Вводный инструктаж, инструктаж по технике безопасности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вводный инструктаж, инструктаж по технике безопасности



Планирование работы предприятия.

Производственное планирование – неотъемлемая часть управления предприятием. Его можно определить как умение предвидеть цели и результаты действий субъекта экономики (предприятия) и определять ресурсы, необходимые для достижения конкретных целей. Любой план производства должен строиться на базе ряда научных принципов. Под этими принципами понимают основные теоретические положения, которыми руководствуется предприятие, его работники в процессе планирования. Именно они предопределяют направления и конкретное содержание плановой работы на предприятии.

Принцип необходимости планирования означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности, поскольку его отсутствие сопровождается ошибочными маневрами, несвоевременной переменой ориентации, являющимися причиной плохого состояния или краха предприятия.

Принцип непрерывности заключается в том, что, во-первых, планирование на предприятии должно осуществляться постоянно, без перерывов, и, во-вторых, что разрабатываемые планы должны органично приходить на смену друг другу. В частности, среднесрочные и долгосрочные планы должны систематически пересматриваться и корректироваться с учетом изменившихся обстоятельств, а годовые планы должны быть логически последовательными, т. е. вытекать из среднесрочных планов.

Принцип единства констатирует, что планирование на предприятии должно иметь системный характер. Понятие системы подразумевает существование совокупности элементов, взаимосвязи между ними, наличие единого направления развития элементов системы, ориентированных на общие цели. Другими словами, принцип единства предполагает разработку сводного плана социально-экономического развития предприятия, который базируется на отдельных планах его служб и подразделений, согласованных с общим планом.

 

Принцип гибкости связан с непрерывностью планирования и состоит в придании планам и всему процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных изменений внутреннего или внешнего характера (колебание спроса, изменение цен, тарифов).

Принцип точности сводится к тому, что разрабатываемый план должен быть составлен с такой степенью точности, которая доступна для предприятия на данный момент и которая достаточна для решения возникающих проблем. Чем ниже уровень планирования, тем выше степень точности.

Принцип участия означает, что каждый элемент производственной деятельности, каждое подразделение предприятия становится участником планирования независимо от выполняемой им функции, т. е. процесс планирования привлекает к себе всех тех, кого он непосредственно затрагивает.

Принцип обоснованности целей и нацеленности на конечный результат деятельности акцентирует внимание на том, что, исходя из системного характера планирования, все звенья предприятия имеют единую конечную цель, реализация которой является приоритетной.

При этом на предприятии необходимо выбирать ведущие звенья, которые в большей степени влияют на конечный результат, и стремиться реализовать их в первую очередь.

В планировании широко применяются и общие принципы, такие как научность, системность, комплексность, оптимальность, приоритетность, объективность, конкретность.

К основным методам разработки планов можно отнести следующие:

- Нормативный метод, суть которого заключается в том, что на предприятии в процессе планирования применяется единая система норм и нормативов (нормы расхода сырья и материалов, нормы выработки и обслуживания, трудоемкость, нормы численности, нормативы организации производственного процесса, длительность производственного цикла, запасы сырья, материалов и топлива, незавершенного производства, финансовые нормативы и др.).

- Балансовый метод планирования обеспечивает установление связей между потребностями в ресурсах и источниках их покрытия посредством составления балансов производственной мощности, рабочего времени, материального, энергетического, финансового и других, а также между разделами плана (например, балансовый метод увязывает производственную программу с производственной мощностью предприятия, трудоемкость производственной программы – с численностью работающих).

- Расчетно-аналитический метод используется для расчета показателей плана, анализа их динамики и факторов, обеспечивающих необходимый количественный уровень. В рамках этого метода определяется базисный уровень основных показателей плана и их изменения в плановом периоде за счет количественного влияния основных факторов, устанавливаются индексы изменения плановых показателей по сравнению с базовым уровнем.

- Экономико-математические методы позволяют разработать экономические модели зависимости показателей на основе выявления изменения их количественных параметров по сравнению с основными факторами, подготовить несколько вариантов плана и выбрать оптимальный.

