Раздел 1 Общая теория государства и права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1 Общая теория государства и права



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дисциплина «Основы права» занимает одно из важнейших мест в гуманитарной подготовке современной молодежи. Преподавание основ права направлено на правовое воспитание учащихся.

Основные цели изучения дисциплины – повышение правовой культуры учащихся; формирование гуманистического мировоззрения; воспитание у молодежи чувства человеческого достоинства, гражданской ответственности; понимания своих прав и прав других людей; обязанности государства перед своими гражданами.

Во время установочно-экзаменационной сессии проводятся лекции и практические занятия. Цель практических занятий – закрепить знания, которые были получены на лекциях и в процессе самостоятельной работы, чтобы в дальнейшем теоретические занятия применить на практике.

Содержание программы предусматривает изучение конституционного, административного, гражданского, уголовного, трудового, жилищного, семейного и других отраслей права.

Содержание дисциплины предполагает актуализацию, усвоения и понимание понятий, явлений и закономерностей, которые учащимся уже знакомы из других дисциплин социально-гуманитарного цикла. В процессе обучения необходимо обеспечить междисциплинарные связи с дисциплинами общеобразовательного и профессионального компонентов учебного плана («Основы экономической теории», «Экономика организации», «Охрана труда» и др.)

В результате изучения дисциплины учащийся должен знать:

- основы конституционного строя Республики Беларусь, права и обязанности гражданина Республики Беларусь, основы административного, гражданского, жилищного, семейного, трудового, экологического, уголовного права Республики Беларусь, основы международного права;

уметь:

- осуществлять сознательный выбор правомерного поведения;

- применять необходимые нормативные правовые акты для повышения уровня индивидуальной правовой культуры, для принятия юридически грамотных решений в своей профессиональной деятельности и активного участия во всех сферах жизни общества

В процессе изучения дисциплины необходимо создавать условия:

- для формирования правовой культуры и правового сознания учащихся;

- развития логического мышления и творческих способностей учащихся.

Требования к знаниям предполагают, что учащийся способен воспроизвести учебный материал, свободно объяснить его сущность, пользуясь доказательствами, подтверждениями, оперировать основными понятиями.

 


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ ПРАВА»

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1 Общая теория государства и права

Предмет и методология ОТГП. Понятие, социальное назначение и форма государства. Правовое государство. Понятие, сущность и социальное назначение права. Реализация права.

Литература: [1, с. 10…52]

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение понятия «государство».

2. Каковы функции государства?

3. Назовите известные формы государственного устройства.

4. Какие виды политических режимов известны истории?

5. Какие существуют формы правления государства?

6. Каковы основные признаки правового государства?

7. Дайте определение понятия «право».

8. Как действуют нормативные правовые акты во времени, в пространстве и по кругу лиц?

9. Определите предмет и метод конституционного права.

10. Что такое правовой статус граждан?

11. Какие обязанности граждан РБ установлены в Конституции?

Раздел 3 Основные отрасли права

Тема 3.9 Основы международного права.

ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

ВАРИАНТ 1

1. Дайте понятие и охарактеризуйте действие исковой давности.

2. Опишите виды административных взысканий

3. Решите задачу:

АО "Проспект" выпустил партию туфлей, которую приобрел предприниматель Иванов В.Р. Одну пару купила Петрова И.О. 28.09.2010г. и обула в первый раз 25.10.2011г. А на следующий день, когда она обула туфли - 29.09.2011, то отлетела подошва. Имеет ли право Петрова требовать замену обуви или денежную компенсацию?

Какое решение вынесет суд?

 

 

ВАРИАНТ 2

1. Дать характеристику дисциплинарной и материальной ответственности работника.

2. Опишите административные правонарушения.

3. Решите задачу:

Глебов А.Р. работал заведующим складом готовой продукции на фабрике галантерейных изделий "Эланта". При проверке у него была обнаружена недостача ценностей. Глебов отказался добровольно оплатить недостачу, ссылаясь на то, что с ним не был заключен договор о материальной ответственности. К нему был предъявлен иск.

Какое решение вынесет суд

 

ВАРИАНТ 3

1. Опишите процесс оспаривания отцовства.

2. Дать характеристику договору поставки (составить договор).

