ТОП 10:

Анализ прибыли по основному виду деятельности



Прибыль по основному виду деятельности определяется как разность между объемом реализации и полной себестоимостью продукции

П = Vр– TC,

Где Vр – объем реализованной продукции в стоимостном выражении,

ТС – полная себестоимость реализованной продукции.

Выручка от реализации всех видов продукции:

,

где Рi – цена реализации i-го вида реализованной продукции;

Qi - натуральный объем реализации i-го вида реализованной продукции.

 

Полная себестоимость всех видов продукции:

,

где АТСi – себестоимость единицы i-го вида продукции

 

Факторная модель:

 

Факторы, влияющие на изменение прибыли от реализации:

1. Изменение условно-натурального объема реализованной подукции;

2. Изменение структуры реализованной продукции;

3. Изменение средней отпускной цены реализации;

4. Изменение средней себестоимости единицы реализованной продукции.

Введем следующие обозначения:

- объем реализации базовый

- объем реализации фактический

- объем реализации, рассчитанный при фактическом объёме и базовых ценах реализации

- базовая полная себестоимость

- фактическая полная себестоимость

- условная себестоимость, рассчитанная при фактическом объёме и базовой себестоимости единицы продукции

- базовая прибыль реализации

- фактическая прибыль реализации

- условная прибыль, рассчитанная при фактическом объёме и базовых ценах и себестоимости единицы продукции

 

1) Для того чтобы определить влияние условно-натурального объема продаж Q и влияние изменения структуры продукции необходимо сначала определить их совместное влияние.

т.е. необходимо сравнить прибыль базовую и условную, исчисленную исходя из фактического объема и структуры, но при базовых ценах и себестоимости единицы продукции.

2) Для того чтобы найти влияние только объема продаж Q необходимо предварительно рассчитать коэффициент превышения базового объема продаж в оценке по базовой себестоимости

(или )

Прирост прибыли только за счет натурального объема определяется следующим образом:

3) Чтобы определить влияние структурного фактора необходимо из совместного влияния структуры и объема вычесть влияние изменения только объема.

4) Прирост прибыли под влиянием изменения отпускных цен на продукцию определяется путем сопоставления фактической выручки с условной, рассчитанной при фактическом натуральном объеме реализации и базовых ценах (выручка в сопоставимых ценах).

5) Изменение прибыли от реализации под влиянием изменения себестоимости единицы продукции устанавливается сравнением фактической суммы затрат с условной, рассчитанной при базовой себестоимости единицы продукции и фактическом натуральном объеме реализации.

Проверка:

ПРИМЕР: Таблица 4.
  Показатель План Факт Абс. отклонение  
  1. Объем реализации, тыс. руб. 2. Себестоимость, тыс. руб. 3. Прибыль, тыс. руб. 4. Реализация условная, тыс. руб. 5. С/с условная, тыс. руб. 6. Прибыль условная, тыс. руб. - 1850 - 1100 - 750  
             

 

1) Определим влияние на прирост прибыли изменения натурального объема:

= – 0,11 × 9980 = – 1097,8 тыс. руб.

Снижение условно натурального объема на 11% привело к уменьшению прибыли на 1097,8 тыс. руб.

2) Определим влияние на прирост прибыли изменения структуры продукции:

= 9070 – 9980 × (– 0,11 + 1) =

+ 187,8 тыс. руб.

Изменение структуры в сторону роста доли более рентабельных изделий позволило получить дополнительно прибыли на 187,8 тыс. руб.

3) Определим влияние на прирост прибыли изменения цен на продукцию:

= 19350 – 19050 = + 300 тыс. руб.

Рост отпускных цен на 1,6% позволил получить 300 тыс. руб. сверхприбыли.

4) Определим влияние на прирост прибыли изменение себестоимости единицы продукции.

= – (10120 – 9980) = – 140 тыс. руб.

При увеличении себестоимости единицы продукции на 1,4% прибыль уменьшилась на 140 тыс. р.

Проверка: –1097,8 + 187,8 +3 00 – 140= – 750 тыс. руб.

 

7. Анализ рентабельности

 

Абсолютная величина прибыли не может характеризовать достаточно полно эффективность работы предприятия. Как правило размер прибыли соизмеряется с масштабом производства, с общей суммой затраченных и использованных ресурсов. Т.е. рассчитываются показатели рентабельности и коэффициенты прибыльности (доходности), которые являются важнейшими для оценки рыночной активности фирмы, эффективности использования экономического потенциала и финансовых ресурсов предприятия.

Первая группа показателей

При внутрифирменном анализе рассчитывается уровень рентабельности по отношению к себестоимости, которых характеризует эффективность затраченных предприятием средств на производство продукции.

А)Рентабельность затрат отдельного вида продукции:

Факторная модель:

Расстановка значимости факторов модели зависит от типа рыночной структуры, на котором функционирует предприятие.

