До Н. Э. : октавиан получает титул августа; зарождается римская империя. Витрувий «трактак об архитектуре» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

До Н. Э. : октавиан получает титул августа; зарождается римская империя. Витрувий «трактак об архитектуре»



Империя знаков

Вдохновение и упорство человека бросают вызов природе. Человек сооружает арки, мосты, акведуки, дороги, города крепости. В основе почтительного отношения многих поколений к идеалу лежит постоянная забота римлян о гарантиях выживания и благополучия их собственного общества, основанных на стремлении знать и следовать воле богов. Их полная суеверий религиозная практика, скомпрометированная проникновением в Италию учения эпикурейцев, заменена и приспособлена Августом к новой римской политике. Римлянам хватило нескольких элементов мифологии, чтобы определить свое историческое предназначение и направить древнюю набожность в имперское русло: происхождение Юлиев от Венеры Прародительницы, вмешательство Марса в дела римлян, начиная от рождения Ромула и до мести за убийство Цезаря, покровительство Дианы и Аполлона в гражданских войнах. Задачей принцепса и великого понтифика было сохранение «взаимной связи» (religio) с богами без углубления в природу божественного. Прошлое благодаря труду Ливии представляется как предсказание прихода к власти династии, начинающейся с Энея и участвующей во всех событиях римской истории, следуя воле проведения.
При создании культа, необходимого для поддержки государства, принцепс обращается к моральному аспекту, приспосабливая его к философии чувств: портреты Августа совмещают в совершенных им «деяниях» героическое и божественное.

Пересекая «мраморный город» от Палатинского холма до Капиталийского и до Марсова поля, можно наблюдать архитектурные сооружения и памятники, которые как бы ведут нас от одного к другому и приводят к Мавзолею, в котором апофеоз императора вписан в легенду об основании города: вход его лежит на одной оси с Пантеоном, местом откуда Квирин после основания Рима улетел на небо. «Энеида» понесет это послание в будущее.

Алтарь Мира отражает мессианский обряд передачи власти, прославляет долговечность Рима

Так же как «Вековая песнь» Горация или четвертая «Эклога» Вергилия. В будущем все общественные памятники будут отражать в своем топологическом расположении, в жестах главных действующих лиц, в различных аллегориях веру в святость и вечность Рима, теперь воплощенную в божестве.

Классицизм.

Рим - это увеличенная проекция греческого феномена господствующего города - государства, то в качестве архетипа его берутся Афины времен Перикла. В городском строительстве находят широкое признание традиционные греческие произведения искусства. Агриппа, зять Августа, предлагает закон (не был принят), согласно которому все греческие оригиналы произведений искусства, перевезенные в Италию, должны быть достойно выставлены в общественных местах, а частным лицам запрещается владеть ими.

Классицизм позволил заново оценить прошлое Рима, замедлив проникновение эллинистических традиций, и разработать концепцию, благодаря которой каждый ремесленник рассматривает свой труд как частицу общественной воли, чувствует гордость участия в общем деле аллегорического превращения Рима, где в самом Августе как верховном понтифике утверждается характер демиурга. В официальном портрете принцепса, созданном вместе с появлением титула Augustus (27г. до н.э.) черты его лица изображены в соответствии с классическим каноном ваяния, а прическа напоминает классический стиль Поликлета.

Появляются мастерские афинских скульпторов, которые работают на императорский двор и выполняют заказы следующих его примеру римлян как в загородных имениях, так и в провинциальных городах, создавая копии самых знаменитых работ от Мирона до Лиссипа. Это теперь самый практичный способ создания богатого интерьера на вилле или в доме. Некоторые мастера переселяются в Италию и обогащают своими гипсовыми слепками собрания предметов искусства в Риме. Все больше появляется копий с признанных шедевров, поскольку самое простое - это переложение сложного замысла поэта, сама поэзия которого неповторима. Жизненность и выразительность привлекаются для удовлетворения новых потребностей.

