Вновь о русской интеллигенции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вновь о русской интеллигенции



В складывающихся сегодня условиях вновь возрастает значение «мыслящего класса» – русской интеллигенции. Умение мыслить не вырастает линейно из суммы полученных знаний. Не случайно Н.К. Рерих отмечал, что «знание приходит лишь при готовности духа». Для русской интеллигенции особую роль несет в себе православный стержень национального самосознания, поскольку «нравственной, духовной силой Православия проросла вся наша культура».

В середине XIX века интеллигенцию определяли как «самосознающий народ». Но монолитности интеллигенции не было никогда. Она всегда разделялась на «прогрессистов» и «охранителей». И ныне одна часть интеллигенции охраняет соответствующую традицию, другая уже более двух веков пытается эту традицию сокрушить.

Нельзя не заметить, что интеллигенция во всех ее разновидностях тотально подвержена интенционализму (лат., не путать с интернационализмом) – учению или вере в то, что цель освящает любые средства (не отсюда ли корни и социалистического, и либерального экстремизма и белого и красного террора?). Г.В. Плеханов с полным на то основанием интеллигенцию разделял на буржуазную, мелкобуржуазную и социалистическую. Задачу социалистической интеллигенции он видел в том, чтобы она стала руководительницей рабочего класса в предстоящем освободительном движении, разъяснила ему его политические и экономические интересы, равно как и взаимную связь этих интересов.

Именно интеллигенция, по мнению Г.В. Плеханова, должны была подготовить рабочий класс к самостоятельной роли в общественной жизни России. «Она должна всеми силами стремиться к тому, чтобы в первый же период конституционной жизни России – писал основоположник русского марксизма еще в 1883 году, – наш рабочий класс мог выступить в качестве особой партии с определенной социально-политической программой».

Интеллигенты-охранители, впрочем, те же цели выражали иначе. «Нигилизм со всеми своими доктринами и последствиями был, несомненно, исчадием этой интеллигенции…, – утверждал М.Н. Катков. – Вообще наша интеллигенция имеет поверхностный, подражательный и космополитический характер; она не принадлежит своему народу и, оставляя его во тьме, сама остается без почвы. Ее понятия и доктрины большей частью чужого происхождения и не имеют никакого отношения к окружающей их действительности, а потому никто так легко не поддается обману и не обнаруживает столько политического легкомыслия как наши quasi мыслящие люди».

Написано М.Н. Катковым в 1 880 году, а мало что изменилось.

Посмотрим чуть глубже в историю. Вдумчивые ученые с полным на то основанием моментом рождения русской интеллектуальной элиты («бульона», который произвел на свет интеллигенцию) называют 18 февраля 1762 г. – появление императорского манифеста «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству». Именно тогда служивую часть элиты освободили от обязанности служить Отечеству, оставив права хозяйствовать и думать.

Понимание интеллигенции как аналога общества, которое в странах Запада всегда готово противостоять государству, привело В.В. Кожинова к утверждению, что интеллигенция «и до 1917 года, и после как бы не могла не быть в оппозиции государству».

Русская трагедия 1917 года – это Февраль, а не Октябрь. Поддержка населением переворота большевиков, переросшего в революцию, – это реакция народа на предательство и вакханалию февралистов, на начавшийся развал страны и общества. Движущей силой Белого движения стали февралисты, а народу и принципиальным сторонникам монархии они были чужды и враждебны. Пропасть Февраля разделила и думающую часть русского общества.

Созревание кризиса к февралю 1917 года вылилось в крах охранительной линии в русском обществе. Догматизм власти и ее нежелание глубоких реформ привели к тому, что интеллигенция поддержала самые радикальные, самые экстремистские настроения в обществе, отринув самодержавие, а затем и буржуазный парламентаризм. Максималисты одержали верх.

Подход Г.В. Плеханова к интеллигенции развили В.И. Ленин и И.В. Сталин, не признав, впрочем, за интеллигенцией как за «прослойкой» самостоятельной политической силы. Тем более что общество развивалось. После гражданской войны в Советской России «шел бурный процесс формирования, мобилизации и собирания сил новой интеллигенции. Сотни тысяч молодых людей, выходцев из рядов рабочего класса, крестьянства, трудовой интеллигенции… влили в интеллигенцию новую кровь и оживили ее по-новому, по-советски. Они в корне изменили весь облик интеллигенции, по образу своему и подобию. Остатки старой интеллигенции оказались растворены в недрах новой, советской, народной интеллигенции», – писал И.В. Сталин.

