Тема № 3. «Лица в римском частном праве. Римская семья» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 3. «Лица в римском частном праве. Римская семья»



КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

по дисциплине «Римское право»

 

Тема № 3. «Лица в римском частном праве. Римская семья»

 

 

Рассмотрена и обсуждена

на заседании кафедры

гражданского права

14 сентября 2011 г.

Протокол № 1

 

Иркутск 2011

Печатается по решению кафедры гражданского права

Юридического института НОУ «Сибирская академия права, экономики и управления»

 

Конспект лекции разработан в соответствии с учебным планом подготовки студентов Юридического института НОУ «Сибирская академия права, экономики и управления» и призван помочь в получении систематизированных знаний по римскому праву, определить возможные направления применения таких знаний в дальнейшей познавательной и научной деятельности.

Предназначен для студентов Юридического института НОУ «Сибирская академия, экономики и управления» заочной формы обучения.

 

 

Составитель: И.А. Шкареденок, канд. юрид. наук, доц.

 

 

 

 

 

ãНОУ «Сибирская академия права, экономики и управления», 2011

ã И.А. Шкареденок, 2011

14. 09. 2011 г.

План лекции

 

1. Лица физические.

2. Опека и попечительство.

3. Семья и брак.

4. Особенности правового положения некоторых категорий жителей Рима.

5. Лица юридические.

 

Глоссарий к теме № 3

1. persona – лицо;

2. status civitatis - состояние гражданства;

3. status libertatis - состояние свободы;

4. status familiae - семейное состояние;

5. instrumentum vocale - говорящее орудие;

6. hostes – враги, чужеземцы;

7. jus commercii - право торговли и заключения договоров;

8. jus conubii - право вступить в брак;

9. latini colonarii – латинские колонии;

10. latini - жители латинских колоний;

11. peregrini – чужестранцы, “из-за поля”, свободные граждане других государств);

12. pater familias - отец семейства, домовладыка).

13. persona sui juris – лицо полностью правоспособное

14. persona aliеni juris - лицо подвластное, бесправное;

15. infantes – “бессловесные”, не в состоянии произносить юридические формулы;

16. impuberes – несовершеннолетние;

17. a dulescentes - молодые, созревающие;

18. capitis deminutio - изменение правового состояния римского гражданина;

19. capitis deminutio maxima - утрата свободы;

20. capitis deminutio media - утрата римского гражданства;

21. capitis deminutio minima - выход из прежней семьи;

22. intestabilitas - лишение права быть свидетелем;

23. Infamia - правовое умаление чести;

24. ignominia - утрата доброго имени;

25. justum matrimonium - законный брак;

26. legitimatio – узаконение;

27. cum manu mariti - брак, при котором жена переходила под власть мужа

28. flamen Dialis – жрец;

29. emancipatio – эмансипация;

30. patria potestas – отцовская власть;

31. sine manu mariti, брак, при котором женщина не переходила под власть мужа, оставаясь для него юридически чужой;

32. sponsalia – обручение, взаимное обещание вступить в брак;

33. libertini – вольноотпущенники;

34. municipium - городские общины;

35. possessio – владения;

36. aerarium – казна государства Римской республики;

37. fiscus - казна принцепса;

1. Лица физические

 

Субъект права persona лицо (лат.) - это тот, кто мог иметь граж­данские права и обязанности. В Риме ими могли быть как отдельные граждане, так и организации. Первые назывались физическими, вторые - юридическими ли­цами.

Физическое лицо должно было обладать тремя ста­тусами: status civitatis (состояние гражданства), status libertatis (состояние свободы), status familiae (семейное состояние), главным из которых был status libertatis - состояние свободы.

Традиционно в Риме рабы признавались не субъек­тами, а объектами права, своеобразными орудиями тру­да - instrumentum vocale (говорящее орудие).

Строгие требования относительно наличия status libertatis (состояние свободы) как непременного условия признания участ­ником гражданских правоотношений со временем были несколько смягчены. Однако о полной их отмене речь все же не шла. Впрочем, не было в этом и необходимо­сти: римская правовая мысль нашла «технические ре­шения», позволяющие, сохраняя верность принципам, привлекать рабов к участию в гражданском обороте.

