Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема № 3. «Лица в римском частном праве. Римская семья»Стр 1 из 2Следующая ⇒
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ по дисциплине «Римское право»
Тема № 3. «Лица в римском частном праве. Римская семья»
Рассмотрена и обсуждена на заседании кафедры гражданского права 14 сентября 2011 г. Протокол № 1
Иркутск 2011 Печатается по решению кафедры гражданского права Юридического института НОУ «Сибирская академия права, экономики и управления»
Конспект лекции разработан в соответствии с учебным планом подготовки студентов Юридического института НОУ «Сибирская академия права, экономики и управления» и призван помочь в получении систематизированных знаний по римскому праву, определить возможные направления применения таких знаний в дальнейшей познавательной и научной деятельности. Предназначен для студентов Юридического института НОУ «Сибирская академия, экономики и управления» заочной формы обучения.
Составитель: И.А. Шкареденок, канд. юрид. наук, доц.
ãНОУ «Сибирская академия права, экономики и управления», 2011 ã И.А. Шкареденок, 2011 14. 09. 2011 г. План лекции
1. Лица физические. 2. Опека и попечительство. 3. Семья и брак. 4. Особенности правового положения некоторых категорий жителей Рима. 5. Лица юридические.
Глоссарий к теме № 3 1. persona – лицо; 2. status civitatis - состояние гражданства; 3. status libertatis - состояние свободы; 4. status familiae - семейное состояние; 5. instrumentum vocale - говорящее орудие; 6. hostes – враги, чужеземцы; 7. jus commercii - право торговли и заключения договоров; 8. jus conubii - право вступить в брак; 9. latini colonarii – латинские колонии; 10. latini - жители латинских колоний; 11. peregrini – чужестранцы, “из-за поля”, свободные граждане других государств); 12. pater familias - отец семейства, домовладыка). 13. persona sui juris – лицо полностью правоспособное 14. persona aliеni juris - лицо подвластное, бесправное; 15. infantes – “бессловесные”, не в состоянии произносить юридические формулы; 16. impuberes – несовершеннолетние; 17. a dulescentes - молодые, созревающие; 18. capitis deminutio - изменение правового состояния римского гражданина; 19. capitis deminutio maxima - утрата свободы; 20. capitis deminutio media - утрата римского гражданства; 21. capitis deminutio minima - выход из прежней семьи; 22. intestabilitas - лишение права быть свидетелем; 23. Infamia - правовое умаление чести;
24. ignominia - утрата доброго имени; 25. justum matrimonium - законный брак; 26. legitimatio – узаконение; 27. cum manu mariti - брак, при котором жена переходила под власть мужа 28. flamen Dialis – жрец; 29. emancipatio – эмансипация; 30. patria potestas – отцовская власть; 31. sine manu mariti, брак, при котором женщина не переходила под власть мужа, оставаясь для него юридически чужой; 32. sponsalia – обручение, взаимное обещание вступить в брак; 33. libertini – вольноотпущенники; 34. municipium - городские общины; 35. possessio – владения; 36. aerarium – казна государства Римской республики; 37. fiscus - казна принцепса; 1. Лица физические
Субъект права persona – лицо (лат.) - это тот, кто мог иметь гражданские права и обязанности. В Риме ими могли быть как отдельные граждане, так и организации. Первые назывались физическими, вторые - юридическими лицами. Физическое лицо должно было обладать тремя статусами: status civitatis (состояние гражданства), status libertatis (состояние свободы), status familiae (семейное состояние), главным из которых был status libertatis - состояние свободы. Традиционно в Риме рабы признавались не субъектами, а объектами права, своеобразными орудиями труда - instrumentum vocale (говорящее орудие). Строгие требования относительно наличия status libertatis (состояние свободы) как непременного условия признания участником гражданских правоотношений со временем были несколько смягчены. Однако о полной их отмене речь все же не шла. Впрочем, не было в этом и необходимости: римская правовая мысль нашла «технические решения», позволяющие, сохраняя верность принципам, привлекать рабов к участию в гражданском обороте. Любопытные метаморфозы произошли и с требованиями наличия status civitatis (состояние гражданства). В древнейшие времена правоспособность признавалась лишь за гражданами Рима. Чужестранцы (они рассматривались именно как «чужие», hostes (враги) не обладали ни политическими, ни имущественными, ни семейными правами. Из этого общего правила было сделано исключение лишь для латинов, т. е. жителейобщин latium (область в нижнем течении Тибра, центром которой был Рим), входивших вместе с Римом в состав Латинского союза (распался в IV в. до н.э.). Эти так называемые latini prisci - древние латины (члены общин, объединенных Латинским союзом) имели jus commercii (право торговли),но jus conubii (право вступить в брак) получали лишь на основе специальных пожалований.
