Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет и назначение политологииСтр 1 из 3Следующая ⇒
Предмет и назначение политологии Политол – термин дан Аристотелем – наука о п/отнош и п/деятел людей, о сущн, формах и методах п/власти, о закономер развития п/систем. Политол - учение о политике, механиз изуч власти и управл обществом. Термин произ от слов "politika" и "logos" означал в греч варианте - искусство управлять гос-м. Предметом полит явл закономер форм и разв полит. власти, организ, формы и методы её функц-ия, испол в госуд-организ обществе; изуч полит теорий и доктрин, реал полит систем, полит жизни, полит созн, интересов и повед субъект в политике. В Европе изуч политол нач по рекомендации ЮНЕСКО с 1948 г. В РБ изуч политол ведётся с 1989г. Политол занимает одно из мест в системе общественных наук. Она одно порядковая дисциплина среди наук о политике: политич философия (общая теоретико-методологическая база политологии); уч о полит институтах; теория международ политики; полит ист и др.Погранич политологич дисциплины: полит социол, политэконом, полит психол, полит антропол и др.
Политическая власть: понятие, структура, функции Политич власть в самом общем виде определ как способн и возможн осуще свою волю, оказывать определ воздейст на деятел, повед людей с помощью какого-либо средства — авторитета, права, насилия. Структура власти. Осн ее компонент явл субъект, объект (исполнитель), средства (ресурсы)-и процесс, приводящий в движение все ее элементы и характер-ся механизмом и способом взаимоотн между партнерами. Политическая власть — это форма соц отнош, характер-ся способн тех или иных соц субъектов — индивидов — подчинять своей воле деятел других соц субъектов с помощью госуд-правовых и иных средств. Осн функция полит власти — управл, рук-во обществом в целом (страной, государством) и каждой его сферой (политич, эконом, соц и др.). 2-ая функ тесно взаимосв с первой (осн) — это функц оптимизации самой полит системы, приспособл ее институтов (гос-во, партийная система, избирател система и т.д.) к целям, задачам и самой сути тех сил, которые пришли к власти. 3 функ полит власти — обесп стабильн в стране. В разных гос и разной полит власти это удается в разной степени. Таковы три осн функции полит власти. Фактически их гораздо больше, и др функции взаимосв с осн.
14. Политический режим: понятие и сущность Полит режим - это совокуп средств и методов осуществления власти государством. В науч лит сущ множ классиф полит режимов. Наиболее распростран явл классифи, согласно которой все режимы делятся на: демократич; тоталитар; авторитар. Демократия — форма устройства любой организ, основ на принципах равноправия ее членов, периодич выборности ее органов правления и принятий решения в них по большинству. Тоталитаризм — полит режим, при кот осущест абсолютный контроль над всеми обл жизни общества. Разновидн тоталитаризма: коммунизм, фашизм, национал-социализм. Полит режим авторитарного типа явл промежуточным между тоталитарным и демократ режимом, переход от одного к другому. При этом переход может осущ как в сторону демократии, так и в сторону тоталитаризма. Разновидн авторитаризма: монархии, персонифицированные режимы (деспотические, диктаторские), военное правление (хунта), популистские системы правления, неототалитарный режим.
Функции политологии Политол выполн ряд функций: Прагматическая – направл на достиж необх полит целей путём предварительной проверки выбранного курса с тем, чтобы избежать ошибок. Объяснит – изъясн причины приним решений и пути их осуществления. Прогностическая – позволяет предполож наиболее вероятное развитие событий.Оценочная – даёт оценку полит строю, его институтам, событиям, поведению и т.д.Рационализации полит жизни – направл на совершенствов. Эксперимент– призвана дать ответ на вопрос, что необх сделать, какое принять решения, чтобы получить желаемый результат. Воспитате – формир определ полит культуры, гражданст-ти, обеспеч полит социализации общества и личности. Формы государства . Монархия - это форма правления, при которой вся полнота гос. власти сосредоточена в руках одного человека - монарха, который наследует ее как представитель правящей династии и осущ пожизненно, выполняй и функции главы гос-ва, функции законодат, исполн властей, он также контролир правосудие и местное самоуправ. Абсолютная – единолич носитель суверенитета. Конституцио – огранич власти парламентом. По степени ограничения: Парламент – огранич во всех сферах, “Дуалистическая” – огранич в законодат. сфере. Республика (от лат — “гос-ые, общ-ые дела”) — это форма правления, при кот глава гос явл выборным и сменяемым, а его власть счит производной от воли избирателей или представит органа. В завис от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразд на президентские, парламентские и смешанные. В президент респуб президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредст народом и одновременно явл гл гос и правительства. Он сам назначает правительство и рук-ит его деят. Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент — распустить парламент. В парламент респ правительство формир законодат органом и ответс перед ним. Парламент может путем голос-ия выразить вотум доверия либо вотум недоверия деят правительства в целом, главы правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), конкретного министра. Официально глав гос явл президент, кот избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Характ чертой смешан (полупрезидентских, полупарламентских) республик явл двойная ответст правительства — и перед президентом, и перед парламентом. В подобных респ президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает глав правительства и министров с учетом расклада полит сил в парламенте. Парламент имеет возмож контролир правительство путем утвержд ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.
