Тема № 7. «Римское наследственное право» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 7. «Римское наследственное право»



КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

по дисциплине «Римское право»

 

Тема № 7. «Римское наследственное право»

 

 

Рассмотрена и обсуждена

на заседании кафедры

гражданского права

14 сентября 2011 г.

Протокол № 1

 

Иркутск 2011

Печатается по решению кафедры гражданского права

Юридического института НОУ «Сибирская академия права, экономики и управления»

 

Конспект лекции разработан в соответствии с учебным планом подготовки студентов Юридического института НОУ «Сибирская академия права, экономики и управления» и призван помочь в получении систематизированных знаний по римскому праву, определить возможные направления применения таких знаний в дальнейшей познавательной и научной деятельности.

Предназначен для студентов Юридического института НОУ «Сибирская академия, экономики и управления» заочной формы обучения.

 

 

Составитель: И.А. Шкареденок, канд. юрид. наук, доц.

 

 

 

 

 

ãНОУ «Сибирская академия права, экономики и управления», 2011

ã И.А. Шкареденок, 2011

14. 09. 2011 г.

План лекции

 

1. Понятие наследования.

2. Наследование по завещанию.

3. Наследование без завещания.

4. Обязательное наследование.

5. Принятие наследства.

6. Легат, фидеикомисс и смежные правовые институты.

 

 

Глоссарий к теме 7

1. testamentum – завещание;

2. testament factio - завещательная правоспособ­ность как для наследодателя, так и для наследника;

3. institutio heredis - назначением наследника;

4. substitutio - подназначение наследника;

5. seccessio ab intestate - наследование при отсутствии завещания;

6. liberi - дети умершего и приравненные к ним лица;

7. heredes necessarii - обязательные наследники;

8. heredes voluntarii - добровольные на­следники;

9. cretio - торжественное заявление, со­вершенное при свидетелях;

10. pro herede gestio - дей­ствия, подтверждающие вступление в наследственные права (оплата долгов, продажа имущества наследодателя и пр.);

11. transmissio delationis - наследственная трансмиссия;

12. legata - завещательный отказ;

13. fideicommissum - просьба, поручение умирающего пере­дать или сделать что-либо в пользу третьего лица;

14. mortis causa donatio - дарение в слу­чае, если даритель умирает раньше одаряемого.

 

 

1. Понятие наследования

 

По римскому праву сущность права собственности есть его неуничтожимость. Это означает, что собственник уми­рает, но собственность его остается. Смерть может похи­тить должника, но не его долг. Почему же имущество не разрушается после смерти его владельца? Потому, что после смерти отдельного лица, как правило, продолжает существовать семья. Родственники, и прежде всего дети наследуют имущество в силу юридического правила, в силу законной необходимости. Со временем идея частной соб­ственности пересиливает идею семейной собственности и через завещание собственник получает возможность осуществить право распоряжения имуществом, т.е. распо­ряжения своей индивидуальной собственностью на случай смерти независимо от желания других членов семьи. Здесь мы видим, что против наследования по закону, которое было единственным наследованием старого стиля, выступает наследование по завещанию. Но традиции се­мейной собственности не могут исчезнуть бесследно. Пра­во некоторых ближайших родственников так крепко, что оно переживает появление индивидуальной собственности. К этому еще присоединяется то, что интересы этого семейного "кружка" представляют собою в данном случае и интересы государственные. Государство заинтересовано в том, чтобы у ближайших родственников имущество не отнима­лось без основания. Поэтому вместе с развитием насле­дования по завещанию возникает и так называемое необ­ходимое наследование. Оно касается той области, где ин­тересы семьи представляют собою одновременно и инте­ресы государства. Здесь завещатель вынужден в некоторой мере "уступить" требованиям своих ближайших родственников, т.е. в случае его смерти определенная часть имущества, независимо от собственного завещания, остается в семье. Иначе говоря, определенная часть имущества не может завещаться.

Таким образом, по римскому частному праву было предусмотрено три вида наследования:

1) наследование по закону;

2) наследование по завещанию;

3) необходимое наследование.

