Методы моделирования оценки теневой экономики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы моделирования оценки теневой экономики.



Методы моделирования в отличие от всех вышеназванных методов, рассматривающих один показатель всех проявлений теневой экономики, исследуют множественные причины и многочисленные проявления теневой экономики. Ф.Шнайдер и Д.Энсте отмечают, что среди перечисленных методов оценки теневой экономики не существует лучшего или наиболее распространенного. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Результаты, полученные с помощью разных методов, имеют существенные расхождения. Так, оценка теневой экономики в странах Центральной и Южной Америки методом затрат потребляемой электроэнергии (данные за 1989-1990 гг.) и методом моделирования (данные за 1990-1993 гг.) дала следующие результаты: для некоторых стран итоги оценки обоими методами близки.

Так, в Венесуэле на теневую экономику приходится 30% ВВП методом затрат электроэнергии и 30,8% ВВП методом моделирования, в Бразилии - 20,9 и 37,8 % соответственно, в Гватемале - 61 и 54%. Результаты по другим странам показывают существенные расхождения: Панама – соответственно 40 и 62%, Перу - 44 и 57,4%, Мексика 49 и 27,1%.

Оценка величины теневой экономики теми же методами и за те же периоды в Южной Корее также продемонстрировала значительное расхождение результатов: 38% методом затрат электроэнергии и 20,3% методом моделирования 13).

Авторы приводят данные оценки теневой экономики в пяти странах (ОЭСР (Канада, Германия, Великобритания, Италия и США), полученные с помощью девяти различных методов. Наиболее низкие показатели получены с помощью метода выборочного обследования домашних хозяйств (от 1,4% в Канаде в 1986-1990 гг. до 5,6% в США в 1981-1985 гг.). Метод налогового аудита дает более высокие показатели (до 10% в Италии и США в 1986-1990 гг.).

Методы расхождения между доходами и расходами и между официальными и фактическими данными по занятым дают довольно высокие показатели по одним странам и низкие по другим. Так, доля теневой экономики в Германии составляла в 1981-1985 гг. 13,4%, а в Великобритании в тот же период - 4,2% (метод расхождения между доходами и расходами). Метод затрат электроэнергии свидетельствует об отсутствии большого разброса в величинах теневой экономики в данных странах; ее размеры колеблются от 9,9% в США до 19,3% в Италии в 1986-1990 гг. Наиболее высокие показатели размера теневой экономики были получены с помощью метода определения объема сделок: в Канаде - 21,2%, Германии - 31,4%, США - 19,4% (в 1986-1990гг. 13). Сравнение результатов, полученных с помощью методов денежной оценки (показатели спроса на наличные деньги, отношения наличных денег к депозитам, объем сделок), показывает, что наибольший размер теневой экономики был получен с помощью показателя объема сделок, а наименьший - с помощью показателя спроса на наличные деньги. Однако оценка с помощью последнего метода продемонстрировала наиболее высокие темпы роста теневой экономики.

Авторы отмечают, что оценка величины теневой экономики методом затрат электроэнергии также имеет варианты, при этом результаты, полученные с помощью разных способов оценки в рамках этого метода имеют большие расхождения.

Вопросы, связанные с оценкой теневой экономики переходного периода различными способами в рамках метода затрат электроэнергии, рассматриваются в статье (сотрудницы Института экономики Венгерской Академии наук М.Ласко 13). Она разработала метод оценки величины теневой экономики с помощью показателя потребления электроэнергии в домашнем хозяйстве.

