Наблюдение и наблюдательность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наблюдение и наблюдательность



Наблюдательность прекрасно развита у художников, писателей, поэтов.

Наблюдательность как личностное профессиональное качество развивается у учителя постепенно, в процессе приобретения опыта педагогической деятельности и приобщения к психологическим знаниям.

Разработаны различные рекомендации по ведению наблюдений за особенностями психического развития учащихся, предназначенные для учителей.

2. Доминирующий тип восприятия: аудиалы, визуалы кинестетики. СМОТРЕТЬ ТЕТРАДЬ

3. Не только в специальных школах, но и в обычных учатся дети с пониженной слуховой и зрительной чувствитель­ностью. Чтобы они отчетливо видели и слышали, нужно заботиться о том, как создать для них условия наилучшего различения речи учителя и записей на доске.

 

Особенности ощущений и восприятия у школьников (в учебниках в разделе возрастной психологии – несколько основных особенностей, присущих именно этому возрасту). Можно озвучивать непосредственно при анализе видов и свойств ощущений и восприятия.

Например, пороги абсолютной чувствительности не остаются неизменными на протяжении жизни человека: чувствительность у детей развивается, достигая к юношескому возрасту высшего уровня,: пороги становятся ниже, а чувствительность достигает оптимального уровня.

Развитие ощущений и восприятия у школьников (Теория в учебниках в разделе возрастной психологии, методики – 2-3 из электронной папки по теме из книги Тихомировой).

Развитие ощущений происходит в связи с практической, прежде всего трудовой деятельностью человека и зависит от требований, которые предъявляются жизнью, трудом к работе органов чувств. Живопись предъявляет особые требования к ощущению пропорций и цветовых оттенков при изображении предметов. Это ощущение у художников развито выше, чем у людей, не занимающихся живописью.

Все, что включено в трудовую учебную, игровую деятельность самого ребенка и тем самым вызывает его активность и повышенный интерес, воспринимается более полно.

 

Разнообразные практические занятия и упражнения ведут к более глубокому восприятию, а следовательно, к познанию предметов и явлений.

Игры и упражнения.

Тактильные ощущения: «Волшебный мешочек» (мешок с предметами, угадывание по описанию)

Слуховые ощущения: с закрытыми глазами послушай и опиши, какие эмоции рождают звуки (скрип, скрежет, гудение, щебет, мычание…), опиши, какая картина возникает перед тобой

Зрительные ощущения: игры с цветом

Зрительное восприятие: Игра «Море волнуется раз» … море волнуется два, море волнуется три (морская, веселая, сидячая и т. п.) фигура на месте замри…

Восприятие и угадывание известных учащимся изображений при наложении сверху плотного листа бумаги с отверстием 2-3 см через которое смотрим

Слуховое восприятие: Игра «Угадай мелодию», определение одноклассников по голосу и т.п.

Дидактические (учебные) игры с фигурами – что напоминают, на сопоставление, сравнение фигур и объектов по фактуре, по размеру, по цвету и т. п.

 

Знать: понятие о представлении. Классификация представлений. Закономерности представлений.

Одним из основных проявлений памяти является воспроизведение образов. Образы предметов и явлений, которых мы в данный момент не воспринимаем, называют представлениями.

Представления - это результат переработки и обобщения прошлых восприятий.

Представления возникают в результате оживления ранее образованных временных связей, они могут вызываться по механизму ассоциаций, с помощью слова, описания.

. Мыслить о чем-нибудь и представлять себе что-нибудь - это не одно и то же. На­пример, тысячеугольник - понятие есть, а представить нельзя. Источником представлений являются ощущения и восприятия - зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, кинестетические.

Представления характеризуются наглядностью, т.е. пря­мым сходством с соответствующими предметами и явлениями (мы внутренне или мысленно «видим», «слышим», «обоняем», «ощущаем» прикосновения и пр.).

Свойства:

1. Представления никогда не передают с одина­ковой яркостью все черты и признаки объектов, ясно воспроизводятся только отдельные черты.

2. Представления очень неустойчивы и непостоянны. Исключение составляют люди, имеющие высокоразвитые представления, связанные с их профессией, например, у музыкантов - слуховые, у художников - зрительные, у дегустаторов - обонятельные и пр.

 

 

Память как познавательный процесс. Память и изобразительная деятельность. Развитие памяти у учащихся.

Познание –2 ступени: чувственная и абстрактная

Познавательные процессы (определение, перечень и к какой ступени познания имеют отношение, куда относится память)

Понятие о памяти. Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Иными словами память - это отражение опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения.

Память - это удивительное свойство человеческого сознания, это возобновление в нашем сознании прошлого, образов того, что когда-то произвело на нас впечатление.

 

Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. СМОТРЕТЬ ТЕТРАДЬ

Виды памяти (непроизвольная и произвольная, механическая и логическая; вербальная, словесно-логическая; слуховая, зрительная, обонятельная, тактильная; эйдетическая и др. –смотреть классификации в используемых учебниках).

Все виды памяти можно условно разделить на три группы:

1) что запоминает человек (предметы и явления, мысли, движения, чувства). Соответственно этому различают двигательную, эмоциональную, словесно-логическую и образную память; (см таблицу 1 графа)

2)как человек запоминает (случайно или преднамеренно). Здесь выделяют произвольную и непроиз­вольную память; (см таблицу 2 графа)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.108 (0.008 с.)