ТОП 10:

Тема 11. Советский Союз и народ-победитель в послевоенном мире



(вторая половина XXвека).

СССР после войны (1945-1953 гг.) Послевоенные годы в истории СССР были ознаменованы очередным ужесточением политического режима. Это происходило на фоне неблагоприятной экономической конъюнктуры. Террор коснулся бывших военнопленных и интернированных, прибалтийских и украинских националистов. В 1948 г. было инициировано дело Еврейского антифашистского комитета, членов которого обвиняли в шпионаже и диверсиях.

В 1949 г. террор коснулся широкого круга партийных руководителей в связи с «ленинградским делом». Были приговорены к казни секретарь ЦК ВКП (б) А. А. Кузнецов, председатель Госплана СССР Н. А. Вознесенский, председатель Совета министров РСФСР М. И. Родионов. В 1952 г. было открыто так называемое «дело врачей», направленное преимущественно против евреев. Лишь благодаря смерти И. В. Сталина оно не нашло своего логического завершения.

Экономика. В сфере экономики была поставлена задача восстановления прежнего уровня производства. Для этого был разработан четырехлетний план восстановления народного хозяйства (1946-1950 гг.). В промышленной политике сохранялась ставка на металлургию. Резко разрастался военно-промышленный комплекс. Аграрный сектор оставался в приниженном положении: он отдавал произведенное за низкие цены и при этом платил повышенные налоги. В значительной мере благодаря этому правительство проводило политику снижения цен, а в 1947 г. отменило карточки.

XIX съезд партии. В 1952 г. был проведен XIX съезд партии. Он изменил ее название на КПСС. Помимо этого, был резко расширено Политбюро ЦК, получившее новое наименование Президиум. В ближайшем окружении Сталина восприняли как знак новых репрессий в отношении прежнего партийного руководства и ставки вождя на новые кадры.

Внешняя политика. В 1946 г. бывший премьер-министр Великобритании У. Черчилль произнес речь в США в Фултоне о «железном занавесе», отделившим весь свободный мир от стран социалистического лагеря (стран Восточной Европы, оказавшихся под контролем СССР). С этого момента принято вести отсчет «холодной войны» двух противоборствующих лагерей, предлагавших конкурирующие модели развития, капиталистическую и социалистическую.

В 1947 г. президент США Г. Трумэн, чувствуя угрожающее усиление СССР, предложил доктрину («доктрину Трумэна»), согласно которой следовало сдерживать рост внешнеполитического могущества Советского Союза. Было бы предпочтительно вернуть СССР к тому состоянию, в котором он находился до начала войны. С этой целью был реализован «план Маршалла» в 1947. Он предполагал экономическую помощь европейским странам со стороны США в обмен на устранения коммунистов из своих правительств.

1949 г. стал чрезвычайно тревожным для стран Западной Европы. Во-первых, в Китае к власти пришли коммунисты во главе с Мао Цзэдуном. Во-вторых, Советский Союз провел успешное испытание ядерного оружия. Таким образом, была разрушена монополия США на это средство поражения противника. В значительной мере в ответ на это США и их союзники образовали военную организацию - Североатлантический союз (НАТО).

В том же 1949 г. державы-победительницы спровоцировали распад единой Германии. В итоге на территории зон оккупации Великобритании, США, Франции образовалась Федеративная Республика Германии (ФРГ), в зоне оккупации СССР - Германская Демократическая республика (ГДР).

В ответ на консолидацию стран Запада СССР инициировал образование Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), объединившего страны Восточной Европы. В этом регионе Советский Союз потерпел лишь одно серьезное поражение. Социалистическая Югославия во главе с И. Броз Тито отказалась признавать гегемонию СССР и проводила самостоятельную политику.

Местом открытого столкновения СССР и США стала Корея. Коммунисты севера Кореи при поддержке СССР и Китая решили овладеть югом страны, которому стали помогать США. Война началась в 1950 г. Благодаря советским военным инструкторам и китайским «добровольцам» корейским коммунистам удалось какое-то время контролировать южные провинции Кореи. Однако, открытое столкновение с США, которым были чреваты подобные военные успехи, пугало советское руководство. В итоге уже после смерти Сталина, весной 1953 г., удалось прийти к соглашению, согласно которому граница между социалистической и несоциалистической Кореей стала проходить по 38-й параллели.