Автор определяет теневую экономику как «всю экономическую активность, не подверженную регистрации». Теневая активность состоит из двух частей: неформальная - не охваченная определением ВВП и потому не подлежащая измерению, и подпольная - уклоняющаяся от регистрации и измерения. Автор исследует лишь вторую часть. Теневая активность, рассматриваемая автором, осуществляется как зарегистрированными экономическими агентами, которые с целью уклонения от налогов занижают величину своего дохода, так и незарегистрированными, которые не дают никакой информации о размерах своей деятельности. Преобладающая часть деятельности экономических агентов второй категории и значительная часть деятельности первой категории осуществляется на дому. Разница между этими категориями носит условный характер и практического значения не имеет. Автор приводит сравнительные данные размеров теневой экономики в странах с переходной экономикой, полученные ее методом и методом Д.Кауфмана (D.Kaufmann) и А.Калиберды (A.Kaliberda), использующих показатель общего потребления электроэнергии. У М.Ласко вызывает сомнение тот факт, что, по данным Д.Кауфмана и А. Калиберды, (размер теневой экономики за 1989-1995 гг. сократился в Румынии и Узбекистане (соответственно с 22,3 до 19,1% и с 12 до 6,5%). По ее данным, в этих странах за тот же период произошел рост размера теневой экономики: в Румынии с 17,3 до 28,3%, в Узбекистане с 12 до 29,5% 13).

_________________________________________________________________________________________________13 – Иванова Н.Н.; Теневая экономика: масштабы, причины, последствия. Режим доступа: [http://a2com.ru/?p=62 14/05/2010].

М.Ласко отмечает, что при оценке теневой экономики в странах переходного периода методом затрат электроэнергии необходимо учитывать унаследованную этими странами от социализма структуру производства. Резкое сокращение производства в такой энергоемкой отрасли Румынии, как нефтехимия, привело к значительному сокращению общего потребления электроэнергии и, следовательно, к заниженному показателю размера теневой экономики. В Узбекистане в начале перестройки произошло значительной увеличение производства нефти и газа - продуктов, замещающих электроэнергию. Кроме того, экономика страны базировалась на единственном продукте - хлопке, поэтому спад производства, вызванный трансформационными процессами, привел к значительному сокращению общего потребления электроэнергии и к занижению размера теневой экономики. Таким образом, замечает автор, метод оценки теневой экономики с помощью показателя общего потребления электроэнергии, применимый для стран со стабильной экономикой, оказывается неэффективным в расчетах, связанных со странами с переходной экономикой. В последнем случае целесообразнее пользоваться показателем потребления электроэнергии в домашних хозяйствах. Одновременно представляю схему существующих методов измерения теневой экономики и возможности их использования (см. Рис. 2, 3).

