История Беларуси. С древнейших времен до 2013 г. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История Беларуси. С древнейших времен до 2013 г.



 

«История Беларуси. С древнейших времен до 2013 г.: учеб, пособие / Е. К. Новик, И. Л. Качалов, Н. Е. Новик; под ред. Е. К. Новика. – 4‑е изд., испр. и доп.»: Вышэйшая школа; Минск; 2013

ISBN 978‑985‑06‑2355‑3

 

Аннотация

 

Представлена история Беларуси с древнейших времен до наших дней. Освещаются проблемы этногенеза (происхождения) белорусов, формирования белорусской народности и нации, становления белорусской государственности, социально‑экономического, политического и культурного развития белорусских земель в составе Древнерусского государства, Великого Княжества Литовского, Речи Посполитой, Российской империи. Особое внимание уделяется истории советского периода, советской модели модернизации общества, проблемам развития суверенной Республики Беларусь.

Первое издание вышло в 2010 г.

Для студентов и преподавателей высших учебных заведений, а также учащихся средних специальных и профессионально‑технических учебных заведений, лицеев, гимназий, всех, кто интересуется историей Отечества.

 

Евгений Константинович Новик, Игорь Леонидович Качалов, Наталия Евгеньевна Новик

История Беларуси. С древнейших времен до 2013 г.

 

Допущено

Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования

 

Под редакцией доктора исторических наук, профессора Е.К. Новика

 

4‑е издание, исправленное и дополненное

 

Рецензенты:

кафедра теории и истории государства и права Брестского государственного университета имени А.С. Пушкина;

доктор исторических наук, профессор А.А. Коваленя;

кандидат филологических наук, доцент Г.И. Кулеш;

кандидат исторических наук, профессор И.П. Крень;

кандидат исторических наук, профессор П.Ф. Дмитрачков

 

От авторов

 

История (от греч. historia – рассказ о прошедшем, об узнанном) – комплекс социально‑гуманитарных наук, изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и разнообразии. Как комплекс наук, история включает в себя такие специальные дисциплины, как археология и этнография, изучает развитие разных областей науки, техники и культуры (история математики, физики, радиотехники и электроники, история театра, архитектуры, музыки и т. д.). История входит в группу социально‑гуманитарных наук, изучающих тот или иной регион (африканистика, балканистика и т. д.), народ (белорусоведение, русистика, китаеведение и т. д.) либо группу народов (славяноведение).

Установление закономерностей исторического развития достигается путем выявления и исследования фактов, событий и процессов. Конкретно‑исторический, фактологический материал является основой исторической науки, а если этот материал отсутствует, то нет и истории как науки. В силу своей специфики история отвечает на вопросы о том, что, когда, где, почему и при каких обстоятельствах свершилось, какие этапы прошло в своем развитии и чем стало сегодня с точки зрения исторического опыта. История не отвечает на вопрос, что было бы, если бы то или иное событие (например, Октябрьская революция 1917 г., Вторая мировая война 1939–1945 гг. и т. д.) не произошло, потому что этого никто не знает и это не из области истории, а из области гаданий, предсказаний и т. д., к чему наука не имеет никакого отношения. История – это то, что было, а не то, что могло быть.

В учебном пособии сделана попытка проанализировать с научной точки зрения не только события давно минувших лет, когда каждое последующее столетие было основательной проверкой жизненности свершившегося, но и события XX – начала XXI в., которые еще не прошли достаточного испытания временем и научная оценка которых будет делаться не одним поколением историков. Более того, в ситуации перманентной ломки политических, идеологических и духовных основ общества в массовом историческом сознании ранее накопленные знания вытесняются новыми, чаще всего качественно противоположными, и тем самым делается попытка изменить историческую память народа, особенно молодежи – студентов и учащихся.

В таких условиях главную свою задачу авторы учебного пособия видят в том, чтобы помочь студентам, изучающим отечественную историю, систематизировать полученные исторические знания, составить объективную картину наиболее важных событий и на этой основе выявить закономерности исторического процесса. Поскольку исторические знания являются частью национального богатства, знание истории способствует формированию у студенческой и учащейся молодежи национального самосознания и приобщению ее к активному участию в строительстве суверенной, сильной и процветающей Республики Беларусь.