К середине 30-х годов XX века большевистская (революционная) интеллигенция себя исчерпала, уступив доминирование в обществе (в том числе и через ГУЛАГ) возродившейся с новым поколением интеллигенции охранительной. Господство консервативного крыла интеллигенции после кратковременного отступления в период хрущевской «оттепели» длилось до начала 80-х годов.

Постановка социальных целей всегда была функцией интеллигенции. Политические события 2011–2012 годов в России показали, что русская интеллигенция вновь вышла из затворничества и ставит перед обществом вопрос о выборе дальнейшего движения.

Государственная власть России начала XXI века повторяет все ошибки власти вековой давности. Только Конституционное собрание и глубокая реформа высших представительных органов власти Российской Федерации сохранит поступательное развитие общества и предотвратит назревшие социальные катаклизмы, говорит «думающая часть общества». Ничего не надо, все под контролем, заклинают придворные идеологи в Кремле.

А ведь все уже было.

«С нынешним режимом Россия совсем деморализуется и расшатается», – провидчески писал Л.А. Тихомиров главе правительства России П.А. Столыпину в 1906 году, наставая на необходимости пересмотреть неудачные Основные законы Российской Империи 1906 года, подорвавшие и идею народного представительства, и самодержавие. Резолюция адресата «Все эти прекрасные теоретические рассуждения на практике оказались бы злостной провокацией и началом новой революции», увы, в силу последующего хода истории оказалась несостоятельной.

К середине 80-х годов XX века мы видим вновь нарастание революционных настроений и революционный энтузиазм «думающей» части народа. Максималисты вновь одержали верх. Но прямого повторения Февраля не произошло, и сгорели максималисты не в ответном огне охранителей, а в реванше мещанской диктатуры.

Русская интеллигенция в 90-е годы XX века вновь испепелила себя, расколов общество, ввергнув Россию в новую Смуту, вообще, как и сто лет тому назад, рассыпав историческую Россию на суверенные обломки. Разве не были тогда остро актуальны слова М.Н. Каткова из 1878 года: «Наша интеллигенция выбивается из сил показать себя как можно менее русской, полагая, что в этом-то и состоит европеизм». Политический режим, установившийся в те годы в России, с помощью пауперизации приобрел «социальную терпимость» граждан колоссальной ценой распада общества. Интеллигенция через свою глубокую дезинтеграцию утратила качества явления, уступив место в социальной жизни мещанству, носителем идеологии которого стали «новые русские».

Итак, на протяжении ста лет, с середины XIX по середину XX века история России определялась лидерством интеллигенции, то революционного, то охранительного ее крыла. С провозглашения курса на рост благосостояния народа при «позднем» Л.И. Брежневе начался ползучий реванш мещанского самосознания, завершившийся «потребительской революцией» 90-х годов XX века. И проблема не в том, что власть и общество впервые всерьез озаботились улучшением быта населения – эти вопросы пытались решить и в период всех реформ ранее, – а в том, что материальный достаток стал культом, целью жизни.

Реванш мещанства – вот что стоит за «реформами» ельцинской эпохи. Потребительский эгоизм способен разъесть и погубить самую суть русской души. Ведь духовное уродство много страшнее уродства физического.

На закате XX века радикально-нигилистическая часть отечественной интеллигенции, сжигая членские билеты КПСС, бросилась наперегонки за переменами. А. Собчак и О. Басилашвили, Е. Евтушенко и Б. Окуджава, М. Ульянов и М. Захаров, вслед за вернувшимися диссидентами стали проповедовать отречение «от старого мира».

Но крепла и охранительное крыло русской интеллигенции. Российские писатели под лидерством Ю. Бондарева, С. Куняева, В. Ганичева, Э. Володина, театральное сообщество и товарищества художников – повсюду дали всходы идеи русского традиционализма. Целостность и непрерывность русской духовной жизни – на этом принципе сберегла творческий потенциал и классический репертуар МХАТ им. М. Горького всеми любимая народная артистка СССР Татьяна Васильевна Доронина. Этот бесценный для нас подвиг великой советской и русской актрисы стал примером для подражания во многих российских регионах. Когда я стал кумом Татьяны Васильевны, а произошло это совместным крещением Вани Клементьева, то убедился в том, что ее личное обаяние и широкая душа, ее русскость – не экранный образ или литературный штамп, а будничная реальность.

