Конспект лекции на тему «Историческое развитие методологии науки» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конспект лекции на тему «Историческое развитие методологии науки»



Конспект лекции на тему «Историческое развитие методологии науки»

«Уровни методологии науки»

Литература: Д.В, Лубовский «Введение в методологические основы психологии»

Обучающие цели: Знать: основные этапы становления методологии как науки, основные методологические проблемы психологии, сущность основных направлений в психологии (школы), знать сущность уровней методологии науки

Уметь: выделять методологические основы психологических исследований, сопоставлять философские, общенаучные и психологические представления.

Владеть: базовыми психологическими понятиями парадигма, методология, метод, наука, теория.

Развивающие цели: развитие умений студентов обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения, развитие навыков рефлексивности, формирование коммуникативных навыков

План содержания

Историческое развитие методологии науки»

1.1Методология в философии Античности и Средних веков

1.2Методология науки в философии Нового времени

1.3.Возникновение методологических подходов в 18-19вв.Позитивизм. Неопозитивизм. Постпозитивизм

1.4.Проблемы методологии в отечественной науке

1.5.Рефлексивность современного научного познания

 

Уровни методологии науки»

2.1 Философско-мировоззренческий уровень в структуре методологического знания

2.2.Уровень общенаучной методологии

2.3. Уровень конкретно-научной методологии

2.4. Уровень процедуры и техники исследования

План проведения

1.Вводная часть

Цель: заинтересовать и настроить аудиторию на восприятие учебного материала.

Сегодня на нашем занятии мы рассмотрим тему Историческое развитие методологии науки

1)Систематизация знаний по пройденной теме

2) Задание:Определите последовательность понятий: Наука -1, методология-3, парадигма-2, метод -4, методика-5

2.Основная часть

Как вы считаете что является основой методологии психологии? (Марк- Лен Философия)

Дисциплина «Методологические основы психологии» является синтетической, она находится на стыке различных отраслей философского и психологического знания,

 

Методология в философии Античности и Средних веков

Методология как особый вид знания уходит свои­ми историческими корнями в глубокую древность. С развитием культуры методология стано­вится отдельным видом научной рефлексии.

Возникновение методологических подходов в XVIII—XIX вв.

Позитивизм

С середины XIX в. появляются методоло­гические подходы.

Методологический подход- совокупность представлений о путях научного познания и развития науки, имеющих об­щие наиболее принципиальные моменты, несмотря на всю разницу между взглядами отдельных ученых.

Первым в истории методологическим подходом стал

Позитивизм — основной тезис: все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук.

Главная мысль: наука по­знает не сущности, а только феномены.

Дальнейшее развитие позитивизм получил благо­даря Дж. Ст. Миллю и Г. Спенсеру.

Неопозитивизм

В неопозитивизме была впервые поставлена проблема критериев, позволяющих от­личать научные высказывания от ненаучных.

Постпозитивизм — новый этап в развитии методологии науки

Этот этап в развитии методологического знания начался с конца 50-х гг. и представлен именами преж­де всего Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабенда, С. Тул-мина, М. Полани.

Лакатоса стало понятие исследовательской программы теории, являющейся величайшим научным достиже­нием и обладающей эвристическим потенциалом.

Уровни методологического знания

Методологическое знание имеет свои структур­ные уровни — от наиболее общих к частным, имею­щим отношение к решению задач конкретной науки

Дуализм Декарта стал философской предпосылкой для В. Вундта и Э. Титченера.

В то же время философской основой для ассоцианизма стал эмпиризм Дж. Локка. При этом за основу был взят ассоциативный принцип устройства психики, впервые сформулированный Б. Спинозой. Эти философские предпосылки стали основой для метода интроспекции.

В основе бихе­виоризма Дж. Уотсона и Э. Торндайка — классический идеал научной рациональности, причем в крайне меха­нистическом и метафизическом варианте. Метафизи­ческие допущения проявились в одной из основопо­лагающих идей классического бихевиоризма о том, что отсутствуют качественные различия между пси­хикой животных и человека. Механицизм виден, на­пример, в том, как применялись в классическом би­хевиоризме количественные показатели (например, натяжение поводка собаки как непосредственный по­казатель силы мотивации).

Американский прагматизм стал философско-методологической основой для теории личностных кон­структов Дж. Келли. Что за школа? (Когнитивная психология)

В первой трети XX в. одним из ведущих направле­ний философии стал феноменализм, основоположни­ком которого является один из крупнейших филосо­фов того времени Э. Гуссерль (1867—1938). Многие авторы считают, что это направление философии ста­ло мировоззренческой основой для гештальтпсихологии. В основе исходных представлений гештальт - психологии (М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка и др.) — философское положение о том, что все, данное человеку в сознании здесь - и - теперь, — его феномена­льное поле.

Марксизм как государственная идеология стано­вится нормативной философско-методологической основой для советской психологии. Марк­сизм стал философско- методологической основой для культурно-исторической психологии Л. С. Вы­готского, психологической теории деятельности А. Н. Леонтьева.

Конспект лекции на тему «Историческое развитие методологии науки»

«Уровни методологии науки»

Литература: Д.В, Лубовский «Введение в методологические основы психологии»

Обучающие цели: Знать: основные этапы становления методологии как науки, основные методологические проблемы психологии, сущность основных направлений в психологии (школы), знать сущность уровней методологии науки

Уметь: выделять методологические основы психологических исследований, сопоставлять философские, общенаучные и психологические представления.

Владеть: базовыми психологическими понятиями парадигма, методология, метод, наука, теория.

Развивающие цели: развитие умений студентов обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения, развитие навыков рефлексивности, формирование коммуникативных навыков

План содержания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 792; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.8.42 (0.009 с.)