Структура услуг в современном консалтинге и перспективы его развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура услуг в современном консалтинге и перспективы его развития.



 

Структура услуг, предоставляемых 40 крупнейшими управленческими консалтинговыми фирмами, выглядит следующим образом:

• консалтинговые услуги по вопросам управления операциями и процессами (включая вопросы реорганизации бизнеса и комплексного управления качеством) составляют в портфеле услуг этих фирм - 31%;

• консультирование по вопросам корпоративной стратегии - 17%;

• консультирование по вопросам информационно-технологической стратегии - 17%;

• консультирование по вопросам развития бизнеса - 16%;

• консультирование по вопросам организационного проектирования – 11%;

• финансовое консультирование - 6%;

• услуги по вопросам маркетинга и продажам - 2%.

С другой стороны, если проанализировать характер клиентов этих фирм, то:

• 22% всех услуг производятся этими консалтинговыми фирмами по заказам от предприятий финансового сектора экономики;

• 11 % - от предприятий по производству товаров народного потребления;

• 11 % - от других промышленных предприятий;

• 10% - от компаний сферы телекоммуникаций;

• 9% - от предприятий энергетического сектора;

• 9% - от правительственных учреждений;

• 9% - от учреждений здравоохранения;

• 8% - от научно-исследовательских организаций;

• 3% - от средств массовой информации и предприятий шоу-бизнеса;

• 2% - от предприятий оптовой и розничной торговли;

• 6% - от других.

Если же говорить о темпах и характере развития управленческого консалтинга, то на этот счет среди специалистов нет единого мнения. Одни из них утверждают, что отрасль будет развиваться в таком же ускоренном темпе и в ближайшие десятилетия. Менее оптимистичные исследователи настаивают на том, что быстрые темпы развития могут сохраниться только для весьма узкой группы крупнейших консалтинговых фирм, которые сумеют освоить и предложить клиентам полный набор продуктов управленческого консультирования. Реальное развитие отрасли, как отмечают другие исследователи, вряд ли будет соответствовать этим крайним сценариям, а скорее продемонстрирует некий усредненный вариант, базирующийся на комбинации указанных тенденций. Разумеется, консалтинговая индустрия не обладает иммунитетом против циклических спадов, и недавнее замораживание, а затем и некоторое сокращение численности основного персонала крупнейших консультационных компаний в США на волне ухудшения общей ситуации в американской экономике служит ярким тому подтверждением. Вместе с тем очевидная тенденция к усилению доминирования глобальных по размаху деятельности и широко диверсифицированных в отношении предлагаемых консалтинговых продуктов крупнейших фирм не приводит к вымыванию мелких и средних специализированных компаний, которые продолжают успешно находить свои ниши на национальных рынках консультационных услуг. Но сохраняется огромный потенциал роста и для транснациональных лидеров мирового консалтинга. Их развитие оказывается все теснее связанным со сменой поколений информационных технологий, а потому позволяет им смотреть в будущее с большим оптимизмом.

 

4. Становление рынка консультирования в России.

 

В нашей стране консультационная деятельность, зародившаяся в середине 20-х гг. XX в., оказала существенное влияние на форми­рование теории и совершенствование практики управления. Истоки управленческого консультирования берут начало в концепции на­учной организации труда (НОТ) 20— 30-х гг., когда Институт техники управления при Наркомате РКИ занимался консультационной дея­тельностью. Позднее, в период организации крупных предприятий, в эпоху индустриализации и укрепления административно-дирек­тивного стиля управления, консультационная деятельность была рез­ко свернута. Многие годы она носила кратковременный, эпизоди­ческий характер, усилия консультантов были рассредоточены и ба­зировались преимущественно на личной инициативе.

В 1971 г. была принята Комплексная программа дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социа­листической экономической интеграции, где особое внимание ак­центировалось на процессе обмена производственным опытом между странами — членами СЭВ. В Международном научно-исследова­тельском институте проблем управления (МНИИПУ, Москва) было подготовлено несколько описаний опыта хозяйственной деятельности ряда передовых предприятий стран СЭВ, в том числе руково­дства научно-техническим развитием и созданием конкурентоспо­собной продукции, а также управления инновациями.

Первое официальное произношение этого выражения «консультант по управлению» состоялось 19 августа 1982 года в подвале газеты «Правда», где публиковались самые важные, основополагающие статьи.

В 80-х гг. начали возрождаться службы научной организации труда (НОТ), изначально нацеленные на решение вопросов повы­шения эффективности труда и управления (и фактически ликвиди­рованные в наше время). По содержанию работ они наиболее близ­ки к службе внутренних консультантов (СВК), имеющейся в США.

В 1991 году секция по социологии организаций выделилась из Советской социологической ассо­циации в самостоятельную Ассоциацию консультантов по управлению и организацион­ному развитию (АКУОР). В 1992 году возникла первая школа консультантов по управле­нию в структуре Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федера­ции, которая стала на регулярной основе два раза в год выпускать два с небольшим десят­ка специалистов с дипломом государственной академии. Из всех этих источников посте­пенно сформировалось такое направление, которое стало вбирать в себя все новые и но­вые направления, например, организационное консультирование. В эту область стали вхо­дить экономисты и юристы. По некоторым оценкам сейчас в России примерно 10 тысяч человек тех, кто себя называет консультантами по управлению.

В России к консультантам компании обращаются уже тогда, когда ситуация стано­вится безвыходной, а, например, в Америке - наоборот, в начале возникновения про­блем: гораздо проще и намного эффективней сделать что-то еще до начала проблемы, что ее предотвратит еще до того, как она возникнет, чем бороться с возникшей болезнью. В России же упор делается на развитие «скорой помощи», на развитие хирургии в консуль­тировании. Редки случаи, когда компания прекрасно развивается и вызывает консультан­та, и еще реже случаи, когда успешная компания обращается к консультанту за тем, чтобы получить рекомендации о том, как еще больше увеличить достигнутый успех.

Также существует проблема взаимодействия формирующихся российских тради­ций в консультировании и влияния западной корпоративной культуры на российский ры­нок. Консультанты, ориентированные на экспансию западных управленческих ценностей, стремятся действовать по принципу «не надо изобретать велосипед — уже все на Западе разработано, нам осталось только это освоить». Эту модель можно назвать экстенсивной. Консультанты, имеющие собственные разработки, свой богатый опыт, который интерес­нее и продуктивнее западных постулатов, корректируют западные ценности в соответст­вии с собственными представлениями. Здесь просматривается интенсифицированная мо­дель переосмысления западных ценностей. Но так как практика российского бизнеса от­личается от практики западного бизнеса, то представляется, что на пересечении этих двух моделей будут возникать уникальные модели консультирования.

Неразвитость УК как вида деятельности в нашей стране не позво­ляет в настоящее время проводить расчеты по «консультантовооруженности», однако было бы корректней подсчитывать этот показатель через отношение числа консультантов к числу руководителей и специалистов, поскольку последние представляют собой главный объект консультирования.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 690; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.38.24 (0.007 с.)