3. Решите задачу:

Климов С.А. длительное время (2 года) находился в длительной командировке. Когда он вернулся, то узнал, что жена родила ребенка. Поскольку он с женой прожил пять лет и у них детей не было, то он согласился записаться отцом ребенка. Спустя 4 года после этого он оставил семью. Жена Климова подала заявление в суд исковое заявление о взыскании с него элементов. В суде ответчик иск не признал по той причине, что он не является отцом ребенка, и предоставил документы, обосновывающие его утверждение.

Какое решение вынесет суд?

 

ВАРИАНТ 4

1. Дать характеристику контракту в трудовом праве.

2. Опишите состав правонарушения

3. Решите задачу:

Сокол Е.П. предъявил иск в суд о взыскании с комиссионного магазина 300 тыс.руб. и возмещении стоимости его кожаной куртки, сданной им на комиссию и приведенной в полную негодность вследствии того, что она была залита грязной водой, проникшей в магазин с верхнего этажа здания. Возражая против этого иска, магазин ссылался на то, что вода проникла в магазин ночью, когда там никого не было. Виновными в проникновении воды являются жильцы квартиры, находящейся над магазином, которые забыли закрыть кран в ванной. Вследствие чего ответственными за порчу имущества являются эти жильцы, а магазин должен быть освобожден от ответственности.

При рассмотрении иска судом было установлено, куртка оставалась лежать на прилавке на ночь, а все вещи других комитентов были убраны в шкаф и поэтому не пострадали.

Какое решение вынесет суд?

 

ВАРИАНТ 5

1. Опишите процесс разрешения трудовых споров.

2. Дать характеристику договору контрактации (составить договор).

3. Решите задачу:

Инженер Яковлев Р.О. в мае привлекался три раза к работе в праздничные и выходные дни. В начале июля за все эти дни Яковлеву предложили взять отгулы, но он потребовал денежной компенсации. Администрация отказалась, ссылаясь на возможность предоставить отгулы. Обоснованно ли решение администрации?

Какое решение вынесет суд?

 

ВАРИАНТ 6

1. Опишите дееспособность и правоспособность в гражданском праве.

2. Дать характеристику стадиям производства по административным делам

3. Решите задачу:

Лебедева А.Е. обратилась к администрации по месту работы мужа с заявлением, в котором просила не выдавать ему заработную плату. Свою просьбу Лебедева мотивировала тем, что муж систематически злоупотребляет спиртными напитками и в результате этого ставит свою семью в тяжелое материальное положение.

Вправе ли администрация удовлетворить просьбу Лебедевой?

 

ВАРИАНТ 7

1. Опишите процесс заключения и расторжения брака.

2. Дать характеристику договору кредитования

3. Решите задачу:

В ЗАГС было подано заявление Вороновым А.П. и 17-летней Варт К.Л. о регистрации брака в связи с тем, что Варт ожидает рождения ребенка.

Как должен поступить ЗАГс

 

 

ВАРИАНТ 8

1. Дать характеристику обязательствам по договорам.

2. Опишите договор найма (составить договор).

3. Решите задачу:

На базу проникли Кашин О.Л., Чудаков М.Т. и Маслов А.П., которые по сговору между собой совершили хищение товаров на 15 млрд.рублей. Суд, признав базу гражданским истцом по делу, удовлетворил иск и взыскал солидарно с каждого по 5млрд. рублей. Через год Чудаков М.Т. полностью внес 5млрд.рублей и считал, что свое обязательство он выполнил. Маслов погасил 4 млрд. рублей. Кашин О.Л. умер, погасив лишь 3 млрд.рублей. Может ли база продолжить взыскания с Чудакова М.Т.? Какое решение вынесет суд?

 

ВАРИАНТ 9

1. Опишите процесс опеки и попечительства.

2. Дать характеристику договору поставки (составить договор).

3. Решите задачу:

Рабочий Кузнецов Р.В. в результате увечья, причиненного на заводе, был признан в установленном порядке инвалидом 1 группы. Будучи одиноким и престарелым, он обратился райсобес с просьбой установить над ним и его имуществом опеку.

Будет ли удовлетворена просьба Кузнецова Р.В.?

 

ВАРИАНТ 10

1. Дать характеристику праву собственности.

2. Опишите договор залога (составить договор).

3. Решите задачу:

Андреев А.О. купил у Ворс П.К. пылесос. Вскоре выяснилось, что Ворс продал пылесос, полученный им во временное пользовании на условиях проката в комбинате бытовых услуг. О том, что пылесос является государственным имуществом.