После того как в I в. до н.э. римское гражданство было даровано всем жителям Италии, на положении латинов остались жители отдельных внеиталийских общин - latini colonarii (латинские колонии), обладавшие правом участия в гражданском (торговом) обороте, но не имевшие jus conubii (право вступить в брак)и права составлять завещания. После предоставления в 212 г. римского гражданства всем подданным Империи категория latini (жители латинских колоний) практически утратила свое значение. Все остальные (кроме латинов) чужестранцы именовались peregrini (“из-за поля” - свободные граждане других государств) и подпадали под действие норм не цивильного права,a jus gentium (право народов). Еще одним необходимым статусом, обусловливавшим наличие правоспособности, был status familiae (семейное состояние) - требование самостоятельности в семейных правоотношениях. Суть этого требования (статуса) в том, что в течение длительного периода развития римского права носителем правоспособности мог быть только pater familias; личность его как бы закрывала собою всех остальных членов семьи, которые могли приобретать для него лишь права, но не обязанности. Таким образом, все граждане подразделялись с этой точки зрения на два вида: лица sui juris (полностью правоспособные) и лица aliеni juris (подвластные, бесправные). К первым относился лишь pater familias (отец семейства, домовладыка).Им могло быть лицо, не находящееся под чьей-либо властью. Этот момент был определяющим. Таким образом, pater familias (отцом семейства) можно было считаться, даже не имея детей. Главное - самому не быть подвластным другому лицу. Только наличие перечисленных выше статусов делало лицо правоспособным. Быть правоспособным в Риме означало обладать двумя правомочиями: jus conubii (право заключать брак) и jus commercii (право торговли, заключать договоры). Jus conubii включало право заключать законный римский брак (justum matrimonium), создавать римскую семью. Jus commercii - это право торговать, заключать договоры, приобретать и отчуждать имущество, иными словами, иметь возможность принимать участие в торговом обороте. Со временем в составе jus commercii начали выделять особо право составлять завещания и право быть свидетелем при составлении завещания, а также право быть наследником. В совокупности перечисленные правомочия составляли содержание правоспособности римского гражданина. Наличие правоспособности создавало для лица возможность быть участником правоотношений. Однако это была возможность «пассивного» характера. Для того же, чтобы своими собственными действиями приобретать права и обязанности, необходима была еще и способность действовать активно, то, что теперь называют дееспособностью. В римском праве такой категории как самостоятельного понятия не существовало, однако способность своими действиями приобретать права и обязанности достаточно последовательно увязывалась с достижением гражданином определенного возраста и наличием у него психического здоровья. Поскольку римляне резонно считали, что возраст, как правило, постепенно делает человека более рассудительным, то и дееспособность граждан в Риме «наращивалась» постепенно.