СССР в 1953-1964 гг. 5 марта 1953 г. умер И. В. Сталин. В результате внутриполитической борьбы между несколькими группировками главой страны стал Г. М. Маленков, занявший пост Председателя Совета Министров. Другие министерства возглавили: Л. П. Берия (Министерство Внутренних дел), Н. А. Булганин (Министерство обороны), Л. М. Каганович (Министерство путей сообщения). К. Е. Ворошилов стал Председателем Президиума Верховного Совета СССР. Н. С. Хрущев занял пост 1-го секретаря ЦК КПСС.

В дальнейшем основная борьба за власть развернулась между Маленковым, Хрущевым и Берией. Однако Берия был слишком одиозной фигурой, чтобы реально претендовать на власть, поэтому в результате достигнутого соглашения между Маленковым и Хрущевым Берия 26 июня 1953 г. был арестован. Уже через несколько месяцев Берия со своими основными сподвижниками (В. Н. Меркулов, В. Г. Деканозов) был расстрелян по обвинению в шпионской деятельности против советского государства.

XX съезд КПСС. На прошедшем в феврале 1956 г. съезде Хрущев выступил с секретным докладом «О культе личности и его последствиях». В этом документе впервые открыто говорилось о массовых репрессиях и о культе личности Сталина. Основная ответственность на преступлениях, совершенных в период массовых репрессий, возлагалась на самого Сталина и некоторых его сподвижников.

Уже 30 июня 1956 г. ЦК КПСС принял постановления «О преодолении культа личности и его последствиях». Необходимо отметить, что данный документ, как и само выступление Хрущева, говорило только о преступлениях Сталина, а не самого режима. После доклада Хрущева начался процесс реабилитации репрессированных, однако шел он очень медленными темпами и многие пострадавшие были реабилитированы только спустя несколько десятков лет.

Развенчание культа личности Сталина и предание официальной огласки его преступлений вызвало недовольство многих партийцев. В этой ситуации Хрущев был вынужден вести внутриполитическую борьбу сразу с несколькими влиятельными членами правительства: В. М. Молотовым, Г. М. Маленковым, Л. М. Кагановичем. В этой борьбе Хрущеву удалось одержать верх: летом 1957 г. на Президиуме ЦК КПСС Хрущев сумел собрать пленум ЦК, который отменил решение Президиума о его снятии. В этом ему помог Г. К. Жуков, который, однако, вместе с другими противниками Хрущева, был отправлен в отставку и выведен из состава Президиума.

На XXI (зима 1959 г) и XXII (осень 1961 г.) съездах были приняты очередные планы (пятилетки и семилетки) развития экономики и промышленности, а также «Программа строительства коммунизма», по результатам которой страна должна была в течение последующих нескольких десятков лет обогнать по темпам промышленного производства ведущие западноевропейские страны и Соединенные Штаты. Также в программе обозначались основные направления развития экономики страны для улучшения материального положения советских граждан.

Помимо стратегии экономического развития, программа опять затрагивала тему сталинских репрессий и их последствий для страны. На ХХII съезде были исключены из партии Молотов, Маленков и Каганович.

Однако позиции Хрущева были к этому времени уже не столь сильными, как прежде. Воспользовавшись его отсутствием в октябре 1964 г. на Президиуме ЦК КПСС было решено сместить его со всех постов и отправить на пенсию. Все это было сделано под предлогом «ухудшающегося здоровья». Только после принятия такого решения на Президиум был вызван сам Хрущев, которого поставили перед фактом его полной отставки.

Для предотвращения сосредоточивания власти в руках одного человека вскоре было принято постановление о запрете соединять в одном лице должность руководителя партии и страны. Л. И. Брежнев стал Первым секретарем ЦК, а А. Н. Косыгин - Председателем Совета Министров.