Любопытные метаморфозы произошли и с требо­ваниями наличия status civitatis (состояние гражданства).

В древнейшие времена правоспособность призна­валась лишь за гражданами Рима. Чужестранцы (они рассматривались именно как «чужие», hostes (враги) не обладали ни политическими, ни имущественными, ни семейными правами. Из этого общего правила было сделано исключе­ние лишь для латинов, т. е. жителейобщин latium (область в нижнем течении Тибра, центром которой был Рим), вхо­дивших вместе с Римом в состав Латинского союза (рас­пался в IV в. до н.э.). Эти так называемые latini prisci - древние латины (члены общин, объединенных Латинским союзом) имели jus commercii (право торговли),но jus conubii (право вступить в брак) получали лишь на основе специальных пожа­лований.

После того как в I в. до н.э. римское гражданство было даровано всем жителям Италии, на положении латинов остались жители отдельных внеиталийских об­щин - latini colonarii (латинские колонии), обладавшие правом участия в гражданском (торговом) обороте, но не имевшие jus conubii (право вступить в брак)и права составлять завещания.

После предоставления в 212 г. римского граждан­ства всем подданным Империи категория latini (жители латинских колоний) прак­тически утратила свое значение.

Все остальные (кроме латинов) чужестранцы име­новались peregrini (“из-за поля” - свободные граждане других государств) и подпадали под действие норм не цивильного права,a jus gentium (право народов).

Еще одним необходимым статусом, обусловливав­шим наличие правоспособности, был status familiae (семейное состояние) - требование самостоятельности в семейных правоотно­шениях.

Суть этого требования (статуса) в том, что в тече­ние длительного периода развития римского права но­сителем правоспособности мог быть только pater familias; личность его как бы закрывала собою всех остальных членов семьи, которые могли приобретать для него лишь права, но не обязанности.

Таким образом, все граждане подразделялись с этой точки зрения на два вида: лица sui juris (полностью правоспособные) и лица aliеni juris (подвластные, бесправные).

К первым относился лишь pater familias (отец семейства, домовладыка).Им могло быть лицо, не находящееся под чьей-либо властью. Этот момент был определяющим. Таким об­разом, pater familias (отцом семейства) можно было считаться, даже не имея детей. Главное - самому не быть подвластным другому лицу. Только наличие перечисленных выше статусов делало лицо правоспособным.

Быть правоспособным в Риме означало обладать двумя правомочиями: jus conubii (право заключать брак) и jus commercii (право торговли, заключать договоры).

Jus conubii включало право заключать законный римский брак (justum matrimonium), создавать рим­скую семью.

Jus commercii - это право торговать, заключать договоры, приобретать и отчуждать имущество, ины­ми словами, иметь возможность принимать участие в торговом обороте.

Со временем в составе jus commercii начали выде­лять особо право составлять завещания и право быть свидетелем при составлении завещания, а также право быть на­следником.

В совокупности перечисленные правомочия состав­ляли содержание правоспособности римского гражда­нина. Наличие правоспособности создавало для лица возможность быть участником правоотношений. Од­нако это была возможность «пассивного» характера. Для того же, чтобы своими собственными действиями при­обретать права и обязанности, необходима была еще и способность действовать активно, то, что теперь назы­вают дееспособностью. В римском праве такой катего­рии как самостоятельного понятия не существовало, од­нако способность своими действиями приобретать пра­ва и обязанности достаточно последовательно увязы­валась с достижением гражданином определенного воз­раста и наличием у него психического здоровья.

Поскольку римляне резонно считали, что возраст, как правило, постепенно делает человека более рассу­дительным, то и дееспособность граждан в Риме «на­ращивалась» постепенно.

Так, дети до 7 лет(infantes – “бессловесные”, не в состоянии произносить юридические формулы) были полностью не­дееспособными.

От 7 до 12 лет девочки и от 7 до 14 - мальчики(impuberes - несовершеннолетние) уже считались частично деес­пособными и могли заключать соглашения, направ­ленные на приобретение имущества. Если же по дого­вору на несовершеннолетнего возлагались обязаннос­ти, то необходимо было согласие опекуна, выражен­ное при заключении договора.