4. Методы борьбы с теневой экономикой4.1. Социально-правовой и Уголовно-правовой контроль над экономической преступностью в России. Социально-правовой контроль представляет собой деятельность по контролю над противоправным поведением в сфере экономики, осуществляемую государственными органами и институтами гражданского общества, преследующую цель эффективного воздействия на криминогенные факторы, детерминанты экономической преступности. Сущностью социально-правового контроля над экономической преступностью в самом общем виде является установление правового порядка в жизни и деятельности общества. Он не связан, как правило, с применением Уголовно-правовых норм. Уголовно-правовая составляющая присутствует здесь лишь в той мере, в какой выполняет предупредительную функцию при неэффективности других мер. Большинством криминологов признается, что именно социально-правовой контроль является основным в общей системе контроля над экономической преступностью. Его антикриминогенная роль подтверждается международными исследованиями. Как отмечает В.В. Лунеев, «…коэффициент корреляции между углублением социально-правового контроля и удержанием преступности на терпимом уровне выше, чем между социально-экономическим развитием и уровнем преступности 13». ___________________________________________________________________________________________________________13. – Лунеев В.В.: «Углубление социального контроля преступности», материалы круглого стола, Государство и право 1999 г., стр. 63 Однако, по мнению автора курсовой работы, не следует все же принижать действенность и результативность Уголовно-правовой сферы контроля за экономической преступностью, в частности в аспекте рассматриваемой темы внешнеэкономической деятельности. Как было отмечено ранее, в настоящее время теневая деятельность в сфере ВЭД приняла видимость полностью легальных сделок с предоставлением в государственные таможенные органы пакета поддельных (измененных) документов, подтверждающих якобы полную легитимность производимых действий: инвойсы поставщика с недостоверно указанными ценами на товары и их номенклатурой. В качестве поставщика выступают оффшорные фирмы, не ведущие никакой реальной торговой деятельности и используемые исключительно для создания ее видимости. Паспорта сделок, в качестве контрагентов в которых указаны вышеперечисленные оффшорные компании и российские фирмы «прокладки», осуществляющие таможенные платежи при оформлении товаров. Контракты между указанными компаниями на поставку товаров. То есть при первичном рассмотрении данных документов сложно выявить факты осуществления незаконной деятельности. Зарубежные и отечественные криминологи отмечают взаимосвязь и взаимообусловленность между гражданскими, административными правонарушениями и преступлениями. В особенности это касается правонарушений и преступлений в сфере экономики. Они имеют общие детерминанты противоправного поведения, общую правовую природу, схожесть механизма формирования личности преступника и деликатной личности, совершаются в одинаковых типичных условиях, порождены сходными причинами и имеют единую направленность. Поэтому эффективная борьба с менее опасными видами правонарушениями - административными, гражданско-правовыми, финансовыми, которую осуществляют контролирующие органы, является эффективным средством предупреждения преступности в сфере экономики. И как видно из всего вышеизложенного, социально-правовой контроль конечно необходим, но только в обязательной связке с Уголовно-правовым. И в настоящее время, по мнению автора курсовой работы, именно Уголовно-правовой аспект контроля обеспечивает наибольшую эффективность в борьбе с экономической преступностью вообще и с преступностью в сфере внешнеэкономической деятельности в частности. Но при этом все таки необходимо отметить, что важным условием эффективного контроля над экономической преступностью является именно гармоничное и сбалансированное сочетание действенного социально-правового, уголовно правового контроля за социально-экономическими и политическими процессами в стране и соблюдения фундаментальных прав человека. 4.2. Практикуемые подходы к «высветлению» теневой экономики. В государственных властных структурах, общественных организациях и научных учреждениях доминируют два подхода к решению проблем «теневой» экономики. Первый - радикально-либеральный, реализуемый с конца 1991 — начала 1992 г. и связанный с целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Негативные последствия воплощения данного подхода на лицо:- масштабы «теневой» составляющей отечественной экономики и образование мощных финансово-производственных кланов, проникающих в высшие эшелоны власти, с одной стороны, подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего малого бизнеса - с другой. Не случайно у некоторых политиков стали появляться идеи относительно того, чтобы «провести полную легализацию всей «теневой» экономики и начать жизнь с чистого листа». Вряд ли такие веяния получат общественную поддержку, в том числе со стороны «теневиков» - хозяйственников, испытавших все «прелести» сотрудничества с организованными преступными сообществами и желающих «начать жизнь с чистого листа» без угрозы быть застреленными, снова подвергаться налетам рэкетиров и т.