Работы одного типа можно обнаружить на вилле Папирусов и в Геркулануме. Здесь изображения философов стоят в одном ряду с бюстами государственных деятелей и статуями героев (Ахилла и Пентисилея) и божеств (Минервы, Аполлона, Дианы, Гермеса, Вакха и Геркулеса) дополняя образ владельца виллы в его домашней (otium) и общественной (negotium) жизни. В украшении стен в так называемом втором стиле утверждается мода на фрески среди архитектурных иллюзий катин на мифологические темы. Художники, скульпторы попадают в категорию “людей культуры” (греч.paide, лат. humanitas) и становятся такими же необходимыми как медики, юристы или чиновники. Они увековечивают в своих произведениях облик и деяния людей. Итог римской культурной революции – доказательство абсолютного приоритета и вечности греко – латинской культуры в памяттниках искусства. Роспись, скуьптура и архитектура приобретает роль, подобную той, какую играла в греческой культуре философия, - подготовка ораторов. В то время как у Аристотеля логика предопределяла образ мышления и оставалась его основой,когда разговор переходил на личные темы, в римских трактатах упор делается на практическую сторону красноречия, и она становится наивысшим выражением человеческой деятельности. Художественная продукция привлекается как “доказательная речь”, доверенная рукам мастеров и призванная обессмертить общественную деятельность и личные достоинства.

 

Общественное искуство.

При Августе Вечный Город достиг равновесия, которое делает общество однородным. Различия между работами, выполненными для знати по эллинским образцам, и местной «плебейской» продукцией для всех остальных практически исчезли. Принципс добавляет к своему титулу звание народного трибуна, гарантирующее ему неприкосновенность личности и право выдвигать законы. Победа над Антонием помогла упрочить государственную программу, присоединить к ней частное меценатство. Рост уровня жизни приводит ко всеобщему стремлению - прославлять Рим. Соответственно адаптируется язык искусства. Римское государство осуществило свою унификаторскую политику в отношении разнородного этнического населения. «Социалистический реализм» (италийское искусство = греческая культура + плебейская) был предложен большинству римских граждан, которое нуждалось в минимуме предметов изобразительного искусства (погребальные портреты, памятные надписи и т. п.) вместе с лозунгом «хлеба и зрелищ».

Общественное искусство – это результат государственного диктата в определении искусства императорского Рима: монументы в честь торжественных событий. Вначале была триумфальная живопись республиканской эпохи, которая выполнялась на широких холстах, прославляющая подвиги победителей, Эта живопись воздействовала на коллективную психологию сильнее, чем станковая (сравни – придорожная и уличная реклама сегодня). Рельефы, прославляющие политическую волю, следовали народной тенденции к рассказу. Римское отображение событий через описание места и времени стало основным в социальном ряду, было воспринято и христианским Средневековьем – граждане в общественной сфере объединены как адресаты имперской (любой власти) пропаганды.

 

Архитектура Рима.

Строительство было подчинено этой же идеи. Сооружения общественного назначения приобретают государственную важность. Витрувий внедряет принципы греческой архитектуры, чтобы обеспечить в жилищах граждан уют и удобства, ввести в гражданские постройки портики и базилики, сделать храмы красивыми и гармоничными. Архитектор Квинт Муций ( азиат) разрабатывает специальные приемы для повышения производительности труда: шаблоны и однородные элементы (возведение арки на деревянной основе, которую можно использовать многократно, своды из цемента, мощение дорог плитами, поверх однородного дренажного основания). В эпоху рабовладения экономические принципы требовали сведение к минимуму применения специалистов, поэтому сплошная каменная кладка была заменена воздушной, в которой цементный раствор заливался между двумя стенками, сложенных из каменных блоков стандартной формы (пирамидки с квадратным основанием). Во времена Августа появляется кирпич, который производится миллионами под присмотром специалистов (клеймо подтверждало монополию государства).

