Эти обстоятельства определяют актуальность представленной работы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эти обстоятельства определяют актуальность представленной работы.



ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время, в связи с постоянно возрастающей ролью России на мировом рынке и, соответственно, ролью ФТС в реализации внешнеэкономической политики РФ, особое значение приобретает организация и управление международной деятельностью Федеральной таможенной службы. Этим и объясняется актуальность выбранной темы.

Системы управления в таможенных органах имеют своей главной целью достижение единодействия всех сотрудников таможенных органов. Система должна работать в одном направлении и обеспечивать решение поставленных перед ней задач. Для этого требуется четкое управление внутри нее.

Расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами, общность интересов России и других государств при решении многих проблем в области международной безопасности, в том числе в сфере противодействия распространению оружия массового уничтожения, борьбы с международным терроризмом и торговлей наркотиками, острых экологических проблем, в частности проблем в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, обусловили появление новых задач, в решении которых должны участвовать таможенные органы Российской Федерации и которые предопределяют их дальнейшее развитие.

Эти обстоятельства определяют актуальность представленной работы.

Целевая установка на выполнение выпускной квали

Оглавление

1.1. Основные задачи, функции и структура ЦБТ.. 5

 

Фикационной работы: «Провести оценку показателей эффективности деятельности таможенных органов и выдать предложения по их совершенствованию».

Перечень основных вопросов подлежащих разработке:

- провести анализ задач и функций таможенных органов в современных условиях на примере Центральной Базовой таможни;

- изучить методическое обеспечение показателей эффективности деятельности таможенных органов;

- рассмотреть предложения по совершенствованию методического обеспечения оценки эффективности деятельности таможенных органов (на примере Центральной базовой таможни).

Объектом исследования является деятельность таможенных органов (на примере Центральной базовой таможни).

Предметом исследования является методическое обеспечение оценки эффективности деятельности таможенных органов и его совершенствование.

При написании работы были использованы труды отечественных и зарубежных авторов, материалы периодической печати, а также кадровая документация Центральной базовой таможни.

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЗАДАЧ И ФУНКЦИЙ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ БАЗОВОЙ ТАМОЖНИ

Основные задачи, функции и структура ЦБТ

Центральная базовая таможня — структурное подразделение Федеральной таможенной службы. Центральная базовая таможня ведёт свою историю с января 1990 года, когда согласно приказу Главного управления Государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР с целью обеспечения всей полноты хозяйственной деятельности аппарата Главного управления Государственного таможенного контроля и таможен СССР была организована Центральная таможня.

Расширение инфраструктуры таможенной службы в первой половине 1990-х годов способствовало усилению роли тылового обеспечения её органов. На базе Центральной таможни приказом Государственного таможенного комитета было создано Региональное таможенное управление по эксплуатации объектов таможенной инфраструктуры и социальному развитию. Однако практика деятельности таможенных органов требовала создания нового вида таможни, удовлетворяющего потребности, в частности, центрального аппарата таможенной службы России и таможенных органов Московского региона. В связи с этим приказом Государственного таможенного комитета в 1996 году была создана и действует в настоящее время Центральная базовая таможня.

Центральная базовая таможня (ЦБТ) осуществляет свою деятельность под руководством Федеральной таможенной службы.

ЦБТ расположена по адресу:

Телефон: 449-78-16

Успешная и эффективная работа любой организации во многом зависит от уровня обеспечения ее повседневной жизнедеятельности. Для достижения этой цели создаются специализированные хозяйственные подразделения.

1. Сегодня в сферу забот ЦБТ входят капитальное строительство, ремонт и эксплуатация объектов таможенной инфраструктуры, материально-техническое обеспечение деятельности таможенных органов, оснащение транспортными средствами (организация эксплуатации и ремонта), разработка и осуществление программ социального, жилищно-бытового, спортивно-оздоровительного, культурного обеспечения, организация охраны труда и гражданской обороны. В состав таможни входят службы социального развития и обеспечения, эксплуатационно-техническая служба, автотранспортные подразделения, подразделения материально-технического обеспечения.

