Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Для специальностей: 060102 «Акушерское дело»,↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Сестринское дело»
Курган ББК 28.70я723 У91 Учебное пособие для самостоятельной работы студентов по дисциплине: «Анатомия и физиология человека». Тема «Пищеварительная система» для специальностей: 060102 «Акушерское дело», 060501 «Сестринское дело» [Текст] / автор-составитель Н. Е. Горшкова; ГБОУ СПО «Курганский базовый медицинский колледж».- М.: КБМК, 2012.-81 с.
Автор-составитель: Горшкова Наталья Евгеньевна,преподаватель дисциплины «Анатомия и физиология человека» Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Курганский базовый медицинский колледж».
Рецензент: Речкалов Александр Викторович – доктор биологических наук, профессор, зав. кафедрой «Теоретические основы физического воспитания и адаптивная физическая культура» Курганского государственного университета. Кучина Наталья Григорьевна – преподаватель дисциплины «Анатомия и физиология человека» Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Курганский базовый медицинский колледж».
В пособии представлен материал для изучения раздела: «Пищеварительная система», который включает теоретический материал и обучающие разноуровневые задания. Данное пособие составлено в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами специальностей: 060102 «Акушерское дело», 060501 «Сестринское дело» и квалификационными характеристиками специалистов. Рекомендуется в качестве учебного пособия для студентов базового уровня медицинских колледжей, училищ.
Издание второе переработанное и дополненное. ©Горшкова Н.Е., 2012 © ГБОУ СПО КБМК, 2012 СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка 4 2. Технологическая карта 7 3. Деятельность студента 9 4. Лекция №1 13 5. Задания к практикуму № 1 22 6. Лекция №2 26 7. Задания к практикуму № 2 29 8. Лекция №3 31 9. Задания к практикуму № 3 38 10. Лекция №4 41 11. Задания к практикуму № 4 48 12. Задания к семинару 52 13. Тестовые задания 58 14. Кроссворды «Анатомия органов пищеварительной системы» 68 15. Кроссворды «Физиология пищеварения» 74 16. Литература 80 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Пособие представляет собой инновационный дидактический материал раздела «Пищеварительная система» дисциплины «Анатомия и физиология человека» для студентов и преподавателей медицинского колледжа.
Теоретическая часть пособия содержит основные аспекты анатомии и физиологии пищеварительной системы человека. Содержание пособия соответствует темам в рамках рабочей программы к дисциплине «Анатомия и физиология человека» для студентов медицинского колледжа, согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов специальностей: 060102 «Акушерское дело», 060501 «Сестринское дело». Пособие позволяет студенту: · освоить общие компетенции:
· сформировать знания по разделу дисциплины: Потребность есть, пить, структуры организма человека, ее удовлетворяющие. Понятие о полостном и пристеночном пищеварении. Механизм глотания, всасывания, дефекации. Пищеварительный тракт, органы, его составляющие (полость рта, глотка, пищевод, желудок, кишечник), принцип строения их стенки. Полость рта: строение и пищеварение. Слюнные железы. Состав слюны. Глотка: строение и функции. Лимфоидное кольцо Пирогова-Вальдейера. Пищевод: строение и функции. Желудок: строение и функции. Желудочный сок. Печень: строение и функции. Желчь: состав и значение. Желчевыводящие пути. Поджелудочная железа: строение и функции. Поджелудочный сок. Тонкая кишка: отделы, строение стенки. Кишечный сок. Толстая кишка: отделы, строение. Нормальная микрофлора толстой кишки. · сформировать умения: Применять знания о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании сестринской помощи.
