Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Состав доходов и расходов бюджета.
Доходы бюджетов — это денежные средства, поступающие в бюджет, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицитов бюджетов (ст. 6 БК). Структура доходов бюджетов бюджетной системы РФ закреплена в бюджетном законодательстве (раздел 2 БК РФ). Доходы бюджетов подразделяются на три вида: 1. налоговые доходы; 2. неналоговые доходы; 3. безвозмездные поступления (ст. 41 БК). Налоговые доходы — это федеральные, региональные и местные налоги и сборы, перечень которых определен в ст. 13—15 НК, а также налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами. Кроме того, к налоговым доходам относятся пени и штрафы, предусмотренные налоговым законодательством. В БК дан перечень налоговых доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, бюджетов поселений, муниципальных районов и городских округов (ст. 50, 56, 61, 62). Неналоговыми доходами являются следующие шесть групп доходов: 1. доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; 2. доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; 3. доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями; 4. средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерацией, субъектам РФ и муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; 5. средства самообложения граждан; 6. иные неналоговые доходы. Безвозмездные поступления включают в себя: 1. дотации и субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ; 2. субвенции из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ; 3. иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ; 4. безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования (п. 4 ст. 41 БК). Вышеназванные доходы бюджетов ежегодно отражаются в федеральном законе о федеральном бюджете на финансовый год, в законах субъектов РФ и решениях представительных органов муниципальных образований о бюджетах на финансовый год.
С практической точки зрения очень важен момент зачисления доходов в бюджет. Денежные средства считаются зачисленными в бюджет с момента совершения ЦБ РФ или кредитной организацией операций по зачислению (учету денежных средств на счете органа, исполняющего бюджет, — п. 2 ст. 40 БК). При этом надо иметь в виду, что момент зачисления доходов в бюджет не совпадает с моментом уплаты доходов в бюджет. Налоговые доходы считаются уплаченными в бюджет с момента передачи в банк поручения на уплату налога (при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика), а при уплате налога наличными деньгами — с момента внесения денежной суммы в банк и т.д. (ст. 45 НК). Неналоговые доходы и иные поступления считаются уплаченными в бюджет с момента списания денежных средств со счета плательщика в кредитной организации (п. 1 ст. 40 БК). Центральное место в системе доходов любого бюджета бюджетной системы занимают налоговые доходы. Налоговые доходы разграничиваются между бюджетами различных уровней бюджетной системы в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством. Большинство доходов, поступающих в бюджеты различных уровней бюджетной системы РФ, являются их собственными доходами (ст. 47 БК). Собственные доходы включают практически все виды доходов бюджета каждого уровня бюджетной системы, за исключением такого вида безвозвратных поступлений, как субвенции (ст. 47 БК). БК не дает понятия «собственные доходы бюджета». Между тем функциональный анализ собственных доходов бюджетов и их сравнение с субвенциями из фондов компенсаций позволяет утверждать, что содержание этого понятия принципиально изменилось в сравнении с тем, которое имело место ранее (см. постановление Государственной Думы от 18.11.2003 № 4522-III ГД «О проекте федерального закона № 364850-3 "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений"»). Теоретически доходы бюджетов можно подразделить на собственные и несобственные, относя к числу последних только субвенции из фондов компенсаций, сформированных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов РФ.
Собственными являются доходы бюджетов, которые обеспечивают осуществление расходных обязательств Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, принятых в пределах их собственных полномочий. Иначе говоря, собственные доходы бюджета субъекта РФ — те, которые обеспечивают расходные обязательства субъекта РФ, им же установленные в соответствующих нормативных актах, а собственные доходы местного бюджета — те, которые обеспечивают расходные обязательства соответствующего местного бюджета, им же установленные в соответствующих нормативных актах. К несобственным относятся доходы, которые обеспечивают расходные обязательства субъектов РФ, муниципальных образований в пределах полномочий, делегированных им другими уровнями власти. Иначе говоря, несобственные доходы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов поступают соответственно из федерального и регионального фондов компенсаций для реализации субъектом РФ и муниципальным образованием «делегированных полномочий». Например, согласно Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» к числу полномочий, делегированных Российской Федерацией субъектам РФ, относятся полномочия по финансированию законов, принятых Российской Федерацией, среди которых: Федеральные законы от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и др.
