Шевелились у цветка все четыре лепестка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шевелились у цветка все четыре лепестка



Оборудование: вырезанный из картона цветок, такого же цвета бумажная бабочка.

* * *

На столе лежит цветок, на нем бумажная бабочка. Логопед читает загадку.

Логопед

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

(Бабочка.)

По команде логопеда ребенок набирает воздух через нос и начинает медленно и плавно дуть на цветок с бабочкой. Бабочка должна улететь с цветка. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе.

Инструкция.

Солнышко

Оборудование: картинка с нарисованные белыми облаками, вырезанное из бумаги солнышко.

* * *

На уровне рта ребенок держит картинку с облаками, на которой у края лежит солнышко.

Логопед. Подуй на солнышко так, чтобы оно поднялось высоко и обогрело всех своим теплом.

По команде логопеда ребенок набирает воздух через нос и начинает плавно и медленно дуть на солнышко. Солнышко медленно передвигается к верхнему краю картинки. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе.

Инструкция.

Луна

Оборудование: картинка с изображение ночного звездного неба, вырезанная из бумаги луна.

* * *

На столе лежит картинка с изображением ночного неба, на которой у края лежит луна.

Логопед. Луна ночью передвигается по звездному небу; смотри, вот так.

Логопед показывает, как правильно дуть на луну, чтобы она медленно передвигалась по ночному небу. По команде ребенок набирает воздух через нос и начинает плавно и медленно дуть на луну.

Инструкция.


Колобок

Оборудование: сюжетная картинка из сказки «Колобок» с изображение лисы; вырезанный из бумаги Колобок.

* * *

На столе лежит сюжетная картинка. На нос лисы положить бумажного Колобка.

Логопед. Давай попробуем спасти Колобка. Подуй на него, и он убежит от лисы.

По команде логопеда ребенок набирает воздух через нос и начинает плавно и медленно дуть на Колобка, тот «убегает» от лисы.

Инструкция.

Хоккей

Оборудование: картинка, на которой нарисован каток и ворота на льду; вырезанная из бумаги шайба.

* * *

На столе лежит картинка с изображением хоккейных ворот. У края картинки лежит шайба.

Логопед. Попробуй забить шайбу в ворота.

По команде логопеда ребенок набирает воздух через нос и начинает плавно и медленно дуть целенаправленно на шайбу.

Инструкция.

Катание со снежной горки

Оборудование: картинка с изображением горки, вырезанные из бумаги санки с детьми.

* * *

На столе лежит картинка с изображением снежной горки. На верхней части горки нарисованы санки с детьми.

Логопед. А теперь подуй на санки так, чтобы они скатились с горки. Посмотри, как я это сделаю.

Логопед показывает, как правильно дуть на санки, чтобы они медленно спускались с горки. По команде ребенок набирает воздух через нос и начинает плавно и медленно дуть на санки.

Инструкция.

Игра в снежки

Оборудование: картинка с изображением детей, играющих в снежки, маленькие ватные шарики.

* * *

На столе лежит картинка с изображением детей, играющих в снежки. На ней лежат ватные шарики. По обе стороны картинки, напротив друг друга сидят дети.

Логопед. Ребята, вспомните, как зимой вы играли в снежки. Дуть нужно по очереди.

По команде логопеда первый ребенок набирает воздух через нос и начинает плавно и медленно дуть целенаправленно на ватные шарики. Посчитать, сколько шариков долетело до второго ребенка. Затем дует второй ребенок. Выигрывает тот, у кого больше шариков долетело до цели.

Инструкция.

Праздничный салют

Оборудование: картинка с изображением праздничного салюта; разноцветные новогодние дождинки, разрезанные на маленькие кусочки.

* * *

На столе лежит картинка с изображением праздничного салюта, на ней лежат разноцветные маленькие дождинки.

Логопед. Давай устроим праздничный салют. Подуй на «салютики», и они вспыхнут праздничными огоньками. Посмотри, как получилось у меня, попробуй и ты.

Логопед показывает, как правильно дуть на салют. По команде ребенок набирает воздух через нос и начинает плавно и медленно дуть на «салютики».

Инструкция.

Чайник

Оборудование: картинка с изображением чайника, крышка у чайника вырезана и накладывается сверху.

* * *

На столе перед ребенком картинка с изображение чайника с вырезанной крышкой.

Логопед. Чайник начал закипать, и крышка стала приподниматься вот так. Я плавно дую на крышку, и она подпрыгивает, как у настоящего чайника. Попробуй и ты.

По команде логопеда ребенок набирает воздух через нос и начинает плавно и медленно дуть на крышку чайника, и та медленно передвигается вверх.

Инструкция.