Фронтовой напор Юрия Бондарева и Михаила Алексеева, творческое подвижничество Николая Дорошенко и Леонида Бородина, единение вокруг Валерия Николаевича Ганичева национальных сил современной русской литературы – все это капля за каплей утоляет у народа жажду понимания, правды и выбора. Русский терпелив до зачина. Русский задора ждет.

Творческий героизм народного артиста СССР А.И. Полетаева и его Русского концертного оркестра «Боян», чарующий голос Татьяны Петровой, отливка творческого богатства в злободневные формы общественной и даже политической направленности Николая Губенко и Никиты Михалкова, Людмилы Зайцевой и Натальи Варлей, все это лишило радикальное крыло монополии на влияние в обществе.

Особые феномены русской духовной культуры – кинофестиваль «Золотой витязь», созданный Николаем Бурляевым, газета «День», а потом «Завтра», переросшая в целый Изборский клуб державных интеллектуалов.

Конечно, единодушия не было, и быть не может. Великий Илья Глазунов не объединится без оговорок с Борисом Мироновым, противоречивый даже в своей искренности, но все равно героический Эдуард Лимонов – с С.Г. Кара-Мурзой или активистами РОС.

И, тем не менее, интеллигенция, воспрянув, начала наступление на мещанство, у которого народились свои идеологи.

Воскресшая из пепла

Смысл событий 2011–2012 гг. в том, что уличные выступления и их массовая поддержка в среде думающей части общества показали, что монополия мещанской идеологии кончилась, что мы накануне новой эпохи интеллигенции: революционное и охранительные крылья интеллигенции, деморализация которых позволила мещанству одержать верх два десятилетия назад, сблизились по позициям в борьбе за перемены.

С уличных протестов конца 201 1 – начала 2012 гг., по большому счету, началось воскрешение разрушенной в конце XX века русской интеллигенции.

Мало кто не знает древнего мифа о птице Феникс, которая после периодического самосожжения возрождалась из собственного пепла и начинала новую жизнь. Птица Феникс стала символом постоянного возрождения и вечного обновления. Именно о Фениксе вспоминаешь, едва размышления касаются русской интеллигенции, ее прошлому и настоящему.

Ныне, как и после революций и гражданской войны начала XX века, интеллигенция начинает возрождаться из пепла. В активизации гражданского общества, в росте оппозиционных настроений среди элиты просматривается именно стремление думающей части общества уйти от воспроизводящей саму себя новой номенклатуры, от возродившейся профанации выборов.

Мы ощущаем пепел Феникса. Что осталось от доверия народа к его думающей части? Пепел. Но, отбросив идеологические шоры, испуг власти и ложь ее апологетов, мы увидим и начало воскрешения волшебной птицы. Это начало – в тех призывах к переменам, которые не просто звучат на площадях, в газетах и телепрограммах, а встречаю деятельный отклик, особенно среди молодежи. Может быть, кто-то из-за рубежа и поддерживает либеральных политиков – не в этом дело. Важно то, что требование перемен, честных и прозрачных выборов поддержано массой неравнодушных людей самых разных политических взглядов.

Выборы 2011–2012 года стали рубежом, пройдя который интеллигенция, возрождаясь, творит, наконец, в России реальное гражданское общество. Настоящее.

Один из самых чутких и глубоких исследователей русской интеллигенции, Р.В. Иванов-Разумник отмечал ее многогранность: «Интеллигенция есть этически – антимещанская, социологически – внесословная, внеклассовая, преемственная группа, характеризуемая творчеством новых форм и идеалов и активным проведением их в жизнь в направлении к физическому и умственному, общественному и индивидуальному освобождению личности».

Таким образом, главная черта интеллигенции – нонконформизм, публичное оспаривание планов и действий государственной власти. Не случайно само публичное оспаривание обществоведами относится к одному из двух измерений реальной демократии (наряду с правом выбирать и быть избранным). Мудрый С.Г. Кара-Мурза напоминает, что Н.А. Бердяев считал критерием отнесения к интеллигенции «увлеченность идеями и готовность во имя своих идей на тюрьму, на каторгу, на казнь», при этом речь шла о таких идеях, где «правда-истина будет соединена с правдой – справедливостью». Но не эта теоретическая фраза все больше обретает явь.

Давно сказано, что антитеза интеллигенции – это мещанство. Конечно, о мещанстве при этом говорится не как о сословии определенной части горожан, а как о мировоззрении, где культ ценностей заменен культом интересов, причем интересов самых примитивных и эгоистических.

