Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Построение ионической волюты

Поиск

 

Виньола предложил два способа построения ионической волюты (рис. 41).

 

Рис. 41. Первый и второй способы построения ионической волюты из трактата Виньолы (лист XX)

Первый способ построения ионической волюты

1. Найти центр глазка волюты – точку О. Она лежит на линии стыка ствола и капители, между четвертным валом и валиком. Расстояние от оси колонны до него – 1 модуль (18 парт). Расстояние от верха канала волюты (или от основания каблука) – 9 парт.

 

2. В центре глазка построить вертикальную и горизонтальную оси. Начертить окружность глазка диаметром 2 парты. Последовательно соединив концы осей на окружности, получим вписанный в глазок квадрат.

 

3. Из центра глазка О опустить на стороны квадрата перпендикуляры (апофемы). Основания апофем на сторонах квадрата обозначить числами 1, 2, 3 и 4 против часовой стрелки (рис. 25).

 

4. Отрезки О–1, О–2, О–3 и О–4 разделить на три равные части. Ближайшие к точкам 1–4 засечки последовательно обозначить цифрами 5, 6, 7 и 8, а ближайшие к центру О – цифрами 9, 10, 11 и 12.

 

5. Установить ножку циркуля в точку 1 и радиусом в 9 парт провести из точки 1` (начало волюты) четверть окружности до пересечения с горизонтальной осью глазка (точкой 2`). При этом расстояние О–2` будет равняться 8 партам.

 

6. Установить ножку циркуля в точку 2 и радиусом в 8 парт провести из точки 2` дугу в четверть окружности до пересечения с вертикальной осью глазка (точка 3`). Расстояние О–3` уже будет равняться 7 партам.

 

7. Последовательно устанавливая ножку циркуля в точки 3–12, завершаем внешнюю линию спирали волюты на окружности глазка. Половина работы выполнена! Осталось провести внутреннюю линию спирали.

 

Внутреннюю линию спирали проводим следующим образом.

 

1. Делим отрезок 1–5 на три равные части. В точку, ближайшую к точке 1 (назовем её условно 1а), устанавливаем ножку циркуля – отсюда начнётся построение.

2. От точки 1` откладываем вниз отрезок 1`–1``, равный 1 парте. Точка 1`` – начало внутренней линии спирали.

3. Соединив циркулем точки 1а и 1``, проводим четверть дуги до пересечения с горизонтальной осью глазка (точка 2``). Начало внутренней линии спирали положено!

 

Дальнейшие построения совершаются аналогично. Хороший результат получается лишь при очень точном и аккуратном черчении (рис. 42).

 

 

Рис. 42. Первый способ построения ионической волюты

Второй способ построения ионической волюты (рис. 43)

 

Построение глазка ионической волюты – как и в первом способе.

 

1. Провести через центр глазка четыре оси – вертикальную, горизонтальную и две диагональных.

 

2. Построить прямоугольный треугольник АВС (АВ = 9 парт, АС = 7 парт). Из точки С провести дугу окружности СЕ радиусом в 7 парт. Вокруг точки А описать окружность радиусом в 1 парту. Провести линию CD, касательную к окружности. Дугу DE разделить на 24 равные части. Полученные точки соединить с центром С и продолжить до пересечения с АВ. Постепенно уменьшающиеся отрезки А–1, А–2, … А–25 – расстояния от центра глазка до внешней линии будущей спирали.

 

3. От центра глазка О откладываем на все лучи против часовой стрелки отрезки А–1, А–2, … А–25, нумеруем их. Это отправные точки внешней линии спирали.

 

4. Ставим ножку циркуля в точку 2 на оси 2–6. Радиусом в 9 парт делаем засечку на оси 3–7 и переносим ножку циркуля в полученную точку. Дугой радиусом в 9 парт соединяем точки 1 и 2. Таким методом строится внешняя грань спирали волюты. Нельзя забывать, что угол между точками 2, О и 7, в пределах которого велись построения на первом этапе, все время остается постоянным и равным 135º. На каждом последующем этапе построений он будет лишь поворачиваться против часовой стрелки на 45º.

 

5. Начальная ширина спирали равна 1 парте или отрезку 1–3` на рис. 23. Расстояние А–3 перенести из точки О в точку 3` на оси 1–5, А–4 – из точки О в точку 4` на оси 2–6 и т.д. Получаем отправные точки внутренней линии спирали. Дальнейшие построения аналогичны построению внешней линии спирали.

 

Студентом может быть использован любой из этих способов.

 

Привыполнении чертежей необходимопомнитьо правиле несвешиваемости. Оносостоит в том, что верхние части архитектурных элементов не должны быть шире нижних. Если верхняя часть имеет книзу расширение в виде базы, то ширина нижней части под ней должна быть одинакова с шириной этой базы. Карнизы и капители не должны принимать на свои выступающие части никакую нагрузку. То есть ширина пьедестала под колонною должна равняться ширине нижней части базы колонны; ширина архитравных камней должна быть точно равна верхнему диаметру ствола колонны, вовсе не обременяя свеса капители.

