Квалификация (степень) выпускника: магистр 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Квалификация (степень) выпускника: магистр



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ О.Е. КУТАФИНА (МГЮА)»

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА»

Кафедра теории государства и права

 

 

Направление подготовки: юриспруденция

 

Квалификация (степень) выпускника: магистр

Форма обучения: очная, очно - заочная, заочная

 

Москва 2015


1. Цели освоения учебной дисциплины

Цели курса состоят в ознакомлении с основами социологии права: объектом, предметом, структурой и методологией. Право – явление социальное, призванное регулировать общественные отношения, поэтому социология права как наука и учебная дисциплина ориентирует на изучение общественных отношений через призму социальных связей, интересов и потребностей людей, их мнений, ожиданий и предпочтений. Социология права обобщает то, что называется юридическим опытом или более широко – социальной действительностью права.

Задачи изучения курса состоят в том, чтобы сформировать представление о социальном механизме действия права применительно ко всем уровням социальной организации – общества в целом, социальных групп, социальных общностей, социальных организаций и отдельных личностей.

В результате освоения учебной дисциплины «Социология права» должно сформироваться понимание закономерностей функциональной взаимосвязи между различными формами выражения права и соответствующими сферами общественной жизни, а также усвоение роли права в жизни общества и тенденций его дальнейшего развития.

Объектами профессиональной деятельности магистров являются общественные отношения в сфере реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка.

Магистр по направлению подготовки 030900 Юриспруденция готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

правотворческая;

правоприменительная;

правоохранительная;

экспертно-консультационная;

организационно-управленческая;

научно-исследовательская;

педагогическая.

В соответствии с п. 4.4 ФГОС ВПО магистр по направлению подготовки 030900 Юриспруденция должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью магистерской программы и видами профессиональной деятельности:

а) правотворческая деятельность:

подготовка нормативных правовых актов;

б) правоприменительная деятельность:

обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;

составление юридических документов;

в) правоохранительная деятельность:

обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;

охрана общественного порядка;

защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений;

г) экспертно-консультационная деятельность:

оказание юридической помощи, консультирование по вопросам права;

осуществление правовой экспертизы нормативных правовых актов;

д) организационно-управленческая деятельность:

осуществление организационно-управленческих функций;

е) научно-исследовательская деятельность:

проведение научных исследований по правовым проблемам;

участие в проведении научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;

ж) педагогическая деятельность:

преподавание юридических дисциплин;

осуществление правового воспитания.

 

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

1) знать:

- предмет и методологию социологии права;

- место и роль социологии права в системе юридических наук;

- социальный механизм действия права;

- формы взаимодействия структурных элементов права и соответствующих сфер общественной жизни;

2) уметь:

- применять знания социальной действительности в сфере правотворчества, правореализации и правоохраны;

- ориентироваться в социальных проблемах правовой действительности;

- оценивать социальные последствия правовой политики;

- анализировать эффективность правового регулирования, диалектически сочетая социальные и юридические критерии;

3) владеть:

- элементарными понятиями общей социологии и социологии права;

- методикой социологических исследований правовой действительности;

- навыками теоретического осмысления эмпирических данных;

- опытом использования полученных данных в целях решения конкретных правовых проблем.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Общекультурные компетенции:

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);

- способность компетентно использовать на практике приобретенные умения и навыки в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК- 5).

Профессиональные компетенции:

- способность давать оценку коррупционному поведению (ПК-6);

- способность принимать оптимальные управленческие компетенции (ПК-9);

- способность воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10);

- способность квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);

Настоящая программа составлена в соответствии с учебным планом Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина.

 

2. Место учебной дисциплины в структуре ООП

Социология права относится к вариативной части общенаучного цикла ООП. Дисциплина уточняет и конкретизирует общетеоретические юридические знания студента, понимание им социальных аспектов действия и функционирования права, правотворческой и правореализационной деятельности, правового поведения, возможностей использования социологического метода к изучению правовой действительности.

Изучение дисциплины «Социология права» основывается на таких дисциплинах как «Теория государства и права», «Проблемы теории государства и права», «Социология», «Философия права».