Нефтегазовые доходы федерального бюджета. В современных условиях налоги и таможенные пошлины, уплачиваемые субъектами хозяйствования в связи с производством и реализацией нефти, газа и продуктов их переработки, выделяются в отдельную группу — «нефтегазовые доходы». Нефтегазовые доходы поступают только в федеральный бюджет. К их числу относятся: — налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья; — вывозные таможенные пошлины на нефть сырую; — вывозные таможенные пошлины на газ природный; — вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти. Нефтегазовые доходы федерального бюджета использутся: — для финансового обеспечения нефтегазового трансферта; — для формирования Резервного фонда; — для формирования Фонда национального благосостояния. Нефтегазовый трансферт служит для финансирования нефтегазового дефицита федерального бюджета. Нефтегазовый дефицит федерального бюджета представляет собой разницу между объемом доходов федерального бюджета и объемом расходов федерального бюджета. При этом из объема доходов федерального бюджета вычетаются нефтегазовые доходы федерального бюджета и доходы от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Величина нефтегазового трансферта на соответствующий финансовый год утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Резервный фонд — это часть средств федерального бюджета, основное назначение которого — пополнить нефтегазовый трансферт в случае его недостаточности. Иначе говоря, Резервный фонд выполняет обеспечительную функцию.
Рефервный фонд формируется за счет: — нефтегазовых доходов; — доходов от управления средствами Резервного фонда. В ряде случаев федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период может быть предусмотрено использование средств Резервного фонда на досрочное погашение государственного внешнего долга РФ. Фонд национального благосостояния — это часть средств федерального бюджета. Он формируется за счет: — нефтегазовых доходов федерального бюджета; — доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния. Управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляется Минфином России. Целью управления средствами Резервного фонда является обеспечение сохранности средств этого фонда. Средства Резервного фонда могут размещаться: — в иностранную валюту; — в долговые обязательства иностранных государств; — в долговые обязательства международных финансовых организаций; — в депозиты в иностранных банках и кредитных организациях. Расходы являются составной частью всякого бюджета как финансового плана. Кроме того, они отражаются в законе (решении) о бюджете на финансовый год. Расходы бюджетов — это денежные средства, выплачиваемые из бюджета (ст. 6 БК). Расходы бюджетов многообразны. Они подразделяются прежде всего по функциональному назначению: на народное хозяйство, на социально-культурные мероприятия, оборону страны, содержание аппарата государственного управления, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, на обслуживание государственного долга и др. Расходы бюджетов при составлении бюджетов формируются исходя из уже существующих расходных обязательств. Федеральный бюджет формируется исходя из расходных обязательств Российской Федерации, бюджет субъектов РФ — исходя из расходных обязательств субъектов РФ, а бюджет муниципальных образований — исходя из расходных обязательств муниципальных образований. Расходные обязательства — это обязанности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований предоставить средства соответствующего бюджета физическим и юридическим лицам, органам государственной власти и местного самоуправления и т.д. согласно законам, иным нормативным правовым актам, договорам и соглашениям (ст. 6 БК).
Расходное обязательство предполагает, что между Российской Федерацией (субъектом РФ или муниципальным образованием) и субъектом — получателем средств соответствующего бюджета возникает материальное правоотношение, где у Российской Федерации есть обязанность предоставить средства бюджета, а у субъекта-получателя — право требовать предоставления этих средств. Основания расходных обязательств Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований по отдельным группам даны в ст. 84—86 БК. В настоящее время БК указывает определенные разновидности расходных обязательств. Сюда относятся публичные обязательства и публичные нормативные обязательства (ст. 6 БК). Публичные обязательства — это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации). Отличительной особенностью публичного обязательства является в первую то, что оно может быть предусмотрено лишь в законе или ином нормативном акте (соответственно, не может определяться договором или соглашением). Публичные нормативные обязательства — это публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации, за некоторыми исключениями. Публичные нормативные обязательства являются разновидностью публичных обязательств. Их особенность заключается в том, что управомоченным лицом здесь всегда является физическое лицо. Таким образом, отношения, связанные с осуществлением бюджетных расходов, имеют обязательственный характер и получили название расходных обязательств и бюджетных обязательств (денежных обязательств). Для характеристики расходных обязательств, подлежащих исполнению в конкретном финансовом году, БК использует понятие бюджетного обязательства. В соответствии со ст. 6 БК бюджетное обязательство — это расходное обязательство, подлежащее исполнению в соответствующем финансовом году. Возможность исполнения обеспечивается включением в закон (решение) о бюджете бюджетных ассигнований на финансирование соответствующего расходного обязательства. При этом важно учитывать, что расходное обязательство существует не в силу того, что в бюджете предусмотрены средства на его финансирование, а в силу соответствующего закона, иного нормативного акта, договора или соглашения, которым оно предусмотрено. Бюджетное же обязательство служит лишь целям бюджетного планирования, учета бюджетных ассигнований на финансирование расходных обязательств в законе (решении) о бюджете.
