Как отличить Активное Воображение от пассивной фантазии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как отличить Активное Воображение от пассивной фантазии



 

Активное Воображение — это особый метод использования силы воображения, разработанный Юнгом в начале этого столетия. Несмотря на то, что этот метод применялся многими людьми и его огромная практическая ценность уже хорошо доказана, о нем мало кто знает, за исключением последователей юнгианства. А многие из тех, кто слышал о нем, считают, что разбираются в нем не настолько хорошо, чтобы применять его на практике.

В данном разделе этой книги мы исследуем основные концепции Активного Воображения, рассмотрим некоторые примеры и узнаем метод пофазового подхода, который вы сможете применять, занимаясь Активным Воображением самостоятельно.

В сущности, Активное Воображение — это диалог, который вы ведете с различными частями вашего «я», живущими в бессознательном. В определенном смысле это похоже на сон, с той лишь разницей, что, испытывая это ощущение, вы не спите и полностью осознаете происходящее. Это, собственно, и является отличительной чертой этого метода. Вместо того чтобы погружаться в сон, вы, бодрствуя, погружаетесь в воображение. Вы позволяете живущим в бессознательном образам подниматься на уровень вашего воображения, как это они делают в сновидениях, посещающих вас во время сна.

В вашем воображении вы начинаете говорить с вашими образами и взаимодействовать с ними. Они вам отвечают. Вы с удивлением узнаете, что они выражают точки зрения, прямо противоположные тем, что содержатся в вашем осознающем разуме. Они рассказывают вам о вещах, существование которых вы до сих пор не осознавали, и сообщают вам мысли, до сих пор неведомые вашему осознающему разуму.

Большинство людей в процессе Активного Воображения ведет оживленную беседу, обменивается мнениями с внутренними фигурами, пытается примирить противоположные точки зрения, даже обращается за советом к живущим в бессознательном мудрецам. Но не все беседы ведутся посредством слов.

Вероятно, самым первым зарегистрированным применением Активного Воображения в его современной форме было видение Юнга, в котором не прозвучало ни единого слова, зато имело место активное взаимодействие между его осознающим разумом и образами, появившимися из его бессознательного. Это было одно из тех событий, благодаря которым Юнг понял, что он может входить в свою фантазию, осознанно в ней участвовать и превращать ее в активный обмен между осознающей и бессознательной энергетическими системами.

 

"Я сидел за своим столом и снова обдумывал все свои опасения. Затем я позволил себе «упасть» Неожиданно возникло такое ощущение, будто земля, в буквальном смысле этого слова ушла у меня из-под ног, и я полетел в черную пропасть. Я не мог избавиться от чувства страха. Но затем, пролетев не такое уж большое расстояние, я приземлился на ноги, почувствовав под ними мягкую липкую массу. Я ощутил огромное облегчение, хотя и находился в непроглядной тьме. Через несколько минут мои глаза привыкли к мраку, который напоминал, скорее, глубокие сумерки. Передо мной находился вход в темную пещеру. Посреди входа стоял гном с высохшей, словно у мумии, кожей. Я протиснулся мимо него в пещеру и побрел по доходившей мне до колен ледяной воде к другому ее концу, где я увидел сверкающий красный кристалл лежащий на скальном выступе. Я схватил камень, поднял его и обнаружил под ним пустоту. Поначалу я ничего не мог разглядеть, но затем увидел поток воды. Этот поток пронес мимо меня труп молодого светловолосого человека с раной в голове. За ним последовал гигантский черный скарабей, а потом красное солнце поднялось из водных глубин"[13]

 

Активное Воображение помогает лучше понять» что возникающие в воображении образы на самом деле являются символами, представляющими глубоко сидящие внутри нас части нашего «я». Подобно образам из снов, они символизируют содержимое нашего бессознательного. Поскольку эти внутренние существа обладают "своим собственным разумом", они говорят и делают вещи, которые иногда потрясают, зачастую просвещают, а иногда и оскорбляют наше эго

Хотя Юнг высоко ценил сны, он считал Активное Воображение еще более прямым путем к бессознательному. Разница заключается в следующем: когда вам что-либо снится, вы действительно, получаете сигналы от бессознательного, но ваш осознающий разум в этом процессе не участвует. Когда вы просыпаетесь, осознающий разум может вспомнить сон и задуматься над его значением, но во время самого сна осознающий разум бессилен. С Активным Воображением все наоборот — в этом случае осознающий разум бодрствует. Он осознанно принимает участие в событиях.

