Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Обоснование стратегических решенийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Основные задачи по созданию эффективной экономики России будут решаться в XXI веке. Одним из наиболее важных инструментов здесь является менеджмент и те его инновации, которые характерны для последующих лет второго тысячелетия. Ключевыми моментами современной деятельности специалистов по управлению являются отказ от рационализма классических школ управления, использование в управлении теории систем и ситуационного подхода, признание социальной ответственности менеджмента. Экономика России выйдет из кризиса, когда в достатке будут талантливые люди, способные быстро принимать верные решения. Решение есть результат мыслительной деятельности человека, приводящий к какому либо выводу или к необходимым действиям. Решения предопределяют успешность деятельности любого менеджера, ибо любое его действие осуществляется на основе принятия решения. Отсутствие действий со стороны аппарата управления или менеджера является результатом принятого решения о нецелесообразности изменения в системе, т к. она развивается, изменяется и действует в соответствии с раннее принятым решением и достигает определенных целей Каждый человек ежедневно принимает множество решений на уровне здравого смысла, однако принятие их в организациях сложнее, так как постоянно меняются параметры внешней и внутренней среды. Управленческое решение есть творческий акт субъекта управления, определяющий программу деятельности коллектива организации по эффективному разрешению назревшей проблемы на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее состоянии. Решение - основной инструмент воздействия менеджера на управляемый объект. В нем в той или иной степени пересекаются и концентрируются все виды управленческой деятельности. Выборочные исследования показывают, что 70-80% времени работников аппарата управления расходуется на подготовку, принятие и выполнение собственных, а также поступивших "сверху" решений. Проблема принятия решений носит фундаментальный характер, что определяется их ролью в любой сфере человеческой деятельности. Управление есть абсолютно необходимый элемент экономики, без которого участие в экономических отношениях теряет смысл - в этом секрет неугасаемого интереса к управлению. Существовало представление, что определяющими для правильного решения являются профессиональный опыт и интуиция менеджера. Однако менеджеры все больше ощущают необходимость научного обоснования вариантов принимаемых решений. Такое обоснование может обеспечить теория принятия (разработки) решений, которая на основе обобщения материалов практической деятельности менеджеров, проведения экспериментальных исследований, использования современных методов прогнозирования разработанных рекомендаций по осуществлению каждого этапа процесса принятия решений. Для того, чтобы принять правильные решения, необходимо объективную составляющую (цель, ситуация, проблема и другие независимые от воли и сознания фактора) воспринимать адекватно, что возможно лишь на основе наличия у менеджеров глубоких знаний, соответствующего опыта и навыков. Решение может приниматься человеком в трех основных системах: технической, биологической и социальной. Техническая система включает станки, различное оборудование, приборы, современную электронную технику - все, что имеет инструкции для пользователя. Набор решений в технических системах ограничен и последствия реализаций их обычно предопределены: порядок управления автомобилем. Такие решения носят формализованный характер и выполняются в строго определенной последовательности. Профессионализм специалиста, принимающего решения в технической системе, влияет в основном на качество и своевременность выполнения принятого решения. Биологическая система включает флору и фауну планеты, в том числе и замкнутые биологические системы: муравейник, улей, человеческий организм. Эта система обладает уже большим разнообразием функционирования, чем техническая, но набор решений в этой системе также ограничен из-за медленного эволюционного развития животного и растительного мира. Тем не менее последствия решений в биологических системах часто оказываются мало предсказуемыми. Здесь необходима разработка нескольких альтернативных вариантов решений и выбор одного из них по определенным критериям. Профессионализм специалиста определяется его способностью находить надежную и полезную информацию, использовать соответствующие ситуации, методы разработки решений и способы выбора лучшего из альтернативных решений. Специалисты должны уметь отвечать на вопрос "Что будет, если не поможет, не взойдет?" - это профессии врача, агронома и др. Социальная (общественная) система характеризуется наличием человека в совокупности взаимосвязанных элементов: семья, коллектив, организация. Социальные системы существенно опережают биологические по разнообразию возникающих проблем. Набор решений в таких системах характеризуется большим разнообразием в средствах и методах реализации, так как главный объект управления здесь