Юлиан определял наследование как «преемственность во всех правах умершего». К этому необходимо уточ­нение: поскольку общим правилом было универсаль­ное правопреемство при наследовании, то приведенное высказывание подразумевает переход к наследникам не только прав, но и обязанностей умершего.

Наследование в Риме возможно было при нали­чии необходимых предпосылок: смерти собственника и завещания или указания закона о переходе имущества определенному лицу. Таким образом, основанием воз­никновения правоотношений тут был сложный юри­дический состав.

Следует отметить, что хотя идея наследования возникла в римском частном праве довольно давно (еще до Законов XII таблиц), однако формирование этого института до систематизации Юстиниана завершено не было. Более того, потребовалось еще около 20 лет после первой редакции кодекса Юстиниана, чтобы институт наследственного права приобрел за­вершенный вид.

 

 

2. Наследование по завещанию

 

Уже Законами XII таблиц (таблица V) было преду­смотрено два вида наследования: по завещанию и при отсутствии завещания.

Testamentum (завещание) - это распоряжение наследодателя относительно своего имущества на случай смерти. По характеру завещание является односторон­ней сделкой, т. е. волеизъявлением одного лица.

В процессе становления и развития института на­следования оформились несколько видов завещания. Ознакомиться с ними можно по «Институциям» Гая.

Вначале применялись два вида завещаний: перед куриатными комициями либо воина перед строем ле­гиона. Наряду с ними позднее появилась и третья - при помощи меди и весов, которая фактически пред­ставляла собой искусственное приспособление уже зна­комого наминститута mancipatio для распоряжений на случай смерти.

Происходило это так. Специальное доверенное лицо наследодателя выступало в качестве мнимого по­купателя. Осуществлялся как бы обычный обряд mancipatio, но в формулу покупки вносили специаль­ное дополнение - nuncupatio, которое, собственно, и являлось завещанием, поскольку в нем предусматри­валась судьба имущества на случай смерти бывшего собственника.

После перехода от устной формы к письменной nuncupacio получает наименование testamentum (завещание). При этом происходит не только изменение названия, но и сути завещания - из дополнения к другому дого­вору оно превращается в акт распоряжения имуще­ством.

Со временем, после ряда изменений и дополнений, формальные требования к завещанию выглядели сле­дующим образом: завещание могло быть как письмен­ным, так и устным; совершалось оно в присутствии 7 свидетелей; скреплялось подписями наследодателя и свидетелей. Таким был обычный частный testamentum в Риме.

Допускалось также и публичное завещание, кото­рое со времен домината осуществлялось при помощи органов государственной власти - магистрата, судьи и т.п. При составлении завещания необходимо было со­блюдение не только формальных моментов, но и ряда требований к его содержанию. Прежде всего, требова­лось наличие специальной завещательной правоспособ­ности как для наследодателя, так и для наследника. Эта способность называлась testament factio. Она не признавалась, например, за перегринами.

Наряду с простой institutio heredis (назначением наследника) довольно давно начали допускать и substitutio (подназначение наследника), т. е. назначение дру­гого наследника на случай, если первый умрет раньше или откажется от принятия наследства.

Если institutio полагалось высказывать в катего­рической форме: «Пусть наследником будет Тиций» или «Я приказываю Тицию быть наследником», тоsubstitutio уже имело условный характер: «Пусть Тиций бу­дет наследником, если Тиций не примет, пусть Сэй будет наследником». Но в любом случае надлежало наследника указать конкретно. Отсутствие упоминания о нем в завещании делало последнее недействитель­ным.

Кроме определения наследника, в завещании дол­жно быть определено и имущество, переходящее по на­следству, а если наследников было несколько, то опре­делялся и размер наследственной доли.

Вообще в наследственном праве Рима действовал принцип свободы тестамента, хотя существовали и огра­ничения, состоящие в выделении обязательной доли на­следства для необходимых наследников (речь о них пой­дет позднее).

Итак, обязательными требованиями, предъявляе­мыми к завещанию, были: указание на то, кто и кому завещает; определение наследственных долей, а так­же кому и какая доля причитается; соблюдение фор­мы завещания.

