Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Церковь св. Николая Чудотворца Ратного с домом архимандрита↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Церковь св. Николая Чудотворца Ратного с домом архимандрита (постр. XVI в. (1556—68 гг.), перестр. XVIII, XIX вв., реставр. с 1997 по сию пору) расположена с западной стороны Спасо-Преображенского собора, примыкает к западной стене Кремля. Первоначально это были белокаменные двухэтажные трапезные палаты с церковью: прямоугольное в плане двухэтажное здание, с одностолпной трапезной палатой на втором ярусе и аналогичным помещением хлебни на первом. С востока к трапезной палате примыкала церковь с полукруглой апсидой. В XVII веке второй этаж перестроен в кирпиче, перекрыт коробовым сводом; с севера к трапезной пристроены покои настоятеля. В 1815 г. церковь перестроена по проекту архитектора А. Шмидта. Здание Г-образное в плане, двухэтажное, состоит из двух разновременных объемов — храма с трапезной и покоев настоятеля. Подклет сохранился с XVI века, сложен из белого камня, со сводчатым одностолпным помещением под трапезной и перекрытым коробовым сводом подцерковьем. Объем храма с трапезной — прямоугольный в плане, с асимметрично расположенной апсидой. Покои настоятеля примыкают к трапезной с севера. Западная стена опирается на боевой ход прясла 2-3, между Юго-Западной и Преображенской башнями Кремля. Храмовую часть завершает четверик, перекрытый единой со всем зданием кровлей. Купол, завершавший четверик, утрачен в советское время. Первоначальная декоративная отделка фасадов подклета на сохранилась, окна фасадов второго яруса украшены полукруглыми сандриками с изображением креста (XIX в.). С 1993 г. на здании ведутся реставрационные работы, подрядчик ТатСНРУ, автор проекта реставрации — архитектор Г.Гаязова. После реставрации войдет в комплекс Музея археологии Республики Татарстан. Братский корпус Братский корпус расположен к северо-востоку от Спасо-Преображенского собора, примыкает к ограде монастыря. Корпус келий построен в 1670 г., в XVIII в. к нему пристроен казначейский дом, в 1892 г. пристроена галерея. Здание двух-трехэтажное, кирпичное, Г-образное в плане, имеет четкую продольную ориентацию с востока на запад. Ряд квадратных в плане сводчатых келий объединен крытой кирпичной галереей. Трехэтажный объем казначейского дома, расположенный с западной стороны, включает в себя часть древней монастырской ограды. Фасады украшены наличниками арочных окон и декоративными поясками и карнизами. Проект реставрации здания разработан арх. Аксеновой И.А. Пещерка Спасо-Преображенского монастыря Пещерка Спасо-Преображенского монастыря находится у алтарной стены Спасо-Преображенского собора. Сооружена в 1596 г. и служила местом захоронения Казанских чудотворцев. Представляет собой каменную клеть, перекрытую сводом, расположенную ниже современного уровня земли.
Музейный комплекс «Хэзинэ» Комплекс расположен в западной части Кремля. Возник в XIX в. на месте мечети, а затем Троице-Сергиевского монастыря. В комплекс входят корпус Юнкерского училища, Манеж, бывшая казарма. На территории комплекса ведется возрождение мечети Кул-Шариф. Корпус Юнкерского училища Корпус Юнкерского училища расположен вдоль проезда, ведущего внутри Кремля от Спасской до Тайницкой башни. Юнкерское училище, учрежденного в 1866 году. Здание выстроено архитектором Пятницким в 1840-х годах как казармы для кантонистов по проекту, сильно переработанному в 1836 году по приказу Николая I; в 1861 году они были предоставлены училищу военного ведомства, преобразованному затем в юнкерское училище. Здание первоначально двухэтажное, надстроенное в советское время третьим этажом, кирпичное, оштукатуренное. Фасад здания выполнен в стиле казенного павловского ампира (рустовка 1 этажа, профилированные клиновидные наличники с выделенным замковым камнем). Три входа акцентированы металлическими навесами, выполненными в классической технике чебаксинской ковки с вплетенными розами, васильками и маскаронами. В интерьерах обращают на себя внимание сложные трехмаршевые лестницы, опирающиеся на кирпичные арки и своды. В 1994—1995 г.г. разработан проект реставрации главного здания юнкерского училища, архитекторы — Гаязова Г.М., Попова В.О., Харисова И.Б.; в 1997 г. разобран поздний пристрой (советского периода) со стороны дворового фасада. Реставрировано полностью в 2001—2005 гг. В настоящее время в этом здании уже функционируют три музея: Музей Великой Отечественной войны 1941—45 г.