ФТС России, являясь правопреемником ГТК России, существует чуть более 20 лет. Все действующие до ее создания утратили силу, поэтому большинство вопросов хозяйственной деятельности приходилось начинать с чистого листа. Нелишним будет вспомнить 90-е годы, которые характеризовались низким уровнем зарплаты в государственных учреждениях, хроническими задержками ее выплаты, необустроенностью таможенных органов. Эти причины предопределили текучесть кадров, отток наиболее подготовленной их части, что отрицательно сказалось на закладке нормативного базиса по порядку обеспечения таможенных органов. Некоторые вопросы хозяйственной деятельности таможни, к сожалению, и до настоящего времени не находят полного отражения в нормативных документах, затрудняют оформление хозяйственных операций и не способствуют оперативному решению возникающих задач. Нельзя сказать, что в этом направлении ничего не делается. ГУТО и ГФЭУ подготовлен и выпущен ряд документов, но, как показывает практика, динамичный характер развития таможенных органов и в связи с этим возникающие нестандартные задачи по их обеспечению требуют постоянной правовой поддержки от управлений ФТС России, наделенных такими полномочиями.

Центральная базовая таможня входит в единую систему таможенных органов Российской Федерации и осуществляет свою деятельность под руководством Федеральной таможенной службы. ЦБТ находится в непосредственном подчинении ФТС России. Создание, реорганизацию и ликвидацию ЦБТ осуществляет ФТС России.

ЦБТ в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативно-правовыми актами ФТС России и Положением о Центральной базовой таможне.

ЦБТ обладает правом оперативного управления в отношении закрепленного за ней имущества, являющегося федеральной государственной собственностью.

ЦБТ осуществляет следующие функции:

Оснащает в централизованном порядке таможенные органы в регионе деятельности ЦБТ техническими средствами таможенного контроля, системами связи и передачи данных, оргтехникой и иными средствами автоматизации, транспортными средствами, а также материалами и оборудованием, необходимыми для нормальной деятельности таможенных органов в регионе деятельности ЦБТ.

Главный показатель качества работы ЦБТ – это когда деятельность организации незаметна и вокруг присутствует «коммунальная цивилизация». Сотрудник ФТС России с приходом на службу видит чистую, ухоженную территорию, на которой летом цветы, газоны, зимой она убрана от снега, льда. Лифты двигаются бесшумно, в служебных помещениях тепло, светло, уютно. Вода идет бесперебойно, и холодная, и теплая. Автотранспортное обеспечение не вызывает дискомфорта у пассажиров. Это и многое другое является нашей обязанностью, показателем работы и залогом хорошего настроения у сотрудников ФТС России.

Для формирования и реализации управляющего воздействия необходимо наличие субъекта управления (управляющей системы, подсистемы), объекта управления (управляемой системы, подсистемы) и определенным образом организованных прямых и обратных связей между ними. В совокупности субъект управления, объект управления и взаимосвязи между ними образуют систему управления в таможенных органах.

К субъектам управления в таможенных органах относятся все руководители, имеющие полномочия принимать управленческие решения, давать поручения подчиненным сотрудникам и коллективам и требовать их выполнения, т. е. все элементы и подсистемы таможенного поста, таможни, регионального таможенного управления и ФТС России, осуществляющие целенаправленное воздействие. В качестве объектов управления в таможенных органах выступают исполнители решений, приказов, поручений управляющей подсистемы, специалисты таможенного дела, таможенные коллективы, организационные структуры, технологические таможенные процедуры, все виды деятельности по осуществлению функций, возложенных на таможенные органы, ресурсы таможенной деятельности и др ( Бахрах Д.Н., Кивалов С.В. Таможенное право России. -Екатеринбург, 2010.- с.36. ).

