Помышлял о том, чтобы стать бродячим музыкантом и 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Помышлял о том, чтобы стать бродячим музыкантом и



кочевать со свадьбы на свадьбу... -- Образ нищего

музыканта, со времен шубертовского "Шарманщика" органично

входящий в образную систему немецкой романтической традиции,

был с очень большой непосредственностью пережит самим Гессе в

период рассказов о Кнульпе (см. предисловие). Таким образом,

эта фраза Магистра музыки есть прощание Гессе с

меланхолически-безответственной мечтой, когда-то близкой ему

самому.

 

[2_3_01]

В своем роде (лат.).

 

[2_3_010]

"Ши-цзин" ("Книга песен") -- классическая антология

древнекитайской песенной лирики, составленная, по преданию,

самим Конфуцием.

 

[2_3_011]

Чжуан Цзы -древнекитайский мыслитель Чжуан Чжоу,

живший, по преданию, в IV-III вв. до н.э., парадоксалист,

высмеивавший рационалистическую этику Конфуция и стремившийся

постигнуть диалектическое тождество истины и иллюзии, добра и

зла, морали и аморализма; его идеал -- отказ от вмешательства в

самоущий распорядок бытия. Книга Чжуан Цзы дает образ

чудаковатого юродивого мудреца, который насмехается над

претензиями государства к человеку, попирает общепринятые нормы

и облекает свою мудрость в нарочито причудливые внешние формы.

Именно этот образ мудреца важен в данном случае для Гессе.

 

[2_3_02]

"Сто новелл", или "Новеллино" -- составленный на

рубеже XIII и XIV вв. сборник новелл, являющий собой первый

образец итальянской повествовательной прозы.

 

[2_3_03]

Мартин Опиц

(1597--1639) -- важнейший представитель немецкой придворной

поэзии XVII в.

[2_3_04]

...он намеревался выступить в роли швабского

теолога...

-- Это жизнеописание, перемещающее касталийскую

проблематику в обстановку {1_01} пиетистской Швабия первой пол.

XVIII в., было наполовину написано Гессе в 30-е гг. и посмертно

издано в 1965 г. Сын ремесленника Кнехт, унаследовавший от отца

чувственно-художнческую музыкальную одаренность, а от матери --

вкус к теологической "духовности", ищет подлинного служения

духу, изучает теологию и претерпевает сильное воздействие

личности {2_3_05}Бенгеля, однако устает от интеллектуализма и

тоскует по музыке, по скромному предметному творчеству.

[2_3_05]

Иоганн Альбрехт Бенгель (1687-1752) -- швабский

теолог пиетистского направления.

Сочинения Бенгеля причудливо сочетают в себе

фантастические чаяния конца света с незаурядными

историко-филологическими исследованиями: он осуществил первое-в

истории филологии научно-критическое издание греческого

оригинала Нового завета, а его мистические догадки о диалектике

истории повлияли на концепции Гамана, Шеллинга, Гегеля и др.

философов. Духовный мир швабского пиетизма, отмеченный

одновременйо тонкой культурой самоуглубления и сектантской

узостью, был знаком Гессе еще по атмосфере родительского дома.

[2_3_06]

Этингер Фридрих Кристиан (1702-1782) -- швабский

теолог, лютеранский церковный деятель и мистик. Искания

Этингера носили подчас неортодоксальные черты: он был

почитателем народного философа-мистика Беме и другом

знаменитого "духовидца" Сведенборга. Философская система

Этингера была направлена на синтез мира природы и мира

духа.

[2_3_07]

Цинцендорф Николай Людвиг (1700--1760) -- швабский

теолог, религиозный деятель и поэт. В своем творчестве

апеллировал к жизненно-эмоциональным сторонам человеческой

сущности против просветительского рационализма.

[2_3_08]

Инь и Ян -древнекитайский символ двуполярности

бытия. Инь -положительный полюс (небо, тепло, мужское качало),

Ян -- отрицательный полюс (земля, холод, женское начале). Оба

необходимо связаны друг с другом. Исходный смысл обоих слов

-обозначение двухсклонов горы: солнечного и затененного.

[2_3_09]

..."И-цзин" -памятник древнекитайской прозы (1

тысячелетие до н. э.). Это оракульская книга, предназначенная

для гададия по "гуа", то есть чертежам, состоящим из трех черт

-цельных или врерывистых. Цельная черта символизирует Инь,

прерывчатая -- Ян. Одна из восьми комбинаций обозначает

соответственно небо, землю, гром, воду, гору, ветер, огонь,

водоем. Комбинируясь по две, триграммы складываются в

шестьдесят четыре гексаграммы, каждой из которых соответствует

афористическая словесная формула более или менее загадочного

содержания, требующая особой интерпретации (вроде тех, которые

фигурируют у Гесее). Особый интерес к "И-цзину" проявлял

известный швейцарский психоаналитик Карл Густав Юнг

(1875-1962), оказавший влияние на творчество Гессе. Юнг

усматривал в чертежах и речениях древнекитайской книги фиксацию

извечных структур человеческого бессознательного (так наз.

архетипов). Нетрудно усмотреть сходство между принципом

"И-цзин" и идеей гессевской "Игры", которая также являет собой

некий калейдоскоп символов...