г., Национальная картинная галерея, центр «Эрмитаж-Казань». Идет формирование четвертого — Музея природы Татарстана. По главному фасаду на уровне второго этажа надпись бронзовыми буквами: «Национальная галерея «Хазинэ». Манеж Манеж построен в 1880-х гг., по проекту, выполненному в 1881 г. в Санкт-Петербурге. Проект выполнен с учетом рельефа и окружающих построек. Здание расположено с южной стороны главного корпуса училища, торцом к проезду. При строительстве здания были использованы фундаменты здания монастырской ограды (западная стена). Первоначальная функция — строевой манеж для проведения учений. Отопительные печи расположены были в нишах симметрично по двум сторонам от оси здания. Здание Манежа представляет собой не только памятник истории и архитектуры XIX в., но и уникальное сооружение по своей конструкции. Достаточно обширное помещение размером 18 х 56 метров было перекрыто большепролетными деревянными конструкциями. Главный фасад первого этажа полностью выполнен французским рустом. Пилястры дополнительно украшены накладными лопатками внутри разрезки руста. Простое обрамление арочных окон, которое опускается до самого цоколя, перерезается подоконным карнизом, под котором выполнены пирамидальные филенки. Входной портал с кованым навесом на чугунных столбах, акцентирован на фасаде раскреповкой на которую опирается фронтон, переходящий в аттик. Вальмовая кровля ограждена кованой решеткой, опирающейся на кирпичные столбы. Стены боковых фасадов гладкие, руст остается только на пилястрах. Реставрирован в 2003—2006 гг. В настоящее время идет приспособление здания под хранилище и читальный зал Музея древних книг и рукописей.
Комплекс Пушечного двора Пушечный (Артиллерийский, Арсенальный) двор располагается в северо-западной части крепости и примыкает с запада к крепостной стене. Первоначально строился как единый П-образный корпус, пристроенный к кремлевской стене. Ныне состоит из четырех корпусов, отреставрированных по разным периодам. Этот район Казанского Кремля был заселен не позднее XI в., что доказывается комплексом находок и наличием древнейшего культурного слоя. В период раннего города здесь находились жилые дома и хозяйственные постройки. Возникновение комплекса в Казанском Кремле относится к концу XVII века, на месте расположения арсенала и ханской гвардии. Составлявшие его одно-двухэтажные кирпичные здания образовывали большой литейный двор. На протяжении XVII и XVIII вв. здесь изготавливалось, ремонтировалось и хранилось тяжелое оружие. Комплекс состоял из главного здания, расположенного вдоль Большой (главной) улицы Кремля и двух корпусов, примыкающих к нему и ограничивающих двор с севера и юга. Въезд на территорию осуществлялся через проездную башню в центре главного здания. Данный период представлен в настоящее время Южным корпусом и археологическими остатками производственных сооружений внутри существующего главного здания. На рубеже XVIII—XIX веков Главный корпус перестраивается, следуя изменившей направление по регулярному плану 1768 года Большой улице. Здание сохраняет первоначальный композиционный замысел с проездными воротами, прорезающими двухэтажный центральный объем, симметричными одноэтажными крыльями, по углам сооружаются двухэтажные башни. В начале XIX в. Пушечный завод был одним из крупнейших в стране, его реконструкция проводилась при непосредственном участии известного инженера Бетанкура, автора проекта Манежа в Москве, расположенного рядом с Московским Кремлем. В 1812 г. строится новый корпус (западный), примыкающий к кремлевской стене. Здесь располагаются новые кузницы. В 1815 г. в крепости произошел пожар, от которого пострадали все кремлевские здания, в том числе Пушечный двор, после чего производство оружия в Кремле прекращается. Этот период в настоящее время представлен Главным и Западным корпусами. В 1825 году бывшие арсенальные и литейные здания восстанавливаются для Школы батальонов военных кантонистов, производителем работ был назначен губернский архитектор Шмидт. Реконструкция комплекса завершается в 1837 году. Существовавший ранее значительный перепад рельефа двора был спланирован уступами, здания отремонтированы, реконструирован северный фасад комплекса, выстроен новый двухэтажный корпус, составлявший часть южного крыла, между Главным зданием и корпусом XVII века. В 1866 году здания Школы военных кантонистов передаются только что открывшемуся в Казани Юнкерскому пехотному училищу. По проекту губернского архитектора Н. Грицевича производится приспособление зданий для училища. В 1878 году по проекту военного инженера Федорова расширяется и надстраивается Северный корпус. Главный корпус Главный, Восточный корпус Пушечного двора, перв. пол. XVIII в., перестр. 