Понятие количества информации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие количества информации



ЛЕКЦИИ

По курсу

«Информатика и ИКТ»


 

РАЗДЕЛ 1.

ЛЕКЦИЯ 1.

Информатика и информация.

Понятие информатики

Термин «информатика» (франц. informatique) происходит от французских слов information (информация) и automatique (автоматика) и дословно означает «информационная автоматика». Этот термин введён во Франции в середине 60-х годов XX века, когда началось широкое использование вычислительной техники. Тогда в англоязычных странах вошёл в употребление термин «Computer Science», что означает буквально «компьютерная наука», для обозначения науки о преобразовании информации, которая базируется на использовании вычислительной техники. Теперь эти термины являются синонимами.

Информатика — это комплексная, техническая наука, которая изучает и систематизирует законы и приемы создания, сохранения, воспроизведения, получения, обработки и передачи данных средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ними.

Предмет информатики как науки составляют:

– аппаратное обеспечение средств вычислительной техники;

– программное обеспечение средств вычислительной техники;

– средства взаимодействия аппаратного и программного обеспечения;

– средства взаимодействия человека с аппаратными и программными средствами.

Средства взаимодействия в информатике принято называть интерфейсом. Поэтому средства взаимодействия аппаратного и программного обеспечения иногда называют также программно-аппаратным интерфейсом, а средства взаимодействия человека с аппаратными и программными средствами — интерфейсом пользователя.

Основной задачей информатики как науки - это систематизация приёмов и методов работы с аппаратными и программными средствами вычислительной техники.

В информатике можно выделить три части: Hardware (устройства ЭВМ), Software (программные средства), Brainware (алгоритмы и теоретические методы решения задач на ЭВМ).

Программное обеспечение - это совокупность всех программ, используемых компьютерами, а также вся область деятельности по их созданию и применению.

К программным средствам относятся операционные системы, интегрированные оболочки, системы программирования и проектирования программных продуктов, различные прикладные пакеты, такие, как текстовые и графические редакторы, бухгалтерские и издательские системы и т. д.

Алгоритмы - это правила, предписывающие выполнение последовательностей действий, приводящих к решению задачи. Нельзя приступить к программированию, не разработав предварительно алгоритм решения задачи.

 
 

 


Рис. 1 Структура информатики

 


Понятие информации.

Термин информация происходит от латинского слова informatio – разъяснение, изложение. Первоначальное значение этого термина – «сведения, передаваемые людьми устным, письменным или иным способом». В середине ХХ века термин «информация» превратился в общенаучное понятие, означающее обмен сведениями между людьми, между человеком и автоматом, между автоматами, а также обмен сигналами в животном и растительном мире.

Информация - это совокупность сведений (данных), которые воспринимаются из окружающей среды (источник информации), передаются в окружающую среду (получатель информации) или остаются внутри определенной системы.

Потребитель информации
Сигнал
Источник информации
Как следует из определения, с информацией всегда связывают три понятия (их взаимосвязь показана на рис. 2):

       
   

 


Рис. 2. Схема взаимосвязи основных понятий информации.

Источник информации - это элемент окружающего мира, сведения о котором являются объектом преобразования.

Сигнал - материальный носитель, который фиксирует информацию для переноса её от источника к потребителю.

Потребитель информации - это элемент окружающего мира, который использует информацию.

Например: сообщение, содержащее информацию о прогнозе погоды, передаётся приёмнику (телезрителю) от источника - специалиста-метеоролога посредством канала связи - телевизионной передающей аппаратуры и телевизора.

Классификация информации

Информацию можно разделить на виды по нескольким признакам.

1) По способам восприятия

Для человека информация подразделяется на виды в зависимости от типа воспринимающих её рецепторов.

1. Визуальная — воспринимаемая органами зрения;

2. Аудиальная —воспринимаемая органами слуха;

3. Тактильная — воспринимаемая тактильными рецепторами;

4. Обонятельная — воспринимаемая обонятельными рецепторами;

5. Вкусовая — воспринимаемая вкусовыми рецепторами.

