Реформирование Верховного Совета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реформирование Верховного Совета



28 июня-1 июля 1988 года в Москве прошла XIX конференция КПСС (предыдущая конференция созывалась в феврале 1941 года), по итогам которой был принят ряд политических решений.

Верховный Совет СССР, который избирался населением СССР по территориальным округам, стал избираться Съездом народных депутатов, который впервые был сформирован 25 мая 1989 года. Съезд народных депутатов на 2/3 избирался населением СССР, 1/3 избиралась общественными организациями. Всего в съезд избиралось 1250 депутатов.

Изменение процедуры выборов народных депутатов

26 марта 1989 года прошли выборы народных депутатов СССР, которые были первыми выборами в истории СССР, где предлагался выбор между кандидатами (ранее выборы проходили на безальтернативной основе). Позволялось выдвигаться кандидатами в депутаты всем желающим. По итогам выборов было избрано 2250 народных депутатов СССР, среди которых большинство были члены КПСС (1957 депутатов) и меньшинство — беспартийных (292 депутата).

Отмена политической монополии, введение многопартийности

15 марта 1990 года III Съезд народных депутатов отменяет статью 6 Конституции СССР, которая закрепляла политическую монополию КПСС, ее руководящую и направляющую роль. Таким образом, была официально разрешена многопартийность. Впервые руководящая и управляющая роль Коммунистической партии была закреплена в статье 126 Конституции СССР 1936 года. В Конституции 1977 года о роли КПСС гласила статья 6. Первыми зарегистрированными в СССР партиями стали ЛДПСС и ДПР.

Введение поста президента СССР

Согласно решению III Съезда народных депутатов 14 марта 1990 года впервые в истории СССР была введена должность президента. Согласно принятым правилам президент СССР должен избираться на 5 лет путем прямого и тайного голосования. Первый президент СССР — Михаил Горбачев — в порядке исключения был избран на первый срок Съездом народных депутатов. Президент СССР являлся высшим должностным лицом государства, заменив в этом качестве председателя Верховного Совета СССР, который считался высшим должностным лицом СССР с 1938 года. Горбачев был первым и последним президентом СССР. 25 декабря 1991 года, после распада СССР, он подал в отставку.

Суверенизация советских республик и автономий

Провозглашение суверенитетов советских республик началось с Эстонии 16 ноября 1988 года. Российская СФСР приняла декларацию о государственном суверенитете 12 июня 1990 года. Последней из союзных республик декларацию о суверенитете приняла Азербайджанская ССР 18 октября 1991 года. В августе-октябре 1990 года происходит так называемый «Парад суверенитетов» в РСФСР, когда автономные республики поочередно принимают декларации о государственном суверенитете.

Запрет КПСС

6 ноября 1991 года президент РСФСР Борис Ельцин издал указ о прекращении деятельности Коммунистической партии Советского союза на территории СССР и РСФСР. Через день после этого состоялось празднование 74-й годовщины Великой Октябрьской революции.

 

55. Политика перестройки и международные отношения.

Перестройка — общее название совокупности политических и экономических перемен, проводившихся в СССР в 1986—1991 годах. В ходе перестройки (со второй половины 1989 года — после Съезда народных депутатов СССР) резко обострилось политическое противостояние сил, выступающих за социалистический путь развития, и партий, движений, связывающих будущее страны с организацией жизни на принципах капитализма, а также по вопросам будущего облика Советского Союза, взаимоотношений союзных и республиканских органов государственной власти и управления.

К началу 1990-х годов перестройка завершилась обострением кризиса во всех сферах жизни общества, ликвидацией власти КПСС и распадом СССР.

На Пленуме ЦК КПСС уже 23 апреля 1985 года. Горбачёв сообщил о планах широких реформ, направленных на всестороннее обновление общества, краеугольным камнем которых было названо «ускорение социально-экономического развития страны».