Авторами учебного пособия являются: проф. Е.К. Новик – от авторов, введение, разделы I, II, III, IV (§ 13–17 (в соавторстве)), V, VI, VII (§ 1, 2, 5, 6; § 3, 4 (в соавторстве)), VIII (§ 4), IX (§ 1–4, 6), заключение, литература; доц. И.Л. Качалов – раздел IV (§ 1–5, 7‑12; § 13–17 (в соавторстве), § 18); доц. Н.Е. Новик‑разделы IV (§ 6,19), VII (§ 3,4 (в соавторстве)), VIII (§ 1–3, 5, 6), IX (§ 5).

 

Введение

 

Периодизация истории Беларуси. Курс «История Беларуси» охватывает историю Отечества с древнейших времен до наших дней, отображает историю той части человечества, которая на протяжении тысячелетий населяла территорию современной Беларуси.

Человеческое общество на территории Беларуси прошло следующие этапы своего развития.

Древнее общество: хронологические рамки – 40 тысячелетие до н. э. – IV–V вв. н. э. Этот период делится на 3 этапа: каменный век (40 тысячелетие до н. э. – 4–3 тысячелетия до н. э.); бронзовый век (около 3–2 тысячелетий до н. э. – начало 1 тысячелетия до н. э.); железный век (начало 1 тысячелетия до н. э. – IV–V вв. н. э.).

Средневековье: конец V–XV в. Выделяются 2 этапа: начало перехода к классовому обществу и возникновение государственности на территории Беларуси (конец V – первая половина XIII в.); развитие феодальной системы (середина XIII–XV в.).

Новое время: XVI – начало XX в. Делится на 2 этапа: оформление феодальной системы и созревание ее кризиса (XVI – конец XVIII в.); генезис и утверждение капитализма, обострение кризиса буржуазного общества (конец XVIII в. – 1917 г.).

Новейшее время: с 1917 г. до наших дней.

Источники по истории Беларуси. История Беларуси изучается на основании данных различных исторических источников. Исторические источники – письменные документы, предметы материальной и духовной культуры, которые непосредственно отражают исторический процесс и дают возможность изучить прошлое человеческого общества. Историческая дисциплина, разрабатывающая теорию и методику изучения и использования исторических источников (в основном письменных), называется источниковедением.

Исторические источники делятся на 6 основных групп: археологические, этнографические, лингвистические, устные, письменные и кино‑, фото‑, фоноисточники. Особо важное значение имеют письменные источники. Среди них законодательные акты («Русская Правда» XI в.; договоры Руси с греками 907, 911 и 944 гг.; привилеи, которые издавались великими князьями литовскими и королями Речи Посполитой, а также общеземские и областные привил ей; Судебник Казимира 1468 г.; Статуты Великого Княжества Литовского 1529, 1566 и 1588 гг.; унии Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой; законы, манифесты, положения, указы, рескрипты правительства Российской империи; акты законодательных и исполнительных органов БССР и СССР, Республики Беларусь и т. д.).

К письменным источникам относятся материалы делопроизводства. Это «Литовская метрика – государственный архив Великого Княжества Литовского; материалы сеймов XVI–XVIII вв. (например, «Дневник Люблинского сейма 1569 г.»); материалы судебных учреждений Великого Княжества Литовского (актовые книги); документы государственных учреждений, предприятий, банков, а также политических партий и общественно‑политических организаций.

Специфическим типом документов является комплекс экономико‑географических, хозяйственных и статистических описаний XVI–XX вв. Среди них хозяйственные описания XVI–XIX вв. (писарские книги, инвентари); экономико‑географические и хозяйственные описания конца XVIII–XIX в. (материалы генерального межевания конца XVIII в., инвентари помещичьих усадеб первой половины XIX в., военно‑топографические описания); поземельные исследования, военно‑конские переписи, списки фабрик и заводов, переписи населения (например, «Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года», всесоюзные переписи населения 1923, 1926, 1937, 1939 гг. и др.).