[2_4_00]

Товарищи (лат.).

[2_4_01]

Отцы (лат.).

[2_4_02]

Также (лат.).

[2_4_03]

Деятельная жизнь (лат.).

[2_4_04]

Франке Август Герман (1663-1727) -- немецкий

теолог-{22_1_01}пиетист, профессор университета в г. Галле.

Создал с филантропическими целями комплекс образовательных

учреждений для народа, устроенных по последнему слову

педагогической науки того времени. Много занимался теорией

воспитания.

[2_5_01]

Господин (лат.).

[2_5_02]

Чаровник (франц.).

[2_5_03]

Добрый гений (лат.).

[2_5_04]

О делах касталийских (лат.).

[2_5_05]

Специальные занятия с целью посвящения в касталийские дела

(лат.).

[2_5_06]

Томас фон дер Траве -- стилизованный портрет Томаса

Манна, с которым Гессе поддерживал близкие дружеские отношения.

[2_5_07]

...этой редкой чести удостоился великий Томас фон

дер Траве... за его новые аббревиатуры алхимических

значений знаков Зодиака...

-- Возможно, намек на ту роль, которую играют алхимические

символы в романе Т. Манна "Волшебная гора".

[2_6_01]

Ежегодная, или торжественная Игра (лат.).

[2_6_02]

Творческий дух (лат.).

[2_6_03]

Магистр математики (лат.).

[2_6_04]

Магистр грамматики (лат.).

[2_6_05]

Новый человек (лат.).

[2_6_06]

Отец Иаков -стилизованный и идеализированный образ

швейцарского историка Якоба Буркхардта (1818-1897).

Гессе не только много изучал труды Буркхардта, но и имел

перед собой некий живой образ его личности; хотя они не был

непосредственно знаком с ним, нов годы юности в Базеле застал

еще атмосферу "присутствия" знаменитого ученого, беседовал с

людьми, лично его знавшими, слушал рассказы о нем и до конца

жизни любил вставлять в дружеские письма обороты,

заимствованные из обихода Буркхардта. В трудах Буркхардта Гессе

привлекало соединение верности классическому гуманизму Гете и

Шиллера с трагическим осознанием исторического развития.

[2_7_01]

Созерцательная жизнь (лат.).

[2_7_02]

Руководство, настольная книга (лат.).

[2_7_03]

Студент (лат.).

[2_7_04]

Студент Петр (лат.).

[2_7_05]

Тускул -город в античной Италии (в Лациуме), в

окрестностях которого была расположена вилла Цицерона,

служившая знаменитому оратору местом ученых занятий. На этой

вилле происходит действие "Тускуланских бесед"

-философско-моралистического диалога Цицерона, трактующего о

мудро-уравновешенном отношении к жизни и смерти.

[2_8_01]

Для вещего прославления Касталии (лат.).

[2_8_02]

За стенами (лат.).

[3_1_10_01]

"Сумма против язычников" (лат.).

"Сумма против язычников" -- наряду с "Суммой

богословия" -- один из двух важнейших трудов крупнейшего

философа-схоласта Фомы Аквинского (1225-1274). Обе "Суммы" в

соответствии со своим наименованием стремятся дать законченный

итог всего смыслового содержания средневековой христианской

культуры. Гессе, увлекавшийся идеями Фомы Аквинского, сделал

одним из героев своего романа "Нарцисс и Гольдмунд" -- монаха

Нарцисса, истового и безупречного служителя "чистой духовности"

средневековья; таким образом, мотив "Сумма против язычников"

как бы перекидывает мост между двумя романами Гессе, выявляя

некое тождество Нарцисса и Кнехта.

[3_1_4_01]

"Алфавит".

-- Гессе в поэтической форме намечает ту проблему, над

которой бьются многие современные западные представители

философии культуры (начиная от Шпенглера до структуралистов),

-- проблему культуры как знаковой системы, фиксирующей свой

смысл в ряде формальных условностей и обессмысливающейся для

людей, не посвященных в эти условности.

[3_1_8_01]

..."О квадратуре круга" -- oн гласил!

-- Неразрешимая математическая задача о разыскании

квадрата, равновеликого данному кругу, была с древних времен до

эпохи барокко излюбленным символом религиозно-философских

исканий равновесия между божеским и человеческим, между

вечностью и временем.

[3_1_8_02]

..."Как Адам || И от другого древа плод вкусил".

-- Наряду с древом познания добра и зла, вкушение плодов

которого ввергло Адама и Еву в первородный грех, в библейском

Эдеме находится, согласно Ветхому завету, и другое древо --

Древо Жизни: его плоды сообщают вкусившему бессмертие и

совершенство.

[3_2_2_01]

Святой Иларион.

-- Имеется в виду Илариои (291-372) -основатель

палестинского монашества, перенесший в палестинские пустыни

обыкновения египетских анахоретов.

Иларион был учеником {3_2_2_02}Антония.

[3_2_2_010]

"И увидел бог все, что он создал, и вот, хорошо

весьма" -- слова ветхозаветной Книги Бытия, 1, 31.

[3_2_2_011]

И вот были духовные учители, говорившие: бог, который



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.237 (0.045 с.)