Какое решение вынесет суд

 

ВАРИАНТ 11

1. Дать характеристику гражданству.

2. Опишите договор хранения (составить договор).

3. Решите задачу:

Орлов А.Г., уезжая в длительную служебную командировку, передал на хранение принадлежавший ему велосипед своему знакомому Енотову Н.П. Последний во время отсутствия Орлова продал велосипед Нестерову С.В., а затем уехал в другую местность и своего адреса не оставил.

Решите данную задачу, если:

а) При покупке Нестерову было известно, что Енотов Н.П. не является собственником велосипеда. Какое решение вынесет суд?

б) при условии Нестеров был добросовестным приобретателем;

в) Нестеров получил велосипед в подарок.

Какое решение вынесет суд?

 

ВАРИАНТ 12

1. Дать характеристику преступлениям о хищении имущества.

2. Опишите договор генерального подряда (составить договор).

3. Решите задачу:

Определите по условиям данной задачи в какой форме (растрата, кража, грабеж) совершенно хищение государственного имущества и по какой статье УК РБ должны быть привлечены к уголовной ответственности обвиняемые:

а) Власов Р.А. сорвал замок на двери склада фабрики и тайно похитил оттуда государственного имущества на сумму в 200 млн.руб.;

б) Заведующий складом туристической базы Прохоров И.П. в течении года систематически брал со склада вверенное ему имущество и прятал его у себя дома. Таким образом он обратил в свою пользу имущество стоимостью в 15 тыс. долларов США.

Какие приговоры вынесет суд Власову и Прохорову?

 

ВАРИАНТ 13

1. Опишите сущность наказания и его видов.

2. Дать характеристику договору перевозки (составить договор).

3. Решите задачу:

Мелов П.Р. был привлечен к уголовной ответственности. В связи с этим принадлежавшее ему имущество было подвергнуто описи. Вскоре его супруга Мелова Р.Л. подала заявление с просьбой исключить из описи пианино, так как пианино было подарено малолетней дочери Мелова ее дедом, чтобы девочка поступила в музыкальную школу.

Какое решение вынесет суд?

 

ВАРИАНТ 14

1. Дать характеристику испытательному сроку.

2. Опишите договор франчайзинга (составить договор).

3. Решите задачу:

Лосев А.Е. был зачислен заместителем начальника отдела с испытательным сроком на 1 месяц. Через 24дня он заболел и отсутствовал на работе 16дней, а после выхода на работу был уволен по ст. 29 ТК РБ как не выдержавший испытания. Лосев обратился в суд с иском о восстановлении на работе.

Какое решение вынесет суд?

 

ВАРИАНТ 15

1. Дать характеристику необходимой обороне и крайней необходимости.

2. Опишите договор лизинга (составить договор).

3. Решите задачу:

Инженер НИИ Фокин Н.Е., занимающий исследованием, важным для обороны страны, встречался с женщиной Прошиной А.А.–родственницей своего сослуживца. Во время встреч он рассказывал ей о своей работе, в частности касался в беседах тем, носивших совершенно секретный характер. Женщина эта, как потом выяснилось, была завербована иностранной разведкой и имела задание собрать сведения о работах в НИИ. Как квалифицировать действия Фокина Н.Е. и Прошиной А.А.?

Какой приговор вынесет суд?

 

ВАРИАНТ 16

1. Опишите перевод и перемещение.

2. Дать характеристику договору страхования (составить договор).

3. Решите задачу:

Токарев Т.О. представил нанимателю врачебное заключение о том, что по состоянию здоровья он нуждается в переводе на более легкую работу сроком на 2 месяца. Наниматель предложил ему должность дежурного с уменьшением зарплаты, но Токарев отказался от такого перевода и подал заявление об увольнении по ст.41 ТК РБ. Правильно ли поступил с Токаревым наниматель?

Какое решение вынесет суд?

 

ВАРИАНТ 17

1. Дать характеристику должностным преступлениям.

2. Опишите договор купли продажи

3. Решите задачу:

Товаровед комиссионного магазин Зубов Е.С. по договоренности с любителем дорогой старинной посуды Ершовым, принимал от граждан антикварные вещи, интересующие Ершова, которого извещал об этом по телефону. Если Ершову нравилась вещь, он ее покупал и сверх того платил Зубову 10% стоимости вещи.