человек как личность. В зависимости от условий реализации решений в социальной системе руководитель может добиться со стороны подчиненных как сотрудничества, так и противостояния. Решение, принимаемое руководителем в социальной сфере, считается управленческим решением. Лицо, принимающее такое решение, называется ЛПР. Стратегические решения, принимаемые в организации, — это решения, определяющие долговременную перспективу ее развития. Стратегические решения принимаются в рамках стратегического управления, которое есть в любой организации. Элементы стратегического управления использовались в практической деятельности человечества с незапамятных времен, по всей видимости, с тех пор, когда люди начали объединяться в организации для достижения очень понятных и жизненно необходимых целей. Примером стратегических целей, ради достижения которых волей или неволей приходилось объединяться первобытному человеку, были такие цели, как "убить мамонта" или "отстоять от нападения неприятеля занятые племенем земли". Со временем мотивы объединения людей в организации изменялись. Изменялись стратегические цели, технологии, ресурсы и используемые системы управления, т. е. стратегии организаций. Так, скажем, в античные времена под стратегией понималось искусство разворачивания войск в бою, хотя элементы стратегического управления использовались не только при ведении боевых действий, но и при постройке крупных сооружений, при борьбе за государственную власть, при создании первых промышленных производств. Такое понимание стратегии говорит лишь о том, что в те времена стратегическое управление как самостоятельный раздел управленческой науки, впрочем, как и сама управленческая наука, еще не существовало. Предпосылкой к переосмыслению роли и задач стратегического управления послужило, с одной стороны, бурное промышленное и экономическое развитие в передовых странах Европы и в США, а с другой — широкое проникновение в практическую деятельность человека высоких интеллектуально емких технологий. К числу таких технологий относятся и технологии управления набирающими силу и становящимися все более мощными организациями — фабриками, заводами, торговыми предприятиями, банками, концернами, войсками, государствами. Если говорить об экономическом развитии стран, обеспечившем их современный уровень, то можно выделить три характерных его этапа. Так, скажем, и США первый этап (с 80-х годов XIX в. по 30-е годы XX в.), называемый эпохой массового производства, характеризовался резким ростом объемов и формированием инфраструктуры массового производства, обеспечивающей этот рост. С точки зрения стратегического управления характерен подход Генри Форда к решению управленческих проблем создания автомобилей и их реализации на рынках сбыта. Он наладил в огромных по тому времени объемах производство однотипных автомобилей модели "Т", впервые реализовав идею конвейера. Рынок характеризовало практическое отсутствие предложения. Поэтому, как правило, все, что производилось и удовлетворяло потребительский спрос, находило сбыт. Этот период характеризовался высокой степенью предсказуемости динамики развития и перспективы, что, безусловно, наложило отпечаток и на используемые управленческие технологии, в том числе и на технологии стратегического управления. Его основой являлось долгосрочное планирование. Вслед за этапом массового производства наступил этап, называемый эпохой массового сбыта (с 30-х по 50-е годы XX в.). К числу его провозвестников можно отнести основного конкурента фирмы "Форд" — автомобильную фирму "Дженерал моторс", руководство которой в лице Альфреда П. Слоуна - младшего осознало необходимость большей ориентации на потребителя, целесообразность диверсификации производства и организовало выпуск часто изменяющихся моделей раз личного цвета и стиля. "Дженерал моторс" избрала и другую стратегическую идею организации системы управления. В противовес авторитарному стилю руководства фирмой Генри Форда Альфредом П. Слоуном - младшим была использована идея широкого делегирования полномочий менеджерам. Наряду с правами и обязанностями, которые получили менеджеры, с возможностью принимать самостоятельные решения была введена эффективная система контроля, позволявшая руководителю иметь четкое представление о том, что происходит на доверенном ему участке, во всей фирме в целом. Именно на этапе массового сбыта возникает и начинает внедряться в практику бизнеса маркетинг, отражающий новый уровень взаимоотношений между производителем и потребителем, осознание того, что активным участником рыночного процесса является не только тот, кто продукцию производит, но и тот, кто эту продукцию потребляет. В большей степени начинает учитываться, что у потребителя появился выбор и что право принятия окончательного решения при совершении покупки - за потребителем. При этом, как правило, важен не столько единичный, сколько массовый, "средний", потребитель и его предпочтения, за которыми стоят совершенные сделки и покупки. Рынок сбыта для фирм, представленных на нем, становится менее предсказуемым. Стратегическое управление на этом этапе усложняется, его