- Графоаналитический метод дает возможность изобразить результаты экономического анализа графическими средствами. С помощью графиков выявляется количественная зависимость между сопряженными показателями, например между темпами изменения фондоотдачи, фондовооруженности и производительности труда. Разновидностью графоаналитических методов являются сетевые графики, с помощью которых моделируется параллельное выполнение работ в пространстве и времени по сложным объектам, таким как реконструкция цеха, разработка и освоение новой техники и др.

- Программно-целевые методы помогают составлять план в виде программы, т. е. комплекса задач и мероприятий, объединенных одной (генеральной) целью и приуроченных к определенным срокам. Программа характеризуется нацеленностью на достижение конечных результатов с помощью конкретных исполнителей, которые наделяются необходимыми ресурсами.

 

В зависимости от того, какой горизонт (период) времени охватывают планы предприятия, различают следующие виды планирования:

- Долгосрочное планирование охватывает период от 10 до 25 лет и имеет проблемно-целевой характер. В нем формулируется экономическая стратегия деятельности предприятия на длительный период с учетом расширения границ действующих рынков сбыта и освоения новых. Число показателей в плане ограничено. Цели и задачи долгосрочного плана конкретизируются в среднесрочном плане.

- Среднесрочные планы составляются на два-три года. Объектами среднесрочного планирования являются организационная структура, производственные мощности, капитальные вложения, потребности в финансовых средствах, исследования и разработки и т. п.

- Краткосрочные планы составляются на год (редко – на два года) и включают конкретные способы использования ресурсов на предприятии. Данные планы детализируются по кварталам, месяцам, декадам.

Эти три вида планирования должны быть согласованы между собой и не противоречить друг другу.

В зависимости от содержания и значения планирования в процессе плановой деятельности различают три вида планирования: стратегическое, тактическое и оперативное.

Стратегическое планирование представляет собой набор процедур и решений, с помощью которых разрабатывается стратегия предприятия, обеспечивающая достижение целей его функционирования. Под стратегией при этом понимается план наиболее эффективного распределения ресурсов для достижения целей. Процесс стратегического планирования включает определение миссии предприятия, формулирование целей и задач функционирования предприятия, оценку и анализ внешней и внутренней среды (возможностей и потенциала предприятия), разработку и анализ стратегических альтернатив (как предприятие будет достигать своих целей), выбор оптимального варианта стратегического плана.

В условиях неопределенности внешней и внутренней среды стратегическое планирование по времени бывает в основном среднесрочным или краткосрочным.

Тактическое планирование – это процесс создания предпосылок для реализации новых возможностей, т. е. стратегических планов. В тактических планах отражаются мероприятия по расширению производства и по повышению технико-экономического уровня, обновлению и повышению качества продукции, наиболее полному использованию достижений научно-технического прогресса. На основе этих планов устанавливаются связи между структурными подразделениями предприятия, осуществляется разработка смет по видам деятельности и контроль за их использованием в результате тактического планирования составляется план социально-экономического развития предприятия, представляющий собой комплексную программу его производственно-хозяйственной и социальной деятельности на соответствующий период. Тактическое планирование охватывает среднесрочный и краткосрочный периоды.

Оперативное планирование – это процесс реализации тактического планирования. Оно является завершающим этапом в планировании хозяйственной деятельности. Его задача – конкретизация показателей тактического плана с целью организации повседневной работы предприятия и его подразделений в процессе оперативного планирования определяется время выполнения отдельных операций, изготовления отдельных единиц продукции, устанавливаются сроки передачи продукции, полуфабрикатов из одного цеха в другой или покупателю; осуществляется оперативная подготовка производства (доставка сырья, инструмента на рабочее место и др.); проводится систематический контроль, учет, анализ и регулирование производственного процесса. Оперативное планирование позволяет сократить перерывы в производстве, обеспечить равномерность загрузки оборудования и площадей, своевременно реагировать на отклонения в технологическом процессе и обеспечивать эффективную работу подразделений.


Принятие решений.

Решение — это выбор альтернативы. Умение принимать управленческие решения развивается с опытом. Каждодневные решения мы принимаем без систематического обдумывания. Долгосрочные решения в жизни продумываем. В менеджменте принятие решений — систематизированный процесс. Причины этому — ответственность за принятие решений, последствия для всей компании.

