Рукописные тексты 17 века и их особенности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рукописные тексты 17 века и их особенности.



Характерной чертой этого периода стала церковная реформа (в том числе и реформа церковнославянского языка по греческому образцу). Если во время второго южнославянского влияния в русский язык попали лишь некоторые элементы греческой грамматики и южнославянской письменности, то в середине 17 в. Церковнославянский язык был полностью видоизменен по южнославянскому образцу. Одним из первых, кто ввел понятие «третье южнославянское влияние», был известный лингвист Б.А Успенский. По его мнению, третье южнославянское влияние проявилось прежде всего в книжных реформах патриарха Никона в середине 17в., в результате которых существенно изменился облик церковнославянского языка великорусского извода на манер юго-западного русского извода. В целом же третье южнославянское влияние нашло свое отражение в следующих моментах:

- изменение орфографии, именно в этот период в русский язык попали многие грецизмы;

- усилилось противопоставление церковнославянского и литературного языка, который в начале 18в. Сделался не зависимым от церковного произношения; чем способствовало введение в гражданский алфавит буквы (Э). Так возникли противопоставления: церковнославянская «епистола» – русско-литературная «эпистола», церковная «Едем» – русско-литературное «Эдем», церковнославянское «Ефес» – русско-литературное «Эфес». Соответствующие противопоставление может связываться и с семантикой слова – в таких, например, случаях, как «еллин – эллин».

-постепенно под влиянием церкви в целом ряде слов, прежде всего в таких словах, которые ассоциируются с церковным обиходом, в русском литературном языке йотированное произношение начального (е) вытесняет нейотированное (евангелист - эвангелист, Европа - Эвропа).

- размежевание церковной и светской нормы правописания и произношения грецизмов: в церковном произношении сохраняется греческая (Рейхлинова) система чтения, в светском произношении принимается латинская (эразмова) система. Соответственно появляются противопоставления типа феатр- театр, вивлиофика-библиотека и т.п.;

-по греческому образцу был изменен синтаксис и морфология;

- изменена орфоэпия русского языка на манер греческой.

Устав

Устав – один из древних видов почерка, распространенный в Древней Руси с 11в., в его основе лежало греческое унциальное письмо литургических книг 9-11вв. Подобно византийскому уставу изначально предназначался для составления богослужебной литературы, в связи с этим отличался особой торжественностью и каллиграфией. Писец писал очень медленно, вырисовывая каждую букву. Основные черты уставного письма:

-буквы тщательно выписаны, расположены строго вертикально, перпендикулярно строке;

-в уставе почти не было выносных элементов над строкой;

-пропорции буквы приближены к квадрату;

-каждая буква писалась отдельно, в несколько приемов руки тростью или пером (гусиным, лебединым, павлиным);

-в уставе буквы были крупные и прямые, имели ровный нажим, за исключением 4 округлых с миндалевидными изгибами букв (о,е,э,р);

-буквы располагались на одинаковом расстоянии друг от друга без раздела на слова;

-сокращение слов в уставе практически отсутствуют, мало титлов (сокращений) и ударений.

Наиболее ярко древнерусское уставное письмо (рис.50) представлено в Остромировом Евангелии (1056-1057гг.), а так же в Изборнике Святослава (1073г.). Примерно с 13 века в уставном письме происходят некоторые изменения: несколько поднимается средняя линия шрифта, увеличивается число сокращений, буквы заметно сужаются.

Все это позволяет исследователям выделять два типа устава: старый (9-14 вв.) и поздний (14-17вв.). Образцом нового уставного письма может служить служебник 1400г.

Для позднего устава характерны следующие черты:

-увеличение контраста между основными и дополнительными штрихами букв;

-буквы становятся мельче, плотнее и пишутся ближе к друг другу;

-горизонтальный штрих некоторых букв устава оканчивается по обеим сторонам треугольным засечками;

-в южнославянской кириллической письменности буквы устава писались с наклоном в право.

Скоропись и тайнопись.

Как самостоятельный вид письма скоропись сложилась в конце 14 –начале 15 века. Первоначально была распространенна в деловых документах и переписке. а позже попала и в книги. В отличие от устава и полуустава, скоропись более свободна а написании букв, что способствует более четкому выражению индивидуального почерка.

Ранняя скоропись 14 века, отличалась от полуустава, слитным написанием букв и большим количеством сокращения Внизу страницы справа вписывали слово или половину слова, с которого начиналась следующая страница. В то время не было страниц, так делал, чтобы проверить полноту экземпляра.

С 16 по 18 в., скоропись проникает во все сферы делопроизводства и русской книжности. Развитие скорописи предопределило петровскую реформу азбуки и способствовало созданию в 18 в. гражданского алфавита.

Отличительные признаки скорописи:

Письмо свободное. размашистое, выходит за строку, буквы часто соединены между собой, широко используется сокращение и непрерывное письмо. существует несколько очерков одной и той же буквы, при том, что писал ее один и тот же человек. Скоропись нашла применение в искусстве и тайнописи.

Тайнопись –это особый вид письма, с целью засекречивания написанного материала. Наиболее распространенными на Руси были 4 системы тайнописи:

1.Система чуждых писем.

2.Система измененных знаков.

3. Система замен.

4.Счетная система.

 

 

Вязь.

Часто в качестве заглавия в древних книгах встречается особая манера декоративного письма –вязь, связывающая строку в один декоративный орнамент. Вязь была популярна у многих народов. Наиболее ярким примером древнерусской вязи является Стихарь 1380 года. Изначально вязь использовалась в качестве декоративного украшения книги, письмо вязью встречается так же и на русских иконах, так же в посуде и вышивки на тканях. Так же вязь использовали для сокращения длины заголовка или для тайнописи.

Основные черты написания вязью:

Буквы часто различны по величине, слова сокращенны, пишутся без пауз, пустоты заполняются орнаментом,писалась вязь цветной краской, в русских рукописях преимущественно развивалась угловатая вязь, так же вязь- это объединение нескольких букв в один сложный знак – лигатуру. Например: двухъярусные буквы, когда одна пишется по другой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1045; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.130.31 (0.006 с.)