Проведение заключительного занятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проведение заключительного занятия



Выполнение одного из вариантов контрольной работы (компьютерного или анкетного теста), собеседование по разделу.

 

Раздел 5. ПРОТИВОМИКРОБНЫЕ И ПРОТИВОПАРАЗИТАРНЫЕ СРЕДСТВА. ПРОТИВООПУХОЛЕВЫЕ СРЕДСТВА.

Занятие 23.

АНТИСЕПТИЧЕСКИЕ И ДЕЗИНФИЦИРУЮЩИЕ СРЕДСТВА. АНТИБИОТИКИ (БЕТА-ЛАКТАМЫ, МАКРОЛИДЫ И АЗАЛИДЫ). АНТИБИОТИКИ (ТЕТРАЦИКЛИНЫ, АМИНОГЛИКОЗИДЫ, ЛЕВОМИЦЕТИН, ЦИКЛИЧЕСКИЕ ПОЛИПЕПТИДЫ, ЛИНКОЗАМИДЫ, ГЛИКОПЕПТИДЫ, ФУЗИДИЕВАЯ КИСЛОТА)

 

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ.

В настоящее время термин «антибиотики» объединяет все лекарственные препараты, подавляющие жизнедеятельность возбудителей инфекционных заболеваний. Антибиотики – одна из наиболее часто применяемых в практической медицине группа лекарственных средств. Антибиотики используются для лечения бактериальных инфекций, заболеваний, вызываемых патогенными грибами и простейшими, а также для комплексной фармакотерапии злокачественных новообразований. Кроме того, они находят применение в генной инженерии и сельском хозяйстве для лечения животных, стимуляции их роста и защиты растений, что создает потенциальную опасность для нанесения ущерба здоровью человека. В связи с появлением в последние годы высокорезистентных штаммов возбудителей (особенно стафилококков), а также с целью преодоления устойчивости, потребовалось создание полусинтетических пенициллинов и антибиотиков других групп, активных в отношении устойчивых штаммов, например, PRSA и MRSA и имеющих широкий спектр антимикробного действия, а также создание комбинаций антибиотиков с ингибиторами бета–лактамаз. Другим важным аспектом антибиотикотерапии является преодоление или снижение вероятности появления органотоксических и аллергических эффектов антибиотиков, особенно в детском возрасте. Для этого необходимо четкое соблюдение основных принципов современной антибиотикотерапии (адекватное по спектру и индивидуальной чувствительности назначение препарата, грамотный выбор дозы и режима дозирования, правильное комбинирование препаратов, своевременный контроль за отменой препаратов и т.д.). Детальное изучение спектра действия антибиотиков, особенностей их фармакокинетики, дозирования, взаимодействий, оценка побочных проявлений позволят более грамотно оценивать их применение в педиатрической практике.

Изучение фармакологической характеристики пенициллинов, цефалоспоринов, макролидов, спектра их антибактериального действия, показаний к применению и побочных эффектов будет содействовать формированию навыков по научно–обоснованному и рациональному применению лекарственных препаратов при различных инфекционных заболеваниях у детей.

Аминогликозиды – антибиотики с преимущественным действием на грамотрицательные микроорганизмы, вызывающие тяжелые септические поражения. Обладают высокой органотоксичностью.

Антибиотики группы тетрациклинов сохраняют значение в педиатрической практике при лечении инфекций дыхательной системы, заболеваний мочеполовой системы, хламидиозов. Они назначаются при сепсисе, эндокардите (для долечивания после проведения курса лечения).

Левомицетины, как и тетрациклины, обладают широким спектром антимикробного действия, при этом они более активны в отношении грамотрицательных бактерий (возбудителей брюшного тифа, пищевой токсикоинфекции, бруцеллеза, менингита и др.).

Линкосамиды являются препаратами выбора при лечении острых септических состояний, остеомиелитов, периоститов, пародонтитов, для профилактики послеоперационных осложнений, а также при анаэробных инфекциях.

Полимиксины применяются при патологии, вызванной грамотрицательными бактериями, в том числе синегнойной палочкой

Гликопептиды применяются при инфекциях, вызванными грамположительными кокками, устойчивыми к пенициллинам.