«Смогут другие создать изваянья живые из бронзы,

Или обличье мужей повторить во мраморе лучше…

Римлянин! Ты научись народами править державно –

В этом искусство твое! – налагать условия мира,

Милость покорным являть и смирять войною надменных!». (Вегилий, «Энеида»)

Искусство Рима создало портрет, в котором индивидуальный образ создан всей силой греческого искусства и служит единственной цели – поддержки гегемонии Рима. В аллегорической скульптуре и в портретах выделяется и абсолютизируется хвалебная сторона. Но опираясь на эллинизм, не забывали и о народных истоках и традициях различных прошедших эпох, что привело к модификациям художественных вкусов в зависимости от требований правящей династии.

 

Темы для докладов и рефератов «Взгляд Рима» (особенности художественной культуры во времена правления различных династий)

- Юлии Клавдии

- Флавии

- Траян

- Адриан

- Марк Аврелий

- Коммод

- Сетимилий Север

- Каракалла и последние Северы

- Годиан

- Галлиен

- Аврелиан

- Диоклетиан

- Максенций и Константин

 

Синоптическая таблица:

Год - Тиберий – император

Официальным портретом Августа с идеализированными чертами лица является статуя из Прима Порта. Примером «второго стиля» являются фрески в доме Августа, на которых имтация на плоскости архитектурных сооружений создается с помощью сложной системы перспективы.

15 – 68 – В правление Юлиев Клавдиев продолжается подражание классике. Портрет Антонии Младшей (сестры Августа): много второстепенных деталей, чуждых классике. Рисунки в доме Веттиев (62, Помпеи) относятся к «четвертому стилю». В котором продолжает развиваться «архитектурный иллюзионизм», воздействие которого усиливается введением воздушных сельских пейзажей и богатым орнаментом.

Арка Тита, построенная Домицианом (брат), украшена рельефами, создающими иллюзию пространства, получаемую расстановкой фигур вдоль кривой линии и контрастными светотенями. Колонна Траяна (110 – 113), в память побед империи, полностью украшена рельефами, расположенными по спирали и детально описывающими военные события.

Рельеф «Антиной в образе Сильвана» (Антониан их Афродисии) – скульптура эпохи Адриана. Классические греческие образцы воспроизводятся с налетом меланхолии и беспокойства. Бронзовая конная статуя «Марк Аврелий», пл. Капитолии.

В годы правления Коммода в скульптуре получил распространение стиль, для которого характерны яркие эффекты светотени, получаемые использованием бурава – «Коммод в образе Геркулеса», бюст с Эсквилина. В эпоху Каракалы классицизм переживат кризис. В скульптуре он уходит от классической идеализации и вводит элементы реализма, вплоть до подчеркивания тяжелых и грубых черт лица императора – бюст «Каракалла».

В 3 веке распространяется изготовление саркофагов из мрамора; после 250 года их отделка становится богаче. Саркофаг Людовизи отличается динамичностью повествования и детальностью резьбы. Портреты Галлиена – вклад греческого искусства в римскую культуру.

279 – 395 - Правление Диоклетиана характеризуются реставрационными работами и сооружением зданий общественного назначения. Римские термы – самый значительный комплекс подобного рода. Таким образом, Диоктелиан намеривался отметить символическое присутствие императора в то время, когда войны удерживали его вдали от Рима. В Александрии складывается новый стиль, для которого характерны абстрактная симметрия и тесное расположение фигур (скульптурная группа четырех тетрархов; порфир,300 год). Такой прием передает их божественное предназначение, хотя святые воители часто изображаются в виде воинственных принцепсов. Тртр избран императорской резиденцией еще Диоклетианом в287 году, в эпоху Константина переживает расцвет (фрески из резиденции Цезаря Крипса). Потолок в резиденции расписан фресками; портреты принцепсов второй династии Флавиев, родственников Константина. В настоящее время на этом месте – собор. При Феодосии Костантинополь обогащается постройками и памятниками, стремясь сравняться с Римом. Построен большой форум, на ипподроме воздвигается обелиск с основанием, украшенным скульптурами.

 

Династия и стиль.