 

 

Рис 43. Второй способ построения ионической волюты

Коринфский ордер

 

Наиболее сложный, стройный и легкий из ордеров по пропорциям.

О его происхождении легенда гласит следующее: «Третий ордер, так называемый коринфский, создан в подражание девичьей грациозности, так как его более изящные, чем в других ордерах, украшения производят впечатление нежности девы, обладающей, благодаря молодости лет, грациозными членами…. А создание этой капители, как рассказывают, произошло вот при каких обстоятельствах. Одна коринфская гражданка, девица, уже вполне достигшая брачного возраста, тяжело заболела и умерла. После похорон ее кормилица собрала и сложила в корзину те безделушки, которые доставляли удовольствие этой девице при жизни, отнесла к памятнику, положила их на верху его и, чтобы эти вещицы оставались как можно дольше под открытым небом, покрыла их крышкой. Эта корзина случайно была поставлена над корнем аканфа (аканта). К весне находящийся посередине корень аканфа, придавленный тяжестью, пустил листья и стебельки, а стебельки, растя по бокам корзины, придавленные на углах крышки силой ее тяжести, волей-неволей должны были делать по краям изгибы и завитки. Как-то проходил мимо этого памятника Каллимах, прозванный афинянами за изящество и тонкость своей работы по мрамору «искусником». Он заметил эту корзину и вокруг нее нежные, молоденькие листья; умиленный особенностью и новизной этой формы, он по этому образцу сделал колонны у коринфян и в сооружении зданий установил пропорции коринфского ордера…» [2, с. 102].

Впервые коринфская колонна была применена в храме Аполлона в Бассах (область Фегалия, Пелопоннес – ок. 430 г. до н.э., зодчий Иктин) (рис. 44, рис. 45).

 

 

Рис. 44. Святилище храма Аполлона в Бассах (зодчий Иктин, 430 г. до н.э.). Современное состояние

 

Дальнейшее развитие этот ордер получил в архитектуре Древней Греции переходного и эллинистического периодов, в зодчестве Древнего Рима (рис. 46-47).

а б

 

В

 

Рис. 45. Святилище храма Аполлона в Бассах (зодчий Иктин, 430 г. до н.э.):

а, в – поперечный разрез здания (реконструкция); б – коринфская капитель

 

 

Рис. 46. Развитие коринфской капители. Слева направо – памятник Лизикрата в Афинах (IV в. до н.э.), Башня Ветров в Афинах (I в. до н.э.), Панэлленион в Афинах (II век)

 

 

Рис. 47. Панэлленион (храм Зевса в Афинах). Современное состояние

 

У Виньолы высота коринфской колонны равна 20 модулям, ее диаметр составляет 1/10 часть высоты. Стержень колонны утоняется так же, как и в ионической колонне. На нем расположены 24 каннелюры, отделенные друг от друга дорожками.

 

На рис. 48–52 изображены основные детали коринфского ордера, которые требуется изобразить на планшете, – антаблемент, капитель, база колонны, пьедестал. Даны правила построения коринфской колонны (рис. 53-54).

 

Ниже приведена таблица 6 размеров коринфского ордера в партах. Профили расположены сверху вниз.

 

Рис. 48. Антаблемент и капитель коринфского ордера из трактата Виньолы (лист XXVI)

 

Рис. 49. Коринфский ордер: антаблемент, капитель

Рис. 50. База колонны и пьедестал ионического ордера из трактата Виньолы (лист XVIIII)

 

Рис. 51. Коринфский ордер: база колонны, пьедестал

 

Рис. 52. Коринфский ордер: база колонны, пьедестал

 

Рис. 53. Построение коринфской капители – рисунок из трактата Виньолы (лист XXV)

 

 

 

 

Рис. 54. Построение коринфской капители

 

Таблица 6

Коринфский ордер

 