Содержание предмета «Социология права» до настоящего времени является дискуссионным. Вместе с тем, социология права в контексте общей социологии значительно отличается от социологии права в системе юридических наук. В своем втором значении социология права является составной частью общей теории права, которая в настоящее время имеет все основания рассматриваться уже в качестве самостоятельной юридической дисциплины. Право является общим объектом для трех юридических дисциплин – теории права, социологии права и философии права, и изучать его нужно параллельно. Единство объекта изучения (право) и различие задач и методов диктуют объективную необходимость взаимодействия всех дисциплин. Теория права, изучающая структурные элементы социального регулирования с нормативным содержанием, не может продуктивно развиваться без обобщения социальной действительности и юридического опыта (социология права), а также без усвоения идей и ценностей, лежащих в основе права (философия права).

 

3. Структура и содержание учебной дисциплины.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.

 

Тематический план для очной формы обучения

 

№ п/п Раздел (тема) учебной дисциплины Семестр   Виды учебной деятельности, и трудоемкость (в часах) Образовательные технологии Форма текущего контроля
Лек ции Практические занятия СРС
1. Предмет и метод социологии права. Социология права в системе юридических наук.   2*     Лекция-презентация, работа в малых группах, круглые столы Научная дискуссия по теме, эссе.
2. Становление и развитие социологии права.         Работа в малых группах, круглые столы Научная дискуссия по теме, опрос.
3. Социологический подход к пониманию права.         Работа в малых группах, кейс-задания, круглые столы Научная дискуссия по теме, эссе.
4. Социальный механизм действия права.         Работа в малых группах, круглые столы Научная дискуссия по теме, опрос.
5. Социальная эффективность правотворчества и правореализации.         Работа в малых группах, кейс-задания, круглые столы Научная дискуссия по теме, опрос.
6. Правовая социализация личности.         Работа в малых группах, кейс-задания, круглые столы Научная дискуссия по теме, опрос.
7. Правовое поведение и социальная девиация.         Работа в малых группах, кейс-задания, круглые столы Научная дискуссия по теме, опрос.
8. Юридическая конфликтология.         Работа в малых группах, кейс-задания, круглые столы Научная дискуссия по теме, опрос.
9. Правовое обеспечение социальной безопасности.         Работа в малых группах, круглые столы Научная дискуссия по теме, эссе.
  Социологическое исследование правовой действительности.         Работа в малых группах, кейс-задания, круглые столы Научная дискуссия по теме, опрос.
  ВСЕГО            

 

Тематический план для очно-заочной формы обучения.

 

№ п/п Раздел (тема) учебной дисциплины. Семестр Виды учебной деятельности, и трудоемкость (в часах) Образовательные технологии Форма текущего контроля
Лекции Практические занятия СРС
1. Предмет и метод социологии права. Социология права в системе юридических наук.   2*     Лекция-презентация, работа в малых группах, круглые столы Научная дискуссия по теме, эссе.
2. Становление и развитие социологии права.         Подготовка сообщений, эссе, с использованием учебно-методического обеспечения Опрос.
3. Социологический подход к пониманию права.         Работа в малых группах, кейс-задания, круглые столы Научная дискуссия по теме, эссе.
4. Социальный механизм действия права.         Работа в малых группах, круглые столы Научная дискуссия по теме, опрос.
5. Социальная эффективность правотворчества и правореализации.         Работа в малых группах, кейс-задания, круглые столы Научная дискуссия по теме, опрос.
6. Правовая социализация личности.         Подготовка сообщений, эссе, с использованием учебно-методического обеспечения Опрос.
7. Правовое поведение и социальная девиация.         Работа в малых группах, кейс-задания, круглые столы Научная дискуссия по теме, опрос.
8. Юридическая конфликтология.         Работа в малых группах, кейс-задания, круглые столы Научная дискуссия по теме, опрос.
9. Правовое обеспечение социальной безопасности.         Подготовка сообщений, эссе, с использованием учебно-методического обеспечения Опрос.
10. Социологическое исследование правовой действительности.         Работа в малых группах, кейс-задания, круглые столы Научная дискуссия по теме, опрос.
  ВСЕГО            

 

Тематический план для заочной формы обучения.