Для более глубокого понимания сущности управления в таможенных органах необходимо знать особенности, которые присущи этому управлению. К ним можно отнести: ярко выраженную нацеленность управления на конечный результат служебной деятельности; сочетание управленческой деятельности внутри системы с работой с участниками ВЭД; осуществление полномочий органа государственного управления; допустимость разумного риска в процессе управления; динамичность процессов управления в условиях противоборства сотрудников таможенных органов с недобросовестными участниками ВЭД, контрабандистами и их пособниками; относительная неопределенность условий, в которых осуществляется управление. Управление в таможенных органах опирается как на объективные экономические законы и законы управления, так и на формирующуюся на их основе единую систему интересов всех участников оперативно-служебной деятельности: общественных, коллективных и личных. Важной особенностью управления является то, что оно играет созидательную роль, повышая эффективность таможенной деятельности ( Драганов В. Г. Основы таможенного дела: Учеб. для вузов / Под общ. ред. В. Г. Драганова; Рос. тамож. акад. ГТК РФ.- М.: ОАО "Изд- во" Экономика", 2008. – с. 28 ).

Таким образом, управление в таможенных органах — это комплексная, конкретная, практическая деятельность по сознательной организации всей оперативно-служебной деятельности, на всех ее этапах и стадиях, в пространстве и времени.

Знание рассмотренных категорий имеет важное значение: во-первых, они позволяют понять сущность и механизм управления; во-вторых, они способствуют методологически правильной, осознанной организации работы руководителей таможенных органов по управлению оперативно-служебной деятельностью подчиненных коллективов; в-третьих, правильное научное понимание значений основных категорий способствует совершенствованию имеющихся и созданию качественно новых структур управления таможенной деятельностью, что особенно важно в период модернизации таможенной службы.

Развитие системы таможенных органов России тесно связано с решением управленческих проблем, ибо управление всегда начинается с установления четких взаимосвязей между отдельными звеньями той или другой организации, распределения между ними прав и ответственности. Организационное оформление этих вопросов предполагает разработку оптимальной организационной структуры управления таможенными органами.

Под организационной структурой управления чаще всего понимают упорядоченную совокупность элементов иерархической системы управления и их взаимоотношений друг с другом, обеспечивающих развитие этих элементов как единого целого. При анализе организационных структур управления в них, как правило, выделяются следующие элементы: звенья управления, уровни управления и взаимоотношения ( Драганов В. Г. Основы таможенного дела: Учеб. для вузов / Под общ. ред. В. Г. Драганова; Рос. тамож. акад. ГТК РФ.- М.: ОАО "Изд- во" Экономика", 2008. – с. 29 ).

К звеньям управления в системе таможенных органов относятся: ФТС России, управления и самостоятельные отделы ФТС России, РТУ, отделы РТУ, таможни, отделы таможен, таможенные посты и отдельные специалисты, выполняющие соответствующие профессиональные или управленческие функции. Эти звенья управления находятся на соответствующих уровнях иерархии управления.

Диагональные отношения — это отношения, возникающие между звеньями управления, находящимися на различных уровнях системы управления, не состоящими в отношениях прямого подчинения, но взаимодействующими между собой во исполнение решений вышестоящих уровней. Примерами таких отношений являются взаимное информирование при доставке товаров, направлении запросов, обязательных для исполнения, по вопросам осуществления правоохранительных функций и т.п.

В качестве примера стихийного программно-целевого образования можно назвать оперативную группу, создаваемую в таможенном органе для выявления контрабанды или предупреждения других нарушений таможенной границы.

Центральная базовая таможня (далее – таможня) является специализированным таможенным органов, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации, обеспечивающим реализацию полномочий ФТС России в пределах компетенции, определенной настоящим Положением о Центральной базовой таможне (далее – Положение), и находящимся в непосредственном подчинении ФТС России.

Таможня осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, юридическими и физическими лицами.

Рис. 1. Организационная структура ЦБТ

Организационная структура управления, применяемая в ЦБТ, относится к линейно-функциональному типу, когда линейному руководителю в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат управления, состоящий из функциональных подразделений, именуемых службами. Такие подразделения проводят свои решения через директора.

В ЦБТ существуют линейные и функциональные связи между подразделениями и работниками. Линейные связи отражают движение управленческих решений информации между линейными руководителями. Линейные связи – отношения, в которых начальник реализует свои властные права и осуществляет прямое руководство подчиненными; эти связи идут в иерархии сверху вниз и выступают в форме приказа, распоряжения, команды.

Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений по функциям управления. Функциональные связи имеют совещательную природу, реализуют информационное обеспечение координации. Они имеют направленность снизу вверх и выступают в форме совета, рекомендации, альтернативного решения

Первый заместитель начальника таможни, главный бухгалтер (начальник отдела бухгалтерского учета и контроля), начальник юридического отдела назначаются на должности и освобождаются от должностей приказами ФТС России по представлению начальника таможни.

Начальники иных структурных подразделений ЦБТ назначаются на должность и освобождаются от должности приказами начальника таможни по согласованию с соответствующими структурными подразделениями ГТК России.

Последний уровень оценивания является главным, поскольку функционирование системы может считаться качественным тогда и только тогда, когда требуемыми качествами обладают все без исключения результаты функционирования. При этом критерии оценивания качеств функционирования системы и ее результатов должны выбираться независимо друг от друга.

Обеспечивающие.

Применительно к целенаправленным процессам подобные их свойства называются операционными, так как последние рассматриваются как операции. Последнее относится и к таможенному делу как целенаправленной деятельности.

К свойствам деятельности таможенных органов как целенаправленных процессов вообще относятся результативность, ресурсоемкость, оперативность. В совокупности эти свойства порождают комплексное свойство - эффективность, присущее только целенаправленным процессам функционирования.

Из сказанного следует, что качество операции нельзя охарактеризовать одним из перечисленных частных (единичных) свойств в отдельности, для этого требуется их совокупность, включающая в себя три группы компонент (минимум три компоненты). Из этого следует, что качество функционирования всегда шире или, в крайнем случае, тождественно эффективности функционирования.

Таможенная деятельность есть активная сторона таможенной системы. Эффективность таможенной деятельности есть комплексное свойство, характеризующее приспособленность или пригодность таможенной деятельности к достижению главной цели.

В общем случае по отношению к цели рассматриваемого действия эффект может быть как положительным, так и отрицательным, однако при определении показателя качества результатов функционирования системы речь идет всегда о положительном эффекте. Таково свойство субъектов управления - рассматривать эффект только в положительном смысле. Поэтому эффективность - это не просто способность давать эффект, а эффект как результативность, соотнесенная с затратами ресурсов всех видов (материальных, людских, временных и т.п.).

Показатель эффективности функционирования - это комплексный показатель качества функционирования системы как объекта исследования, а критерий оценивания качества результатов процесса функционирования и его эффективности - это математические формулировки цели операции и требуемой степени ее достижения.

Итак, следует понимать, что понятие "эффективность" - свойство функционирующей системы, "показатель эффективности"- количественная мера этого свойства, а "критерий эффективности" - совокупность условий, определяющих цели функционирования системы. Численное значение критерия эффективности позволяет судить: достигнута цель или нет.

Наиболее информативным комплексным показателем эффективности функционирования системы является вероятность достижения цели функционирования. При данном подходе к оцениванию качества результатов и эффективности операций все целенаправленные процессы оказываются сравнимыми по эффективности, имеющей единую меру - вероятность достижения цели операции. Наряду с этим широкое распространение при исследовании функционирования систем используются и другие показатели, отражающие частные свойства результатов функционирования. Эти показатели отражают отдельные аспекты функционирования систем, то есть являются частными показателями или критериями.

Таблица 1

Рис. 1. Динамика и структура результатов валютного контроля, млрд.долл.США

За 2011 год подразделениями валютного контроля таможенных органов проведено 37,6 тысяч проверок (за 2010 год – 22,3 тыс.), в ходе которых выявлено 23,2 тысяч нарушений валютного законодательства на сумму 720 млн. долл. США (за 2010 год – 9,3 тысяч на сумму 942 млн. долл. США). Возбуждено 4,2 тысяч дел об административных правонарушениях, которые направлены в территориальные управления Росфиннадзора для рассмотрения, где в результате рассмотрения дел по 64% (2010 год - 49 %) назначено административное наказание.