Завещание могло быть признано недействитель­ным в следующих случаях:

1) отсутствие наследственной правоспособности;

2) несоблюдение формы завещания;

3) нарушение права на обязательную долю.

Признание завещания недействительным происхо­дило независимо от воли наследодателя. Если же по­следний сам считал необходимым внести изменения в завещание, то речь шла не о признании завещания не­действительным, а об отмене или изменении завеща­ния. Здесь действовало правило: новое завещание от­меняет предыдущее.

 

3. Наследование без завещания

 

Если умерший не оставлял завещания или же завеща­ние по каким-либо причинам не вступало в законную силу, то применялось так называемое seccessio ab intestate - наследование при отсутствии завещания. Со временем его стали называть «наследованием по зако­ну», но во всяком случае до систематизации Юстини­ана понятие «наследование при отсутствии завещания» имело более широкое распространение, поскольку ре­гулировалось не только законами, но и преторским пра­вом.

За время своего существования в Риме система на­следования без завещания не раз изменялась. Сначала круг наследников и их доли в наследстве определялись Законами XII таблиц. Эта система была несложной и основывалась на принципах агнатского родства.

Прежде всего, наследниками были лица, находя­щиеся в семье под непосредственной властью умерше­го и которые вследствие смерти последнего станови­лись persona sui juris. Это жена умершего в браке cum manu, его дети, усыновленные, внуки от детей, умер­ших ранее.

Не имея возможности дать более детальную ха­рактеристику, отметим лишь, что был закреплен важ­нейший принцип наследования по закону: «Каждая пре­дыдущая очередь наследников исключает следующую. Наследники второй очереди могут наследовать только тогда, когда отсутствуют наследники первой очереди; третьей - если нет наследников ни первой, ни второй очередей».

Аналогичных правил об очередности наследования придерживалось и преторское право, которое при этом перенесло центр внимания с агнатского на когнатское родство. Преторским правом были предусмотрены уже не три, а четыре очереди на­следников.

Наконец, с осуществлением систематизации Юс­тиниана (включая сюда и создание «Новелл») было окон­чательно закреплено, что наследниками умершего яв­ляются только когнатские родственники.

В соответствии с правом Юстиниана существовало четыре очереди наследников:

1) первую очередь составляли все нисходящие род­ственники умершего. При этом внуки, правну­ки и т.д. наследовали по праву представления;

2) вторая очередь наследников - это восходящие родственники, а также родные братья и сестры, дети братьев и сестер, умерших ранее;

3) к третьей очереди относились неполнородные братья и сестры и их дети;

4) четвертую очередь составляли другие кровные родственники, не подпадающие под первые три класса. Степень родственной связи не ограничи­валась, однако более близкие родственники вы­тесняли более отдаленных.

Наследство делится между наследниками в равных долях.

Часто в учебниках ошибочно указывается, что су­ществовала и пятая очередь наследников - пережив­ший супруг. Однако в «Новеллах», которыми было уре­гулировано наследование при Юстиниане, ничего о на­следовании супругов не упоминается. Поэтому можно лишь допустить, что сохранялось правило преторского эдикта, о котором было сказано выше. Это означало, что муж после жены или жена после мужа могут на­следовать только тогда, когда вообще нет родственни­ков, даже самых отдаленных.

 

 

4. Обязательное наследование

 

Наряду с названными выше видами наследования в Риме существовала и своеобразная «переходная» фор­ма - обязательное наследование, которое применялось для ограничения и разумного корректирования свобо­ды завещательных распоряжений. Таким образом, ин­ститут необходимого наследования как бы уравнове­шивал в интересах семьи и общества принцип свободы завещания.

Все разновидности необходимого наследования мо­гут быть сведены к двум типам:

- формально-необходи­мое наследование;

- материально-необходимое насле­дование.

Формально-необходимое наследование практичес­ки сводилось к установлению определенной формы, предназначенной гарантировать права наследников по закону.