 

№ п/п Раздел (тема) учебной дисциплины. Семестр Виды учебной деятельности, и трудоемкость (в часах) Образовательные технологии Форма текущего контроля
Лекции Практические занятия СРС
1. Предмет и метод социологии права. Социология права в системе юридических наук.   2*     Лекция-презентация, работа в малых группах, круглые столы Научная дискуссия по теме, эссе.
2. Становление и развитие социологии права.         Подготовка сообщений, эссе, с использованием учебно-методического обеспечения Опрос.
3. Социологический подход к пониманию права.         Работа в малых группах, кейс-задания, круглые столы Научная дискуссия по теме, эссе.
4. Социальный механизм действия права.         Работа в малых группах, круглые столы Научная дискуссия по теме, опрос.
5. Социальная эффективность правотворчества и правореализации.         Работа в малых группах, кейс-задания, круглые столы Научная дискуссия по теме, опрос.
6. Правовая социализация личности.         Подготовка сообщений, эссе, с использованием учебно-методического обеспечения Опрос.
7. Правовое поведение и социальная девиация.         Работа в малых группах, кейс-задания, круглые столы Научная дискуссия по теме, опрос.
8. Юридическая конфликтология.         Работа в малых группах, кейс-задания, круглые столы Научная дискуссия по теме, опрос.
9. Правовое обеспечение социальной безопасности.         Подготовка сообщений, эссе, с использованием учебно-методического обеспечения Опрос.
10. Социологическое исследование правовой действительности.         Подготовка сообщений, эссе, с использованием учебно-методического обеспечения Опрос.
  ВСЕГО            

 

Данная учебная дисциплина входит в программу 2 семестра (на очной форме обучения; на очно-заочной и вечерней формах обучения – в программу 1 семестра). Формой аттестации выступает экзаменационный зачет.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (ПРОГРАММА КУРСА)

Тема 1. Предмет и метод социологии права. Социология права в системе юридических дисциплин.

Объект и предмет социологии права. Взаимосвязь социологии права, философии права и общей теории права. Социология права и общая социология. Социология права и юридическая социология.

Методы социологии права (общенаучные, частные, специальные).

Структура социологии права. Уровни социологического знания правовой действительности. Структура социологии права по отраслям права.

Место социологии права в системе общественных наук. Взаимосвязь социологии права с другими социальными науками. Функции социологии права.

 

ЛЕКЦИИ

 

Лекции для студентов очной, очно-заочной, заочной форм обучения

 

Лекция 1. Предмет и метод социологии права. Социология права в системе юридических дисциплин. (2 часа)

План:

1. Объект и предмет социологии права.

2. Методы социологии права.

3. Структура социологии права.

4. Место социологии права в системе общественных и юридических наук.

Задания для подготовки к лекции:

При подготовке к лекции необходимо вспомнить общенаучные и общетеоретические положения об объекте и предмете юридических наук, их методологии, о системе юридических наук. В связи с определением специфики предмета социологии права, ее положения в системе юридических наук следует иметь в виду взаимосвязи, существующие между теоретическим и отраслевым юридическим знанием.

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Практические занятия для студентов очной формы обучения

 

Занятие 1. (Тема 1). Предмет и метод социологии права. Социология права в системе юридических дисциплин. (2 часа)

План:

1. Объект и предмет социологии права.

2. Методы социологии права.

3. Структура социологии права..

4. Место социологии права в системе общественных и юридических наук.

Задания для подготовки к практическому занятию:

На основе общетеоретических положений об объекте и предмете юридических наук, их методологии, о системе юридических наук следует подготовить характеристику соответствующих вопросов, касающихся социологии права, особое внимание обращая на взаимосвязи, существующие между социологией права и другими юридическими науками.

 

Занятие 2. (Тема 3). Социологический подход к пониманию права. (2 часа)

План:

1. Социология права и социологическая теория права. Социологический поход к пониманию права в сравнении с иными правовыми школами.

2. Понятие, виды и функции социальных институтов.

3. Право как социальный институт.

4. Социальные функции права.

Задания для подготовки к практическому занятию:

С использованием положений теории государства и права о понимании права, о разных подходах к определению данного социального явления, о его социальных функциях следует уяснить сущность социологического подхода к пониманию права, основные характеристики права как социального института. Дискуссии, практические задания могут быть связаны со спецификой социологического подхода к пониманию права, с особенностями реализации социальных функций права.

 

Занятие 3. (Тема 5). Социальная эффективность правотворчества и правореализации. (2 часа)

План:

1. Социологические аспекты правотворческого процесса.

2. Социологические аспекты реализации права.

3. Эффективность правовых норм и эффективность правового регулирования.

4. Основные направление повышения эффективности правотворчества и правореализации.

Задания для подготовки к практическому занятию: ознакомиться с рекомендованной учебной литературой по проблемам социологии правотворческой и правореализационной деятельности, повторить материал предыдущих тем, подобрать примеры эффективного и недостаточно эффективного действия правовых норм.

