Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль коллектива в процессе воспитанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Как известно, один из основных принципов коммунистического воспитания — воспитание через организацию сплоченного и целеустремленного коллектива, отличающегося высокой идейкой направленностью, объединенного общей целью. Такой коллектив, его здоровое общественное мнение являются опорой, помощником воспитателя, мощным орудием воспитательного воздействия. Организация правильных взаимоотношений в детском коллективе, организация требований к школьнику со стороны коллектива, приобретение ребенком опыта коллективной общественно полезной деятельности — важнейший путь формирования полноценной личности. В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» подчеркивается роль ученических сплоченных коллективов как действенного средства идейно-нравственного воспитания личности. Разумеется, роль коллектива в воспитании личности различна на разных возрастных этапах. Первоклассники по сути дела не представляют собой по-настоящему организованного коллектива. Дети еще мало общаются друг с другом, держатся обособленно. Задача учителя — создать коллектив, поэтому опираться на него в воспитательной работе пока еще нет возможности. К III классу положение меняется. К этому времени детский коллектив уже складывается, создастся общественное мнение, формируется система внутриколлективных отношений. В подростковом возрасте коллектив уже начинает играть весьма значительную роль в жизни школьника, становится основным условием и средством воспитания. Трудно переоценить роль, которую играют в формировании личности школьника октябрятская, пионерская, а затем и комсомольская организации, представляющие широкое поле для развития общественно ценных черт личности. Эти организации воспитывают школьника в духе советского патриотизма и коллективизма, в духе беззаветной преданности Родине, пароду и коммунистической партии. Если класс как коллектив складывается прежде всего на основе совместной, коллективной учебной деятельности, то пионерская и комсомольская организации — это коллективы, складывающиеся на общественно-политической основе. Их основная функция — организация коллективной общественно полезной деятельности, практики общественной жизни и общественного поведения. Благодаря тому, что школьник объективно оценивает общественно-политический характер пионерской и комсомольской организаций, он придает их мнению особое значение. Для него небезразлично, критикует и осуждает его класс или пионерский отряд, класс или комсомольская организация (пусть даже это те же самые одноклассники, но выступают они в ином качестве!). Поэтому воспитательные возможности пионерского и особенно комсомольского коллективов следует расценивать значительно выше, чем воспитательные возможности классного коллектива. Основная линия развития форм воспитательного воздействия заключается в следующем. От требований учителя, поддержанных коллективом, надо переходить к воспитанию у коллектива умения предъявлять требования своим членам и контролировать их выполнение; прямое педагогическое воздействие учителя надо сочетать с косвенным воздействием через коллектив. Так называемый принцип параллельного действия заключается в том, что наряду с непосредственными воздействиями воспитателя на воспитанника в том же направлении действует и коллектив, руководимый воспитателем. Активно участвуя в жизни и деятельности коллектива сверстников, подросток приучается жить интересами коллектива и руководствоваться ими в своем поведении. Только в коллективе и под влиянием коллектива школьник приобретает опыт солидарных коллективных взаимоотношений, опыт развития общественной направленности, правильного отношения между личным и общественным. Но этим не ограничивается роль коллектива. Коллектив сверстников влияет на формирование и развитие всех положительных качеств личности: требовательности к себе, целеустремленности, дисциплинированности, инициативности, настойчивости, выдержки; помогает изживать такие отрицательные черты, как застенчивость, замкнутость, упрямство, трусость, зазнайство, эгоизм. Одобрение или осуждение коллективом поступков отдельных учащихся, серьезные требования коллектива к его членам играют важную воспитывающую роль. Нарушитель дисциплины, чувствующий поддержку класса, с трудом поддается воспитательному воздействию. Но если его поступки не встречают сочувствия, вызывают дружное, резкое осуждение, получают должный отпор со стороны коллектива, то поведение нарушителя меняется. Разумеется, само по себе пребывание в коллективе еще не гарантирует правильного формирования личности. Все зависит от того, каков коллектив, как и на какой основе организован. Но именно потому, что коллектив обладает такой силой воспитательного влияния, действиями его надо руководить. Роль наставника-руководителя в этом отношении сводится по существу к четырем моментам. Во-первых, надо добиваться, чтобы коллектив был дружным, тесно спаянным, сплоченным. Группировок внутри коллектива не должно быть, но вполне допустимо и даже неизбежно существование (на здоровой основе) отдельных групп и объединений, связанных общностью интересов и устремлений, даже взаимной симпатией. Надо не допускать разрозненности, разобщенности и тем более вражды, любых форм антагонизма между этими группами или отдельными учащимися. Организация и сплочение коллектива обычно начинаются с организации и консолидации актива и с укрепления его авторитета. Актив складывается на основе учебной и общественной деятельности школьников, в актив входят лучшие, наиболее сознательные, энергичные школьники. Не следует прибегать к каким-то особенным, искусственным мерам для укрепления авторитета актива. Требования подчиняться авторитету актива, наделение активистов особыми правами и привилегиями в глазах школьников не могут иметь никакого значения. Добросовестное выполнение общественных обязанностей, высокая принципиальность, глубокое чувство коллективизма — вот что делает школьника авторитетным, вот что позволяет ему влиять на товарищей. Разумеется, нельзя считать, что всякий сплоченный и спаянный коллектив обязательно здоровый и хороший. Сплоченность и спаянность коллектива обеспечивают ему возможность влиять на своих членов. Но в каком направлении будет это влияние — вот вчем вопрос. Отсюда вторая задача: добиваться того, чтобы коллектив был не только спаянным, сплоченным, но и идейно-направленным, со здоровым общественным мнением, критикой и самокритикой, с высокой требовательностью к каждому члену. Эти качества коллектива складываются не иначе, как на основе постановки перед ним общественно полезной и в то же время увлекательной пели. Последний момент очень важен, так как подростки и особенно младшие школьники не всегда могут увлечься делом лишь из-за осознания его общественного значения. Искусство воспитателя и сказывается в умении так преподнести школьникам ту или иную задачу, чтобы она стала увлекательной для них, чтобы ее общественное значение стало до только попятным, но и близким, дорогим, чем-то личным. Таким важным, полезным и увлекательным делом может быть общественно полезный труд, общешкольные дежурства, осуществляемые поочередно классами, организация сменных редколлегий школьной газеты, подготовка и проведение вечеров и обеспечение порядка на них, организация выставок, выступление в общешкольной спортивной команде, организация шефства старших школьников над младшими. Третья задача, которую ставят перед собой учитель, воспитатель,— это добиваться, чтобы классный коллектив был естественной и необходимой частью общешкольного коллектива. Школьники должны руководствоваться в своем поведении сознанием того, что они члены общешкольного коллектива в той же степени, в какой они являются членами классного коллектива. Иначе может формироваться групповой эгоизм — признание интересов только первичного коллектива (группы, класса, отряда) при полном пренебрежении интересами других коллективов. В этих случаях школьники могут глубоко переживать успехи и неудачи своего класса и проявлять равнодушие и безразличие к успехам и неудачам общешкольного коллектива. Четвертая задача — создавать у коллектива умение применять правильные формы воздействия, применять индивидуальный подход, воспитывать тактичность. Известны отдельные случаи, когда коллектив, действуя дружно и в нужном направлении, пытался применить неоправданные формы воздействия (абсолютный бойкот, изъятие пионерского галстука и т. д.). Конечно, за учителем во всех случаях сохраняется право вмешаться и поправить коллектив, но надо добиваться, чтобы коллектив и сам умел избрать правильные формы воздействия.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.244.240 (0.007 с.) |