Изучение фармакологической характеристики тетрациклинов, аминогликозидов, левомицетина, линкозамидов, гликопептидов, спектра их антибактериального действия, показаний к применению и побочных эффектов будет содействовать формированию навыков по научно обоснованному и рациональному применению лекарственных препаратов при инфекционных заболеваниях детей.

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ.

Развитие профессиональной компетентности на основе формирования у студентов фундаментальных профессиональных знаний, умений и навыков в области частной фармакологии.

КОМПЕТЕНЦИИ, ФОРМИРУЕМЫЕ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДАННОЙ ТЕМЫ НАВЫКОВ.

ПК-28 способностью и готовностью анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств при лечении различных заболеваний, в том числе стоматологических.

ПК-50 способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт.

 

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ.

I. АНТИСЕПТИЧЕСКИЕ И ДЕЗИНФИЦИРУЮЩИЕ СРЕДСТВА.

1. Понятие о профилактической и терапевтической антисептике, дезинфекции. Требования, предъявляемые к антисептическим и дезинфицирующим средствам.

2. Классификация антисептических и дезинфицирующих средств:

- галогенсодержащие средства;

- окислители;

- кислоты и щелочи;

- соединения тяжелых металлов;

- группа фенола;

- группа формальдегида;

- красители;

- группа спиртов;

- поверхностно-активные вещества (детергенты);

- препараты растительного и животного происхождения.

2. Фармакологическая характеристика галогенсодержащих соединений:

- физико-химические и фармакологические свойства йода;

- классификация и применение препаратов йода;

- препараты йода, применяемые для антисептики; их фармакологические эффекты, механизм и спектр противомикробного действия, показания к применению, использование в стоматологии;

- побочные эффекты препаратов йода;

- физико-химические и фармакологические свойства хлора;

- состав и применение хлорной извести;

- органические соединения хлора, их свойства, фармакологические эффекты, применение в стоматологии, концентрации используемых растворов.

3. Фармакологическая характеристика окислителей:

- физико-химические и фармакологические свойства перекиси водорода;

- препараты перекиси водорода, механизм действия, применение в стоматологии, концентрации используемых растворов, противопоказания к применению.

- физико-химические и фармакологические свойства калия перманганата, механизм его действия, применение, использование в стоматологии, концентрации применяемых растворов.

4. Фармакологическая характеристика кислот и щелочей:

- фармакологические эффекты и механизм действия кислот;

- использование в стоматологии слабых органических и неорганических кислот, концентрации применяемых растворов;

- использование в стоматологии сильных неорганических кислот, возможные осложнения;

- фармакологические эффекты и механизм действия щелочей;

- препараты щелочей, использование в стоматологии, концентрации применяемых растворов, побочные эффекты.

5. Фармакологическая характеристика препаратов тяжелых металлов:

- фармакологические свойства и механизм действия ионов тяжелых металлов;

- соли металлов, оказывающие преимущественно вяжущее и слабое противомикробное действие;

- соли тяжелых металлов, оказывающие прижигающее и выраженное антисептическое действие;

- препараты серебра и ртути, применение, использование в стоматологии;

- меры помощи при отравлении солями тяжелых металлов.

6. Фармакологическая характеристика препаратов группы фенола, формальдегида и спиртов:

- физико-химические и фармакологические свойства фенола, механизм его антимикробного действия, применение в стоматологии;

- использование в стоматологии трикрезола и резорцина;

- фармакологические эффекты тимола, использование в стоматологии;

- фармакологические эффекты ваготила, применение в стоматологии;

- физико-химические и фармакологические свойства формальдегида; применение, использование в стоматологии;

- физико-химические и фармакологические свойства спирта этилового, применение спирта этилового в качестве антисептического средства, использование в стоматологии.

7. Фармакологическая характеристика красителей, детергентов, препаратов растительного и животного происхождения:

- препараты группы красителей, спектр антимикробного действия, свойства, применение, концентрации используемых растворов;

- детергенты, механизм и виды действия, спектр антимикробного действия, применение, использование в стоматологии;

- препараты растительного происхождения, спектр противомикробного действия, использование в стоматологии;

- лизоцим, фармакологические свойства, применение в стоматологии.

II. АНТИБИОТИКИ (БЕТА-ЛАКТАМЫ, МАКРОЛИДЫ И АЗАЛИДЫ).

1. Понятие об антибиотиках, источники их получения.

2. Принципы рациональной антибиотикотерапии.