2) По форме представления информация делится на следующие виды:

1. Текстовая— передаваемая в виде символов;

2. Числовая — в виде цифр и знаков;

3. Графическая — в виде изображений, событий, предметов, графиков.

4. Звуковая — устная или в виде записи передача лексем (слово, выражение, оборот речи) языка аудиальным путём.

3) По предназначению

1. Массовая — содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума (обыденная, общественно-политическая, эстетическая).

2. Специальная — содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация (научная, техническая, управленческая, производственная).

3. Личная — набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции (наши знания, умения, интуиция).

Свойства информации

Как и всякий объект, информация обладает свойствами.

С точки зрения информатики наиболее важными представляются следующие общие качественные свойства: объективность, достоверность, полнота, точность, актуальность, полезность, ценность, своевременность, понятность, доступность, краткость и т. д.


 

1. Объективность. Информация, которая отражает явления или объекты материального мира и не зависит от методов её фиксации, чьего-либо мнения, суждения является объективной.

Например, сообщение «На улице тепло» несёт субъективную информацию, а сообщение «На улице 22°С» – объективную, но с точностью, зависящей от погрешности средства измерения.

Объективную информацию можно получить с помощью исправных датчиков, измерительных приборов. Отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестает быть объективной, так как, преобразовывается (в большей или меньшей степени) в зависимости от мнения, суждения, опыта, знаний конкретного субъекта.

2. Достоверность.Информация, отражающая истинное положение дел и помогающая принять нам правильное решение является достоверной.

Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Достоверная информация со временем может стать недостоверной, так как она обладает свойством устаревать, то есть перестает отражать истинное положение дел.

Информация, которая может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений является недостоверной.

Недостоверной информация может быть по следующим причинам:

· преднамеренное искажение (дезинформация) или непреднамеренное искажение субъективного свойства;

· искажение в результате воздействия помех («испорченный телефон») и недостаточно точных средств ее фиксации.

3. Полнота. Информацию можно назвать полной, если её достаточно для понимания и принятия решений. Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению.

Избыточный набор также затрудняет доступ к нужным данным, создает повышенный информационный шум, что также вызывает необходимость дополнительных методов (фильтрация, сортировка). И неполный и избыточный наборы затрудняют получение информации и принятие адекватного решения.

4.Точность информации определяется степенью её близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т. д.

5. Адекватность - это степень соответствия реальному объективному состоянию дела. Неадекватная информация может образовываться на основе неполных или недостоверных данных.

6. Доступность - это возможность получения информации при необходимости. Доступность складывается из двух составляющих: из доступности данных и доступности методов. Отсутствие хотя бы одного даёт неадекватную информацию.

7. Актуальность информации – важность для настоящего времени, злободневность, насущность. Только вовремя полученная информация может быть полезна. Устаревшая информация может приводить к ошибочным результатам.

Например, программа телепередач на нынешнюю неделю будет неактуальна для многих телезрителей на следующей неделе.

Понятие об информации мы уже рассмотрели.

Теперь остановимся на рассмотрении таких понятий как данные и информационные процессы.

Данные – это составная часть информации, представляющая собой зарегистрированные сигналы.

Информация не существует сама по себе, она проявляется в информационных процессах.

Информационные процессы - это процессы, связанные с получением, хранением, обработкой и передачей информации (т. е. действия, выполняемые с информацией). Т. е. это процессы, в ходе которых изменяется содержание информации или форма её представления.

Во время информационного процесса данные преобразовываются из одного вида в другой с помощью методов.

Основные методы обработки данных:

· Сбор (ввод) данных - накопление данных с целью обеспечения достаточной полноты для принятия решений;

· Формализация данных - приведение данных поступающих из разных источников, к одинаковой форме, для повышения их доступности;

· Фильтрация данных - устранение лишних данных, в которых нет необходимости для повышения достоверности и адекватности;

· Сортировка данных - упорядочивание данных по заданному признаку с целью удобства использования;

· Архивация данных – организация хранения данных в удобной и доступной форме;

· Защита данных - комплекс мер, направленных на предотвращение потерь, воспроизведения и модификации данных;

· Транспортировка данных - прием и передача данных между участниками информационного процесса. Источник данных принято называть сервером, а потребителя - клиентом;

· Преобразование данных - перевод данных из одной формы в другую, или из одной структуры в другую, или изменение типа носителя.