Adulescentes (молодые, созревающие) - начиная с 12 лет девочки и 14 - маль­чики - уже считались дееспособными. Однако до до­стижения 25-летнего возраста их интересы дополни­тельно защищались возможностью получить преторскую реституцию, т. е. по распоряжению претора сто­роны договора могли быть возвращены в первоначаль­ное состояние.

Начиная со II в., такие лица получили возможность испрашивать для себя у претора куратора (попечите­ля). Куратор давал согласие на заключение договора, но в отличие от опекуна мог сделать это в любой мо­мент (например, одобрить соглашение «задним числом»), а не только при заключении договора. Другими словами, существовала презумпция правомерности со­глашения, заключенного такими лицами. Кроме того, они могли вступать в брак, а также составлять завеща­ния.

Следует отметить, что дееспособность женщины была ограничена тем, что длительное время (период Республики) она считалась под вечной опекой мужа или его pater familias. Даже в конце классического перио­да, обретя определенную имущественную самостоятель­ность, женщина не имела права принимать на себя чу­жие долги и заключать ряд договоров. Пока что шла речь о правосубъектности физичес­ких лиц, так сказать, в «чистом» виде, не омраченной теми или иными ограничениями.

Между тем законодательством предусматривалась возможность ограничения как правоспособности, так и дееспособ­ности. Классическим случаем ограничения правоспо­собности являлась утрата одного из статусов. Это на­зывалось capitis deminutio (изменение правового состояния римского гражданина). Capitis deminutio могло быть трех видов - в зависимости от того, какой статус утрачен.

Capitis deminutio maxima (утрата свободы) имел место при утрате свободы. Фактически это была гражданская смерть, так как лицо становилось полностью неправоспособным.

Capitis deminutio media (утрата римского гражданства) связан с утратой римского гражданства. Лицо переставало быть субъектом цивиль­ного права, но сохранялись отношения jus gentium. Так, долги, возникшие на основе норм цивильного права, прекращались, но интересы кредитора защищались при помощи преторского права. После систематизации Юс­тиниана это ограничение сохранило значение главным образом в отношении jus conubii.

Capitis deminutio minima (выход из прежней семьи) имел место тогда, когда изменялся status familiae, например, лицо sui juris ста­новится persona alieni juris при усыновлении и т.п. Следствием было то, что долги такого лица переходи­ли к pater familias. Но для того, чтобы оградить инте­ресы кредитора, претор предлагал считать, что ограни­чения правоспособности не было.

Кроме трех «классических» случаев ограничения правоспособности, существовало еще ограничение вследствие умаления гражданской чести, которая яв­лялась необходимым дополнением перечисленных выше статусов для наличия полной правоспособности. Древнейшим видом такого ограничения была intestabilitas (лишение права быть свидетелем), известная еще по Законам XII таблиц. Суть ее в том, что лицо, бывшее свидетелем при заключе­нии соглашения и отказавшееся впоследствии этот факт подтвердить, лишается права быть свидетелем, а так­же приглашать свидетелей для подтверждения заклю­чения договора им самим. Это огра­ничение утрачивало значение по мере снижения требо­ваний к формальной стороне контрактов, особенно уст­ных.

Другим случаем ограничения правоспособности вследствие умаления чести была Infamia (правовое умаление чести) или ignominia (утрата доброго имени).Применялась она за бесславную отставку легионера, двойное обручение, подтверждение обвинения в недо­бросовестном осуществлении обязанностей по догово­ру поручения, хранения и т.п.

Infamia влекла лишение права занимать некото­рые должности (например, декуриона), быть опекуном или попечителем, выступать в суде в качестве предста­вителя другого лица (прокуратора) и пр.

Любое ограничение правоспособности, естествен­но, влекло соответствующее умаление и дееспособнос­ти. Однако даже полностью правоспособное лицо мог­ло быть ограничено в праве самостоятельно приобре­тать права и обязанности. В частности, душевноболь­ные не могли заключать какие бы то ни было соглаше­ния, составлять завещания и т.п. Над ними устанавли­валось попечительство. Расточители могли только при­обретать права (но не обязанности) и отвечать за де­ликты. Составлять завещания они не могли вообще, а отчуждать имущество - только с согласия попечите­ля.