3. Классификация антибиотиков по химическому строению:

- β-лактамы (пенициллины, цефалоспорины, карбапенемы, монобактамы);

- макролиды и азалиды;

- стероиды;

- тетрациклины;

- аминогликозиды;

- производные диоксиаминофенилпропана;

- линкозамиды;

- гликопептиды;

- циклические полипептиды (полимиксины);

- рифамицины;

- полиеновые антибиотики.

4. Классификация антибиотиков по спектру действия:

- влияющие преимущественно на грамположительные бактерии;

- влияющие преимущественно на грамотрицательные бактерии;

- широкого спектра действия;

- противотуберкулезные;

- противогрибковые;

- противоопухолевые.

5. Классификация антибиотиков по механизму действия:

- препараты, нарушающие синтез клеточной стенки;

- препараты, нарушающие проницаемость цитоплазматической мембраны;

- препараты, нарушающие синтез белка на уровне рибосом;

- ингибиторы синтеза РНК на уровне РНК-полимеразы;

- ингибиторы синтеза РНК и ДНК на уровне ДНК-матрицы.

6. Классификация антибиотиков по типу действия на микроорганизмы:

- препараты, действующие бактерицидно независимо от фазы развития микроорганизмов;

- препараты, действующие бактерицидно только в фазе размножения микроорганизмов;

- быстродействующие бактериостатические препараты;

- медленнодействующие бактериостатические препараты.

7. Фармакологическая характеристика пенициллинов:

- природные пенициллины (классификация по продолжительности действия, спектр действия);

- пенициллиназоустойчивые полусинтетические пенициллины с преимущественным действием на грамположительные бактерии (препараты, спектр действия);

- полусинтетические пенициллины широкого спектра действия (препараты, спектр действия);

- полусинтетические пенициллины широкого спектра действия с антипсевдомонадной активностью (препараты, спектр действия);

- полусинтетические пенициллины с преимущественной активностью в отношении грамотрицательных бактерий (препараты, спектр действия);

- комбинированные препараты, особенности их спектра действия;

- ингибиторы β-лактамаз;

- кислотолабильные и кислотостабильные пенициллины, пути введения;

- механизм действия, фармакокинетические особенности, побочные эффекты;

- показания к применению, использование в стоматологии.

8. Фармакологическая характеристика цефалоспоринов, карбапенемов и монобактамов:

- классификация цефалоспоринов (препараты I, II, III и IV поколения);

- особенности спектра действия цефалоспоринов I, II, III и IV поколения;

- цефалоспорины, применяемые внутрь; особенности их спектра действия;

- механизм действия, фармакокинетика, побочные эффекты, показания к применению цефалоспоринов;

- карбапенемы и монобактамы (препараты, спектр действия, побочные эффекты, применение);

- использование цефалоспоринов в стоматологии.

9. Фармакологическая характеристика макролидов и азалидов:

- макролиды I и II поколения, механизм и спектр действия;

- фармакокинетика, побочные эффекты, показания к применению макролидов;

- спектр действия, фармакокинетика и показания к применению азитромицина;

- использование макролидов и азалидов в стоматологии.

III. АНТИБИОТИКИ (ТЕТРАЦИКЛИНЫ, АМИНОГЛИКОЗИДЫ, ЛЕВОМИЦЕТИН, ЦИКЛИЧЕСКИЕ ПОЛИПЕПТИДЫ, ЛИНКОЗАМИДЫ, ГЛИКОПЕПТИДЫ, ФУЗИДИЕВАЯ КИСЛОТА).

1. Фармакологическая характеристика тетрациклинов:

- классификация (природные, полусинтетические);

- механизм и спектр действия, фармакокинетика;

- показания к применению, использование в стоматологии;

- побочные эффекты; влияние на костную ткань, дентин и эмаль зубов; противопоказания к применению.

2. Фармакологическая характеристика аминогликозидов:

- классификация (препараты I, II и III поколения);

- механизм действия, особенности спектра действия препаратов I, II и III поколения, особенности фармакокинетики;

- показания к применению, использование в стоматологии;

- побочные эффекты.

3. Фармакологическая характеристика левомицетина:

- механизм и спектр действия, фармакокинетика;

- показания к применению, использование в стоматологии;

- применение синтомицина;

- побочные эффекты.