технологии становятся более разнообразными, что отражает усложнение ситуаций принятия стратегических решений. Основой его остается долгосрочное планирование с элементами учета неопределенности и использования развивающихся методов исследования операций. Третий этап, который начался в 50-е годы и продолжается сейчас, получил название постиндустриального. Он характеризуется возросшей сложностью ситуаций и отсутствием четко выраженных закономерностей, определяющих его. Питер Друкер, один из классиков современного менеджмента, считает его не имеющим закономерностей. На этом этапе развития экономических отношений важным становится не столько создание новых предприятий или фирм, сколько возросшее значение уровня и качества управления, вклачающее в том числе стратегический и оперативный маркетинг. От того, насколько эффективно управление организацией, начинает зависеть не только достижение той или иной стратегической цели, но и выживание организации. Не случайно стратегическое управление оформилось в самостоятельный раздел науки об управлении, да и термин "стратегическое управление" появился лишь в 60—70-х годах. Возросший уровень конкуренции, необходимость постоянного обновления продукции (как правило, период обновления выпускаемой продукции не превышает 5 лет), расширения ассортимента, предполагающего удовлетворение новых потребностей рынка, приводят к росту степени интеллектуализации производственных процессов, маркетинга, процессов управления и к широкому использованию в производстве последних достижений техники, изобретений, эффективных систем управления качеством, автоматизированных компьютерных систем. Возрастает до 10% мирового товарооборота продажа-покупка лицензий па использование патентов и ноу-хау, В острой конкурентной борьбе побеждает и завоевывает рынок более совершенная продукция, вызывающая больший покупательский спрос. На фирмах создаются собственные службы, основной задачей которых становится проектирование продукции и услуг, опережающих или по крайней мере не уступающих по техническому уровню и потребительскому спросу продукции и услуги, предлагаемым конкурентами. Революционную роль в совершенствовании технологий управления, в том числе стратегического, организацией сыграло появление современных компьютерных технологий и разнообразных систем поддержки принятия решений, интегрированных систем управления предприятием, автоматизированных расчетов экономической эффективности проектов. На современном этапе экономического развития усиливается роль стратегического управления в условиях отсутствия единых закономерностей и тенденций, возросшего уровня не определенности и обострившейся конкуренции. Отмечается разнообразие и сложность технологий, используемых при стратегическом управлении. Возрастает потребность в профессиональном подходе к принятию стратегических решений. Поэтому руководителю современного предприятия необходимо иметь представление об основах стратегического управления, чтобы возглавить процесс выработки и принятия стратегических решений, определяющих основные цели, направления и приоритеты функционирования и развития организации. Следует отметить, что даже в США переход от одного этапа экономического развития к другому в отраслях промышленности происходил неравномерно, как и в различных регионах мира, различающихся и промышленным потенциалом, и уровнем экономического развития. С нашей точки зрения, не совсем правильно сравнивать по уровню менеджмента управленческие технологии, относящиеся к различным периодам экономического развития. Нельзя рассматривать управленческую технологию и оценивать ее эффективность в отрыве от конкретной экономической ситуации. Так, мы не рискнули бы сказать, что управленческие технологии Г. Форда менее эффективны, чем технологии, использованные А. П. Слоуном - младшим. В эпоху массового производства управленческие технологии Г. Форда сработали, ему удалось впервые решить такие стратегические задачи, как выпуск массового автомобиля, внедрение идеи конвейерного производства и т. д. Но после того как ситуация (объект управления) изменилась, были востребованы и оказались более эффективными новые управленческие технологии. И тот факт, что компания "Форд", еще в 1921 г. владевшая 56% рынка легковых автомобилей по сравнению с 13% компании "Дженерал моторе", к 1927 г. владела менее 10% рынка, а "Дженерал моторе" — 43,5%, достаточно показателен. Современный этап экономического развития, наступивший в 50-е годы, также, по всей видимости, может быть классифицирован более детально. Скажем, чем не основание для такой классификации начавшееся с середины 80-х годов широкое внедрение в практику управления предприятиями и фирмами информационных технологий, в основе которых использование возможностей современной компьютерной техники? Это значительно изменило управление организацией, проектирование новой продукции, технологию ведения экономических и финансовых расчетов, а во многих отраслях и производственные технологии (например, станки с программно-числовым управлением и т. д.).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.40.90 (0.012 с.) |