Метод картографии конфликта. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Метод картографии конфликта.



Суть этого метода состоит в графическом отображении составляющих конфликта, в последовательном анализе поведения участников конфликтного взаимодействия, в формулировании основной проблемы, потребностей и опасений участников, способов устранения причин, приведших к конфликту.Работа состоит из нескольких этапов. На 1 этапе проблема описывается в общих чертах. Если, например, речь идет о несогласованности в работе, о том, что кто-то не “тянет лямку” вместе со всеми, то проблему можно отобразить как “распределение нагрузки”. Если конфликт возник из-за отсутствия доверия между личностью и группой, то проблему можно выразить как “общение”. На данном этапе важно определить саму природу конфликта, и пока не важно, что это не полностью отражает суть проблемы. Не следует определять проблему в форме двоякого выбора противоположностей “да или нет”, целесообразно оставить возможность нахождения новых и оригинальных решений. На2 этапе выявляются главные участники конфликта. В список можно ввести отдельные лица или целые команды, отделы, группы, организации. В той мере, в которой вовлеченные в конфликт люди имеют общие потребности по отношению к данному конфликту, их можно объединить вместе. 3 этап предполагает перечисление основных потребностей и опасений, связанных с этой потребностью, всех основных участников конфликтного взаимодействия. Графическое отображение потребностей и опасений расширяет возможности и создает условия для более широкого круга решений, возможных после окончания всего процесса картографии.В результате составления карты проясняются точки совпадения интересов конфликтующих сторон, более ясно проявляются страхи и опасения каждой и сторон, определяются возможные пути выхода из создавшейся ситуации.

23.Медиаторство – содействие третьей стороны двум (или более) другим в поисках соглашения в спорной или конфликтной ситуации. Возможность применения техники медиаторства основана на признании факта позитивного влияния присутствия третьей стороны на эффективность проведения переговоров. Медиатор – это лицо (или группа лиц, или организация), осуществляющее посредническую деятельность. В роли медиатора могут выступать социальные работники, психологи, консультанты и т.д. или группа лиц, осуществляющая миротворческую миссию, например в практике международных отношений.

Эффективность медиаторства1. Удовлетворенность пользователей. Согласно данным, медиаторство создает более высокий уровень удовлетворенности среди пользователей, чем различного рода судейские процедуры и арбитраж2. Размер согласия. Процент случаев, в которых с помощью медиаторства было достигнуто согласие, сравнительно высок3. Степень компромисса. По имеющимся данным, процесс медиаторства дает больший процент компромиссных решения и меньше решений типа “все-или-ничего” по сравнению с юридическими процедурами.4. Уменьшение стоимости. По сравнению с традиционными судейскими процедурами медиаторство при бракоразводных процессах уменьшает затраты как заинтересованных сторон, так и общества в целом.

Однако имеются данные, свидетельствующие о сравнительно низкой эффективности медиаторства:1. Размер урегулирования. Если рассмотрение проблемы в суде в любом случае дает 100%-е принятие решений, то процент случаев урегулирования с использованием медиаторства, бесспорно, меньше.2. Прочность урегулирования. Факт повторного обращения в суд по бракоразводным делам, а также другие показатели, свидетельствующие о неокончательности решений, принятых в результате медиативной процедуры, говорят о более низкой эффективности медиаторской деятельности в сравнении с юридическими процедурами.3. Уменьшение судебных отсрочек и невыполнений. От участия в медиативном процессе отказываются более 50% от числа тех, кому оно предлагается, даже не условиях низкой оплаты или на бесплатной основе. После согласия на медиаторство большая часть дел не рассматривается, так как стороны впоследствии в той или иной форме от него отказываются.4. Улучшение постдискуссионного климата отношений. Данные по этому критерию весьма противоречивы: в одних работах зафиксировано улучшений коммуникаций, кооперации, взаимопонимания и т.д., в других – никакого позитивного влияния не установлено.

Факторы, влияющих на эффективность деятельности медиатора:1. мотивированность обеих сторон на совместную работу, готовность учесть мнение посредника, принять предлагаемое им решение;2. особенности и характер деятельности третьей стороны; 3. длительность конфликта; 4. характер отношений сторон; 5. выбираемые тактики и техники урегулирования конфликтов определяются ситуацией, а не особенностями медиатора.