4. Фармакологическая характеристика циклических полипептидов (полимиксинов), линкозамидов, гликопептидов и фузидиевой кислоты:

- препараты, механизм и спектр действия, фармакокинетика;

- показания к применению, использование в стоматологии;

- побочные эффекты.

5. Фармакологическая характеристика грамицидина, ристомицина, новобиоцина (спектр действия, показания к применению, побочные эффекты).

Препараты для изучения: раствор йода спиртовой, раствор Люголя, йдоформ, йодинол, калия йодид, натрия йодид, хлорная известь, хлорамин Б, пантоцид, перекись водорода, гидроперит, калия перманганат, борная кислота, кислота угольная, кислота бензойная, кислота соляная, кислота азотная, кислота серная, натрия гидрокарбонат, натрия тетраборат, кальция карбонат, магния карбонат, кальция гидроокись, серебра нитрат, колларгол, протаргол, ртути дихлорид, ртути оксицианид, желтая окись ртути, фенол, трикрезол, лизол, резорцин, ваготил, формальдегид, бриллиантовый зеленый, этакридина лактат, метиленовый синий, спирт этиловый, церигель, роккал, этоний, хлоргексидин, натрия уснинат, новоиманин, настойки календулы и софоры, сангвиритрин, лизоцим;бензилпенициллин (бензилпенициллина натриевая соль), бензатина бензилпенициллин (бициллин-1, ретарпен), бензилпенициллина новокаиновая соль (прокаин-бензилпенициллин), бициллин-5 (бензатина бензилпенициллин + бензилпенициллин прокаина), феноксиметилпенициллин (оспен, стар-пен), оксациллин, ампициллин, ампициллин+оксациллин (ампиокс), амоксициллин (флемоксин солютаб), тикарциллин, пиперациллин + тазобактам (пиперациллин), «Уназин», амоксициллин+клавулановая кислота («Амоксиклав»); цефалексин, цефазолин, цефалотин, цефуроксим (кетоцеф, зиннат), цефаклор, цефотаксим (клафоран), цефтриаксон (роцефин), цефтазидим (фортум), цефоперазон (цефобид), цефепим (максипим, максицеф);имипенем, азтреонам (азтреабол);эритромицин, «Олеандомицин», азитромицин (сумамед, азивок), кларитромицин (клацид), спирамицин (ровамицин), рокситромицин (рулид, роксиГексал); стрептомицин, неомицин (в комбинациях), канамицин, гентамицин (+ в комбинациях), тобрамицин (бруламицин), амикацин (амикин), тетрациклин, окситетрациклин, доксициклин, миноциклин (минолексин), линкомицин (линкоцин), клиндамицин (далацин), хлорамфеникол (левомицетин, синтомицин), полимиксин В, грамицидин С, ванкомицин.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

I. АНТИСЕПТИЧЕСКИЕ И ДЕЗИНФИЦИРУЮЩИЕ СРЕДСТВА.

1. Дайте определение терминам «профилактическая антисептика», «терапевтическая антисептика», «дезинфекция».

2. Перечислите требования, предъявляемые к антисептикам и дезинфицирующим средствам.

3. Укажите группы антисептиков и дезинфицирующих средств.

4. Укажите физико-химические свойства йода.

5. Перечислите фармакологические эффекты йода.

6. Перечислите препараты, содержащие элементарный йод.

7. Укажите органические препараты йода.

8. Укажите неорганические йодиды.

9. Перечислите показания к применению в стоматологии неорганических йодидов.

10. Укажите препараты йода, применяемые в качестве антисептических средств.

11. Укажите фармакологические эффекты, спектр и механизм противомикробного действия йодсодержащих антисептиков.

12. Охарактеризуйте использование йодсодержащих антисептиков в стоматологии.

13. Укажите проявления йодизма.

14. Перечислите хлорсодержащие антисептики.

15. Укажите фармакологические эффекты и механизм противомикробного действия препаратов хлора.

16. Охарактеризуйте состав и применение хлорной извести.

17. Охарактеризуйте применение в стоматологии хлорамина Б, укажите концентрации используемых растворов.

18. Укажите фармакологические эффекты и механизм противомикробного действия перекиси водорода.

19. Охарактеризуйте применение перекиси водорода в стоматологии, укажите концентрации используемых растворов.

20. Укажите фармакологические эффекты и механизм противомикробного действия калия перманганата.

