Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретический уровень научного познания

Поиск

На теоретическом уровне познания тоже можно выделить (с определенной долей условности) два подуровня. Первый из них образует частные теоретические модели и законы, которые выступают в качестве теорий, относящихся к достаточно ограниченной области явлений. Второй - составляют развитые научные теории, включающие частные теоретические законы в качестве следствий, выводимых из фундаментальных законов теории.

На каждом уровне теоретические знания организуются вокруг особой конструкции - теоретической модели и формулируемого относительно нее теоретического закона. Рассмотрим вначале, как устроены теоретические модели.

В качестве их элементов выступают абстрактные объекты (теоретические конструкты), которые находятся в строго определенных связях и отношениях друг с другом. Теоретические законы непосредственно формулируются относительно абстрактных объектов теоретической модели.

Теоретические модели не являются чем-то внешним по отношению к теории. Они входят в ее состав. Их следует отличать от аналоговых моделей, которые служат средством построения теории, ее своеобразными строительными лесами, но целиком не включаются в созданную теорию.

Чтобы подчеркнуть особый статус теоретических моделей, относительно которых формулируются законы и которые обязательно входят в состав теории, назовем их теоретическими схемами. Они действительно являются схемами исследуемых в теории объектов и процессов, выражая их существенные связи.

Соответственно двум выделенным подуровням теоретического знания можно говорить отеоретических схемах в составе фундаментальной теории и в составе частных теорий.

В основании развитой теории можно выделить фундаментальную теоретическую схему, которая построена из небольшого набора базисных абстрактных объектов, конструктивно независимых друг от друга, и относительно которой формулируются фундаментальные теоретические законы.

Например, в ньютоновской механике ее основные законы формулируются относительно системы абстрактных объектов: "материальная точка", "сила", "инерциальная пространственно-временная система отсчета". Связи и отношения перечисленных объектов образуют теоретическую модель механического движения, изображающую механические процессы как перемещение материальной точки по континууму точек пространства инерциальной системы отсчета с течением времени и как изменение состояния движения материальной точки под действием силы.

Кроме фундаментальной теоретической схемы и фундаментальных законов в состав развитойтеории входят частные теоретические схемы и законы. В механике это - теоретические схемы и законы колебания, вращения тел, соударения упругих тел, движение тела в поле центральных сил и т.п.

Когда эти частные теоретические схемы включены в состав теории, они подчинены фундаментальной, но по отношению друг к другу могут иметь независимый статус. Образующие их абстрактные объекты специфичны. Они могут быть сконструированы на основе абстрактных объектов фундаментальной теоретической схемы и выступать как их своеобразная модификация. Различию между фундаментальной и частными теоретическими схемами в составе развитой теории соответствует различие между ее фундаментальными законами и их следствиями.

Итак, строение развитой естественно-научной теории можно изобразить как сложную, иерархически организованную систему теоретических схем и законов, где теоретические схемы образуют своеобразный внутренний скелет теории.

Функционирование теорий предполагает их применение к объяснению и предсказанию опытных фактов. Чтобы применить к опыту фундаментальные законы развитой теории, из них нужно получить следствия, сопоставимые с результатами опыта. Вывод таких следствий характеризуется как развертывание теории.

Долгое время в логико-методологической литературе доминировало представление о теории как гипотетико-дедуктивной системе. Структура теории рассматривалась по аналогии со структуройформализованной математической теории и изображалась как иерархическая система высказываний, где из базисных утверждений верхних ярусов строго логически выводятся высказывания нижних ярусов вплоть до высказываний, непосредственно сравнимых с опытными фактами. Правда, затем эта версия была смягчена и несколько модифицирована, поскольку выяснилось, что в процессе вывода приходится уточнять некоторые положения теории, вводить в нее дополнительные допущения.

Иерархической структуре высказываний соответствует иерархия взаимосвязанных абстрактных объектов. Связи же этих объектов образуют теоретические схемы различного уровня. И тогда развертывание теории предстает не только как оперирование высказываниями, но и как мысленные эксперименты с абстрактными объектами теоретических схем.

В свете сказанного можно уточнить представление о теории как математическом аппарате и его интерпретации.