Ограниченно дееспособными были также женщи­ны. Так, в республиканский период они не могли за­ключать договоры и считались пребывающими под опе­кой мужа. Предполагается, что такое ограничение воз­никло в древнейшие времена, когда защита прав явля­лась делом личным и защитить их можно было лишь при помощи оружия. Поскольку женщина не могла этого делать, она нуждалась в опеке.

Положение женщины улучшилось в классический период и позднее. Так, в классический период функ­ции опекуна были ограничены согласием на соверше­ние некоторых договоров, связанных с отчуждением имущества или с принятием женщиной на себя обязан­ностей. И все же считалось, что женщины являются лег­комысленными от природы и могут попасть в сложное положение вследствие своих личных качеств. Поэтому они не могли:

1. принимать на себя чужие долги;

2. быть опекуном (исключения из этого правила по­явились только в позднем римском праве);

3. составлять завещание.

Однако следует заметить, что признание женщи­ны особой легкомысленной имело для нее свои пре­имущества. Например, исключением из общего правила о том, что никто не может оправдывать себя незнанием зако­на, являлось разрешение женщине при определенных условиях ссылаться на это обстоятельство (незнание закона) как на основание для освобождения от ответ­ственности.

 

 

1. Опека и попечительство

 

Вообще опеку и попечительство понимают как инсти­тут (юридический прием, средство), при помощи кото­рого осуществляется «восполнение» дееспособности лица, не состоявшего под чьей-либо властью.

Как отмечалось почти во всех учебниках по рим­скому частному (гражданскому) праву, четкого разгра­ничения между опекой и попечительством в Риме не проводили.

Если сейчас опека и попечительство отличаются характером деятельности опекуна и попечителя (пер­вый действует от имени опекаемого, другой дает сове­ты, согласие на совершение договора), основанием ус­тановления (опека - над полностью недееспособными, попечительство - над ограниченно дееспособными) и т.д., то в Риме опека, например, устанавливалась над ограниченно дееспособными (женщины), а попечитель­ство - над полностью недееспособными (душевноболь­ные).

Эта особенность связана с тем, что римские юрис­ты шли не от общего к частному, а предпочитали кон­струировать правовые нормы на основе конкретных казусов (системы исков). Поэтому опека и попечитель­ство как обобщающие абстрактные понятия сформиро­вались не сразу.

В древнейшие времена опека устанавливалась не в интересах опекаемого, а для защиты его имущества в интересах наследников. Однако постепенно стали все больше учитываться и интересы самого опекаемого.

Со временем была создана специальная система ис­ков к опекуну:

1) на случай неподачи отчета о деятельности;

2) растраты;

3) ненадлежащего ведения дела опекаемого и др.

Были ограничены и возможности опекуна в распо­ряжении имуществом опекаемого: договоры дарения имущества опекаемого не могли заключаться вообще, отчуждение земельных участков было возможно лишь после предварительного согласия на это со стороны го­сударственных органов и т.п.

Итак, вполне очевидно прослеживается тенденция развития этого института в римском частном праве от способа ограничения прав опекаемого до всесторонней защиты его интересов.

С этим связаны и изменения в определении круга потенциальных опекунов и порядка назначения опеку­на. Вначале предусматривалась возможность назначе­ния опекуном того, к кому должно было перейти по наследству имущество опекаемого. Но при этом круг и очередность наследников в древние времена определя­лись императивными нормами. Это называлось опека по закону.

Со временем, когда pater familias получил право завещать свое имущество лицам, не указанным в зако­не, естественным шагом было предоставление ему воз­можности назначать по своему усмотрению и опекуна своим несовершеннолетним детям. Такая опека полу­чила название опека по заве­щанию.

Опека - дело почетное, но хлопотное. За все хло­поты опекун получает лишь моральное вознагражде­ние в виде уважения и т.д. Материального вознаграждения за выполнение сво­их обязанностей опекун не получает. Однако было бы несправедливым, по мнению римских юристов, возла­гать на опекуна не только заботу о подопечном, но и материальное содержание последнего. Поэтому прето­ром был дан опекуну иск actio tutela contraria (иск из опеки) о возме­щении за счет имущества подопечного затрат опекуна, произведенных им при исполнении своих обязаннос­тей.