Надоедливые мухи

Оборудование: картинка с изображением вазы с вареньем, 3— 4 вырезанные из бумаги маленькие мухи.

* * *

На столе перед ребенком картинка с изображением вазы с вареньем. На края вазы логопед кладет вырезанных из бумаги маленьких мух.

Логопед. Посмотри, сколько мух хочет попробовать наше вкусное варенье. Давай их прогоним. Нужно подуть на мух и они улетят. Попробуй подуть.

По команде логопеда ребенок набирает воздух через нос и начинает плавно и медленно дуть на мух. Мухи «улетают» от варенья.

Инструкция.

Кто живет в лесу?

Оборудование: сюжетная картинка с изображение животных в лесу, непрозрачная калька.

* * *

На столе лежит сюжетная картинка. На нее наклеена разрезанная на тоненькие полоски калька, которая закрывает картинку.

Логопед. Хочешь узнать, кто живет в этом лесу? Подуй на полоски вот так и увидишь лесных жителей.

Логопед показывает, как нужно правильно дуть. По команде ребенок набирает воздух через нос и начинает плавно и медленно дуть на полоски бумаги. Полоски поднимаются вверх и видны обитатели леса.

Инструкция.

Веселые горошинки

Оборудование: картинка с изображением стручка гороха, вырезанные из зеленой бумаги 5—6 горошин.

* * *

На столе лежит картинка с изображением стручка гороха, вырезанные из зеленой бумаги горошины, положенные поверх стручка.

Логопед. Когда горох поспевает, у него лопаются стручки и горошинки друг за другом выкатываются из него. Помоги горошинкам оказаться на воле.

Логопед показывает, как нужно правильно дуть. По команде ребенок набирает воздух через нос и начинает плавно и медленно дуть на горошинки.

Инструкция.

Футбол

Оборудование: легкий пластмассовый шарик, 2 кубика.

* * *

На столе, на небольшом расстоянии друг от друга, стоят два кубика— это «ворота».

Логопед. Попробуй забить в ворота гол. Посмотри, как я это сделаю.

Логопед показывает, как дуть целенаправленно на шарик, чтобы он попал в ворота.

Инструкция.

Плыви, кораблик!

Оборудование: пластмассовые кораблики, таз с водой.

* * *

На невысокий стол логопед ставит таз с водой, в котором плавают пластмассовые кораблики. Необходимо, чтобы парус кораблика находился на уровне рта ребенка. По команде логопеда дети набирают воздух через нос и начинают плавно и медленно дуть на парус своего кораблика.

Инструкция.

Уточки

Оборудование: резиновая уточка с утятами (набор для купания), другие легкие резиновые или пластмассовые игрушки, плавающие на воде.

* * *

На невысоком столе поставить таз с водой, в котором плавают пластмассовые утка с утятами.

Логопед. Представьте, что это озеро. Пришла на озеро утка с утятами. Вот как плавает утка.

По команде логопеда дети набирают воздух через нос и начинают медленно и плавно дуть на утку.

Посмотри: утята уплыли далеко от мамы. Утка зовет утят к себе. Давай поможем утятам поскорее приплыть к маме-утке!

В этом случае струя воздуха во время ротового выдоха должна быть не только сильной, но и направленной.

Инструкция.

Бульки

Оборудование: стакан с водой, трубочки для коктейля разного диаметра.

* * *

В стакан, наполовину наполненный водой, логопед опускает трубочку для коктейля и дует в нее — пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность, затем дает трубочку ребенку и предлагает подуть.

Логопед. Давай сделаем веселые бульки! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо — получаются маленькие бульки. А если подуть сильно, то получается целая буря!

По команде логопеда дети набирают воздух через нос и начинают медленно и плавно дуть в трубочку.

Инструкция.

Мыльные пузыри

Оборудование: пузырек с мыльным раствором.

* * *

Сначала логопед выдувает пузыри, а ребенок наблюдает и ловит их, затем предлагает ребенку выдуть пузыри самостоятельно.

По команде логопеда ребенок набирает воздух через нос и начинает медленно и плавно выдувать мыльные пузыри.

Инструкция.

День рождения

Оборудование: зефир в шоколаде или пастила, маленькие свечки для торта, игрушечный мишка.

* * *

В зефир в шоколаде или пастилу логопед втыкает одну или несколько праздничных свечек — сегодня «день рождения мишки». Вместе с ребенком накрывают на стол, используя игрушечную посуду, «приглашают» гостей — зайчика и куклу, поют для мишки песенку. Затем торжественно вносят «праздничный торт» с зажженной свечой.

Логопед. У мишки сегодня день рождения. Ему исполняется один год. Давай поздравим мишку! Вот праздничный торт, помоги мишке задуть свечи.