Одним из важнейших исторических источников являются летописи. Среди них «Повесть временных лет» (XII в.), Лаврентьевская, Ипатьевская, Радзивилловская (Кенигсбергская) летописи, «Летописец великих князей литовских», «Белорусско‑литовская летопись 1446 г.», «Хроника Великого Княжества Литовского и Жемайтского», «Хроника Быховца» (XV–XVI вв.), Баркулабовская летопись (конец XVI – начало XVII в.), Могилевская и Витебская городские хроники.

К историческим источникам относятся мемуары и дневники. Часто они являются единственным свидетельством, дающим представление о том или ином событии, факте.

В качестве исторических источников могут использоваться и литературные произведения. Героическая, временами трагическая история белорусского народа ярко отражена в произведениях В. Дунина‑Марцинкевича, Я. Купалы, Я. Коласа, К. Крапивы, П. Бровки, И. Мележа, И. Шамякина и других известных белорусских писателей и поэтов.

В новое и новейшее время белорусской истории важное значение приобретает периодическая печать. Она отличается разносторонностью политического спектра и оперативным распространением информации о событиях и фактах в жизни Беларуси и за ее пределами.

Отдельную и очень важную группу исторических источников составляют предметы хозяйственного назначения (средства и предметы труда, продукты производства) и произведения искусства (строения, скульптуры, картины и т. д.). Созданные людьми, они свидетельствуют не только об уровне профессионального мастерства их авторов, но и о степени развития материальной и духовной культуры общества.

Историография истории Беларуси. Историография (от греч. historia и grapho – пишу) – буквально описание истории. Смысл этого понятия сводится к следующему: 1) история исторической науки (накапливание исторических знаний, разное толкование исторических событий, изменение методологических направлений в исторической науке и др.); 2) совокупность исторических исследований, посвященных определенной эпохе (историография эпохи феодализма (капитализма), теме или периоду (историография истории рабочего класса Беларуси XIX–XX вв.), либо совокупность исторических работ, объединенных общими чертами: теоретическими (либерально‑буржуазная, демократическая, марксистская историография и др.), национальными (белорусская, российская, украинская, польская историография).

Первыми профессиональными историками, заложившими фундамент концепции белорусской истории, были профессора Виленского университета И. Анацевич, М. Бобровский, И. Данилович, Ю. Ярошевич и др. И. Данилович впервые опубликовал Статут Великого Княжества Литовского 1529 г., Белорусско‑литовскую летопись 1446 г. и другие источники по истории Беларуси. Ю. Ярошевич опубликовал фундаментальное исследование «Образ Литвы с точки зрения цивилизации с древнейших времен до конца XVIII в.» (Вильно, 1844–1845. Т. 1–3). Изучением истории Великого Княжества Литовского, поисками и обработкой материалов для «Актов Западной России» (СПб., 1846–1853. Т. 1–5) занимался И. Анацевич.

Братья Е. и К. Тышкевичи стояли у истоков белорусской археологии, Д. Даленга‑Ходоковский является основателем белорусской фольклористики и языкознания, Т. Нарбут – автор девятитомной «Истории литовского народа» (Вильно, 1835–1841), А. Киркор – ученый и общественный деятель, Я. Чечот – собиратель и издатель (на польском языке) народных песен.

Изучение отечественной истории связано с именем белорусского археографа И. Григоровича. Он собрал и на средства графа Н.П. Румянцева издал «Белорусский архив древних грамот», был автором исторического исследования «Беларуская іерархія» (написана в 1824 г., опубликована в 1992 г. в Минске), принимал участие в издании «Актов Западной России». Автором научных произведений «Путешествие по Полесью и Белорусскому краю» (СПб., 1858), «Белоруссия в характеристических описаниях и фантастических ее сказках» (СПб., 1853–1856) был писатель‑этнограф П. Шпилевский. В 1855 г. в Санкт‑Петербурге М.О. Без‑Корниловичем были изданы «Исторические сведения о примечательных местах в Белоруссии…», территорию которой он ограничил Витебской и Могилевской губерниями, остальные белорусские земли называл Литвой.