Необходимо обратить внимание еще на одно из­менение в подходе к роли опекуна. Поскольку сначала опека рассматривалась как пра­во, опекун мог отказаться от него, передать другому лицу. В то время это выглядело вполне логично, по­скольку речь шла о распоряжении своим правом. Но не менее логичным стало также ограничение в возможности избавления от опеки, когда она начала рассматриваться не как право, а как, хотя и почетная, но обязанность. Теперь от нее можно было отказаться лишь в особых случаях, а исполнение обязанностей опекуна поставлено под контроль со стороны государ­ства.

Увеличивается и степень вмешательства - особен­но в последний период существования Римского госу­дарства - в само возникновение опеки. Теперь, если у того, кто нуждается в опеке нет родственников, опе­кун может быть назначен в административном поряд­ке.

Семья и брак

Древнеримскую семью в учебной литературе обознача­ют, как правило,термином familia (домашнее хозяйство, совокупность семейного имущества, впоследствии – совокупность лиц). Однако familia от­носится к настолько специфичным институтам Древ­негоРима, что употребление современного понятия «се­мья» для его обозначения на ранних этапах развития является не совсем корректным.

Охарактеризуем familia в уже привычной нам сегодня трактовке - как сплоченную хозяйственную и правовую единицу, куда входят pater familias и подвластные ему свободные лица.

Наиболее характерной чертой римской семьи была, пожалуй, абсолютная власть pater familias и над иму­ществом, и над подвластными членами семьи.

Patria potestas (отцовская власть, пожизненная и абсолютная власть главы семейства)распространялось как на детей, так и на жену, которая по отношению к мужу была filiae loco (“вместо дочери”), а по отношению к детям - loco sororis («вместо сестры», мать или матчеха). Она отли­чалась от права собственности на вещи только тем, что последние в случае смерти лица переходили по наслед­ству, в то время как для подвластных наступала capitis deminutio minima (выход из семьи): внуки переходили под власть роди­телей, жены - мужей, вдова - под власть сына. Ус­тановление patria potestas (отцовской власти) было возможно по одному из следующих оснований:

1) рождение в justum matrimonium (законном браке);

2) узаконение(legitimatio);

3) усыновление;

4) вступление женщины в брак cum manu (с наложением руки), она переходит под власть мужа или его pater familias.

Узаконение возникло в период принципата и допус­калось только в отношении детей, рожденных конкубиной. Устанавливалось оно путем заключе­ния родителями брака, а также издания специального императорского указа и т.д.

Усыновление подразделялось на два вида: adrogatio и adoptio.

Аdrogatio устанавливалось над persona sui juris (полностью правоспособными) ре­шением народного собрания или позднее императорс­ким рескриптом.

Adoptio устанавливалось над persona alieni juris (подвластными). Для этого достаточно было заявления перед судом с занесением его в протокол.

Условия усыновления:

1) усыновителем может быть мужчина (женщина только в виде исключения);

2) усыновитель не должен быть подвластным;

3) усыновитель должен быть старше усыновляе­мого не менее чем на 18 лет (усыновление по­добно рождению).

Последствием усыновления было прекращение вла­сти бывшего pater familias и установление власти ново­го. Предполагают, что был и третий вид усыновления - в завещании усыновителя как способ передачи имуще­ства по наследству.

Результатом patria potestas (отцовской власти) в сфере гражданского оборота было то, что полноправным субъектом права был лишь pater familias. Что касается подвластных де­тей, то по их соглашениям pater familias приобретал только права, но не обязанности; в случае причинения ими вреда pater familias мог возместить ущерб или выдать подвластное лицо потерпевшему для «отработ­ки» вреда.

Со временем по договорам подвластных детей пре­тор начал давать специальные иски их pater familias (на­пример, из договоров, заключенных в процессе управ­ления отцовским имением, из неосновательного обо­гащения и др.). Кроме того, взрослым детям мог быть предоставлен военный пекулий(peculium castrense) - право распоряжаться жалованием и военной добычей. В период домината появился peculium quasi castrense, который касался имущества, полученного во время пребывания на государственных или церковных должнос­тях.