1836 г., перв. пол. XX в., реставр. 1997—2004 гг. Первоначально это был оружейный завод и арсенал. В процессе раскрытия в южном ризалите обнаружена литейная для изготовления пушек. После передачи пушечного двора юнкерскому училищу оно было приспособлено для проживания офицерского состава. В первой половине XX в. превращено в солдатскую столовую казанского горнизона. Три двухэтажных ризалита соединены одноэтажными крыльями. Они понизу отбиты выступающим рустованным цоколем, стены с лопатками между окон. Арочные окна по сторонам ограничены контрналичниками, заканчивающимися небольшими кронштейнами на которые опираются профилированные архивольты с замковыми камнями. Покрыты они кровлей типа Гамбрель со слуховыми окнами-люкарнами с ушками. Крайние ризалиты украшены рустованными пилястрами с капителями и базами, декоративными филенками над и под окнами. Окна обрамляют наличники с ушками, на первом этаже с двойным замковым камнем, причем центральный замок наверху закруглен. Под кровлю подходит двухчастный профилированный карниз. Кровля пирамидальная с ограждением баллюстрадой. Убранство центрального ризалита то же, что и у боковых, кроме того, по оси фасада на пилястры с капителями опирается фронтон, образованный профилированными карнизами. По центру монсардно-вальмовой кровли с двумя фронтонами кирпичная башенка-караульня, которая представляет собой октогон, богато украшенный лопатками между арочными окнами на каждой грани. Над окнами располагаются архивольты с замковым камнем. Покрыта караульня восьмигранной шлемовидной кровлей с четырьмя люкарнами. На кровле водружен сложный шпиль с вазонообразным низом, на котором располагаются символы Пушечного двора — перекрещенные пушки, на них — горка ядер. Выше — восьмигранный шпиль, обхваченный внизу четырьмя акантовыми листами. На завершении шпиля пересекающиеся штыри держат латинские буквы, обозначающие части света. Завершает шпиль флюгер в виде прапора с прорезной надписью «Пушечный двор«, обвитый Зилантом — символом города Казани. Центральный вход при реставрации имитируют деревянные ворота в трехцентровой арке с замковым камнем, которая служила единственным проездом во двор из соображений безопасности хранения оружия. В настоящее время в левом крыле и втором этаже центрального ризалита размещается столовая, в левом крыле — Гербовый зал. В южном ризалите и пристроенной к нему Кордегардии, соединяющей Восточный корпус с юнкерским училищем, оборудуется Музей Пушечного двора. Главный корпус отреставрирован в 1995—1999 гг. проект ПТМ СА РТ под руководством Забировой Ф.М., архитекторы — Сайфуллина Л.Ш., Забиров Р.М., инженерная часть проекта выполнена фирмой «Татинвестгражданпроект» под руководством Абдрахманова И.С., инженера Исхакова А.И. и архитектора Головина А.В., подрядные организации: фирмы «Казаньхимстрой», «Антика», «Стройсервис». Северный корпус Северный корпус Пушечного двора XVII в., перестр. XVIII, XX вв., реставр. 1997—99 гг. В процессе эксплуатации здание несколько раз меняло функцию. Первоначально заводские цеха оружейного завода, затем квартиры для размещения офицерского состава юнкерского училища, затем министерства и ведомства, временная Резиденция Президента РТ и наконец — Представительское здание Аппарата Президента РТ. Здание отреставрировано на период конца XVIII—начала XIX вв. Двухэтажный симметричный корпус с цокольным этажом пристроен под прямым углом через вставку шириной в два окна к северному ризалиту Восточного корпуса. Угол этого ризалита на уровне цоколя огибает открытая терраса с лестницами в обе стороны, ограждена она балюстрадой. Начало и конец лестниц акцентирован вазонами на опорных столбах. Окна довольно высокого цоколя с лучковыми арками и сандриками, имитирующими выступающую перемычку с замковым камнем. Первый этаж обработан рустом квадрами с рустованными лопатками на углах. Они продолжаются на втором этаже уже без руста и раскрепованы до самого верха. Этажи разделены карнизом из двух полочек. Наличники прямоугольных окон второго этажа — простого профиля с ушками и подоконным карнизом. Контрналичник