Экономическое развитие. Начавшаяся в 1957 г. реформа привела к изменению принципов управления экономикой. Если раньше доминировал отраслевой принцип, то теперь провозглашался территориальный принцип функционирования экономической системы.

Были введены Советы народного хозяйства, которые находились в прямом подчинении у Совета Министров соответствующей республики. Несколько тысяч предприятий оказались в прямом подчинении республиканских ведомств. Последствиями этих преобразований стал дефицит сырья, так как территориальный принцип не мог не повлечь за собой пристрастность руководителей совнархозов в отстаивании своих территориальных интересов.

Для решения этой проблемы в 1960 г. были созданы Советы народного хозяйства на уровне республик, а еще через несколько лет - Высший Совет народного хозяйства СССР. После смещения Хрущева начался процесс постепенной ликвидации совнархозов, которые показали себя очень неэффективно в роли ведущих хозяйственных организаций.

Промышленность.Конец 50-х - 60-е годы ознаменовался бурным ростом всего промышленного производства, особенно легкой промышленности, что в большой степени было связано сначала с назначением Маленкова на пост главы правительства. На территории всей страны развернулось массовое строительство новых пред­приятий, что позволило со временем достичь высоких показателей производства.

Одновременно модернизировалась и газодобывающая и нефтепромышленная сфера. На первых порах темпы роста промышленного производства действительно были ощутимы, однако уже в конце 60-х годов в экономики опять начали проявляться застойные явления, что не в последнюю очередь было связано с тем, что реальные методы управления экономикой оставались прежними, т. е. были основаны на плановом производстве и командно-административных методах управления.

Сельское хозяйство. После смерти Сталина политика государства в отношении крестьянства несколько смягчилась: были уменьшены налоговые выплаты, разрешено увеличивать размеры приусадебных хозяйств. С другой стороны реформирование затронуло и колхозы, которые отныне имели возможность хоть какого-то выбора в определении плана, срока, размера посевов и т. д. Крестьяне, наконец, получили паспорта и таким образом получили возможность перемещаться по стране и оседать в городах.

Государство подняло закупочные цены на ряд продуктов, что позволило несколько оживить колхозную жизнь, однако только на время. Уже через несколько лет, государство начало опять «завинчивать гайки», ограничивая размеры личного хозяйства и урезая самостоятельность колхозов. В этой связи очень показательна история с замыслом Хрущева провести массовый засев по всей стране кукурузы, которую он считал очень перспективным сельскохозяйственным продуктом. Были установлены обязательные нормы для посева именно этой сельскохозяйственной культуры, очень часто в ущерб другим зерновым, более необходимым и лучше подходящим для данной местности. Все это создало огромный дефицит зерна и в 1961 года хлебные изделия и мука стали выдаваться по карточкам.

Одновременно начались проблемы и с другими видами продовольствия, особенно с мясом. Повышение цен на продовольственные продукты вызвало массовое возмущение населения и даже волнения (в 1962 г. в Новочеркасске, когда демонстрация была расстреляна войсками).

Таким образом, вместо увеличения объема собственного производства сельскохозяйственной продукции, государство было вынуждено начать массовые закупки за рубежом, что стало порочной практикой и не давало развиваться собственному производству.

Уровень жизни. При Хрущеве уровень жизни населения значительно повысился: люди стали получать более высокие зарплаты и пенсии, улучшилось социальное обеспечение на предприятиях страны. Одновременно с этим началась грандиозная программа строительства массового жилья, получившего впоследствии название «хрущевок». Качество их было невысоко, срок их эксплуатации не должен был пре­вышать пятнадцати-двадцати лет, т. е. предполагалось, что впоследствии будут построены более комфортабельные дома, рассчитанные на длительную эксплуатацию. Если в городах строительство таких «хрущевок» велось усиленными темпами, что позволило огромному количеству людей наконец обзавестись собственным жильем, то ситуация на селе в плане жилья и социального обеспечения вообще оставалась фактически на прежнем уровне.

Внешняя политика. После обострения отношений с западноевропейскими странами, разразившимся сразу после Второй Мировой Войны, в 50-х годах началось некоторое налаживание контактов между Советским Союзом и его западными соседями.