Политика, начало которой положил XXVII съезд, впервые была названа «перестройкой» в июне 1986 года. Теперь она включала в себя не только первоначально провозглашавшееся ускорение экономического развития страны, но и более глубокие хозяйственные, политические и социальные реформы. Новая терминология отражала глубокий и всесторонний характер начавшихся перемен.

Важным шагом в международных отношениях в то время можно назвать то, что в 1986г. в СССР полностью прекратилось глушение зарубежных западных радиостанций.

Придя к власти, М. С. Горбачёв взял курс на улучшение отношения с США. Одной из причин этого было желание снизить непомерные военные расходы (25 % госбюджета СССР).

Однако его первая встреча с Президентом США Рональдом Рейганом в Женеве осенью 1985 г. завершилась мало к чему обязывающей торжественной Декларацией о недопустимости ядерной войны. 15 января 1986 г. было опубликовано «Заявление Советского правительства», содержавшее программу ядерного разоружения к 2000 г. СССР призывал ведущие страны мира присоединиться к соблюдавшемуся Советским Союзом с лета 1985 г. мораторию на ядерные испытания и поэтапно сократить различные виды ядерного оружия.

Некоторым коррективам была подвергнута советская политика в Афганистане.

В октябре 1986 г. состоялась встреча советского и американского лидеров в Рейкьявике, которая обозначила начало нового внешнеполитического курса СССР.

56. М.С. Горбачев: политический портрет.

В течение полутора лет деятельности Горбачёв умеренно критиковал предшествующий курс КПСС, но доказывал, что его программа укрепляет преемственность с прежним курсом. Даже в 1987 г. он предпочитал говорить не о кризисе, а о «предкризисном состоянии» советской экономики.

Необычный политический стиль нового генерального секретаря привлек к нему десятки миллионов людей, в мгновение ока влюбившихся в него. Он обладал и прирождённым умением гипнотизировать сознание масс, а главным среди гипнотических средств была способность обрамлять умеренные идеи и предложения в яркие, кричащие, завораживающие слова: «перестройка», «гласность», «ускорение», «революция», «новое мышление».

Популярности Горбачёва способствовало и то, что советские люди заждались перемен: их не было в течение вот уже 20 лет. Кое-какие реформы, правда, были намечены Андроповым, но он пробыл у власти менее полутора лет, к тому же большую часть времени был прикован к постели. Горбачёв сразу же предложил дюжину реформ, а его возраст и энергия внушали веру, что обещания будут воплощены в жизнь. С течением времени общество стало все более осознавать умеренность и ортодоксальность реформ и идей генерального секретаря, но в момент провозглашения они воспринимались чуть ли не как потрясение основ. К тому же некоторые из них по меркам тоталитарного общества, каким, вскоре было признано, и являлся Советский Союз, действительно были радикальны.

Внешняя политика Михаила Гор­бачёва, окончательно ликвидировав­шего «железный занавес», обеспечила ему уважение в мире. В 1990 г. Пре­зидент СССР был удостоен Нобелев­ской премии мира за деятельность, направленную на развитие междуна­родного сотрудничества.

Объективный результат деятельности М. Горбачева и его команды с точки зрения всемирно-исторической предельно ясен. К концу 80-х годов Горбачев гордо и с вызовом сказал, что никогда не будет президентом, участвующим в похоронах своего собственного государства. История, сделавшая его крупной политической фигурой, крепко наказала его за эти самоуверенные слова. Пламенная, но изменившая ему любовь к власти сделала Горбачева не только участником этих похорон, первым и последним президентом СССР, но объективно - главным «могильщиком» Союза Советских Социалистических Республик, второй (наряду с США) супердержавы мира. Таков был с всемирно-исторической точки зрения главный объективный результат всех его противоречивых «реформ».

57. Межнациональные отношения в СССР (80-е – начало 90-х годов XX в.) и причины их обострения.

