Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Основные темы и представители античной философии.(2 ч)

  1. Античная натурфилософия: основные школы и представители.
  2. Сократ: жизнь и учение.
  3. Платон: жизненный путь и произведения.
  4. Объективный идеализм Платона (учение об идеях).
  5. Аристотель: жизнь и учение.
  6. Философия эллинистического периода: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм.

 

Литература

 

1. Аристотель. Т.1. М., 1976. С.70-92, 119-126, 146-148.

2. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 2003.

3. Ахутин А.В. Понятие "природа" в античности и в Новое время. М.,1988.

4. Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985.

5. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М., 1993.

6. Платон. Государство. //Соч. Т.3 (1). М., 1071. С.89-455.

7. Платон. Диалоги. СПб., 2000.

8. Поппер К. Открытое общество и его враги. М, 1992. Т.1.

9. Чанышев А.И. Курс лекций по древней философии. М., 1981.

Методические рекомендации

Античная философия охватывает огромный временной период (VII в. до н.э. – VI в. н.э.) и включает в себя три периода развития: досократовская философия (VII-VI вв. до н.э.), классическая философия V-IV вв. до н.э. и период римско-эллинистической философии (III в. до н.э. - VI в.н.э.).

Спецификой древнегреческой философии в ее начальный период является стремление понять сущность природы, мира, космоса, другими словами, решить вопрос о первоначале мира - архэ. Происхождение и структура мира, свойства природы – вот главный объект, интересующий ранних древнегреческих философов. В первом вопросе следует рассмотреть основные идеи различных школ нарурфилософии (милетская, эфесская, элейская, атомистика).

С именем Сократа связано становление новой, рациональной, концепции человека. Остановитесь на непростом жизненном пути Сократа. Расскажите о методе «сократическая беседа».

Выдающимся мыслителем древности является, несомненно, Платон. Платону принадлежит большое количество сочинений, созданных в жанре диалога. В своих сочинениях Платон предстает первым в европейской истории, мыслителем, стремящимся к созданию целостной философской системы. С позиций своей системы он разработал учения практически о всех сторонах человеческой жизни: о бытии, о космосе, о познании, о душе, о Боге, об обществе и т.п. Платона считают создателем первого в истории идеалистического учения. В третьем вопросе следует рассказать о биографии Платона и его сочинениях, в четвертом вопросе необходимо разобраться в философской доктрине Платона – его учении об идеях. Также следует уяснить, почему концепция Платона определяется как объективный идеализм.

Пятый вопросы предполагает знакомство с творчеством другого выдающегося мыслителя древности – Аристотелем. Расскажите о его жизненном пути и сочинениях. Остановитесь на учении о сущности. В чем расхождения между Платоном и Аристотелем в вопросе об идеях? Почему Аристотель критиковал концепцию Платона? Почему Аристотеля называют систематизатором античной философии?

Пятый вопрос посвящен знакомству с основными направлениями третьего периода развития античной философии – эллинистической философии – эпикуреизм, стоицизм и скептицизм. Раскройте основные идеи этих доктрин. Каким образом в них раскрывается проблема смысла и предназначения человека?

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

1. Учение Сократа - рождение философии нового типа.

2. Философия Платона: общая характеристика.

3. Аристотель: его труды и учение.

4. Особенности эллинистической философии (эпикурейство, стоицизм).

5. Философское учение Аврелия Августина (Блаженного).

6. Спор о природе общих понятий (универсалий). Реализм и номинализм.

7. Учение Фомы Аквинского - свод религиозно-философских идей средневековья.

8. Пико делла Мирандола. «О достоинстве человека». Антропоцентризм.

9. Идея универсального метода научного познания. Эмпиризм и рационализм.

10. Проблема «человек - общество - государство» в трудах мыслителей ХУЛ века (Томас Гоббс, Дж. Локк).

11. Иммануил Кант: теория познания. Обоснование агностицизма.

12. Этика Канта. Постулаты «практического» разума.

13. Гегель: общая характеристика учения.

14. Философия К.Маркса: проблема отчуждения человека.

15. Философия А.Шопенгауэра. «Мир как воля и представление».

16. Фридрих Ницше: критика рационализма, понятий истины, добра, цели. «Переоценка ценностей».

17. Позитивизм Х!Х-ХХ веков: направления, представители, идеи.

19. Экзистенциализм о сущности и существовании человека, обретении смысла бытия.

20. Учение Н.А.Бердяева о свободе и смысле творчества.

23. Проблема бытия в истории философии.

24. Материализм и идеализм - альтернативные способы миропонимания.

25. Философия природы - обобщение исторического опыта ее освоения.

28. Проблема насилия и ненасилия в общественной жизни (Л.Толстой, Н.Бердяев, М.Ганди, А Швейцер и др.)

29. Гипотеза общественного прогресса (за и против).

32. Познание как культурно-исторический процесс. Единство познания и практики.

33. Особенности научного познания, его структура, формы, методы, их эволюция.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.156.170 (0.006 с.)