Прекращение patria potestas (отцовской власти) имело место по осно­ваниям:

1) смерть pater familias или подвластного;

2) приобретение сыном звания flamen Dialis (жреца), а до­черью - весталки;

3) приобретение сыном звания консула, городско­го претора, епископа и т.п.;

4) по воле pater familias путем emancipatio (эмансипации). Начи­ная с IV в., emancipatio (эмансипация) проводилась император­ским рескриптом или по заявлению pater familias перед судом, а также предоставлением факти­ческой самостоятельности;

5) pater familias мог быть лишен patria potestas, например, за оставление подвластного в беспомощном состоянии;

6) patria potestas также прекращалась при capitis deminutio maxima или media pater familias, так как тогда он фактически переставал быть субъек­том права;

7) вступление дочери в брак cum manu (с наложением руки), после чего прекращалась patria potestas ее отца, и она пере­ходила под власть мужа или его pater familias.

 

По признаку подчиненности одному pater familias определялась принадлежность к агнатской семье (агнатское родство).

В состав агнатской семьи входили:жена pater fami­lias in cum manu mariti, дети, невестки in cum manu mariti - при условии, что сыновья не были persona sui juris, все потомки подвластных детей - внуки, прав­нуки и т.д.

Кроме родства по признаку подчиненностиодно ­ му лицу со временем начали признавать и родство по крови, т. е. когнатское родство, которое позднее стало главным.

Постепенно, с развитием общественных отноше­ний с широким применением jus gentium получила раз­витие именно когнатская семья, которая основывалась, прежде всего, на кровном родстве. Понемногу она вы­тесняет агнатскую семью, хотя элементы последней со­хранялись еще довольно продолжительное время, и даже сейчас ее отзвуки видят в том, что членами одной семьи считаются лица, между которыми нет кровной связи, например супруги.

Заметное место в системе семейных отношений за­нимал брак. До систематизации Юстиниана различали закон­ный римский брак justum matrimonium для тех, кто имел jus conubii, и matrimonium jus gentium для тако­го права не имевших.

Определяли justum matrimonium как «союз мужа и жены, общность всей жизни, единение божественно­го и человеческого права».

Некоторые романисты по поводу такого определе­ния брака замечают, что римские юристы слишком иде­ализировали брак, что неверно, так как женщина даже формально не была равна с мужчиной.

Особенно характерным это было для cum manu mariti - брака, при котором жена переходила под власть мужа или его pater familias и становилась их аг-наткой, т.е. брак являлся основанием измене­ния родственных связей.

Кроме этого вида брака существовал также sine manu mariti, где женщина не переходила под власть мужа, оставаясь для него юридически чужой.

В течение длительного промежутка времени (200 - 300 лет) эти виды брака существуют параллельно, но в эпоху классических юристов брак sine manu становит­ся основным, a cum manu mariti рассматривается как дань традиции.

Независимо от вида брака требовалось наличие у потенциальных супругов jus conubii. Если же они его не имели (например, жених - сенатор, невеста - воль­ноотпущенница), то брак заключен быть не мог, но до­пускался конкубинат.

Конкубинат - это разрешенное законом сожитель­ство с целью установления брачных отношений. Рас­сматривался он как «неполноценный» брак и мог иметь место при отсутствии jus conubii. В противном случае нужно было вступать в законный брак или в фак­тические брачные отношения.

Конкубина не разделяла социального положения мужа, но дети, рожденные в таком браке, обладали некоторыми наследственными правами, а так­же могли быть узаконены. Заключению брака предшествовала помолвка(sponsalia – обручение, взаимное обещание вступить в брак).В древнейшие времена помолвка осуществлялась pater familias, а по­зднее - самими лицами, вступающими в брак, с со­гласия pater familias. Сначала это была стипуляция (формальный, абстрактный, устный контракт, устанавливающий обязательства). Со временем допус­калось неформальное соглашение.

В период Империи сторона, отказавшаяся от дан­ного обещания, утрачивала право на возврат сделан­ных ею по поводу помолвки подарков, в то время как другой стороне подарки возвращались.

Заключение брака поначалу требовало соблюдения суровых формальностей, но потом на смену им при­шло заключение брака путем простого соглашения всту­пающих в брак, после чего жена должна была пересе­литься в дом мужа. Условиями заключения брака являлись:

1) достижение соответствующего возраста - 12 лет для девочек, 14 - для мальчиков;

2) необходимость обладать jus conubii (собствен­но, сюда же и входило требование о достижении брачного возраста);

3) согласие сначала pater familias, потом тех, кто вступает в брак.