По мере развития перестройки все большее значение стали приобретать национальные проблемы. Причем национальные противоречия и столкновения зачастую искусственно раздувались политическими деятелями из различных лагерей, которые пытались использовать напряженность для решения тех или иных проблем.

С началом демократизации и восстановления исторической правды, накопившееся за долгие годы напряжение разрядилось в стремительно нараставших центробежных силах. Так, годовщина подписания советско- германского пакта 1939 г. (впервые за многие годы оказавшегося в центре внимания печати) стала поводом для массовых манифестаций 23 августа 1987 г. в столицах трех Прибалтийских республик. Эти выступления положили начало процессу, завершившемуся позднее провозглашением независимости этих республик.

Связанная с национальными отношениями напряженность возникла почти во всех республиках. Она затронула самые разные вопросы, от требований признания государственного статуса национального языка до возвращения на историческую родину депортированных народов.

Вставшие в центр внимания национальные проблемы привели к обострению конфликтов между русскими «колонизаторами» и представителями «коренных» национальностей.
В 1989 г. и особенно в 1990-1991 гг. произошли кровопролитные столкновения в Средней Азии (Фергана, Душанбе, Ош и целом ряде других районов). Особенно пострадали национальные меньшинства, к которым относилось и русскоязычное население. Районом интенсивных этнических вооруженных конфликтов был Кавказ, прежде всего Южная Осетия и Абхазия.

58. Попытка государственного переворота в СССР и ее последствия (август 1991 г.).

 

А́вгустовский путч — политические события, разворачивавшиеся 18 — 21 августа 1991 года в СССР, получившие официальную оценку, как заговор, государственный переворот и антиконституционный захват власти (путч).

События выразились в создании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), состоящего из вице-президента СССР Геннадия Янаева, ряда руководителей ЦК КПСС, правительства СССР, армии и КГБ СССР и провозгласившего себя органом «для управления страной и эффективного осуществления режима чрезвычайного положения», решения которого общеобязательны.

Основной целью создания ГКЧП, по словам одного из его ведущих участников Геннадия Янаева — было недопущение подписания договора о Союзе Суверенных Государств, который по мнению участников ГКЧП, упразднял Союз ССР.

Действия ГКЧП сопровождались объявлением чрезвычайного положения в Москве, приостановлением деятельности политических партий, общественных организаций и массовых движений, препятствующих нормализации обстановки; запретом проведения митингов, уличных шествий, демонстраций, а также забастовок; установлением контроля над СМИ, временным приостановлением выпусков некоторых центральных, московских городских и областных общественно — политических изданий.

Август 1991 года стал одним из тех событий, которые ознаменовали конец власти КПСС и распад СССР и, по распространённому мнению, дал толчок демократическим переменам в России. В самой России произошли перемены, способствовавшие расширению её суверенитета.

С другой стороны, сторонники сохранения Советского Союза утверждают, что в стране начался беспорядок, связанный с непоследовательной политикой российской власти.

Итогом этих событий стал распад СССР, как единого государства, и образование множества независимых стран на его территории, одним из которых является Украина.

В культуре тоже появилось отражение. Было написано множество песен на эту тему, написано несколько книг и снято несколько фильмов.

59. Провозглашение государственной независимости Украины и ее историческое значение (1991 г.).

Акт провозглашения независимости Украины — документ, принятый внеочередной сессией Верховного Совета УССР 24 августа 1991 года, которым провозглашена независимость Украины и создание самостоятельного государства — Украины. Тем самым было окончено юридическое существование Украинской Советской Социалистической Республики.

Провозглашение независимости Украины стало своеобразной точкой отсчета нового этапа истории Украины, положило начало переходного периода, суть которого - в переходе на более высокий уровень общественного развития: в политической сфере - от тоталитаризма к демократии; в экономической - от командной к рыночной экономике; в социальной - от человека-винтика в активного творца собственной судьбы; в гуманитарной - от классовых к общечеловеческим ценностям; в международной - от объекта к субъекту геополитики. В целом быть осуществлен переход от состояния «осколка империи» к собственной государственности, от формальной независимости - до реального суверенитета. Но украинское общество оказалось недостаточно подготовленным к государственно процесса.