По команде логопеда ребенок набирает воздух через нос и начинает медленно и плавно дуть на свечу. Инструкция.

Перышко, лети!

Оборудование: птичье перышко.

* * *

Логопед подбрасывает перышко вверх и дует на него, не давая упасть вниз, затем предлагает подуть ребенку. По команде логопеда ребенок набирает воздух через нос и начинает медленно и плавно дуть на перышко.

Логопед обращает внимание ребенка на то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на перышко снизу вверх.

Инструкция.

Свистульки

Оборудование: детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде различных птиц и животных.

* * *

Перед началом занятия следует подготовить свистульки. Логопед раздает детям свистульки и предлагает подуть в них. По команде логопеда ребенок набирает воздух через нос и начинает медленно и плавно дуть в свистульку. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе.

Инструкция.

Оркестр

Оборудование: различные детские духовые музыкальные инструменты: дудочки, свирели, рожки, губные гармошки.

* * *

Логопед раздает детям дудочки и предлагает поиграть на них сначала по очереди, затем всем вместе. По команде логопеда ребенок набирает воздух через нос и начинает медленно и плавно играть на дудочке.

Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе. Инструкция.

Музыкальный пузырек

Оборудование: чистый стеклянный пузырек (высота пузырька около 7 см, диаметр горлышка 1—1,5 см).

* * *

Логопед подносит пузырек к губам, дует в горлышко, извлекая из него звук. Затем предлагает одному из детей подуть в другой пузырек. По команде логопеда ребенок набирает воздух через нос и начинает сильно дуть на горлышко пузырька. Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной. Дуть следует несколько секунд, не напрягаясь.

Инструкция.

Надуй игрушку!

Оборудование: различные надувные игрушки небольшого размера, воздушные шары.

* * *

Логопед раздает детям хорошо промытые резиновые надувные игрушки и предлагает их надуть. Дуть следует, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот в отверстие игрушки.

Логопед. Посмотрите, наши игрушки совсем больные — худенькие, без животиков. Как же с ними играть? Давайте надуем игрушки, чтобы они снова стали толстенькие, здоровые и веселые!

По команде логопеда ребенок набирает воздух через нос и начинает надувать игрушки.

Инструкция.

Вертушка

Оборудование: игрушка-вертушка.

* * *

Перед началом игры логопед делает игрушку-вертушку. Можно изготовить ее из бумаги и деревянной палочки.

Логопед показывает ребенку вертушку. На улице демонстрирует, как она начинает вертеться от дуновения ветра, затем предлагает подуть на нее самостоятельно.

Логопед. Давай сделаем ветер — подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее — вертушка вертится быстрее.

Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе.

Песня ветра

Оборудование: китайский колокольчик «песня ветра».

* * *

Логопед подвешивает колокольчик на удобном для ребенка расстоянии (на уровне лица стоящего ребенка) и предлагает подуть на него. Обращает внимание на то, какой мелодичный получается звук, затем предлагает подуть сильнее — звук стал громче.

Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе.

Катись, карандаш!

Оборудование: карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.

* * *

Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка лежит карандаш. Сначала логопед показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает подуть ребенку. Организуя игру в группе, можно устроить соревнование: двое детей сидят за столом, перед ними лежат карандаши. Дуть на карандаш можно только один раз. Побеждает тот, чей карандаш укатился дальше.

Веселые шарики

Оборудование: легкий пластмассовый шарик.

* * *

С шариками можно играть так же, как с карандашами (см. предыдущую игру). Логопед чертит на столе линию, затем берет шарик и кладет на середину стола (на линии). Двое детей сидят за столом напротив друг друга, по разные стороны шарика на линии. Побеждает тот, кто сумел сдуть шарик за линию, на противоположную сторону стола.

Воздушный шарик

Оборудование: обычный воздушный шар на ниточке, газовый воздушный шар.

* * *

Логопед подвешивает воздушный шар на уровне лица ребенка и дует на него так, чтобы он высоко взлетел, затем предлагает подуть ребенку.

Возможен более сложный вариант игры. Нужно подбросить воздушный шар вверх и предложить ребенку подуть на него несколько раз так, чтобы он подольше не опускался на пол.

Если игра проводится в группе, можно организовать соревнование: двое детей (или небольшие команды) становятся напротив друг друга лицом к шарику (расстояние до шара 50—60 см) и одновременно начинают дуть. Побеждает тот, кому удалось послать шарик на противоположную территорию (можно разделить территорию при помощи ленточки или веревки).

Расти, пена!

Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра, жидкость для мытья посуды.