21. Охарактеризуйте применение калия перманганата в стоматологии, укажите концентрации используемых растворов.

22. Охарактеризуйте применение перманганата калия при отравлении химическими веществами.

23. Укажите фармакологические эффекты и механизм действия кислот.

24. Перечислите слабые кислоты, применяемые в стоматологии.

25. Перечислите сильные кислоты, применяемые в стоматологии.

26. Охарактеризуйте использование в стоматологии сильных и слабых кислот.

27. Укажите проявления резорбтивного действия кислот.

28. Укажите меры помощи при ожоге слизистой оболочки полости рта кислотами.

29. Укажите фармакологические эффекты и механизм действия щелочей.

30. Перечислите антисептики из группы щелочей.

31. Охарактеризуйте использование щелочей в стоматологии.

32. Укажите концентрации используемых в стоматологии растворов натрия гидрокарбоната и натрия тетрабората.

33. Укажите фармакологические эффекты и механизм противомикробного действия ионов тяжелых металлов.

34. Перечислите соли тяжелых металлов, оказывающие преимущественно вяжущее и слабое противомикробное действие.

35. Перечислите соли тяжелых металлов, оказывающие прижигающее и выраженное антисептическое действие.

36. Укажите препараты серебра, их использование в стоматологии.

37. Укажите препараты ртути, их применение в медицинской практике.

38. Укажите меры помощи при отравлении солями тяжелых металлов.

39. Перечислите препараты группы фенола.

40. Укажите физико-химические свойства и фармакологические эффекты фенола.

41. Охарактеризуйте использование фенола в стоматологии.

42. Укажите показания к применению камфоро-фенольной, фенол-формалиновой смесей, смеси Платонова.

43. Охарактеризуйте применение резорцина в стоматологии.

44. Охарактеризуйте применение тимола и ваготила в стоматологии.

45. Укажите фармакологические эффекты и механизм действия формальдегида.

46. Охарактеризуйте использование формальдегида в стоматологии.

47. Перечислите мумифицирующие пасты, содержащие формальдегид.

48. Перечислите виды местного действия спирта этилового.

49. Охарактеризуйте применение спирта этилового в качестве антисептика.

50. Перечислите антисептики из группы красителей.

51. Укажите спектр противомикробного действия красителей.

52. Перечислите показания к применению красителей.

53. Укажите концентрации используемых растворов бриллиантового зеленого, этакридина лактата, метиленового синего.

54. Перечислите антисептики-детергенты.

55. Укажите механизм противомикробного действия и применение детергентов.

56. Охарактеризуйте использование в стоматологии хлоргексидина и этония.

57. Укажите спектр противомикробного действия этония.

58. Перечислите антисептики растительного происхождения.

59. Охарактеризуйте спектр противомикробного действия антисептиков растительного происхождения.

60. Укажите фармакологические эффекты и спектр противомикробного действия лизоцима.

61. Охарактеризуйте использование лизоцима в стоматологии.

II. АНТИБИОТИКИ (БЕТА-ЛАКТАМЫ, МАКРОЛИДЫ И АЗАЛИДЫ).

1. Укажите источники получения антибиотиков.

2. Укажите принципы рациональной антибиотикотерапии.

3. Укажите классификацию антибиотиков по химическому строению.

4. Перечислите основные группы антибиотиков, влияющие преимущественно на грамположительные бактерии.

5. Укажите группы антибиотиков, влияющие преимущественно на грамотрицательные бактерии.

6. Перечислите группы антибиотиков широкого спектра действия.

7. Перечислите полиеновые антибиотики.

8. Укажите группы β-лактамных антибиотиков.

9. Перечислите антибиотики из группы рифамицинов.

10. Укажите группы антибиотиков, ингибирующих синтез клеточной стенки микроорганизмов.

11. Укажите антибиотики, нарушающие проницаемость цитоплазматической мембраны.

12. Перечислите антибиотики, подавляющие синтез белка на уровне рибосом.

13. Укажите антибиотики, ингибирующие синтез РНК на уровне РНК-полимеразы.

14. Укажите антибиотики, ингибирующие синтез РНК и ДНК на уровне ДНК-матрицы.

15. Перечислите группы антибактериальных средств, действующих бактерицидно независимо от фазы развития микроорганизмов.