С 1955 года было проведено сокращение армии и к 1960 г. численность армии в СССР было сокращена до 2,5 миллионов человек. Параллельно с этим шел процесс сокращения вооружения, особенно ядерного. В 1958 г. Советский Союз первым заявил о прекращении ядерных испытаний. Только в 1963 году было подписано трехстороннее соглашение (СССР, Великобритания, США) о прекращении ядерных испытаний в воздухе, в космосе и под водой.

К концу 50-х гг. относится восстановление дипломатических отношений с Турцией, Японией и Ираном. Не столь радужными были отношения между СССР и Китаем. Доклад Хрущева и последовавшие за этим преобразования вызвали массовое недовольство в партийных кругах Китая и обвинения в отказе от истинного социализма. В 1960 г. СССР отозвал из Китая всех специалистов, что окончательно осложнило и без того накаленные двухсторонние отношения. После этого пребывание советских войск на территории Китая стало невозможным, и все военные подразделения были срочно выведены из страны.

Для укрепления своего внешнеполитического положения Советский Союз выступил инициатором создания организации Варшавского договора (ОВД), в который, кроме СССР, вошли семь восточноевропейских государств (1955 г.). Эта организация была создана для противовеса НАТО (1949 г.). Естественно, что ведущую роль в ОВД принадлежала Советскому Союзу, который тем самым мог в еще большей степени контролировать политику своих восточных соседей.

Однако события в Венгрии (1956 г.), руководство которой провозгласило так называемый «новый курс» быстро вышли из-под контроля. Суть этого нового курса заключалась в отказе от наиболее одиозных форм социалистиче­ской системы управления. После того, как в Будапеште была организована массовая демонстрация в поддержку проводимых реформ, Советское правительство приняло решение о введении войск. В результате военного вмешательство прежний курс социалистического строительства по образцу СССР был восстановлен.

Курс на пересмотр традиционной социалистической системы управления и даже всего политического строя стал очевиден и в ГДР. Для предотвращения событий по венгерскому сценарию, было принято решение о строительстве разделительной стены между Восточным и Западным Берлином. До этого западная часть Берлина контролировалась правительством ФРГ и фактически оттуда велась антисоветская пропагандистская деятельность. Строительство Берлинской стены летом 1961 г. позволило приостановить массовую миграцию населения из Восточной части Германии в Западную и проникновение на территорию ГДР идей о либерализации политической системы.

Летом 1962 г. разразился так называемый Карибский кризис. Суть его заключалась в следующем: советское руководство решило разместить на Кубе, т. е. в непосредственной близости от берегов США, ядерные ракеты. Формально это оправдывалось наличием таких же ракет в Турции, у границ СССР. Узнав о появлении на Кубе советских ядерных ракет, американское руководство всерьез рассматривало возможность ядерного удара по СССР. В ходе сложных дипломатических переговоров между Хрущевым и президентом США Кеннеди удалось достичь взаимоприемлемого решения проблемы: СССР убирает свои войска с Кубы, а США - с территории Турции. Также от США были получены гарантии сохранения социалистического строя на Кубе.

Советский Союз активно действовал и на территории Ближнего Востока. Поддерживая арабские страны в противовес Израилю, СССР поставлял огромное количество вооружения; советские военные специалисты помогали переоснащать армии ближневосточных стран. Кроме того, СССР оказывал и финансовую помощь, давая огромные кредиты и займы.

СССР в 1965-1982 гг. Этот период развития советского государства принято называть «застоем» (в отличие от хрущевской «оттепели»), что означало стагнацию развития практически во всех сферах политической и экономической жизни страны. С 1964 г. главой высшего исполнительного органа - Совета Министров - стал А. Н. Косыгин, который занимал эту должность вплоть до своей смерти в 1980 г. Президиум Верховного Совета СССР сначала возглавлял Н. В. Подгорный (до 1977 г.), а затем Л. И. Брежнев, который одновременно был Генеральным Секрета­рем ЦК КПСС.