* * *

Эту игру можно предложить ребенку после того, как он научится хорошо дуть через трубочку в стакан с водой (не пьет воду, не перегибает трубочку). Нужно добавить в воду немного жидкости для мытья посуды, затем взять трубочку и подуть в воду — с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Затем предложить подуть ребенку. Когда пены станет много, можно подуть на нее.

После того как дети на индивидуальных занятиях научатся правильно дуть в трубочки, не проливать воду и т.п., можно проводить такое занятие в группе.

Развитие речевого дыхания
на материале лексических тем

Цели:

— развивать дыхание (сила, продолжительность, постепенность, целенаправленность);

— добиваться умения длительно произносить звук на одном выдохе или многократно произносить звук на одном выдохе;

— учить на одном выдохе произносить 3—4 слога;

— правильно произносить фразу из 2—3 слов;

— слитно, на одном выдохе, произносить фразу из 4 слов;

— слитно, на одном выдохе, произносить фразу из 5—6 слов;

— слитно, на одном выдохе, произносить 1—2 стихотворные фразы;

— сочетать дыхание с проговариванием стихотворных текстов.

Зима

Снежинки

И.п.: о.с.[2] 1 — вырезанные из бумаги снежинки держать на уровне лица (вдох); 2 — на выдохе плавно дуть на снежинки. Следует добиваться, чтобы снежинки максимально отклонялись. Повторить 3—4 раза.

Вьюга

И.п.: о.с. 1 — вдох; 2 — на выдохе произносим тихо: «У-у-у-у!» — вьюга начинается; 3 — вдох носом; 4 — на выдохе произносить громко «У-у-у-у!»; 5 — вдох носом; 6 — на выдохе произносить тихо: «У-у-у-у!» — вьюга заканчивается. Повторить 2 раза.

Пурга

И.п.: о.с. 1 — вдох; 2 — на выдохе произносить тихо: «В-в-в-в!» — пурга начинается; 3 — вдох; 4 — на выдохе произносить громко: «В-в-в-в!»; 5 — вдох; 6 — на выдохе произносить тихо: «В-в-в-в!» — пурга заканчивается. Повторить 2 раза.

Снег идет

И.п.: ноги вместе, руки подняты вверх. 1 — плавно опускать руки (вдох носом); 2 — на выдохе произносить: «Ш-ш-ш!». Повторить 3—4 раза.

Снег скрипит

И.п.: о.с. 1 — ходьба на месте (вдох носом); 2 — на выдохе произносить: «Скрип-скрип-скрип!». Повторить 3—4 раза.

Холодно зимой

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 — обхватить правой рукой левое плечо, затем левой рукой правое плечо, развести руки в стороны (вдох); 2 — обхватить плечи руками и на выдохе произносить: «Бр! Бр! Бр!». Повторить 3—4 раза.

Погреемся

И.п.: стоя, ноги вместе, руки в стороны. 1 — вдох; 2 — быстро скрестить руки перед грудью, на выдохе произносить: «Ух-х-х! Ух-х-х!». Повторить 3—4 раза.

Греем ручки

И.п.: о.с. 1 — потирать «замерзшие» руки (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Х-х-х! Х-х-х!». Повторить 3—4 раза.

Снежки

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч. 1 — наклониться вниз, взять «снежок» (вдох); 2 — бросить «снежок», на выдохе произносить: «Оп! Оп! Оп!». Повторить 3—4 раза.

Катание с горки

И.п.: о.с. 1 — сед, руки вытянуть вперед (вдох); 2 — на выдохе произносить: «У-у-у-у-х!». Повторить 3—4 раза.

Катание на коньках

И.п.: стоя, левая рука за спиной, спина слегка согнута. 1 — имитировать катание на коньках (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Хруп-хруп-хруп! Хруп-хруп-хруп!». Повторить 3—4 раза.

Лепим снеговика

И.п.: стоя, ноги слегка расставлены. 1 — наклон туловища вперед, поднимать «ком снега» (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Ком!». Повторить 3 раза.

Художественный материал

Вьюга

Вьюга воет:

— У-у-у!

Завертеть я вас могу.

Замести в большой сугроб.

Хоп-хоп-хоп,

Хоп-хоп-хоп.

Е. Алябьева

* * *

Снег, снег, снег, снег

Осыпает ветки.

На березе, на сосне

Снежные конфетки.

И. Векшегонова

Снегирек

Сел на ветку снегирек — ф-ф, ф-ф!

Брызнул дождик — он промок — ф-ф, ф-ф!

Ветерок, подуй слегка,

Обсуши нам снегирька — ф-ф, ф-ф!

Немецкая песенка

Тяжелый снег

Сыплет с неба снег-снежок,

Словно легкий пух-пушок.

