Употребление форм прилагательных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Употребление форм прилагательных



1. При полной форме прилагательного, употребленной в функции именной части составного сказуемого, как правило, не могут быть управляемые слова, а при крат­кой форме — могут: Он был болен ангиной; Он способен к музыке (но нельзя сказать: «Он был больной ангиной»; «Он способный к музыке»).

2. При форме сравнительной степени (более высокие) должен быть указан предмет сравнения (более высокие, чем...) или добавлено усилительное слово ещё.

3. Краткую форму на -ен (а не -енен) имеют прилага­тельные: бессмысленныйбессмыслен; бедственныйбедствен; бездейственныйбездействен; беспочвен­ныйбеспочвен; бесчисленныйбесчислен; величест­венныйвеличествен; воинственныйвоинствен; двусмысленныйдвусмыслен; злокачественныйзлокачествен; искусственныйискусствен; легкомыс­ленныйлегкомыслен; многочисленныймногочислен; мужественный — мужествен; невежественный — невежествен; посредственныйпосредствен; соот­ветственныйсоответствен и др.

4. Формы «-более лучший», «более худший» и т. ni. не употребляются, поскольку второе слово само по себе уже выражает значение сравнительной степени.

5. В литературном языке приняты такие формы срав­нительной степени прилагательных: бойче, звонче, лов­че, слаще, хлёстче.

6. Полная и краткая формы прилагательного в каче­стве однородных членов предложения не употребляются (нельзя сказать: «дом каменный и весьма прочен»). Если одно из прилагательных не имеет краткой формы, то оба прилагательных должны быть употреблены в пол­ной форме: дом каменный и весьма прочный.

Употребление числительных

 

1. Собирательные числительные двое, трое, четверо (после четверо собирательные числительные обычно не используются; ср.: пять ножниц, шесть су­ток) употребляютсятолько в следующих случаях:

1) с существительными, называющими лиц мужского пола и детенышей животных: двое друзей, трое прохо­жих (нельзя сказать: "двое девушек", "трое котят");

2) с существительными дети, ребята, люди, лица (в значении 'люди'): дере ребят, трое людей, четверо не­знакомых лиц;

3) с существительными, употребляющимися только во множественном числе; двое саней, трое суток, четверо щипцов;..

4) с личными местоимениями мы, вы, они: нас трое, их было пятеро.

2. В составных числительных склоняются все слова: с тремя тысячами пятьюстами двадцатью пятью рублями.

3. При сочетании составных числительных, оканчи­вающихся на два, три, четыре (то есть 22, 23, 24 и т. п.), с существительными, употребляющимися только во множественном числе, следует форму именительного/ винительного падежа такого сочетания заменять другим оборотом [например, нельзя сказать: «двадцать два (две, двое) суток»]. Поэтому говорят: Прошло двад­цать два дня; Куплено двадцать три штуки ножниц, т. е. используют разные формы косвенных падежей (кро­ме винительного).

4. Числительные полтора и полтораста согласуются в косвенных падежах (кроме винительного) с существитель­ным: в полутора стаканах, в полутораста книгах.

5. У составных числительных, оканчивающихся на два, три, четыре, в литературном языке форма вини­тельного падежа совпадает с формой именительного также в тех случаях, когда числительное сочетается с названием одушевленного предмета: принять двадцать три посетителя, выдвинуть сто четыре кандидата (а не: «двадцать трёх посетителей», «сто четырёх кандидатов»). В разговорной речи возможны отступле­ния от этого правила.

6. При сочетании смешанного числа с существитель­ным дробь (а не целое число) управляет существитель­ным: 10,2 процента.

7. Так как нельзя сказать: «оба ворота» или «обе во­рота», то не может быть и сочетания «у обоих ворот», Следует сказать: у тех и других ворот или: у одних и у других ворот.

8. При сочетании числительного полтора с существи­тельным определение ставится в форме множественного числа: полтора полных стакана.

9. В сложных словах, первая часть которых является числительным, эта часть употребляется в форме роди­тельного падежа: трёхлетие, трёхметровый, трёхсотый. Исключения: сто и девяносто всегда сохраняют начальную форму: столетие, столетия, девяносто­метровый, девяностометровому.

10. При составных числительных, оканчивающихся на два, три, четыре, существительное употребляется в форме единственного числа: двадцать три юноши, тридцать четыре дома.

П. С предлогом по числительные два, три, четыре, двести, триста, четыреста употребляются в форме винительного падежа: по две книги, по триста рублей; остальные числительные — в форме дательного падежа: по одному карандашу, по пяти рублей. Ср. в разговор­ной речи: по пять рублей.

 

Употребление местоимений

1. Местоимение обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное. Нарушение этого по­ложения ведет к искажению смысла.

2. К личным местоимениям 3-го лица (ом, она, оно, они) прибавляется начальное н, если они стоят после простых предлогов без, в, для, до, за, из, к, с, у и др.: без него, с ней или после наречных предлогов вокруг, впереди, возле, мимо, напротив, около, посреди, после, сзади и др., управляющих родительным падежом: во­круг них, сзади него.