В развитых в теоретическом отношении дисциплинах, применяющих количественные методы исследования (таких, как физика), законы теории формулируются на языке математики. Признаки абстрактных объектов, образующих теоретическую модель, выражаются в форме физических величин, а отношения между этими признаками - в форме связей между величинами, входящими в уравнения. Применяемые в теории математические формализмы получают свою интерпретацию благодаря их связям с теоретическими моделями. Богатство связей и отношений, заложенное в теоретической модели, может быть выявлено посредством движения в математическом аппарате теории. Решая уравнения и анализируя полученные результаты, исследователь как бы развертывает содержание теоретической модели и таким способом получает все новые и новые знания об исследуемой реальности.

Аппарат нельзя понимать как формальное исчисление, развертывающееся только в соответствии с правилами математического оперирования. Лишь отдельные фрагменты этого аппарата строятся подобным способом. "Сцепление" же их осуществляется за счет обращения к теоретическим схемам, которые эксплицируются в форме особых модельных представлений, что позволяет, проводя мысленные эксперименты над абстрактными объектами таких схем, корректировать преобразования уравнений принятого формализма. Также следует уточнить само понятие интерпретации. Известно, что интерпретация уравнений обеспечивается их связью с теоретической моделью, в объектах которой выполняются уравнения, и связью уравнений с опытом. Последний аспект называется эмпирической интерпретацией.

Эмпирическая интерпретация достигается за счет особого отображения теоретических схем на объекты тех экспериментально-измерительных ситуаций, на объяснение которых претендует модель.

Процедуры отображения состоят в установлении связей между признаками абстрактных объектов и отношениями эмпирических объектов. Описанием этих процедур выступают правила соответствия. Они составляют содержание операциональных определений величин, фигурирующих в уравнениях теории.

Специфика сложных форм теоретического знания таких, как физическая теория, состоит в том, что операции построения частных теоретических схем на базе конструктов фундаментальной теоретической схемы не описываются в явном виде в постулатах и определениях теории. Эти операции демонстрируются на конкретных образцах, которые включаются в состав теории в качестве своего рода эталонных ситуаций, показывающих, как осуществляется вывод следствий из основных уравнений теории.

Неформальный характер всех этих процедур, необходимость каждый раз обращаться к исследуемому объекту и учитывать его особенности при конструировании частных теоретических схем превращают вывод каждого очередного следствия из основных уравнений теории в особую теоретическую задачу. Развертывание теории осуществляется в форме решения таких задач. Решение некоторых из них с самого начала предлагается в качестве образцов, в соответствии с которыми должны решаться остальные задачи.

Научное познание мира

Наука и научный, т.е. принадлежащий исключительно науке.

Наука, это комплекс человеческих действий, направленный на познание, приобретение нового практического опыта, на систематизацию и сохранение всего приобретенного. Все, что подпадает под данное определение, следует называть научным.

Согласно определению науки, приведенному выше, любое познание, любой акт приобретения нового практического опыта, любое действие, направленное на систематизацию и сохранение всего того, что познано и приобретено, следует считать наукой, т.е. научным.

Следовательно, наука есть в любом отдельном мировоззрении, в любой мировоззренческой системе. Следовательно, наука есть в религиях, в эзотерике, в материально-технической мировоззренческой системе.

Следовательно, любой человек не просто проживает свою жизнь, но он постоянно и ежедневно занимается наукой и научным познанием мира.

Данное определение явно не по душе сторонникам и носителям материально-техническогомировоззрения, поскольку эти люди присвоили себе словесный символ наука, совершенно наглым образом утверждая, что только они наукой и занимаются, остальные, мол, просто прожигают бесцельно свои жизни.

Оставим сторонникам и носителям техно право научного познания мира, потому что они тоже, как и многие другие люди занимаются именно научным познанием мира.

Что такое познание?

Прежде чем дать определение словесному символу познание в свете научного познания мира, следует несколько слов сказать о главнейшем принципе познания.

Самым главным принципом познания является принцип последовательности, принцип нового познания на основе ранее познанного. Любое новое познание неизбежно и обязательно опирается на предыдущее, будь то индивидуальный или коллективный процесс познания.

Следующим принципом, который логично вытекает из предыдущего, является принцип круговой цикличности. Что это означает?

