Протяжная речь повышенной эмоциональности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Протяжная речь повышенной эмоциональности



Пение - один из способов общения и самовыражения человека, естественный и простой, доступный почти каждому.

Если природа подарила человеку хороший голос, ему хочется петь точно так же, как то-му, у кого от природы Данные бегуна, хочется бегать.

Пение имеет отношение не только к эстетической и эмоциональной сферам, но и к ра-боте комплекса мышц, связанных с дыханием, бессознательно организованной творчес-ким эмоциональным настроем. Итак, процессом пения руководит эмоция. Из этого следу-ет, что профессионал должен уметь создавать ее и сохранять во время пения.

У людей, поющих голосами, которые мы называем "поставленными от природы", связи звуковедения устанавливаются бессознательно, но правильно и легко и дыхание организо-вано верно. В таких случаях единственное, что обязан сделать педагог, - это помочь певцу осознать, что происходит в его прекрасном инструменте во время пения, чтобы он мог сберечь голос и восстановить естественные связи, если их нарушит какая-то случайность.

Но в большинстве случаев певческие школы предлагают воспринимать пение не как способ выражения мыслей и чувств, а как средство для мысленного направления на каж-дую ноту. Заботясь о ноте, певец теряет естественное чувство кантилены (напевной плав-ной мелодии) и осмысленность фразы и думает не о том, кому, почему и для чего поет, а о том, попал ли звук на нужную ноту. Хотя направить звук никуда невозможно. Звук возни-кает в гортани от смыкания голосовых складок (которые чаще называют связками), и единственное, что звук может сделать, это выйти из гортани в полость рта, а оттуда - в зал. А вот каким он попадет в зад, зависит от вашего звуковедения.

Увлеченность пением вызывает бессознательное стремление к синтезу, то есть к объ-единению мышц, участвующих в нем, к организации координирующего центра. Анали-зирование своих ощущений во время пения ослабляет и нарушает связи звуковедения, по-тому что анализ - разъединение. А иногда внимание певца сосредоточивается на какой-ни-будь одной группе мышц, например при выполнении команд: "В маску! В маску!", "На зу-бы!", "В купол!" и т.п., и это нарушает связи звуковедения.

Если глубокие внутренние связи не нарушены певцом - голос звучит. Кажется только странным, что хорошо поющий человек некрасиво отваливает нижнюю челюсть или бес-смысленно улыбается. Но, к несчастью, можно потерять и глубокие внутренние связи, а с ними и чувство радостно поющего тела, которое есть у человека от природы, как есть оно у соловья или жаворонка. Потеря этого чувства - симптом нарушения естественности пе-ния.

Необходимость глубоких внутренних связей в большинстве случаев осознана певцами. Именно их создает и сберегает певческий эмоциональный настрой, но до тех пор, пока ему не мешают или мешают не слишком активно. При грубом же вмешательстве связи рвутся в каком-то звене, и голос перестает звучать. Вот почему так легко теряют голоса даже представители знаменитой итальянской школы. Ведь потеря голоса - это нарушение связей звуковедения, а его возвращение - восстановление этих связей - недостижимо (да простят меня коллеги) никакими медикаментами и электропроцедурами в мире!

Что же надо делать, чтобы сохранить и развить связи звуковедения? Самое простое - их надо знать!

Голос поет и говорит мелодию. А мелодия - это движение. Произвести движение может только то, что само подвижно. Мяч полетел - его бросила рука, ветка качнулась - ее толк-нул ветер и т.п. Следовательно, из работы над голосом логически исключаются так назы-ваемые "маски" и "зубы". Они абсолютно неподвижны и потому не могут вести мелодию. Подвижны органы дыхания, их мускулатурами мускулатура внешняя, с ними связанная. Вот что может в человеке говорить, кричать и петь!

Пение - единственная разновидность музыки, в которой инструмент - часть тела музы-канта, и при том одна из наиболее важных и наименее управляемых: органы его дыхания. Мы не видим движений, которые происходят внутри них, эти движения по темпу, стилю К/ритму зависят от эмоциональных состояний.

Учиться петь - это учиться управлять дыханием и певческим эмоциональным настроем. Ведь если дыхание подчиняется эмоциям, эмоции могут подчиняться дыханию. И можно автоматически создавать вдох взволнованных и спокойных состояний и подчинять ему пе-ние, речь и самочувствие.