Так, дети до 7 лет(infantes – “бессловесные”, не в состоянии произносить юридические формулы) были полностью недееспособными. От 7 до 12 лет девочки и от 7 до 14 - мальчики(impuberes - несовершеннолетние) уже считались частично дееспособными и могли заключать соглашения, направленные на приобретение имущества. Если же по договору на несовершеннолетнего возлагались обязанности, то необходимо было согласие опекуна, выраженное при заключении договора. Adulescentes (молодые, созревающие) - начиная с 12 лет девочки и 14 - мальчики - уже считались дееспособными. Однако до достижения 25-летнего возраста их интересы дополнительно защищались возможностью получить преторскую реституцию, т. е. по распоряжению претора стороны договора могли быть возвращены в первоначальное состояние. Начиная со II в., такие лица получили возможность испрашивать для себя у претора куратора (попечителя). Куратор давал согласие на заключение договора, но в отличие от опекуна мог сделать это в любой момент (например, одобрить соглашение «задним числом»), а не только при заключении договора. Другими словами, существовала презумпция правомерности соглашения, заключенного такими лицами. Кроме того, они могли вступать в брак, а также составлять завещания. Следует отметить, что дееспособность женщины была ограничена тем, что длительное время (период Республики) она считалась под вечной опекой мужа или его pater familias. Даже в конце классического периода, обретя определенную имущественную самостоятельность, женщина не имела права принимать на себя чужие долги и заключать ряд договоров. Пока что шла речь о правосубъектности физических лиц, так сказать, в «чистом» виде, не омраченной теми или иными ограничениями. Между тем законодательством предусматривалась возможность ограничения как правоспособности, так и дееспособности. Классическим случаем ограничения правоспособности являлась утрата одного из статусов. Это называлось capitis deminutio (изменение правового состояния римского гражданина). Capitis deminutio могло быть трех видов - в зависимости от того, какой статус утрачен. Capitis deminutio maxima (утрата свободы) имел место при утрате свободы. Фактически это была гражданская смерть, так как лицо становилось полностью неправоспособным. Capitis deminutio media (утрата римского гражданства) связан с утратой римского гражданства. Лицо переставало быть субъектом цивильного права, но сохранялись отношения jus gentium. Так, долги, возникшие на основе норм цивильного права, прекращались, но интересы кредитора защищались при помощи преторского права. После систематизации Юстиниана это ограничение сохранило значение главным образом в отношении jus conubii.
Capitis deminutio minima (выход из прежней семьи) имел место тогда, когда изменялся status familiae, например, лицо sui juris становится persona alieni juris при усыновлении и т.п. Следствием было то, что долги такого лица переходили к pater familias. Но для того, чтобы оградить интересы кредитора, претор предлагал считать, что ограничения правоспособности не было. Кроме трех «классических» случаев ограничения правоспособности, существовало еще ограничение вследствие умаления гражданской чести, которая являлась необходимым дополнением перечисленных выше статусов для наличия полной правоспособности. Древнейшим видом такого ограничения была intestabilitas (лишение права быть свидетелем), известная еще по Законам XII таблиц. Суть ее в том, что лицо, бывшее свидетелем при заключении соглашения и отказавшееся впоследствии этот факт подтвердить, лишается права быть свидетелем, а также приглашать свидетелей для подтверждения заключения договора им самим. Это ограничение утрачивало значение по мере снижения требований к формальной стороне контрактов, особенно устных. Другим случаем ограничения правоспособности вследствие умаления чести была Infamia (правовое умаление чести) или ignominia (утрата доброго имени).Применялась она за бесславную отставку легионера, двойное обручение, подтверждение обвинения в недобросовестном осуществлении обязанностей по договору поручения, хранения и т.п. Infamia влекла лишение права занимать некоторые должности (например, декуриона), быть опекуном или попечителем, выступать в суде в качестве представителя другого лица (прокуратора) и пр. Любое ограничение правоспособности, естественно, влекло соответствующее умаление и дееспособности. Однако даже полностью правоспособное лицо могло быть ограничено в праве самостоятельно приобретать права и обязанности. В частности, душевнобольные не могли заключать какие бы то ни было соглашения, составлять завещания и т.п. Над ними устанавливалось попечительство. Расточители могли только приобретать права (но не обязанности) и отвечать за деликты. Составлять завещания они не могли вообще, а отчуждать имущество - только с согласия попечителя. Ограниченно дееспособными были также женщины. Так, в республиканский период они не могли заключать договоры и считались пребывающими под опекой мужа. Предполагается, что такое ограничение возникло в древнейшие времена, когда защита прав являлась делом личным и защитить их можно было лишь при помощи оружия. Поскольку женщина не могла этого делать, она нуждалась в опеке. Положение женщины улучшилось в классический период и позднее. Так, в классический период функции опекуна были ограничены согласием на совершение некоторых договоров, связанных с отчуждением имущества или с принятием женщиной на себя обязанностей. И все же считалось, что женщины являются легкомысленными от природы и могут попасть в сложное положение вследствие своих личных качеств. Поэтому они не могли:
1. принимать на себя чужие долги; 2. быть опекуном (исключения из этого правила появились только в позднем римском праве); 3. составлять завещание. Однако следует заметить, что признание женщины особой легкомысленной имело для нее свои преимущества. Например, исключением из общего правила о том, что никто не может оправдывать себя незнанием закона, являлось разрешение женщине при определенных условиях ссылаться на это обстоятельство (незнание закона) как на основание для освобождения от ответственности.
