ТОП 10:

И. В. Ткаченко, О. Овчинникова, А. Д. Барышева



И. В. Ткаченко, О. Овчинникова, А. Д. Барышева

Всеобщая история в вопросах и ответах

 

 

«Ткаченко И., Барышева А., Овчинникова О. Всеобщая история в вопросах и ответах»: Проспект; 2005

ISBN 5-482-00441-4

Аннотация

 

Данное учебное пособие предназначено для студентов сдающих экзамен или зачет по дисциплине «Всеобщая история».

 

Оглавление

 

Глава 1 . Первобытное общество

1. Какие были периоды в истории развития человечества?

2. Каковы были жизнь и занятия первобытных людей?

3. Какие были этапы разложения первобытнообщинного строя?

Глава 2 . Государства Древнего Востока

1. Каковы были государства Ближнего и Среднего Востока (Древний Египет, государства Двуречья, Ассирия, Финикия)?

2. Какие были основные особенности древних государств Индии и Китая?

Глава 3 . Античная Греция

1. Как возникло Древне Греческое государство и каковы были периоды его становления?

2. Что представляла собой греческая община полис?

3. Какие войны вели между собой Греция и Персия?

4. Каковы были характерные особенности крупных полисов Греции: Афины и Спарты?

5. Как разворачивалась Пелопонесская война?

6. Какие страны завоевал Александр Македонский?

7. Какие были основные черты эпохи эллинизма?

8. В чем проявлялась уникальность культуры древней Греции?

Глава 4 . Античный Рим

1. Какие были периоды образования и развития древнеримского государства?

2. Какие были особенности возникновения Древнеримского государства?

3. Как римская республика стала самым развитым государством Средиземноморья?

4. Как Рим стал центром державы?

5. Как зарождалась Республика в Риме?

6. Как проходили Пунические войны?

7. В чем заключались основные черты Римской империи?

8. Чем отличалась культура Древнего Рима?

Глава 5 . Средневековье

1. Как представлена периодизация истории Средних веков?

2. Как выглядела политическая карта Европы в раннее Средневековье (конец V—середина ХI в.)?

3. Как образовалось средневековое Франкское государство?

4. Как проходили завоевания Карла Великого? В чем причины распада империи Карла Великого?

5. Как возникла Византийская империя? Каковы черты Византия в эпоху расцвета?

6. В чем уникальность Франции в IХ—ХI?

7. В чем специфика Италия в IХ—ХI вв.?

8. Что представляла собой Германия в IХ—ХI вв.?

9. В чем заключена специфика Англии в IХ—ХI вв?

10. Что представляли собой образование и культура в раннее Средневековье?

11. В чем специфика Европы в раннее Средневековье (середина XI – конец XV вв.)?

12. В чем заключалась суть крестовых походов (цели, участники, результаты)?

13. Каковы социально-экономические предпосылки возникновения городов?

14. В чем характерные черты Средневекового городского ремесла? Что представляли собой экономические основы и формы организации?

15. Как проходило образование централизованных государств в Западной Европе?

16. Что представляла собой Франция в ХI—ХV вв.?

17. В чем уникальность английского строя в ХI—ХV вв.?

18. Каковы черты феодальной раздробленности в Германия в ХI—ХV вв.?

19. Что представляла собой Италия в ХI—ХV вв.?

20. Как проходил образовательный и научные процессы в Средневековых университетах?

21. В чем специфика Европы в Позднее Средневековье (ХVI—ХVII вв.)?

22. Как возникли капиталистические отношения в Западной Европе?

23. Как проходили Великие географические открытия и колониальные захваты конца XV – начала XVI вв.?

24. К чему привела Реформация в Германии?

25. В чем итог Реформации в Англии?

26. В чем специфика Реформации во Франции?

27. В чем заключалась гуманистическая идеология эпохи Возрождения, ее основные черты и социальные истоки?

28. Какова культура Возрождения в Италии, (ее важнейшие достижения в области культуры и искусства)?

29. Как развивалась литературы и искусства в эпоху развитого Средневековья?