Так, уже в цивильном праве существовали нормы, предусматривавшие, что sui heredes (лица, пребывав­шие под непосредственной властью умершего и вслед­ствие его смерти становившееся persona sui juris) дол­жны были быть назначены наследниками или лишены наследства прямым распоряжением наследодателя. Назначение постороннего наследника при за­малчивании sui heredes не допускалось и влекло не­действительность завещания. Позже преторским эдик­том это требование было распространено на всех liberi (детей умершего и приравненных к ним лиц). При этом liberi мужского пола должны были быть названы по­именно.

В законодательстве Юстиниана формальные гаран­тии были усилены: теперь уже всех нисходящих, неза­висимо от пола, следовало указать поименно, если наследодатель хотел лишить их наследства.

Разумеется, что сами по себе эти формальные ог­раничения еще не обеспечивали реальной защиты се­мьи наследодателя, скорее они создавали моральный, а не юридический барьер. Для того чтобы обязатель­ное наследование приобрело законченный вид, необхо­димы были еще и материальные гарантии.

Их создание основывалось на идее о том, что близ­кие люди должны иметь возможность реально участво­вать в наследовании. Эта идея нашла свое отражение в практике центумвирального суда, которым признава­лось, что если в завещании без уважительных причин ничего не оставлено близким родственникам, то, похо­же, такое завещание совершено лицом, пребывающим «не в своем уме», поэтому оно должно быть признано недействительным.

Вследствие такого подхода цивильные наследни­ки, обойденные в завещании, имели право предъявле­ния иска о наследовании, а возражения лиц, указан­ных в завещании, признавались недостаточными.

Поначалу применение такого приема оставалось прерогативой суда, но со временем эта позиция была подкреплена преторскими эдиктами, признававшими за близкими родственниками право на обязательную долю. Наследодатель обязан был назначить эту долю необходимым наследникам в размере, не меньшем 1/4 того, что данному наследнику полагалось бы при на­следовании по закону.

Так появилось право на обязательную долю, явля­ющееся одним из принципов наследственного права по сегодняшний день.

Юстинианом была предпринята попытка объеди­нения формальных и материальных требований необ­ходимого наследования: в 542 г. своим указом Novella 115 он установил, что наследодатель обязан назначить нисходящих и восходящих прямых родственников на­следниками, оставив им имущество, во всяком случае, в размере обязательной доли. Кроме того, лишение на­следства признавалось возможным в отношении таких лиц лишь при наличии уважительных причин (преступ­ления против наследодателя и пр.).

 

 

5. Принятие наследства

 

Наследство считалось открытым с момента смерти на­следодателя. Таким образом, этот момент определял­ся четко и однозначно. Что же касается момента принятия наследства, то здесь возможны были вариан­ты.

Для sui heredes и назначенных в завещании наслед­ников момент открытия наследства совпадал с момен­том принятия последнего. Эти лица не могли отказаться от наследства или отсрочить его принятие. Поэтому они назывались обязательными наследниками - heredes necessarii.

Все другие наследники были более независимы в выражении своей воли на принятие наследства или от­каза от него и поэтому назывались добровольными на­следниками - heredes voluntarii. Гражданскому праву были известны два способа вступления этих лиц в пра­ве наследования: cretio -торжественное заявление, со­вершенное при свидетелях, и pro herede gestio - дей­ствия, подтверждающие вступление в наследственные права (оплата долгов, продажа имущества наследодателя и пр.).

Претор признавал наследников принявшими на­следство, если они обращались к нему с заявлением о введении их во владение. По законодательству Юсти­ниана достаточно было подачи магистрату простого письменного заявления о принятии наследства.

Гражданским правом срок для принятия наслед­ства добровольными наследниками не устанавливался. Позднее претор ограничил его, установив, что наслед­ство может быть принято не позднее, чем через год после смерти наследодателя.

Со времени открытия наследства и до его приня­тия или окончания указанного выше срока имущество считалось«лежачим наследством».