1. Опека и попечительство
Вообще опеку и попечительство понимают как институт (юридический прием, средство), при помощи которого осуществляется «восполнение» дееспособности лица, не состоявшего под чьей-либо властью. Как отмечалось почти во всех учебниках по римскому частному (гражданскому) праву, четкого разграничения между опекой и попечительством в Риме не проводили. Если сейчас опека и попечительство отличаются характером деятельности опекуна и попечителя (первый действует от имени опекаемого, другой дает советы, согласие на совершение договора), основанием установления (опека - над полностью недееспособными, попечительство - над ограниченно дееспособными) и т.д., то в Риме опека, например, устанавливалась над ограниченно дееспособными (женщины), а попечительство - над полностью недееспособными (душевнобольные). Эта особенность связана с тем, что римские юристы шли не от общего к частному, а предпочитали конструировать правовые нормы на основе конкретных казусов (системы исков). Поэтому опека и попечительство как обобщающие абстрактные понятия сформировались не сразу. В древнейшие времена опека устанавливалась не в интересах опекаемого, а для защиты его имущества в интересах наследников. Однако постепенно стали все больше учитываться и интересы самого опекаемого. Со временем была создана специальная система исков к опекуну: 1) на случай неподачи отчета о деятельности; 2) растраты; 3) ненадлежащего ведения дела опекаемого и др. Были ограничены и возможности опекуна в распоряжении имуществом опекаемого: договоры дарения имущества опекаемого не могли заключаться вообще, отчуждение земельных участков было возможно лишь после предварительного согласия на это со стороны государственных органов и т.п. Итак, вполне очевидно прослеживается тенденция развития этого института в римском частном праве от способа ограничения прав опекаемого до всесторонней защиты его интересов. С этим связаны и изменения в определении круга потенциальных опекунов и порядка назначения опекуна. Вначале предусматривалась возможность назначения опекуном того, к кому должно было перейти по наследству имущество опекаемого. Но при этом круг и очередность наследников в древние времена определялись императивными нормами. Это называлось опека по закону. Со временем, когда pater familias получил право завещать свое имущество лицам, не указанным в законе, естественным шагом было предоставление ему возможности назначать по своему усмотрению и опекуна своим несовершеннолетним детям. Такая опека получила название опека по завещанию. Опека - дело почетное, но хлопотное. За все хлопоты опекун получает лишь моральное вознаграждение в виде уважения и т.д. Материального вознаграждения за выполнение своих обязанностей опекун не получает. Однако было бы несправедливым, по мнению римских юристов, возлагать на опекуна не только заботу о подопечном, но и материальное содержание последнего. Поэтому претором был дан опекуну иск actio tutela contraria (иск из опеки) о возмещении за счет имущества подопечного затрат опекуна, произведенных им при исполнении своих обязанностей. Необходимо обратить внимание еще на одно изменение в подходе к роли опекуна. Поскольку сначала опека рассматривалась как право, опекун мог отказаться от него, передать другому лицу. В то время это выглядело вполне логично, поскольку речь шла о распоряжении своим правом. Но не менее логичным стало также ограничение в возможности избавления от опеки, когда она начала рассматриваться не как право, а как, хотя и почетная, но обязанность. Теперь от нее можно было отказаться лишь в особых случаях, а исполнение обязанностей опекуна поставлено под контроль со стороны государства. Увеличивается и степень вмешательства - особенно в последний период существования Римского государства - в само возникновение опеки. Теперь, если у того, кто нуждается в опеке нет родственников, опекун может быть назначен в административном порядке. Семья и брак Древнеримскую семью в учебной литературе обозначают, как правило,термином familia (домашнее хозяйство, совокупность семейного имущества, впоследствии – совокупность лиц). Однако familia относится к настолько специфичным институтам