У актеров и певцов есть профессиональный термин - "опора". Все согласны, что "опер-тый" звук - хорошо, "неопертый" - плохо и что "опертый" звук возможен только там, где есть "опертый" вдох, хотя, чем отличается "опертый" вдох от "неопертого", неизвестно. А между тем все просто.

"Опертый"голос - это звонкий голос. А что такое "опертый" вдох? Прикоснуться к пле-чу партнера - еще не значит на него опереться. Опереться - значит перенести на чужое плечо часть тяжести своего тела, почувствовать, что мускулатура плеча стала сопротив-ляться нажиму вашей руки. Следовательно, "опертый" вдох - это вдох предельной глуби-ны. Воздух, взятый во время такого вдоха, не может идти дальше. Он "оперся", говоря попросту, уперся в стенки органов дыхания. Мускулатура, окружающая их, стала сопро-тивляться нажиму воздуха, и вы чувствуете; это. И если вдох сделан правильно, вам сразу захочется кричать иди петь!

Вдох - движение воздуха внутрь тела. Сознательно сделать вдох - это мысленно устано-вить связь с дном легких. Направление гортани диагонально по отношению к легким, сле-довательно, ей удобно петь, если вы сделали, сознательно или бессознательно, вдох, "опертый" в спину. Легкие расширяются к основаниям не в груди, а в спине. Следователь-но, этот вдох легко задержать, хотя объем его велик.

Звучание - выдох, колеблющий голосовые связки. Следовательно, чтобы сохранить во время звучания чувство "опоры", надо оставить воздух там, откуда вы его "взяли". Сквоз-ное действие певца - задерживать правильно сделанный вдох. А выдох уходит сам: выдох -это звук.

Не думайте о дороге, по которой вы поведете этот вдох. Думайте о месте, в которое он мгновенно приходит, потому что, если вы думаете о дороге, там возникают напряжения. (Кстати, большинство профзаболеваний голоса являются результатом грубого нарушения условий давления в системе трахеи и бронхов.) Не ищите этот вдох умом. Ищите движе-нием и эмоциональным настроем. Чаще всего наклоном во время вдоха. Затаите его и пой-те, никуда не направляя звук. Существует мнение, что "запирать" дыхание вредно, чуть ли не опасно. Да, вдох, иска-жающий форму легких, задерживать, да и делать вредно. Вдох, заполняющий легкие, не искажая, может вернуть и голос, и здоровье.

Лучшая в мире постановка голоса - не русская, не французская, не немецкая и даже бо-ги мои! - не итальянская, а природная!

Следовательно, если вы сознательно произвел" правильный вдох и задерживаете его, все остальное сделает ваша певческая интуиция. Можно помогать ей движением и мыс-лью.

Прежде всего, какие связи возникают в теле певца? Источник звука - голосовые связки. Чтобы прозвучать, они должны сомкнуться - встречное движение на уровне шеи. Воздуш-ная струя, которая колеблет их, чтобы они звучали, идет из двух бронхов в одну трахею - встречное движение на уровне груди. Оба эти движения неуправляемы. Но легкие, как на фундаменте, лежат на диафрагме и подчиняются ей, а она - им. Если, чтобы прозвучать, две голосовые связки смыкаются, а две воздушные струи встречаются, следовательно, по-могая им, диафрагма должна во время звучания объединять легкие.

Как? С помощью вдоха, который, заполняя легкие воздухом, не разъединяет их. И так как диафрагма самый сильный мускул среди всех, связанных с дыханием, ей подчинятся и смыкание голосовых связок в гортани, и встречное движение воздушных струй в груди. Заполнить легкие, не разъединяя их, может только один вдох - вдох в спину.

Вспомните строевую песню в армии, хоровую за столом и песню коллективного труда, например нашу "Дубинушку". Во всех случаях песня поднимает настроение, освобождает от привычной сдержанности и объединяет людей, которых не могут объединить слова. Но не бывает вокализирующих солдат, бурлаков, и даже самая пьяная компания старается вы-говорить слова. И это понятно: желая выразить мысли и чувства, люди ищут прежде всего слова и поют их, когда эмоциональный настрой выше среднего или его хотят поднять. Следовательно, для человека, поющего естественно, пение - это протяжная речь повышен-ной эмоциональности.