Последствием принятия наследства был переход прав и обязанностей умершего к его наследникам. Пе­реходили не только имущественные, но и личные пра­ва и обязанности, кроме тех, которые были связаны только с особой покойного (например, личные сервитуты). Наследник считался как бы продолжением лич­ности умершего. Именно поэтому наследственные права не ограничивались материальным субстратом, а отно­сились к res incorporates.

Универсальность перехода имущественных прав по наследству обусловила появление особой юридической категории - transmissio delationis (наследственная трансмиссия). Суть последней состояла в том, что в случаях, когда наследник умирал, не успев принять наследство (но после того, как это наследство откры­лось), его наследственное право переходило к его на­следникам.

Как отмечалось, принятие наследства порождало для наследника не только права, но и обязанности, иму­щество наследника и наследодателя сливались в одно, добавляя при этом не только доходы, но и долги. В связи с чем возникает вопрос о пределах ответ­ственности наследника по долгам покойного, о реше­нии коллизии интересов наследников и кредиторов умершего.

Для такого решения применялось два приема:

1) если долги наследника были большими и слия­ние имущества последнего и наследства было не­выгодным для кредиторов наследодателя, претор предоставлял им льготу - beneficium separationis. Это означало, что наследство сливалось с имуще­ством наследника только после удовлетворения за счет наследства требований кредиторов наследода­теля;

2) но если пассивы наследства превышали активы, это было невыгодно для наследника. Для того, чтобы защитить последнего и не увеличивать неоправданно количество отказов от принятия наслед­ства (а наследнику не оставалось ничего иного, если он не хотел своим имуществом отвечать по дол­гам наследодателя), Юстиниан установил правило о beneficium inventarii. Это уже была льгота для наследников, состоящая в том, что они могли на протяжении 90 дней со дня открытия наследства в присутствии нотариуса и свидетелей составить опись наследственного имущества, после чего не­сли ответственность по долгам наследодателя лишь в пределах описанного наследства.

В случаях, когда наследников несколько, у них воз­никает общая собственность на наследственное имуще­ство. Требования и долги наследодателя, если это воз­можно, делятся между наследниками пропорциональ­но их долям в наследстве. Неделимые требования и долги порождают солидарные права и солидарную от­ветственность наследников.

Наследство, уже принятое наследником, может быть отобрано у него, как у недостойного (например, за убийство наследодателя, уничтожение составленно­го им завещания и пр.). В таких случаях наследство передается другим наследникам или государственной казне, принимающей на себя исполнение всех обязан­ностей наследника.

Права наследников по гражданскому праву защи­щались гражданским иском - hereditatis petitio. Этот иск можно было подать против любого нарушителя - и того, кто выдавал себя за наследника, и того, кто бе­зосновательно удерживал у себя наследственное иму­щество. В целом он напоминал виндикационный иск.

Наследники по преторскому праву сначала полу­чали интердикт Quorum bonorum, а затем иск, анало­гичный тому, который предоставлялся цивильным на­следникам - hereditatis petitio possessoria. Co време­нем эти два вида исков слились в один, а упомянутый интердикт служил средством ускорения вступления во владение наследством.

Аналогичные средства защиты наследственных прав были закреплены и в праве Юстиниана.

 

 

6. Легат, фидеикомисс и смежные правовые институты

 

Как отмечалось выше, общим правилом при наследо­вании было универсальное правопреемство. Но, вмес­те с тем, римскому праву были известны и случаи пра­вопреемства сингулярного.

Древнейшим из них является известный еще древ­нему гражданскому праву завещательный отказ - legata.

Легат мог быть установлен только в завещании, при наследовании без завещания он не применялся. Как и само завещание, легат был строго формальным, на­рушение словесной формулы, других процедурных мо­ментов влекло его недействительность.

Наряду с легатами в императорский период полу­чила юридическое закрепление еще одна форма отка­зов - fideicommissum, которая возникла из различных неформальных просьб, поручений умирающего пере­дать или сделать что-либо в пользу третьего лица. По­скольку формальностей здесь не придерживались, то сначала такие поручения не имели гражданской защи­ты и надеяться приходилось лишь на совесть наслед­ника. Но со времен Августа императоры поручают магистратам обеспечивать исполнение фидеикомиссов. Таким образом, для тех, в чью пользу был фидеикомисс, установили право на жалобу в экстраординарном порядке.