30. Какую роль играла христианская церковь в Средние века? В чем суть идейных основ средневекового христианства?

Глава 1

Первобытное общество

 

Глава 2

Глава 3

Античная Греция

 

Глава 4

Античный Рим

 

1. Какие были периоды образования и развития древнеримского государства?

 

В середине II в. до н. э. среди рабовладельческих держав средиземноморского мира господствующее положение занимает мощное государство, сложившееся в Италии, ― Римская республика. Подчинив своей власти народности и племена Апеннинского полуострова, Римская республика после ожесточенной борьбы сломила сопротивление конкурировавших противников и к середине II в. до н. э. сделалась наиболее сильным из средиземноморских государств. В последующее время (в I в. до н. э. ― II в. до н. э.) римские рабовладельцы подчинили всю северную Африку, значительную часть Европы и страны передней Азии, создав огромную державу, просуществовавшую около 500 лет .

История Древнего Рима в социально-экономическом и политическом отношении может быть разделена на следующие периоды:

1) период раннерабовладельческих отношений (VIII―II вв. до н. э.) К этим векам относятся «царский период» (VI в. до н. э.) и ранняя Римская республика (V―IV вв. до н. э.);

2) период наивысшего расцвета рабовладельческого способа производства, рабовладельческой общественно-экономической формации. Первый период классического рабства (II―I вв. до н. э.) совпадает с эпохой поздней Римской республики и гражданских войн; второй (I―II вв. н. э.) ― период ранней империи, или так называемого принципата;

3) период общего кризиса рабовладельческого способа производства и политического кризиса Римской империи (III в. н. э.);

4) углубление кризиса рабовладельческого способа производств (IV―V вв. н. э.). Поздняя империя. Доминат. Гибель Западной Римской империи.

В Римском государстве рабовладение достигло наиболее полного развития. Однако с течением времени рабовладельческая экономика, а вместе с ней и общественные отношения, базировавшиеся на системе рабства, изжили себя, что повлекло за собой ослабление и распад огромной Римской державы и гибель древней средиземноморской, так называемой античной, цивилизации.

 

Глава 5

Средневековье

 

Глава 6

В чем специфика Китая?

 

Во всемирном масштабе период раннего феодализма закончился в VII–XI вв. Разные страны вступили в период развитого феодализма не в одно и то же время: страны Азии в более раннее время, некоторые страны Европы – в более позднее. В Китае период развития феодализма начался в VIII в.

Правление императора Сюаньцзуна явилось временем расцвета Таинской империи. Перепись 754 г. показала наличие в стране 9610 тыс. дворов, или 52 880 тыс. человек облагаемого налогом населения. Государство также получало доходы от продажи соли и чая, от добычи железа, олова, меди, серебра, в виде различных торговых пошлин и сборов. Быстрое развитие горного дела, ремесла и торговли создавало многочисленный слой зажиточных ремесленников-мастеров и богачей-купцов. Высокого уровня достигли литература и искусство.

Но в то же время появились признаки наступающего кризиса экономического и политического характера, на основе которого росла Таинская империя. Сущность этого кризиса состояла в отмирании государственной надельной системы и в развитии поместного хозяйства феодалов.

Закон говорил, что землю нельзя ни продавать, ни закладывать, потому что она является государственной собственностью. Но следили за выполнением этого закона местные чиновники, а они часто стремились к обратному, т. е. к тому, чтобы такие запреты не действовали. Наряду с феодальным землевладением широкое распространение в Китае получило землевладение, представленное категорией земель, «присвоенных по титулу».

В Китае общественное разделение труда все время прогрессировало. Развитие китайских городов Таинской империи демонстрирует, что многие из них возникали и развивались уже как ремесленные и торговые центры. Это свидетельствовало о росте товарного производства, обмена и торговли. Значительно усилилось имущественное расслоение в общине.

Упадок государственной собственности на земли привел к ослаблению централизации.

Значительный рост слоя потребителей городских товаров в лице феодалов, а также в лице крестьян способствовал дальнейшему развитию ремесла и торговли. Возникали новые города. Основной толчок развитию торговли был дан развитием торгового кредита. В это время появились векселя, или, как их тогда называли, «летающие деньги». Значительную роль играли ростовщические операции. Особенно большие доходы давала монополия на соль.