РАЗДЕЛ 2.

ЛЕКЦИЯ 2.

Системный блок

Системный блок - основной узел, внутри которого установлены наиболее важные компоненты. Устройства, находящиеся внутри системного блока называются внутренними, а подключаемые к нему снаружи - внешними и периферийными. Основной характеристикой корпуса системного блока является параметр, называемый форм-фактором. От него зависят требования, предъявляемые к размещаемым устройствам. Форм-фактор системного блока обязательно должен быть согласован с форм-фактором главной (системной, материнской) платы. В настоящее время наиболее распространенны корпуса с форм-фактором ATX. Корпуса поставляются вместе с блоком питания.

Жёсткий диск

Жёсткий диск - устройство для долговременного хранения больших объёмов данных и программ.

На самом деле, это не один диск, а группа дисков, имеющих магнитное покрытие и вращающихся с высокой скоростью. Над поверхностью каждого диска располагается головка чтения-записи. При высоких скоростях вращения возникает аэродинамическая подушка между поверхностью диска и головкой. При изменении силы тока, протекающего через головку, меняется напряженность магнитного поля в зазоре, что вызывает изменение магнитного поля ферромагнитных частиц, образующих покрытие диска. Так осуществляется запись на диск. Чтение происходит в обратном порядке. Намагниченные частицы наводят в головке ЭДС самоиндукции, возникают электромагнитные сигналы, которые усиливаются и передаются на обработку. Управление работой жёсткого диска осуществляется специальным устройством - контроллером жесткого диска. Функции контроллера частично вмонтированы в жёсткий диск, а частично находятся на микросхемах чипсета. Отдельные виды высокопроизводительных контроллеров поставляются на отдельной плате.

Дисковод гибких дисков

Для оперативного переноса небольших (до 1.4Мб) объёмов информации используются гибкие диски, которые вставляют в специальный накопитель - дисковод.

Видеокарта

Совместно с монитором видеокарта образует видеосистему компьютера. Видеокарта(видеоадаптер) выполняет все операции, связанные с управлением экраном монитора и содержит видеопамять в которой хранятся данные об изображении.

Звуковая карта

Звуковая карта выполняет операции, связанные с обработкой звука, речи, музыки. Звук воспроизводится через колонки (наушники), подключаемые к выходу звуковой карты. Имеется также разъём для подключения микрофона. Основным параметром ЗК является разрядность, Чем выше разрядность, тем меньше погрешность, связанная с оцифровкой, тем лучше звучание.

Порты (каналы ввода - вывода)

На задней стенке корпуса современных ПК размещены (точнее могут размещаться) следующие порты:

Game - для игровых устройств (для подключения джойстика)

VGA - интегрированный в материнскую плату VGA – контроллер для подключения монитора для офисного или делового ПК

COM - асинхронные последовательные (обозначаемые СОМ1—СОМЗ). Через них обычно подсоединяются мышь, модем и т.д.

PS/2 – асинхронные последовательные порты для подключения клавиатура и манипулятора мышь

LPT - параллельные (обозначаемые LPT1—LPT4), к ним обычно подключаются принтеры

USB - универсальный интерфейс для подключения 127 устройств (этот интерфейс может располагаться на передней или боковой стенке корпуса)

IEЕЕ-1394 (FireWire) - интерфейс для передачи больших объемов видео информации в реальном времени (для подключения цифровых видеокамер, внешних жестких дисков, сканеров и другого высокоскоростного оборудования). Интерфейсом FireWire оснащены все видеокамеры, работающие в цифровом формате. Может использоваться и для создания локальных сетей.

iRDA - инфракрасные порты предназначены для беспроводного подключения карманных или блокнотных ПК или сотового телефона к настольному компьютеру. Связь обеспечивается при условии прямой видимости, дальность передачи данных не более 1 м. Если в ПК нет встроенного iRDA адаптера, то он может быть выполнен в виде дополнительного внешнего устройства (USB iRDA адаптера), подключаемого через USB-порт.