В отличие от легата, фидеикомисс мог быть воз­ложен не только на наследника по завещанию, но и наследников по закону. Кроме того, он мог быть уста­новлен до или после составления завещания. Специ­альная форма фидеикомисса не была установлена, и он мог возникнуть даже в результате кивка головой (nutu), но чаще для этого использовали специальное письмо на имя наследника - codicillus.

Постепенно произошло сближение легата и фидеи­комисса, вплоть до слияния в один институт. Юстини­ан указом 529 г. установил, что любой легат или фидеи­комисс порождает для лица, в пользу которого он ус­тановлен, обязательное требование против наследни­ка, обеспеченное законной ипотекой на наследственное имущество.

При этом была сохранена упрощенная форма фи­деикомисса - для его действительности достаточно было письменного или устного распоряжения наследодателя, совершенного в присутствии 5 свидетелей. Иногда допускалось упрощение даже этой формы (во внимание могли принять показания фидеикомиссария, заявившего иск к наследнику, если последний не ответил встречной присягой).

При помощи фидеикомисса можно было передать не только часть наследства, но и все наследство в це­лом - fideicommissum hereditatis. При этом все права и обязанности наследодателя переходили к фидеикомиссарию, а фидуциарий сохранял лишь наименова­ние наследника. Для стимулирования фидуциария к выполнению такого поручения было установлено, что наследнику в любом случае должно быть оставлено не менее 1/4 наследства, не обремененного легатами.

Близким к завещательным отказам является mortis causa donatio, представляющая собой дарение в слу­чае, если даритель умирает раньше одаряемого. Такой договор исполнялся только после смерти дарителя. С целью предотвращения попыток обойти положения о завещательных отказах и избежать нарушения прав кредиторов некоторые правила отказов были перенесе­ны на эти отношения: во-первых, на них распространя­лись правила о quarta Falcidia, во-вторых, было уста­новлено, что donatio mortis causa действительно толь­ко тогда, когда наследства достаточно для покрытия наследственных долгов.

И, наконец, особым случаем передачи чего-либо из наследства лицу, не являющемуся наследником, был mortis causa capio, когда наследник в завещании на­значался только при условии, что он передаст что-то определенному лицу. Стать наследником можно было, лишь исполнив это распоряжение. Но выгодоприобретатель, в отличие от легатария или фидеикомиссария, не мог требовать его исполнения.

 

 

Тестовые задания

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

по дисциплине «Римское право»

 

Тема № 7. «Римское наследственное право»

 

 

Рассмотрена и обсуждена

на заседании кафедры

гражданского права

14 сентября 2011 г.

Протокол № 1

 

Иркутск 2011

Печатается по решению кафедры гражданского права

Юридического института НОУ «Сибирская академия права, экономики и управления»

 

Конспект лекции разработан в соответствии с учебным планом подготовки студентов Юридического института НОУ «Сибирская академия права, экономики и управления» и призван помочь в получении систематизированных знаний по римскому праву, определить возможные направления применения таких знаний в дальнейшей познавательной и научной деятельности.

Предназначен для студентов Юридического института НОУ «Сибирская академия, экономики и управления» заочной формы обучения.

 

 

Составитель: И.А. Шкареденок, канд. юрид. наук, доц.

 

 

 

 

 

ãНОУ «Сибирская академия права, экономики и управления», 2011

ã И.А. Шкареденок, 2011

14. 09. 2011 г.

План лекции

 

1. Понятие наследования.

2. Наследование по завещанию.

3. Наследование без завещания.

4. Обязательное наследование.

5. Принятие наследства.

6. Легат, фидеикомисс и смежные правовые институты.