Факторы влияния:

1. Изменение среднереализационной цены изделия;

2. Изменение себестоимости единицы продукции.

Введем обозначения:

- рентабельность при базовых показателях;

- рентабельность при фактических показателях;

1) Определим влияние на прирост рентабельности изменение среднереализационной цены изделия:

2) Определим влияние на прирост рентабельности изменение себестоимости единицы продукции:

Необходимо также более детально изучить:

· причины изменения среднереализационных цен;

· за счет каких факторов произошло изменение себестоимости единицы продукции.

В этом случае рентабельность отдельных видов изделий совпадает с рентабельностью единицы изделия, поскольку не зависит от объема их выпуска.

Б) Рентабельность произведенной (товарной) продукции (работ, услуг) определяется:

Рентабельность произведенной продукции характеризует эффективность затрат на производство, используется при планировании прибыли на предприятии, при пересмотре цен на продукцию предприятия и характеризует потенциальную доходность.

Факторная модель:

Факторы влияния:

1. Изменение структуры товарной продукции;

2. Изменение средних цен реализации;

3. Изменение себестоимости единицы продукции.

 

 

Модель смешанного типа, решаем методом цепных подстановок.

Введем обозначения:

- базовая рентабельность товарной продукции

- фактическая рентабельность тов. продукции.

1) Определим влияние на прирост рентабельности товарной продукции изменение ее структуры:

2)Определим влияние на прирост рентабельности товарной продукции изменение средних цен реализации:

3) Определим влияние на прирост рентабельности товарной продукции изменение себестоимости единицы продукции:

Проверка:

Вторая группа показателей

В рыночной экономике наибольшее распространение получили показатели рентабельности, характеризующие ресурсный подход к оценке экономической эффективности деятельности предприятия, т.е. такие, которые содержат в себе больше информации для оперативного управления и сравнительной оценки; доступны для внешнего пользователя.

А) Рентабельность оборота по основной продукции (коэффициент прибыльности) –показываетсколько прибыли получает предприятие с 1 рубля реализованной продукции.

Факторная модель:

Факторы, влияющие на изменение рентабельности оборота:

1. Изменение структуры реализуемой продукции;

2. Изменение средних цен реализации;

3. Изменение себестоимости единицы продукции.

 

 

Модель смешанного типа, решаем методом цепных подстановок.

Введем обозначения:

- базовая рентабельность оборота

- фактическая рентабельность оборота

1) Определим влияние на прирост рентабельности оборота изменение ее структуры:

2) Определим влияние на прирост рентабельности оборота изменение средних цен реализации:

3) Определим влияние на прирост рентабельности оборота изменение себестоимости единицы продукции:

Проверка:

Б)Рентабельность продаж по всей деятельности предприятия (основной, внереализационной и другой) – определяется как отношение балансовой прибыли к объему реализации по всем видам деятельности предприятия:

× (100%)

В)Рентабельность реализации – определяется как отношение чистой прибыли предприятия к прибыли к объему реализации по всем видам деятельности предприятия:

×(100%)

Третья группа показателей

Рентабельность капитала или рентабельность общехозяйственной деятельности или рентабельность производственного капитала.

В состав производственного капитала включают:

· Основные средства стоимость

· НМА основного производственного капитала, Sос.

· Производственные запасы стоимость

· НЗП оборотного производственного капитала,Sоб.

где kе – капиталоемкость основных средств; kз – коэффициент загрузки оборотных средств

Факторная модель:

Факторы, влияющие на изменение рентабельности общехозяйственной деятельности:

1. Изменение капиталоемкости основного производственного капитала;

2. Изменение коэффициента загрузки оборотного производственного капитала;

3. Изменение рентабельности оборота.

Модель смешанного типа, анализ проведем методом цепных подстановок

Введем обозначения:

-

базовая рентабельность общехозяйственной деятельности

-

фактическая рентабельность общехозяйственной деятельности

1) Определим влияние на прирост рентабельности общехозяйственной деятельности изменение капиталоемкости основных средств:

2) Определим влияние на прирост рентабельности общехозяйственной деятельности изменение коэффициента загрузки оборотных средств:

3) Определим влияние на прирост рентабельности общехозяйственной деятельности изменение рентабельности оборота:

Проверка:

 

ПРИМЕР: Таблица 5.
Показатели Предшествующий год (базовый) Отчетный год Абсолютное отклонение  
1.Прибыль,тыс. руб. 2. SОС, тыс. руб. 3. SОБ, тыс. руб. 4.Vреал, тыс.руб. +817 +1200 +1354 +714  
5. rоб [Пр / Vреал], % 6. kе [SОС / Vреал], руб/руб 7. kз [SОБ / Vреал], руб/руб 8. r ОХД, % 42,89 0,811 0,283 39,2 44,0 0,825 0,309 38,8 +1,11 +0,14 +0,026 – 0,4  
           

Факторная модель:

1)Определим влияние на прирост рентабельности общехозяйственной деятельности изменение капиталоемкости основных средств:

Рост капиталоемкости основных средств на 1,4 копейки с рубля привел к снижению рентабельности общехозяйственной деятельности на 0,49%.