Отчего ж, вздыхая тяжко,

Шепчет крыша: «Ох, как тяжко»?

Ц. Ангелов

* * *

Везет Сенька Саньку

С Сонькой на санках.

Санки — хлоп!

Сенька — вбок!

Санька — скок!

Соньку — с ног!

Детская потешка

* * *

Ветер веет, веет, веет,

Теплым снегом сеет, сеет

Пух да пух — бело кругом,

Сразу тихо-тихо стало.

Снег лежит, как одеяло.

Л. Квитко

Первый снег

Утром кот принес на лапах

Первый снег!

Первый снег!

Он имеет вкус и запах,

Первый снег!

Первый снег!

Я. Аким

* * *

Как на горке — снег, снег,

И под горкой — снег, снег,

И на елке — снег, снег,

И под елкой — снег, снег,

А под снегом спит медведь.

Тише, тише... Не шуметь!

И. Токмакова

Зимние забавы

Мы бежим с тобой на лыжах,

Снег холодный лыжи лижет.

А потом — на коньках,

Но упали мы. Ах!

А потом снежки лепили.

А потом снежки катили.

А потом без сил упали.

И домой мы побежали.

Н. Нищева

* * *

Рано-рано выпал снег.

Удивился человек.

— Это снег? Не может быть!

На дворе? Не может быть!

В октябре? Не может быть!

Неужели это снег? —

Удивился человек.

И. Суриков

Снежки

Будто мелом, будто мелом

Все мороз разрисовал.

Даже черный пудель белым

От снежинок сразу стал.

Сколько снега!

Сколько снега!

Чистый, легкий, как пушок.

Сколько снега!

Сколько снега!

Если в цель попал снежок!

А. Майский

Как на горке, на горе

Как на горке, на горе,

На широком на дворе,

Кто на санках,

Кто на лыжах,

Кто повыше,

Кто пониже,

Кто потише,

Кто с разбегу,

Кто на льду,

Кто на снегу.

С горки — ух,

На горку — ух,

Бух!

Захватывает дух!

А. Прокофьев

Едем на лошадке

Едем, едем на лошадке — цок-цок-цок!

По дороге зимней, гладкой.

Санки скрипят — ш-ш-ш!

Бубенчики звенят — динь-динь!

Дятел стучит — тук-тук-тук!

Вьюга свистит — с-с-с!

Белка на ветке орешки грызет — щелк-щелк!

Рыжая лисичка зайца стережет — ф-ф-ф!

Холод, холод — в-в-в!

Стужа — брр-брр!

Снег пушистый

Кружит, кружит — о-о-о!

Ехали мы ехали — цок-цок-цок!

Наконец доехали:

С горки — ух!

В ямку — бух!

Приехали!

Т. Тютюнникова

Весна

Ручеек журчит

И.п.: о.с. 1 — волнообразные плавные движения сложенными ладонями, вдох носом; 2 — на выдохе произносить: «Буль-буль-буль!». Повторить 3—4 раза.

Ручеек звенит

И.п.: о.с. 1 — волнообразные плавные движения сложенными ладонями, вдох носом; 2 — на выдохе произносить: «Дзынь-дзынь-дзынь!»; 3 — волнообразные плавные движения сложенными ладонями, вдох носом; 4 — на выдохе произносить: «Жур-жур-жур!». Повторить 2—3 раза.

Сосульки звенят

И.п.: о.с. 1 — поднять руки вверх, вдох носом; 2 — ритмично опускать руки и на выдохе произносить: «Дин-дин-дон! Дин-дин-дон!». Повторить 3—4 раза.


Капель стучит по крыше

И.п.: о.с. 1 — плавный вдох, удары указательным пальцем правой руки по левой ладошке; 2 — на выдохе произносить: «Тдд-тдд! Тдд-тдд!». Повторить 3—4 раза.

Весна

Снова к нам пришла весна,

Сколько света и тепла!

Тает снег, журчат ручьи,

Скачут в лужах воробьи.

Слышен звонкий птичий крик:

«Чик-чирик, чик-чирик!»

И.п.: о.с. 1 — вдох носом; 2 — на выдохе произносить: «Чик-чирик, чик-чирик!».

Художественный материал

Апрель

Кап-кап-кап — звенит капель,

Приближается апрель.

Пробежал в саду ручей,

Прилетели сто грачей.

А сугробы тают, тают,

А цветочки расцветают.

Н. Нищева

* * *

Каплями забулькав,

Плакала сосулька:

— Я хотела сесть повыше,

Я хотела влезть на крышу,

Я ступила на карниз

И боюсь свалиться вниз!

Кап! Кап! Кап!