 

Занятие 4. (Тема 6). Правовая социализация личности. (2 часа)

План:

1. Понятие и формы правовой социализации личности.

2. Правовая культура как фактор социализации.

3. Правовое сознание как социальное явление. Формирование правового сознания.

4. Правовой нигилизм и правовой идеализм.

Задания для подготовки к практическому занятию: ознакомиться с рекомендованной учебной литературой по проблемам правовой социализации личности и социологии правосознания, повторить материал предыдущих тем, подобрать конкретные примеры проявления правового нигилизма и правового идеализма. Продумать, в чем конкретно заключаются особенности российской правовой культуры, какие мероприятия являются наиболее эффективными для формирования должного уровня общественного правосознания.

 

Занятие 5. (Тема 7). Правовое поведение и социальная девиация. (2 часа)

План:

1. Право как средство социального контроля.

2. Социальные свойства правомерного поведения.

3. Основные концепции девиантного поведения.

4. Социальная природа правонарушения.

Задания для подготовки к практическому занятию: ознакомиться с рекомендованной учебной литературой по проблемам правомерного и противоправного поведения, повторить материал предыдущих тем, подобрать конкретные примеры взаимосвязи уровня правосознания субъектов правового общения с видами правомерного и противоправного поведения; уяснить взаимовлияние различных социальных причин правонарушений.

 

Занятие 6. (Тема 10). Социологическое исследование правовой действительности. (2 часа)

План:

1. Социологические исследования социально-правовых проблем: основные этапы.

2. Организация и проведение социологического исследования.

3. Характеристика отдельных методов социологического исследования.

Задания для подготовки к практическому занятию: ознакомиться с рекомендованной учебной литературой, повторить материал предыдущих тем; подготовить программу социологического исследования соответствующих правовых проблем (в соответствии с избранной тематикой магистерской диссертации).

 

Практические занятия для студентов очно-заочной формы обучения

 

Занятие 1. (Тема 1). Предмет и метод социологии права. Социология права в системе юридических дисциплин. (2 часа)

План:

1. Объект и предмет социологии права.

2. Методы социологии права.

3. Структура социологии права..

4. Место социологии права в системе общественных и юридических наук.

Задания для подготовки к практическому занятию:

На основе общетеоретических положений об объекте и предмете юридических наук, их методологии, о системе юридических наук следует подготовить характеристику соответствующих вопросов, касающихся социологии права, особое внимание обращая на взаимосвязи, существующие между социологией права и другими юридическими науками.

 

Занятие 2. (Тема 4). Социальный механизм действия права. (2 часа)

План:

1. Социальный механизм действия права: понятие и элементы.

2. Стадии социального действия права.

3. Общественное мнение как элемент социального механизма действия права.

4. Комплексный механизм действия права.

Задания для подготовки к практическому занятию:

С учетом общетеоретических представлений о механизме правового регулирования общественных отношений, о его стадиях и элементах необходимо уяснить значение каждой стадии социального действия права. Для рассмотрения всех элементов социального механизма действия права важным представляется понимание общественного мнения, роли средств массовой информации в его формировании.

 

Занятие 3. (Тема 5). Социальная эффективность правотворчества и правореализации. (2 часа)

План:

1. Социологические аспекты правотворческого процесса.

2. Социологические аспекты реализации права.

3. Эффективность правовых норм и эффективность правового регулирования.

4. Основные направление повышения эффективности правотворчества и правореализации.

Задания для подготовки к практическому занятию: ознакомиться с рекомендованной учебной литературой по проблемам социологии правотворческой и правореализационной деятельности, повторить материал предыдущих тем, подобрать примеры эффективного и недостаточно эффективного действия правовых норм.

 

Занятие 4. (Тема 7). Правовое поведение и социальная девиация. (2 часа)

План:

1. Право как средство социального контроля.

2. Социальные свойства правомерного поведения.

3. Основные концепции девиантного поведения.

4. Социальная природа правонарушения.

Задания для подготовки к практическому занятию: ознакомиться с рекомендованной учебной литературой по проблемам правомерного и противоправного поведения, повторить материал предыдущих тем, подобрать конкретные примеры взаимосвязи уровня правосознания субъектов правового общения с видами правомерного и противоправного поведения; уяснить взаимовлияние различных социальных причин правонарушений.