Запрограммированное организационное решение — это результат реализации последовательности шагов и действий. Незапрограммированные решения возникают при невозможности заранее составить последовательность необходимых шагов. Например, как улучшить качество продукции, объем сбыта.

Компромиссы. Практически все управленческие решения имеют отрицательные последствия. Необходимо учитывать возможные последствия на все части организации как системы (системный подход). Руководитель должен понимать, что непринятые решения, «флюгерная» тактика имеют даже худший результат, чем принятие плохого решения.

Подходы к принятию решений:

§ трудно принимать хорошие решения;

§ человек, принимающий решения, руководствуется в том числе и чувствами, иногда отсутствует логика в решениях.

Существует три основных типа принимаемых управленческих решений:

§ интуитивные решения основаны на ощущении того, что выбор сделан правильно. По мнению многих успешных руководителей, многие решения (до 80%) принимаются на основе интуиции;

§ управленческие решения, основанные на суждениях, — выбор, обусловленный знаниями и накопленным опытом в прошлом. Преимущества: быстрота и дешевизна принятия. Но боязнь новых сфер деятельности может сдерживать развитие компании;

§ рациональные решения обосновываются с помощью объективного аналитического процесса, не опираясь на прошлый опыт.

 

§ Диагноз проблемы. Проблема — не только не решенный вопрос, но и возможность. Информация должна быть релевантной — относящейся к делу, уместной.

§ Формулировка ограничений и критериев принятия управленческих решений. Ограничения — наличие ресурсов у руководителя и организации, чтобы решения были реалистичными. У менеджера должны быть полномочия для принятия данного решения. Критерии — это стандарты, по которым предстоит оценивать альтернативные варианты выбора. Критерии могут быть количественными и качественными. Пример — выбор (покупка) автомобиля.

§ Определение альтернатив. Нужно учитывать время и стоимость процесса выбора.

§ Оценка альтернатив. Метод средневзвешенной оценки — стоимость (прибыль) альтернативных проектов. Балльный метод. Учет рисков.

§ Выбор альтернативы. Поиск оптимального (максимизирующего решения) труден, обычно выбирается удовлетворительное решение.

§ Реализация и обратная связь. Согласование полученных результатов с ожидаемыми.

 

Факторы, влияющие на процесс принятия решений

§ Личностные оценки руководителя. Субъективное мнение о приоритетных задачах, акцент, например, на экономические проблемы, а не на социальные.

§ Риск и неопределенность. Факторы внешней среды. Возможности снижения неопределенности: получение дополнительной информации или действия в соответствии с накопленным опытом.

§ Время. Успех не придет сразу.

§ Стоимость информации. Затраты на информацию должны перекрываться доходами от ее использования и внедрения. Больше информации — не обязательно лучше.

§ Взаимосвязь решений. Системный подход.

Методы принятия решений

Применяют такие процедуры, как научный метод, который состоит из следующих этапов:

§ наблюдение — сбор и анализ информации;

§ формулировка гипотезы (предположения). Матрица БКГ -размер компании /прибыль;

§ верификация — подтверждение достоверности гипотезы.

К основным методам принятия решений относятся:

§ математическое ожидание (платежная матрица). Ожидаемое значение показателя;

§ дерево решений;

§ моделирование. Модель — это уменьшенная, упрощенная копия действительности. Необходимость моделирования обусловлена сложностью процессов, снижением рисков внедрения непосредственно в практику, возможностью прогнозов.

Типы моделей:

§ физическая модель — увеличенное, уменьшенное отображение исследуемого объекта. Структура управления предприятием;

§ аналоговая модель — заменяет исследуемый объект объектом-аналогом, который ведет себя как реальный объект. График зависимости удельных затрат от объема производства;

§ математическая модель. Используются символы и обозначения для описания свойств объекта, формулы.

 


Эффективность менеджмента.

Под эффективностью менеджмента понимается сложная многогранная категория, которая отражает характерные особенности экономических, социальных, организационных и иных явлений.

Эффективность управления, как социально-экономическая категория, - это результативность данной деятельности, степень рационального использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Функциональная роль эффективности управления – отражать уровень и динамику его развития, качественную и количественную стороны данного процесса. Эффективность можно различать как потенциальную и реальную. Потенциальная эффективность оценивается предварительно, реальная определяется полученными на практике результатами. Эффективность управления бывает тактической и стратегической. Тактическая эффективность отражает получение эффекта в ближайшем времени, стратегическая в будущем.