В 1977 г. был пересмотрен текст Конституции. В основе новой Конституции была идея достижения «развитого социализма». 6-я статья Конституции закрепляла за КПСС главенствующее положение в системе политического управления государством. На съездах КПСС, проходивших в 1966-1981 гг. принимались решения о планах на ближайшие пятилетки, выполнение которых также строго контролировалось. Результаты достигались в основном только на бумаге, что, не мешало советскому руководству требовать столь же нереалистичных результатов для последующих пятилеток.

Экономическое развитие. С 1965 г. под руководством председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина началась реформа, в результате которой был восстановлен функциональный принцип (вместо территориального, введенного при Хрущеве) организации управления, т. е. началось упразднение совнархозов и восстановление министерств. Были введены некоторые новшества, которые позволили предприятиям частично распоряжаться частью своих доходов (в случае выполнения ими плана).

Кроме того, все предприятия были обязаны вести строгую отчетность по реализованной продукции. Предполагалось, что эти меры, повысят стимуляцию трудящихся и, соответственно, будут способствовать росту производства. Однако на деле все оставалось по-прежнему и на предприятиях по-прежнему процветала практика приписок для того, чтобы производственные результаты соответствовали предписанным планом цифрам.

В конце 70-х годов правительство предприняло очередную попытку изменить ситуацию в экономике, проведя новую реформу, по которой, с одной стороны, допускались и даже поощрялись хозрасчетные отношения, а, с другой стороны, усиливалось и прежняя система планирования.

Развитие промышленности. Как и в предыдущие годы основной упор делался на тяжелую промышленность. Именно в тяжелую промышленность по большей части вкладывались финансовые (в основном от продажи газа и нефти) и людские ресурсы. Таким образом, были построены несколько крупнейших советских промышленных предприятий (в т. ч. Волжский и Камский автомобильные заводы). В 1974 году началась «стройка века» - БАМа (Байкало-Амурской железнодорожной магистрали), на строительство которой были изысканы огромные средства. Таким образом предприятия легкой промышленности практически не получали никакого дополнительного финансирования и не развивались, что, естественно, имело следствием острый дефицит товаров народного потребления.

Сельское хозяйство. После неудачной попытки насадить в советском сельском хозяйстве кукурузу как преобладающую сельскохозяйственную культуру и последовавшем за этим продовольственном кризисе, руководство приняло решение о необходимости провести новые реформы для нормализации продовольственной ситуации в стране. Предполагали, что повышение материальной заинтересованности колхозников и снижение размеров обязательной продажи сельхозпродукции должны обеспечить рост производства.

Кроме того, были повышены закупочные цены на продукты, которые продавали колхозы и совхозы. Принятый в 1969 г. «Примерный Устав» колхозов предусматривал большую самостоятельность колхозов, закрепил право колхозника иметь приусадебный участок и отменил ограничения, введенные на личное хозяйство при Хрущеве.

Затем, в целях повышения экономической эффективности колхозов и совхозов, их стали постепенно объединять с промышленными предприятиями, создавая так называемые агропромышленные объединения. Предполагалось, что эта мера позволит преодолеть ведомственную разобщенность (за промышленные и сельскохозяйственные предприятия отвечали разные министерства с подчиненными им ведомствами). Однако, несмотря на все предпринятые меры, развитие сельского хозяйства в последующие годы показало их неэффективность или невозможность их полноценной реализации в тех условиях и с теми средствами, которые тогда можно было для этого использовать.

Уровень жизни советских граждан в этот период, с одной стороны, достиг некоторой стабильной отметки, но, с другой стороны, разрыв с западноевропейскими странами год от года становился все больше. В значительной степени это было связано с тем, что государство делало упор на тяжелую промышленность, а не на легкую, которая и производила товары народного потребления. Однако уровень благосостояния в городах все-таки рос, и в города стекались значительные массы населения из сельских районов.

Внешняя политика. Этот период характеризуется стабилизацией отношений между Советским Союзом и западноевропейскими странами с США, который продолжался до ввода советских войск в Афганистан в 1979 г. Учитывая опыт венгерских событий 1956 г. и не желая более обострять отношений с соседями по социалистическому лагерю, СССР несколько ослабил давление на политическое руководство этих стран. Такая политическая либерализация, имевшая, конечно, очень четкие пределы, а также мощная финансовая помощь (в виде кредитов, поставки нефти, газа, электричества по заниженным тарифам) позволила на некоторое время стабилизовать отношения между членами ОВД.