В снах события происходят исключительно на уровне бессознательного. В процессе Активного Воображения, события происходят на уровне воображения, которое не относится ни к осознающему разуму, ни к бессознательному, а представляет собой "место встречи", "нейтральную полосу", на которой осознающий разум и бессознательное встречаются, чтобы создать событие жизни, сочетающее в себе элементы и того, и другого. Два уровня сознания сливаются друг с другом на поле воображения, подобно двум рекам, которые впадают друг в друга, чтобы создать один мощный поток. Они дополняют друг друга; они начинают работать вместе, и, в результате, ваша полная личность начинает преобразовывать себя в единство. Диалог осознающего разума с бессознательным, приводит в действие высшую «божественную» функцию, «я», которое представляет собой синтез этих двух уровней сознания.

Любопытно, что, когда человек начинает заниматься Активным Воображением, количество его сновидений резко сокращается. Если вы серьезно относитесь к этому искусству как к особому способу медитации, то вы ассимилируете содержимое бессознательного раньше, чем у него возникнет потребность передать его вам посредством сна. Решение поставленных сновидениями проблем происходит в процессе Активного Воображения.

Ввиду связи между снами и Активным Воображением, Юнг прописал Активное Воображением людям, которых каждую ночь посещало такое количество сновидений, что они были просто не в состоянии разобраться в них посредством обычной работы со снами. Когда вы начнете регулярно заниматься Активным Воображением, то обнаружите, что количество ваших сновидений резко сократилось, стало меньше повторяющихся сновидений, а сами сновидения стали более «сфокусированными». Когда вы решаете ваши проблемы посредством Активного Воображения, вашим снам нет нужды часто повторяться.

Суть Активного Воображения заключается в вашем осознанном участии в процессе воображения. Этот, вид воображения потому и называется активным, что эго, на самом деле, входит во внутренний мир, гуляет там, беседует, спорит, заводит себе друзей и наживает врагов среди населяющих этот мир личностей. Вы осознанно играете роль в спектакле вашего воображения. Вы заводите разговор с другими исполнителями, обмениваетесь точками зрения, вместе отправляетесь навстречу приключениям и, в конце концов, учитесь сами и учите других.

Это качество отличает Активное Воображение от обычной, пассивной фантазии. Пассивная фантазия — это сны наяву, вы, словно в кинотеатре, просто сидите и наблюдаете за потоком фантазии, проникающим в ваш мозг. Пассивная фантазия — это процесс, в котором вы не принимаете осознанного участия; вы не задумываетесь над тем, что происходит, и по отношению к тому, что происходит, вы не занимаете независимой, этической позиции.

Пассивная фантазия также представляет образы из бессознательного. Но, поскольку мы не можем осознанно войти в нее, она, по большей части, представляет собой пустую трату времени и энергии. Представленные фантазией проблемы разрешению не поддаются. В большинстве случаев, фантазия снова и снова появляется на обочине нашего разума, пока ей это не надоест или пока это не надоест нам. Никакой эволюции не происходит, потому что эго никогда не сталкивается с ситуацией из фантазии и никогда не входит в нее как осознающая, независимая сила.

Хорошим примером этого является феномен беспокойства. Беспокойство — это одна из форм пассивной фантазии. Большинству из нас есть о чем беспокоиться, причем беспокоиться постоянно, В нашем мозгу возникает фантазия, в которой мы видим себя добившимися поставленной цели победителями. Затем наступает черед контр-фантазии, фантазии-беспокойства, в которой мы видим себя потерпевшими унизительное поражение. До тех пор, пока мы пассивно сидим и позволяем фантазии-беспокойству овладевать нами, мы не найдем никакого выхода, но в случае с Активным Воображением появляется возможность проникнуть в беспокойство, активно противостоять ему, вступить с ним в диалог, выяснить, кто или что внутри нас находится в состоянии конфликта, и сделать что-то по этому поводу.

