Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Взаимодействие частных и общих самооценок
Молодости и ранней взрослости свойственно наличие большого количества частных самооценок, которые взаимопересекаются, иногда конфликтно взаимодействуют в отстаивании значимости именно тех фрагментов личности, которые они детерминируют. Представим, например, взаимодействие частных самооценок у 30-летней женщины: «Я не так хороша собой, как мои подруги, однако во мне есть 522 ■ Часть VII. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет) целеустремленность в профессиональном росте, и это дает мне уверенность и самоуважение». В данном примере Я-концепция женщины обрела свою конкретность благодаря возможности высоко оценить такой аспект себя, который соотносился с наиболее значимым Я-образом в общей структуре Я-концепции, получившим высокий уровень самооценки. В период зрелости, если никаких потрясений, связанных с дискредитацией значимого Я-образа не произошло, рассмотрение и оценивание частных Я-образов (например, своей внешности) для личности не актуально. Личность продолжает в самовосприятии ориентироваться на тот Я-образ, который ранее оказался значимо выделенным. Таким образом, число частных самооценок сокращается и самооценка приобретает обобщенный характер. В различных ситуациях (которые и в зрелом возрасте остаются столь же разнообразными) проявляется «проекция» этой общей самооценки, т. е. имеет место ее ситуационная вариация. С точки зрения некоторых исследователей, общая самооценка, отражающая позитивное или негативное отношение ко всему тому, что входит в сферу «Я», сводится к эмоционально-ценностному отношению личности к себе (Захарова А. В., 1989 и др.). Однако позитивное или непозитивное отношение можно рассматривать как результат соответственного когнитивного программирования, отражения мыслей человека о себе, его установок на самовосприятие. Эмоции в этом случае являются лишь производными от эмпирической проверки личностных когниций (Эллис А., 1977). Другие точки зрения на взаимодействия частных и общих самооценок позволяют считать, что идентичность частных самооценок свидетельствует о незрелости общей самооценки личности как целостного образования. При этом общая самооценка рассматривается как иерархизированная система частных самооценок, находящихся в динамическом взаимодействии между собой. Причем целостная самооценка не сводится к совокупности частных (Федотова Е. О., 1985, Чеснокова И. И., 1977).
Исследования Е. О. Федотовой свидетельствуют, что при недифференцированной системе частных самооценок их связь с общей самооценкой носит прямой характер, а при дифференцированной — они становятся относительно независимыми в функциональном отношении. Как пишет И. И. Чеснокова, в становлении общей самооценки личности ведущая роль отводится когнитивному компоненту, поскольку его функцией является обобщение наиболее значимых для личности самооценок, их синтез и выработка ценностной самооценки, в которой отражается понимаемая личностью ее собственная сущность. ВРЕМЕННОЙ АСПЕКТ САМООЦЕНКИ Временная отнесенность содержания самооценки позволяет выделять ее разные виды: она может функционировать как прогностическая, актуальная (корригирующая) и ретроспективная (Захарова А. В., 1989). На каждом из этапов развития личности имеют место эти три разнонаправленные во времени виды самооценки. Однако на каждом из этапов один из этих видов является превалирующим. Так, на этапе ранней молодости самооценка личности имеет преимущественно прогностическую направленность. В зрелом периоде она в большей мере отражает актуальные самопроявления человека и тем самым выполняет регулирующую и кор-рекционную функции. И это касается не только ситуационной гармонизации самооцениваемой личности, но и соотнесения прогностической и реально существующей самооценок.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.90.211.141 (0.018 с.) |