п. Второй подход - репрессивный. Данный подход возник как своеобразная реакция на социальные негативы вышеописанного - либерального. Он предполагает: расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции и Министерства финансов РФ; улучшение взаимодействия спецслужб в рассматриваемом отношении, формирование системы тотального контроля и доносительства: общее ужесточение законодательства, направленного против «теневой» экономики, усиление мер наказания. В качестве одной из попыток реализации репрессивного подхода можно рассматривать разработку законопроекта «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам». Идея проекта, казалось бы, естественна: поскольку государству неудается зарегистрировать доходы, следует поставить под контроль расходы граждан (от 500 до 1000 минимальных окладов в течение года) и подобным путем, во-первых, выявить действительные доходные параметры состоятельных групп населения, во-вторых, принудить их раскрыть источники сокрытых средств, в-третьих, собрать недовыплаченные налоги. Однако для достоверного прогнозирования последствий проектируемых действий необходимо вернуться к причинам разбухания теневой части экономики. Их много, но главные замыкаются на сложившиеся общие условия хозяйствования. Последние подавляют отечественное производство, вынуждают предпринимателей укрывать доходы от неподъемных налогов и выводить капитал из производства в финансовую сферу и за границу, криминализируют общество. Не только богатый мировой опыт, но и практика преобразований в России свидетельствуют: «теневая» экономика есть реакция хозяйствующих субъектов и граждан на систему, которая поставила их в положение жертв правового и экономического беспредела. Реализация рассматриваемого законопроекта лишь ужесточит эту систему. Под пресс попадают прежде всего мелкие и средние предприниматели, а также те трудящиеся, которым удалось получить некоторые денежные средства сверх мизерных окладов. Причем поведение этих «накрываемых» карающими статьями закона лиц спрогнозировать несложно: чтобы не «засвечиваться», они или отложат на время кампании крупные покупки. Приближенные же к власти имеют высокие шансы обрести благодаря законопроекту эффективные экономические и политические рычаги для шантажа и устранения конкурентов. Став фактором поощрения тотального доносительства, подобный закон не дал бы никаких гарантий от утечки соответствующей информации от чиновников уголовному миру. В общем, поскольку в законе упор сделан на преследование людей, а не на устранение условий, препятствующих превращению «теневой» деятельности в легальную, экономические результаты его принятия окажутся во многом противоположными декларируемым: вместо расширения налоговой базы - ее сужение, вместо подавления криминальных тенденций - их усиление. Не более благоприятными будут, пожалуй, и социальные результаты использования преимущественно репрессивных методов. Проводя этот курс, власти столкнутся с сопротивлением не только «теневиков» - хозяйственников, ставших, как уже отмечалось жертвой губительных для производства общих условий хозяйствования, но и значительной части рабочих, которым «теневая экономика» помогает своевременно получать заработную плату и избегать безработицы. Поддержка же подобных мер со стороны сравнительно слабых по уровню доходов групп рядовых бюджетников, пенсионеров, рабочих и служащих «лежащих на боку» предприятий, как представляется, не позволит создать оптимального баланса сил в обществе. Уровень поддержки населением властей при использовании комплекса репрессивных мер можно оценить как «относительно низкий», а уровень сопротивления - как «относительно высокий». В общем, задействование репрессивных методов, не сулящее перспектив существенного обогащения государственной казны, чревато ростом социального напряжения: всплеском безработицы, ослаблением кадрового потенциала руководящего звена экономики (в связи с возможным бегством способных хозяйственников за границу и вывозом капитала) и т.п. Существует мнение о том, что предлагаемый вариант легализации теневого капитала желателен, но нереалистичен, ибо «теневики» - хозяйственники этого не захотят. Однако в этой дискуссии важно принять во внимание следующие очевидные обстоятельства. Предприниматели рассматриваемой категории постоянно находятся под «дамокловым мечом», причем угрозы идут и от государства, и от криминальных элементов. Уходя от налогов, «теневик» - хозяйственник не избегает поборов: взяток чиновникам-коррупционерам и платы криминалитету (за «крышу»). Экономические последствия этих поборов для предпринимателей те же самые, что и результаты жесткого налогового прессинга, однако соответствующие средства выплачиваются не государственным, а «частным» рэкетирам, а значит, налицо состав преступления. Такое положение комфортным не назовешь, и с накоплением минимально достаточного капитала у его субъекта резко нарастает стремление «спать спокойно». Однако это лишь морально-психологическая сторона дела. А есть и чисто экономические факторы, связанные, в частности, с тем, что любая сфера, в том числе «теневая», имеет свои пределы поглощения капитала, и раньше или позже «теневики» - хозяйственники оказываются перед необходимостью выхода за границы занятой ниши. Как пример можно привести консолидацию и «высветление» активов при выводе компании на так называемое IPO - первичное размещение акций на фондовой бирже. Итак, какую же политику и действия проводить государству? Следует учесть, что основа теневого оборота и роста преступности – неучтенные доходы экономических агентов и неисполнение ими же своих обязательств. Поэтому необходимо сделать налично-денежный оборот и неуплату налогов экономически невыгодными и юридически наказуемыми. Рядом экономистов предложена программа действий, основные положения которой: - Стимулирование безналичного денежного оборота. Например, гражданам, получившим доходы на банковский счет и не обналичивающим их, можно учитывать часть уплаченного ими НДС. Таким образом, НДС, акцизы и подоходные налоги будут «отсасывать» деньги из теневого оборота; - Запрет на бесконтрольное представление и привлечение кредитов, отчуждение собственности и принятия на себя