Как следует квалифицировать совершенные деяния данными лицами?

Какой приговор вынесет суд?

 

ВАРИАНТ 18

1. Опишите срок давности в уголовном процессе.

2. Дать характеристику договору поручительства (составить договор).

3. Решите задачу:

Валеев П.Р. жил в квартире на первом этаже и под окнами держал свою автомашину, чтобы в ночное время оградить машину от посягательства, он ее едва заметно опутывал ее электропроводом на ночь. Через окно Валеев протягивал этот в комнату и подключал к электросети. Однажды соседка Валеева вывела своего четырехлетнего сына на прогулку и не заметила, как он подбежал к машине и стал дергать электропроводку, а Валеев еще не успел выключить свое устройство из сети и ребенок погиб. Будучи привлеченным к ответственности, Валеев утверждал, что в смерти ребенка виновата мать, которая не следила за ним, хотя прекрасно знала и даже одобряла такой способ охраны машины. Кто виноват в смерти ребенка?

Какой приговор вынесет суд?

 

ВАРИАНТ 19

1. Опишите, какой уголовной ответственности подлежат несовершеннолетние.

2. Дать характеристику договору аренды.

3. Решите задачу:

Трое несовершеннолетних в возрасте 15, 16 и 17лет в лесопарке жгли костры. В результате их небрежного обращения с огнем возник пожар, который существенно повредил лесной массив. Подлежат ли уголовной ответственности несовершеннолетние в данной ситуации?

Какой приговор вынесет суд?

ВОПРОСЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Назовите элементы формы государства?

2. Назовите внешние временные функции государства?

3. Признаки правового государства?

4. Какова общая численность депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь?

5. Президентом Республики Беларусь может быть лицо, достигшее какого возраста?

6. Срок полномочий Парламента?

7. Членом Совета Республики может быть гражданин, достигший какого возраста?

8. Республиканские референдумы назначаются Президентом Республики Беларусь?

9. Правительство – это?

10. Кто и в каких случаях может поставить вопрос о признании несовершеннолетнего эмансипированным?

11. При каких условиях и кем лицо может быть объявлено умершим?

12. Назовите признаки юридического лица?

13. Какие виды доверенности существуют?

14. Какие документы должен предъявить гражданин при приеме на работу?

15. Срок предварительного испытания при приеме на работу?

16. Каков максимальный и минимальный срок трудового договора?

17. Назовите минимальный брачный возраст?

18. В каком размере взыскиваются алименты с родителей на несовершеннолетних детей?

19. Какой орган регистрирует заключение брака?

20. С какого возраста наступает уголовная ответственность?

21. Какие стадии выполнения умышленного преступления различают?

22. Каков процент взыскания в доход государства при исправительных работах?

23. Что является объектом экологических правоотношений?

24. Какие элементы образуют состав экологического правонарушения?

25. Государственный жилищный фонд состоит из?

26. Дайте определения следующим понятиям: система права, система законодательства, Конституция, гражданство, административная ответственность, наказание, Конфедерация, сделка, трудовые отношения, трудовой договор, трудовая дисциплина, время отдыха, жилищные отношения, попечительство, патронаж, преступление, уголовная ответственность, преступник.

27. Какие требования предъявляются к лицам, изъявившим желание стать гражданином Республики Беларусь.

28. Перечислите требования к кандидату на должность Президента Республики Беларусь.

29. Охарактеризуйте виды административных взысканий.

30. Перечислите сделки, которые могут совершать малолетние самостоятельно.

31. Перечислите сделки, которые могут совершать несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно.

32. Перечислите условия для ограничения дееспособности гражданина.

33. Охарактеризуйте условия заключения брака.

34. Охарактеризуйте условия, при которых не допускается заключение брака.

35. Перечислите основания для лишения родительских прав.

36. Перечислите виды социальных отпусков.

37. Охарактеризуйте признаки состава преступления.

38. Перечислите признаки соучастия.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативная правовая

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года: с изм. и доп., принятыми на респ. Референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – 7-е изд., стер. – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2011. – 64 с.

2. Гражданский кодекс Республики Беларусь. – Минск: Амалфея, 2010. – 816с.

3. Гражданско-процессуальный кодекс Республики Беларусь. – Минск: Амалфея, 2002.