В процессе познания человек что-то сам себе объясняет. Эти объяснения он формулирует на основе ранее сформулированных объяснений, в результате образуются замкнутые цикличные объяснения, в которых вещь № 1 объясняется на основе вещи № 2, в свою очередь вещь № 2 объясняется на основе вещи № 1. Круг-цикл замыкается сам в себе.

Познание, это комплекс осмысленных и неосознаваемых процессов, в ходе которых в человеческой мыслительной системе формируется отображение всего того, с чем соприкасается человек. Процесс познания уникален тем, что у человека есть возможность познавать сам процесс познания, именно наличие этой способности отличает человека мыслящего от человека просто прямоходящего.

Далее нужно объяснить слово мир, т.е. мироздание, еще часто употребляют словесные символы: "окружающая реальность", "действительность", "объекты познания" и другие. В составном словесном символе "Научное познание мира", под словом мир подразумевается все то, с чем соприкасается человек, включая и себя самого тоже. Научное познание мира подразумевает и познание человеком себя самого, своей индивидуальности, своего Я.

Что такое Научное познание мира?

Исходя из вышесказанного следует сделать вывод, что словесный составной символ "Научное познание мира" является некорректным, бесполезным, предназначенным лишь для того, чтобы выделить из общечеловеческого процесса познания лишь одну его составляющую - познание, которое ведет к утверждению превосходства материально-технического мировоззрения (техно). Словосочетание "Научное познание мира" появилось в процессе ментально-духовных войн, которые постоянно ведутся людьми.

В данном случае носители материально-технической мировоззренческой системы сформировали вот такой составной словесный символ, чтобы убедить молодое подрастающее поколение людей в том, что только материально-техническое мировоззрение является носителем истин в последней инстанции.

Научное познание мира, это прием нейролингвистического программирования, с помощью которого молодым людям вдалбливается в сознание мысль, что только научное познание мира является правильным, а если познание мира не научное, то значит ложное. Обычная банальнаятавтология, нацеленная на промывание мозгов подрастающим поколениям людей.

Любое познание является научным, любая наука есть ни что иное, как познание - носители материально-технического мировоззрения изобрели еще один велосипед по принципу "масло масленое".

На тему о научном познании мира (мироздания, реальности, действительности и т.п.) молодых людей принуждают писать рефераты, сочинения, научные работы, взрослые мужи пишут научные монографии и статьи, на разный манер обсасывая утверждение о том, что масло масленое.

Дорогой читатель, если у вас с логикой все нормально, то вы поймете, что познание и наука, это одно и тоже, любые различия связаны лишь с теми или иными приемами использования тех или иных словесных символов, но по факту глубинный смысл познания и науки совершенно ничем не различается.

Термин "научное познание мира", это полная совершенно бесспорная аналогия словосочетанию "масло масленое".

Принципы научного познания

Вот основные критерии, по которым легко опознать научные знания:

1) Любая научная гипотеза обязана иметь проверяемые следствия.

Из любой гипотезы можно вывести определённые проверяемые следствия, если это невозможно, то данная гипотеза просто-напросто не является научной. Известный пример, «Чайник Рассела»

Если я предположу, что между Землёй и Марсом вокруг Солнца по эллиптической орбите летает фарфоровый чайник, никто не сможет опровергнуть моё утверждение, особенно если я предусмотрительно добавлю, что чайник настолько мал, что не виден даже мощнейшими телескопами. Но если бы я затем сказал, что коль моё утверждение не может быть опровергнуто, то недопустимо человеческому разуму в нём сомневаться, мои слова следовало бы с полным на то основанием счесть бессмыслицей.

Вот почему нет науки о Боге, смерти, потустороннем мире, НЛО и т.д. Вот почему не может быть «научного креационизма», так как не существует такого опыта, который бы однозначно опровергал положение о сотворении мира. Парапсихология, астрология, биоэнергетика, эзотерика и что-либо в этом роде тоже не являются науками по тем-же причинам.