Однако уже в апреле 1968 г. ситуация вышла из-под контроля, когда в Чехословакии, где незадолго до этого был провозглашен курс на демократизацию политической и социальной системы (так называемый «социализм с человеческим лицом») произошли события, которые имели мощные последствия не только в самой Чехословакии и других восточноевропейских странах, но и в Советском Союзе. Советское правительство могло допустить обновления системы лишь в очень ограниченных пределах, при том условии, что проведенные изменения не затронут суть системы политического управления.

Однако Дубчек, возглавлявший правительство Чехословакии в то время, предполагал коренное реформирование системы, что не могло устроить советское правительство, которое видело в этом угрозу для всей политической системы, сложившейся к этому времени в Восточной Европе. Ввод войск в Чехословакию и последовавшее за этим смещение Дубчека и назначение на его пост лояльного Гусака позволило на некоторое время вернуться к прежнему положению вещей.

Польша также пыталась проводить собственную политику. Недовольство существующей политической и экономической системой, подчиненным положением перед Москвой, привели в конце 70-х - начале 80-х гг. к массовым выступлением. В 1980 г. началась забастовка рабочих верфи в Гданьске, которая была поддержана студентами. Политической опорой недовольных выступал профсоюз «Солидарность», который обладал огромным влиянием и авторитетом у польского населения.

Когда ситуация начала выходить из-под контроля, под давлением Советского руководства был смещен Э. Терек, руководитель польского правительства, и на его место поставлен В. Ярузельский, от которого СССР ждал решительных действий по подавлению начавшихся забастовок и выступлений. Ярузельский в декабре 1981 г. ввел военное положение в стране, добился запрета деятельности «Солидарности» и выслал ее лидеров из страны.

В 70-х - начале 80-х гг. Москве удавалось еще сохранять свое влияние в таких странах восточноевропейского блока, как Югославия, Албания, Румыния. Руководство этих стран пытались проводить более или менее независимую от СССР политику и до середины 80-х годов до обострения ситуации дело не доходило.

На юго-восточном направлении Советский Союз активно боролся со все возрастающим влиянием Китая, который, претендуя на лидирующее положение в своем регионе, делал все возможное для ослабления влияния там Советского Союза. В 1969 г. произошел военный конфликт на острове Даманский, который победителя не выявил и только еще больше обострил взаимоотношения между двумя странами.

Отношения с Западной Европой в этот период были вполне спокойными. Советскому правительству удалось фактически добиться признания послевоенного устройства Европы путем подписания соответствующих договоров со всеми заинтересованными сторонами. В 1971 г. было подписано соглашение с Францией, в 1972 г. был заключен договор с ФРГ, в 1974 г. - с Англией.

После заключения этих договоров в 1975 г. было достигнуто так называемое Хельсинское соглашение (или же Акт Совещания по сотрудничеству и безопасности в Европе). К нему присоеди­нились 33 европейские государства и США и Канада. Согласно этому документу все подписавшиеся стороны обязались соблюдать права человека, а также объявлялись неприкосновенными границы, сложившиеся к этому моменту на территории Европы. Таким образом, Хельсинское соглашение играло двоякую роль: с одной стороны, оно консервировало систему существующих международных отношений, а с другой стороны, дало мощный толчок для развития диссидентского движение в Советском Союзе.

В середине 70-х гг. с Соединенными Штатами были заключены принципиально важные договоры по ограничению стратегических вооружений. Это соглашение ОСВ-1, в котором ограничивалась численность противоракетного вооружения, межконтинентальных ракет наземного базирования и ракет дальнего действия на подводных лодках. Следующее подписанное соглашение касалось противоракетной обороны (ПРО). Таким образом, эти договора означали достижение некоего паритета в ядерном оснащении обеих стран, что давало надежду на долгосрочную стабилизацию отношений.