пересекает подоконный карниз и доходит до межэтажного карниза. В образовавшейся нише выполнена фасция. Ось здания выделена парадным портиком, образуемым шестью гладкими пилястрами на который опирается фронтон с модульонами. В центре фронтона размещен лепной герб Республики Татарстан, в обе стороны от герба — треугольные плакетки. Входная группа тоже решена достаточно парадно. Над высокой, веером расширяющейся книзу лестницей с двумя боковыми террасками, огражденными балюстрадой с декоративными филенками, возведен пышный алтан на четырех квадратных столбах с накладными пилястрами, профилированными архивольтами с двойным замковым камнем, обрамляющими арочные проемы. Балкон, образованный навесом огражден балюстрадой с вазонами на опорных столбах. Ограждение кровли также выполнено балюстрадой с вазонами. Над вставкой, соединяющей Северный и Восточный корпуса, выполнен аттик, декорированный карнизом, пилястрами и аркой по оси. По обе стороны конька кровли, покрывающей фронтон, установлены два флагштока с развевающимися на них флагами Российской Федерации и Республики Татарстан. Северный корпус реставрирован в 1996—1999 гг., проект ПТМ СА РТ под руководством Забировой Ф.М., архитектор Забиров Р.М., инженерная часть проекта выполнена институтом «Казанский Промстройпроект» под руководством Никитина Г.И., архитектор — Белостоцкая А.Х., инженер — Имайкина Н.А., подрядные организации: фирмы ООО «Йолдыз», «Антика», «Стройсервис». Интерьеры выполнены югославской фирмой «Прогрес». Южный корпус Южный — самый древний корпус Пушечного двора — перв. пол. XVII в. реставр. 1998—2005 гг. Западный торец почти примыкает к кремлевской стене. Восточный торец не заканчивается глухим брандмауэром, а продолжается живописными руинами, которые должны показать, что он был частью первоначально П-образного корпуса. Двухэтажный корпус с двухсветным внутренним пространством покрыт деревянной тесовой кровлей с полицами. На кровлю выходят характерные высокие кирпичные трубы с утолщениями на конце, накрыты островерхими колпаками, завершенные флюгерами в виде прапоров. Фасады по углам и с шагом в три окна украшены лопатками, подкарнизным поясом, выложенным бордюром. Окна с лучковыми арками обрамлены фасцией и прямоугольным наличником валиком из точеного кирпича. Дверные проемы с лобиком, двери окованы железом. К северной стене с внутренней стороны и снаружи примыкают деревянные галереи. Наружная галерея крытая продолжением полицы. В настоящее время в этом здании создается экспозиция Музея истории Казанского Кремля. Южный корпус реставрирован в 1998—2005 гг., проект ПТМ СА РТ под руководством Забировой Ф.М., архитектор — Персова С.Г., инженерная часть проекта выполнена фирмой «Татинвестгражданпроект» под руководством Абдрахманова И.С., инженера Исхакова А.И., подрядная организация — фирма ООО «Фобос». Западный корпус Западный корпус Пушечного двора. Постр. 1812 г., перестр. 1836 г., пер. пол. XX в., реставр. 1996—99 гг. Этот корпус был построен в тяжелое для России время. Когда войска Наполеона в 1812 году подходили к Москве, внутри работавшего на всю мощь Пушечного двора в Казанском Кремле срочно была построена эта кузница на 32 горна. В 1836 г. в связи с присоединением Пушечного двора к комплексу юнкерского училища, функция его изменилась. В нем были размещены каретник, погреба с ледником, сушильни и склады. В это время облик его сильно изменился. Был надстроен второй этаж и пристроена деревянная галерея. К концу XX в. корпус пришел в ветхое состояние. В результате реставрации восстановлен первоначальный облик здания. Одноэтажный, протяженный корпус с односкатной кровлей, на которую выходят 16 труб. К каждой трубе подходило по два горна. Протяженный корпус разделен на четыре секции с брандмауэрами, выходящими на кровлю. По главному фасаду в каждой секции шесть окон с лучковыми арками, разделенных пополам воротами с трехцентровыми арками. Окна забраны коваными решетками из волнистых элементов, скрепленных скобами. Ворота деревянные, двухстворчатые с калиткой и с кованными кочетами и стукалами. В интерьерах открыты стропила и подпоры, теплый потолок подшит к стропилам. Две секции приспособлены под ЦТП и диспетчерскую, в которой будет концентрироваться многофункциональное управление эксплуатацией многих зданий контура кремля. В двух секциях размещается так называемый Центр ремесел. В одной — ювелирный салон-мастерская. В другой — кузница с гончарной и швейной мастерскими, относящейся к палате ремесел РТ. Западный корпус реставрирован в 1995—1999 г., проект ПТМ СА РТ под руководством Забировой Ф.М., архитектор — Забиров Р.М., инженерная часть проекта выполнена фирмой «Татинвестгражданпроект» под руководством Абдрахманова И.С., инженера Исхакова А.И.