 

 

Глоссарий к теме 7

1. testamentum – завещание;

2. testament factio - завещательная правоспособ­ность как для наследодателя, так и для наследника;

3. institutio heredis - назначением наследника;

4. substitutio - подназначение наследника;

5. seccessio ab intestate - наследование при отсутствии завещания;

6. liberi - дети умершего и приравненные к ним лица;

7. heredes necessarii - обязательные наследники;

8. heredes voluntarii - добровольные на­следники;

9. cretio - торжественное заявление, со­вершенное при свидетелях;

10. pro herede gestio - дей­ствия, подтверждающие вступление в наследственные права (оплата долгов, продажа имущества наследодателя и пр.);

11. transmissio delationis - наследственная трансмиссия;

12. legata - завещательный отказ;

13. fideicommissum - просьба, поручение умирающего пере­дать или сделать что-либо в пользу третьего лица;

14. mortis causa donatio - дарение в слу­чае, если даритель умирает раньше одаряемого.

 

 

1. Понятие наследования

 

По римскому праву сущность права собственности есть его неуничтожимость. Это означает, что собственник уми­рает, но собственность его остается. Смерть может похи­тить должника, но не его долг. Почему же имущество не разрушается после смерти его владельца? Потому, что после смерти отдельного лица, как правило, продолжает существовать семья. Родственники, и прежде всего дети наследуют имущество в силу юридического правила, в силу законной необходимости. Со временем идея частной соб­ственности пересиливает идею семейной собственности и через завещание собственник получает возможность осуществить право распоряжения имуществом, т.е. распо­ряжения своей индивидуальной собственностью на случай смерти независимо от желания других членов семьи. Здесь мы видим, что против наследования по закону, которое было единственным наследованием старого стиля, выступает наследование по завещанию. Но традиции се­мейной собственности не могут исчезнуть бесследно. Пра­во некоторых ближайших родственников так крепко, что оно переживает появление индивидуальной собственности. К этому еще присоединяется то, что интересы этого семейного "кружка" представляют собою в данном случае и интересы государственные. Государство заинтересовано в том, чтобы у ближайших родственников имущество не отнима­лось без основания. Поэтому вместе с развитием насле­дования по завещанию возникает и так называемое необ­ходимое наследование. Оно касается той области, где ин­тересы семьи представляют собою одновременно и инте­ресы государства. Здесь завещатель вынужден в некоторой мере "уступить" требованиям своих ближайших родственников, т.е. в случае его смерти определенная часть имущества, независимо от собственного завещания, остается в семье. Иначе говоря, определенная часть имущества не может завещаться.

Таким образом, по римскому частному праву было предусмотрено три вида наследования:

1) наследование по закону;

2) наследование по завещанию;

3) необходимое наследование.

Юлиан определял наследование как «преемственность во всех правах умершего». К этому необходимо уточ­нение: поскольку общим правилом было универсаль­ное правопреемство при наследовании, то приведенное высказывание подразумевает переход к наследникам не только прав, но и обязанностей умершего.

Наследование в Риме возможно было при нали­чии необходимых предпосылок: смерти собственника и завещания или указания закона о переходе имущества определенному лицу. Таким образом, основанием воз­никновения правоотношений тут был сложный юри­дический состав.

Следует отметить, что хотя идея наследования возникла в римском частном праве довольно давно (еще до Законов XII таблиц), однако формирование этого института до систематизации Юстиниана завершено не было. Более того, потребовалось еще около 20 лет после первой редакции кодекса Юстиниана, чтобы институт наследственного права приобрел за­вершенный вид.

 

 

2. Наследование по завещанию

 

Уже Законами XII таблиц (таблица V) было преду­смотрено два вида наследования: по завещанию и при отсутствии завещания.

Testamentum (завещание) - это распоряжение наследодателя относительно своего имущества на случай смерти. По характеру завещание является односторон­ней сделкой, т. е. волеизъявлением одного лица.

В процессе становления и развития института на­следования оформились несколько видов завещания. Ознакомиться с ними можно по «Институциям» Гая.

Вначале применялись два вида завещаний: перед куриатными комициями либо воина перед строем ле­гиона. Наряду с ними позднее появилась и третья - при помощи меди и весов, которая фактически пред­ставляла собой искусственное приспособление уже зна­комого наминститута mancipatio для распоряжений на случай смерти.