Bluetooth ("блутус")- высокоскоростной микроволновый стандарт, позволяющий передавать данные на расстояниях до 10 метров. Если нет встроенного Bluetoothадаптера, то он может быть выполнен в виде дополнительного внешнего устройства (USB bluetooth адаптера), подключаемого через USB-порт. USB bluetooth адаптеры предназначены для беспроводного подключения карманных или блокнотных ПК, или сотового телефона к настольному компьютеру

Разъемы звуковой карты: для подключения колонок, микрофона и линейный выход.

Необходимо отметить, что наличие или отсутствие в ПК перечисленных портов зависит от его стоимости и уровня современности.

В системном блоке расположены основные узлы компьютера:

Системная или материнская плата (motherboard), на которой установлены дочерние платы (контроллеры устройств, адаптеры или карты) и другие электронные устройства:

блок питания, преобразующий электропитание сети в постоянный ток низкого напряжения, для электронных схем компьютера;

накопитель на жестком магнитном диске, предназначенный для чтения и записи на несъемный жесткий магнитный диск (винчестер).

накопители на оптических дисках (типа DVD - RW или CD – RW), предназначенные для чтения и записи на компакт - диски

накопители (или дисководы) для гибких магнитных дисков, используемые для чтения и записи на дискеты;

устройства охлаждения

Периферийные устройства

Периферийные устройства подключаются к интерфейсам компьютера и предназначены для выполнения вспомогательных операций.

По значению периферийные устройства можно подразделить на:

· устройства ввода данных

Клавиатура - устройство ввода символьных данных.

Мышь - устройство командного управления

Сканеры, планшеты (дигитайзеры), цифровые фото и видео-камеры - устройства для ввода графических данных

· устройства выхода данных

Принтеры

Лазерные. Обеспечивают высокое качество печати и высокую скорость.

Струйные. Главное назначение - цветная печать. Превосходят лазерные по показателю качество/цена.

· устройства хранения данных

Флэш-диски. Устройство хранения данных на основе энергонезависимой флэш-памяти. Имеет минимальные размеры и допускает "горячее" подключение через разъём USB, после чего распознаётся как жёсткий диск. Объем флэш-диска может составлять от 32 Мб до нескольких Гб.

· устройства обмена данными

Модем

o Устройство, предназначенное для обмена информацией между удалёнными компьютерами по каналам связи. В зависимости от типа канала модемы подразделяют на радио-модемы, кабельные и т.д. Наиболее распространены модемы для телефонных линий.

Микропроцессор

Центральный микропроцессор (небольшая микросхема, выполняющая все вычисления и обработку информации) – это ядро ПК. В компьютерах типа IBM PC используются микропроцессоры фирмы Intel и совместимые с ними микропроцессоры других фирм.

Компоненты микропроцессора:

АЛУ выполняет логические и арифметические операции

Устройство управления управляет всеми устройствами ПК

Регистры используются для хранения данных и адресов

Схема управления шиной и портами – осуществляет подготовку устройств к обмену данными между микропроцессором и портом ввода – вывода, а также управляет шиной адреса и управления.

Основные характеристики процессора:

Разрядность – число двоичных разрядов, одновременно обрабатываемых при выполнении одной команды. Большинство современных процессоров – это 32 – разрядные процессоры, но выпускаются и 64 - разрядные процессоры.

Тактовая частота – количество циклов работы устройства за единицу времени. Чем выше тактовая частота, тем выше производительность.

Наличие встроенного математического сопроцессора

Наличие и размер Кэш- памяти.

Оперативная память

Оперативное запоминающее устройство (ОЗУ или RAM) - область памяти, предназначенная для хранения информации в течение одного сеанса работы с компьютером. Конструктивно ОЗУ выполнено в виде интегральных микросхем.

Из нее процессор считывает программы и исходные данные для обработки в свои регистры, в нее записывает полученные результаты. Название “оперативная” эта память получила потому, что она работает очень быстро, в результате процессору не приходится ждать при чтении или записи данных в память.