Важной вехой в становлении и развитии национальной историографии явилась книга В. Ластовского «Кароткая гісторыя Беларусі», вышедшая в Вильно в 1910 г. Белорусский историк и этнограф М. Довнар‑Запольский в 1926 г. подготовил фундаментальный труд «Гісторыя Беларусі» (опубликована в 1994 г. в Минске). Исследователь и историк белорусского языка, академик Е. Карский в 1903–1922 гг. издал трехтомный труд «Беларусы», который называют энциклопедией белорусоведения. Значительный вклад в белорусскую историографию внесли всесторонние исследования историков, этнографов и лингвистов Н. Янчука, А. Слупского, И. Носовича, М. Дмитриева, М. Федеровского, Е. Романова, проводившиеся в конце XIX – начале XX в.

После Октябрьской революции ученый‑историк и государственный деятель Советской Белоруссии В. Игнатовский издал труды по отечественной истории и монографию о восстании 1863–1864 гг. Его «Кароткі нарыс гісторыі Беларусі» в 1920‑е гг. являлся учебником по отечественной истории для учащихся школ, а «Гісторыя Беларусі XIX – пачатку XX стагоддзя» изучалась в высших учебных заведениях. В 1920‑е гг. публиковались также научные труды Ф. Турука, В. Пичеты, А. Цвикевича, А. Луцкевича, М. Борецкого, Д. Жилуновича и др. В начале 1930‑х гг. некоторые историки были репрессированы, а их труды на долгие годы попали в спецхранилища.

Демократизация советского общества, начавшаяся со второй половины 1950‑х гг., способствовала дальнейшему развитию белорусской исторической науки. В 1960‑1980‑е гг. вышли в свет монографии, посвященные актуальным проблемам отечественной истории, а также коллективные труды – двухтомная «История Белорусской ССР» (1961 г.), пятитомная «Гісторыя Беларускай ССР» (1972–1975 гг.), однотомная «История Белорусской ССР» (1977 г.)

Многовековой путь белорусского народа от седой древности до наших дней на уровне достижений современной науки отражает «Энцыклапедыя гісторыі Беларусі» (в 6 томах), вышедшая в свет в 1993–2003 гг.

В 1994–1995 гг. Институт истории Академии наук Беларуси подготовил и издал «Нарысы гісторыі Беларусі» (в 2 частях), многие разделы которых написаны тенденциозно и чрезмерно политизированы.

В 2000–2002 гг. вышел в свет курс лекций «Гісторыя Беларусі» (в 2 частях). Первая часть, подготовленная историками Гродненского государственного университета имени Я. Купалы, включает материалы с древнейших времен до конца XVIII в., другая часть, подготовленная историками Белорусского государственного университета, охватывает события нового и новейшего времени. В 2001 г. гродненскими историками издано учебное пособие «Гісторыя Беларусі з 1795 да вясны 1917 г.”. В 2004 г. опубликовано учебное пособие П.Г. Чигринова «История Беларуси. С древности до наших дней», предназначенное для студентов высших учебных заведений.

Историками Могилевского государственного университета имени А.А. Кулешова подготовлено и издано в 2003 и 2005 гг. учебное пособие «История Беларуси» (в 2 частях), предназначенное для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования. Автором первой части учебного пособия, посвященной досоветскому периоду, является доцент Я.И. Трещенок, вторая часть учебного пособия под редакцией Я.И. Трещенка, написанная авторским коллективом, охватывает советский и постсоветский периоды отечественной истории. В учебном пособии предложена оригинальная авторская концепция национальной истории.

В 2003, 2006 и 2007 гг. вышла в свет «Гісторыя Беларусі» (в 2 частях) под редакцией профессоров Е.К. Новика и Г.С. Марцуля, подготовленная историками кафедр гуманитарных дисциплин высших учебных заведений г. Минска. На сегодняшний день это единственная в республике учебная книга с грифом учебника для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования.

 

Раздел I



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 554; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.227.69 (0.019 с.)