Таблица 2

В рамках первой составляющей деятельность таможенных органов нацелена на решение задач по обеспечению экономической безопасности государства, выявление и пресечение фактов незаконного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также уклонения от уплаты таможенных платежей недобросовестными и связанными с криминалом участниками ВЭД.

Основную угрозу экономической безопасности РФ прежде всего создают:

при ввозе (импорт) – незаконные операции с товарами с высоким налогообложением (легковой автотранспорт, бытовая аудио- и видеотехника, оргтехника, мебель, одежда, обувь, ковры и ковровые изделия, алкогольная и табачная продукция);

Наводнение внутреннего рынка дешевыми, часто контрафактными товарами, которые ввозятся с нарушением таможенного законодательства, то есть не облагаются или не полностью облагаются таможенными пошлинами и не проходят должного контроля качества, создает серьезные препятствия для развития отечественного производства. Масштабы такого теневого импорта варьируются по товарным позициям и странам-поставщикам.

Один из возможных подходов к оценке и анализу теневой составляющей внешней торговли состоит в построении «зеркальной» статистики экспортно-импортных потоков, то есть в сопоставлении оценок, фиксируемых в таможенной статистике одной страны, с соответствующими оценками тех же потоков статистике стран – торговых партнеров. Такой подход позволяет оценивать каждый отдельный поток с двух точек зрения: со стороны отправителя груза и со стороны его получателя. При этом предполагается, что оценки импортера и экспортера должны быть близки. Допустимые различия определяется соотношением цен СИФ/ФОБ и принимаются в пределах 10%. Чтобы установить степень вовлеченности импортных товаров в ту или иную схему «растаможки», недостаточно одного лишь «зеркального» сопоставления импорт/экспорт по таможенной стоимости. Необходимо сравнить также физические объемы (в натуре) и цены.

Таблица 3

Динамика возбуждения дел

Показатель 2010 год 2011 год
Количество возбужденных дел об административных правонарушениях    
Количество возбужденных уголовных дел    

Рис. 2. Структура возбуждаемых дел по субъектам правонарушений в 2011 году

Больше всего дел с составлением обвинительного акта в 2011 году окончили подразделения дознания ЦТУ (97%), УТУ (96%), ДВТУ и СЗТУ (по 94%), а также СТУ (90%).

Одним из важных элементов таможенного регулирования является проведение контроля после выпуска товаров (постконтроль), который проводят подразделения таможенной инспекции. Это способствует решению задач по смещению акцента при проведении таможенного контроля с этапа таможенного оформления на таможенный контроль после выпуска товаров, а также по контролю за соблюдением участниками ВЭД, лицами, осуществляющими деятельность в области таможенного дела, и лицами, осуществляющими розничную или оптовую торговлю ввезенными товарами, таможенного законодательства России.

Таблица 4

Рис. 3. Количество проверок, проведенных подразделениями таможенных инспекций

Рис. 4. Суммы таможенных платежей, пеней, штрафов, взысканных подразделениями таможенной инспекции в 2010 и 2011 году, тыс.руб.

Рис. 5. Суммы доначисленных таможенных платежей, пеней, наложенных штрафов подразделениями таможенной инспекции в 2010 и 2011 году, тыс.руб.

В настоящее время приобрела особую актуальность проблема борьбы с преступлениями коррупционной направленности. Работа подразделений собственной безопасности таможенных органов направлена на активную борьбу с преступлениями, совершаемыми должностными лицами таможенных органов с использованием своего служебного положения, а также с таможенными правонарушениями. Результаты этой работы в 2011 году по РТУ представлены в таблице 5, а в таблице 6 представлена динамика этой работы.

Таблица 5

Таблица 6

Качество таможенных органов - это не эффективность таможенных органов. Эффективность - это свойство или качество процесса, действия, то есть деятельность таможенных органов. Понятие эффективности относится только к операции, т.е. понятие качества операции шире понятия эффективности операции. В свою очередь, понятие качества системы уже понятия эффективности функционирования (применения) системы. Для того чтобы отличать качество статики от качества процесса, последнее стали именовать таким термином, как «эффективность».