Решительный отказ от существующего до августа 1991 года образца общественного развития в условиях отсутствия научного обоснования модели построения независимого государства обусловили на первых порах потерю ориентиров, растерянность, разочарование, а вследствие этого - длительный «торжественный марш на месте» на распутье реформ. Общественные преобразования в Украине начались при крайне низком уровне политической и экономической культуры мышления. В общественном сознании доминирующими были настроения недовольства, вызванные последствиями брежневского периода и неудачами перестройки.

На время провозглашения республикой независимости в общественном сознании еще не успело сформироваться и закрепиться осознание масштаба новых задач, большинство населения четко не определила своего места в процессе государства. Но несмотря на трудности процесса государства, провозглашения независимости Украины - событие чрезвычайной исторической важности.

60. Украина в новых экономических условиях: первые результаты и перспективы (конец XX – начало XXI в.).

После развала СССР в Украине была очень слабая и нестабильная экономика, которая характеризовалась высоким уровнем инфляции, а также другими экономическими показателями, которые были очень низкими, даже по сравнению со странами-соседями, ставшими тогда независимыми.

К началу 21в. ситуация наладилась. Экономические показатели стали более стабильными. Но из-за мирового финансового кризиса, в 2008-2009г. в Украине начался финансовый кризис, который привел к падению всех экономических показателей страны (в частности, ВВП упал на 15%, такое было последний раз в 1994г.)

Экономика Украины резко ухудшилась из-за негативных условий торговли и перепрофилирования потоков капитала, а наибольший риск для Украины представляют фискальный дисбаланс, вызванный падением бюджетных доходов, расходные бюджетные обязательства и значительные финансовые потребности Нафтогаза.

ВВП Украины в 2012 году до сих пор не превзошел докризисный уровень 2008 года.

в 2010 году Евросоюз предлагал 610 миллионов евро в качестве технической помощи, однако в качестве условия потребовал подписать соглашение с МВФ.

Но это предложение принято не было.

В 2013г. Янукович не подписал соглашение с ЕС, поскольку условия, указанные там, для Украины крайне невыгодны. Это соглашение привело бы к закрытию большого количества украинских предприятий, т.к. они не выдержали конкуренции с огромным количеством продукции, хлынувшей из Европы.

61. Современное политическое и государственное устройство Украины.

Украина — суверенное и независимое, демократическое, социальное, правовое государство. Действует Конституция 1996.

По государственному устройству Украина является унитарным государством. Государственное устройство Украины основывается на принципах единства, неделимости и целостности государственной территории, комплексности экономического развития и управляемости отдельных её частей с учётом общегосударственных и региональных интересов, национальных и культурных традиций, географических и демографических особенностей, естественных и климатических условий.

1. Единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), нормы которого имеют верховенство на всей территории страны;

2. Единые для всей страны высшие органы власти;

3. Единая система законодательства;

4. Единое гражданство;

5. Единая денежная единица;

6. Единый государственный язык;

7. Составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета.

 

Административное деление: Автономная Республика Крым (АРК) и 24 области, два города республиканского значения — Киев и Севастополь, права которых приравнены к правам административных областей. Статус г. Киева определяется также специальным Законом о столице.
Основные принципы государственного устройства определены в Конституции У. Закреплена республиканская форма правления. Государственная власть осуществляется на принципах разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви, каждая из которых действует в пределах своей компетенции. У. — унитарное государство, территория которого является целостной и неделимой. Установлено единое гражданство.
Глава государства — президент. Избирается гражданами страны на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права, путём тайного голосования, сроком на 5 лет. Может находиться у власти не более двух сроков (10 лет). Национальная валюта – гривна. Высший орган законодательной власти — Верховная Рада (ВР) — однопалатный парламент.