Общество потребления – это общество, основанное на мещанском мировоззрении, как пишет в своем эссе с символическим название «Эра пустоты» Ж. Липовецки. Он категоричен: «Мы перестали считать себя обязанными жить чем-то иным, кроме заботы о самих себе». Между тем, «как короед мещанство подтачивает духовный ствол нации», «нет более лютого врага для народа, чем искус буржуазного благополучия», – предостерегал М.П. Лобанов еще в 1968 году.

Каковы конкретные выводы?

История повторяется. Напомним слова Л.А. Тихомирова из уже цитировавшегося его последнего письма П.А. Столыпину, посвященного необходимости пересмотра Основных законов России 1906 года: «Этот строй во всяком случае уничтожится. Но неужели ждать для этого революций и, может быть, внешних разгромов? Не лучше ли сделать перестройку, пока это можно производить спокойно, хладнокровно, обдуманно?.. Ведь если развал этого строя произойдет при иных условиях, мы, наверное, будем качаться между революцией и реакцией, и в обоих случаях, вместо создания реформы, будем только до конца растрачивать силы во взаимных междоусобицах, и чем это кончится – Господь весть». Написано в 1906 году.

Добавим в 2012: и перестройка всей социально-политической системы современной нам России нужна не в духе Горбачева, который, как и Николай II, в государственных делах плыл за событиями, но не упреждал их. Перемены нужны в духе Александра III, не побоявшегося твердой рукой убрать из унаследованных им от отца реформ элементы нигилизма. Впрочем, не следует путать твердость с глупостью, мудрость – с боязнью принять решение.

О семье и душевной крепости

«Мой дом – моя крепость!» Эта мудрость в жизни каждого из нас оборачивается разными гранями. Для меня семья, родные и близкие всегда были надежной опорой, источником добра и радости.

То, чем я обязан своей маме, Валентине Николаевне, – всем! Она дала мне жизнь и научила стремлению жить достойно. Не только воспитала тягу к новым знаниям и любовь к книгам, не только поощряла мои увлечения общественной работой, художественной самодеятельностью, но и своим примером задала импульс верить людям, не стыдиться быть добрым. Она учила и прощать. Если этот урок я усвоил недостаточно, то только потому, что жизнь забросила меня в слишком глубокие омуты политики.

Отец, Николай Наумович, как я уже и признавался, учил меня всегда быть мужчиной. Не самцом – это другое, – а именно мужчиной, главой семьи, который берет на себя всю самую тяжелую работу. Он приучил и отвечать за других, заботиться о других.

Отношения между моими родителями, при мелких житейских спорах, всегда были полны взаимной заботы и доверия.

Конечно, мне страшно повезло с характером моего младшего брата. Для Игоря мое слово всегда много значило, мы не дружили, а были именно братьями, когда думы и заботы другого – это твои думы и заботы. Я был рад за нашу семью и признателен Игорю, когда он после окончания школы продолжил династию Бабуриных в медицине. Уверен, что в его лице, при его упорстве и выдающихся способностях, Гиппократ получил очень достойного последователя.

Мою женитьбу родители переживали очень тяжело. Конечно, нам было хорошо вместе. Но приходит время и сыновья должны выходить на самостоятельную дорогу. Сегодня понимание этой закономерности позволяет уже мне легче воспринимать взросление собственных сыновей.

Подарком небес стала мне жена Татьяна. Мы вместе учились в Омском университете, я на юриста, она на физика, и познакомились на совместных комсомольских мероприятиях. Да, нас соединил комсомол! И за это ему честь и хвала!

Не буду тушеваться перед признанием в любви! Да, влюбился, а потом и в этом признался, а потом и сделал предложение! Конечно, после свадьбы мы какое-то время «притирались» друг к другу, но взаимное доверие привело к тому, что, не знаю, на каком этапе, но мы стали одним целым. Стали Семьей.

И с тестем, и с тещей мне повезло! Светлая память Николаю Георгиевичу, который не успел увидеть даже старшего внука, а без забот Риммы Тимофеевны представить детство наших сыновей просто невозможно. Это Костя у нас до двух с половиной лет был чисто общежитским ребенком, а остальные сразу попадали под контроль и опеку бабушек.