Однако быстродействие ОЗУ ниже быстродействия регистров процессора, поэтому перед выполнением команд процессор переписывает данные из ОЗУ в регистры. По принципу действия различают динамическую память и статическую.

Ячейки динамической памяти представляют собой микроконденсаторы, которые накапливают заряд на своих обкладках. Ячейки статической памяти представляют собой триггеры, которые могут находиться в двух устойчивых состояниях.

Основные параметры, которые характеризуют ОЗУ – это емкость и время обращения к памяти. ОЗУ типа DDR SDRAM (синхронная память с двойной скорость передачи данных) считается наиболее перспективной для ПК.

Кэш-память

Компьютеру необходимо обеспечить быстрый доступ к оперативной памяти, иначе микропроцессор будет простаивать, и быстродействие компьютера уменьшится. Поэтому современные компьютеры оснащаются Кэш-памятью или сверхоперативной памятью.

При наличии Кэш-памяти данные из ОЗУ сначала переписываются в нее, а затем в регистры процессора. При повторном обращении к памяти сначала производится поиск нужных данных в Кэш-памяти и необходимые данные из Кэш-памяти переносятся в регистры, поэтому повышается быстродействие.

Контроллеры

Только та информация, которая хранится в ОЗУ, доступна процессору для обработки. Поэтому необходимо, чтобы в его оперативной памяти находились программа и данные.

В ПК информация с внешних устройств (клавиатуры, жесткого диска и т.д.) пересылается в ОЗУ, а информация (результаты выполнения программ) с ОЗУ также выводится на внешние устройства (монитор, жесткий диск, принтер и т.д.).

Таким образом, в компьютере должен осуществляться обмен информацией (ввод-вывод) между оперативной памятью и внешними устройствами. Устройства, которые осуществляют обмен информацией между оперативной памятью и внешними устройствами называются контроллерами или адаптерами, иногда картами. Контроллеры, адаптеры или карты имеют свой процессор и свою память, т.е. представляют собой специализированный процессор.

Контроллеры или адаптеры (схемы, управляющие внешними устройствами компьютера) находятся на отдельных платах, которые вставляются в унифицированные разъемы (слоты) на материнской плате.


Системная магистраль

Системная магистраль (шина) - это совокупность проводов и разъемов, обеспечивающих объединение всех устройств ПК в единую систему и их взаимодействие.

Для подключения контроллеров или адаптеров современные ПК снабжены такими слотами как PCI. Слоты PCI – E Express для подключения новых устройств к более скоростной шине данных. Слоты AGP предназначены для подключения видеоадаптера

Для подключения накопителей (жестких дисков и компакт-дисков) используются интерфейсы IDE и SCSI. Интерфейс – это совокупность средств соединения и связи устройств компьютера.

Подключение периферийных устройств (принтеры, мышь, сканеры и т.д.) осуществляется через специальные интерфейсы, которые называются портами. Порты устанавливаются на задней стенке системного блока.

Слоты (разъемы) расширения конфигурации ПК предназначены для подключения дополнительных устройств к основной шине данных компьютера. К основным платам расширения, предназначенным для подключения к шине дополнительных устройств, относятся:

Видеоадаптеры (видеокарты)

Звуковые платы

Внутренние модемы

Сетевые адаптеры (для подключения к локальной сети)

SCSI – адаптеры

Принципы фон Неймана

Большинство современных ЭВМ строится на базе принципов, сформулированных американским ученым Джоном фон Нейманов еще в 1945 году в его предложениях по машине EDVAC.Эта ЭВМ была одной из первых машин с хранимой программой, т.е. программой, хранящейся в памяти машины, а не считываемой с перфокарты или другого подобного устройства. Перечислим основные принципы Джона фон Неймана:

1 Принцип программного управления. Работа ЭВМ, как и остальные данные с которыми работает машина.

2.Принцип двоичного кодирования. Вся информация в компьютере кодируется в двоичном коде.