 

Занятие 5. (Тема 10). Социологическое исследование правовой действительности. (2 часа)

План:

1. Социологические исследования социально-правовых проблем: основные этапы.

2. Организация и проведение социологического исследования.

3. Характеристика отдельных методов социологического исследования.

Задания для подготовки к практическому занятию: ознакомиться с рекомендованной учебной литературой, повторить материал предыдущих тем; подготовить программу социологического исследования соответствующих правовых проблем (в соответствии с избранной тематикой магистерской диссертации).

 

Практические занятия для студентов заочной формы обучения

 

Занятие 1. (Тема 1). Предмет и метод социологии права. Социология права в системе юридических дисциплин. (2 часа)

План:

1. Объект и предмет социологии права.

2. Методы социологии права.

3. Структура социологии права..

4. Место социологии права в системе общественных и юридических наук.

Задания для подготовки к практическому занятию:

На основе общетеоретических положений об объекте и предмете юридических наук, их методологии, о системе юридических наук следует подготовить характеристику соответствующих вопросов, касающихся социологии права, особое внимание обращая на взаимосвязи, существующие между социологией права и другими юридическими науками.

 

Занятие 2. (Тема 5). Социальная эффективность правотворчества и правореализации. (2 часа)

План:

1. Социологические аспекты правотворческого процесса.

2. Социологические аспекты реализации права.

3. Эффективность правовых норм и эффективность правового регулирования.

4. Основные направление повышения эффективности правотворчества и правореализации.

Задания для подготовки к практическому занятию: ознакомиться с рекомендованной учебной литературой по проблемам социологии правотворческой и правореализационной деятельности, повторить материал предыдущих тем, подобрать примеры эффективного и недостаточно эффективного действия правовых норм.

 

Занятие 3. (Тема 7). Правовое поведение и социальная девиация. (2 часа)

План:

1. Право как средство социального контроля.

2. Социальные свойства правомерного поведения.

3. Основные концепции девиантного поведения.

4. Социальная природа правонарушения.

Задания для подготовки к практическому занятию: ознакомиться с рекомендованной учебной литературой по проблемам правомерного и противоправного поведения, повторить материал предыдущих тем, подобрать конкретные примеры взаимосвязи уровня правосознания субъектов правового общения с видами правомерного и противоправного поведения; уяснить взаимовлияние различных социальных причин правонарушений.

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

Виды самостоятельной работы студента по дисциплине «Социология права»:

- написание эссе, контрольной работы, реферата;

- составление библиографического списка по заданной научной проблеме,

- подготовка презентации;

- подготовка тезисов докладов, сообщений для участия в научных конференциях;

- выполнение индивидуальных заданий, практических заданий, кейс-заданий.

 

3.4.1. Модели (особенности) самостоятельной работы студентов по отдельным разделам и темам курса

Название темы Задание для самостоятельной работы студента Форма контроля преподавателем
1. Предмет и метод социологии права. Социология права в системе юридических наук. Подготовка докладов, сообщений, эссе Дискуссия на практическом занятии, устный опрос, обсуждение докладов и эссе, проверка письменных работ, выполнения индивидуальных заданий.
2. Становление и развитие социологии права. Подготовка докладов, сообщений, эссе Дискуссия на практическом занятии, устный опрос, обсуждение докладов и эссе, проверка письменных работ, выполнения индивидуальных заданий.
3. Социологический подход к пониманию права. Подготовка докладов, сообщений, эссе Дискуссия на практическом занятии, устный опрос, обсуждение докладов и эссе, проверка письменных работ, выполнения индивидуальных заданий.
4. Социальный механизм действия права. Подготовка докладов, сообщений, эссе Дискуссия на практическом занятии, устный опрос, обсуждение докладов и эссе, проверка письменных работ, выполнения индивидуальных заданий.
5. Социальная эффективность правотворчества и правореализации. Подготовка докладов, сообщений, эссе Дискуссия на практическом занятии, устный опрос, обсуждение докладов и эссе, проверка письменных работ, выполнения индивидуальных заданий.
6. Правовая социализация личности. Подготовка докладов, сообщений, эссе Дискуссия на практическом занятии, устный опрос, обсуждение докладов и эссе, проверка письменных работ, выполнения индивидуальных заданий.
7. Правовое поведение и социальная девиация. Подготовка докладов, сообщений, эссе Дискуссия на практическом занятии, устный опрос, обсуждение докладов и эссе, проверка письменных работ, выполнения индивидуальных заданий.
8. Юридическая конфликтология. Подготовка докладов, сообщений, эссе Дискуссия на практическом занятии, устный опрос, обсуждение докладов и эссе, проверка письменных работ, выполнения индивидуальных заданий.
9. Правовое обеспечение социальной безопасности. Подготовка докладов, сообщений, эссе Дискуссия на практическом занятии, устный опрос, обсуждение докладов и эссе, проверка письменных работ, выполнения индивидуальных заданий.
10. Социологическое исследование правовой действительности. Подготовка докладов, сообщений, эссе Дискуссия на практическом занятии, устный опрос, обсуждение докладов и эссе, проверка письменных работ, выполнения индивидуальных заданий.