С 4 г. н.э. по закону Юлия отказ pater familias дать согласие на брак можно было обжаловать магист­рату. Позже дети могли вступать в брак без согласия pater familias, если он был взят в плен или безвестно отсутствовал.

Препятствиями к приобре­тению jus conubii были:

- принадлежность к разным слоям населения (пат­риции и плебеи - до 5 в. н.э., вольноотпущен­ники и сенаторы). Интересным примером в дан­ном случае может служить история Апулея «Амур и Психея». Амур - бог. Психея смогла вступить с ним в законный брак только после того, как ей было даровано бессмертие (т.е. воля);

- родство (агнатское и когнатское по прямой ли­нии - любое, по боковой в императорский период запрещалось между дядей и племянни­цей);

- свойство - в императорский период запрещалось по прямой линии, а при христианских импера­торах - и по боковой линии;

- между опекуном и опекаемой;

- между правителем провинции и жительницей последней (однако он мог вступить с нею в кон­кубинат).

Не допускался брак с тем, кто ранее был виновен в адюльтере, и его сообщником.

Прекращение брака было возможно по следующим основаниям:

- смерть одного из супругов;

- устранение какого-либо из условий его существо­вания, в том числе наступление capitis deminutio;

- воля мужа или его pater familias в браке cum manu;

- воля мужа или жены (или по их соглашению) - в браке sine manu.

Для республиканского Рима характерна была сво­бода развода. В императорский период борьба с разво­дами велась главным образом путем установления не­выгодных имущественных последствий для инициато­ра развода или лица, виновного в разводе. После развода возможно было заключение нового бра­ка. Сначала здесь вообще не было ограничений. Потом они были установлены в интересах детей от первого брака. Так, если родители вступали в новый брак, то имущество считалось принадлежащим им лишь на пра­ве пользования, а после их смерти переходило к детям от первого брака.

Для того чтобы не было искусственной замены хо­зяина, запрещалось дарить или завещать новому су­пругу имущества больше, чем детям от первого брака.

Вдова могла вступить в новый брак не ранее, чем через год после того, как овдовела. Это обусловлива­лось не только моральными соображениями, но и воз­можностью возникновения проблемы в установлении отца рожденного в новом браке ребенка.

Невыполнение этого требования не влекло, одна­ко, недействительности нового брака, а только ограни­чение женщины в наследственных правах и сопровож­далось infamia.

Объем и характер взаимных прав и обязанностей супругов зависел от того, какой вид брака был заклю­чен.

При cum manu matrimonium жена относительно мужа находилась filiae loco, т.е. была его подвластной и, следовательно, все ее иму­щество переходило к мужу. Компенсировались эти ограничения правом на на­следование после мужа и правом на наследство (при определенных условиях) после агнатов мужа. Кроме того, уважение и почет, связанные с поло­жением мужа, распространялись и на жену.

В браке sine manu жена сохраняет свое юридичес­кое положение, бывшее у нее до брака. Она могла зак­лючать с посторонними лицами любые договоры, от­чуждать и приобретать имущество.

Несколько ограниченным было jus commercii су­пругов относительно друг друга. Муж и жена могли заключать между собой контракты, но дарение было связано с существенными оговорками. Иногда в учеб­никах по римскому праву можно встретить упомина­ние о том, что дарение между супругами было катего­рически запрещено вообще. Однако выглядело это не­сколько иначе. Действительно, существовало общее правило, в соответствии с которым дарение между му­жем и женой не имело силы. Вместе с тем допускалось дарение на погребение, дарение на случай смерти, дарение женой мужу для продвижения по службе, а также для необходимых затрат по должности, дарение вследствие изгнания, а также на случай развода.

 

4. Особенности правового положения некоторых категорий

жителей Рима

 

Наряду с римлянами, обладавшими, как правило, пол­ной правоспособностью, другие категории жителей Рима имели ее в более узком объеме. К ним относи­лись латины, перегрины, колоны. На осо­бом положении были рабы.