16. Укажите группы антибактериальных средств, действующих бактерицидно только в фазе размножения микроорганизмов.

17. Перечислите антибактериальные средства быстрого бактериостатического действия.

18. Укажите антибактериальные средства медленного бактериостатического действия.

19. Перечислите природные пенициллины.

20. Перечислите полусинтетические пенициллины, активные в отношении грамположительных пенициллиназоустойчивых микроорганизмов.

21. Укажите полусинтетические пенициллины широкого спектра действия.

22. Перечислите полусинтетические пенициллины с антипсевдомонадной активностью.

23. Перечислите полусинтетические пенициллины с преимущественной активностью в отношении грамотрицательных бактерий.

24. Укажите природные пенициллины короткого и длительного действия, продолжительность их действия.

25. Укажите спектр антимикробного действия бензилпенициллина.

26. Перечислите бактерии, резистентные к действию бензилпенициллина и феноксиметилпенициллина.

27. Укажите фармакологические особенности феноксиметилпенициллина в сравнении с бензилпенициллином.

28. Укажите особенности фармакокинетики бициллинов в сравнении с бензилпенициллином.

29. Перечислите показания к применению бициллинов.

30. Укажите спектр антимикробного действия оксациллина.

31. Укажите спектр антимикробного действия ампициллина.

32. Перечислите ингибиторы β-лактамаз.

33. Перечислите комбинированные препараты пенициллинов.

34. Охарактеризуйте использование пенициллинов в стоматологии.

35. Укажите побочные эффекты пенициллинов.

36. Перечислите цефалоспорины I и II поколения.

37. Перечислите цефалоспорины III и IV поколения.

38. Укажите механизм и характер действия цефалоспоринов на микроорганизмы.

39. Укажите особенности спектра антимикробного действия цефалоспоринов I и II поколения.

40. Укажите особенности спектра антимикробного действия цефалоспоринов III и IV поколения.

41. Перечислите цефалоспорины, применяемые внутрь.

42. Укажите показания к применению цефалоспоринов.

43. Охарактеризуйте применение цефалоспоринов в стоматологии.

44. Укажите побочные эффекты цефалоспоринов.

45. Перечислите антибиотики группы карбапенемов и монобактамов.

46. Охарактеризуйте спектр действия карбапенемов и монобактамов.

47. Перечислите макролиды I поколения.

48. Укажите макролиды II поколения.

49. Укажите антибиотик из группы азалидов.

50. Охарактеризуйте антимикробный спектр действия макролидов.

51. Укажите спектр действия азитромицина и его побочные эффекты.

52. Укажите показания к применению макролидов и азалидов.

53. Охарактеризуйте использование макролидов и азалидов в стоматологии.

54. Укажите побочные эффекты макролидов.

III. АНТИБИОТИКИ (ТЕТРАЦИКЛИНЫ, АМИНОГЛИКОЗИДЫ, ЛЕВОМИЦЕТИН, ЦИКЛИЧЕСКИЕ ПОЛИПЕПТИДЫ, ЛИНКОЗАМИДЫ, ГЛИКОПЕПТИДЫ, ФУЗИДИЕВАЯ КИСЛОТА).

1. Укажите природные тетрациклины.

2. Перечислите полусинтетические тетрациклины.

3. Охарактеризуйте спектр противомикробного действия тетрациклинов.

4. Укажите механизм противомикробного действия тетрациклинов.

5. Укажите фармакокинетические особенности тетрациклинов.

6. Охарактеризуйте влияние тетрациклинов на костную ткань, дентин и эмаль зубов.

7. Укажите показания к применению тетрациклинов.

8. Охарактеризуйте использование тетрациклинов в стоматологии.

9. Перечислите побочные эффекты тетрациклинов.

10. Укажите противопоказания к применению тетрациклинов.

11. Перечислите препараты группы левомицетина.

12. Укажите спектр противомикробного действия левомицетина.

13. Перечислите возбудителей, не чувствительных к действию левомицетина.

14. Укажите механизм антимикробного действия левомицетина.

15. Укажите фармакокинетические особенности левомицетина.

16. Перечислите показания к применению левомицетина.

17. Охарактеризуйте использование левомицетина в стоматологи.

18. Укажите побочные эффекты левомицетина.

19. Укажите состав и показания к применению синтомицина.