ЭВМ должна состоять из:

Арифметико-логического устройства, предназначенного для выполнения арифметических и логических операций;

Устройства управления, которое управляет всей работой машины;

Запоминающего устройства;

Устройства ввода-вывода информации.

Арифметико-логическое устройство и устройство управления обычно объединяются в одно, называемое центральным процессором.

Контрольные вопросы

1. Перечислите все устройства, которые относятся к устройствам вывода информации.

2. Какие устройства не относятся к конфигурации ЭВМ?

3. Что такое периферийные устройства компьютера?

4. Какое устройство предназначено для приёма, хранения и выдачи информации?

5. Перечислите все устройства, которые относятся к устройствам ввода информации.

6. Какие виды внутренней памяти вам известны, перечислите их.

7. Что такое шина?

8. Зачем нужны порты? (какова их функция).

9. Что такое чипсет?

10. Зачем нужны протоколы?


ЛЕКЦИЯ 3.

Программное обеспечение ПК

Программное и аппаратное обеспечение в компьютере работают в неразрывной связи и в непрерывном взаимодействии.

Программное обеспечение (ПО) — это совокупность всех программ и служебных данных для них, предназначенных для управления компьютером.

В основу работы компьютеров положен программный принцип управления, состоящий в том, что компьютер выполняет действия по заранее заданной программе. Этот принцип обеспечивает универсальность использования компьютера: в определенный момент времени решается задача соответственно выбранной программе. После ее завершения в память загружается другая программа и т.д.

Программа - это запись алгоритма решения задачи в виде последовательности команд или операторов языком, который понимает компьютер. Конечной целью любой компьютерной программы является управление аппаратными средствами.

Для нормального решения задач на компьютере нужно, чтобы программа была отлажена, не требовала доработок и имела соответствующую документацию. Поэтому, относительно работы на компьютере часто используют термин программное обеспечение (software), под которым понимают совокупность программ, процедур и правил, а также документации, касающихся функционирования системы обработки данных.

Программное и аппаратное обеспечение в компьютере работают в неразрывной связи и взаимодействии. Состав программного обеспечения вычислительной системы называется программной конфигурацией. Между программами существует взаимосвязь, то есть работа множества программ базируется на программах низшего уровня.

Междупрограммный интерфейс - это распределение программного обеспечения на несколько связанных между собою уровней.

Ни для кого не секрет, что даже самый мощный, современный и дорогой компьютер без операционной системы и дополнительных программ способен лишь выполнять функцию пресс-папье. В 1975 году был разработан первый персональный (то есть доступный простому человеку) компьютер в истории - Altair 8800. Возможно, сейчас это покажется странным, но компания MITS, сконструировавшая "Альтаир",недооценив роль ПО в компьютерной индустрии, не удосужилась разработать для него операционную систему. Работа с "Альтаиром" без ОС, однако, была возможна, но представляла собой адский труд: для того, чтобы заставить компьютер хоть что-то делать, необходимо было манипулировать десятками переключателей - двоичных ключей, что представляло собой тяжёлую работу даже для тех, кто разбирался в математике и радиоэлектронике. Впрочем, ситуация с ОС вскоре изменилась: двумя студентами Гарварда была разработана операционная система Altair BASIC, которая позволяла запускать на "Альтаире" разного рода программы, написанные на "Бейсике" - одним из самых простых языков программирования. Имена двух студентов, "вдохнувших жизнь" в "Альтаир", известны каждому компьютерщику - это Билл Гейтс и Пол Аллен, основатели компании Microsoft, ставшей впоследствии одной из крупнейших транснациональных корпораций мира.

ЛЕКЦИЯ 4.

Нормативно-правовые основы

ЛЕКЦИИ

По курсу

«Информатика и ИКТ»


 

РАЗДЕЛ 1.

ЛЕКЦИЯ 1.

Информатика и информация.

Понятие информатики

Термин «информатика» (франц. informatique) происходит от французских слов information (информация) и automatique (автоматика) и дословно означает «информационная автоматика». Этот термин введён во Франции в середине 60-х годов XX века, когда началось широкое использование вычислительной техники. Тогда в англоязычных странах вошёл в употребление термин «Computer Science», что означает буквально «компьютерная наука», для обозначения науки о преобразовании информации, которая базируется на использовании вычислительной техники. Теперь эти термины являются синонимами.