Не могу не вспомнить добрым словом Танину бабушку, Анну Филипповну Тестову, муж которой был расстрелян в Лисках в 1937 году. Бабушка Аня проработала всю жизнь в кузне, дожила до 90 лет и сохранила бодрость, оптимизм и душевную щедрость. Ее сестра Евдокия, молодой партийный активист в городе Шахты, не смогла эвакуироваться при наступлении немцев и вернулась в город. При всех уговорах скрываться, зашла домой поздравить сестру с днем рождения, и была схвачена нагрянувшими полицаями. После пыток и издевательств заживо сброшена в ствол шахты, сверху на нее и ее товарищей гитлеровцы столкнули груженые вагонетки. Ее имя в Каменоломнях – на памятнике героям.

Бабушка Аня своей энергией и инициативой заражала окружающих. Благодаря ей мы с нашим с Таней первенцем, Костей, впервые увидели море (моя супруга бывала на море и раньше). В 1989 году мы семьей приехали к бабушке Анне в Каменоломни, а она уже при встрече сообщила, что послезавтра мы все едем в Николаев к ее брату в гости, что билеты она уже купила.

В Николаеве погостили у родственников, те организовали нам отдых на Очаковской косе, отделяющей Днепровский лиман от Черного моря. Там мы и увидели впервые в жизни море. Косте было пять лет, мне – тридцать.

Бабушка Аня не только добывала где-то свежую рыбу и ее жарила, пока мы с Таней и сыном купались в море, противоборствуя с сильным прибрежным течением, но и сама, не взирая на возраст, выходила плавать.

До последних сил она сопротивлялась нашим попыткам забрать ее в Москву, ухаживая за своим небольшим садом в Каменоломнях. Лишь практически потеряв зрение, она согласилась перебраться к нам. К сожалению, совместная жизнь продолжалось недолго. Могила бабушки Ани на сельском кладбище окончательно сделала Иславское родным нам селом.

Мои бабушки, и Анна Максимовна, и Ирина Сергеевна ушли из жизни значительно раньше. Своим отношением к людям они дали нам много уроков. Они приучили жить по принципу, который мудрый Омар Хайям выразил в формуле: «Что отдал – к тебе вернется! Что не отдал – потерял!»

Конечно, крепкая семья – это не улица с односторонним движением.

Это только рискованно шутя можно травить байку о том, как припозднившийся после товарищеской попойки муж, приползая домой, говорит жене, которая трясет перед ним часами:

– И что? Да моя мать перед отцом и календарем махала!

В нашей семье всегда было в ходу чувство взаимной ответственности и взаимной помощи по дому. Даже не думаю скрывать: при необходимости – и пеленки стирал, и обед готовил, а уж чисто мужская работа по дому (с молотком или дрелью) – наша с сыновьями монополия.

Наши сыновья – как вехи нашей с Таней кочевой жизни. Старший, Константин, родился в Ленинграде, когда мы учились в аспирантуре. Второй, Евгений, – в Омске, куда мы вернулись после успешной защиты диссертаций. А вот два младших – уже москвичи. Ярослав родился 14 декабря 1991 года, в жутко кризисный момент, а Владимир спустя семь лет. Так что двое их них – советские и российские, а двое – уже только российские.

Конечно, сыновья учились жизни не только у нас. 2 августа 1998 вместе с Костей мы поехали в Подмосковье, поздравлять с 70-летием легендарного художника Ивана Алексеевича Пензова. Одновременно с нами подъехал В.И. Варенников, позднее – Н.И. Лях и Б.М. Исаев. Костя не просто достойно вел себя в окружении этих замечательных людей, он впитывал каждое их слово, каждый рассказ и даже реплику.

А как слушал читающего свои стихи Виктора Бокова Женя, сидя прямо перед поэтом на лестнице деревянного «боковского» дома в Переделкино! Он всей своей еще не окрепшей душой в тот момент настолько погрузился в поэзию, что забыл обо всем, что их с Виктором Федоровичем окружало. Я, грешным делом, думал, что станет поэтом. Нет, вырос и стал математиком. И талантливым!