2)Определим влияние на прирост рентабельности общехозяйственной деятельности изменение коэффициента загрузки оборотных средств:

Рост коэффициента загрузки оборотных средств на 2,6 копеек с рубля привел к снижению рентабельности общехозяйственной деятельности на 0,89%.

3) Определим влияние на прирост рентабельности общехозяйственной деятельности изменение рентабельности оборота:

Увеличение рентабельности оборота на 1,11% привело к росту рентабельности общехозяйственной деятельности на 0,98%.

Проверка:

– 0,49 – 0,89 + 0,98 = – 0,4%

 

 

8. Анализ использования основных средств

 

Основные показатели эффективности использования основных средств:

1. Капиталоотдача: [руб. / руб.]

2. Капиталоемкость: [руб. / руб.]

3. Рентабельность основного капитала [%]

Первый этап анализа: анализ динамики структуры и движения основных средств

Таблица 6.

Группа ОС Наличие на начало периода Поступило за период Выбыло за период Наличие на конец периода
тыс. руб. уд. вес, % тыс. руб. уд. вес, % тыс. руб. уд. вес, % тыс. руб. уд. вес, %
1. Пром.-произв. осн. фонды 2. Произ. осн. фонды др. отрас. 3. Непроизводственные фонды Всего В т.ч. активная часть - 91,0 - 9,0 100,0 52,8 - 92,6 - 7,4 100,0 83,3 - 64,3 - 35,7 100,0 53,6 - 93,7 - 6,3 100,0 57,9

 

На основе имеющейся информации, представленной в виде таблицы составляется аналитическая таблица, где просчитываются абсолютные и относительные изменения показателей, а также темп роста.

По полученным результатам проводятся сравнительный анализ и дается общая оценка состояния основных средств.

Кроме того, дополнительно просчитываются следующие коэффициенты:

1. Коэффициент обновления производственных основных средств:

2. Коэффициент выбытия основных средств:

3. Коэффициент прироста основных средств:

 

 

Второй этап анализа:

А) Анализ износа и годности основных средств:

1. Коэффициент износа = ,

показывает долю изношенной части ОС

 

2. Коэффициент годности = 1 - kизноса

Необходимо провести трендовый анализ коэффициентов износа и годности за 5-10 лет, чтобы отследить динамику их изменения. Рост Кизн чаще всего означает ухудшение состояния ОС предприятия. Но этот коэффициент может и не отражать фактической изношенности основного капитала, т.к. на сумму износа влияет и принятая на предприятии форма начисления амортизации. Т.е. коэффициенты износа и годности дают условную характеристику состояния ОС в общей массе, что существенно ограничивает применение их для анализа.

Рекомендуемых значений по вышеперечисленным коэффициентам нет, они зависят от специфики деятельности предприятия и его финансового состояния.

Чем выше коэффициент обновления и коэффициент годности, тем выше производственные возможности предприятия.

Б) Анализ движения основных средств:

1. Коэффициент обновления – показывает долю поступившего в отчетном периоде оборудования

Кобн = стоимость поступивших ОС за отчетный период

стоимость ОС на конец периода

 

2. Коэффициент выбытия – показывает долю выбывшего за отчетный период оборудования

Квыб = стоимость выбывших ОС за отчетный период

стоимость ОС на начало периода

 

3. Коэффициент прироста ОС – должен быть больше нуля.

Кприр = абсолютный прирост ОС за отчетный период

стоимость (восстан. или первонач.) ОС на конец периода

 

Рекомендуемых значений для этой группы коэффициентов нет.

Чем выше Кобн, тем лучше состояние основных средств и выше производственные возможности предприятия

 

Третий этап анализа: факторный анализ капиталоотдачи основных средств

,

,

где Vпр. – объём произведенной продукции в стоимостной оценке; pi – отпускные цены реализации; Qпр i – объём произведённой продукции в натуральном исчислении.

 

 

При анализе капиталоотдачи необходимо привести показатели в сопоставимый вид, т.е. сделать перерасчет условно-натурального объема произведенной продукции в ценах базового периода.

 

 

 

 


Факторная модель:

 

Факторы, влияющие на изменение капиталоотдачи основного капитала:

1. Изменение удельной доли активной части основного капитала;

2. Изменение капиталоотдачи активной части основных средств.

Факторный анализ проводим методом абсолютных разниц:

1) Определим влияние на прирост капиталоотдачи изменения удельной доли активной части основных средств:

2)Определим влияние на прирост капиталоотдачи изменения капиталоотдачи активной части основных средств:

ПРОВЕРКА:







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.238.169 (0.032 с.)