Концепция системы классификации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция системы классификации



Сентября 1999 года

КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ

ПРАВОВЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

АВТОРЫ: Маковский А.Л., д.ю.н.;

Новиков Д.Б., к.ф-м.н.;

 

Симбирцев А.Н.

 

В разработке Предметного классификатора правовых актов принимали участие:

Авакьян С.А., д.ю.н. - раздел "Конституционный строй"

Бордунов В.Д., к.ю.н. - раздел "Международные отношения. Международное право"

Голиченков А.К., д.ю.н. - раздел "Окружающая природная среда и природные ресурсы"

Кондратьева З.А., к.ю.н. - раздел "Социальное обеспечение и социальное страхование"

Куренной А.М., д.ю.н. - раздел "Труд и занятость населения"

Студеникина М.С., к.ю.н. - раздел "Основы государственного управления"

Суханов Е.А., д.ю.н. - раздел "Гражданское право"

Шерстюк В.М., д.ю.н. - разделы "Правосудие", "Прокуратура. Органы юстиции. Адвокатура. Нотариат"

Яковлев А.М., д.ю.н. - разделы "Уголовное право. Исполнение наказаний", "Прокуратура. Органы юстиции. Адвокатура. Нотариат"

 

ВВЕДЕНИЕ.

СИСТЕМА КЛАССИФИКАЦИИ ПРАВОВЫХ АКТОВ - ВАЖНЕЙШИЙ

ЭЛЕМЕНТ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА

 

Одним из необходимых условий развития правового государства является формирование единого информационно - правового пространства, обеспечивающего полную правовую информированность граждан, юридических лиц, всех государственных и общественных структур, доступность правовых актов для всех заинтересованных лиц. В современных условиях единое информационно - правовое пространство абсолютно необходимо для обеспечения согласованности, непротиворечивости издаваемых в стране правовых актов.

Классификация, отражающая массив правовых актов во всем их многообразии и динамике и организующая его в систему, является необходимым элементом формирования единого информационно - правового пространства.

В Указе Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 г. N 966, утвердившем "Концепцию правовой информатизации России", главной целью правовой информатизации России провозглашено построение общенациональной правовой информационной системы. Вертикальная и горизонтальная интеграция имеющихся и вновь создаваемых в стране систем правовой информации различного уровня будет способствовать решению этой задачи.

Система классификации, представляющая законодательство в систематизированном обозримом виде, может быть использована в различных автоматизированных системах. Интеграция классификаторов по отдельным основаниям, образующих систему классификации, имеет большое значение в стандартизации формирования и ведения правовых информационных систем, усовершенствовании и упрощении процессов обмена информацией.

 

ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

2.1. Правовая информация

Под термином правовая информация в настоящей Концепции понимается массив правовых актов с содержащимися в них нормами права и тесно связанных с этими актами правоприменительных, нормативно - технических, научных и справочных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.

Система классификации призвана классифицировать документы или их части, в то время как саму информацию (в т.ч. нормы права), выраженную в этих документах, каждый пользователь системы будет усваивать самостоятельно.

 

2.2. Классификатор по отдельному основанию

 

Правовая информация может быть организована, упорядочена различными способами, зависящими от того, какое основание положено в основу классификации.

Право на существование имеют самые разные классификаторы, помогающие осуществлять наиболее полный и достоверный поиск информации. Каждый классификатор имеет большее или меньшее самостоятельное значение, но может быть использован как в отдельности, так и в совокупности с другими классификаторами.

В правовых информационных системах, как правило, используется несколько классификаторов по отдельным основаниям, предусмотрена возможность быстрого перехода от одного классификатора к другому, использование одновременно нескольких классификаторов в необходимых для поиска вариантах.

Классификатор строится путем деления объектов классификации на отдельные группы по установленному основному признаку. Признак, принимаемый за основной в процессе деления объектов классификации, можно назвать основанием классификации.

Классификатор по отдельному основанию - систематизированный перечень названий групп объектов классификации, отобранных по одному основному признаку. Такой классификатор представляет собой инструмент для организации и осуществления поиска правовой информации по одному признаку.