И в профессиональном пении, в эстрадной, романсовой, опереточной и даже оперной музыке вокализ - исключение, чаще всего на верхних нотах, где произнесение слов зат-руднено. И нет естественной границы между разговором и речитативом, а речитатив - вступление к арии. Следовательно, и профессиональному певцу нет смысла представлять себе пение как вокализ со словами, да еще с постановкой голоса. Ведь тогда оно - дейст-вие заумное и сложное. И слова мешают петь. А каково слушать певца, которому слова мешают петь? Если для вас пение - протяжная речь, то это действие эмоциональное и простое и слова помогают петь, организуют кантилену. Надо только уметь произнести, потому что хорошо произнесенное наполовину спето.

Принято думать, что протяжность звука зависит от работы внутренней мускулатуры (диафрагмы, брюшного пресса), а произнесение слов - от мускулатуры внешней (губы, че-люсти). Певец, поверивший в это, стоит перед выбором: лучше тянуть или лучше произ-носить? Его внимание раздваивается: кантилена - внимание на брюшной пресс и диафраг-му, дикция - на движения челюстей и губ. Активная артикуляция - по существу гримаса, которая разрушает внешний облик певца. Кроме того, челюсть - кость. Она тяжелая. Гор-тань - хрящ. Он легкий. Каково гортани петь, когда над ней активно лязгают челюсти? И сколько времени она может это выдержать? Представьте себе Венеру, отвалившую ниж-нюю челюсть, или Аполлона, сделавшего "мопса". Как они будут выглядеть? Не лучше ли вспомнить образное народное выражение, звучащее похвалой певцу, - "нутром поет"? И не думайте, что петь нутром - значит петь особо выразительно. Нет!

Народ говорил как слышал: поет нутром, - значит, тело звучит как музыкальный инст-румент. Звучит дудка и звучит грудь. Они подвижны и активны. А "маска", "купол", "зу-бы" - неподвижная надстройка над тем, что поет. Поэтому думайте, что произносите слова все той же диафрагмой. И не насилуйте ее. Она все знает.

Достаточно только подумать о том, что она произносит слова, и потянуть сказанное. Протяжность расширит ваш диапазон, продемонстрирует ваш тембр и превратит речь в одну из разновидностей музыки - мелодию с текстом.

Музыка имеет три измерения - высоту, тембр и силу. Певец должен помогать голосо-вым складкам смыкаться, чтобы точной была высота каждой ноты, освобождать тембр от посторонних звуков. А вот о силе думать нельзя, форсировка ее не создаст. Надо думать о звонкости - звонкий голос хорошо летит в зал. Что касается диапазона, то очевидно, что на верхних нотах активно должны работать брюшной пресс и диафрагма, а на низких - грудные мышцы. У нас это делается конкретными движениями, которые тренируются "актерскими упражнениями" (см. главу третью, раздел "Заикание").

"ПОТЕРЯ" ГОЛОСА

У всех наших пациентов-певцов, жаловавшихся на короткий диапазон, слабость звука, быструю утомляемость от пения и разговора, сухость и боли в горле, певческие и фибро-матозные узелки, было мелкое ключичное или грудное перерасширенное и напряженное дыхание. Оноахэ и являлось главной причиной болезни.

Звучание - выдох, колеблющий голосовые складки. Следовательно, если в узких вер-хушках легких воздуха слишком много, ему тесно, и он стремится уйти во время звучаний такой широкой струей, что мешает голосовым связкам смыкаться. Он давит снизу на гор-тань так, что стремится вытолкнуть гортань с сомкнутыми голосовыми связками кверху. Замолчать певец, актер, да и просто человек, которому надо говорить, не может. Он про-должает петь или говорить на недосомкнутых или с трудом смыкающихся голосовых связках и в результате становится больным.

Идет к врачу. Бюллетень. Медикаменты. Советы беречь голос. Болезнь усугубляется страхом. А это плохой советчик. Человек ведет внутренний монолог непрерывно, иногда даже во сне. Он начинает напряженно думать о гортани и голосовых связках, а они напря-гаются в ответ на его мысли. Гортань и голосовые связки лишаются покоя. Они работают непрерывно и неправильно, потому что человек меньше всего думает, что голосовым связ-кам надо помогать смыкаться. Он боится встречных движений внутри тела, старается отк-рыть горло шире и, делая вдох, расправить плечи. От неверного звуковедения начинает расти узелок. Бюллетени все чаще и продолжительнее, и, если молчание и медикаменты не помогают, следует оперативное удаление узелка. Но как бы ни был искусен хирург, улучшение самочувствия и звука кратковременно, потому что дыхание и звуковедение ос-тались неверными. Возможно повторное возникновение узелка.