Тиберий изображен в классической манере, портрет Калигулы отличается мягкой утонченностью, выраженной светотенью на щеках и затененными глазницами. Клавдий (заток италлийских и римский древностей) писал о значении правителей иностранного происхождения для формирования римской культуры. В период Сервия Тулия искусство приобретает черты монументальности. В настенной живописи четвертого стиля композиции остаются симметричными (второй стиль), но среди мощных театральных структур выделяется архитектурный пейзаж невероятной вертикальной перспективы, полностью раскрывающий стену зрителю: обращенные внутрь пейзажа определяют мистическую атмосферу расписанного помещения. Жизненность панораме придает свет, создающий постепенный переход от реализма натюрмортов, на переднем плане, к прозрачным теням, сглаживающим детали удаленных предметов.

Переворот в экономике приводит к эллинистической направленности стиля. Скульптор Зенодор возводит гигантскую статую Нерона в образе Солнца с короной в виде расходящихся лучей. Сенека покончил жизнь самоубийством: он настолько высоко вознесся с помощью философского мышления, что смог увидеть, что Римская империя – это лишь маленькая точка во Вселенной, а наступающее войско с поднятыми знаменами похоже на «муравьев, которые копошатся в смехотворно малом пространстве».

В период Флавиев в портретах семейных проявляются черты запоздалого реализма, а общественные портреты создаются в классической манере. В декоративном искусстве проявляются приемы «импрессионизма» (дрожащие штрихи рисующие отражение в воде, ветерок по листве дерева, пламя факела и т.п.) – техника близкая к четвертому стилю. Интересна игра светотени для передачи ракурсов фигур, игра со светом.

Форум Траяна (Аполлодор Дамасский) навсегда запечатлел в стенах «Вечного Города» разбивку укрепленного военного лагеря: Базилика строится на месте, где располагалась ставка полководца, библиотеки - на месте легионных архивов, знаменитая Колонна – там, где отдавались почести военным знаменам. Метафора усиливается благодаря размещению на внешней стене форума портретов командующих внутри щитов, у входа - изображение триумфальной квадриги, в центре площади – колоссальная конная статуя Траяна, а вокруг - толпы закованных варваров, жертв победы. Так включается в повествование о войне сострадание к побежденным.

Пантеон (восстановленный Адрианом) покрыт круглым куполом. Округлость внутреннего пространства, ритмически разделенного алтарями планетных божеств, и фронтон, украшенный бронзовым изображением орла внутри короны, олицетворяют собой символы Aion - идеи «вечности», которая содержится в самом названии (pantheios).

Система усыновления, давшая Риму целый ряд мудрых правителей, отражена в сюжетах рельефов на фризе Парфийского памятника в Эфесе (Луция Вера). На многофигурном погребальном портрете, изображены три поколения семьи. Марк Аврелий, император – философ, соединят стиль аттической патетики и и римский прагиатизм, обощая человесностиью императорскую идеологию. Искуство этого периода стремится передать традиционные стороны жизни: милосердие к побежденным, триумф и жертвоприношения богам, возвращение с войны, ритуальное ощищение войска, инвестура принцепса – иностранца, обращение сречью к войску, подчинение варварских вождей, раздача щедрых даров народу, отъезд вновый военный поход.

От Августа до Марка Аврелия Рим является историческим авангардом, связанным с классическими и эллинскими образцами. Правление Коммода (180 –192) обозначил кризис. Это период переворота в культуре и нравах (дунайские войны, чума). Искусство отходит от греческих традиций и становится самостоятельным. Септимий Север (африканец) сближает культы олимпийский божеств с древнеегипетскими, себя - с Сераписом. Теперь уже императорские портреты с “божественными” кудрями, исполненны в технике азиатских скульпторов школы Афродисии: поверхность изобилует украшениями, выполненными работы буравов, которые снижают целостность восприятия.