20. Правовое госуд: понятие и признаки Правовое гос — гос, огранич в своих действиях правом, защищаю свободу и др. права лич-ти и подчиняющим власть воле суверенного народа. Это полит организ, созд условия для жизнедеят индивидов, групп, институтов гражданс общества на основе права. В правовом государстве исключ диктатура какого-либо класса, полит партии, полит движения, бюрократии; происх свобод состязание общест-политич организ в констит-ых пределах. Признаки: Приоритет правовой личности, равная ответств и обязан гос перед гражданами и гражданами перед гос; Верховенство гуманист законов (запрещено все, что не разрешено законом)3. суверенитет народа. Конституция – правовая регламентация гос-го суверенитета, это зн именно народ явл. конечным источником власти; гос-ый суверенитет носит представ-ий характер; это проявл в представл права народу на участие в выборах в органы представит власти, а в президент республике – главы гос, в решении важных вопросов с помощью референдума. Правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над законами гос. Разделение властей, общ контроль за их функцио-ем. Приоритет междунар. права над национальным. При расхождении между закон страны и междунар. докум, кот. подписан этой страной, страна д. руководств. междунар. докум. Вопросами регулир междунар. правов споров заним. междунар. суд ООН (Гаага), а также европейский суд по правам человека (Страсбург). Типы полит партий Полит партия - это организ группа единомышленников, представл интересы части народа и ставящая своей целью их реализ путем завоевания полит власти или участия в ее осущ-ии. Типы партий: Масов партии имеют сложную орг структуру и весьма многочисл последователей. Преимуществ источ финансир явл членск взносы. Центр парт власти находится не в парламенте, а в самой партии. Кадровые партии немногочисл, и сост из пользующихся авторитетом деятелей. Членство в такой партии аморфно, отсутствует механизм приема, нет фиксированных членских взносов. Кадровые партии дейст преимущ в период изб кампаний. Мобилизующие партии. Их цель - мобилизов население на выполн каких-либо задач. Патронажные партии созд преимущ для лидера и его окружения. Классово-сословные партии направ свою деят-ть на защиту интересов определ соц слоев или групп.По отнош к сущ действит-ти партии подраздел на консерватив, реформистские и революцион. Есть партии с индивидуальным или коллектив членством. По месту в полит системе - правящие и оппозиционные. По характеру полит действий - умеренные, радикальные и экстремистские. По месту в полит спектре - левые, центристские и правые
Полит.поведение и участие Термин “полит участие ” активно испол для обознач разнообр форм непрофессиональной полит деятельности, когда полит активные люди, непосредственно не связанные с функцион гос-го или правительственного аппарата, стремятся влиять на его работу. Формы полит участия могут быть самыми разнообраз по направл, знач и резул-ти. Так, различают активное, инициативное, пассивное, поддержив-ее участие. Наиболее значимые виды полит участия:— действия людей в политике, служащие ответом на внешнее воздейс, исходящее от других людей и институтов;—периодич участие во всякого рода выборах, полит кампаниях, связанное с делегированием полномочий;— деятел в полит организ, движ, партиях;— выполн полит обязан в рамках госуд органов, помощь общес-ти в реализации их функций;— посещение полит собраний, освоение и передача полит информации, участие в политических дискуссиях и т.д.Весьма продуктивн явл использ термина “ политическое участие ” для харак-ки полит активности на уровне конкретного социологического анализа при описании степени вовлеченности личности, социальной группы в активное полит действие (степень участия). Полит поведение – это важная разновидн поведения чел в обществе. Оно предст собой процесс взаимодейст чел с полит средой и состав совокуп форм и способов бытия индивидуума в полит сфере жизнедеят общества. Речь идет о полити повед субъек политики: физич, юридич лицах, соц группах. Единицей полит повед явл конкрет поступок, личностно и общественно значимый акт, в кот отраж полит знания чел, его убежд, материализуется его полит культура.Полит поведение опред многие факторы, кот можно классифицир по нескольким основаниям. 1. По степени полит включ-ти субъекта в полит повед распадае соответс на активное и пассивное. 2. По характеру поступков, использ методам, а также направл полит повед можно разделить на конфликт и бесконф-ое. Первое харак-ся острым противостоя полит сил, их разногл, выраж полит протеста. Второе поиском полит согласия
Политическая элита Полит.элита – понятие, отраж особую рольверхушки господствующего класса, кот непосредст осущ полит рук-во обществом, стоит у руля гос-ного управл.. Характ черты пол. элиты: Относит самостоя-ть (автономность) элиты как группы общ-ва; Особое полит сознание, высокая степень внутрен интегриров-ти, спаянности, единая, общая воля к действию; Высокий соц. статус; Организ-ие способности. Полит элита выпол ряд функций в обществе, осн из них явл:– принятие полит решений и контроль над их исполн; – формир и предст груп интересов;– полит проектирование. Элита может быть закрытой и открытой. Закрытая элита – это замкн группа людей, кот жестко регулирует процесс включ новых членов общества в свой состав. Среди членов закрытой элиты обычно решающим голосом обладает человек, которого условно называют «тираном». Элита также дел на высшую, среднюю и маргинальную. Высшая элита непосредст влияет на принятие решений, значимых для всего государства. Принадлежность к ней может быть, обусловлена репутацией или положением в структурах власти. Средняя выдел одновременно по трем признакам – доходу, профессион статусу и образованию. Лица, обладающие высшими показателями лишь по одному или двум из этих критериев, относятся к маргинальной элите.
