Предмет и назначение политологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и назначение политологии



Предмет и назначение политологии

Политол – термин дан Аристотелем – наука о п/отнош и п/деятел людей, о сущн, формах и методах п/власти, о закономер развития п/систем. Политол - учение о политике, механиз изуч власти и управл обществом. Термин произ от слов "politika" и "logos" означал в греч варианте - искусство управлять гос-м. Предметом полит явл закономер форм и разв полит. власти, организ, формы и методы её функц-ия, испол в госуд-организ обществе; изуч полит теорий и доктрин, реал полит систем, полит жизни, полит созн, интересов и повед субъект в политике. В Европе изуч политол нач по рекомендации ЮНЕСКО с 1948 г. В РБ изуч политол ведётся с 1989г. Политол занимает одно из мест в системе общественных наук. Она одно порядковая дисциплина среди наук о политике: политич философия (общая теоретико-методологическая база политологии); уч о полит институтах; теория международ политики; полит ист и др.Погранич политологич дисциплины: полит социол, политэконом, полит психол, полит антропол и др.

 

Политическая власть: понятие, структура, функции

Политич власть в самом общем виде определ как способн и возможн осуще свою волю, оказывать определ воздейст на деятел, повед людей с помощью какого-либо средства — авторитета, права, насилия. Структура власти. Осн ее компонент явл субъект, объект (исполнитель), средства (ресурсы)-и процесс, приводящий в движение все ее элементы и характер-ся механизмом и способом взаимоотн между партнерами. Политическая власть — это форма соц отнош, характер-ся способн тех или иных соц субъектов — индивидов — подчинять своей воле деятел других соц субъектов с помощью госуд-правовых и иных средств. Осн функция полит власти — управл, рук-во обществом в целом (страной, государством) и каждой его сферой (политич, эконом, соц и др.). 2-ая функ тесно взаимосв с первой (осн) — это функц оптимизации самой полит системы, приспособл ее институтов (гос-во, партийная система, избирател система и т.д.) к целям, задачам и самой сути тех сил, которые пришли к власти. 3 функ полит власти — обесп стабильн в стране. В разных гос и разной полит власти это удается в разной степени. Таковы три осн функции полит власти. Фактически их гораздо больше, и др функции взаимосв с осн.

 

14. Политический режим: понятие и сущность Полит режим - это совокуп средств и методов осуществления власти государством. В науч лит сущ множ классиф полит режимов. Наиболее распростран явл классифи, согласно которой все режимы делятся на: демократич; тоталитар; авторитар. Демократия — форма устройства любой организ, основ на принципах равноправия ее членов, периодич выборности ее органов правления и принятий решения в них по большинству. Тоталитаризм — полит режим, при кот осущест абсолютный контроль над всеми обл жизни общества. Разновидн тоталитаризма: коммунизм, фашизм, национал-социализм. Полит режим авторитарного типа явл промежуточным между тоталитарным и демократ режимом, переход от одного к другому. При этом переход может осущ как в сторону демократии, так и в сторону тоталитаризма. Разновидн авторитаризма: монархии, персонифицированные режимы (деспотические, диктаторские), военное правление (хунта), популистские системы правления, неототалитарный режим.

 

Функции политологии

Политол выполн ряд функций: Прагматическая – направл на достиж необх полит целей путём предварительной проверки выбранного курса с тем, чтобы избежать ошибок. Объяснит – изъясн причины приним решений и пути их осуществления. Прогностическая – позволяет предполож наиболее вероятное развитие событий.Оценочная – даёт оценку полит строю, его институтам, событиям, поведению и т.д.Рационализации полит жизни – направл на совершенствов. Эксперимент– призвана дать ответ на вопрос, что необх сделать, какое принять решения, чтобы получить желаемый результат. Воспитате – формир определ полит культуры, гражданст-ти, обеспеч полит социализации общества и личности.

Формы государства

. Монархия - это форма правления, при которой вся полнота гос. власти сосредоточена в руках одного человека - монарха, который наследует ее как представитель правящей династии и осущ пожизненно, выполняй и функции главы гос-ва, функции законодат, исполн властей, он также контролир правосудие и местное самоуправ. Абсолютная – единолич носитель суверенитета. Конституцио – огранич власти парламентом. По степени ограничения: Парламент – огранич во всех сферах, “Дуалистическая” – огранич в законодат. сфере. Республика (от лат — “гос-ые, общ-ые дела”) — это форма правления, при кот глава гос явл выборным и сменяемым, а его власть счит производной от воли избирателей или представит органа. В завис от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразд на президентские, парламентские и смешанные. В президент респуб президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредст народом и одновременно явл гл гос и правительства. Он сам назначает правительство и рук-ит его деят. Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент — распустить парламент. В парламент респ правительство формир законодат органом и ответс перед ним. Парламент может путем голос-ия выразить вотум доверия либо вотум недоверия деят правительства в целом, главы правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), конкретного министра. Официально глав гос явл президент, кот избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Характ чертой смешан (полупрезидентских, полупарламентских) республик явл двойная ответст правительства — и перед президентом, и перед парламентом. В подобных респ президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает глав правительства и министров с учетом расклада полит сил в парламенте. Парламент имеет возмож контролир правительство путем утвержд ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.