4. Уголовный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 2 июня 1999 года: одобрен Советом Республики 24 июня 1999 года: текст по состоянию на 12 марта 2007 г. – Минск: Амалфея, 2007. – 336 с.

5. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь. – Минск: Амалфея, 2001.

6. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. – Минск: Амалфея, 2008. – 352 с.

7. Трудовой кодекс Республики Беларусь. – Минск: Амалфея, 2002.

8. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье. – Минск: Амалфея, 2005.–128с.

9. Кодекс Республики Беларусь о земле. Кодекс Республики Беларусь о недрах. Водный кодекс Республики Беларусь. – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 1999. – 192с.

10. Избирательный кодекс Республики Беларусь. – Минск: Амалфея, 2010.–240с.

11. Жилищный кодекс Республики Беларусь. – Минск: Амалфея, 2002.

Основная

1. «Основы права», Г.Б. Шишко. – Минск: Амалфея, 2009.

2. «Основы права Республики Беларусь: понятия и схемы», В.А. Круглов, Е.В. Круглова. – Минск: Амалфея, 2008.

3. «Теория государства и права», Н.И. Азаров. – Минск: 1998.

4. «Трудовое право», В.И. Семенков. – Минск: Амалфея, 1997.

5. «Гражданское право», А.А. Витушко. – Минск: Проспект, 2000.

6. «Уголовное право», Мороз. – Минск: 1996.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дисциплина «Основы права» занимает одно из важнейших мест в гуманитарной подготовке современной молодежи. Преподавание основ права направлено на правовое воспитание учащихся.

Основные цели изучения дисциплины – повышение правовой культуры учащихся; формирование гуманистического мировоззрения; воспитание у молодежи чувства человеческого достоинства, гражданской ответственности; понимания своих прав и прав других людей; обязанности государства перед своими гражданами.

Во время установочно-экзаменационной сессии проводятся лекции и практические занятия. Цель практических занятий – закрепить знания, которые были получены на лекциях и в процессе самостоятельной работы, чтобы в дальнейшем теоретические занятия применить на практике.

Содержание программы предусматривает изучение конституционного, административного, гражданского, уголовного, трудового, жилищного, семейного и других отраслей права.

Содержание дисциплины предполагает актуализацию, усвоения и понимание понятий, явлений и закономерностей, которые учащимся уже знакомы из других дисциплин социально-гуманитарного цикла. В процессе обучения необходимо обеспечить междисциплинарные связи с дисциплинами общеобразовательного и профессионального компонентов учебного плана («Основы экономической теории», «Экономика организации», «Охрана труда» и др.)

В результате изучения дисциплины учащийся должен знать:

- основы конституционного строя Республики Беларусь, права и обязанности гражданина Республики Беларусь, основы административного, гражданского, жилищного, семейного, трудового, экологического, уголовного права Республики Беларусь, основы международного права;

уметь:

- осуществлять сознательный выбор правомерного поведения;

- применять необходимые нормативные правовые акты для повышения уровня индивидуальной правовой культуры, для принятия юридически грамотных решений в своей профессиональной деятельности и активного участия во всех сферах жизни общества

В процессе изучения дисциплины необходимо создавать условия:

- для формирования правовой культуры и правового сознания учащихся;

- развития логического мышления и творческих способностей учащихся.

Требования к знаниям предполагают, что учащийся способен воспроизвести учебный материал, свободно объяснить его сущность, пользуясь доказательствами, подтверждениями, оперировать основными понятиями.

 


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ ПРАВА»

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1 Общая теория государства и права

Предмет и методология ОТГП. Понятие, социальное назначение и форма государства. Правовое государство. Понятие, сущность и социальное назначение права. Реализация права.

Литература: [1, с. 10…52]

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение понятия «государство».

2. Каковы функции государства?

3. Назовите известные формы государственного устройства.

4. Какие виды политических режимов известны истории?

5. Какие существуют формы правления государства?

6. Каковы основные признаки правового государства?

7. Дайте определение понятия «право».

8. Как действуют нормативные правовые акты во времени, в пространстве и по кругу лиц?

9. Определите предмет и метод конституционного права.

10. Что такое правовой статус граждан?

11. Какие обязанности граждан РБ установлены в Конституции?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.251.22 (0.12 с.)