2) Принцип экономии мышления

Очевидно, что может существовать множество теорий, которые описывают один и тот же массив фактов, но в научном подходе в приоритете будет та из них, которая соответствует принципу экономии мышления и содержит минимум допущений. Хороший пример:

В доказательство приведу мой любимый пример, взятый из книги Повеля и Бержье «Утро магов». В начале XX веке несколькими людьми была придумана теория, согласно которой люди живут не на внешней поверхности шара, а на внутренней. Поверхность Земли – поверхность полости в бесконечной скале, в центре которой находится светящийся газовый шар – Солнце. Кое-где (особенно в нацистской Германии) эту теорию принимали вполне всерьез. Так вот, эта теория позволяла объяснить все известные на тот момент астрономические явления нисколько не менее полно, чем общепринятая. Например, смена дня и ночи объяснялось наличием рядом с Солнцем непрозрачного газового шара, который вращается относительно Солнца с определенной частотой, время от времени затеняя его. В знаменитом романе Стругацких «Обитаемый остров» описан мир, достигший индустриальной стадии, в котором люди именно такой теорией мироздания и пользуются – причем достаточно строгий анализ показывает, что это вполне правдоподобно. Теории Земли как шара и Земли как полости одинаково совместимы со всеми известными физическими фактами; не берусь проверять, верно ли это утверждение сейчас, но на момент середины XX века оно было верно, безусловно.

Так чем, собственно, модель Земли как шара лучше модели Земли как полости, и почему люди XX века не заменили первую на вторую? Дело в том, что в науке – в отличие от фантастики, философии и прочих областей знания – действует принцип экономии мышления. Если есть несколько моделей, одинаково совместимых с имеющимися фактами, то выбирать следует ту из них, которая требует как можно меньшего количества не вытекающих друг из друга дополнительных предположений. Модель полой Земли требует таких предположений очень много (наличие рядом с Солнцем непрозрачного тела, ход световых лучей не по прямой, а по искривленным траекториям, и т.д.), поэтому наука ее и не признает. Не потому, что она хуже соответствует фактам, чем традиционная модель, а потому, что она менее экономична.

То же самое можно сказать, например, про модель плоской Земли. Если какой-либо научный деятель, желая убедить людей в справедливости модели плоской Земли, напишет толстую книгу, в которой будет объяснять, что наблюдаемые астрономические факты можно проинтерпретировать в рамках этой модели, – он только зря потратит время. Проинтерпретировать-то при желании, конечно, можно. Вот писатели-фантасты подобными вещами регулярно занимаются.

Кстати, о плоской Земле. По сей день есть такое сообщество, которое верит в такую форму земного шара. У них есть стройная теория, которая объясняет все те факты, которые указывают на округлость Земли (даже все фотографии планеты признают подделкой и заговором), и, безусловно, опровергнуть их теорию невозможно. Такое положение дел является чем угодно, но только не наукой.

Очевидец может «обозвать» увиденную двигающуюся точку, на ночном небосводе летающей тарелкой с инопланетянами. И этого будет вполне достаточно, чтобы объяснить для себя это событие. Но из такой гипотезы вытекает огромное количество предположений (что есть разумная жизнь на других планетах, она умеет управлять летательными аппаратами, что светящаяся точка — это «огни на корабле пришельцев», которые проявляют к нам интерес и умеют скрываться от наших радаров и т.д.) Но если критически осмыслить событие, то очевидно, что все эти допущения лишние. И ответ гораздо проще.

Есть такое правило, известное в науке как «Бритва Оккама», которое гласит: «Самое простое объяснение, скорее всего и есть правильное. Не стоит множить сущности без видимой на то потребности.»

— Творец создал землю несколько тысяч лет назад.

— Но ведь существуют ископаемые, которым миллионы лет.

— А Творец создал землю сразу с ними!

— Если Земля такая молодая, то почему мы видим звезды? Ведь свет должен идти от них миллионы лет?

— Творец. Создал звезды одновременно со светом.

Вот почему «научный креационизм» — это просто игра слов.

3) Предсказание

Одно из основных научных положений гласит, что если известны начальные условия системы, то можно, используя законы природы, предсказать её конечное состояние. Это — философская доктрина, известная под названием детерминизм. И на нем строится наука.

Основная польза научных знаний — это как раз предсказание. Например, опираясь на законы Ньютона можно определить, где будет положение определенной планеты в любой момент времени в будущем.

Можно вычислить законы, по которым проявляет себя электрическая энергия, а можно назвать её «Божественной искрой». Но только в первом случае мы сможем использовать теорию для дальнейших предсказаний, во втором — нет.

Сумму всех приведенных признаком должно в себе содержать научное знание, иначе оно им просто не является.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.49 (0.009 с.)