В достижении высокой эффективности менеджмента большую роль играют характеристики системы, механизма и процесса (технологии) менеджмента. Однако, эффективность менеджмента всегда изменчива и определяется не только внутренними факторами, но и внешними – состоянием экономики, конкуренцией, социально политической обстановки и др. При этом внешняя и внутренняя эффективность менеджмента должны быть сбалансированы.

Современная наука выделяет три группы основных принципов, определяющих эффективность менеджмента.

Принципы приоритетов в менеджменте. Главными из них являются:

· приоритеты человеческого фактора – мотивированная деятельность, профессионализм;

· принципы критических факторов – учет фактора времени, развитие информационных технологий, корпоративность, как форма эффективного сотрудничества и партнерства;

· основные принципы ориентирования – управленческая деятельность включает в себя разработку цели, миссии и стратегии менеджмента, обеспечение качества, создание условий творчества (система «думай сам») и др.

В чем состоит проблематика оценки эффективности менеджмента?

В первую очередь это связано с тем, что результат может быть как прямым (непосредственным), так и косвенным (отдаленным). Во-вторых, результат может принести социально-экономический, социально-психологический и социально-организационный эффект. В-третьих, мы можем получить исключительно экономический, производственный эффект. Социальный и экономический эффект находятся в постоянном противоречии. Рост социального эффекта может вызывать снижение экономического эффекта и наоборот.

Факторы оценки эффективности менеджмента.

Для обеспечения эффективности менеджмента необходимо учитывать все влияния на ее же факторы. Но это можно сделать только тогда, когда эти факторы систематизированы и выделены основные и определяющие. Фактор - момент, существенное обстоятельство в каком-то процессе, явлении. Эффективность управления формируется под воздействием ряда факторов, которые можно классифицировать по следующим признакам:

1. по продолжительности влияния;

2. по характеру влияния;

3. по степени формализации;

4. в зависимости от масштаба влияния;

5. по содержанию;

6. по форме влияния;

По продолжительности влияния выделяют факторы, влияние которых сказывается на протяжении длительного времени (технический уровень производства, стиль управления и др.) и которые действуют непродолжительное время (прогулы, простои, нарушения трудовой дисциплины и т.п.).

По характеру влияния различают факторы интенсивные и экстенсивные. Первые обеспечивают повышение эффективности менеджмента за счет мобилизации внутренних ресурсов, совершенствование организации труда управленческих работников и улучшение его условий, подготовка кадров управления. Вторые предусматривают привлечение дополнительных ресурсов – увеличение численности управленческого персонала, расширение технического оснащения труда управленцев на качественно неизменной основе и т.д.

По степени формализации выделяют количественно измеримые и количественно неизмеримые факторы. В зависимости от масштаба влияния факторы можно подразделить на: народно-хозяйственные, отраслевые, на уровне организаций, на уровне подразделений.

По содержанию различают факторы:

- научно-технические (уровень механизации и автоматизации труда),

- организационные (рациональная структура аппарата управления, расстановка кадров, документооборот, трудовая дисциплина),

- экономические (система материального поощрения и материальной ответственности),

- социально-психологические (мотивация труда, межличностные отношения),

- технические,

- физиологические (санитарно-гигиенические условия труда) и др.

По форме влияния различают факторы прямые (квалификация персонала, состояние оборудования) и косвенные (психологический климат, групповая динамика). Первые непосредственно влияют на эффективность управленческого

Критерий эффективности - признак, на основании которого производится

Критерий эффективности управления определяется не только оптимальностью функционирования объекта управления, но и качеством труда персонала, социальной эффективностью (которые мы рассмотрим при изучении последующих вопросов). Рассмотрим вначале критерии эффективности, относящиеся к объекту управления. Современная наука выделяет общие, локальные и качественные критерии эффективности управления.

Общий критерий – экономические результаты деятельности управляемой подсистемы в целом, т.е. осуществление предприятием (или организацией) своей миссии при наименьших затратах.