Уже к концу 70-х гг. началось резкое обострение отношений между СССР и странами западного блока. Вторжение Советских войск в Афганистан в 1979 году и последовавшая за этим международная реакция показала всю недолговечность стабилизации внешнеполитической ситуации. Введение войск встретило ожесточенное сопротивление населения практически на всей территории Афганистана, поддержанного Соединенными Штатами и Пакистаном. Партизанская война изматывала силы Советской армии. Добиться тотального контроля над всей территорией Афганистана не удавалось, военные несли ощутимые потери, а война в целом негативно сказывалась на международном авторитете Советского Союза. В сущности, неудача в Афганистане стала крупнейшим поражением СССР в холодной войне. В 1989 году было принято решение в выводе войск.

СССР в 1982 - 1991 г.г. В ноябре 1982 году умер Л. И. Брежнев. После его смерти Ю. В. Андропов стал сначала Генеральным секретарем ЦК КПСС, а затем в июне 1983 г. - Председателем Президиума Верховного Совета СССР. Уже в феврале 1984 г. Андропов умирает и на его место приходит К. У. Черненко, который не пробыл у власти и года (он умирает в марте 1985 г.).

Внутренняя политика. К середине 80-х гг. экономическая и политическая ситуация в стране стала окончательно пробуксовывать, что показало необходимость проведения срочных реформ по оживлению экономической и политической системы. На пленуме ЦК КПСС в апреле 1985 г. М. С. Горбачевым (который стал Генеральным Секретарем ЦК КПСС за месяц до этого, в марте 1985 г.) был провозглашен курс на проведение мероприятий, направленных на улучшение существующей системы, прежде всего в экономической сфере и внутриполитической сфере.

Уже с пленума в 1987 г. начинается активное движение за преобразования и в социально-общественной жизни страны, что проявилось, в первую очередь, с началом курса на достижение «гласности», т. е. свободы слова. А. Н. Яковлев, секретарь ЦК КПСС по идеологии активно способствовал и пропагандировал смягчение внутриполитического курса страны. Кроме того, с новой силой активизировалось движение за реабилитацию пострадавших во время сталинских репрессий. В это время были официально реабилитированы Каменев, Бухарин, Рыков, Зиновьев.

Этот период, получивший название «перестройки», ознаменовал начало нового, и как оказалось впоследствии, заключительного этапа истории Советского союза. В 1988 г. на XIX партконференции были выдвинуты предложение по коренному реформирование политической системы. Предлагалось создать высший, внепартийный орган власти - Съезд Народных Депутатов СССР, который должен был избираться по внепартийному признаку. Кроме этого, все общество призывалось к широкому обсуждению возможностей реформирования.

Выборы делегатов Первого съезда Народных депутатов состоялись весной 1989 г. По результатам выборов сформировались два основных политических блока: коммунистический и демократический. Специально созданная демократами фракция - Межрегиональная депутатская группа (А. Д. Сахаров, Ю. Н. Афанасьев, Б. Н. Ельцин, А. А. Собчак и др.) - пыталась инициировать введение рыночной экономики и изменение политики в отношении союзных республик.

Весной 1990 г. (Третий съезд народных депутатов) М. С. Горбачев был избран первым Президентом СССР. А. И. Лукьянов стал Председателем Верховного Совета СССР. На этом же съезде из текста Конституции СССР была убрана статья о руководящей роли партии. Однако избрание Горбачева президентом не смогло остановить процесс распада страны.

Уже летом 1990 г. на XXVIII съезде КПСС стало ясно, что в прежнем виде Советский Союз существовать больше не может. Хотя в это время Горбачеву удалось не допустить развала партии, единство в ее рядах больше не наблюдалось и более того, многие коммунисты стали постепенно переходить в ряды своих противников - демократов.

Все более нестабильной становилась ситуация и в местных органах власти, где ключевые посты стали занимать представители демократической оппозиции. В Москве и Ленинграде к власти пришло общественно-политическое движение «Демократическая Россия» (в Москве - под руководством Г. X. Попова, в Ленинграде - А. А. Собчака). Кроме того, демократы заняли некоторые ключевые посты и в других Советах.

