, контактом только с сильными обучающимися;

2) эмоционально-методичный стиль отличается высокой оперативностью, некоторым преобладанием интуитивности над рефлексивностью;

3) рассуждающе-импровизационный стиль отличается меньшей изобретательностью в подборе и варьировании методов обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы, реже практикует коллективные обсуждения;

4) рассуждающе-методичный стиль отличается консервативностью в использовании средств и способов педагогичес­кой деятельности, высокой методичностью (А. Маркова, А. Никонова).

 

 

СПОСОБЫ КОММУНИКАТИВНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И ТИПЫ ЕГО ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СО СТУДЕНТАМИ

Анализируя работу преподавателей на занятиях и во внеурочных формах учебной деятельности в одной и той же группе студентов, можно выделить разные уровни общения:

• высокий - характеризуется теплотой во взаимоотношениях, взаимопониманием, доверительностью и пр.; • средний; • низкий - характеризуется отчужденностью, непониманием, неприязнью, холодностью, отсутствием взаимопомощи. Уровень общения непосредственно связан с воздействиями педагога, которые соответствуют парциальным (частичным) оценкам, хорошо изученным Б. Г. Ананьевым. Эти воздействия можно разделить на два вида: • положительные - одобрение, поощрение самостоятельности, похвала, юмор, просьба, совет и предложение; • отрицательные - замечания, насмешка, ирония, упреки, угрозы, оскорбления, придирки.

Различные стили коммуникативного взаимодействия порождают несколько моделей поведения преподавателя в общении с обучаемыми на занятиях. Условно их можно обозначить следующим образом:

• Модель диктаторская ("Монблан") - преподаватель как бы отстранен от обучаемых студентов, он парит над ними, находясь в царстве знаний. Обучаемые студенты - лишь безликая масса слушателей. Никакого личностного взаимодействия. Педагогические функции сведены к информационному сообщению.

Следствие: отсутствие психологического контакта, а отсюда безынициативность и пассивность обучаемых студентов.

• Модель неконтактная ("Китайская стена") - близка по своему психологическому содержанию к первой. Разница в том, что между преподавателем и обучаемыми существует слабая обратная связь ввиду произвольно или непреднамеренно возведенного барьера общения. В роли такого барьера могут выступить отсутствие желания к сотрудничеству с какой-либо стороны, информационный, а не диалоговый характер занятия; непроизвольное подчеркивание преподавателем своего статуса, снисходительное отношение к обучаемым. Следствие: слабое взаимодействие с обучаемыми студентами, а с их стороны - равнодушное отношение к преподавателю.

• Модель дифференцированного внимания ("Локатор") - основана на избирательных отношениях с обучаемыми. Преподаватель ориентирован не на весь состав аудитории, лишь на часть, допустим, на талантливых или же, напротив, слабых, на лидеров или аутсайдеров. В общении он как бы ставит их в положение своеобразных индикаторов, по которым ориентируется на настроение коллектива, концентрирует на них свое внимание. Одной из причин такой модели общения на занятиях может явиться неумение сочетать индивидуализацию обучения студентов с фронтальным подходом. Следствие: нарушается целостность акта взаимодействия в системе преподаватель - коллектив студентов, она подменяется фрагментарностью ситуативных контактов.

• Модель гипорефлексная ("Тетерев") - заключается в том, что преподаватель в общении как бы замкнут на себя: его речь большей частью как бы монологична. Разговаривая, он слышит только самого себя и никак не реагирует на слушателей. В диалоге оппоненту бесполезно пытаться вставить реплику, она просто не будет воспринята. Даже в совместной трудовой деятельности такой преподаватель поглощен своими идеями и проявляет эмоциональную глухоту к окружающим.

Следствие: практически отсутствует взаимодействие между обучаемыми и обучающим, а вокруг последнего образуется поле психологического вакуума. Стороны процесса общения существенно изолированы друг от друга, учебно-воспитательное воздействие представлено формально.

• Модель гиперрефлексная ("Гамлет") - противоположна по психологической канве предыдущей. Преподаватель озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается окружающими. Межличностные отношения возводятся им в абсолют, приобретая доминирующее значение для него, он постоянно сомневается в действенности своих аргументов, в правильности поступков, остро реагирует на нюансы психологической атмосферы обучаемых студентов, принимая их на свой счет. Такой преподаватель подобен обнаженному нерву. Следствие: обостренная социально-психологическая чувствительность преподавателя, приводящая к его неадекватным реакциям на реплики и действия аудитории. В такой модели поведения не исключено, что бразды правления окажутся в руках у студентов, а преподаватель займет ведомую позицию в отношениях.

• Модель негибкого реагирования ("Робот") - взаимоотношения преподавателя со студентами строятся по жесткой программе, где четко выдерживаются цели и задачи занятия, дидактически оправданы методические приемы, имеет место безупречная логика изложения и аргументация фактов, отшлифованы мимика и жесты, но преподаватель не обладает чувством понимания меняющейся ситуации общения. Им не учитываются педагогическая действительность, состав и психическое состояние студентов, их возрастные и этнические особенности. Идеально спланированное и методически отработанное занятие разбивается о рифы социально-психологической реальности, не достигая своей цели. Следствие: низкий эффект педагогического взаимодействия.