Комплекс мечети Кул Шариф Комплекс мечети Кул Шариф располагается в западной части крепости. Создавался как единый архитектурный ансамбль, включающий в себя собственно мечеть, памятный камень и здание экскурсионного бюро. Ныне состоит из четырех корпусов, отреставрированных по разным периодам. Мечеть Кул Шариф При включении в Список всемирного наследия ЮНЕСКО было признано целесообразным строительство мемориальной мечети исходя из принципа баланса культур и конфессий. Строительство Мечети в Казанском кремле сыграло немаловажную роль в консолидации двух основных народов, проживающих на территории Татарстана и в исполнении принципа баланса культур и конфессий на территории Кремля. Мечеть Кул Шариф является также мемориалом памяти павшим защитникам города Казани. По функции музея исламской мечеть призвана решить задачу исторической преемственности центра просвещения, каким являлась мечеть в комплексе с медресе в XVI в., основанная имамом Кул Шарифом. Мечеть построена в 1996—2005 гг. по проекту авторской группы архитекторов фирмы «Татинвестгражданпроект» в составе: А.В.Головин, А.И.Исхаков, И.Ф.Сайфуллин, А.Х.Саттаров, М.В.Сафронов, С.П.Шакуров. Созданию окончательного проекта мечети предшествовал конкурс на разработку проекта мечети, проходивший под эгидой Союза архитекторов Республики Татарстан. По итогам двух туров был разработан проект, объединивший идеи и замыслы ряда конкурсантов. Проектом предусмотрено копирование двора мечети с учетом перепада рельефа на две платформы: верхнюю — для ритуальных, нижнюю — для музейно-экскурсионных мероприятий. Здание мечети Кул Шариф в плане представляет собой 2 пересеченных под углом 45° квадрата в виде известного в мусульманском мире знака, означающего «благословение Аллаха». Стены представляют собой восемь пересекающихся стрельчатых арок, обрамленных высеченными в мраморе аятами из Корана и орнаментальными косичками. В образовавшиеся участки стен вписаны высокие стрельчатые окна, заполненные цветными витражами. Образующееся восьмилучевое пространство покрыто восьмилотковой кровлей. пространство центрального объема по центру перекрыто куполом с вершиной на высоте 36 м. Купол прорезан окнами в форме тюльпанов. Ассоциативно он связан с Казанской Шапкой. Входная группа двухэтажным полуцилиндром примыкает к основному объему с двумя псевдоминаретами, акцентирующими вход. Второй этаж нависает над входом, опираясь на круглые колонны. По углам основного объема расположены четыре основных минарета высотой 55 м. Мечеть имеет также 2 малых минарета и еще 2 на углах главного входного портала. Общее число полумесяцев составляет 8 — по числу минаретов исторической мечети Кул Шариф, существовавшей, согласно описаниям, в XVI веке на территории Ханского Кремля. Внутренний объем здания имеет 5 этажей, включая цокольный и технический, и несколько промежуточных площадок-уровней, вспомогательного и технического назначения. В трех надземных этажах расположен вестибюль главного входа с группой помещений имама, молельный зал и балкон-галерея для женщин. В цокольном этаже, образующем стилобат здания, запроектированы женский распределительный вестибюль, помещения для омовений, гардеробы и Музей ислама. Вход в мечеть организован с главной молельной площади, с северной стороны здания, вход в музей ислама — с нижней, южной платформы. Помещение ритуального и музейного назначения жестко зонированы, «мужской» и «женский» потоки посетителей разделены и обеспечены самостоятельными входами и выходами. В отделке здания применены уникальные отделочные работы, соответствующие рангу этого здания, такие как: керамические панно и росписи, выполненные по технологии XVI в., резной ганч, римская мозаика, ручная резьба по дереву и камню, классические витражи и цветные стекла по технологии запекания, позолотные работы и золотое шитье, облицовка фасада мрамором и гранитом. Паркетные полы мужского и женского зала устланы персидскими коврами. В отделке интерьеров применены естественные каменные материалы — гранит, мрамор разных цветов, мраморный оникс, змеевик.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.179.132 (0.011 с.) |