После наречных предлогов вопреки, согласно, напере­кор, навстречу, соответственно, подобно, внутри и др. начальное н не прибавляется: вопреки ему, на­встречу ей, внутри их.

Не прибавляется н также после предлога благодаря и предложных сочетаний не в пример, в противовес, по поводу, со стороны, в отношении, за исключением и др., состоящих из простого предлога и существитель­ного: благодаря ему, со стороны его.

После формы сравнительной степени прилагательных и наречий местоимения 3-го лица употребляются без на­чального н: старше его, лучше её.

3. Собирательное существительное (крестьянство, студенчество, группа и т. п.) не заменяется местоиме­нием в форме множественного числа. Например, нельзя сказать: «Студенчество разъехалось на каникулы; они хорошо отдохнут в течение лета». Чтобы не созда­вать неудобное сочетание «оно отдохнёт», следует сло­во студенчество заменить словом студенты.

4. Возвратные местоимения себя и свой относятся к лицу, производящему действие. Поэтому в предложениях:

Жилец попросил дворника отнести вещи к себе; Профес­сор предложил ассистенту прочитать свой доклад мес­тоимение себе по смыслу относится к существительному дворник, а местоимение свой — к слову ассистент.

5. Формы у ней, от ней носят разговорный или уста­релый характер. Правильными являются формы у неё, от неё.

Строй простого предложения

1. Обороты с предлогами кроме, вместо, помимо, сверх, наряду с и т. п. должны непосредственно управляться глаголом, при котором они выступают в роли дополнения; в противном случае синтаксическая связь оказывается нарушенной. Так, нельзя сказать: «Помимо работы на предприятии, молодёжь учится на вечерних курсах». Это предложение можно исправить: Молодёжи учится на вечерних курсах без отрыва от производств ва или: Работая на предприятии, молодёжь одновременно учится на вечерних курсах.

2. Не следует использовать сочетания типа «идёт снижение цен» — однокоренного существительного с полузнаменательным глаголом. Такие конструкции носят канцелярский характер. Лучше употреблять глагол-сказуемое: снижаются цены, растёт успеваемость.

3. Нельзя давать конец предложения в ином синтаксическом плане, чем начало. Например, вместо «Одним из вопросов, подлежащих нашему рассмотрению,это вопрос об укреплении дисциплины» следует сказать: Один из вопросов... — это вопрос... или: Одним из вопросов... является вопрос...

4. Нельзя допускать в предложении смешения разнородных понятий.

5. Форма именительного падежа существительного или прилагательного при связке был обозначает устойчивый признак предмета: Он был человек практичный; Погода здесь постоянно была ветреная.

Для указания на временный признак в этих случаях употребляется форма творительного падежа: Он был в то время студентом.

6. В именной части составного сказуемого полная форма прилагательного обозначает постоянный при­знак, вневременное состояние: река спокойная (обычно), а краткая форма — временный признак, временное со­стояние: река спокойна (в данное время).

Полная форма прилагательного обозначает безотно­сительный признак: комната низкая (вообще), а крат­кая — признак по отношению к определенным услови­ям: комната низка (для высокой мебели). Кроме того, краткая форма прилагательного носит более отвлечен­ный характер, чем полная. Ср.: он смелон смелый; она злаона злая.

7. Существенное значение для правильного постро­ения (и понимания) предложения имеет порядок словв нем. Всякая перестановка слов в предложении влечет за собой или изменение смысла, или подчеркива­ние, выделение одного из членов. Ср.: Даже эта работа трудна для меня (имеется в виду нетрудная работа, но слабый исполнитель). — Эта работа даже трудна для меня (подчеркивается неожиданность трудности). — Эта работа трудна даже для меня (речь идет о силь­ном исполнителе).

Неудачный порядок слов (например, широко гото­вится отметить юбилей вместо готовится широко отметить юбилей) искажает смысл предложения, за­трудняет его понимание. Так, вместо «Богданов отка­зался вместе со всеми студентами сдавать зимнюю сессию, жалуясь на загруженность общественной ра­ботой» следовало сказать: Богданов отказался сда­вать зимнюю сессию вместе со всеми студентами...; понимание смысла фразы «Глаза его прикрывали стёк­ла очков» затрудняется из-за неоправданной переста­новки подлежащего и прямого дополнения;

В предложении Осенний ветер безжалостно срыва­ет листья берёзы все члены предложения стоят на сво­их обычных местах (это так называемый прямой по­рядок слов):

1) подлежащее предшествует сказуемому (ветер сры­вает);

2) согласованное определение стоит перед определяе­мым словом (осенний ветер);

3) несогласованное определение стоит после опреде­ляемого слова (листья берёзы);

4) дополнение стоит после управляющего слова (сры­вает листья);

5) обстоятельство образа действия стоит перед глаго­лом-сказуемым (безжалостно срывает).

В контексте для смыслового или стилистического вы­деления отдельных членов предложения прямой порядок слов часто нарушается. Такое изменение расположения членов предложения называется обратным поряд­ком слов (инверсией).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 1599; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.108.18 (0.016 с.)