3.4.2. Модели (особенности) самостоятельной работы студентов заочной формы обучения

Название темы Задание для самостоятельной работы студента Форма контроля преподавателем
1. Предмет и метод социологии права. Социология права в системе юридических наук. Подготовка докладов, сообщений, эссе по проблемам дисциплинарной самостоятельности социологии права, ее функций, взаимосвязи с другими юридическими и социальными науками.   Дискуссия на практическом занятии, устный опрос, обсуждение докладов и эссе, проверка письменных работ, выполнения индивидуальных заданий.
2. Социологический подход к пониманию права. Подготовка докладов, сообщений, эссе по проблемам различных вариантов социологического подхода к пониманию права.   Дискуссия на практическом занятии, устный опрос, обсуждение докладов и эссе, проверка письменных работ, выполнения индивидуальных заданий.
3. Социальный механизм действия права. Подготовка докладов, сообщений, эссе по проблемам соотношения юридического, социального, психологического механизмов действия права   Дискуссия на практическом занятии, устный опрос, обсуждение докладов и эссе, проверка письменных работ, выполнения индивидуальных заданий.
4. Социальная эффективность правотворчества и правореализации. Подготовка докладов, сообщений, эссе по проблемам повышения эффективности правотворческой и правоприменительной деятельности.   Дискуссия на практическом занятии, устный опрос, обсуждение докладов и эссе, проверка письменных работ, выполнения индивидуальных заданий.
5. Правовое поведение и социальная девиация. Подготовка докладов, сообщений, эссе по социологическим проблемам мотивации и оценки правомерного и противоправного поведения.   Дискуссия на практическом занятии, устный опрос, обсуждение докладов и эссе, проверка письменных работ, выполнения индивидуальных заданий.
6. Юридическая конфликтология. Подготовка докладов, сообщений, эссе по проблемам социальной обусловленности конфликтов, их профилактики и разрешения правовыми средствами.   Дискуссия на практическом занятии, устный опрос, обсуждение докладов и эссе, проверка письменных работ, выполнения индивидуальных заданий.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Используются активные и интерактивные формы проведения занятий. Необходимость использования при проведении практических и лекционных занятий той или иной образовательной технологии определяется преподавателем:

- лекция-презентация;

- семинары в диалоговом режиме могу проводиться по всем темам практических занятий;

- деловые и ролевые игры (проведение фрагмента семинара, лекции с последующим анализом; демонстрация методов обучения);

- методика проектов может использоваться по любой из тем практических занятий, а также в качестве задания для самостоятельной работы;

- практическая работа по теме «Социологическое исследование правовой действительности».

- реализация мультимедийных методик при проведении аудиторных занятий и оценки качества успеваемости студентов.

 

Не менее 30 процентов аудиторных занятий проводятся в интерактивных формах.

 

Семестр Вид занятия Используемые интерактивные образовательные технологии Количество часов
  Лекции Дистанционные технологии, компьютерные симуляции  
Практические занятия Презентация проекта, обучающая игра, работа в малых группах, технология портфолио, интернет конференции, разбор конкретных ситуаций, «кейс-стадии»  
ИТОГО  

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И КОНТРОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ НАПИСАНИЯ ЭССЕ.

1. Социологи права как самостоятельная юридическая дисциплина.

2. Методы сбора эмпирической информации.

3. Становление и развитие социологии права в западных странах.

4. Становление и развитие социологии права в России.

5. Современное состояние социологии права в России.

6. Правовая проблематика в трудах классиков социологии.

7. Социологический подход к пониманию права.

8. Социальный механизм действия права.

9. Проблемы эффективности законодательства.

10. Общественное мнение и право.

11. Юридическая конфликтология.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.236.44 (0.235 с.)