Н. Полякова

Песенка капели

Кап, кап, я — капель,

У меня в апреле

На весеннем тепле

Капельки поспели.

Кап, кап — на скамью,

Детям на игрушки,

Кап, кап — воробью

Прямо по макушке!

М. Борисова

* * *

Шаловливые сосульки сели на карниз.

Шаловливые сосульки посмотрели вниз.

Посмотрели. Чем заняться?

Стали каплями кидаться.

Целый день идет трезвон:

Дили-дили, дили-дон!

Т. Тютюнникова

* * *

Ау, ау, аукаем!

Весну приаукиваем:

Март, март

Солнцу рад;

Апрель, апрель

Откроет дверь;

Май, май —

Сколько хошь гуляй!

Ау, ау, аукаем!

Детская закличка

Диалог Зимы и Весны

Говорит Весна:

— Сестра, уходить тебе пора!

А Зима Весне в ответ:

— Нет! Нет! Нет!

Говорит Весна тогда:

— Да! Да! Да! Да!

— Тают горки во дворах?

— Ах! Ах! Ах! Ах!

— А на речке треснул лед?

— Вот так! Так вот!

А. Лойко

Заботливое солнышко

Солнце с неба посылает

Лучик, лучик, лучик

И им смело разгоняет

Тучи, тучи, тучи.

Летом нежно согревает

Щечки, щечки, щечки.

А весной на носик ставит

Точки, точки, точки.

Золотят веснушки деток.

Очень нравится им это!

Е. Алябьева

Капли

Стало солнце пригревать,

Стали капельки стучать.

Капля — раз, капля — два,

Капли медленно сперва.

Поскорее, поскорее,

Все быстрее и быстрее.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Побежали ручейки,

Их попробуй, догони!

М. Картушина

Гуси возвращаются

Га-га-га, га-га-га,

Дома стаяли снега,

Понемногу —

В путь-дорогу!

Ох, дорога нелегка!

Га-га-га, га-га-га,

Облетаем облака.

Выше! Ниже!

Вижу! Вижу!

Вон знакомая река!

Над просторами долин

Развернись, гусиный клин! —

Мы вернулись!

Мы вернулись!

Мы родной земли коснулись!

А. Матутис

* * *

Удивительный трам-трам

В первый день весенний.

Заглянул он к нам,

Напевая песенку:

— Трам! Трам! Трам!

Мы его спросили:

— Из каких вы стран?

Он ответил весело:

— Трам! Трам! Трам!

Мы его спросили:

— Вы надолго к нам?

Он ответил вежливо:

— Трам! Трам! Трам!

— Ну а как зовут вас,

Скажете вы нам?

Снова он ответил:

— Трам! Трам! Трам!

Мы в недоумении,

Больше ни гу-гу,

Слово «трам» сосулькою

Пишем на снегу.

А потом наоборот

Написали ТРАМ и вот

Догадались сами:

Март шутил над нами.

Н. Подлесова

Лето

Дождик

И.п.: о.с. 1 — попеременно выставлять прямые руки вперед — «ловить капли» (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Кап-кап-кап!»; 3 — попеременно выставлять прямые руки вперед — «ловить капли» (вдох); 4 — на выдохе произносить: «Так-так-так!». Повторить 3—4 раза.

Идем по лужам

И.п.: о.с. 1 — ходьба на месте (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Хлюп-хлюп-хлюп!»; 3 — ходьба на месте (вдох); 4 — на выдохе произносить: «Шлеп-шлеп-шлеп!». Повторить 3—4 раза.

Вода в лужах

И.п.: о.с. 1 — на вдохе плавно покачивать руками внизу вправо-влево; 2 — на выдохе произносить: «Буль-буль-буль!». Повторить 3—4 раза.

Загораем

И.п.: о.с. 1 — поднять руки на затылок, вдох, посмотреть вверх на солнышко; 2 — опустить руки вниз через стороны, выдох, голову опустить в и.п. Повторить 3—4 раза.

Тянем руки к солнышку

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч. 1 — вдох, поднимать руки вверх; 2 — выдох, и.п. Повторить 3—4 раза.

Отдыхаем

И.п.: лежа, руки лежат на верхней части живота. 1 — вдох через нос, при вдохе передняя стенку живота и подложечную область поднять и выпятить; 2 — при выдохе переднюю стенку живота опустить. Следить, чтобы верхний плечевой пояс был неподвижен. Рука контролирует правильность выполнения упражнения. Повторить 3—4 раза.