  Профили     Высота в партах   Выступ от оси в партах  
     
1. Антаблемент  
1.1. Карниз антаблемента  
Полочка    
Гусек (сима)   53–49
Полочка 0,5  
Каблучок 1,5 48,75–47,75
Слезник   47,5
Каблучок 1,5 47,25–46,25
Модульон   46–28,5
Полочка 0,5 28,5
Четвертной вал (ионики)   28–24,5
Валик (бусы)    
Полочка 0,5 24,25
Зубчики    
Полочка 0,5  
Каблучок   19,5–17
1.2. Фриз  
Валик (бусы)   16,5
Полочка 0,5  
Выкружка 1,25 16–15
Фриз (зоофор) 24,25  
1.3. Архитрав  
Полочка    
Каблучок   19,75–17,25
Валик (бусы)    
Верхний пояс   16,5
Каблучок   16,25–15,75
Средний пояс   15,5
Валик (жемчужник)   15,5
Нижний пояс    
2. Колонна  
2.1. Капитель  
Четвертной вал    
Полочка   24,5
Слезник   24,5–23,33
Полочка 6 (8-2) 24,11
Верхние листья   22,56–18
Средние листья 3+9 27,22–16,7
Нижние листья 3+9 21,38–15
2.2. Стержень  
Валик    
Полочка   16,5
Выкружка   16,5–15
Стержень 291,5 15–19,33–18
Выкружка   18–19,5
Полочка 1,5 19,5
2.3. База колонны  
Вал   21,75
Полочка 0,25 20,25
Скоция 1,5 20,25–19,75
Полочка 0,25 21,25
Валик 0,5 21,75
Валик 0,5 21,75
Полочка 0,25 21,25
Скоция 1,5 21,25–23
Полочка 0,25  
Вал    
Плинт    
3. Пьедестал  
3.1. Карниз  
Полочка 0,66  
Каблучок 1,33 32,5–31,5
Слезник    
Гусёк   28,5–26,5
Валик    
Полочка    
Фриз пьедестала    
Валик    
3.2. Стул  
Полочка   26,5
Выкружка 1,5 26,5–25
Стул    
Выкружка 1,5 25–26,5
Полочка   26,5
3.3. База пьедестала  
Валик   27,5
Обратный гусек   27–31
Полочка    
Вал (плетёнка)    
Плинт    

 

Неполный ордер 450 –

Полный ордер 570 –

ПОСТРОЕНИЕ КОЛОННАДЫ

Колоннадой называют ритмический ряд колонн, поддерживающих один общий антаблемент. Колоннады обычно строятся с использованием неполных ордеров. Для построения колоннады используйте таблицу 7. Все размеры даны в партах.

 

Для построения колоннад неполных ордеров пользуйтесь рис. 55–62.

 

 

Таблица 7

 

  Ордера   Высота антаблемента     Расстояние между осями     Интерколумний  
Тосканский      
Дорический      
Ионический      
Коринфский      
         

 

Рис. 55. Колоннада тосканского ордера из трактата Виньолы (лист IIII)

Рис. 56. Колоннада тосканского ордера

Рис. 57. Колоннада дорического ордера из трактата Виньолы (лист VIIII)

 

 

Рис. 58. Колоннада дорического ордера

 

 

Рис. 59. Колоннада ионического ордера из трактата Виньолы (лист XV)

 

 

Рис. 60. Колоннада неполного ионического ордера

 

Рис. 61. Колоннада коринфского ордера из трактата Виньолы (лист XXI)

Рис. 62. Колоннада коринфского ордера

ПОСТРОЕНИЕ АРКАДЫ

Аркадой называют ритмический ряд арок, опирающихся на колонны или столбы, с приставленными к ним колоннами. Полукруглая часть арки имеет небольшое профилированное обрамление – архивольт. Архивольт своими нижними частями (основаниями) опирается на одинаковые с ним по ширине горизонтальные пояса, протянутые между арками. Эти пояса называются импостами. Центральный верхний камень арки, выступающий из поля стены и дуги архивольта, называется замок или замковый камень. Аркады могут быть как полного, так и неполного ордера. Для построения аркад неполных ордеров пользуйтесь рисунками 63–74.

 

Для проверки основных пропорций используйте таблицу 8. Размеры даны в партах. В скобках указаны габариты полного ордера.

 

 

Таблица 8

 

ОРДЕРА Тосканский Дорический Ионический Коринфский  
Высота антаблемента          
Высота колонны          
Высота пьедестала            
Высота арки     156 (210)   168 (240)   306 (396)   324 (450)
Расстояние между осями колонн   114 (153)   120 (180)   207 (270)   216 (288)
Диаметр арки     78 (105)   84 (120)   153 (198)   162 (216)

Рис. 63. Аркада неполного тосканского ордера из трактата Виньолы (лист V)

Рис. 64. Аркада неполного тосканского ордера

Рис. 65. Аркада полного тосканского ордера из трактата Виньолы (лист VI)

Рис. 66. Аркада неполного дорического ордера из трактата Виньолы (лист X)

Рис. 67. Аркада неполного дорического ордера

Рис. 68. Аркада полного дорического ордера из трактата Виньолы (лист XI)

Рис. 69. Аркада неполного ионического ордера из трактата Виньолы (лист XVI)

 

Рис. 70. Аркада неполного ионического ордера

Рис. 71. Аркада полного ионического ордера из трактата Виньолы (лист XVII)

Рис. 72. Аркада неполного коринфского ордера из трактата Виньолы (лист XXII)

 

Рис. 73. Аркада полного ионического ордера

 

Рис. 74. Аркада полного коринфского ордера из трактата Виньолы (лист XXIII)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 3687; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.206.87 (0.012 с.)