· формировать общеучебные умения: учебно-управленческих, учебно-информационных, учебно-логических. Предлагаемые задания рассчитаны на высокий уровень самостоятельности в учебной деятельности. Предусматривают работу с теоретическим материалом данного пособия, учебником и дополнительной литературой, наблюдения в жизненных ситуациях, экспериментах, подготовку к проведению санитарно-просветительной работы среди населения, проведение поисковых работ и моделирование различных ситуаций, их анализ. Предусматривают подготовку рефератов, докладов, кроссвордов, бесед, участие в классных часах, диспутах, конференциях. Предлагаемые разноуровневые задания являются последовательными фазами успешного развития знаний и умений по дисциплине «Анатомия и физиология человека». Студент не усвоив первый уровень знаний - «стандарт» - оценка «3», не можете перейти на следующий по сложности уровень – второй (оценка «4»), а следовательно, и на третий (оценка «5») – творческий, учебно-исследовательский, научно-практический уровень знаний. Аппарат контроля содержит задания, создающие условия для регулярного повторения и закрепления уже пройденного материала. Студенту предоставляется возможность спланировать собственный маршрут познавательной деятельность с учетом индивидуальных особенностей. Чтобы избежать утомления и усталости на аудиторных занятиях, некоторые типовые задания, а также задания повышенной сложности, рекомендуется выполнять дома, после того как студенты внимательно изучат основной материал по данной теме, пользуясь пособием, основной и дополнительной литературой. Студент может провести самооценку познавательной деятельности при изучении той или иной темы. Для удобства в пособии указаны порядковые номера, темы лекций и практических занятий. Студентам предлагается сначала внимательно прочитать изучаемый материал в теоретическом разделе данного пособия и в обязательной литературе, затем просмотреть вопросы и задания, предложенные к этому занятию в пособии, формулируя ответы устно. При затруднении в ответе на какой-то вопрос следует вернуться к теоретическому тексту пособия или учебника и с его помощью выполнить это задание устно, после чего уже без помощи подсказки учебника письменно оформить ответы. Последовательность изучения данного раздела дисциплины представлена в технологической карте. Указаны связи с другими дисциплинами в рамках подготовки компетентного специалиста. В пособии введены задания для самоподготовки, самоконтроля и взаимоконтроля. Много заданий развивающего и творческого характера.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Ц1 Ц2 Ц3 Ц4 К
Деятельность студента
ЛЕКЦИЯ №1
Пищеварительная система Брюшную полость выстилает серозная оболочка- брюшина (peritoneum). Воспаление брюшины - перитонит. Брюшина имеет 2 листка: наружный - выстилает стенки, называется париетальный, внутренний - выстилает внутренние органы - висцеральный. Брюшина образует выросты- брыжейки. Здесь проходят кровеносные сосуды и нервы. На брыжейки подвешены петли кишечника. Брюшина образует карманы: у мужчин - 1: между прямой кишкой и мочевым пузырем, у женщин 2: пузырно-маточный и маточно-прямокишечный. Брюшина образует 2 сальника: 1. Большой сальник, который свешивается с большой кривизны желудка. 2. Малый сальник - состоит из 2 связок: печеночно-желудочной и печеночной - дуоденальной. Органы относительно брюшины могут, находится в 3х положениях: 1. Интраперитониально - орган покрыт брюшиной со всех сторон (тонкий кишечник, желудок, поперечная, сигмовидная кишка, печень). 2. Мезоперитониально – орган покрыт с 3х сторон (восходящая и нисходящая ободочные кишки). 3. Экстроперитониально - орган покрыт с одной стороны (почки, надпочечники, поджелудочная железа).
ОРГАНЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ: I. ЖКТ: 1.ротовая полость 2.глотка 3.пищевод 4.желудок 5.тонкий кишечник: а) 12-ти перстная кишка б) тощая кишка в) подвздошная кишка 6.толстый кишечник: а) слепая кишка с аппендиксом б) ободочная кишка (восходящая, поперечная, нисходящая, сигмовидная). в) прямая кишка II. Пищеварительные железы: 1. Слюнные железы: а) мелкие (на губах, щеках, небе, языке) б) крупные (околоушные, поднижнечелюстные, подъязычные) 2. Поджелудочная 3. Печень с желчным пузырем Рис. 1. Положение брюшины. Органы брюшной полости.
Рис. 2. Органы пищеварительной системы.
Рис. 3. Области живота. 1. правое подреберье- печень, желчный пузырь, печеночный угол толстой кишки. 2. эпигастральная, или подложечная область- желудок, поджелудочная, поперечная ободочная кишка. 3. левое подреберье- селезенка, селезеночный угол толстой кишки, частично поджелудочная. 4. правая мезогастральная область - восходящая ободочная, частично тонкий кишечник. 5. пупочная область - петли тонкой кишки. 6. левая мезогастральная область - нисходящая ободочная, частично тонкий кишечник. 7. правая подвздошная область - слепая кишка с аппендиксом. 8. лобковая, или лонная область – тонкий кишечник, мочевой пузырь. 9. левая подвздошная – сигмовидная кишка.
Рис. 4. Временные зубы.
Рис.5. Постоянные зубы.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 511; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.194.29 (0.013 с.) |