Высокий духовный пример для наших детей – их крестные отцы. Думаю, старший выбрал защиту Отечества, в том числе, и под впечатлением от рассказов своего крестного, фронтового разведчика, Героя Советского Союза Владимира Васильевича Карпова. Женя, соединяя в себе математика и лирика, созвучен духом своему крестному, подвижнику православия генерал-лейтенанту Леониду Петровичу Решетникову. Ярослав даже в характере имеет что-то мятежно-творческое от Николая Ивановича Дорошенко, талантливого русского писателя, отважного редактора и общественного деятеля. Ну, о правильном возмужании Володи печется его крестный, мой земляк – тарчанин, полковник медицинской службу Андрей Анатольевич Азарнов, талантливый врач, человек неуемной энергии и разносторонних способностей. Младшего крестили во младенчестве, поэтому у него есть и крестная, которой он гордится – Наталья Владимировна Варлей. Я тоже радуюсь, со сколькими замечательными русскими людьми Господь связал мою семью незримыми узами.

Сыновья у нас, слава Богу, состоялись. Мы обеспечили им жизнь и образование для осознанного выбора своего пути и способности по нему двигаться, дальше – их воля и судьба. Но сколько бы ни прошло лет, а они останутся членами нашей с Таней Семьи. Дай Бог, будут приращивать ее численно, но уж сами никуда не денутся, точно.

 

С первых месяцев своих служебных командировок взял за правило, куда бы ни приехал, – искупаться в местном водоеме («совершить омовение»), а если сложится – и опробовать местную баню.

Долго держал мой личный рекорд – черноморское купание в Севастополе на «Омеге», при лидирующем участии командующего морской пехотой ЧФ генерал-майора В.И. Романенко, с 28 по 30 марта при температуре воды плюс 7,8 градуса. Побил его в 1999 году, искупавшись 23 февраля в Вентспилсе в Балтийском море при t минус 4 градуса (температура замерзания соленой воды). Впрочем, на Балтике ощущения воды уже не было – обволакивающая меня прозрачное вещество воспринималось как опутавшая все тело сплошная наждачная бумага.

В тех редких случаях, когда удавалось быть на выезде с сыновьями – они были со мной и в рисковых заплывах.

«Если ты увидел прекрасное и не прослезился, ты – не самурай!»

Без крепкой семьи не существует нации. Семья, особенно включающая в себя представителей трех-четырех поколений, – это та клетка человеческого общества, которая только и может сохранить его развитие. Разрушение семьи, идущее через разрушение нравственности – это социальная онкология. Не предпримем своевременного лечения – умрем. Не буду говорить за весь мир – говорю о Русской нации.

Уважение к старшим, воспитание молодежи и словом, и примером, забота о женщине, особенно о женщине, имеющей ребенка, совместный труд всех поколений, живущих в семье – все это элементы нашего национального жизненного уклада, складывавшегося не одно поколение. Этим русский народ веками был крепок. Те, кто ныне прошлые традиции подзабыл – пусть вспомнит или поучится у наших братьев, исповедующих ислам. Именно братьев, порой буйных и строптивых, но не чужих. А чужие?.. Они есть не только среди мусульман, но и среди христиан и даже православных.

Как цинично разрушали Советский Союз криками: «Не позволим, чтобы русский народ считал себя старшим братом!» Когда в семье есть младшие и старшие – это нормально. Вот когда младшие начинают отрекаться от старших – начинается хаос. Хотите быть старшим братом? Дерзайте! Но это предполагает не национальное чванство и зазнайство, а повышенную ответственность, самоотречение, душевную и не только душевную щедрость.

Эгоизм уродлив. Жаль, что не всегда внешне. Но красота спасет мир, только если ее увидят или услышат. Если поймут. И смогут отличить от «черного квадрата». Конкурс красоты приятен взору любого нормального человека и полезен его духу. А вот соревнование красоты с умом опасно для женщины и губительно для мужчины. Даже в эпоху толерантности.

Гармония? Если она есть в душе – то это бесценный дар Божий! Стремление к гармонии – часть нашего национального духа. Литература и искусство, в том числе музыка, построенные на диссонансе, могут быть и забавны, но они разрушают и народный дух, и личное физическое здоровье русского человека.

До сих пор смущаюсь своих слез горя или радости. В 1991, в момент Третьего съезда народных депутатов РСФСР, когда напряжение нависло над залом, грозя взрывом страстей, а затем сменилось апатией инициаторов требования отставки Ельцина, отказавшихся от своих намерений, телевизионный оператор, подобно многим влюбленный тогда в миф о Ельцине, показал крупным планом мою слезу сострадания героически сопротивлявшейся капитуляции С.П. Горячевой. Да, я осудил капитулянтство «Коммунистов России», прослезился от чувства собственного бессилия, когда большинство съезда стало наделять Ельцина дополнительными полномочиями. Страна летела в пропасть, а наивные люди препятствовали остановке этого падения.