ДревнегоРима, что употребление современного понятия «семья» для его обозначения на ранних этапах развития является не совсем корректным. Охарактеризуем familia в уже привычной нам сегодня трактовке - как сплоченную хозяйственную и правовую единицу, куда входят pater familias и подвластные ему свободные лица. Наиболее характерной чертой римской семьи была, пожалуй, абсолютная власть pater familias и над имуществом, и над подвластными членами семьи. Patria potestas (отцовская власть, пожизненная и абсолютная власть главы семейства)распространялось как на детей, так и на жену, которая по отношению к мужу была filiae loco (“вместо дочери”), а по отношению к детям - loco sororis («вместо сестры», мать или матчеха). Она отличалась от права собственности на вещи только тем, что последние в случае смерти лица переходили по наследству, в то время как для подвластных наступала capitis deminutio minima (выход из семьи): внуки переходили под власть родителей, жены - мужей, вдова - под власть сына. Установление patria potestas (отцовской власти) было возможно по одному из следующих оснований: 1) рождение в justum matrimonium (законном браке); 2) узаконение(legitimatio); 3) усыновление; 4) вступление женщины в брак cum manu (с наложением руки), она переходит под власть мужа или его pater familias. Узаконение возникло в период принципата и допускалось только в отношении детей, рожденных конкубиной. Устанавливалось оно путем заключения родителями брака, а также издания специального императорского указа и т.д. Усыновление подразделялось на два вида: adrogatio и adoptio. Аdrogatio устанавливалось над persona sui juris (полностью правоспособными) решением народного собрания или позднее императорским рескриптом. Adoptio устанавливалось над persona alieni juris (подвластными). Для этого достаточно было заявления перед судом с занесением его в протокол. Условия усыновления: 1) усыновителем может быть мужчина (женщина только в виде исключения); 2) усыновитель не должен быть подвластным; 3) усыновитель должен быть старше усыновляемого не менее чем на 18 лет (усыновление подобно рождению). Последствием усыновления было прекращение власти бывшего pater familias и установление власти нового. Предполагают, что был и третий вид усыновления - в завещании усыновителя как способ передачи имущества по наследству. Результатом patria potestas (отцовской власти) в сфере гражданского оборота было то, что полноправным субъектом права был лишь pater familias. Что касается подвластных детей, то по их соглашениям pater familias приобретал только права, но не обязанности; в случае причинения ими вреда pater familias мог возместить ущерб или выдать подвластное лицо потерпевшему для «отработки» вреда. Со временем по договорам подвластных детей претор начал давать специальные иски их pater familias (например, из договоров, заключенных в процессе управления отцовским имением, из неосновательного обогащения и др.). Кроме того, взрослым детям мог быть предоставлен военный пекулий(peculium castrense) - право распоряжаться жалованием и военной добычей. В период домината появился peculium quasi castrense, который касался имущества, полученного во время пребывания на государственных или церковных должностях. Прекращение patria potestas (отцовской власти) имело место по основаниям: 1) смерть pater familias или подвластного; 2) приобретение сыном звания flamen Dialis (жреца), а дочерью - весталки; 3) приобретение сыном звания консула, городского претора, епископа и т.п.; 4) по воле pater familias путем emancipatio (эмансипации). Начиная с IV в., emancipatio (эмансипация) проводилась императорским рескриптом или по заявлению pater familias перед судом, а также предоставлением фактической самостоятельности; 5) pater familias мог быть лишен patria potestas, например, за оставление подвластного в беспомощном состоянии; 6) patria potestas также прекращалась при capitis deminutio maxima или media pater familias, так как тогда он фактически переставал быть субъектом права; 7) вступление дочери в брак cum manu (с наложением руки), после чего прекращалась patria potestas ее отца, и она переходила под власть мужа или его pater familias.