• Модель авторитарная ("Я - сам") - учебно-воспитательный процесс целиком фокусируется на преподавателе. Он - главное и единственное действующее лицо. От него исходят вопросы и ответы, суждения и аргументы. Практически отсутствует творческое взаимодействие между ним и аудиторией. Односторонняя активность преподавателя подавляет всякую личную инициативу со стороны обучаемых студентов, которые осознают себя лишь в качестве исполнителей, ждут инструкций к действию. До минимума снижается их познавательная и общественная активность. Следствие: воспитывается безынициативность обучаемых, теряется творческий характер обучения, искажается мотивационная сфера познавательной активности.

• Модель активного взаимодействия ("Союз") - преподаватель постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате группы и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции. Следствие: возникающие учебные, организационные и этические проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивная.

Процесс общения преподавателя со студентами может складываться в двух крайних вариантах: 1) взаимопонимание, слаженность выполнения учебной деятельности, развитие способности прогнозировать поведение друг друга и 2) разлад, отчужденность, неспособность понять и предугадывать поведение друг друга, появление конфликтов.

 

 

Основные области затруднения в педагогическом взаимодействии:

  1. этносоциокультурная (связана с особенностями этнического сознания);

2. статусно-позиционно-ролевая (связана с семейным воспитанием, позицией в обществе);

  1. возрастная (связана с общением со взрослыми, с педагогом);
  2. индивидуально-психологические затруднения (связаны с индивидуально-психологическими особенностями партнеров общения (преподавателя, студентов);

Недопустимого утомления,

Переутомления,

Эмоциональным выгоранием,

Стрессами.

Психологические различия,

Адаптационные трудности,

несоответствие требований уровню подготовки преподавателя,

первый нормативный кризис взрослой жизни (25-30 лет)

1. Осознание себя в статусе, принятие социальной ответственности, прав и обязанностей.

2. Овладение профессией и начало профессиональной деятельности.

3. Поиск и выбор друга и вступление в брак, формирование отцовской и материнской позиции.

4. Воспитание детей.

5. Формирование образа, стиля жизни и круга общения.

Физическое развитие. В промежутке между 25-30 годами физическая сила, функционирование органов, скорость реакции, двигательные навыки и другие физические возможности достигают своего максимума.

Основные задачи и проблемы молодости 25лет: уточнение жизненных планов и начало их осуществления; поиски себя, выработка индивидуальности; окончательное осознание себя как взрослого человека со своими правами и обязанностями, выбор супруга и создание собственной семьи; специализация и приобретение мастерства в профессиональной деятельности.

Около 30 лет — переход к средней взрослости, «золотому возрасту», периоду наивысшей работоспособности и отдачи. 30 лет-это возраст нормативного кризиса взрослости, связанного с расхождением между областью наличного и областью возможного, желаемого, переживаемый в виде беспокойства и сомнений. Кризис 30-летия связан с задачей коррекции плана жизни с высоты накопленного опыта, создания более рациональной и упорядоченной структуры жизни и в профессиональной деятельности, и в семье. Пытаясь преодолеть неприятные чувства, человек приходит к переоценке прежних выборов — супруга, карьеры, жизненных целей. Часто наблюдается стремление к коренной смене образа жизни; распад ранних браков; профессиональная переориентация, которые без личностной перестройки, без углубленной рефлексии часто оказываются всего лишь «иллюзорными» путями выхода из кризиса.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЧЕЛОВЕКУ ПО ПРОФЕССИЯМ

1) «ЧЕЛОВЕК – ПРИРОДА»: развитое воображение, наглядно-образное мышление;

2) «ЧЕЛОВЕК – ТЕХНИКА»: хорошая координация движений, зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;

3) «ЧЕЛОВЕК – ЗНАК»: оперативная и механическая память, способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;

4) «ЧЕЛОВЕК – ОБРАЗ»: художественные способности; знание психологических законов эмоционального воздействия на людей;

5) «ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕК: стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми, хорошее самочувствие при работе с людьми.

ПО ПРИЗНАКУ И ЦЕЛЯМ ТРУДА ВЫДЕЛЯЮТ: гностические, преобразующие, изыскательные профессии.

ПО ПРИЗНАКУ ОРУДИЙ И СРЕДСТВАМ ТРУДА ВЫДЕЛЯЮТ ПРОФЕССИИ, связанные с:

ручным трудом;

машинным трудом;

применением автоматизированных систем;

преобладанием функциональных средств труда.

ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА ВЫДЕЛЯЮТ РАБОТУ С:

1) условиями микроклимата, близкого к бытовым, «комнатным»;

2) пребыванием на открытом воздухе в любую погоду;

3) в необычных условиях;

4) повышенной моральной ответственностью за жизнь и здоровье людей.

 

 

ИДЕАЛЬНЫЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ И ИДЕАЛЬНЫЙ СТУДЕНТ

ТИПОЛОГИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ. ИДЕАЛЬНЫЙ СТУДЕНТ И ИДЕАЛЬНЫЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ.

Среди современных преподавателей студенты выделяют следующие типы:

1) преподаватели – «вечные студенты»: они понимают студентов, обладают высоким интеллектом и профессионализмом;

2) преподаватели – «бывшие моряки»: пытающиеся установить военную дисциплину в вузе;

3) «преподаватели, отбывающие часы», позволяют студентам все делать, лишь бы им не мешали;

4) наиболее распространенный тип преподавателя в высшей школе – «преподаватель – стандарт»: знает предмет, живет своей работой, труден в общении, упрям, амбициозен, не интересен ни себе, ни студентам.

«Идеальный» студент – самостоятельно мыслящий человек, а «идеальный» преподаватель – это знаток преподаваемого предмета или компетентный преподаватель.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.147.124 (0.051 с.)