20. Охарактеризуйте применение синтомицина в стоматологии.

21. Перечислите аминогликозиды I поколения.

22. Укажите аминогликозиды II поколения.

23. Перечислите аминогликозиды III поколения.

24. Охарактеризуйте спектр действия аминогликозидов I поколения.

25. Укажите спектр действия аминогликозидов II поколения.

26. Охарактеризуйте спектр действия аминогликозидов III поколения.

27. Укажите простейших, развитие которых подавляет мономицин.

28. Охарактеризуйте механизм действия аминогликозидов.

29. Укажите фармакокинетические особенности аминогликозидов.

30. Перечислите показания к применению мономицина и неомицина.

31. Укажите показания к применению стрептомицина и канамицина.

32. Перечислите показания к применению аминогликозидов I и II поколения.

33. Охарактеризуйте использование аминогликозидов в стоматологии.

34. Перечислите побочные эффекты аминогликозидов.

35. Укажите спектр противомикробного действия полимиксинов.

36. Укажите механизм антимикробного действия полимиксинов.

37. Перечислите показания для местного и перорального применения полимиксина М сульфата.

38. Перечислите побочные эффекты полимиксинов.

39. Охарактеризуйте использование полимиксинов в стоматологии.

40. Перечислите антибиотики группы линкозамидов.

41. Укажите спектр противомикробного действия линкозамидов.

42. Укажите показания к применению линкозамидов.

43. Охарактеризуйте использование линкозамидов в стоматологии.

44. Укажите побочные эффекты линкозамидов.

45. Перечислите антибиотики группы гликопептидов.

46. Укажите спектр противомикробного действия ванкомицина.

47. Охарактеризуйте использование ванкомицина в стоматологии.

48. Укажите спектр действия фузидин-натрия.

49. Охарактеризуйте применение в стоматологии фузидин-натрия.

50. Перечислите побочные эффекты ванкомицина и фузидин-натрия.

51. Укажите спектр противомикробного действия грамицидина.

52. Охарактеризуйте использование грамицидина в стоматологии.

53. Укажите спектр противомикробного действия ристомицина.

54. Укажите показания к применению ристомицина.

55. Перечислите побочные эффекты ристомицина.

56. Укажите спектр противомикробного действия новобиоцина.

57. Укажите показания к применению новобиоцина.

58. Перечислите побочные эффекты новобиоцина.

ЗАДАНИЯ, ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ САМОПОДГОТОВКИ.

Уметь выписать в рецептах по конкретным показаниям: раствор йода спиртовой, раствор Люголя, хлорамин Б (в виде раствора), натрия гидрокарбонат (в виде раствора), фенол (в виде раствора, камфоро-фенольной смеси, смеси по Платонову), резорцин (в виде резорцин-формалиновой пасты), тимол (в виде раствора, пасты), формальдегид (в виде раствора и пасты), этакридина лактат (в виде раствора), хлоргексидин, лизоцим, перекись водорода; бензилпенициллин, оксациллин (табл., капс.), ретарпен (флак.), ампициллин (табл., капс.), ампиокс, рокситромицин (табл.), цефазолин (флак.), цефаклор (альфацет) для детей (капс.), цефалексин (флак.);стрептомицин (стрептомицина сульфат) (флак.), гентамицин (р–р), канамицин (флак.), тетрациклин (табл.), метациклин, линкомицин (линкомицина гидрохлорид) (капс., и амп.), хлорамфеникол (левомицетин) (табл.), ванкомицин (флак.).

ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ.

1. Укажите правильные ответы. Природные пенициллины:

1. Бензилпенициллин

2. Феноксиметилпенициллин

3. Ампициллин

4. Бензатин-бензилпенициллин

5. Карбенициллин

2. Укажите правильные ответы. К антибиотикам-макролидам относятся:

1. Джосамицин

2. Азитромицин

3. Эритромицин

4. Гентамицин

5. Сизомицин

3. Укажите правильный ответ. При лечении левомицетином противопоказано употребление:

1. молока

2. лекарственных препаратов, содержащих ионы металлов

3. этанола

4. щелочного питья

4. Укажите соответствие:

Группа антибиотиков Свойства
1. основные 2. резервные а) менее выражен побочный эффект
б) выражен побочный эффект
в) быстрое развитие резистентности у микроорганизмов
г) медленное развитие резистентности

5. Установите соответствие:

Аминогликозиды: Препараты:
1. I - поколение 2. II – поколение 3.III- поколение а) канамицин
б) гентамицин
в) сизомицин
г) нетилмицин
д) амикацин
е) стрептомицин

 

6. Установите соответствие:

Цефалоспорины: Препараты (патентованные названия):
1. I –- поколение а) клафоран
2.II – поколение б) кефзол
3.III – поколение в) цефобид
г) цепорекс
д) альфацет
е) фортум
ж) кетоцеф

ПРИМЕРЫ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ.