Происходило это так. Специальное доверенное лицо наследодателя выступало в качестве мнимого по­купателя. Осуществлялся как бы обычный обряд mancipatio, но в формулу покупки вносили специаль­ное дополнение - nuncupatio, которое, собственно, и являлось завещанием, поскольку в нем предусматри­валась судьба имущества на случай смерти бывшего собственника.

После перехода от устной формы к письменной nuncupacio получает наименование testamentum (завещание). При этом происходит не только изменение названия, но и сути завещания - из дополнения к другому дого­вору оно превращается в акт распоряжения имуще­ством.

Со временем, после ряда изменений и дополнений, формальные требования к завещанию выглядели сле­дующим образом: завещание могло быть как письмен­ным, так и устным; совершалось оно в присутствии 7 свидетелей; скреплялось подписями наследодателя и свидетелей. Таким был обычный частный testamentum в Риме.

Допускалось также и публичное завещание, кото­рое со времен домината осуществлялось при помощи органов государственной власти - магистрата, судьи и т.п. При составлении завещания необходимо было со­блюдение не только формальных моментов, но и ряда требований к его содержанию. Прежде всего, требова­лось наличие специальной завещательной правоспособ­ности как для наследодателя, так и для наследника. Эта способность называлась testament factio. Она не признавалась, например, за перегринами.

Наряду с простой institutio heredis (назначением наследника) довольно давно начали допускать и substitutio (подназначение наследника), т. е. назначение дру­гого наследника на случай, если первый умрет раньше или откажется от принятия наследства.

Если institutio полагалось высказывать в катего­рической форме: «Пусть наследником будет Тиций» или «Я приказываю Тицию быть наследником», тоsubstitutio уже имело условный характер: «Пусть Тиций бу­дет наследником, если Тиций не примет, пусть Сэй будет наследником». Но в любом случае надлежало наследника указать конкретно. Отсутствие упоминания о нем в завещании делало последнее недействитель­ным.

Кроме определения наследника, в завещании дол­жно быть определено и имущество, переходящее по на­следству, а если наследников было несколько, то опре­делялся и размер наследственной доли.

Вообще в наследственном праве Рима действовал принцип свободы тестамента, хотя существовали и огра­ничения, состоящие в выделении обязательной доли на­следства для необходимых наследников (речь о них пой­дет позднее).

Итак, обязательными требованиями, предъявляе­мыми к завещанию, были: указание на то, кто и кому завещает; определение наследственных долей, а так­же кому и какая доля причитается; соблюдение фор­мы завещания.

Завещание могло быть признано недействитель­ным в следующих случаях:

1) отсутствие наследственной правоспособности;

2) несоблюдение формы завещания;

3) нарушение права на обязательную долю.

Признание завещания недействительным происхо­дило независимо от воли наследодателя. Если же по­следний сам считал необходимым внести изменения в завещание, то речь шла не о признании завещания не­действительным, а об отмене или изменении завеща­ния. Здесь действовало правило: новое завещание от­меняет предыдущее.

 

3. Наследование без завещания

 

Если умерший не оставлял завещания или же завеща­ние по каким-либо причинам не вступало в законную силу, то применялось так называемое seccessio ab intestate - наследование при отсутствии завещания. Со временем его стали называть «наследованием по зако­ну», но во всяком случае до систематизации Юстини­ана понятие «наследование при отсутствии завещания» имело более широкое распространение, поскольку ре­гулировалось не только законами, но и преторским пра­вом.

За время своего существования в Риме система на­следования без завещания не раз изменялась. Сначала круг наследников и их доли в наследстве определялись Законами XII таблиц. Эта система была несложной и основывалась на принципах агнатского родства.

Прежде всего, наследниками были лица, находя­щиеся в семье под непосредственной властью умерше­го и которые вследствие смерти последнего станови­лись persona sui juris. Это жена умершего в браке cum manu, его дети, усыновленные, внуки от детей, умер­ших ранее.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 489; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.240 (0.13 с.)