Группа более частных локальных критериев:

· затраты живого труда на производство продукции или оказание услуг;

· затраты материальных ресурсов;

· затраты финансовых ресурсов;

· показатели использования основных производственных фондов;

· ускорение оборачиваемости оборотных средств;

· сокращение срока окупаемости капиталовложений.

Группа качественных критериев:

· увеличение доли продукции высшей категории качества;

· обеспечение экологической чистоты;

· выпуск продукции, необходимой обществу;

· улучшение условий труда и быта работников;

· ресурсоэнергосбережение и др.

Все эти критерии должны быть отражены в определенной системе показателей экономической эффективности.

Показатель эффективности – количественная характеристика работы предприятия, косвенно характеризует эффективность управления.

Такие показатели эффективности как производительность труда, материалоемкость, фондоотдача основных производственных фондов, оборачиваемость оборотных средств, окупаемость капиталовложений условно можно объединить в группу частных или локальных показателей.

Кроме того, выделяют обобщающие показатели: рентабельность и ликвидность. Они отражают результат хозяйственной деятельности и управления в целом но не в полной мере характеризуют эффективность и качество управления трудовыми процессами, производственными фондами, материальными ресурсами.

Показателями, характеризующими работу аппарата управления являются стратегическая эффективность управления и своевременность принятия и осуществления управленческих решений.

При оценке эффективности управления необходимо комплексное применение всей системы обобщающих и частных показателей. Эффективность управленческой деятельности применительно к субъекту управления может характеризоваться количественными (экономический эффект) и качественными показателями (социальная эффективность).

В зависимости от постановки цели при определении результата деятельности менеджера выбираются соответствующие формы ее оценки. Формы оценки менеджера: анкетирование, психологический аудит, собеседование, графологический анализ, изучение кадровых документов, оценочные испытания.

Исходя из форм, оценку деятельности менеджера, можно разделить на два главных направления. Это оценка эффективности труда менеджера и оценка качеств менеджера.

Оценка эффективности труда менеджера, в свою очередь, является комплексным процессом и состоит из следующих этапов:

- оценка личного вклада менеджера в деятельность организации;

- оценка эффективности использования рабочего времени менеджера;

- оценка результатов работы менеджера;

- оценка содержания труда менеджера.

Личностные и профессиональные качества менеджера являются теми средствами, которые применяются им каждодневно в процессе анализа и принятия управленческих решений, контроля, за их выполнением. При проведении аттестации работников, как правило, оценка проводится по трем группам качеств:

- профессионализм и компетентность;

- деловые качества;

- личные характеристики.

Вводный инструктаж, инструктаж по технике безопасности

 

I. Общие положения.

Система подготовки рабочих по технике безопасности и производственной санитарии включает вводный инструктаж; первичный инструктаж на рабочем месте; обучение на рабочем месте; повторный инструктаж; внеплановый инструктаж; целевой инструктаж; курсовое обучение.

Руководство и ответственность за своевременное и качественное инструктирование и обучение рабочих безопасным методам труда возлагаются на начальников служб, цехов, шахт, карьеров и главных специалистов предприятий и организаций. Ответственность за своевременное и качественное инструктирование и обучение рабочих непосредственно на рабочих местах возлагается на инженерно-технических работников, назначенных для проведения этой работы распоряжением по цеху, шахте, карьеру. Своевременное и качественное инструктирование и обучение рабочих по технике безопасности и производственной санитарии контролирует отдел техники безопасности предприятия (организации).

Инструктаж и обучение рабочих по технике безопасности и производственной санитарии должны проводиться в соответствии с программами и инструкциями, утвержденными администрацией предприятия по согласованию с комитетом профсоюза. Программы и инструкции составляются с учетом конкретных условий работы и профессий инструктируемых. По профессиям, для которых утверждены Типовые инструкции, программы и инструкции составляются с учетом требований этих инструкций и местных условий каждого предприятия.

Каждый рабочий предприятия и организации должен быть обеспечен необходимыми инструкциями по технике безопасности. Общая инструкция по технике безопасности и производственной санитарии выдается после вводного инструктажа, остальные — после первичного инструктажа на рабочем месте.