По признаку подчиненности одному pater familias определялась принадлежность к агнатской семье (агнатское родство). В состав агнатской семьи входили:жена pater familias in cum manu mariti, дети, невестки in cum manu mariti - при условии, что сыновья не были persona sui juris, все потомки подвластных детей - внуки, правнуки и т.д. Кроме родства по признаку подчиненностиодно му лицу со временем начали признавать и родство по крови, т. е. когнатское родство, которое позднее стало главным. Постепенно, с развитием общественных отношений с широким применением jus gentium получила развитие именно когнатская семья, которая основывалась, прежде всего, на кровном родстве. Понемногу она вытесняет агнатскую семью, хотя элементы последней сохранялись еще довольно продолжительное время, и даже сейчас ее отзвуки видят в том, что членами одной семьи считаются лица, между которыми нет кровной связи, например супруги. Заметное место в системе семейных отношений занимал брак. До систематизации Юстиниана различали законный римский брак justum matrimonium для тех, кто имел jus conubii, и matrimonium jus gentium для такого права не имевших. Определяли justum matrimonium как «союз мужа и жены, общность всей жизни, единение божественного и человеческого права». Некоторые романисты по поводу такого определения брака замечают, что римские юристы слишком идеализировали брак, что неверно, так как женщина даже формально не была равна с мужчиной. Особенно характерным это было для cum manu mariti - брака, при котором жена переходила под власть мужа или его pater familias и становилась их аг-наткой, т.е. брак являлся основанием изменения родственных связей. Кроме этого вида брака существовал также sine manu mariti, где женщина не переходила под власть мужа, оставаясь для него юридически чужой. В течение длительного промежутка времени (200 - 300 лет) эти виды брака существуют параллельно, но в эпоху классических юристов брак sine manu становится основным, a cum manu mariti рассматривается как дань традиции. Независимо от вида брака требовалось наличие у потенциальных супругов jus conubii. Если же они его не имели (например, жених - сенатор, невеста - вольноотпущенница), то брак заключен быть не мог, но допускался конкубинат. Конкубинат - это разрешенное законом сожительство с целью установления брачных отношений. Рассматривался он как «неполноценный» брак и мог иметь место при отсутствии jus conubii. В противном случае нужно было вступать в законный брак или в фактические брачные отношения. Конкубина не разделяла социального положения мужа, но дети, рожденные в таком браке, обладали некоторыми наследственными правами, а также могли быть узаконены. Заключению брака предшествовала помолвка(sponsalia – обручение, взаимное обещание вступить в брак).В древнейшие времена помолвка осуществлялась pater familias, а позднее - самими лицами, вступающими в брак, с согласия pater familias. Сначала это была стипуляция (формальный, абстрактный, устный контракт, устанавливающий обязательства). Со временем допускалось неформальное соглашение. В период Империи сторона, отказавшаяся от данного обещания, утрачивала право на возврат сделанных ею по поводу помолвки подарков, в то время как другой стороне подарки возвращались. Заключение брака поначалу требовало соблюдения суровых формальностей, но потом на смену им пришло заключение брака путем простого соглашения вступающих в брак, после чего жена должна была переселиться в дом мужа. Условиями заключения брака являлись: 1) достижение соответствующего возраста - 12 лет для девочек, 14 - для мальчиков; 2) необходимость обладать jus conubii (собственно, сюда же и входило требование о достижении брачного возраста); 3) согласие сначала pater familias, потом тех, кто вступает в брак. С 4 г. н.