Для всестороннего исследования теории эффективности таможенного дела первоочередной задачей является рассмотрение его в качестве системы. Рассмотренные выше особенности показывают, что теория эффективности оперирует понятиями, связанными с системой, процессом функционирования системы как операции, понятиями ресурсов и затрат, а также понятиями качества и эффективности, а эффективность есть свойство любой целенаправленной деятельности, в том числе и таможенной, а показатели эффективности - есть результаты функционирования системы.

Основные понятия оценки эффективности деятельности таможенных органов

В вопросах выбора показателей эффективности таможенной деятельности не существует полной однозначности. Это связано с трудностями выражения одних показателей через другие и их комплексированием в один показатель, отражающий главную цель таможенной деятельности

При формировании показателей эффективности с позиций политико-правового подхода таможенная деятельность, согласно Таможенному кодексу РФ, сводится к решению комплексной задачи обеспечения нормативного порядка и нормативных условий перемещения через таможенную границу лиц, товаров и транспортных средств. При этом подходе недостаточно использовать только показатель суммарных таможенных сборов, отчисляемых в госбюджет России, поскольку этот процесс определяется множеством разнообразных, случайно возникающих факторов.

При оценке выполнения плана показатель эффективности может быть представлен как отношение фактической величины суммарных таможенных отчислений в госбюджет либо к запланированной величине, либо к прогнозируемому значению показателя. Здесь планируемая или прогнозируемая величина может определяться по статистическим данным.

При подходе к определению эффективности таможенной деятельности на основе оценки выполнения функций и решения оперативно-технологических задач показатели эффективности могут отражать значения результатов сравнения фактически достигнутых уровней решения задач с уровнями, заданными нормативными документами.

В целях достижения наиболее объективных оценок таможенной деятельности целесообразно выбор и оценку показателей проводить со всех имеющихся позиций, с последующей обработкой для получения интегрального результата.

Показателем развития таможенной службы любого государства является наличие в её потенциале развитой инфраструктуры, современных информационных технологий, качественной правовой базы и высококвалифицированных кадров.

Традиционное управление таможенной деятельностью основывается на неизменном следовании правилам и процедурам. Оценка действий сотрудников происходит в значительной мере по критериям того, насколько четко были соблюдены существующие инструкции. Это зачастую заслоняет возможность оценки результативности деятельности таможенных органов в степени достижения целей.

Под показателем результативности в самом широком смысле понимают описательный или количественный индикатор, характеризующий результат деятельности или успешность движения к достижению поставленной цели.

Специалисты отмечают, что под результатами должна пониматься степень достижения поставленных целей и количественное соотношение результатов и затрат, а также эффект «обратной связи», т.е. отношение и оценка населением деятельности государственных служб.

Это предполагает, в свою очередь, стоимостную оценку всех происходящих процессов и выполняемых функций и трансформацию в сторону процессно-стоимостного управления, что раньше было типично только для коммерческого сектора.

Таким образом, результативность следует понимать как меру эффективности, которая характеризуется достижением результата либо цели таможенной деятельности или степенью приближения к ней. Результативность таможенной деятельности определяется значениями показателей, отражающих достигнутый конечный результат труда.

Активное вовлечение России в мирохозяйственные связи посредством механизма глобализации обуславливает необходимость перманентной оценки результативности функционирования таможенной системы в качестве неотъемлемого регулятора межстрановых товарных потоков и, как следствие, разработки соответствующих методик.

Многообразие разработанных подходов к оценке эффективности деятельности таможенного органа обусловлено абстрактно-отвлеченным характером понятия «эффективность деятельности таможенных органов», под которым в данной работе подразумевается комплексная характеристика таможенного дела, выраженная в отношении полученных в процессе функционирования результатов к понесенным затратам.