Существовала еще одна категория граждан. Это вольноотпущенники (либертины). Общее правило бы­ло таким, что libertini (вольноотпущенники) приобретают статус того, кто дал им волю:

1) соответственно римского гражданина;

2) латина;

3) перегрина.

Но из этого общего правила были ис­ключения.

Во-первых, если даже это был вольноотпу­щенник римлянина, он не приобретал политических прав римского гражданина в полном объеме. Напри­мер, он не имел права занимать почетные должности.

Во-вторых, они не могли вступать в брак с вольнорожденными римскими гражданами, а позднее (после I в.) не имели jus conubii с лицами сенаторского звания.

В-третьих, с бывшим хозяином сохранялись отноше­ния так называемого патроната, в связи с чем либертин не мог обращаться в суд с иском против бывшего хозя­ина (патрона), был обязан предоставлять ему услуги. При патронате устанавливались также взаимные обя­занности помогать один другому материально, давать алименты, но назвать эти отношения равноправными нельзя.

Колоны также имели особенности в своем право­вом статусе. В период Республики и принципата коло­ны - это арендаторы чужой земли, но юридически не­зависимые. Арендатора и хозяина земли связывали лишь обязательства по договору аренды.

При доминате колоны постепенно попадают в за­висимость от хозяев. Так, конституцией 322 г. впервые предусматривалось, что колоны могут быть принуди­тельно возвращены на самовольно оставленные ими участки. В 357 г. законом было запрещено продавать землю без колонов, живущих на ней.

В результате таких изменений появляется новая ка­тегория граждан - не лишенных правоспособности в сфе­ре гражданско-правовых отношений, но прикованных к земле, на которой они живут и которую возделыва­ют. Если колон покинет землю, владелец земли имеет право виндицировать его как раба.

Основания установления колоната по Юстиниану:

1) один из родителей - колон;

2) соглашение о колонате;

3) проживание 30 лет на чужой земле на тех же условиях, на которых живут колоны;

4) обращение в колонов трудоспособных лиц, ко­торых обнаружили занимающимися попрошай­ничеством.

Следующей категорией были рабы. Они не имели правоспособности, не были субъектами правоотноше­ний. Но из практических соображений рабов стали во­влекать в гражданский оборот. Так возник институт peculium (часть имущества, которое домовладыка предоставляет для самостоятельного ведения хозяйства сыну или рабу) - наделение раба имуществом, которое счи­тается отдельно от того, которое принадлежит хозяину. Относительно пекулия допускалось воз­никновение правоотношения между рабом и его хозяи­ном. Рабу давался также и иск против хозяина, если тот проводил расчеты с рабом неправильно.

Кроме пекулия, существовали специальные преторские иски, характер и содержание которых опреде­ляли характер деятельности раба.

 

5. Лица юридические

 

Римскому частному праву известны два вида субъек­тов: лица физические, о которых говорилось ранее, и лица юридические.

Существует мнение, что создание понятия, а точ­нее идеи юридического лица, составляет одно из глав­ных достижений римского права: именно из него эта юридическая форма вошла в оборот нового европей­ского права.

Вместе с тем детальной характеристики, разработ­ки этого понятия в то время еще не было (впрочем, необходимо напомнить, что римские юристы вообще не были сторонниками теоретических конструкций и не уделяли последним особого внимания).

Можно лишь с уверенностью утверждать, что в Древнем Риме существовали образования, которые вы­ступали как единое целое и не были зависимы от со­става участников и его изменений (сколько бы воинов ни поменялось в легионе, он оставался самим собой, т.е. легионом). Но имущество еще не считалось при­надлежащим организации по нормам гражданского права, не было отделенным от имущества членов орга­низации и не было в гражданском обороте.

Уже в древнейшие времена существовали различ­ные частные корпорации (религиозные, профессиональ­ные и другие союзы упоминаются уже в Законах XII таблиц), но четко идея юридического лица была сфор­мулирована только во второй половине существования Республики, когда в состав Римского государства во­шло множество новых административных единиц, за которыми традиционно признавалось право на само­управление. Это municipium - городские общины, ко­торые ранее были самостоятельными, а затем вошли в состав Рима с сохранением той или иной степени самостоятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 2025; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.189.247 (0.129 с.)