Растущая независимость от греческих образцов пораждает выразительность художественного языка, которую найдем в романтизме, импрессионизме, экспрессионизме. Портреты правителей и граждан становятся драматическим отражением индивидуальных черт. Причем новая индивидуальность в противовес классическому идеалу провозглашает отрицание добродетели. В условиях всеобщего изменения вкусов отход от традиционной эстетической чувствительности совпадает с превознесением насилия. Уродство, жесткость черт, напряженные мышцы лица, хмурый лоб усиливают свирепый и угрюмый вид. Так достигается темная глубина жестокости. В скульптуре и живописи появляются формы и образы, взятые из жизни. В мозаиках преобладает многоцветность и натурализм. В нагробных памятниках отображаются малецшие детали лица. Предметы, освещаюшие характер личности ее деятельность. Дела теперь важнее слов, переживаемые ощущения значат больше, чем идеализация. Сакофаги становятся этнографическим документом, позволяющем наблюдать эпическую повседневность народа землевладельцев, ремесленников, торговцев, военных, который создаст экономическое могущество империи.

Саркофаги времен Гордиана отражают технику пустоты: экспрессионизм становится фантастическим, драпировки и неодушевленные предметы приобретают новое значение, стилизация, мельчайшая деталировку придают всему метафизическую связность.

Возвращение эллинизма приводит к мысли о поиске новой духовности (портреты Галлиена), но связано симмиграцией в Рим афинских мастеров (267, разграбление Афин герулами).

Аврелиан (270 – 275) восстаналивает единство Римской империи, уничтожает остатки власти сената и провозглашает себя богом и господином мира. Он возводит в Риме оборонительные сооружения, кирпичные стены и башни. Реформа Диоклетиана (285 – 305) дает государству самое высокое административное, политическое и моральное положение, превращая граждан в подданных, обяханных соблюдать строгую дисциплину, платить налоги. Пирамида власти основана на тетрархии, предусматривает воспроизведение римского двора в новых резиденциях: Милан, Сирмия, Никомедия, Трир; империя делится на 100 провинций, те – на епархии. Диоклетиан совершенствует теократическую конценцию Аврелиана. Самые крупные термы, посвящены Юпитеру (Рим) и Геркулесу (Милан). Дворец в Сплите по планировки напоминает военный лагерь (замок Фридриха 11, Кастель дель Монте).

Распри за власть разрушают систему. Максенций восстанавливает роль Рима как столицы империи: возводит на Аппиевой дороге династический комплекс сооружений (цирк, дворец и мавзолей Ромула, повторяющий пантеон). Константин, победив Максенция, завершает проект создания универсальной монархии с благославления христианского Бога. Коллос из Базилики Нова - героизм возведен в ранг божественного величия: глаза расширены до невероятной велицины, морщины на лбу указывают на работу мысли.

В этот период стелодувная техника достигает абсолютного совершенства и распространяется в Сирию, Александрию, Кельн.

Основание Константинополя, “НовогоРима” (324 –330), собор в Никеее, где император получает титул “тринадцатого апостола ”, выпуск монет с христианской символикой, приклепление колонов к земле и т.п. сближают политику Константина с будущим Европы. Монограмма Христа – последний объединяющий знак империи, идея приемственности отныне осуществляется по воле Провидения через него. Въезд в Рим Констанция 11:” смотрел в перед сурово, как будто у него вокруг шеи был железный воротник, ни поворачивая головы ни в право, ни влево, казался не живым существом, а иконой” (Аммиан Марцеллин).

Империя знаков

Вдохновение и упорство человека бросают вызов природе. Человек сооружает арки, мосты, акведуки, дороги, города крепости. В основе почтительного отношения многих поколений к идеалу лежит постоянная забота римлян о гарантиях выживания и благополучия их собственного общества, основанных на стремлении знать и следовать воле богов. Их полная суеверий религиозная практика, скомпрометированная проникновением в Италию учения эпикурейцев, заменена и приспособлена Августом к новой римской политике. Римлянам хватило нескольких элементов мифологии, чтобы определить свое историческое предназначение и направить древнюю набожность в имперское русло: происхождение Юлиев от Венеры Прародительницы, вмешательство Марса в дела римлян, начиная от рождения Ромула и до мести за убийство Цезаря, покровительство Дианы и Аполлона в гражданских войнах. Задачей принцепса и великого понтифика было сохранение «взаимной связи» (religio) с богами без углубления в природу божественного. Прошлое благодаря труду Ливии представляется как предсказание прихода к власти династии, начинающейся с Энея и участвующей во всех событиях римской истории, следуя воле проведения.
При создании культа, необходимого для поддержки государства, принцепс обращается к моральному аспекту, приспосабливая его к философии чувств: портреты Августа совмещают в совершенных им «деяниях» героическое и божественное.