обязательств неплатежеспособными предприятиями и гражданами; - Децентрализация и укрепление судебных и правоохранительных органов, закрепление за соответствующими институтами части налоговых доходов; - Необходимо превратить защиту прав акционеров, инвесторов и кредиторов в государственный приоритет. Реализация предполагаемых мер приведет к снижению объема кредитных и фондовых операций при обеспечении их эффективности и надежности. Многократно возрастут масштабы безналичных расчетов. Государство получит прирост бюджетных доходов и расходов. Менеджеры обретут перспективу упрочения своего положения легальным образом вместо вынужденной тактики разворовывания остатков имущества предприятия. Подавление налично-денежного оборота приведет к увеличению потребности в безналичной рублевой массе и облегчит решение проблем дедоллоризации экономики и стабилизации рубля. Нет нужды доказывать, что криминальное общество не в силах обеспечить внедрение инноваций и экономический рост; хуже того, разрушая систему снабжения населения социальными благами (прежде всего образования, здравоохранения, социального обеспечения), оно обрекает себя на деградацию. В то же время такая система может быть относительно устойчива только при задействовании внешних источников со всеми вытекающими негативными последствиями. Выводы: В настоящее время легализация теневых капиталов, направляемых в легальную экономику - едва ли не единственный (в смысле реальной возможности мобилизации) источник крупномасштабного инвестирования в народное хозяйство. Правительство загнало предпринимателя «в тень», и теперь обязано предоставить последнему возможность из нее выйти. Только лишь карательные меры к «теневикам» приведут к безвозвратной потере для страны огромных капиталов, в создание которых тем или иным путем вложен труд практически каждого россиянина. Заставить эти средства работать для общего дела - задача, стоящая перед правительством и ведущими экономистами в нашей стране. Вывод В данной работе представлен в общем виде обзор теневой экономики, но даже эти данные позволяют понять насколько сильно воздействует теневая экономика на все сферы нашей жизни. В России параллельно легальной экономике возникла теневая, сопоставимая с ней по масштабам. Более того, в теневой экономике формируется примерно тот же набор механизмов, что и в официальной хозяйственной системе. В ней действуют свои правила ценообразования, способы обеспечения соблюдения контрактов, имеется специфический набор профессий со своим кодексом поведения, работают собственные механизмы инвестирования. Эти теневые механизмы изменили жизнь миллионов людей, создали особые условия работы предприятий. Специалисты, занимающиеся проблемами теневой экономики, стали вести речь даже о "теневом порядке" в российском обществе. Трудно ожидать, что в ближайшее время эти механизмы преобразуются в легальные правила экономического поведения. Скорее всего, нас ожидает постепенная эволюция теневых отношений, смягчение и легализация некоторых из них, а так же медленное изживание неприемлемых для цивилизованного общества норм. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1) И с п р а в н и к о в В., К у л и к о в В.: «Как «высветлить» реформируемую экономику», РЭЖ №5-6, 1997 г.2) Е г о р ш и н В.М., К о л е с н и к о в В.В. Преступность в сфере экономической деятельности. СПб: Фонд “Университет”, 20003) К у д р я в ц е в В.Н., Л у н е е в В.В., Н а у м о в А.В. Организованная преступность и коррупция в России (1997 – 1999). М.: ИНИОН, 2000.4) К л я м к и н И.М., Т и м о ф е е в Л.М. Теневая Россия: Экономико-социологическое исследование. М.: РГГУ, 20005) К о с а л с Л. Теневая экономика как особенность российского капитализма. -Вопросы экономики. - 19986) Л а т о в Ю.В. Экономика вне закона. Очерки по теории и истории теневой экономики. М.: МОНФ, 20017) С к о б л и к о в П.А. Имущественные споры и криминал в современной России. М.: Дело, 2001. 344 с8) С а т у е в Р.С., Ш р а е р Д.А., Я с ь к о в а Н.Ю. Экономическая преступность в финансово-кредитной сфере. М.: Центр экономики и маркетинга, 2000.9) С е р г е е в Е. Теневики. Борьба с дельцами теневой экономики. М.: ООО “Фирма “Хельга””, 2000.10) С л и н ь к о И.А. Вторичная занятость, задолженности по заработной плате, уклонение от налогов и предложение на российском рынке труда. М.: Российская экономическая школа, 199911) П и н к е в и ч Т.В. Преступления в сфере экономической деятельности: уголовно-правовая характеристика, система, особенности квалификации. Ставрополь, 1999.13) П а н о в а Е.И. “Теневой” сектор и экономический рост. М.: Российская экономическая школа, 199814) Т и мо ф е е в Л.М. Институциональная коррупция: Очерки теории. М.: РГГУ, 2000.15) Ш е с т а к о в А.В. Теневая экономика: Учеб. пособие. М.: Издат. дом ”Дашков и К”16) К у з н е ц о в а Т.: «Некоторые аспекты исследования неформальной экономики в России», Вопросы экономики №9, 1998г17) М а т в е е в А.: «Экономика и жизнь» Январь 1999 № 01 (8747)18) Т е л е ш у н С.: «Теневая политика - явление не всегда отрицательное»,Ведомости, 8.08.9719) Щ е р б а к о в а Л.: «Сереем «всем миром»», Эко №6, 1997 г20.) К у л и к о в С.: «Как Россия потеряла триллион», Независимая Газета от 24.11.2006 г. интернет версия (см. Приложение)21.) Я с и н Е.: «Вредная привычка», Ежедневный журнал, интернет версия от 07.10.2005 г. (см. Приложение)22.) Материалы уголовных дел ст. ст. 188, 174, 159 УК РФ, расследованные СЧ СУ при УВД ЮВАО г. Москвы в 2001 – 2006 г.г.23.) Л у н е е в В.В. Углубление социального контроля преступности (Материалы круглого стола). - Государство и право, 1999, № 9. - С. 63.24.) «Россия в цифрах», Официальное издание Федеральной службы статистики РФ, 2005 г.»