На современном этапе выделяются три основных направления внешней политики У.: 1) развитие двусторонних межгосударственных отношений; 2) европейская интеграция; 3) многосторонняя дипломатия.

Политическая система Украины представлена многочисленными партиями. Среди самых значимых «Партия регионов Украины», «Блок Юлии Тимошенко», «Наша Украина - Народная самооборона», Коммунистическая партия Украины, а также Блок Литвина.

 

62. Основные направления внешней политики Украины в начале XXI века.

Основные направления:
- ЕС (зона свободной торговли с Европой)
- НАТО
- Взаимоотношения с США (крупный торговый партнер)
- Взаимоотношения с Россией (проблема черноморского флота, вопросы границ, развитие энергетической сферы)
- Взаимоотношения с Румынией (шельф на границе, богатый нефтью и газом)
- Взаимоотношения с Белоруссией
- с Ираком (27.12.2005 Ирак покинули все украинские миротворцы)
- с Польшей (торговые отношения)


63. Современные политические партии и движения в Украине: общая характеристика и тенденции развития.

На 8 февраля 2013 года на Украине зарегистрировано 200 политических партий, четыре из которых находятся в стадии прекращения своей деятельности.
Самые крупные из них:


КУН — Конгресс украинских националистов (Ивченко)
НУНС — «Наша Украина» Народная Самооборона – блок партий (Луценко, Кириленко)
ЕЦ — Единый центр
ПР — Партия регионов (партия действующего президента) Азаров
НПУ — Народная партия Украины (Литвин)
Политическая партия «Народное объединение Батькивщина». Присоединила к себе ПРП
КПУ — Коммунистическая партия Украины (Симоненко)
СПУ — Социалистическая партия Украины (Устенко)
СелПУ — Селянская партия Украины (Холоднюк)

 

 

64. Украина и Европейское Сообщество: взаимоотношения и перспективы.

В настоящее время в Украине происходит огромное количество процессов во всех сферах деятельности страны, направленных на евроинтеграцию и подстраивание под европейские стандарты, для достижения уровня развития европейских стран.
В 2012г. Украина была одной из стран, принимающей крупнейший европейский чемпионат по футболу «Евро-2012».
Для этого было выделено огромное количество средств, которые были направлены на реконструкцию стадионов, аэропортов, вокзалов и ремонт дорог. Благодаря удачному проведению чемпионата, в Европе на Украину взглянули совершенно по иному, увидели, что Украина полноценная часть Европы. Но соглашение с европейскими партнерами подписано не было, поскольку для Украины были выдвинуты крайне невыгодные условия, которые привели бы к закрытию сотен украинских предприятий.

65. Украина и СНГ: проблемы и перспективы.

В состав СНГ (Содружество Независимых Государств) входит 12 стран. Среди них:

1. Азербайджан
2. Армения
3. Белоруссия
4. Грузия
5. Казахстан
6. Киргизия
7. Молдавия
8. Россия
9. Таджикистан
10. Туркменистан
11. Узбекистан
12. Украина

Украина не является государством-членом СНГ, так как она не ратифицировала устав организации, хотя она и относится к государствам-учредителям и государствам-участникам Содружества.

Украина относится к государствам-учредителям СНГ с 10 декабря 1991 года.
До избрания президентом Украины Виктора Ющенко вопрос о статусе Украины в СНГ не рассматривался. После Оранжевой революции, которая произошла в Украине в декабре 2004 года и избрания президентом Виктора Ющенко начались заявления о несостоятельности СНГ и возможном выходе Украины из состава СНГ и последующем вхождении в НАТО и ЕС.
14 августа в Верховной Раде Украины был зарегистрирован законопроект «О денонсации Соглашения о создании Содружества независимых государств».
Законопроект принят не был.

