Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конспект лекции на тему «Историческое развитие методологии науки»
Конспект лекции на тему «Историческое развитие методологии науки» «Уровни методологии науки» Литература: Д.В, Лубовский «Введение в методологические основы психологии» Обучающие цели: Знать: основные этапы становления методологии как науки, основные методологические проблемы психологии, сущность основных направлений в психологии (школы), знать сущность уровней методологии науки Уметь: выделять методологические основы психологических исследований, сопоставлять философские, общенаучные и психологические представления. Владеть: базовыми психологическими понятиями парадигма, методология, метод, наука, теория. Развивающие цели: развитие умений студентов обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения, развитие навыков рефлексивности, формирование коммуникативных навыков План содержания Историческое развитие методологии науки» 1.1Методология в философии Античности и Средних веков 1.2Методология науки в философии Нового времени 1.3.Возникновение методологических подходов в 18-19вв.Позитивизм. Неопозитивизм. Постпозитивизм 1.4.Проблемы методологии в отечественной науке 1.5.Рефлексивность современного научного познания
Уровни методологии науки» 2.1 Философско-мировоззренческий уровень в структуре методологического знания 2.2.Уровень общенаучной методологии 2.3. Уровень конкретно-научной методологии 2.4. Уровень процедуры и техники исследования План проведения 1.Вводная часть Цель: заинтересовать и настроить аудиторию на восприятие учебного материала. Сегодня на нашем занятии мы рассмотрим тему Историческое развитие методологии науки 1)Систематизация знаний по пройденной теме 2) Задание:Определите последовательность понятий: Наука -1, методология-3, парадигма-2, метод -4, методика-5 2.Основная часть Как вы считаете что является основой методологии психологии? (Марк- Лен Философия) Дисциплина «Методологические основы психологии» является синтетической, она находится на стыке различных отраслей философского и психологического знания,
Методология в философии Античности и Средних веков Методология как особый вид знания уходит своими историческими корнями в глубокую древность. С развитием культуры методология становится отдельным видом научной рефлексии. Возникновение методологических подходов в XVIII—XIX вв. Позитивизм С середины XIX в. появляются методологические подходы. Методологический подход- совокупность представлений о путях научного познания и развития науки, имеющих общие наиболее принципиальные моменты, несмотря на всю разницу между взглядами отдельных ученых. Первым в истории методологическим подходом стал Позитивизм — основной тезис: все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук. Главная мысль: наука познает не сущности, а только феномены. Дальнейшее развитие позитивизм получил благодаря Дж. Ст. Миллю и Г. Спенсеру. Неопозитивизм В неопозитивизме была впервые поставлена проблема критериев, позволяющих отличать научные высказывания от ненаучных. Постпозитивизм — новый этап в развитии методологии науки Этот этап в развитии методологического знания начался с конца 50-х гг. и представлен именами прежде всего Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабенда, С. Тул-мина, М. Полани. Лакатоса стало понятие исследовательской программы теории, являющейся величайшим научным достижением и обладающей эвристическим потенциалом. Уровни методологического знания Методологическое знание имеет свои структурные уровни — от наиболее общих к частным, имеющим отношение к решению задач конкретной науки Дуализм Декарта стал философской предпосылкой для В. Вундта и Э. Титченера. В то же время философской основой для ассоцианизма стал эмпиризм Дж. Локка. При этом за основу был взят ассоциативный принцип устройства психики, впервые сформулированный Б. Спинозой. Эти философские предпосылки стали основой для метода интроспекции. В основе бихевиоризма Дж. Уотсона и Э. Торндайка — классический идеал научной рациональности, причем в крайне механистическом и метафизическом варианте. Метафизические допущения проявились в одной из основополагающих идей классического бихевиоризма о том, что отсутствуют качественные различия между психикой животных и человека. Механицизм виден, например, в том, как применялись в классическом бихевиоризме количественные показатели (например, натяжение поводка собаки как непосредственный показатель силы мотивации). Американский прагматизм стал философско-методологической основой для теории личностных конструктов Дж. Келли. Что за школа? (Когнитивная психология) В первой трети XX в. одним из ведущих направлений философии стал феноменализм, основоположником которого является один из крупнейших философов того времени Э. Гуссерль (1867—1938). Многие авторы считают, что это направление философии стало мировоззренческой основой для гештальтпсихологии. В основе исходных представлений гештальт - психологии (М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка и др.) — философское положение о том, что все, данное человеку в сознании здесь - и - теперь, — его феноменальное поле. Марксизм как государственная идеология становится нормативной философско-методологической основой для советской психологии. Марксизм стал философско- методологической основой для культурно-исторической психологии Л. С. Выготского, психологической теории деятельности А. Н. Леонтьева. Конспект лекции на тему «Историческое развитие методологии науки» «Уровни методологии науки» Литература: Д.В, Лубовский «Введение в методологические основы психологии» Обучающие цели: Знать: основные этапы становления методологии как науки, основные методологические проблемы психологии, сущность основных направлений в психологии (школы), знать сущность уровней методологии науки Уметь: выделять методологические основы психологических исследований, сопоставлять философские, общенаучные и психологические представления. Владеть: базовыми психологическими понятиями парадигма, методология, метод, наука, теория. Развивающие цели: развитие умений студентов обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения, развитие навыков рефлексивности, формирование коммуникативных навыков План содержания
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 826; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.186.233 (0.006 с.) |