Для фактического исполнения бюджетного обязательства необходимо создать определенные условия. Дело в том, что реально выделение бюджетных средств в рамках бюджетных обязательств обеспечивается получателями бюджетных средств. Соответственно бюджетное законодательство регулирует процесс выделения средств получателям бюджетных средств для их дальнейшего использования в целях исполнения бюджетных обязательств. По сути, это отношения между главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств. В рамках указанных отношений образуются денежные обязательства, под которыми понимаются обязанности получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения. Именно денежные обязательства лежат в основе реального выделения средств из бюджетов их конечным получателям (субъектам соответствующих расходных обязательств). По замыслу авторов изменений в БК понятия «бюджетные обязательства» и «денежные обязательства» характеризуют разные этапы исполнения расходных обязательств. Бюджетные обязательства — объем расходных обязательств в соответствующем финансовом году, денежные обязательства — «подтвержденные» (подлежащие оплате) обязательства, являющиеся основанием для осуществления расходов бюджета. Таким образом, бюджетное право всесторонне и комплексно обеспечивает реализацию расходных обязательств. Оно создает условия для учета расходных обязательств при составлении закона (решения) о бюджете. Кроме того, именно в рамках бюджетного права обеспечивается создание условия для реального предоставления бюджетных средств их конечным адресатам (кредиторам в расходном обязательстве). Расходные обязательства весьма многочисленны и разнообразны. В то же время все они могут быть сгруппированы в определенные разновидности. Бюджетное законодательство призвано обеспечивать реализацию расходных обязательств. В связи с этим именно в нем содержится их определенная группировка. Наиболее крупными блоками расходных обязательств являются следующие: 1) общегосударственные вопросы; 2) национальная оборона; 3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность; 4) национальная экономика; 5) жилищно-коммунальное хозяйство; 6) охрана окружающей среды; 7) образование; 8) культура, кинематография, средства массовой информации; 9) здравоохранение, физическая культура и спорт; 10) социальная политика; 11) межбюджетные трансферты. Вышеназванные разновидности обозначены в БК как разделы классификации расходов бюджетов (ст. 21 БК). Они отражают направление финансовых ресурсов на выполнение основных функций государства и муниципальных образований. Важно понимать, что расходные обязательства и расходы бюджета — это не одно и то же. Расходные обязательства должны быть учтены при составлении бюджета. Для этого органы государственной власти и местного самоуправления обязаны вести реестры расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств соответствующих бюджетов (ст. 87 БК). После утверждения бюджетов все включенные в бюджет и закон (решение) о бюджете расходные обязательства составляют расходы бюджета, которые реализуются в рамках бюджетных обязательств. Последние представляют собой расходные обязательства, исполнение которых предусмотрено законом (решением) о бюджете на соответствующий год (ст. 6 БК) Расходы, заложенные в бюджет и закон (решение) о бюджете (бюджетные обязательства), создают надлежащие условия для реализации норм, закрепленных в иных законах, изданных до принятия закона (решения) о бюджете и предусматривающих расходные обязательства государства или муниципальных образований. Расходы бюджетов осуществляются в форме бюджетных ассигнований, предусмотренных в ст. 69 БК. Виды бюджетных ассигнований многообразны.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.228.35 (0.029 с.) |