11 июля 2012 года президент Украины Янукович заявил, что внимательно следит за развитием ТС, однако приоритетом для Украины является интеграция в ЕС, а с ТС считает необходимым выстраивать сотрудничество в формате «3+1» — «на секторальном уровне». Однако премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил, что сотрудничество «3+1» недопустимо, и Украине необходимо ратифицировать все документы для вступления в ТС. Все (за исключением КПУ) парламентские партии на данный момент являются противниками присоединения Украины к ТС и выступают за европейскую интеграцию. При этом 31 мая 2013 года Украина заключила меморандум о сотрудничестве с ТС.

66. Мировое политическое пространство и Украина: роль и пути интеграции.

Продолжительное время Украина, как и другие постсоциалистические страны, была изолирована от мирохозяйственных глобальных процессов и обреченная на автаркийную замкнутость и самодостаточность. Функции относительно регулирования внешней торговли и платежей в основном выполняли органы государственного управления, а не рыночные регуляторы.
На начальном этапе становления независимости Украина имела довольно большие шансы для самостоятельного развития и интеграции экономики к системе мирового хозяйства. Тем не менее, вследствие обострения экономического кризиса они были практически утрачены.
Украина не имеет четко сформулированной и сформированной стратегии экономического развития, которая была бы основана на национальном и международном уровне, а элементы экономической стратегии, которые уже задействованы не несут в себе ориентацию на глобальные постиндустриальные трансформации. Поэтому Украина не может принимать полноценного участия в мировых экономических интеграционных процессах.
К внутренним преградам на пути экономической интеграции Украины следует отнести и попытки государства нерыночными методами регулировать процесс разгосударствления и приватизации, то есть оставить за собою тотальный контроль за собственностью в стране.

Кроме того, необходимо учитывать еще целый ряд дополнительных факторов, которые препятствуют процессу интеграции Украины в мировое пространство. К основным из них принадлежат:

 

1. политическая нестабильность, отсутствие четкой экономической политики, непоследовательность в проведении реформ;

2. неопределенность и непоследовательность законодательства;

3. коррумпированность властных структур разных уровней;

4. напряженная криминогенная обстановка, в том числе и в экономической сфере;

5. относительно большой государственный долг, несбалансированная политика относительно внешних заимствований: большинство из них взятые в виде кредитов, а не прямых инвестиций и использованы неэффективно, в основном на покрытие дефицита государственного бюджета и платежного баланса;

6. ограниченность внутреннего рынка в связи с очень низкой покупательной способностью населения;

7. сокращение производственного потребления за счет резкого падения производства;

8. значительный отток капитала из Украины, обусловленный с одной стороны его криминальным характером, а с другой неверьем значительной части отечественных бизнесменов в постоянство экономических преобразований, значительные трудности относительно легального ведения бизнеса в Украине.

9. обособленность от участия в наиболее перспективных программах производства новых изделий на межгосударственной основе;

10. дальнейшее ухудшение структуры экспортно-импортных потоков – увеличение в экспорте удельного веса сырьевой группы товаров, а в импорте – продукции потребительского назначения, которое есть экономически неоправданным с точки зрения существующего состояния страны;

11. недостаточное развитие финансовой, технической, информационной и другой инфраструктуры.

12. недоработанность политико-правовых регуляторов и инструментов;

13. неразвитость рыночного отношения;

14. инерция ухудшения экономического состояния;

15. уменьшение запаса социального терпения населения.

Преодоление этих факторов и есть движением на пути интеграции.

Но вместе с тем, интеграция Украины в экономическое и политическое мировое пространство - необратимой процесс. Чтобы обеспечить достойные условия для интеграции Украины в экономическое и политическое мировое пространство, необходимо сформулировать качественные условия налоговой системы, денежно-кредитной политики и социальные стандарты. Необходимо также усилить работу по обеспечению безопасности бизнеса и защите прав собственности и инвестора.