Новые социально-экономические условия жизни общества накладывали свой отпечаток на общественную жизнь и литературу страны. В это время своего расцвета достигает публицистика. Ярчайшим ее представителем был Хань Юй (768–823). Его перу принадлежат многочисленные статьи, послания, предисловия к различным сочинениям и т. д. При своем рассмотрении взаимоотношений между природой и человеком Хань Юй помещал человека в общий ряд всего существующего в мире, принципиально не отделял его от природы. Главный его философский трактат – «О человеке». Именно в человеке он видел не только личность, но и основу всей общественной жизни.

Непрерывная борьба внутри империи, которая тянулась два столетия (с 60-х гг. VIII в. по 60-е гг. X в.), переход к новым формам феодальной собственности привели к усилению политической раздробленности страны.

Самым ярким выражением обострения классовых противоречий явилось в это время мощное крестьянское восстание 875–884 гг., которое вошло в историю под названием «восстание Хуан Чао».

Даже несмотря на раздробленность страны, которая наступила после падения Таинской династии, все же в государственном строе Китая сохранялись элементы централизации, делавшие политическое единство более прочным, чем в государствах Европы этого периода.

С момента возникновения история Сунской империи была историей непрерывной борьбы за сохранение китайской территории. На первых порах наибольшую опасность представляли кидани, которые, захватив часть Северного Китая, непрерывно организовывали новые походы на Китай.

На западной границе империи существовала новая опасность. С 30-х гг. XI в. усиливается тангутское государство, именовавшееся Си-Ся. В 1044 г. с тангутами был заключен мир.

Существование Сунской империи ознаменовано культурным расцветом страны. Особенно это заметно в области просвещения. Главными очагами образования стали не правительственные школы, а частные (шуюань).

В обстановке оживленной городской жизни широкое распространение получило книгопечатание, что в свою очередь способствовало распространению просвещения.

В X в. в Китае появился компас.

В XI–XII вв. отличительной чертой прогрессивной общественной мысли был большой интерес к человеческой личности, что было характерно для позднетанской эпохи.

Расцвет философской мысли Китая в XI–XII вв. Среди крупнейших мыслителей Чжоу Дун-и, Чжу Си. Они создали новое направление в философии, именуемое в китайской литературе «неоконфуцианством». Здесь мы находим элементы диалектического и стихийно материалистического подхода к бытию.

В истории китайского искусства в целом сунская школа живописи занимает выдающееся место. Любимыми темами художников в это время являлись пейзажи, животные, а также птицы, цветы. Ярким представителем этой школы был художник Чжао Цзи.

Новый жанр – народная повесть – был создан народными рассказчиками, первые сообщения о которых восходят еще к IX в. В сунских столицах таких рассказчиков появлялось все больше и больше, а их искусство пользовалось популярностью. Их приглашали даже в императорские дворцы.

 

Глава 7

Пути объединения Германии?

 

По решению Венского конгресса вместо Священной Римской империи германской нации был создан Германский союз, в который входили 35 суверенных монархий и 4 вольных города. Сильнейшими его членами были Австрия и Пруссия, соперничавшие между собой за лидерство в Союзе, а в будущем и за лидерство в едином германском государстве.

Вопрос об объединении страны становился главным в жизни немцев. Решить этот вопрос революционным путем в Германии в первой половине ХIХ в. не удалось.

Вопрос об объединении Германии оставался главным и во второй половине ХIХ в. После поражения революции реальным становился путь объединения, в котором ведущую роль играла прусская монархия. Но этот путь отстаивала и австрийская монархия. Соперничество приводило к военным конфликтам и даже войнам, победителем из которых вышла Пруссия.

В 1860-е гг. к управлению Пруссией приходят новые люди. После смерти Фридриха Вильгельма IV королем в 1861 г. становится его брат Вильгельм I.