 

20. Правовое госуд: понятие и признаки Правовое гос — гос, огранич в своих действиях правом, защищаю свободу и др. права лич-ти и подчиняющим власть воле суверенного народа. Это полит организ, созд условия для жизнедеят индивидов, групп, институтов гражданс общества на основе права. В правовом государстве исключ диктатура какого-либо класса, полит партии, полит движения, бюрократии; происх свобод состязание общест-политич организ в констит-ых пределах. Признаки: Приоритет правовой личности, равная ответств и обязан гос перед гражданами и гражданами перед гос; Верховенство гуманист законов (запрещено все, что не разрешено законом)3. суверенитет народа. Конституция – правовая регламентация гос-го суверенитета, это зн именно народ явл. конечным источником власти; гос-ый суверенитет носит представ-ий характер; это проявл в представл права народу на участие в выборах в органы представит власти, а в президент республике – главы гос, в решении важных вопросов с помощью референдума. Правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над законами гос. Разделение властей, общ контроль за их функцио-ем. Приоритет междунар. права над национальным. При расхождении между закон страны и междунар. докум, кот. подписан этой страной, страна д. руководств. междунар. докум. Вопросами регулир междунар. правов споров заним. междунар. суд ООН (Гаага), а также европейский суд по правам человека (Страсбург).

Типы полит партий

Полит партия - это организ группа единомышленников, представл интересы части народа и ставящая своей целью их реализ путем завоевания полит власти или участия в ее осущ-ии. Типы партий: Масов партии имеют сложную орг структуру и весьма многочисл последователей. Преимуществ источ финансир явл членск взносы. Центр парт власти находится не в парламенте, а в самой партии. Кадровые партии немногочисл, и сост из пользующихся авторитетом деятелей. Членство в такой партии аморфно, отсутствует механизм приема, нет фиксированных членских взносов. Кадровые партии дейст преимущ в период изб кампаний. Мобилизующие партии. Их цель - мобилизов население на выполн каких-либо задач. Патронажные партии созд преимущ для лидера и его окружения. Классово-сословные партии направ свою деят-ть на защиту интересов определ соц слоев или групп.По отнош к сущ действит-ти партии подраздел на консерватив, реформистские и революцион. Есть партии с индивидуальным или коллектив членством. По месту в полит системе - правящие и оппозиционные. По характеру полит действий - умеренные, радикальные и экстремистские. По месту в полит спектре - левые, центристские и правые

 

Полит.поведение и участие

Термин “полит участие ” активно испол для обознач разнообр форм непрофессиональной полит деятельности, когда полит активные люди, непосредственно не связанные с функцион гос-го или правительственного аппарата, стремятся влиять на его работу. Формы полит участия могут быть самыми разнообраз по направл, знач и резул-ти. Так, различают активное, инициативное, пассивное, поддержив-ее участие. Наиболее значимые виды полит участия:— действия людей в политике, служащие ответом на внешнее воздейс, исходящее от других людей и институтов;—периодич участие во всякого рода выборах, полит кампаниях, связанное с делегированием полномочий;— деятел в полит организ, движ, партиях;— выполн полит обязан в рамках госуд органов, помощь общес-ти в реализации их функций;— посещение полит собраний, освоение и передача полит информации, участие в политических дискуссиях и т.д.Весьма продуктивн явл использ термина “ политическое участие ” для харак-ки полит активности на уровне конкретного социологического анализа при описании степени вовлеченности личности, социальной группы в активное полит действие (степень участия). Полит поведение – это важная разновидн поведения чел в обществе. Оно предст собой процесс взаимодейст чел с полит средой и состав совокуп форм и способов бытия индивидуума в полит сфере жизнедеят общества. Речь идет о полити повед субъек политики: физич, юридич лицах, соц группах. Единицей полит повед явл конкрет поступок, личностно и общественно значимый акт, в кот отраж полит знания чел, его убежд, материализуется его полит культура.Полит поведение опред многие факторы, кот можно классифицир по нескольким основаниям. 1. По степени полит включ-ти субъекта в полит повед распадае соответс на активное и пассивное. 2. По характеру поступков, использ методам, а также направл полит повед можно разделить на конфликт и бесконф-ое. Первое харак-ся острым противостоя полит сил, их разногл, выраж полит протеста. Второе поиском полит согласия

 

 