Сложность объекта исследования (эффективность деятельности таможенного органа) делает целесообразным применения многокритериальной оценки на системной основе. Например, предложенный Диановым А.Ю. интегральный подход предусматривает включает три этапа: анализ структуры результативности совокупного процесса деятельности таможенных органов, формирование интегрирующих показателей и расчет этих показателей во времени

В иной плоскости рассматривает проблему Клищ Н.Н.: оценка эффективности деятельности государственных органов (служащих) базируется на результативном подходе, предусматривающем 5 групп показателей: входящие ресурсы, процессы, непосредственные результаты, конечные эффекты, влияние. [1] (см. таб.7).

Таблица 7

Продолжение таблицы №7

Показатели конечных эффектов Показатели, характеризующие степень достижения целей и задач таможенных органов и (или) изменение в состоянии целевой группы потребителей услуг -число погибших на автодорогах, прошедших инспекцию не более года назад; -сокращение числа совершенных преступлений на 10 тыс. жителей;
Показатели влияния Показатели, характеризующие эффект воздействия государственного служащего на управляемую подсистему или определенную целевую группу -сумма средств, сэкономленных при внедрении предложения; -число граждан, удовлетворенных качеством и своевременностью оказания услуги

Для анализа экономической эффективности таможенной единицы [2] А.В. Губин предлагает метод сравнения расчетного и фактического бюджетного результатов: эффективность обратно пропорциональна разности между этими показателями [3]. Суть предлагаемого подхода заключается в сравнении максимально возможных поступлений от таможенных операций (расчетного бюджетного результата) с фактическими (фактическим бюджетным результатом). Наряду с этим данный ученый предлагает сопоставление совокупных затрат и результатов (в том числе, таможенных сборов в федеральный бюджет) таможенной деятельности [4].

Наряду с теоретическими подходами особый интерес представляют действующие системы оценки эффективности, реализация которых происходит как в деятельности зарубежных таможенных администраций, так и в рамках ФТС России.

Так, применяемая во Франции методика оценки эффективности деятельности таможенных органов (performance measurement) являет собой иерархическую систему, где стратегические цели предопределяют частные задачи. Степень отклонения фактических значений формируемых на основе этих задач показателей от целевых дает на выходе эффективность отдельно взятой таможенной единицы (см. таб. 8) [5]

Таблица 8

Продолжение таблицы №8

Организационный Повышение эффективности таможенного контроля Доначисленные платежи за таможенный контроль (в евро) 104 000
Количество особо опасных нарушений в 1000 отобранных таможенных декларациях  
  Сокращение расходов на сборы таможенных платежей Средняя стоимость процедуры сбора таможенных платежей, приходящаяся на 100 евро (в евро) 0.51

В ином ракурсе данный вопрос рассматривают в таможенной администрации Нидерландов: таможенная деятельность суть непрерывный процесс, на входе которого имеет место исходные ресурсы, используемые с разной степенью интенсивности (пропускная способность), а на выходе образуются как результаты конкретных решений локальных таможенных органов (прием таможенной декларации, задержание продукции), так и в целом воздействие таможенной системы на общество (поощрение благоприятных практик, правомерного поведения, поддержание долгосрочного сотрудничества через институт уполномоченного экономического оператора) [6].

Рис. 6. Система оценки эффективности деятельности таможенных органов в Нидерландах

Выработанная на сегодняшний день в России методика оценки эффективности деятельности таможенных органов построена на системе показателей эффективности деятельности (ПЭД) и имеет ряд допущений: эффективность таможенной деятельности представлена в качестве системы, состоящей из 3 разделов-подсистем в соответствии со стратегическими целями ФТС России; высокие агрегаты (разделы) разукрупнены на конкретные индикаторы; балльное выражение некоторых показателей; наличие показателей без балльной оценки [7].

В итоге на основе экспертных оценок можно получить результирующий показатель – эффективность деятельности таможенной единицы:

,

где- показатель эффективностиподсистемы (раздела показателей;

- удельный вес показателя эффективностиподсистемы;

-число подсистем.

Таким образом, несмотря на представленную выше дифференциацию подходов, ни одна из рассмотренных методик не раскрывает в полной мере содержание эффективности деятельности таможенной единицы. С одной стороны, это демонстрация сложности обозначенной проблемы, с другой, - широкое поле для дальнейших научных исследований.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.136.235 (0.079 с.)