Термин классификатор в настоящей Концепции понимается в широком смысле, т.е. как любое средство организации и поиска правовой информации.

 

2.3. Предметный классификатор

 

Особое место среди всех классификаторов правовой информации занимает предметный классификатор, являющийся системообразующим средством поиска. Основной классификационный признак предметного классификатора - предмет правового регулирования имеет сложную структуру, состоящую из юридических понятий, отражающих содержание нормативных правовых актов.

По своей структуре или методу организации юридических понятий можно выделить 3 основных вида предметных классификаторов:

- алфавитный указатель;

- фасетный классификатор;

- иерархический классификатор.

Алфавитный указатель предусматривает упорядочение по алфавиту множества юридических понятий, каждому из которых отводится только одно место, где собирается вся относящаяся к этому понятию информация независимо от аспекта, в котором данное юридическое понятие рассматривается, и употребляется в разных актах.

Фасетный классификатор предусматривает деление юридических понятий на независимые классификационные группировки (фасеты), в которые объекты классификации объединяются в соответствии с определенными свойствами этих объектов. Фасеты представляют собой основные характерные, как правило, устоявшиеся, категории понятий.

Иерархический классификатор предусматривает деление юридических понятий от общего к частному.

Исходя из целей настоящей работы и методики разработки предметного классификатора, авторы сочли на данном этапе наиболее целесообразным уделить основное внимание иерархическому предметному классификатору. В связи с этим далее в настоящей Концепции под предметным классификатором понимается именно иерархический предметный классификатор.

 

Предметный классификатор - иерархическая система юридических понятий с универсальным охватом как сложившихся самостоятельных (или основных) отраслей законодательства, каждая из которых имеет развитую общую часть, так и комплексных, соединяющих в себе нормы различных основных отраслей, отражающая весь массив законодательства.

 

2.4. Полнотекстовое индексирование

 

Если рассматривать классификаторы как средства поиска правовой информации, с учетом также того, что в настоящей работе будут обсуждаться принципы построения именно поисковых систем, представляется необходимым ввести еще понятие полнотекстового индексирования.

Полнотекстовое индексирование - автоматическая, компьютерная обработка текстов документов, при которой все слова, встречающиеся в текстах, заносятся в особый словарь с указанием номера документа, где встретилось данное слово. Такой словарь структурирован в алфавитном порядке, но отличается от алфавитного указателя тем, что в него автоматически включаются все слова из текстов (естественно, без союзов, междометий и т.п.), а не специально отбираемые отдельные правовые термины. Соответственно, полнотекстовый поиск по словам и словосочетаниям - автоматический поиск, основанный на использовании словаря указанного типа.

Среди специалистов нет единого мнения, следует ли считать словари этого типа также классификаторами или нет. Однако для целей и задач настоящей работы нет необходимости уточнять этот вопрос; достаточно, что полнотекстовое индексирование как специальный поисковый инструмент существует и может быть использовано в тех же целях, что и классификаторы. Это важно для дальнейшего описания концепции классификации. Поэтому для простоты изложения, употребляя термин "классификаторы", мы включаем в него и этот поисковый инструмент.

 

2.5. Система классификации

 

Совокупность классификаторов по отдельным основаниям образует систему классификации правовой информации, которую можно определить как комплекс классификаторов по отдельным основаниям, используемых для поиска информации по одному или одновременно нескольким признакам в зависимости от цели поиска.

Значимость классификаторов, входящих в систему классификации, безусловно различна, и, как будет показано ниже, различные классификаторы удобны для решения различных задач.

 

ПРЕДМЕТНОГО КЛАССИФИКАТОРА

 

Главный принцип построения предметного классификатора - простота его использования при поиске актов - послужил отправной точкой при выборе рубрик первого уровня.

Необходимостью обеспечить простоту использования классификатора объясняется намеренное ограничение числа рубрик верхних уровней, отдельные отступления от логической схемы его построения.

Порядок расположения рубрик верхнего уровня, на первый взгляд, может показаться произвольным, однако следует подчеркнуть, что структура классификатора имеет свою внутреннюю логику построения, а именно: она основана на крупных блоках, имеющих первостепенное значение в жизни общества:

- государственное устройство и управление;

- сфера экономики и социальная сфера;

- правосудие, охрана правопорядка и безопасность;

- международные отношения.