Политическая элита

Полит.элита – понятие, отраж особую рольверхушки господствующего класса, кот непосредст осущ полит рук-во обществом, стоит у руля гос-ного управл.. Характ черты пол. элиты: Относит самостоя-ть (автономность) элиты как группы общ-ва; Особое полит сознание, высокая степень внутрен интегриров-ти, спаянности, единая, общая воля к действию; Высокий соц. статус; Организ-ие способности. Полит элита выпол ряд функций в обществе, осн из них явл:– принятие полит решений и контроль над их исполн; – формир и предст груп интересов;– полит проектирование. Элита может быть закрытой и открытой. Закрытая элита – это замкн группа людей, кот жестко регулирует процесс включ новых членов общества в свой состав. Среди членов закрытой элиты обычно решающим голосом обладает человек, которого условно называют «тираном». Элита также дел на высшую, среднюю и маргинальную. Высшая элита непосредст влияет на принятие решений, значимых для всего государства. Принадлежность к ней может быть, обусловлена репутацией или положением в структурах власти. Средняя выдел одновременно по трем признакам – доходу, профессион статусу и образованию. Лица, обладающие высшими показателями лишь по одному или двум из этих критериев, относятся к маргинальной элите.

 

Политическое лидерство

Лидерство выступ как разновид власти, как своеобраз управленческий статус, позвол лидеру оказывать руков влияние на др людей и принимать решения, кот подчин все члены гр или их большинство. Полит. лидерство сущ на трех уровнях:· лидерство в малой группе, объедин полит интересами; ·лидерство на уровне полит движ и партий, претендующих на власть или на влияние на нее; · лидерство в системе властных отнош как способ организ власти. Лич-ть стан-ся лидером вследствие: 1) налич ситуации, кот выдвигает конкрет требов к действиям людей, объедин в данную группу, и формир потребн в определ типе лидерства;2) экспектаций (ожиданий) по отнош к потенциал лидеру со стороны группы; 3) наличия у потенциал лидера необх лич-ых качеств, особен характера, способн, воли, мужества, красноречия, умения повести за собой людей.Полит лидерство предст собой постоян, приоритет и легитимное влияние одного или нескол лиц, занимающих властные позиции, на все общество, организацию или группу.

 

Полит кризисы и кофликты

Конфликт (от лат столкн) – столкновение 2-х или более разнонаправл. сил с целью реализ. их интере в услов противодейст.. Полит конфликт – это сост полит. отнош, в кот. их участники ведут борьбу за ценности и определ. статус власти (нейтрализировать противника).Сущность конфликта в несоотв между тем, что есть и тем, что должно быть. В пол. конфликте его участ противостоят один другому по причине несовмест их пол. интерес, связ с вопросами осущ-ия пол власти. В основе всех политических конфликтов лежат глубокие соц.-экон. противоречия, кот и приводят к столкновению пол интересов.

Ф-ции конфликтов: позитивные и негативные. Позитив проявл в разрядке напряж между антагонистами, содейств формир соц. необход равновесия, укреп внутригруп сплоченности. Негатив - угроза интеграции общества- может неблагопр влиять на необх измен отно – возможно возникн раскола в малоустойчивых группах.- несет угрозу ликвидации данной пол системы.Т о, роль конфликта двойственна. Выдел 3 типа пол конфликтов:- конфликт интересов – преобл в эконом развитых устойчивых гос-вах, где нормой явл дележ экономич пирога.- ценностный конфликт – более характерен для развив. гос-в с неустойч гос-ым строем. Приоритет ценностей, которые явл. основой такого пол конфликта – это свобода, равенство, братство.- конфликт идентификации – характерен для обществ, в

кот. субъект отождествл. себя с определ груп (этнич, религ, язык), а не с общ-вом или гос-вом в целом.

Предмет и назначение политологии

Политол – термин дан Аристотелем – наука о п/отнош и п/деятел людей, о сущн, формах и методах п/власти, о закономер развития п/систем. Политол - учение о политике, механиз изуч власти и управл обществом. Термин произ от слов "politika" и "logos" означал в греч варианте - искусство управлять гос-м. Предметом полит явл закономер форм и разв полит. власти, организ, формы и методы её функц-ия, испол в госуд-организ обществе; изуч полит теорий и доктрин, реал полит систем, полит жизни, полит созн, интересов и повед субъект в политике. В Европе изуч политол нач по рекомендации ЮНЕСКО с 1948 г. В РБ изуч политол ведётся с 1989г. Политол занимает одно из мест в системе общественных наук. Она одно порядковая дисциплина среди наук о политике: политич философия (общая теоретико-методологическая база политологии); уч о полит институтах; теория международ политики; полит ист и др.Погранич политологич дисциплины: полит социол, политэконом, полит психол, полит антропол и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.124.252 (0.019 с.)