67. Общая характеристика Конституции как Основного Закона государства Украина.

Была принята 28 июня 1996г. на 5 сессии ВРУ 2 созыва. Конституция Украины состоит из преамбулы, 15 разделов, 161 статьи.
Преамбула - это вступительная часть Конституции, которая содержит нормы, провозглашающие цели принятия Конституции, ее основные принципы.
Оценивая структуру Конституции Украины, что она представляет собой системно-структурную целостность, состоящая из институтов, которые занимают логически обусловленное место в ее системе в зависимости от их функциональной нагрузки.
По своей сути Конституция Украины характеризуется как Основной Закон, который исходит из общечеловеческих, общенародных интересов и потребностей. Это акт, который на самом правовом уровне узаконивает баланс интересов всех социальных слоев общества, имеющихся в нем наций, этнических групп. Так, закрепляя принципы правового статуса личности в государстве, Основной Закон исходит из неотрицательности естественных прав у гражданина, его права на свободное развитие своей личности, равенства всех перед законом. Конституция не допускает никаких привилегий или ограничений по признакам расы, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения и т.п..

68. Реформы в социальной сфере украинского общества, трудности их осуществления в современных условиях.

Развал Советского Союза означал исчезновение государства, который хорошо или плохо, но держал на себе всю социальную сферу. Государство, заново рождалось, должно было взять на себя все функции, связанные с удовлетворением материальных и духовных потребностей всех членов общества. В октябре 1991г. Верховная Рада одобрила программу реформ "Основные направления экономической политики Украины в условиях независимости"

В марте 1999 г Верховная Рада Украины приняла Декларацию про общие принципы государственной политики относительно семьи и женщин. Она стала основой для подготовки нормативных актов в этой области В сентябре того же года парламент утвердил Концепцию государственной семейной политики, которая определяла ее общую стратегию и приоритетные направления Для предоставления семьям правовой, психологической, медицинской и информационной помощи в областях были созданы центры информационно-консультативной и клубной работы с семьями.

Эти органы помогли государству лучше ориентироваться в потребностях семьи и практических мероприятиях, которые целесообразно принимать на государственном уровне с целью улучшения ее материального благосостояния.

На очереди - решение вопроса льготного долгосрочного кредитования молодых людей, прежде всего детей из малообеспеченных (многодетных и неполных) семей для получения высшего образования

Значительное распространение должны получить новые формы семейного воспитания детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, - приемные семьи и детские дома семейного типа Задача государства состоит в том, чтобы как можно быстрее приблизиться к европейским взглядов и подходов к решению этой проблемы, ликвидировать, в частности, такое явление, как социальное сиротство.

В декабре 1993 г. Верховная Рада приняла «Концепцию социального обеспечения населения Украины», в которой вырисовывались пути реализации комплексной реформы национальной системы социального обеспечения. Концепция имела целью перераспределить ответственность за социальное обеспечение между государством, работодателями и населением, перестроить всю систему социальной защиты на страховых принципах.
Последние 2 года проводится реформа медицинского обслуживания и пенсионного обеспечения.
Стартовые условия, при которых разворачивались социально-экономические преобразования, были в Украине сложными, по сравнению с другими посткоммунистическими странами. Украина имела самые высокие в мире показатели инфляции, дефицита бюджета и падения производства. Рекордным был и показатель обнищания народа. По сути, страна находилась на грани экономического коллапса.
Одним из проявлений системного кризиса была демографический кризис. Сокращение численности населения впервые было зафиксировано в 1993г. В Украине существует немало факторов социально-экономического характера, которые влияют на повышение показателя смертности. В бюджете на 2011г. предусмотрено существенное увеличение социальной помощи при рождении ребенка. Наиболее проблемной остается трансформация системы медицинского обслуживания населения. Собственно, даже при наличии финансовых возможностей у пациента, операцию часто бывает объективно невозможно провести из-за отсутствия современной медицинской техники.