И снова оперативное удаление и в большинстве случаев предложение сменить профес-сию…

Надо не беречь голос, а сразу иначе организовать дыхание и звуковедение. Бюллетень надо использовать именно для этого. И он должен быть непродолжительным, чтобы певец не потерял уверенность в себе.

Первое, что я рекомендую и актерам, и певцам, - убрать избыток воздуха из верхней до-ли легких (упражнение "Обними плечи"). Тренируйте вдох, самый удобный для задержа-ния. Это создает воздушный резерв в основаниях легких и не допускает в гортань избыток воздуха. Петь и говорить сразу становится легче, настроение поднимается.

Затем делайте звуковые упражнения на тех же движениях, на каких делали вдохи (см. главу третью, раз дел "Заикание"). Диафрагма и брюшной пресс начинают активно рабо-тать во время звучания, и болевые ощущения (или узелок) постепенно исчезают. А когда вы тренировкой приучили их работать в помощь звуку, вы можете стоять, сидеть или ле-жать - как хотите. Они сработают по привычке. Но привычка требует подкрепления, по-этому дыхательные упражнения надо повторять. Кроме того, они являются массажем для голосовых связок и гортани, делают их сильнее и подвижнее.

Если во время пения в какой-то части тела у вас возникает неприятное ощущение, знай-те, там ошибка. Необходимо найти движение, которое это ощущение уберет (попробуйте в течение нескольких дней проделать полный комплекс стрельниковских упражнений). Это не значит, что напряжений во время профессионального пения нет. Есть! Обязательно есть! Но они приятны и создают высокий эмоциональный настрой.

Проверьте все сами. Спойте что-нибудь раза четыре подряд, чтобы не думать, что. вы еще "не распелись". А затем сделайте упражнение "Насос" 9 раз по 32 вдоха-движения, то есть выполните три "сотни" (см. главу вторую). И повторите ту же самую вещь. Вы почув-ствуете, что петь намного легче, и услышите, что голос звучит лучше. Дыхание, которое вы тренировали, продержится по инерции некоторое время.

Сделав мгновенный неслышный мягкий вдох ртом, практически не ощутимый внутри тела, "затаите" дыхание и пронесите этот вдох восемь шагов. Руки при этом движении будто прижимают к груди мяч. Затем "затаите" дыхание и пронесите вдох двенадцать ша-гов, шестнадцать шагов. Направляйте воздух в спину.

Тренируйте вдох на наклоне вперед. И на нем пойте, то есть говорите нараспев, думая о смысле слов и мелодии. Вскоре вы почувствуете, как чистые, сильные звуки буквально польются из вашего горла.

"Неужели все так просто?" - можете удивиться вы.

Нам ведь нередко внушают, что хорошо петь трудно и сложно, а плохо - легко и просто. На самом деле все наоборот: плохой певец поет трудно и сложно, а хороший - легко и просто!

Дыхательная гимнастика Стрельниковой помогла очень многим актерам и певцам. К ним относится и художественный руководитель Московского детского музыкально-дра-матического театра, заслуженный артист Российской Федерации Геннадий Чихачев.

"В конце 70-х годов, - вспоминает он, - судьба подарила мне встречу с удивительным человеком - Александрой Николаевной Стрельниковой. Встреча эта произошла в Теат-ральном училище им. Б. Щукина на занятиях по сценической речи. И она определила мою творческую жизнь. Дело в том, что с детства я часто болел ангиной - 6-8 раз в год. Были проблемы с голосовыми связками, с бронхами. И вот от Стрельниковой я узнаю, что эти проблемы могут быть решены, и довольно быстро. Надо только чуть-чуть приложить уси-лия. Я скептически выслушал Александру Николаевну: много докторов билось над моими болячками, а тут обещает помощь педагог по сценической речи.

Но оказалось, что гимнастика А.Н. Стрельниковой может делать чудеса. 20 лет прошло с тех пор, как я постиг азы ее гимнастики, и все это время и не вспоминал об ангине. По-этому и своих студентов я учу дыхательной гимнастике по Стрельниковой.

Люди наших профессий, театральных профессий, с благодарностью вспоминают Алек-сандру Николаевну и ее гимнастику. Методика Стрельниковой значительно укрепляет всю дыхательную систему, которая является основой основ актерской профессии. И не только актерской - всех профессий, связанных с голосом, - режиссера, учителя, полити-ка…"



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.210 (0.021 с.)