Во всех случаях Активного Воображения вы обратите внимание на то, что имеете дело с историей, которая относится к первому лицу: в ней всегда присутствует «я». «Я» иду в определенное место. «Я» вижу образ. «Я» взаимодействую с ним. «Я» должно обязательно там присутствовать, взаимодействовать с другими персонажами, ибо, в противном случае, эго не будет принимать в происходящем никакого участия.

Воображение не может быть активным, если в спектакле не задействованы ваши чувства и эмоции. «Я» испытываю определенные чувства: «я» счастлив, заинтересован, печален или зол в результате происходящих событий. «Я» должно ощущать воображаемое действие так полно, как если бы оно было внешним, физическим событием. Да, это событие — символическое, но, тем не менее, оно является реальным событием, в котором задействованы реальные чувства.

Посредством вашего активного участия вы превращаете то, что могло бы остаться бессознательной, пассивной фантазией, в абсолютно осознанный, мощный акт воображения. Если Активное Воображение применяется правильно, оно соединяет те различные части вашего «я», которые конфликтовали между собой или были отделены друг от друга. Оно пробуждает внутри вас могучие голоса и приводит к заключению мира между враждующими эго и бессознательным, к началу сотрудничества между ними.

Основной задачей этого искусства является обеспечение связи между эго и теми частями бессознательного, от которых мы, как правило, отрезаны. Когда вы занимаетесь Активным Воображением, в вашей душе, действительно, происходят перемены. Меняются отношения между эго и бессознательным. Если имеет место невротический дисбаланс между установками эго и ценностями бессознательного, то эту брешь можно заделать, дополняющие друг друга противоположности можно свести воедино. Активное Воображение выводит человека на путь, ведущий к целостности, к осознанию полноты своего «я», и все это только потому, что человек научился общаться со своим внутренним "я".

 

Пример Активного Воображения: беседа с внутренним художником

 

Для того чтобы наша беседа, с самого начала, стала более конкретной, я сразу приведу вам пример сеанса Активного Воображения, записанный одной женщиной. Это будет первый из ряда примеров, которые мы рассмотрим в следующих нескольких главах. Эти примеры должны дать вам более четкое представление о том, чем, собственно, занимаются обычные люди, когда они усаживаются, чтобы на практике испытать Активное Воображение: как они подходят к этому процессу, как они его записывают. Кроме того, вы узнаете, какие самые разные задачи вашей внутренней работы можно решить с помощью Активного Воображения.

Эти примеры позволяют сделать один четкий вывод: вы не должны пытаться «приукрасить» ваше воображение и сделать его более правильным, выверенным или «утонченным» Цель Активного Воображения состоит в том, чтобы ощутить и честно записать все грубые, естественные формы, исторгаемые вашим бессознательным. Вы пишите не художественное произведение, которое будут читать другие люди. Это касается только вас и вашего бессознательного, вас и Бога, и потому пусть эти образы будут такими грубыми, бессвязными, смущающими, прекрасными или неисправимыми, какими они могут быть, когда непроизвольно исторгаются бессознательным. Тогда результат вашего опыта будет более честным и более соответствующим действительности.

Данный конкретный случай Активного Воображения произошел с женщиной, которая однажды ночью обнаружила, что не может уснуть из-за маниакальной идеи, «привязавшейся» к ней в то время, когда она переделывала интерьер своего дома. Она сама выбирала и покупала краски, сама делал всю работу и довела себя до полного изнеможения. И вот прошло уже пол ночи, а она все еще была не в состоянии уснуть, потому что никак не могла прогнать из своих мыслей различные способы смешения красок, различные цветовые комбинации, различные образцы тканей и мебели.

Поскольку эта женщина раньше уже пользовалась Активным Воображением, то она решила войти в воображение и отыскать там тот образ, который воплощает ее манию. Она хотела отыскать ту часть своего «я», которая стала жертвой мании, и завязать с ней диалог.

Это один из самых изящных примеров Активного Воображения: персонифицировать невидимое содержимое бессознательного и поднять его на поверхность в форме образа, с которым можно вести диалог и взаимодействовать.