Подуем на плечо

Подуем на плечо,   Подуем на другое. Нам солнце горячо Пекло дневной порою. Подуем мы на грудь И грудь свою остудим. Подуем мы на облака И остановимся пока. Руки к солнцу поднимаю И вдыхаю, и вдыхаю. Ну а руки опускаю, Воздух тихо выдыхаю. Это очень хорошо, Что сегодня дождик шел! Ф-ф-ф! М. Картушина Дети делают вдох и выдох с поворотом головы вправо. Вдох и выдох с поворотом головы влево. Вдох, выдох с подъемом головы. Вдох, выдох с подъемом головы. Вдох, выдох с опусканием головы. Вдох, выдох с опусканием головы. Вдох, выдох с круговым движением головы. Вдох, максимально длительный выдох.

Художественный материал

* * *

Кап-кап, тук-тук,

Дождик по дорожке.

Ловят дети капли эти,

Выставив ладошки.

Г. Бойко

* * *

Лужи, лужи, лужицы —

Дождика следы.

Лужи, лужи, лужицы,

Полные воды.

Е. Рыбак

 

Дождик — кап! Дождик — кап!

То сильней, то тише.

Не стучи, не стучи,

Не стучи по крыше!

Непослушный какой!

Погоди, не лейся!

Заходи к малышам

И в тепле погрейся!

В. Неверова

Осень

Дождик

И.п.: о.с. 1 — попеременно выставлять прямые руки вперед — «ловить капли» (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Кап-кап-кап!»; 3 — попеременно выставлять прямые руки вперед — «ловят капли» (вдох); 4 — на выдохе произносить: «Так-так-так!». Повторить 3—4 раза.

Идем по лужам

И.п.: о.с. 1 — ходьба на месте (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Хлюп-хлюп-хлюп!»; 3 — ходьба на месте (вдох носом); 4 — на выдохе произносить: «Шлеп-шлеп-шлеп!». Повторить 3—4 раза.

Вода в лужах

И.п.: о.с. 1 — на вдохе плавно покачивать руками внизу вправо-влево; 2 — на выдохе произносить: «Буль-буль-буль!». Повторить 3—4 раза.

Осенний ветерок

Для выполнения этого упражнения нужны настоящие листья или листья из бумаги.

И.п.: ноги вместе, руки держат листья на уровне лица. 1 — плавный вдох; 2 — на выдохе произносить: «Ф-ф-ф!». При правильном выполнении упражнения листочек отклоняется в сторону. Повторить 4—5 раз.

Художественный материал

Осенние листочки

Осенние листочки на веточках сидят,

Осенние листочки детям говорят:

Осиновый — а-а-а...

Рябиновый — и-и-и...

Березовый — о-о-о...

Дубовый — у-у-у...

М. Картушина

* * *

Мелкий дождик моросит:

Кап, кап, кап, кап.

В листьях сада шелестят,

Кап, кап, кап, кап.

Мокнет мяч у ворот,

Кап, кап, кап, кап.

Мокнет поле, огород,

Кап, кап, кап, кап.

А. Воронова

* * *

Что нам шепчут листья?

Подойдем и спросим.

Листья отвечают:

«Осень!

Осень!

Осень!»

С гор сползают тучи,

Птиц куда-то прячут.

Все сильнее ветки

Плачут,

Плачут,

Плачут...

И. Цекович

Явления природы

Гром

И.п.: о.с. 1 — выполнять хлопки над головой (вдох); на выдохе произносить: «Грох-бабах!». Повторить 3—4 раза.

Эхо

И.п.: о.с. 1 — подносить руки ко рту рупором (вдох); 2 — на выдохе поизносить протяжно: «Ау-ау-ау!». Повторить 3—4 раза.

Облака плывут

И.п.: о.с. 1 — выполнять плавные помахивания руками над головой (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Плывем туда-туда-туда!». Повторить 2—3 раза.

Гром гремит

И.п.: о.с. 1 — руки вверх (вдох); 2 — хлопок над головой, на выдохе произносить: «Бах! Бах!». Повторить 3—4 раза.

Дождик

И.п.: о.с. 1 — попеременно выставлять прямые руки вперед — «ловить капли» (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Кап-кап-кап!». Повторить 3—4 раза.

Радуга, обними меня

И.п.: о.с. 1 — сделать полный вдох носом, развести руки в стороны; 2 — задержать дыхание на 3—4 с; 3 — улыбнуться, произносить «с-с-с», выдыхая воздух и втягивая живот. Руки вытянуть вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука под мышку, другая — на плечо. Повторить 2 раза.

Ветер

И.п.: о.с. 1 — сделать полный вдох, втягивая живот и выпячивая грудную клетку; 2 — задержать дыхание на 1—2 с; 3 — сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. Повторить 2 раза.


Ветерок

Дует легкий ветерок — ф-ф-ф...

