Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Результаты АВС и XYZ-анализов

Поиск

 

Оценим состояние ассортимента карамели с помощью анализа АВС и XYZ. Для этого выделим из всего ассортимента 20 наименований, которые и будем анализировать, чтобы оценка была более объективной.

Для начала определим долю позиции в общем объеме реализации карамели (таблица 3).

Таблица 3 – Исходные данные для проведения АВС-анализа

№ поз. Наименование Доля объема продаж% № поз Доля по убыванию вклада, % Вклад настающим итогом,%
  Карамель "Смородиновый аромат" 3,63   8,71   8,71
  Карамель "Малиновый ликер" 4,12   7,85 16,56
  Карамель "Клюква в сахаре" 7,56   7,56 24,12
  Карамель "Апельсиновая" 8,71   7,32 31,44
  Карамель "Ивушка" 7,85   6,45 37,89
  Карамель "Сказка" 3,59   6,36 44,26
  Карамель "Сливки малина" 5,32   6,07 50,32
  Карамель "Сливки кофе" 6,36   5,32 55,64
  Карамель "До-Ми-Солька" 2,61   4,49 60,14
  Карамель "Малибу" 2,99   4,32 64,46
  Карамель "Фиеста" 7,32   4,25 68,7
  Карамель "Клубника со сливками" 6,45   4,21 72,92
  Карамель "Дюшес" 6,07   4,12 77,04
  Карамель "Лимонная" 4,49   3,93 80,97
  Карамель "Йолдыз" 4,32   3,63 84,6
  Карамель "Мотылек в какао" 4,21   3,59 88,19
  Кармель "Помадая в сахаре" 4,25   3,17 91,37
  Карамель "Златовласка" 3,93   3,04 94,41
  Карамель" Очи страстные" 3,04   2,99 97,39
  Карамель "Вишня" 3,17   2,61  

 

Заключительным шагом следует распределение товаров по группам А, В, С:

К группе А относятся наименования в списке, начиная с первого, сумма накопленных стоимостей которых составляет 70-80% от суммарной стоимости всех потребленных за этот период товаров.

В группу В попадают примерно треть наименований товаров, сумма стоимостей которых составляет 15-20%.

К группе С относятся все оставшиеся позиции товаров, суммарная стоимость которых составляет лишь 5-10%. При этом следует не забывать о этих позициях, отсутствие которых может привести к потере продаж в группе А или В (таблица 4).

Таблица 4 – Распределение товарных позиций на группы

№ поз. Наименование Вклад настающим итогом,% Группа
  Карамель "Малиновый ликер" 8,71 А
  Карамель "Клюква в сахаре" 16,56
  Карамель "Апельсиновая" 24,12
  Карамель "Ивушка" 31,44
  Карамель "Сливки малина" 37,89
  Карамель "Сливки кофе" 44,26
  Карамель "Фиеста" 50,32
  Карамель "Клубника со сливками" 55,64
  Карамель "Дюшес" 60,14
  Карамель "Лимонная" 64,46
  Карамель "Йолдыз" 68,7
  Карамель "Мотылек в какао" 72,92
  Кармель "Помадая в сахаре" 77,04
  Карамель "Смородиновый аромат" 80,97 В
  Карамель "Сказка" 84,6
  Карамель "Златовласка" 88,19
  Карамель" Очи страстные" 91,37
  Карамель "Вишня" 94,41
  Карамель "До-Ми-Солька" 97,39 С
  Карамель "Малибу"  

 

Зона А сформирована ассортиментом товаров, формирующих наибольший удельный вес в товарообороте. Это товары – лидеры. Данная зона требует наибольшего внимания, для нее необходимо тщательное планирование потребности, нормирование расхода, тщательный учет и контроль, постоянный анализ отклонений от запланированных показателей. К этим позициям относятся карамель: "Малиновый ликер", "Клюква в сахаре", "Апельсиновая", "Ивушка", "Сливки малина", "Сливки кофе", "Фиеста", "Клубника со сливками", "Дюшес", "Лимонная", "Йолдыз", "Мотылек в какао", "Помадая в сахаре".

Зона В – товарный ассортимент промежуточной группы, стратегии развития ассортимента которой требует обновления, с целью перехода в группу А. Необходимы дополнительные меры по стимулированию потребительского спроса. Сюда вошли изделия с наименованиями: "Смородиновый аромат", "Сказка", "Златовласка", " Очи страстные", "Вишня".