В нашем бессознательном часто присутствует нечто смутное и невидимое, вызывающее у нас беспокойство. Мы можем чувствовать, что конфликт находится у самой поверхности, но не можем видеть, что собственно происходит. У нас не возникает никаких специфических или конкретных ассоциаций. Мы ощущаем эффект, но в настолько смутном и бесформенном виде, что не знаем, "с какой стороны к нему подступиться". Иногда это необъяснимый, невесть откуда взявшийся гнев. Мы не можем сказать, почему мы сердимся или на что мы сердимся — просто сердимся и все. Меланхолия, угрюмость, беспокойство, депрессия, мания — все они относятся к этой категории.

Когда это происходит в вашем воображении, вы можете отправиться к вашему бессознательному и потребовать персонификации его невидимого содержимого. Вы можете начать ваше Активное Воображение с вопроса: "Где находится эта мания? Кто обезумел? Откуда приходит это чувство? Кто это внутри меня чувствует себя подобным образом? Каков его образ? Как он или она выглядит?"

Если вы это сделаете, то образ, рано или поздно появится в вашей голове. Этот образ может персонифицировать саму манию, или он может представить ту часть вашего «я», которая создает этот эффект — ту часть, которая стала жертвой мании, депрессии, меланхолии или ярости.

Итак, вот какие ощущения посетили женщину в середине ночи. Потом она составила несколько пояснений, которые здесь даны в скобках. Но все, что произошло в процессе Активного Воображения, она перенесла в свою записную книжку в том виде, в каком она его увидела в ту ночь:

Во время переделки интерьера нашего дома, я была чрезмерно озабочена тем, чтобы подобрать правильные цвета, соответствующие материалы, определить дизайн и сохранить общий стиль интерьера. Однако, по мере продвижения работы, эта «озабоченность» полностью овладела мною. Я была не в состоянии уснуть, потому что не могла прогнать из своих мыслей бесконечную вереницу цветовых решений и образцов дизайна. То, что начиналось как интересный проект, превратилось в манию.

Процесс принялся жить своей собственной жизнью; он переключил на себя все мои ресурсы; он функционировал, совершенно не подчиняясь моему сознанию. Несмотря на то, что, в результате, высвобождалось большое количество энергии, я чувствовала, что силы покидают меня. Я стала раздражительной и нетерпеливой в отношениях с моим супругом, который не мог понять моего фанатизма.

Дисциплинировать себя, навесить на эту мою огромную внутреннюю энергию ярлык отрицательного animus или отрицательного усердия — все это были недостаточные меры. Хотя я и ощущала эту навязчивую идею как отрицательную силу, я чувствовала, что она не столько отрицательна, сколько чрезмерна. Это был новый родник живительной силы, вышедший из-под контроля. Попытка подчинить его поведенческими средствами только загнала бы этот источник обратно в «тень». Я утратила бы доступ к нему. Поэтому я спросила себя: "Что это так неожиданно на меня нашло?" Посреди ночи я вступила в диалог с этой моей внутренней «энергией», чтобы выяснить, что она собой представляет и чего хочет?).

Мое Активное Воображение.

(В моих записях большая буква Э обозначает мое эго, голос моего осознающего разума. «Яп» обозначает голос, который впоследствии оказался японским художником. Поначалу я не могла разглядеть, кто именно со мной разговаривает).

Э: Что здесь происходит? Мною овладела какая-то неизвестная мне сила. Я не могу спать, потому что мой мозг бомбардируется бесконечной вереницей цветов и оттенков. Что ты делаешь? Чего ты хочешь? Кто ты такой? (Голос): (В моем воображении этот голос похож на женский). Цвета так красивы. Посмотри на игру оттенков. Посмотри, как они напоминают о различных аспектах природы. Например, вот этот цвет хорошо подойдет к дереву книжных полок.

Э: Извини. Да, это цвет действительно красивый, но я устала и у меня в жизни есть еще и другие проблемы. Мне есть на что тратить силы. А ты мне мешаешь. (В этот момент я начала понимать, что этот женский голос внутри меня не столько маниакально озабочен цветами, сколько восхищается ими).

(Голос): Я очень хорошо представляю себе, что ты хочешь здесь создать. Я стараюсь выбрать для этого наилучшие средства. Чтобы это произошло, стало реальным, мы должны правильно подобрать ткань и краски, а также определиться с дизайном.