 

Получение инструкций подтверждается росписью рабочего в личной карточке инструктажа. Ответственность за разработку программ и инструкций по технике безопасности и производственной санитарии возлагается на главных специалистов, руководителей служб, отделов, начальников цехов, шахт и карьеров. Инструкции должны разрабатываться для каждой профессии с учетом конкретной работы и содержать требования по технике безопасности и производственной санитарии, конкретизированные для следующих периодов: перед началом работы; во время работы; по окончании работы. Кроме того, в них указывается ответственность за нарушение инструкции. Программы и инструкции по технике безопасности и производственной санитарии пересматриваются при выходе новых правил безопасности, изменении технологии производства и оборудования, но не реже одного раза в пять лет. Своевременную разработку инструкций и обеспечение ими рабочих в целом по предприятию контролирует отдел техники безопасности. Общее руководство и ответственность за организацию инструктажа и обучения рабочих в соответствии с настоящим Положением возлагаются на главного инженера предприятия (организации).

 

II. Вводный инструктаж.

Все рабочие, вновь поступающие на предприятие (в организацию), а также учащиеся, направляемые на производственную практику, обязаны пройти обучение в объеме вводного инструктажа по технике безопасности и производственной санитарии и только после этого могут быть допущены на территорию предприятия (организации) или оформлены на работу. Для профессий, указанных в списках производств, для работы в которых обязательны предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, утвержденных приказом Министерства здравоохранения, вводный инструктаж проводится по предъявлении ими приемной записки с отметкой о результатах предварительного медицинского осмотра.

 

Вводный инструктаж содержит общие положения по охране труда и требования безопасности и производственной санитарии, соблюдение которых исключает возможность воздействия на работника опасных и вредных производственных факторов на территории предприятия (организации) и в структурных подразделениях.

Вводный инструктаж включает следующие основные вопросы:

а) основные вопросы охраны труда;

б) вредные производственные факторы;

в) правила внутреннего трудового распорядка предприятия (организации), общие правила поведения работников на территории предприятия и при работе в производственных помещениях, требования техники безопасности к организации и содержанию рабочих мест при обслуживании агрегатов, машин, станков и механизмов;

г) назначение спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, правила пользования ими при работе;

д) правила электробезопасности, освобождения пострадавшего от токоведущих частей и оказания первой помощи при поражении электротоком;

е) значение промышленной вентиляции на производстве и правила пользования вентиляционными устройствами;

ж) правила поведения работающих при авариях, несчастных случаях и порядок составления акта о несчастном случае, связанном с производством;

з) правила безопасности при работе с ядовитыми и вредными веществами;

и) правила безопасности при работе в тоннелях, колодцах и газоопасных местах;

к) правила пожарной безопасности;

л) организация работы по охране труда на предприятиях (в организациях).

Вводный инструктаж проводится работником отдела техники безопасности, имеющим специальное техническое образование и производственный опыт, по программе, утвержденной главным инженером предприятия (организации). Продолжительность инструктажа — 8 ч.

Для проведения вводного инструктажа по вопросам производственной санитарии и пожарной охраны целесообразно привлекать соответствующих специалистов. Вводный инструктаж может проводиться как для группы рабочих одной профессии, так и для рабочих разных специальностей. Численный состав группы, как правило, не должен превышать 25 чел. Инструктаж должен проводиться и для одного рабочего. Вводный инструктаж проводится в кабинете по технике безопасности или специально оборудованном помещении с использованием наглядных пособий (инструкций, плакатов, натуральных экспонатов, кинофильмов, диапозитивов, диафильмов, макетов и т. д.), отвечающих достижениям современной науки и техники применительно к специфике данного производства, а также с разбором характеристик несчастных случаев, имевшихся на производстве.

 

III. Первичный инструктаж на рабочем месте.

Первичный инструктаж на рабочем месте проходят все вновь принятые рабочие, в том числе и переводимые из других цехов, шахт, карьеров, а также рабочие, переводимые с одной работы на другую внутри производственного участка. При изменении технологического процесса каждый рабочий, привлекаемый для его обслуживания, должен быть проинструктирован на рабочем месте вновь.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводится индивидуально с каждым рабочим непосредственный руководитель работ (мастер, начальник участка), назначенный для проведения этой работы в соответствии с п. 2 настоящего Положения.

