факты неэффективного или неэкономного хозяйствования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

факты неэффективного или неэкономного хозяйствования.



 

 

2. Модели, формы и методы проведения финансового контроля.

 

Мировая практика выделяет две сложившиеся модели финансового контроля:

1. В странах, приверженных англосаксонской модели, деятельность контрольного органа ограничена подготовкой отчета о проверке, ревизии. Вопрос о санкциях рассматривают административные и судебные органы.

2. В странах, где устоялась французская модель, контрольные органы исполняют и некоторые судебные функции: им дано право определять степень виновности лиц в финансовых нарушениях, а также требовать возмещения ущерба.

 

Формы контроля принято классифицировать по следующим критериям:

1. регламент осуществления — обязательный (внешний), ини­циативный (внутренний);

Обязательный контроль финансовой деятельности юридиче­ских и физических лиц осуществляется на основе закона.

Инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финан­сового законодательства, но является неотъемлемой частью упра­вления финансами для достижения тактических и стратегических целей

2. время проведения — предварительный, текущий (опера­тивный), последующий;

Предварительный контроль — проводится до принятия управленческих решений и совершения хозяйственных операций, носит профилактический, упреждающий характер.

Текущий контроль — производится в момент совершения денежных сделок, осуществления хозяйственных операций. Текущий контроль наиболее проблематичен с технической точки зрения.

Последующий финансовый контроль предназначен для оцен­ки результатов финансовой деятельности экономических субъек­тов, эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения фактических финансовых издержек с прог­нозируемыми и т. д.

3. субъекты контроля — президентский, законодательных ор­ганов власти и местного самоуправления, контроль исполни­тельных органов власти, контроль финансово-кредитных ор­ганов, внутрифирменный, ведомственный, аудиторский;

4. объекты контроля — бюджетный; контроль за внебюджет­ными фондами, налоговый, валютный, кредитный, страхо­вой, инвестиционный, таможенный контроль; контроль за де­нежной массой.

Методы финансового контроля

1) проверки документальные и камеральные - рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.

2) обследования - охватывает более широкий спектр финансово -экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития

3) надзор - осуществляется контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов.

4) анализ финансового состояния - предполагает детальное изучение финансово-бух­галтерской отчетности (периодической или годовой) для общей оценки результатов финансовой деятельности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

5) наблюдение (мониторинг) - постоянный контроль со сторо­ны кредитора за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием клиента.

6) ревизии - наиболее глубокий и всесторонний метод финансо­вого контроля. Ее суть заключается в полном обследовании финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразно­сти, эффективности. Виды ревизии: полные и частичные, ком­плексные и тематические, плановые и внеплановые.

 

 

3. Государственный финансовый контроль в РФ.

 

Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти. Большое значение для развития государственного финансового контроля имеет Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ»

Государственный финансовый контроль - это комплексная система экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующаяся на конституции и других законах государства. Главная цель государственного контроля - максимизация поступления денежных средств в казну и недопущение их нецелевого расходования.

Основные задачи данного контроля:

§ выявление случаев хищения и недостач денежных средств и материальных ценностей, бесхозяйственности, других нарушений финансовой дисциплины;

§ разработка предложений по устранению условий и причин, их порождающих;

§ принятие мер по возмещению виновными лицами причиненного ущерба и др.

 

Государственный финансовый контроль осуществляют следующие органы исполнительной власти:

1. Президент РФ;

2. Главное контрольное управление Президента РФ;

3. Правительство РФ;

4. Министерство финансов РФ

5. ФНС РФ;

6. Федеральное казначейство РФ и др.

 

Президент РФ. Президентский контроль осуществляется в соответствии с Конституцией РФ посредством издания указов по финансовым бюджетным и налоговым вопросам, подписания федеральных законов

Главное контрольное управление Президента РФ. Имеет право требовать от руководителей государственных, организаций и предприятий предоставления документов, материалов и другой информации, необходимой для проведения проверок, привлекать к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и вносить на рассмотрение Президента предложения по результатам проверок.

Правительство РФ. Правительство РФ контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств. При Правительстве РФ действует Контрольно-наблюдательный совет, выполняющий ряд контрольных функций в области финансов.

Министерство финансов РФ. Осуществляет финансовый контроль всеми управлениями и отделами Минфина России в пределах своей компетенции и сфер деятельности, в том числе специально созданным Контрольно-ревизионным управлением с его территориальными и местными органами.

ФНС РФ. Основная задача – выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений.

Главное управление Федерального казначейства, главной задачей которого является контроль за исполнением федерального бюджета РФ и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

Кроме вышеуказанных органов, государственный финансовый контроль в Российской Федерации осуществляют Государственный таможенный комитет РФ, Центральный банк РФ, Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

 

Схема 1 Структура органов государственного финансового контроля в РФ*

Субъекты контроля в законодательных (представительных) органах государственной власти и представительных органах местного самоуправления Субъекты контроля в исполнительных органах государственной власти и местного самоуправления
1. I. На федеральном уровне Государственная дума РФ Совет Федерации РФ Счетная палата РФ I. На федеральном уровне Главное контрольное управление Президента РФ Минфин РФ Главное управление Федерального казначейства Департамент государственного финансового контроля и аудита МНС РФ ГТК РФ Министерства и ведомства главные распорядители, распорядители бюджетных средств федерального бюджета Пенсионный фонд РФ Фонд социального страхования РФ Фонд обязательного медицинского страхования
1. II. На уровне субъекта РФ Законодательный орган власти Счетная палата субъекта РФ II. На уровне субъекта РФ Финансовые органы субъекта РФ Казначейство субъекта РФ Территориальные органы федеральных министерств и ведомств Управление Федерального казначейства (УФК) Управление МНС РФ России (УМНС РФ) Таможенные органы Отраслевые органы управления главные распорядители, распорядители средств бюджета субъекта РФ Территориальный фонд обязательного медицинского страхования
III. На муниципальном уровне Представительный орган муниципального образования Счетная палата муниципального образования III. На муниципальном уровне Финансовое управление администрации муниципального образования Органы управления распорядители средств местного бюджета Местные отделения территориальных органов федеральных министерств и ведомств (УФК, УМНС РФ) Местные отделения территориальных органов социальных внебюджетных фондов

*Источник: Центр институциональных и микроэкономических исследований Института экономики РАН.

 

4. Негосударственный финансовый контроль.

 

Негосударственный финансовый контроль- это те виды финансового контроля, которые проводятся на основе российских законов, но без непосредственного участия государственных контролирующих органов.

К негосударственным видам финансового контроля относятся:

1) внутрифирменный;

2) контроль со стороны коммерческих банков за организациями - клиентами;

3) аудиторский контроль.

Внутрифирменный финансовый контроль осуществляется экономическими службами самого предприятия, фирмы. Службы финансового контроля следят за эффективностью и целесообразностью денежных затрат, как собственных, так и заемных средств; анализируют и сопоставляют фактические финансовые результаты с прогнозируемыми, контролируют финансовое состояние предприятия.

Контроль коммерческих банков за организациями – клиентами. Коммерческие банки обязаны контролировать лишь соблюдение предприятиями-клиентами установленного государством порядка ведения расчетно-кассовых операций и валютного законодательства.

Аудиторский контроль- установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности; контроль соблюдения российского законодательства при совершении тех или иных финансовых и хозяйственных операций; проверка расчетно-платежной документации и т.д.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 107.20.123.227 (0.011 с.)