Э: Прекрасно. Но ты что, собираешься этим заниматься всю ночь?

Яп.: А-а, да. Я понял, что ты имеешь в виду.

(Я начинаю яснее различать фигуру. Это фигура японца. Поначалу она похожа на мужчину, но теперь я вижу, что она не мужская и не женская, а двуполая. Я вижу, что это — художник, облаченный в оранжевое буддийское одеяние. Существо обиженно молчит. Неожиданно я "нападаю на след" личности этого существа, и я «знаю», что у него есть чувствительность, видение, порожденное глубоким уважением к физической природе. Я чувствую, что не хочу терять это существо. Я чувствую, как улетучивается мое раздражение и гнев. Это создание начинает меня очень интересовать).

Э: Пожалуйста, не уходи. Я не сержусь. Мы можем прийти к соглашению, в результате которого нам обоим будет хорошо. Почему ты так сильно давишь на меня?

Яп.: Я боюсь.

Э: Боишься чего?

Яп: Я боюсь, что меня снова запрут.

Э: Запрут?

Яп: Мне очень редко выпадает случай выразить себя. Мне кажется, что пока дверь открыта, я должен работать быстро и интенсивно. Скоро все закончится, и я снова буду заперт.

Э: Я начинаю тебя понимать, В моей жизни у тебя было настолько мало возможностей проявить себя, что я и не подозревала, что ты существуешь. В цивилизации, в которой я живу, для тебя нет места. И я не пошла против своей цивилизации, чтобы предоставить тебе это место.

Яп: Это правда. Я чувствую, что умираю с голоду. Это, может быть, моя единственная возможность.

Э: Это не обязательно. Если я предоставлю тебе другие возможности для самовыражения, то ты станешь меньше отчаиваться? Сможешь ли ты снизить интенсивность своего труда?

Яп: Да…

(Наступает долгое молчание. Затем существо начинает говорить очень мягко). Ты осознаешь, что это может за собой повлечь?

Э: (Я чувствую испуг. Я нахожусь на грани поступка с необратимыми последствиями).

Мне кажется, что да. Я знаю, что мне будет нелегко разрешить себе чисто творческие порывы в мире физических ощущений. Я всегда отличалась практичностью. На меня всегда давили моя работа и мои обязанности.

Яп: Я пытался выразить себя посредством тебя, но «практицизм» всегда побеждал. Радость чистого творчества, живущая в практической части жизни, существует ради себя самой — ей не нужны ни результат, ни, так называемые, практические выгоды.

Э: Это правда. И если принять во внимание созданные мною условия, мои основные установки, я знаю, что ты был вынужден причинить мне неудобства, чтобы привлечь мое внимание. Я понимаю, что должна освободиться от вещественных ценностей, которые окружают и подавляют меня. Я должна бороться с этим отрицательным мужским образом мышления, озабоченным только производственными мыслями, которые вытесняют все остальные. Этот образ мышления использует мой страх потерпеть неудачу, не справиться со своими обязанностями. И я должна бороться со своим желанием преуспеть на работе, которое выходит из-под контроля. Я должна обратиться к ценностям, связанным с искусством, художественным самовыражением в реальном мире. И я должна найти место для тебя. Если говорить прямо, я должна немедленно дать тебе возможность работать. Что ты предлагаешь?

Яп: Что-то вроде керамики, акварелей. Посади цветы

Займись искусством составления букетов. Или ты можешь заняться чем-то менее обычным. Я просто хочу, чтобы мы работали и играли с формой, цветом и другими аспектами физического мира.

Э: Отлично. Я тоже нуждаюсь в твоей помощи. Мне нужно твое понимание ценностей мира ощущений, чтобы быть в силах справиться с подавляющими меня предубеждениями.

Яп: Тебе только нужно успокоиться и обратиться ко мне, и я отвечу. Я приду к тебе.

