Обеспечение качества изделий на различных стадиях их жизненного цикла 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обеспечение качества изделий на различных стадиях их жизненного цикла



Высокое качество изделий предопределяется различными факторами, основными из которых являются:

- факторы технического характера (конструктивные, технологические, метрологические и т.д.);
- факторы экономического характера (финансовые, нормативные, материальные и т.д.);
- факторы социального характера (организационные, правовые, кадровые и т.д.).

Это требует комплексного подхода к обеспечению качества. Мировой опыт в этом отношении обобщен в международных стандартах ИСО серии 9000 на системы качества:

- ИСО 9001 "Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании";
- ИСО 9002 "Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже";
- ИСО 9003 "Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях".

Обеспечение, управление и улучшение качества продукции на всех этапах жизненного цикла "петля качества" (в соответствии с ИСО 9004) показана на рис. 17.2.

Рис. 17.2. "Петля качества" по ИСО 9004

Базы для сравнения уровня качества новых изделий на различных этапах жизненного цикла приведены в табл. 17.1.

Таблица 17.1

Базы для сравнения уровня качества новых изделий

Стадии жизненного цикла База для оценки уровня качества Документы для оценки
НИР Уровень техники в перспективе Стандарты с перспективными требованиями. Отчеты по НИР. ТЗ на ОКР
ОКР Уровень законченных разработок Стандарты с перспективными требованиями. Проектная конструкторская документация
Производство Уровень новой техники, освоенной в производстве Стандарты и ТУ. Рабочая конструкторская документация
Эксплуатация Уровень новой техники, освоенной в эксплуатации Стандарты и ТУ. Эксплуатационная и ремонтно-конструкторская документация

Рациональное управление качеством продукции основано на применении системы стандартов. Объектами государственной стандартизации являются конкретная продукция, нормы, правила, требования, методы, термины и т.п., предназначенные для применения в различных сферах. Государственные стандарты устанавливают показатели, соответствующие передовому уровню науки, техники и производства.

Опережающая стандартизация учитывает изменение во времени показателей качества объектов стандартизации. В опережающих стандартах устанавливаются перспективные показатели качества продукции и ступенчатые сроки освоения их промышленным производством.

Стандарты предприятия являются документами, регулирующими деятельность каждого предприятия. В них отражаются как требования государственных стандартов, так и особенности выпускаемой продукции и организационно-технический уровень предприятий. Объектами стандартов предприятия являются детали, сборочные единицы, нормы, требования и методы в области разработки и организации производства изделий, технологические процессы, нормы и требования к ним; ограничения по применяемой номенклатуре материалов, деталей; формы и методы управления и т.д. По своему содержанию стандарты предприятия подразделяются:

- на стандарты ТУ;
- параметров;
- типов;
- марок;
- сортаментов;
- конструкций и размеров;
- технических требований;
- правил приемки;
- методов испытаний;
- правил маркировки, упаковки и транспортировки;
- правил эксплуатации и ремонта и т.д.

В соответствии с требованиями стандартов продукция (почти все виды) подвергаются сертификации независимыми сертификационными центрами. Сертификации продукция подвергается периодически (например, раз в год или каждое 1000-е изделие), после чего продукция может быть продана на рынке.

Сертификация особенно важна при международной торговле. В этих случаях сертификацию проводят международные центры сертификации или отечественные, соответствующим образом аттестованные и имеющие лицензию на проведение международной сертификации.

Планирование, аттестация и стандартизация качества продукции.

Важным элементом в системе управления качеством изде­лий является стандартизация — система нормативно-техни­ческой документации, определяющая прогрессивные требования к продукции, изготовляемой для населения, обороны стра­ны, для экспорта и т.д., а также контроль за правильностью использования этой документации.

Стандартизация базируется на ряде принципов:

1) повторяемость — определяет круг объектов, к которым применимы вещи, процессы, отношения, обладающие одним общим свойством — повторяемость либо во времени, либо в пространстве;

2) вариантность (создание рационального многообразия) — обеспечивает минимум рациональных разновидностей стан­дартных элементов, входящих в стандартизуемый объект;

3) системность — определяет стандарт как элемент систе­мы и приводит к созданию систем стандартов;

4) взаимозаменяемость — применительно к технике пре­дусматривает сборку или замену одинаковых деталей, изготов­ленных в разное время и в различных точках пространства.

Государственные стандарты РФ включают:

-обязательные требования к качеству продукции, работ и услуг, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества, охрану окружающей среды;

-обязательные требования техники безопасности и производ­ственной санитарии;

-обязательные методы контроля, требований к качеству про­дукции, работ и услуг;

-основные потребительские и эксплуатационные свойства продукции, требования к упаковке, маркировке, транспор­тировке и хранению, а также утилизации продукции;

-положения, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и ока­зании услуг, правила оформления технической докумен­тации и т.д.

В Российской Федерации нормативные документы по стан­дартизации подразделяются на следующие категории:

- государственные стандарты РФ (ГОСТ РФ);

-отраслевые стандарты (ОСТ);

-технические условия (ТУ);

- стандарты предприятий и объединений предприятий.

В настоящее время все развитые страны мира признают и используют международные стандарты для совершенство­вания действующих в фирмах систем качества.

Планирование — это разработка и корректировка плана, включа­ющие предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельно­сти хозяйственного объекта на ближайшую и отдаленную перспек­тиву.

Планирование производства на предприятии — это точное пред­видение и программирование на текущий период и на перспективу хода производственного процесса и его результатов по этапам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 413; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.006 с.)