Зона С характеризуется стратегией очищения в общем смысле, но по конкретным наименованиям требует индивидуального отношения. В этой зоне оказались: "До-Ми-Солька", "Малибу"

Метод АВС имеет существенный недостаток, заключающийся в отсутствии учета динамики спроса. В этом случае его необходимо дополнить данными XYZ-анализа.

XYZ-анализ позволяет классифицировать товарный ассортимент, рассмотренный при проведении АВС - анализа, в зависимости от характера его потребления и точности прогнозирования изменений в его потребности, что особенно важно для торговых предприятий. В качестве исходных данных выбраны объемы реализации карамели за 4 квартал 2013 года (таблица 6).

Таблица 6 – Исходные данные для проведения XYZ - анализа

Наименование товара Объем реализации за октябрь 2013 г., руб. Объем реализации за ноябрь 2013 г., руб. Объем реализации за декабрь 2013 г., руб.
Карамель "Смородиновый аромат"      
Карамель "Малиновый ликер"      
Карамель "Клюква в сахаре"      
Карамель "Апельсиновая"      
Карамель "Ивушка"      
Карамель "Сказка"      
Карамель "Сливки малина"      
Карамель "Сливки кофе"      
Карамель "До-Ми-Солька"      
Карамель "Малибу"      
Карамель "Фиеста"      
Карамель "Клубника со сливками"      
Карамель "Дюшес"      
Карамель "Лимонная"      
Карамель "Йолдыз"      
Карамель "Мотылек в какао"      
Кармель "Помадая в сахаре"      
Карамель "Златовласка"      
Карамель" Очи страстные"      
Карамель "Вишня"      
Итого      

 

Коэффициент вариации по первой позиции будет равен:

Расчет коэффициента вариации для позиции 1:

Средний расход за месяц составит:

руб.

Коэффициент вариации:

Аналогично произведем расчеты значений коэффициентов вариации для других позиций и внесем их в таблицу 7.

Таблица 7 – Расчет дисперсии и коэффициента вариации

№ поз. Наименование товара Средний расход за месяц, руб. Коэффициент вариации, % № поз. Коэффициент вариации в порядке возрастания, %
  Карамель "Смородиновый аромат"   14,15   4,1
  Карамель "Малиновый ликер"   14,11   4,24
  Карамель "Клюква в сахаре"   8,98   5,32
  Карамель "Апельсиновая"   6,44   5,41
  Карамель "Ивушка"   5,32   6,34
  Карамель "Сказка"   8,54   6,44
  Карамель "Сливки малина"   5,41   6,47
  Карамель "Сливки кофе"   7,96   6,75
  Карамель "До-Ми-Солька"   16,06   6,79
  Карамель "Малибу"   10,16   7,34
  Карамель "Фиеста"   6,47   7,96
  Карамель "Клубника со сливками"   6,79   8,04
  Карамель "Дюшес"   6,75   8,54
  Карамель "Лимонная"   6,34   8,98
  Карамель "Йолдыз"   14,79   10,16
  Карамель "Мотылек в какао"   11,39   11,39
  Кармель "Помадная в сахаре"   4,1   14,11
  Карамель "Златовласка"   4,24   14,15
  Карамель" Очи страстные"   8,04   14,79
  Карамель "Вишня"   7,34   16,06

 

Результат распределения ассортиментных позиций по группам показан в таблице 8.

Таблица 8 – Распределение товарных позиций по группам

№ поз. Наименование товара Коэффициент вариации, % Группа
  Кармель "Помадная в сахаре" 4,1   X
  Карамель "Златовласка" 4,24
  Карамель "Клюква в сахаре" 5,32
  Карамель "Сливки малина" 5,41
  Карамель "Лимонная" 6,34
  Карамель "Апельсиновая" 6,44
  Карамель "Фиеста" 6,47
  Карамель "Дюшес" 6,75
  Карамель "Клубника со сливками" 6,79
  Карамель "Вишня" 7,34
  Карамель "Сливки кофе" 7,96
  Карамель" Очи страстные" 8,04
  Карамель "Сказка" 8,54
  Карамель "Клюква в сахаре" 8,98
  Карамель "Малибу" 10,16 Y
  Карамель "Мотылек в какао" 11,39
  Карамель "Малиновый ликер" 14,11
  Карамель "Смородиновый аромат" 14,15
  Карамель "Йолдыз" 14,79
  Карамель "До-Ми-Солька" 16,06

 

К категории X относят товары, которые характеризуются стабильной величиной потребления, незначительными колебаниями в их расходе и высокой точностью прогноза.

Категория Y - это товары, потребность в которых характеризуется известными тенденциями и средними возможностями их прогнозирования.

Категория Z – отсутствует.