Он превыше всего ценил величие Пруссии и для его поддержания стремился иметь сильную армию. Король считал, что объединение страны может произойти только вооруженным путем. Для решения этой задачи король нуждался в сильном канцлере, которым становится в 1862 г. опытный политический деятель Отто фон Бисмарк.

Сильнейшим катализатором объединительных процессов в Германии стала франко-прусская война, закончившаяся поражением Франции и объединением Германии. Еще не был подписан мирный договор с Францией, но уже 18 января 1871 г. в Зеркальном зале Версальского дворца была торжественно провозглашена Германская империя. Прусский король Вильгельм стал императором (кайзером) объединенной страны.

В новое государство вошли 22 монархии, сохранившие свою автономию, 3 вольных города – Гамбург, Бремен и Любек. Пруссия составляла 2/3 Германской империи.

Весной 1871 г. первый имперский рейхстаг принял конституцию, закреплявшую руководящую роль Пруссии в империи.

Период с 1871 по 1878 гг. был временем активного обустройства жизни страны в новых условиях. Создавалось единое управление инфраструктурой страны, проводились реформы по модернизации ее экономики. Империя после разгрома Франции получила Эльзас и часть Лотарингии – земли, которые давали возможность развивать тяжелую промышленность. Кроме того, германские предприниматели успешно использовали опыт модернизации других стран, внедряли передовую технологию и новейшие научные достижения. Страна, находясь в окружении Франции и России, продолжала курс на милитаризацию. Германская империя становилась мощной индустриальной державой. Она быстро увеличивала свой удельный вес в формирующейся системе мирового хозяйства.

Важную роль в консолидации нового государства имела партийная система страны. Именно ее составные компоненты позволили самым различным социальным силам почувствовать свою сопричастность к политическим объединительным процессам. Политические силы активно помогали канцлеру цементировать устои нового государства. Но стремление рейхсканцлера Бисмарка к унификации всей Германии по образцу и подобию Пруссии породило ряд внутриполитических конфликтов.

По мере нарастания темпов индустриализации набирало размах и рабочее движение. С середины 1870-х гг. в нем достаточно быстро начинает расти влияние рабочих партий. В 1875 г. разрозненные рабочие партии объединились в единую социал-демократическую партию Германии (СДПГ). Влияние этой партии, ставившей цель создание «свободного народного государства», росло. Бисмарк с переменным успехом вел борьбу с оппозиционерами, в то же время пытался осуществлять и социальные реформы, которые могли предотвратить радикализацию левых сил.

Стратегические планы Бисмарка прервала смерть императора Вильгельма I. В 1890 г. Бисмарк ушел в отставку.

Новые политики, пришедшие на смену Бисмарку, начинают тесно увязывать перспективы прогресса своей страны с экспансией, с борьбой за лидерство уже не просто в европейском, а мировом масштабе. В пропаганде данных идей большую роль играл Пангерманский союз. Его работе покровительствовал сам император.

 

Как развивалась наука?

 

ХIХ – начало ХХ в. – особое время в развитии науки. Великие открытия следовали одно за другим.

Процесс индустриализации требовал активизации научной работы. В то же время технический прогресс позволил создавать необходимые для научных исследований приборы.

Главная особенность естественно-научных открытий ХIХ в. заключалась в том, что они коренным образом меняли устоявшиеся представления о строении материи, пространстве, времени, движении, о развитии живой природы, о месте человека в природе, о происхождении жизни на Земле.

В ряду великих открытий века стоит открытие электромагнетизма, совершенное М. Фарадеем. Это открытие позволило приступить к созданию электродвигателя.

Настоящей сенсацией стало открытие Д. К. Максвелла. Он разработал электромагнитную теорию света, обобщившую результаты опытов и теоретических построений многих ученых в области электромагнетизма, термодинамики и света. Теория Максвелла была изложена им в 1873 г., а в 1883 г. немецкий инженер Г. Герц подтвердил существование электромагнитных волн. На основе этих открытий были созданы телеграф и радио.