К этому сеансу Активного Воображения имеется интересное примечание: что женщина чувствовала в ходе этого события и какой урок она из него извлекла:

Язык данного Активного Воображения вызвал во мне активное неприятие. «Творчество», «занятия» керамикой и акварелью — все это казалось мне банальностью, штампом. Тем не менее, я поняла, что каким бы смешным мне не казался язык видения, какой бы глупой или напыщенной я себя не чувствовала, мне следует подпитывать физическую и чувственную сторону своей натуры. Я должна общаться с этой частью моего «я» на ее условиях и делать то, чего она захочет, в разумных пределах, конечно.

Фигура японского художника заставила меня осознать степень той неприязни, с которой моя цивилизация относится к восприятию красоты. Эта цивилизация интересуется только производством и зарабатыванием денег. Она не ценит бытие и превозносит действие. Она не ценит красоту, если эта красота существует сама по себе и не имеет практического применения. Диалог с этим новым союзником привел к длительному исследованию впитанных мною с рождения предубеждений, свойственных моей цивилизации. Это помогло мне отделить мою индивидуальную природу от коллективной. Иными словами, это стало частью процесса моей индивидуации.

В результате этого Активного Воображения, женщина обнаружила, что перед нею открывается новый мир. Она постоянно беседовала с этой внутренней фигурой японского художника. Она начала заниматься керамикой.

Каждую неделю она тратит определенное количество времени либо на работу в своем саду, либо на занятия в мастерской керамики, либо на другую физическую или художественную деятельность, которая дарит ей чувство прекрасного и связывает ее с земными, женскими ценностями.

Как вы знаете из ее диалога, она была настолько перегружена умственной работой — мышлением, анализом, производительностью — что в ее жизни не оставалось места для физической деятельности, физической красоты, ощущения связи своего физического тела с землей, растениями, оттенками и материалами, которые приводят в такое восхищение ее внутреннего дзэнского монаха.

Сознание того, что она подпитывает прежде голодавшую часть своего «я», приносило ей глубокое удовлетворение. И, соответственно, улучшилось ее понимание того, кто она есть. Она является гораздо более многогранным человеком, чем ей это раньше казалось.

Любое присутствующее внутри вас качество вы можете персонифицировать и убедить его принять тот образ, с которым вы сможете взаимодействовать. Если вы чувствуете подавленность, то можете отправиться к вашему воображению и попросить эту подавленность персонифицироваться посредством какого-либо образа. Если вы впали в меланхолию, то сможете сделать то же самое. Образ является исходной точкой. Затем вы можете вступить в диалог, вы можете взаимодействовать — и тогда вы сможете прийти к какому-то взаимопониманию.

В этом примере присутствуют все основные элементы, необходимые для успешного применения Активного Воображения. Пожалуйста, обратите внимание, что все началось с пассивной фантазии. Когда эта женщина лежала в постели, бесконечная череда цветов и образов проплывала перед ее глазами. В этот момент она была просто зрителем, которым полностью овладела фантазия.

Она преобразовала эту фантазию в Активное Воображение именно в тот момент, когда находилась вне фантазии, представляя собой осознающий эго-разум, абсолютно независимую силу. Затем она начала играть активную роль, начала задавать вопросы и требовать ответов на них. Она пыталась выяснить, кто скрывается за всем происходящим, кто генерирует этот поток фантазии. В результате сформировался образ, и можно было начать разговор.

Во всем происходящем были задействованы ее чувства, что является еще одним доказательством того, что она имела дело с настоящим Активным Воображением. Ситуация вывела ее из себя, и все же она была тронута, когда обнаружила, что до этого момента значительная часть ее внутреннего «я» игнорировалась и подавлялась. Она оценила эту часть; она поняла ее значение; она испытала по отношению к ней нежные чувства. Это доказывается не только ее словами, но и действиями, которые она впоследствии совершила в честь этой части своего "я".

Еще одним важным фактором явилось ее желание выслушать пришедшую из бессознательного личность. Она не пыталась одолеть или подчинить себе этот внутренний голос. Она предпочла позволить ему высказаться и поучиться у него.

В последующих главах мы исследуем многочисленные концепции, связанные с Активным Воображением. Но уже на одном этом примере вы узнали основные принципы, которые вам потребуются для занятий настоящим Активным Воображением. Если вы их хорошо усвоили, то вы уже стали на путь, ведущий к пониманию и применению этого высокого искусства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.232 (0.055 с.)