И качает так листок — ф-ф-ф... Дети делают спокойный выдох.

Дует сильный ветерок — ф-ф-ф...

И качает так листок — ф-ф-ф... Делают активный выдох.

Художественный материал

* * *

Кап-кап-кап! — тучка.

Кап-кап-кап! — плакучка.

День и ночь плачет,

Дождик вниз скачет.

М. Картушина

Гром

Рах-трах-тарарах!

Раскатился гром в горах,

Прогремел под черной тучей,

Прорычал над черной кручей.

Пусть в горах грохочет гром,

Все равно гулять пойдем!

В. Голь

* * *

Гром, греми по горам,

Подними тарарам,

Бурдюки развяжи

Над полосками ржи,

Чтобы стебель был высок,

Золотился колосок!

Дагестанская песенка


Дождь

Дождь! Дождь! Надо нам

Расходиться по домам.

Гром! Гром, как из пушек.

Нынче праздник у лягушек.

Град! Град! Сыплет град!

Все под крышами сидят.

Только мой братишка в луже

Ловит рыбу нам на ужин.

Французская песенка

Дождик

Дождик, чаще! Дождик, пуще!

Чтобы рос овес погуще!

Чтобы в ковшике у нас

Был всегда овсяный квас;

Чтобы в каждой чашке-плошке

Были вкусные лепешки,

А по праздникам блины

Во-о-от такой величины!

Удмуртская песенка

Дождь

Кто там топает по крыше?

— Топ-топ-топ.

Чьи шаги всю ночь я слышу?

— Топ-топ-топ.

Я теперь усну едва ли

— Топ-топ-топ.

Может, кошек подковали?

— Топ-топ-топ.

Кап, кап, кап.

— Кто там?

Кап, кап, кап.

— Что там?

Ты ответь прямо.

Не стучи в раму!

— Это я, дождик!

Кап, кап, кап — дождик!

Я гулять вышел

По твоей крыше.

Румынская песенка

* * *

Ливень, ливень,

Водолей, лей, лей!

Ты водицы

Не жалей, лей, лей!

Для пшеницы,

Для полей, лей, лей!

Югославская песенка

Дождь

Приплыли тучи дождевые:

— Лей, дождь, лей!

Дождинки пляшут, как живые:

— Пей, рожь, пей!

И рожь, склонясь к земле зеленой,

Пьет, пьет, пьет,

А теплый дождь неугомонный

Льет, льет, льет...

Я. Дягутите

* * *

Шлеп-шлеп-шлеп — иду по лужам.

Хлюп-хлюп-хлюп — вода в ботинках.

Кап-кап-кап — мне зонтик нужен.

Оп-оп-оп — вода по спинке.

Буль-буль-буль — упала шапка.

Ой-ой-ой — кругом вода.

Да-да-да — себя не жалко.

Одевайся в дождь всегда.

Е. Алябьева

* * *

Ах ты, радуга-дуга,

Ты высока и туга!

Не дай дождичка.

Дай нам ведрышко.

Чтобы деткам погулять,

Чтоб теляткам поскакать,

Надо солнышко,

Колоколнышко!

Детская потешка

* * *

Ветерок листвой шумит:

Шу-шу-шу, шу-шу-шу.

В трубах громко он гудит:

У-у-у, у-у-у-

Поднимает пыль столбом.

Бом-бом-бом, бом-бом-бом.

Дует он везде, кругом.

Гом-гом-гом, гом-гом-гом.

Может вызвать бурю он.

Страх-страх, страх-страх!

Не удержится и слон.

Ах-ах, ах-ах!

Е. Алябьева

Дикие Животные

Волк

Серый, зубастый,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет.

(Волк.)

И.п.: ноги вместе, руки согнуты в локтях, ладони у груди. 1 — вдох-выдох, туловище слегка наклонить вперед, правую руку выпятить перед собой; 2 — вдох, и.п.; 3 — выдох, то же левой рукой, и.п. Повторить 3—4 раза.

Олень

И.п.: стоя на коленях, руки согнуты в локтях, кисти рук у лба. 1 — вдох-выдох, руки вперед; 2 — вдох, руки в стороны, выдох, и.п. Повторить 3—4 раза.

Мышонок шуршит

И.п.: ноги вместе, руки-«лапки» согнуты в локтях перед грудью. 1 — перебирать «лапками» (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Шур-шур-шур!»; 3 — перебирать «лапками» (вдох); 4 — на выдохе произносить: «Шу-шур-ши!»; 5 — перебирать «лапками» (вдох); 6 — на выдохе произносить: «Шур-шур! Ши-ши!». Повторить 2 раза.

Сердитый ежик



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.204.34.64 (0.445 с.)