Электромагнитную теорию продолжал разрабатывать голландский физик Х. А. Лоренц, он пытался ее объяснить с точки зрения атомного строения вещества. В 1891 г. английский ученый Дж. Стоней пришел к выводу, что атом не является неделимым, а состоит из электронов. Так постепенно формировалась новая картина мира, которая существует и сегодня.

В конце ХIХ в. в Германии физик В. К. Рентген открыл невидимые лучи, названные им Х-лучами. Великое открытие сразу же получило практическое применение в медицине – на его основе был создан рентгеновский аппарат. Рентгену, первому среди физиков, была присуждена Нобелевская премия.

Явление радиоактивности изучала целая группа ученых, в числе которых были А. Беккерель, П. Кюри и М. Склодовская-Кюри, Э. Резерфорд, Н. Бор. Эта группа ученых создала учение о сложном строении атома. Открытие радиоактивности открыло дорогу в мир микрочастиц.

Переворот в естествознании произвело и учение Ч. Дарвина об эволюции в живой природе. Исследования Л. Пастера в области микробиологии послужили основой для учения об иммунитете. Большой вклад в развитие медицины внесли Ж. Корвизар. Р. Лаэннек, Р. Кох.

Бурное развитие индустриализации меняло систему образования, его организацию. Главной в этом деле выступала задача расширения доступности образования. В ХIХ в. в европейских государствах и США в деле школьного образования были проведены реформы. Начальное образование становилось общеобязательным, оно обретало светский характер. Не оставались без внимания проблемы создания средних школ. Большое влияние на формирование средней школы оказал Д. Дьюи, ставший наиболее известным американским педагогом и философом конца ХIХ в.

Новые процессы, происходившие под влиянием индустриализации, осмысливались и на философском уровне.

Наибольшим влиянием на Западе пользовались либеральные идеи. Своими корнями либерализм, как, впрочем, и большая часть других идеологических концепций, уходит в эпоху Просвещения. В ХIХ в. идеи просветителей получили дальнейшее развитие. Виднейшими представителями этого учения в этот период времени были Д. Бентам, Д. Милль, Г. Спенсер, которые отстаивали приоритетность прав индивида. Либералы были последовательными сторонниками идеи общественного прогресса. История рассматривалась ими как непрерывное поступательное движение к более совершенным формам организации общества.

Радикальной реакцией на бурное развитие буржуазных отношений стало марксистское учение, которое исходило из того, что капиталистические отношения ведут к антагонистическим противоречиям, которые неизбежно приведут к ликвидации капитализма и установлению социализма. Сторонники марксизма являлись поборниками революционного способа реализации идеи общественного прогресса.

Определенным влиянием в странах Запада пользовались теоретики консерватизма. Видным представителем этой концепции является Э. Бэрк. Консерваторы выступали за сохранение традиционных ценностей, без которых общество могло деградировать.

 

Глава 8

Глава 9

Как возник фашизм в Италии?

 

Родиной фашизма была Италия. Он возник на итальянской земле в трудные послевоенные годы и являлся порождением и отражением сложных и болезненных процессов, которые происходили тогда в этой стране. Фашистские организации стали возникать в Италии с весны 1919 г. Лидером этого движения стал Бенито Муссолини, бывший социалист, исключенный из партии в 1914 г. за несогласие с ее антивоенной платформой. Вплоть до 1921 г. это было именно движение, а не политическая партия. Четкой программы у его участников еще не было. Они эксплуатировали те эмоции, которые господствовали тогда в итальянском обществе, – разочарование и недовольство. А отсюда и жажда перемен, которые и обещали фашисты.

В многочисленных выступлениях Муссолини щедро звучали обещания обеспечить величие нации, ожесточенной критике подвергались собственное правительство и демократия в целом за ее неспособность отстаивать интересы нации.

Фашистские организации не только вели пропаганду своих идей, они создавали «отряды самообороны», которые обычно называли чернорубашечниками. Их использовали для запугивания противников фашистов. Яростный антикоммунизм фашистов стал привлекать к ним симпатии власть имущих, всерьез обеспокоенных ростом влияния левых сил. Используя политическую нестабильность, характерную для Италии начала 1920-х гг., фашисты стали откровенно претендовать на власть, утверждая, что только они способны восстановить в стране порядок. С этой целью они в 1921 г. преобразовали свое движение в партию.