При первичном инструктаже на рабочем месте рабочего знакомят с оборудованием и наличием опасных мест, раскрывают методы правильной и безопасной работы на данном месте или по данной специальности. Первичный инструктаж проводится по программе, составленной руководителем цеха, шахты, карьера в объеме инструкций, знание которых обязательно для рабочих. После инструктажа инструкции выдаются каждому рабочему.

 

При инструктаже на рабочем месте рабочий должен быть ознакомлен со следующими вопросами:

а) общими сведениями о технологическом процессе и оборудовании на данном производственном участке;

б) устройством машины, механизма, прибора, опасными зонами оборудования, предохранительными приспособлениями и ограждениями, системами блокировки и сигнализации;

в) средствами индивидуальной защиты на данном рабочем месте и правилами пользования ими;

г) правильной и безопасной организацией и содержанием рабочего места;

д) порядком подготовки к работе (проверкой исправности оборудования, пусковых приборов, заземления, инструмента);

е) безопасными приемами работы, применение которых должно предохранить работающего от травмирования;

ж) подробным разъяснением содержания инструкций по технике безопасности;

з) способами применения имеющихся на участке средств пожаротушения и сигнализации, местами их расположения;

и) схемой безопасного передвижения по территории цеха, шахты, карьера (для вновь поступивших рабочих).

 

IV. Обучение на рабочем месте.

Вновь поступившие рабочие, не имеющие достаточного опыта и навыков к работе, прикрепляются к квалифицированному рабочему для практического обучения безопасным приемам и методам труда. Обучение на рабочем месте ведется под руководством инженерно-технического работника по программе, утвержденной начальником подразделения. Длительность обучения зависит от сложности профессии и специфики работы, но не должна быть менее 10 смен.

 

V. Повторный инструктаж.

Все рабочие независимо от квалификации и стажа работы каждые 6 месяцев проходят повторный инструктаж по программе первичного инструктажа на рабочем месте, за исключением рабочих, которым в силу специфических особенностей выполняемых работ отраслевыми правилами по технике безопасности установлены более сжатые сроки повторного инструктажа. На инструктаже должны присутствовать все рабочие по профессиям в соответствии с графиком, утвержденным руководителем подразделения. Инструктирующий ведет строгий учет посещаемости.

Лица, не присутствующие на инструктаже по уважительным причинам (болезнь, отпуск), обязательно инструктируются по выходу на работу индивидуально.

Повторный инструктаж рабочих проводится мастером производственного участка, под руководством которого работают данные рабочие. Инструктаж проводится в форме живой беседы и подкрепляется подробным разбором конкретных примеров из практики работы предприятия (организации).

Инструктаж начинается с проработки приказов и распоряжений, информационных писем, направленных на предупреждение несчастных случаев и нарушений. Дается анализ производственного травматизма с разбором фактов нарушений правил безопасности, допущенных рабочими производственного участка (используются записи в дневнике по технике безопасности и в журнале учета нарушения правил безопасности). Затем инструктаж ведется в соответствии с программой.

Соблюдение сроков и качество проведения повторного инструктажа контролирует руководитель подразделения и работники отдела техники безопасности предприятия (организации).

 

VI. Внеплановый инструктаж.

Внеплановый инструктаж с рабочими проводится: при временном и постоянном переводе на другую работу в условиях одного цеха (шахты, карьера) или производственного участка; при изменении или внедрении нового технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений, инструмента и т. п.; в связи с применением новых материалов, веществ и в других случаях, когда действовавшие ранее требования безопасности оказались недостаточными ввиду изменения условий работы; при несчастных случаях и нарушениях инструкций по технике безопасности или технологии производства, в результате чего могли произойти несчастные случаи и аварии; при продолжительных перерывах в работе; перед началом работ повышенной опасности, выполняемых по наряду-допуску, проекту организации работ и т. п.

Инструктаж в связи с временным переводом на другую работу проводится в объеме первичного инструктажа на рабочем месте с объяснением всех требований безопасности, знание которых необходимо для выполнения новой конкретной работы. При этом инструктируемым, кроме объяснений, показываются наиболее рациональные и безопасные приемы в работе непосредственно на рабочем месте. При проведении инструктажа необходимо руководствоваться инструкцией по технике безопасности по новой профессии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.115 с.)