Задача 1. Больному с воспалением легких при температуре тела 37,8° начали проводить курс антибиотикотерапии. После двух инъекций состояние больного улучшилось, но затем жар усилился, температура тела достигла 39°, Доктор не отменил антибиотик, а назначил обильное питье, диуретик, витамин С, преднизолон. Состояние больного улучшилось.

Задание.

1. Каким антибиотиком мог лечиться больной?

А. Широкого спектра действия;

Б. Узкого спектра действия;

В. Обладающим бактериостатическим действием;

Г. Обладающим широким спектром и бактериостатическим действием;

Д. Обладающим бактерицидным действием.

2. Обоснуйте ответ. Перечислите антибиотики, вызывающие данное осложнение.

Задача 2. Больному с диагнозом острого остеомиелита назначили антибиотик, быстро и хорошо проникающий в костную ткань, которыйбольной принимал около трех недель. Состояние больного улучшилось.

Задание.

1. Какой препарат назначили больному?

А. Бициллин

Б. Линкомицин

В. Бензилпенициллин

Г. Ампициллин

Д. Полимиксин М

2. Какие еще препараты можно назначить данному больному?

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

а) Основная литература:

67. Харкевич, Д.А. Основы фармакологии: учеб. для студентов мед.вузов/Д.А.Харкевич.- М.:ГЭОТАР-Медиа, 2008.-720 с.:ил. Гриф УМО

68. Харкевич, Д.А. Фармакология: учеб.для студентов мед. вузов/Д.А.Харкевич.- М.:ГЭОТАР-Медиа, 2010, 2009, 2008, 2006. Гриф УМО

69. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии: учеб.пособие для студентов мед. вузов/ под ред. Д.А. Харкевича. - М.: МИА, 2005, 2004 Гриф УМО

б) Дополнительная литература

155. Венгеровский, А.И. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров: учеб. пособие длямед. вузов/ А.И.Венгеровский. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИФ "Физико-математ. лит.", 2007. - 702 с. Гриф УМО

156. Майский, В.В. Фармакология: учеб.пособие для студентов мед. вузов/ В.В.Майский. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 397 с.: ил. Гриф УМО

157. Машковский, М.Д. Лекаpственные сpедства: пособие для врачей/ М.Д.Машковский. - 15-е изд., пеpеpаб., испр. и доп. - М.: Новая Волна, 2006, 2007, 2008.

158. Фармакология (тестовые задания): учеб.пособие для студентов мед. вузов/ под ред. Д.А.Харкевича. - М.:МИА, 2005. - 455 с. Гриф УМО

159. Катцунг, Б.Г. Базисная и клиническая фармакология: учеб. пособие для системы последиплом. и доп. мед. и фармацевт. образования/Б.Г.Катцунг; пер. с англ. Э. Э. Эвартау.-2-е изд., пеpеpаб. и доп.-М.:Бином; СПб.: Диалект. Т.1, Т.2.- 2007. Гриф МЗ РФ

160. Учебно-методическое пособие к лабораторным занятиям по фармакологии: для студентов лечеб. фак./ [Т.А.Гримова, М.В.Покровский]; ГОУ ВПО КГМУ, каф.фармакологии. - Курск: КГМУ, 2007. - 164 с.

161. Литвинов, С.А. Действие и применение лекарств: учеб. пособие по фармакологии для слушателей ФПО и интерновпровизоров/С.А. Литвинов, М.В. Покровский; ГОУ ВПО "Курск. гос. мед. ун-т", каф. фармакологии с курсом ФТЛ ФПО.-Курск:Издво КГМУ,2003.-228 с. Имеется также электронный ресурс.

Периодические издания – журналы:

· «Экспериментальная и клиническая фармакология»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.156 (0.217 с.)