25) С а т е р л е н д Э.Х. Являются ли преступления людей в белых воротничках преступлениями? // В кн.: Социология преступности. (Современные буржуазные теории.) М.: Прогресс, 1966. С.45-59.

26) Б е к к е р Г. Преступление и наказание: экономический подход // Истоки. Вып. 4. М.: ГУ-ВШЭ, 2000. С. 28 – 90.

27) Н и к о л а е в а М.И., Ш е в я к о в А.Ю. Теневая экономика: методы анализа и оценки. М.: ЦЭМИ АН СССР, 1987. С. 3.

28) Обзор отечественной литературы конца 1980-х - начала 1990-х годов можно найти в статье: К е р б е р С. О теневой экономике // Проблемы прогнозирования. 1992. № 6. С.111-113.

29) О л с о н М. Рассредоточение власти и общество в переходный период. Лекарства от коррупции, распада и замедления темпов экономического роста // экономика и математические методы. 1995. Т. 31. Вып. 4. С. 53-81.

30) де С о т о Э. Иной путь. Невидимая революция в третьем мире. М., 1995.

31) В о л к о в В.В. Силовое предпринимательство. СПб., 2002.32) И в а н о в а Н.Н.; Теневая экономика: масштабы, причины, последствия. Режим доступа: [http://a2com.ru/?p=62 14/05/2010].

(Рис.2) Таблица - Возможности использования



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 395; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.162 (0.012 с.)