Удивительно, но мало кто смеялся над моими слезами.

Много лет спустя я встретил в кодексе бусидо («Путь воина») слова, которые позволили мне спокойней воспринимать собственную излишнюю эмоциональность. Я прочитал: «Если ты увидел прекрасное и не прослезился, ты – не самурай!»

Бояться надо не своих слез, а своей трусости и нерешительности, своего безразличия к происходящему с твоим народом и твоими близкими, с твоей семьей. Бояться надо отчаяния и безволия. Судьбу человека определяет выбор, а не только заложенные в нем качества.

Эмоциональный человек редко бывает равнодушным.

Вернусь к семье.

Есть лад в семье – будет спокойно на сердце при несении любой службы. Состояние духа защитника Родины, знающего, что у него в семье все благополучно, будет несравненно выше того, у кого дома неурядицы и раздрай. У любящего и любимого человека есть что защищать. И мы будем защищать русскую нацию и каждую ее частичку! Пока хоть один человек в России бесправен и обделен – Русский мир в опасности.

Мой Лемнос

Со времен 1993 года думаю с благодарностью о своем небесном покровителе св. преподобном Сергии Радонежском. Почему – уже рассказывал. Но была и еще одна история.

В свой первый официальный визит в Черногорию я посетил монастырь в Цетинье, поклонился хранящимся там священным реликвиям – деснице Иоанна Крестителя и частице Креста, на котором был распят Христос. Более 200 лет реликвии хранились в России, но в 1918 году были тайно вывезены за рубеж вдовствующей императрицей Марией Федоровной.

После посещения храма я зашел в церковную лавку, спросил, есть ли у них писаные иконы. Получив отрицательный ответ, стал рыться в развале из сувениров и церковной утвари. Вдруг, раздвинув, какие-то рушники, я увидел небольшой писаный образ святого. Обратился к служителю:

– Скажите, кто это?

– Откуда вы это взяли?

Я показал. Служитель не скрывал своего удивления:

– Странно, но там же ничего не было.

– Так кто это?

– Это русский Сергий.

Я трепетно прижал к себе обретенную икону.

Конечно, с тех пор образ св. преподобного Сергия Радонежского, выполненный сербским или черногорским иконописцем, всегда сопровождает меня на службе.

Утром 5 декабря 2005 г. заехал за Л.П. Решетниковым и поехали в Кремль на праздничную службу Патриарха Алексия II в Успенском соборе. С ним служил и владыка Орехово-Зуевский Алексий. Перед службой исповедовался у владыки.

Подивился, как с голубыми облачениями гармонировали моя случайно выбранная синяя рубашка и сине-сиреневый галстук.

Из официальных лиц лишь я причастился у Патриарха у входа в алтарь. Чуть погодя, когда владыка сменил Патриарха в причащении прихожан, зашел в алтарь поздравить Его Святейшество с праздником. Патриарх, устало сидевший у алтарных врат, меня неожиданно задержал, заговорил о своих проблемах со здоровьем, сказавшихся на слабости голоса и общем самочувствии.

– Даже на службе меня сопровождают врачи. И от поездки в Донской монастырь, намеченной в связи с празднованием даты интронизации Патриарха Тихона, придется отказаться. Поеду на Чистые пруды, голосовать.

Расспросив о моих делах, отпустил только после напоминаний ему о необходимости продолжения службы.

Подвозя домой Л.П. Решетникова, зашел к нему в гости на кофе.

По инициативе глубоко православного Леонида Петровича, с благословения владыки Алексия, архиепископа Орехово-Зуевского, с 2004 года я возглавил Попечительский совет Новоспасского мужского монастыря в Москве. Леонид Петрович собрал тогда в совете очень много достойных людей, искренне радеющих за Православие и Россию. Наши интересы не замыкались на монастырских нуждах, хотя его возрождение и было в центре внимания совета.

Особое свое внимание мы направили на о. Лемнос.

Остров Лемнос находится в северной части Эгейского моря, прямо напротив Черноморских проливов. В первую мировую на нем размещалась ставка У. Черчилля, сейчас – крупнейшая база ВВС НАТО. Но нас влекло на острове не это: в 1920 году на него были высажены части кубанских и донских казаков, эвакуированные Врангелем из Крыма. Год пребывания на острове оказался суровым. К бытовым проблемам этого пустынного кусочка суши добавлялись скудость продовольствия и концентрационный режим, созданный вокруг русских воинов недавними союзниками. Русское кладбище на острове росло.