В конце 1922 г. фашисты предъявили правительству требования относительно предоставления им ряда ключевых административных постов и заявили, что в случае отказа начнут массовый поход своих сторонников на Рим. Ситуация накалилась до предела. Правительство подало в отставку, так как король Виктор Эммануил Ш отказался подписать указ о введении в стране чрезвычайного положения.

Вместо этого он пригласил Муссолини в Рим и предложил ему возглавить правительство. 30 ноября 1922 г. участники фашистского марша на Рим вступили в столицу, и в тот же день Муссолини возглавил правительство, которое поначалу носило коалиционный характер.

Правительство Б. Муссолини сразу же начало расширять собственные полномочия. В 1923 г. была проведена избирательная реформа, выгодная правящей партии. В Большом фашистском совете, которым руководил Б. Муссолини, осуществлялась разработка законодательных инициатив. Фашистские вооруженные отряды (чернорубашечники) приобрели статус государственного института, подчиненного лично Муссолини.

С 1923 г. началось преследование инакомыслящих. Не согласных с политикой фашистской партии увольняли с работы.

Одним из самых популярных критиков фашизма был депутат парламента, известный журналист Джакомо Маттеотти. Он был убит фашистскими наемниками. Это событие всколыхнуло всю Италию. По всей стране прокатилась волна массовых выступлений с требованием отставки правительства и наказания убийц. Но антифашистским силам не удалось создать крепкий блок сопротивления фашизму. Это позволило Б. Муссолини взять реванш. В 1926 г. была принята серия законов, запрещавших всякую легальную антифашистскую деятельность: все партии, кроме фашистской, подлежали роспуску, закрывались оппозиционные газеты, были арестованы видные представители антифашистского движения. В 1928 г. высшая законодательная власть была окончательно передана Большому фашистскому совету.

Экономический кризис 1929–1933 гг. затронул и Италию. Во многих ведущих западных странах укреплялись государственные рычаги воздействия на экономическую жизнь страны. В Италии фашистская диктатура предложила свои методы решения данной проблемы. Основным институтом государственного регулирования стали производственные корпорации, с помощью которых планировалось не только осуществлять регулирование экономики, они должны были также олицетворять «монолитное единение» нации.

В дальнейшем Муссолини стал склоняться к мысли о необходимости активизации внешней экспансии, в которой он видел шанс на преодоление внутренних трудностей.

 

Глава 10

Список использованной литературы

 

1. Алексеев В. С., Трифонова Н. О. История средних веков.

2. Беккер К. Ф. История древнего мира. М.: Олма-Пресс, 2001.

3. Виллер Р. Ю. История древнего мира. М.: Республика, 1999.

4. Всемирная история: Учебник для вузов / Под ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. М., 1997.

5. Глауков И. Д. Древний мир. М.: Центрполиграф, 1998.

6. Евдокимова А. А. История раннего нового времени. Эпоха Реформации. Ростов-на-Дону, 2004.

7. История древнего мира / Под ред. О. Ф. Дьконова. М.: Наука, 1989.

8. История новейшего времени стран Европы и Америки: 1945–1990 гг.: Учебное пособие / Под ред. Е. Ф. Яськова. М., 1993.

9. История средних веков: Учебник: В 2 т. / Под ред. С. Д. Сказкина. М., 1977.

10. Культурология: Учебное пособие / Под ред. А. А. Радугина. М., 2000.

11. Латышев В. В. Очерки греческих философов / Под ред. Е. В. Никитюк. СПб.: Алитейя, 1997.

12. Маныкин А. Н. Новая и новейшая история стран Западной Европы и Америки. М., 2004.

13. Мир в ХХ веке: Учебник для 10–11 кл. общеобразовательных учреждений. М., 1997.

14. Ястребицкая А. Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке: Учебное пособие. М., 1995.

 

 

И. В. Ткаченко, О. Овчинникова, А. Д. Барышева







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.189.171 (0.026 с.)