Политическое лидерство Лидерство выступ как разновид власти, как своеобраз управленческий статус, позвол лидеру оказывать руков влияние на др людей и принимать решения, кот подчин все члены гр или их большинство. Полит. лидерство сущ на трех уровнях:· лидерство в малой группе, объедин полит интересами; ·лидерство на уровне полит движ и партий, претендующих на власть или на влияние на нее; · лидерство в системе властных отнош как способ организ власти. Лич-ть стан-ся лидером вследствие: 1) налич ситуации, кот выдвигает конкрет требов к действиям людей, объедин в данную группу, и формир потребн в определ типе лидерства;2) экспектаций (ожиданий) по отнош к потенциал лидеру со стороны группы; 3) наличия у потенциал лидера необх лич-ых качеств, особен характера, способн, воли, мужества, красноречия, умения повести за собой людей.Полит лидерство предст собой постоян, приоритет и легитимное влияние одного или нескол лиц, занимающих властные позиции, на все общество, организацию или группу.
Полит кризисы и кофликты Конфликт (от лат столкн) – столкновение 2-х или более разнонаправл. сил с целью реализ. их интере в услов противодейст.. Полит конфликт – это сост полит. отнош, в кот. их участники ведут борьбу за ценности и определ. статус власти (нейтрализировать противника).Сущность конфликта в несоотв между тем, что есть и тем, что должно быть. В пол. конфликте его участ противостоят один другому по причине несовмест их пол. интерес, связ с вопросами осущ-ия пол власти. В основе всех политических конфликтов лежат глубокие соц.-экон. противоречия, кот и приводят к столкновению пол интересов. Ф-ции конфликтов: позитивные и негативные. Позитив проявл в разрядке напряж между антагонистами, содейств формир соц. необход равновесия, укреп внутригруп сплоченности. Негатив - угроза интеграции общества- может неблагопр влиять на необх измен отно – возможно возникн раскола в малоустойчивых группах.- несет угрозу ликвидации данной пол системы.Т о, роль конфликта двойственна. Выдел 3 типа пол конфликтов:- конфликт интересов – преобл в эконом развитых устойчивых гос-вах, где нормой явл дележ экономич пирога.- ценностный конфликт – более характерен для развив. гос-в с неустойч гос-ым строем. Приоритет ценностей, которые явл. основой такого пол конфликта – это свобода, равенство, братство.- конфликт идентификации – характерен для обществ, в кот. субъект отождествл. себя с определ груп (этнич, религ, язык), а не с общ-вом или гос-вом в целом. Предмет и назначение политологии Политол – термин дан Аристотелем – наука о п/отнош и п/деятел людей, о сущн, формах и методах п/власти, о закономер развития п/систем. Политол - учение о политике, механиз изуч власти и управл обществом. Термин произ от слов "politika" и "logos" означал в греч варианте - искусство управлять гос-м. Предметом полит явл закономер форм и разв полит. власти, организ, формы и методы её функц-ия, испол в госуд-организ обществе; изуч полит теорий и доктрин, реал полит систем, полит жизни, полит созн, интересов и повед субъект в политике. В Европе изуч политол нач по рекомендации ЮНЕСКО с 1948 г. В РБ изуч политол ведётся с 1989г. Политол занимает одно из мест в системе общественных наук. Она одно порядковая дисциплина среди наук о политике: политич философия (общая теоретико-методологическая база политологии); уч о полит институтах; теория международ политики; полит ист и др.Погранич политологич дисциплины: полит социол, политэконом, полит психол, полит антропол и др.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.124.252 (0.019 с.) |