Рассмотрение и утверждение бюджетов и актов о бюджете 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рассмотрение и утверждение бюджетов и актов о бюджете



Рассмотрение и утверждение бюджетов и актов о бюджете представляет собой самостоятельное бюджетно-процессуальное производство и одновременно вторую стадию бюджетного процесса. Здесь составленный проект бюджета становится обя­зательным финансовым планом соответствующей территории на очередной финансовый год и плановый период, а проект акта о бюджете приобретает силу нормативного акта.

Данная стадия бюджетного процесса по своему характеру представляет собой законотворческий процесс. Здесь реали­зуются суверенные (исключительные) права общественно - территориальных образований на утверждение бюджетов.

Процесс утверждения бюджетов и актов о бюджете яв­ляется предметом регулирования финансового права. При рассмотрении и утверждении бюджетов и актов о бюджете общественно-территориальные образования, действующие через соответствующие представительные органы, осуще­ствляют в определенной мере реализацию права государ­ственной или муниципальной собственности на бюджет­ные средства. Они вырабатывают волю на осуществление в дальнейшем правомочий собственника.

БК детально регулирует процесс рассмотрения и утвержде­ния федерального бюджета и закона о нем. Порядок утверж­дение бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов и актов об этих бюджетах регулируется нормативными актами субъ­ектов РФ и муниципальных образований соответственно. Однако БК содержит единые для всех бюджетов бюджетной системы требования к составу утверждаемых законом (реше­нием) о бюджете показателей, а также представляемым одно­временно с проектом бюджета документам и материалам.

БК применительно к федеральному бюджету подробно определяет порядок и сроки рассмотрения и утверждения, а также последствия отклонения бюджета.

Проект федерального закона о федеральном бюджете должен быть внесен в Государственную Думу не позднее 1 октября текущего года.

Рассмотрению бюджета предшествуют определенные предварительные процедуры. Первоначально решается вопрос о принятии закона к рассмотрению. На этом этапе проверяется соблюдение формальных требований к законопро­екту (ст. 194 БК). Далее осуществляются подготовительные процедуры, в рамках которых принятый к рассмотрению закон направляется различным субъектам права законо­дательной инициативы, в соответствующие комитеты для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную па­лату РФ на заключение (ст. 195 БК).

После этого начинается непосредственное рассмотрение федерального бюджета в чтениях. В настоящее время Го­сударственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете в трех чтениях, в течение 60 дней.

В первом чтении обсуждается концепция бюджета, про­гноз социально-экономического развития и основные на­правления бюджетной и налоговой политики. Указанные материалы носят информационный характер. Непосредст­венным предметом первого чтения являются основные ха­рактеристики федерального бюджета (п. 2 ст. 199 БК).

При рассмотрении бюджета в первом чтении Государ­ственная Дума может либо согласиться с представленным проектом и принять его либо отклонить.

В случае отклонения федерального бюджета в первом чтении БК предусматривает три варианта дальнейшего раз­вития событий:

а) передача законопроекта в согласительную комиссию. В ее состав входят представители Правительства РФ, Го­сударственной Думы и Совета Федерации. Решения в со­гласительной комиссии принимаются в два этапа. Внача­ле голосуют участники каждой стороны в отдельности. На этом этапе принятым считается то решение, за которое про­голосовало большинство участников соответствующей сто­роны. На втором этапе голосование осуществляется сторо­нами комиссии в целом, т.е. одна сторона имеет один голос. Принятым здесь считается лишь то решение, которое было поддержано сторонами единогласно;

б) возвращение законопроекта в Правительство РФ на доработку. В этом случае Правительство РФ в течение 20 дней дорабатывает указанный законопроект с учетом предложений и рекомендаций и вносит доработанный за­конопроект на повторное рассмотрение Государственной Думы в первом чтении;

в) постановка вопроса о доверии Правительству РФ. В случае отставки Правительства РФ в связи с отклонени­ем проекта федерального закона о федеральном бюджете вновь сформированное Правительство РФ представляет новый вариант проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 30 дней после сформирования.

При рассмотрении Государственной Думой проекта фе­дерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год во втором чтении утверждаются бюд­жетные ассигнования по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов, распределение межбюджетных трансфертов, программы предоставления государственных кредитов и государственных гарантий, а также иные пока­затели и приложения (ст. 205 БК). БК не предусматривает возможности отклонения проек­та федерального закона о федеральном бюджете во втором чтении. В то же время здесь предусмотрена возможность внесения в него поправок (п. 3—5 ст. 205 БК). Следователь­но, при несогласии Государственной Думы с отдельными положениями бюджета она должна внести соответству­ющие поправки, не отклоняя при этом законопроект.

При рассмотрении проекта федерального закона о феде­ральном бюджете в третьем чтении утверждается ведомст­венная структура расходов. При этом законопроект выносится на голосование в целом.

Принятый проект федерального закона о федеральном бюджете передается в Совет Федерации для одобрения. Со­гласно ст. 106 Конституции РФ Совет Федерации обязан рассмотреть данный законопроект. В случае отклонения бюджета Советом Федерации предусмотрено образование согласительной комиссии.

Одобренный закон о бюджете направляется Президен­ту РФ для подписания и обнародования. При отклонении законопроекта Президентом также предусмотрено образо­вание согласительной комиссии.

Закон о бюджете подлежит официальному опубликова­нию не позднее пяти дней после его подписания (ст. 5 БК).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.234.141 (0.006 с.)