69. Основные тенденции развития современной культуры в Украине.

Украинская культура - это совокупность духовных и ма­териальных ценностей и достижений, которые формировались украинским народом на протяжении всей его истории и отра­жают развитие его мировоззрения, социальной, экономической и духовной жизни.

можно выделить такие периоды развития украинской национальной культуры: культура Киевской Руси, культура польско-литовского периода, культура эпохи казачест­ва, культура украинского барокко, украинская культура XIX в., культура коммунистического периода и культура независимой Украины.

В процессе своего развития украинская культура обогаща­лась элементами различных культурных традиций, прежде всего - русской, белорусской, польской, болгарской, угро-финской, та­тарской. По своему происхождению украинская культура являет­ся полиэтничной, что отразилось в современном полиэтничном составе украинского общества.

Базовые характеристики украинской культуры закодированы в ее национальных символах и стереотипах. Они настолько орга­нично вписанными в канву общественного сознания, что люди даже не задумываются над их значением и содержанием. Для ук­раинцев установленным символом национальной культуры тра­диционно был Т. Г. Шевченко, который воплощал духовность народа и его социальные надежды. Символом исторической судьбы выступал Б.Хмельницкий, с которым связаны драматиче­ские страницы украинской истории. Сегодня акцент смещается в несколько иные, более политизированные сферы. Символами го­сударственности Украины являются сине-желтый стяг, трезубец и национальный гимн.

Развитие современной украинской культуры коренится в пробуждении украинского самосознания, которое выражено в философии украинской национальной идеи.

Формирование национальной куль­турной традиции началось в Украине приблизительно 500 лет на­зад,. Но только в середине XIX в. национальная идея украинцев начала осознаваться.

Глубинный корень украинской культуры содержится в индо­европейском мировоззрении и культуре Киевской Руси. Киевская Русь как государство исчезла в 1240 г., оставив потомкам христи­анскую религию и мировоззрение в Восточном (Византийском) варианте. Киевская Русь передала Украине письменную культу­ру, книжную традицию, язык, архитектуру и христианство с эле­ментами дохристианских верований. Это - то, что связывает Ки­евскую Русь и Украину, помимо территории и населения, которое впоследствии стало украинской нацией.

Xристианская религия и мировоззрение стали одними из наиболее важных факторов, которые повлияли на формирование украинской национальной культуры. Другой фактор развития ук­раинской культуры - это Европа, которая связана с наличием средневековой фазы истории (с момента падения Рима); наличи­ем эпохи Ренессанса; западным христианством (католичеством).

Важным фактором формирования украинской национальной культуры является религия. Украинская Православная Церковь всегда поддерживалась самим народом и имела свой националь­но-культурный долг, а не находилась под светской властью. Большую роль для украинской культуры сыграло возникновение униатской (греко-католической) церкви.

В Украине феноме­ном стало казачество. Реестровое казачество возникло на базе общественного договора как автономная единица со своим обра­зом жизни, традициями и ценностями. Реестровые казаки становятся новой элитой, которая защищала весь украинский народ. Этот период и есть действительным на­чалом становления украинской национальной культуры.

Относительно эпохи Возрождения следует отметить, что в Украине было очень много образованных людей, получивших образование в Европе, которые привносили ренессансные куль­турные элементы в Украину

Важными этапами развития украинской культуры являются первая и вторая половины XIXв., когда формируется националь­ное сознание украинского народа, развиваются традиции класси­цизма и романтизма, отраженные в творчестве И. Котляревского, Т. Шевченко, М. Костомарова, Н.Гоголя, И.Франко.

Курс развития национальной культуры Украины в период СССР был в значительной степени нарушен политикой универ­сализации и «плавильного котла», но сегодня украинская культу­ра активно возрождается и развивается.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 888; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.36 (0.074 с.)