Параллельно с усилением политических позиций демократов, стали создаваться и другие политические партии, такие как Социал-демократическая, Либерально-демократическая, Христианско-демократическая. Некоторые из них были впоследствии официально зарегистрированы на партии общесоюзного значения, что придавало им совершенно другой статус и влияние.

Демократизация внутриполитической системы одним из своих следствий имела обострение отношений с союзными республиками, в которых все более отчетливо стали активизироваться сепаратистские настроения, а они в свою очередь, вызвали ответную реакцию противников отделения от Советского Союза.

В 1988 году начался вооруженный конфликт между Арменией и Азербайджаном за контроль в Нагорном Карабахе. Тогда же обострились отношения и в среднеазиатских республиках, что привело к кровопролитным столкновениям в Ферганской долине, Душанбе. В Южной Осетии и Абхазии внутриполитическое противостояние вылилось также в военный конфликт. Почти все союзные республики оказались охвачены политической борьбой, результатом которой становилось, в основном, открытое военное противостояние (Приднестровье, Прибалтийские республики).

Экономическое развитие. На предпоследнем съезде XXVII КПСС были выработаны мероприятия по ускорению социально-экономического развития. Основной задачей было признано увеличение ВВП на 4%, что позволило бы с большей интенсивностью финансировать социальную сферу. Однако выполнить этот план не удалось и уже к началу 90-х гг. уровень ВВП упал на 10%.

Попытки внедрить частное предпринимательство к ожидаемым результатам также не привели, так как не была четко продумана налогово-экономическая политика в отношении новых предпринимателей. Отсутствие кредитной и банковской системы тоже не способствовали налаживанию нового направления в экономике.

Таким образом экономическая ситуация ухудшалось и как результат глава правительства Н. И Рыжков в 1990 г. подал в отставку. Инфляция, обесценивавшая национальную валюту каждый месяц, все растущая безработица вызывало массовое недовольство. Даже в Москве, чего раньше никогда не было, ощущались сильные перебои с продовольствием и самыми необходимыми товарами народного потреб­ления.

Внешняя политика. После ввода советских войск в Афганистан в 1979 г. и начала там активных военных действий, Соединенные Штаты стали размещать (с 1983 г.) в странах своих союзников в Западной Европе ракеты дальнего действия. В ответ на это, СССР сделал то же самое на территории Чехословакии и ГДР. Обострения накалились до такой степени, что США и страны Западной Европы бойкотировали проводившую в Москве в 1980 г. Олимпиаду.

После прихода к власти М. С. Горбачева Советский Союз был вынужден пойти на некоторые уступки, что не в последнюю очередь было связано с тем, что Советское правительство искало поддержку (как политическую, так и финансово-экономическую) у западноевропейских стран в проведении своих реформ. В качестве жеста «доброй воли» Горбачев выдвинул предложение об упразднении обоих военных лагерей - ОВД и НАТО. Естественно, оно было отвергнуто и в конечном итоге было достигнуто взаимоприемлемое для всех сторон решение о разоружении.

К 1990 г. на территории Европы и СССР, и США убрали все свои ракеты средней и меньшей дальности. Помимо этого, советское правительство обязалось уничтожить ракеты, базировавшиеся в Сибири и на Дальнем Востоке. Основной уступкой СССР западноевропейским союзникам было решение о выводе войск с территории Афга­нистана. Хотя военные действия никакого реального успеха уже не приносили (ни в геополитическом, ни в экономическом плане), Советский Союз пошел на подписание в Женеве в 1988 г. соглашения с Соединенными Штатами по поводу дальнейшей политики в Афганистане. Окончательно вывод войск состоялся в 1989 г.

С другой стороны, новому советскому правительству было необходимо определяться и со своими отношениями и с союзниками по ОВД. Курс на либерализацию, провозглашенный Горбачевым во внутренней политике, привел к тому, что страны социалистического блока почувствовали себя свободными от прежнего жесткого контроля. Выбор в этих странах демократических правительств и последующий распад ОВД и СЭВ (Совет экономической взаимопомощи) окончательно закрепил новый расклад сил на международной арене.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.243.130 (0.027 с.)