Выделение самостоятельного раздела 12 "Информация и информатизация" объясняется перспективностью развития данного массива актов и их первостепенным, увеличивающимся значением в жизни общества и каждого отдельного гражданина.

Именно такой подход к формированию рубрик первого уровня, на взгляд авторов, обеспечивает проведение эффективного поиска нужной пользователю информации.

Небольшое количество рубрик первого уровня (20) и достаточная точность их наименований делают классификатор хорошо обозримым и доступным пониманию и даже запоминанию различными группами пользователей.

Второй отправной точкой при формировании рубрик верхнего уровня послужило стремление к соответствию с проектом схемы Свода законов Российской Федерации. Несмотря на разное назначение (см. п. 7.1), разделы Свода законов и разделы классификатора, на взгляд авторов, должны если не совпадать полностью, то быть как можно ближе друг к другу. Это объясняется тем, что объект систематизации и классификации один, но различается объемом (классифицируется правовой массив, который включает в себя, кроме нормативных правовых актов, и иные правовые акты). Если проанализировать соответствие разделов классификатора правовых актов разделам Свода законов, то можно сделать следующий вывод.

Схема Свода законов содержит большее число рубрик, так как не преследует в качестве основной цель простоты использования и максимального удобства для пользователя, которое выражается, в частности, в хорошей обозримости рубрик верхнего уровня. Но следует отметить, что логика построения разделов Свода законов и разделов классификатора во многом совпадают.

В построении рубрик верхнего уровня имеются отдельные логическое отступления, которые неизбежны при учете наполнения классификатора в дальнейшем конкретным правовым материалом.

1. Раздел "Конституционный строй" не соответствует полностью структуре Конституции Российской Федерации, в частности, "исполнительная власть" помещена в раздел "Основы государственного управления", "судебная власть" - в раздел "Правосудие" (при этом в разделе "Конституционный строй" введены отсылочные рубрики). Такое решение объясняется особым положением Конституции Российской Федерации в системе нашего законодательства как его основы, является отражением реального массива нормативных актов, облегчая пользование классификатором.

2. При решении вопроса о наименовании разделов классификатора, охватывающих отрасли законодательства, соответствующие отраслям права, авторы исходили из того, что в гражданском и уголовном законодательстве существует большое количество абстрактных норм, которые невозможно распределить по предметным рубрикам, в связи с чем именно эти разделы имеют в своем наименовании слово "право", при выборе наименования остальных разделов авторы отталкивались от предмета регулирования, а не от соответствующей отрасли права.

3. В предлагаемой структуре классификатора, исходя из требований удобства поиска, реализованы некоторые субъективные решения. В отдельных случаях намеренно допущено включение в "отраслевые" разделы норм иной отраслевой принадлежности и даже целых комплексных нормативных актов. Речь идет о таких областях законодательства, где нормы гражданского и административного права переплетены чрезвычайно тесно, при том, что первые играют главенствующую, а вторые - вспомогательную роль.

На этом основано включение в раздел 3 ("Гражданское право") подраздела 3.12.16 ("Страхование"). Подразумевается, что в этот подраздел будут включены все акты, относящиеся к соответствующей области законодательства, что значительно облегчит их рубрикацию и поиск.

4. Необходимо отметить, что в представленной структуре классификатора есть и некоторые спорные решения, которые могут быть уточнены в ходе практической рубрикации достаточно широкого спектра правовых актов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящей работе сформулированы основные положения новой концепции классификации правовых актов. Нельзя утверждать, что все представленное в данном материале впервые разработано авторами. Скорее, можно сказать, что предлагаемая концепция в значительной части построена на основе всего предшествующего опыта с учетом современных требований.

В заключение авторы хотели бы поблагодарить многочисленных коллег, специалистов, интересующихся проблемами классификации, обсуждения с которыми существенно помогли в разработке настоящей Концепции.

 

Сентября 1999 года

КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.61.119 (0.024 с.)