Проблема формирования универсальной учебной деятельности младших школьников в психолого-педагогической литературе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема формирования универсальной учебной деятельности младших школьников в психолого-педагогической литературе



Актуальной задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Универсальные учебные действия (УУД)-это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении универсальные учебные действия-это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Был введён А. Г. Асмоловым и ещё группой учёных-психологов.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

1.Личностные УУД-умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор.

2.Регулятивные УУД-умения организовывать свою деятельность.

3.Познавательные УУД-умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире.

4.Коммуникативные УУД-умения общаться, взаимодействовать с людьми. В рамках нашего исследования наибольший интерес представляют познавательные УУД-это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем. К общеучебным универсальным учебным действиям относятся:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;

- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

-смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

-постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Логические универсальные действия: анализ; синтез; сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.


Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. На современном этапе работа по формированию познавательных УУД у младших школьников должна носить системный характер, об этом говорили ученые Е. В. Веселовская, Е. Е. Останина, А. А. Столяр, Л. М. Фридман и др.. Исследования психологов (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. А. Люблинская, Д. Б. Эльконин и др.) позволяют сделать вывод о том, что результативность процесса формированию познавательных УУД зависит от способа организации специальной развивающей работы. В работах данных авторов доказывается, что в результате правильно организованного обучения младшие школьники весьма быстро приобретают навыки познавательных УУД. Одним из механизмов формирования познавательных УУД учащихся начальных классов ученые рассматривают организацию групповой работы на уроках. По мнению Коробова А. В., достоинствами групповой формы является то, что каждая группа работает в своем темпе, дети активны, чувствуют себя комфортно в ситуации взаимопомощи и отсутствия непосредственного контроля учителя. Но при организации групповой работы следует помнить, что учащиеся в группах не всегда могут полно и глубоко разобрать учебный материал, избрать самый экономный путь его изучения.

Чтобы групповая работа давала положительные результаты в обучении, воспитании и развитии младших школьников, надо хорошо понимать ее сущность. Х. Й. Лийметс, давая понятие о групповой работе, исходит из того, что форму групповой работы на уроке определяет характер взаимодействия учителя и учащихся, а также учащихся друг с другом: «Групповую работу характеризует непосредственное взаимодействие между учащимися, их совместная согласованная деятельность. С учителем постоянного прямого контакта нет». Мы определяем групповую форму обучения как способ организации совместной деятельности учащихся в малых группах при опосредованном руководстве и в сотрудничестве с учителем. Суть групповой работы, отличающая ее от других общих форм обучения, выражается в следующих ее характеристиках:

-наличии непосредственного взаимодействия между учащимися;

-опосредованном руководстве деятельностью ученика со стороны учителя, строящемся по принципу: «учитель-группа сотрудничающих между собой учеников», то есть учитель взаимодействует не с каждым учеником в отдельности, как при фронтальной работе, а с группой учащихся: предъявляет ей задание, контролирует и оценивает работу группы в целом. Внутри же группы по отношению к каждому ученику все эти функции выполняют сами учащиеся. Эти особенности групповой работы дают дополнительный эффект в развитии, воспитании и обучении младших школьников. Вместе с тем, этот эффект может быть получен только в том случае, если в группах существуют отношения сотрудничества Формирование познавательных универсальных учебных действий в процессе организации групповой работы будет эффективным при соблюдении соответствующих педагогических условий. Под педагогическими условиями мы понимаем взаимосвязанную совокупность факторов, принципов и различных воспитывающих мер, способствующих личностному развитию младших школьников. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет прийти к выводу о том, что в качестве педагогических условий организации групповой работы с целью формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся начальных классов могут выступать:

-непрерывная мотивация учебной деятельности младших школьников;

-содействие выработке у детей стремления к групповой форме работы;

-учет индивидуальных особенностей учащихся при комплектовании ученических групп.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 645; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.19.251 (0.007 с.)