э. по закону Юлия отказ pater familias дать согласие на брак можно было обжаловать магистрату. Позже дети могли вступать в брак без согласия pater familias, если он был взят в плен или безвестно отсутствовал. Препятствиями к приобретению jus conubii были: - принадлежность к разным слоям населения (патриции и плебеи - до 5 в. н.э., вольноотпущенники и сенаторы). Интересным примером в данном случае может служить история Апулея «Амур и Психея». Амур - бог. Психея смогла вступить с ним в законный брак только после того, как ей было даровано бессмертие (т.е. воля); - родство (агнатское и когнатское по прямой линии - любое, по боковой в императорский период запрещалось между дядей и племянницей); - свойство - в императорский период запрещалось по прямой линии, а при христианских императорах - и по боковой линии; - между опекуном и опекаемой; - между правителем провинции и жительницей последней (однако он мог вступить с нею в конкубинат). Не допускался брак с тем, кто ранее был виновен в адюльтере, и его сообщником. Прекращение брака было возможно по следующим основаниям: - смерть одного из супругов; - устранение какого-либо из условий его существования, в том числе наступление capitis deminutio; - воля мужа или его pater familias в браке cum manu; - воля мужа или жены (или по их соглашению) - в браке sine manu. Для республиканского Рима характерна была свобода развода. В императорский период борьба с разводами велась главным образом путем установления невыгодных имущественных последствий для инициатора развода или лица, виновного в разводе. После развода возможно было заключение нового брака. Сначала здесь вообще не было ограничений. Потом они были установлены в интересах детей от первого брака. Так, если родители вступали в новый брак, то имущество считалось принадлежащим им лишь на праве пользования, а после их смерти переходило к детям от первого брака. Для того чтобы не было искусственной замены хозяина, запрещалось дарить или завещать новому супругу имущества больше, чем детям от первого брака. Вдова могла вступить в новый брак не ранее, чем через год после того, как овдовела. Это обусловливалось не только моральными соображениями, но и возможностью возникновения проблемы в установлении отца рожденного в новом браке ребенка. Невыполнение этого требования не влекло, однако, недействительности нового брака, а только ограничение женщины в наследственных правах и сопровождалось infamia. Объем и характер взаимных прав и обязанностей супругов зависел от того, какой вид брака был заключен. При cum manu matrimonium жена относительно мужа находилась filiae loco, т.е. была его подвластной и, следовательно, все ее имущество переходило к мужу. Компенсировались эти ограничения правом на наследование после мужа и правом на наследство (при определенных условиях) после агнатов мужа. Кроме того, уважение и почет, связанные с положением мужа, распространялись и на жену. В браке sine manu жена сохраняет свое юридическое положение, бывшее у нее до брака. Она могла заключать с посторонними лицами любые договоры, отчуждать и приобретать имущество. Несколько ограниченным было jus commercii супругов относительно друг друга. Муж и жена могли заключать между собой контракты, но дарение было связано с существенными оговорками. Иногда в учебниках по римскому праву можно встретить упоминание о том, что дарение между супругами было категорически запрещено вообще. Однако выглядело это несколько иначе. Действительно, существовало общее правило, в соответствии с которым дарение между мужем и женой не имело силы. Вместе с тем допускалось дарение на погребение, дарение на случай смерти, дарение женой мужу для продвижения по службе, а также для необходимых затрат по должности, дарение вследствие изгнания, а также на случай развода.