Информатика — это комплексная, техническая наука, которая изучает и систематизирует законы и приемы создания, сохранения, воспроизведения, получения, обработки и передачи данных средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ними.

Предмет информатики как науки составляют:

– аппаратное обеспечение средств вычислительной техники;

– программное обеспечение средств вычислительной техники;

– средства взаимодействия аппаратного и программного обеспечения;

– средства взаимодействия человека с аппаратными и программными средствами.

Средства взаимодействия в информатике принято называть интерфейсом. Поэтому средства взаимодействия аппаратного и программного обеспечения иногда называют также программно-аппаратным интерфейсом, а средства взаимодействия человека с аппаратными и программными средствами — интерфейсом пользователя.

Основной задачей информатики как науки - это систематизация приёмов и методов работы с аппаратными и программными средствами вычислительной техники.

В информатике можно выделить три части: Hardware (устройства ЭВМ), Software (программные средства), Brainware (алгоритмы и теоретические методы решения задач на ЭВМ).

Программное обеспечение - это совокупность всех программ, используемых компьютерами, а также вся область деятельности по их созданию и применению.

К программным средствам относятся операционные системы, интегрированные оболочки, системы программирования и проектирования программных продуктов, различные прикладные пакеты, такие, как текстовые и графические редакторы, бухгалтерские и издательские системы и т. д.

Алгоритмы - это правила, предписывающие выполнение последовательностей действий, приводящих к решению задачи. Нельзя приступить к программированию, не разработав предварительно алгоритм решения задачи.

 
 

 


Рис. 1 Структура информатики

 


Понятие информации.

Термин информация происходит от латинского слова informatio – разъяснение, изложение. Первоначальное значение этого термина – «сведения, передаваемые людьми устным, письменным или иным способом». В середине ХХ века термин «информация» превратился в общенаучное понятие, означающее обмен сведениями между людьми, между человеком и автоматом, между автоматами, а также обмен сигналами в животном и растительном мире.

Информация - это совокупность сведений (данных), которые воспринимаются из окружающей среды (источник информации), передаются в окружающую среду (получатель информации) или остаются внутри определенной системы.

Потребитель информации
Сигнал
Источник информации
Как следует из определения, с информацией всегда связывают три понятия (их взаимосвязь показана на рис. 2):

       
   

 


Рис. 2. Схема взаимосвязи основных понятий информации.

Источник информации - это элемент окружающего мира, сведения о котором являются объектом преобразования.

Сигнал - материальный носитель, который фиксирует информацию для переноса её от источника к потребителю.

Потребитель информации - это элемент окружающего мира, который использует информацию.

Например: сообщение, содержащее информацию о прогнозе погоды, передаётся приёмнику (телезрителю) от источника - специалиста-метеоролога посредством канала связи - телевизионной передающей аппаратуры и телевизора.

Классификация информации

Информацию можно разделить на виды по нескольким признакам.

1) По способам восприятия

Для человека информация подразделяется на виды в зависимости от типа воспринимающих её рецепторов.

1. Визуальная — воспринимаемая органами зрения;

2. Аудиальная —воспринимаемая органами слуха;

3. Тактильная — воспринимаемая тактильными рецепторами;

4. Обонятельная — воспринимаемая обонятельными рецепторами;

5. Вкусовая — воспринимаемая вкусовыми рецепторами.

2) По форме представления информация делится на следующие виды:

1. Текстовая— передаваемая в виде символов;

2. Числовая — в виде цифр и знаков;

3. Графическая — в виде изображений, событий, предметов, графиков.

4. Звуковая — устная или в виде записи передача лексем (слово, выражение, оборот речи) языка аудиальным путём.

3) По предназначению

1. Массовая — содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума (обыденная, общественно-политическая, эстетическая).

2. Специальная — содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация (научная, техническая, управленческая, производственная).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 881; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.15.149 (0.144 с.)