Пересекая «мраморный город» от Палатинского холма до Капиталийского и до Марсова поля, можно наблюдать архитектурные сооружения и памятники, которые как бы ведут нас от одного к другому и приводят к Мавзолею, в котором апофеоз императора вписан в легенду об основании города: вход его лежит на одной оси с Пантеоном, местом откуда Квирин после основания Рима улетел на небо. «Энеида» понесет это послание в будущее.

Алтарь Мира отражает мессианский обряд передачи власти, прославляет долговечность Рима

Так же как «Вековая песнь» Горация или четвертая «Эклога» Вергилия. В будущем все общественные памятники будут отражать в своем топологическом расположении, в жестах главных действующих лиц, в различных аллегориях веру в святость и вечность Рима, теперь воплощенную в божестве.

Классицизм.

Рим - это увеличенная проекция греческого феномена господствующего города - государства, то в качестве архетипа его берутся Афины времен Перикла. В городском строительстве находят широкое признание традиционные греческие произведения искусства. Агриппа, зять Августа, предлагает закон (не был принят), согласно которому все греческие оригиналы произведений искусства, перевезенные в Италию, должны быть достойно выставлены в общественных местах, а частным лицам запрещается владеть ими.

Классицизм позволил заново оценить прошлое Рима, замедлив проникновение эллинистических традиций, и разработать концепцию, благодаря которой каждый ремесленник рассматривает свой труд как частицу общественной воли, чувствует гордость участия в общем деле аллегорического превращения Рима, где в самом Августе как верховном понтифике утверждается характер демиурга. В официальном портрете принцепса, созданном вместе с появлением титула Augustus (27г. до н.э.) черты его лица изображены в соответствии с классическим каноном ваяния, а прическа напоминает классический стиль Поликлета.

Появляются мастерские афинских скульпторов, которые работают на императорский двор и выполняют заказы следующих его примеру римлян как в загородных имениях, так и в провинциальных городах, создавая копии самых знаменитых работ от Мирона до Лиссипа. Это теперь самый практичный способ создания богатого интерьера на вилле или в доме. Некоторые мастера переселяются в Италию и обогащают своими гипсовыми слепками собрания предметов искусства в Риме. Все больше появляется копий с признанных шедевров, поскольку самое простое - это переложение сложного замысла поэта, сама поэзия которого неповторима. Жизненность и выразительность привлекаются для удовлетворения новых потребностей.

Работы одного типа можно обнаружить на вилле Папирусов и в Геркулануме. Здесь изображения философов стоят в одном ряду с бюстами государственных деятелей и статуями героев (Ахилла и Пентисилея) и божеств (Минервы, Аполлона, Дианы, Гермеса, Вакха и Геркулеса) дополняя образ владельца виллы в его домашней (otium) и общественной (negotium) жизни. В украшении стен в так называемом втором стиле утверждается мода на фрески среди архитектурных иллюзий катин на мифологические темы. Художники, скульпторы попадают в категорию “людей культуры” (греч.paide, лат. humanitas) и становятся такими же необходимыми как медики, юристы или чиновники. Они увековечивают в своих произведениях облик и деяния людей. Итог римской культурной революции – доказательство абсолютного приоритета и вечности греко – латинской культуры в памяттниках искусства. Роспись, скуьптура и архитектура приобретает роль, подобную той, какую играла в греческой культуре философия, - подготовка ораторов. В то время как у Аристотеля логика предопределяла образ мышления и оставалась его основой,когда разговор переходил на личные темы, в римских трактатах упор делается на практическую сторону красноречия, и она становится наивысшим выражением человеческой деятельности. Художественная продукция привлекается как “доказательная речь”, доверенная рукам мастеров и призванная обессмертить общественную деятельность и личные достоинства.

