Сосредоточение, его духовное значение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сосредоточение, его духовное значение



 

 

1. Вот объяснение сосредоточения.

2. Йога есть удержание материи мысли [Читта] от облачения в различные образы [Вритти].

3. В это время [время сосредоточения] зрящий [Пуруша] покоится в своем собственном [естественном] состоянии.

4. В остальное время [вне сосредоточения] зрящий сливается со своими видоизменениями.

5. Есть пять разрядов видоизменений, связанных со страданием и несвязанных.

6. Таковы: правильное знание, неразличие, устное заблуждение, сон и память.

7. Прямое восприятие, заключение и свидетельство компетентного лица суть доказательства.

8. Неразличие есть ложное знание, не подтвержденное действительностью.

9. Устное заблуждение происходит от слов, не имеющих [соответствующей] реальности.

10. Сон есть Вритти, обнимающее чувство пустоты.

11. Память есть следствие неисчезновения [Вритти] воспринятых предметов [впечатления от которых вновь возникают в сознании].

12. Власть над ним [Вритти] достигается упражнением и отречением [отсутствием привязанности].

13. Постоянное усилие держать их [Вритти] в совершенном подчинении есть упражнение.

14. Его почва укрепляется продолжительными и постоянными усилиями, сопровождаемыми страстной любовью [к достигаемой цели].

15. Результат, получаемый теми, которые отвергли жажду воспринимаемых зрением или слухом предметов, и состоящих в господстве над этими предметами, есть отречение.

16. Это крайнее отречение, отвергающее даже качества, показывает Пурушу [настоящую природу ее].

17. Сосредоточение, называемое знанием, есть то, за которым следует рассуждение, распознавание, блаженство, бескачественное "Я".

18. Есть другое Самадхи, достигаемое постоянными упражнениями в прекращении всякой умственной деятельности, в котором Читта удерживает только непроявленные впечатления.

19. [Самадхи, сопровождаемое крайним отречением,] становится причиной новых явлений богов и тех, которые слились с природой.

20. Другими это Самадхи достигается путем веры, энергии, памяти, сосредоточения и различения действительного.

21. Успех достигается быстро при наивысшей энергии.

22. Они [Самадхи] затем различны в зависимости от употребленных средств: легких, средних или высших.

23. Или преданность Ишваре.

24. Ишвара [Верховный правитель] есть особая Пуруша, не причастная страданию, следствию действий или желаний.

25. В нем становится бесконечным всеведение, которое в других только в зародыше.

26. Он, будучи неограничен временем, есть Наставник самых древних Учителей.

27. Выражающее его слово есть "Ом".

28. Повторение его [Ом] и размышление о его значении есть путь.

29. Отсюда приобретается наука интроспекции (умение смотреть внутрь) и уничтожение препятствий.

30. Болезнь, умственная леность, сомнение, апатия, перерыв, ложные восприятия, неуспех в сосредоточении и падение с достигнутой высоты суть заграждающие [путь] препятствия.

31. Скорбь, спутанность мыслей, дрожание тела, неправильное дыхание сопровождают неудержание сосредоточения.

32. Для излечения этого [следует делать] упражнение над одним предметом.

33. Дружба, милосердие, радость, равнодушие, делание себя предметом размышления в связи с предметами, счастливым или несчастливым, добрым или злым, смотря по условиям, успокаивает Читту.

34. Вдыхая и удерживая дыхание.

35. Те формы сосредоточения, которые приводят к необыкновенным чувствам восприятия, делают сознание настойчивым.

36. Или [размышлением о] Лучезарном, который недоступен никаким страданиям.

37. Или [размышлением о] Сердце, отказавшемся от привязанностей к чувственным предметам.

38. Или [размышлением о] Знании, которое приходит во сне.

39. Или размышлением о чем бы то ни было, что привлекает, как добро.

40. Сознание йогов, занятых таким размышлением, становится не загражденным, как для атома, так и для бесконечного.

41. Йог, которого Вритти сделались таким образом бессильными (подчиненными), достигает в получающем, посредствующем и полученном [сущем сознании и внешних предметах] сосредоточенности и тождества, подобно кристаллу [перед различными окрашенными предметами].

42. Звук, значение и вытекающие из них знания, будучи смешанными, называются Самадхи с рассуждением.

43. Самадхи, называемая "без рассуждения", [приходит] когда память очищена, или освобождена от качеств и заключает в себе только значение [предмета размышления].

44. Этим путем [сосредоточение] с распознаванием и без распознавания [способа размышления] о более тонких предметах [также] объясняется.

45. Более тонкие предметы исчезают с Прадханой.

46. Эти виды сосредоточения имеют семя.

47. Когда сосредоточение "без рассуждения" очищено, спокойствие Читты прочно устанавливается.

48. Знание этого называется "исполненное истины".

49. Знание, полученное из свидетельства и заключения, относится к обыкновенным предметам. Знание же, получаемое от только что упомянутого Самадхи, более высокого порядка: оно способно проникать туда, куда заключение и свидетельство не могут достигнуть.

50. Впечатления, являющиеся следствием этого Самадхи, исключают все другие впечатления.

51. Подавлением даже этого [впечатления, которое заграждает все другие впечатления], когда все другие задержаны, достигается "лишенное семени" Самадхи.

 

Глава вторая.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.009 с.)