4. Особенности правового положения некоторых категорий жителей Рима
Наряду с римлянами, обладавшими, как правило, полной правоспособностью, другие категории жителей Рима имели ее в более узком объеме. К ним относились латины, перегрины, колоны. На особом положении были рабы. Существовала еще одна категория граждан. Это вольноотпущенники (либертины). Общее правило было таким, что libertini (вольноотпущенники) приобретают статус того, кто дал им волю: 1) соответственно римского гражданина; 2) латина; 3) перегрина. Но из этого общего правила были исключения. Во-первых, если даже это был вольноотпущенник римлянина, он не приобретал политических прав римского гражданина в полном объеме. Например, он не имел права занимать почетные должности. Во-вторых, они не могли вступать в брак с вольнорожденными римскими гражданами, а позднее (после I в.) не имели jus conubii с лицами сенаторского звания. В-третьих, с бывшим хозяином сохранялись отношения так называемого патроната, в связи с чем либертин не мог обращаться в суд с иском против бывшего хозяина (патрона), был обязан предоставлять ему услуги. При патронате устанавливались также взаимные обязанности помогать один другому материально, давать алименты, но назвать эти отношения равноправными нельзя. Колоны также имели особенности в своем правовом статусе. В период Республики и принципата колоны - это арендаторы чужой земли, но юридически независимые. Арендатора и хозяина земли связывали лишь обязательства по договору аренды. При доминате колоны постепенно попадают в зависимость от хозяев. Так, конституцией 322 г. впервые предусматривалось, что колоны могут быть принудительно возвращены на самовольно оставленные ими участки. В 357 г. законом было запрещено продавать землю без колонов, живущих на ней. В результате таких изменений появляется новая категория граждан - не лишенных правоспособности в сфере гражданско-правовых отношений, но прикованных к земле, на которой они живут и которую возделывают. Если колон покинет землю, владелец земли имеет право виндицировать его как раба. Основания установления колоната по Юстиниану: 1) один из родителей - колон; 2) соглашение о колонате; 3) проживание 30 лет на чужой земле на тех же условиях, на которых живут колоны; 4) обращение в колонов трудоспособных лиц, которых обнаружили занимающимися попрошайничеством. Следующей категорией были рабы. Они не имели правоспособности, не были субъектами правоотношений. Но из практических соображений рабов стали вовлекать в гражданский оборот. Так возник институт peculium (часть имущества, которое домовладыка предоставляет для самостоятельного ведения хозяйства сыну или рабу) - наделение раба имуществом, которое считается отдельно от того, которое принадлежит хозяину. Относительно пекулия допускалось возникновение правоотношения между рабом и его хозяином. Рабу давался также и иск против хозяина, если тот проводил расчеты с рабом неправильно. Кроме пекулия, существовали специальные преторские иски, характер и содержание которых определяли характер деятельности раба.
5. Лица юридические
Римскому частному праву известны два вида субъектов: лица физические, о которых говорилось ранее, и лица юридические. Существует мнение, что создание понятия, а точнее идеи юридического лица, составляет одно из главных достижений римского права: именно из него эта юридическая форма вошла в оборот нового европейского права. Вместе с тем детальной характеристики, разработки этого понятия в то время еще не было (впрочем, необходимо напомнить, что римские юристы вообще не были сторонниками теоретических конструкций и не уделяли последним особого внимания). Можно лишь с уверенностью утверждать, что в Древнем Риме существовали образования, которые выступали как единое целое и не были зависимы от состава участников и его изменений (сколько бы воинов ни поменялось в легионе, он оставался самим собой, т.е. легионом). Но имущество еще не считалось принадлежащим организации по нормам гражданского права, не было отделенным от имущества членов организации и не было в гражданском обороте. Уже в древнейшие времена существовали различные частные корпорации (религиозные, профессиональные и другие союзы упоминаются уже в Законах XII таблиц), но четко идея юридического лица была сформулирована только во второй половине существования Республики, когда в состав Римского государства вошло множество новых административных единиц, за которыми традиционно признавалось право на самоуправление. Это municipium - городские общины, которые ранее были самостоятельными, а затем вошли в состав Рима с сохранением той или иной степени самостоятельности.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 2025; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.189.247 (0.129 с.) |