Для повышения эффективности результата анализа товарного ассортимента необходимо объединить итоги АВС- и XYZ- анализа в матричном варианте (таблица 10):

Таблица 10 – Матрица АВС – XYZ-анализа

АХ AY AZ
Карамель "Клюква в сахаре" Карамель "Апельсиновая" Карамель "Ивушка" Карамель "Сливки малина" Карамель "Сливки кофе" Карамель "Фиеста" Карамель "Клубника со сливками" Карамель "Дюшес" Карамель "Лимонная" Кармель "Помадная в сахаре" Карамель "Малиновый ликер" Карамель "Йолдыз" Карамель "Мотылек в какао"     -    
BX BY BZ
Карамель "Сказка" Карамель "Златовласка" Карамель"Очи страстные" Карамель "Вишня" Карамель "Смородиновый аромат" -  
СХ CY CZ
- Карамель "До-Ми-Солька" Карамель "Малибу" -

 

Выводы по ABC-XYZ-анализу:

1. Ассортимент товаров групп АХ, AY, ВХ требует расширения. Он наиболее востребован. Характеризуется высокой потребительской стоимостью, высокой степенью надежности прогноза вследствие стабильности потребления. Карамель "Клюква в сахаре", "Апельсиновая", "Ивушка","Сливки малина", "Сливки кофе", "Фиеста", "Клубника со сливками", "Дюшес", "Лимонная", "Помадная в сахаре", "Малиновый ликер", "Йолдыз", "Мотылек в какао", "Сказка", "Златовласка", "Очи страстные", "Вишня" как раз относятся к данным ассортиментным позициям.

2. Ассортиментная политика группBY требуетсокращения ассортимента, вплоть до выведения из ассортимента. Является промежуточной зоной. Характеризуется средней потребительской стоимостью, средней степенью надежности прогноза вследствие нестабильности потребления. Эта характеристика касается карамели "Смородиновый аромат"

3. Товарный ассортимент групп CYтребует дальнейшего исследования вариантов реализации. Он плохо востребован. Характеризуется низкой потребительской стоимостью, низкой степенью надежности прогноза вследствие нестабильного потребления. К позициям CY относятся: карамель "До-Ми-Солька" и "Малибу".

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

В процессе выполнения выпускной квалификационной работы была поставлена цель: исследование особенностей формирования ассортимента карамели.

Для реализации данной цели были решены следующие задачи:

1. Проведен анализ структуры ассортимента карамели, реали­зуемой в магазине «Рай Цен».

Результат анализа структуры ассортимента показывает, что предпочтения потребителей карамели весьма разнообразны. Ассортиментная политика торгового предприятия сосредоточена, прежде всего, на реализации карамели сливочной с помадной начинкой, фруктово-ягодной, помадной и леденцовой. Карамельные начинки, корпуса, наименования изделий традиционны и узнаваемы большинством покупателей. А вот карамель с желейными, молочными, переслоенными начинками рассчитана на более узкий круг потребителей. Их можно отнести к изделиям «на любителя».

Предприятие реализует карамель в основном в завернутом виде. Открытая карамель представлена всего пятью ассортиментными наименованиями и небольшими товарными запасами по ним, так как этот вид карамели имеет срок хранения в два раза меньше по сравнению со сроком хранения карамели завернутой.

2. Проведен АВС и XYZ-анализы выбранных ассортиментных позиций.

Ассортимент товаров групп АХ, AY, ВХ требует расширения. Он наиболее востребован. Характеризуется высокой потребительской стоимостью, высокой степенью надежности прогноза вследствие стабильности потребления. Карамель "Клюква в сахаре", "Апельсиновая", "Ивушка","Сливки малина", "Сливки кофе", "Фиеста", "Клубника со сливками", "Дюшес", "Лимонная", "Помадная в сахаре", "Малиновый ликер", "Йолдыз", "Мотылек в какао", "Сказка", "Златовласка", "Очи страстные", "Вишня" как раз относятся к данным ассортиментным позициям.

Ассортиментная политика групп BY требует сокращения ассортимента, вплоть до выведения из ассортимента. Является промежуточной зоной. Характеризуется средней потребительской стоимостью, средней степенью надежности прогноза вследствие нестабильности потребления. Эта характеристика касается карамели "Смородиновый аромат"

Товарный ассортимент групп CY требует дальнейшего исследования вариантов реализации. Он плохо востребован. Характеризуется низкой потребительской стоимостью, низкой степенью надежности прогноза вследствие нестабильного потребления. К позициям CY относятся: карамель "До-Ми-Солька" и "Малибу".

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 550; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.148.180 (0.011 с.)