 

Общественное искуство.

При Августе Вечный Город достиг равновесия, которое делает общество однородным. Различия между работами, выполненными для знати по эллинским образцам, и местной «плебейской» продукцией для всех остальных практически исчезли. Принципс добавляет к своему титулу звание народного трибуна, гарантирующее ему неприкосновенность личности и право выдвигать законы. Победа над Антонием помогла упрочить государственную программу, присоединить к ней частное меценатство. Рост уровня жизни приводит ко всеобщему стремлению - прославлять Рим. Соответственно адаптируется язык искусства. Римское государство осуществило свою унификаторскую политику в отношении разнородного этнического населения. «Социалистический реализм» (италийское искусство = греческая культура + плебейская) был предложен большинству римских граждан, которое нуждалось в минимуме предметов изобразительного искусства (погребальные портреты, памятные надписи и т. п.) вместе с лозунгом «хлеба и зрелищ».

Общественное искусство – это результат государственного диктата в определении искусства императорского Рима: монументы в честь торжественных событий. Вначале была триумфальная живопись республиканской эпохи, которая выполнялась на широких холстах, прославляющая подвиги победителей, Эта живопись воздействовала на коллективную психологию сильнее, чем станковая (сравни – придорожная и уличная реклама сегодня). Рельефы, прославляющие политическую волю, следовали народной тенденции к рассказу. Римское отображение событий через описание места и времени стало основным в социальном ряду, было воспринято и христианским Средневековьем – граждане в общественной сфере объединены как адресаты имперской (любой власти) пропаганды.

 

Архитектура Рима.

Строительство было подчинено этой же идеи. Сооружения общественного назначения приобретают государственную важность. Витрувий внедряет принципы греческой архитектуры, чтобы обеспечить в жилищах граждан уют и удобства, ввести в гражданские постройки портики и базилики, сделать храмы красивыми и гармоничными. Архитектор Квинт Муций ( азиат) разрабатывает специальные приемы для повышения производительности труда: шаблоны и однородные элементы (возведение арки на деревянной основе, которую можно использовать многократно, своды из цемента, мощение дорог плитами, поверх однородного дренажного основания). В эпоху рабовладения экономические принципы требовали сведение к минимуму применения специалистов, поэтому сплошная каменная кладка была заменена воздушной, в которой цементный раствор заливался между двумя стенками, сложенных из каменных блоков стандартной формы (пирамидки с квадратным основанием). Во времена Августа появляется кирпич, который производится миллионами под присмотром специалистов (клеймо подтверждало монополию государства).

«Смогут другие создать изваянья живые из бронзы,

Или обличье мужей повторить во мраморе лучше…

Римлянин! Ты научись народами править державно –

В этом искусство твое! – налагать условия мира,

Милость покорным являть и смирять войною надменных!». (Вегилий, «Энеида»)

Искусство Рима создало портрет, в котором индивидуальный образ создан всей силой греческого искусства и служит единственной цели – поддержки гегемонии Рима. В аллегорической скульптуре и в портретах выделяется и абсолютизируется хвалебная сторона. Но опираясь на эллинизм, не забывали и о народных истоках и традициях различных прошедших эпох, что привело к модификациям художественных вкусов в зависимости от требований правящей династии.

 

Темы для докладов и рефератов «Взгляд Рима» (особенности художественной культуры во времена правления различных династий)

- Юлии Клавдии

- Флавии

- Траян

- Адриан

- Марк Аврелий

- Коммод

- Сетимилий Север

- Каракалла и последние Северы

- Годиан

- Галлиен

- Аврелиан

- Диоклетиан

- Максенций и Константин

 

Синоптическая таблица:

до н.э.: Октавиан получает титул Августа; зарождается Римская империя. Витрувий «Трактак об архитектуре»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.218.254 (0.057 с.)