Именно русское кладбище на о. Лемнос стало нашей заботой.

С 1921 года нога русского человека не ступала на остров. Кладбище постепенно приходило в запустение, а к концу века просто исчезло. В 2003 году стараниями Л.П. Решетникова и российских дипломатов в Греции место, где оно находилось, было найдено, решен вопрос с владельцами пастбищ о его частичном восстановлении. К этому мы и приступили.

25 сентября 2004 г. делегация Попечительского совета впервые ступила на лемносскую землю.

Мы прилетели через Афины вместе с архиепископом Алексием, послом России в Греции А. Вдовиным и его супругой. Меня сопровождал мой штатный помощник в Государственной Думе пунктуальный и деловой Михаил Вождаев. Когда я что-либо ему поручал, то исполнение можно было не проверять. Мишина четкость в работе, профессиональная грамотность и инициативность всегда радовали и позволяли не отвлекаться на частности.

Но главное было не это. Одновременно с нами к берегам Лемноса подошли корабли российского Черноморского флота во главе с крейсером «Москва», флагманом флота. Над флагманом реял флаг командующего флотом адмирала Масорина.

В тот же день мы встретились с префектом острова и мэром города Мирина. Утром 26 сентября, возложив цветы к могилам митрополита Иеронима и учителя Козьмы, казненных турками за поддержку русского десанта на остров в XVIII веке, мы открыли в Мирине памятник морякам эскадр Орлова и Сенявина. Звучали российский и греческие гимны, прошли строем российские моряки.

27 сентября состоялось открытие и освящение мемориального Поклонного креста в расчищенной от бурьяна части Русского кладбища. Освящал владыка Алексий. Состоялась совместная служба архиепископа Алексия и митрополита Лемноса в кафедральном соборе ближайшего к кладбищу города Мудроса.

Это был духовный стержень российской недели на севере Греции. Культурной кульминацией стал большой концерт, организованный нами вечером на берегу моря.

Днем все желающие островитяне смогли побывать на российском флагмане. И они этой возможностью пользовались до самого вечера.

Вечером начался концерт. Шикарный антураж: большая сцена, смонтированная на пирсе с задником в виде кораблей стояще на рейде российской эскадры; берега, на которых собрались тысячи жителей острова, а возможно, и оповещенные соседи. После моего краткого приветствия, в котором я поблагодарил хозяев за гостеприимство, оказанное их дедами русскому воинству в 1920 году, за сбережение доброй памяти о русских и России, блистательно выступил ансамбль Кубанского казачьего хора, привезенный атаманом Всекубанского казачьего войска В.П. Громовым. Владимир Прокопьевич, руководивший возрождением кубанского казачества от истоков этого процесса, не скрывал радости и гордости от того, что земляки не подкачали.

А потом пошло в ход секретное оружие русских, привезенное на кораблях российской эскадры – выступил Ансамбль песни и пляски Черноморского флота.

Это был апофеоз!

Песни, молодецкие пляски! Все принималось восторженно. А когда российские военные моряки закончили свое выступление исполнением популярной местной песни на греческом языке, овация, звучавшая с окрестных скал, пожалуй, могла пробудить Посейдона.

В Лемносе и нашем сегодняшнем отношении к нему – залог крепости русского национального духа. Как сказал поэт:


Наши мертвые нас не оставят в беде,
Наши павшие – как часовые…

РГТЭУ как феномен русского образования

В 2002 году я получил предложение стать ректором Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ), создаваемого Правительством путем объединения Московского государственного университета коммерции (бывший ЗИСТ), Московского торгово-экономического техникума и Московского колледжа технологии питания. До того я уже работал во МГУК профессором кафедры теории и истории государства и права. Предложение было неожиданным. Не удержавшись, я спросил:

– А почему вы пытаетесь меня трудоустраивать? Я же не безработный, я заместитель директора Института социально-политических исследований РАН, руковожу крупнейшей в стране коллегией адвокатов.

Это была Межрегиональная коллегия адвокатов помощи предпринимателям и гражданам. Если в Московской городской коллегии адвокатов значилось 2 000 человек, то в нашей межрегиональной – 2 500 адвокатов.

– А вы займетесь вузом и забудете о политике.

Я честно предупредил:

– Не забуду. Я все успею.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.198 (0.089 с.)