24. Арбитраж Арбитраж отличается от суда тем, что роль третьей стороны доверяется лицу (или группе лиц), решению которого обе конфликтующие стороны добровольно обязуются подчиниться (т. е. здесь имеется в виду так называемый «третейский суд»).Арбитражная процедура может организовываться по-разному: быть менее формальной, чем в суде, регламентироваться какими-то специальными правилами или строиться по усмотрению арбитра. Главное в арбитраже — то, что конфликтанты добровольно отказываются сами решать конфликты и проявляют готовность согласиться с тем решением его, которое предложит арбитр.Эффективность разрешения конфликта с помощью арбитража во многом зависит от того, насколько умен, справедлив и авторитетен арбитр. Нередко арбитром становится кто-то из носителей власти или назначенных властями лиц. Так, при разборе служебных конфликтов эту роль часто приходится выполнять руководителю. Во многих случаях, однако, кандидатура арбитра определяется по соглашению между самими конфликтантами. К особым вариантам арбитража относятся «Божий суд», в котором роль третейского судьи выполняет «высшая сила» (для чего, конечно, необходима вера в существование); голосование, в котором третейским судьей становится большинство; а также жребий, где роль беспристрастного третейского судьи отдается не человеку, а слепому случаю.

25. Понятие конфликтологической компетентности личности. Сompetence происходит от латинского competentis - "принадлежность по праву", т.е. круг вопросов, в котором данное лицо обладает опытом, познаниями, позволяющими судить о чем-либо..Конфликтологическая компетентность может быть рассмотрена на двух уровнях. Первый предусматривает способности к распознаванию признаков случившегося конфликта, его оформлению для удержания воплощенного в нем противоречия, и владение способами регулирования для разрешения. Второй предусматривает умение проектировать необходимые для достижения определенных результатов конфликты и конструировать их непосредственно в ситуациях взаимодействия; владение способами организации продуктивно ориентированного конфликтного поведения участников и сторон взаимодействия.Конфликтологическая компетентность – это способность действующего лица (организации, социальной группы, общественного движения и т.д.) в реальном конфликте осуществлять деятельность, направленную на минимизацию деструктивных форм конфликта.Формирование свободных личностей предполагает развитие у них навыков самостоятельного, логически грамотного рассуждения, умения принимать социально и морально ответственные решения, что включает и такую составляющую, как конфликтологическая компетентность.Формирование конфликтологической компетентности включает 5 блоков:теоретические знания в области конфликтологии (политологической, юридической, психологической, социологической и т.д.);владение социальными технологиями профилактики, управления, минимизации деструктивных форм конфликта;формирование профессионального типа мышления, включающего рефлективность, методологичность, саногенность, объемность, креативность;владение технологиями психогигиены и стрессоустойчивости в конфликтах;выполнение профессионально-этического кодекса конфликтолога-практика.Технология формирования конфликтологической компетентности включает такие характеристики, как:высокая степень интеллектуальной и эмоционально-психологической напряженности;гибкость форм проведения знаний в режиме эксперимента;обострение реальных противоречий и конфликтов в процессе обучения;появление побочных, непредвиденных результатов, под которыми имеются в виду новые идеи, отношении, взгляды, методики, теоретические схемы и т.д.;высокий риск для специалистов в области практической конфликтологии, достигших границы собственной конфликтологической некомпетентности в реальных конфликтных ситуациях;возможность перехода на качественно новый уровень развития технологий принятия управленческих решений в конфликтных ситуациях.

26.Эффективное общение в конфликте. Эффективное общение - это единственная вещь, которая может быть действительно важна для всех людей, обитающих в обществе. Не думать об эффективном общении в то время когда общаешься, это все равно, что переходить дорогу в оживленном месте не смотря по сторонам.Технологии эффективного общения — это такие способы, приемы и средства общения, которые в полной мере обеспечивают взаимное понимание и взаимную эмпатию партнеров по общению.Основное содержание технологий эффективного общения в конфликтном взаимодействии сводится к соблюдению определенных норм и правил общения:

• Концентрируйте внимание на говорящем, его сообщении

• Уточняйте, правильно ли Вы поняли как общее содержание принимаемой информации, так и ее детали

• Сообщайте другой стороне в перефразированной форме смысл принятой информации

• В процессе приема информации не перебивайте говорящего, не давайте советы, не критикуйте, не подводите итог, не отвлекайтесь на подготовку ответа. Это можно сделать после получения информации и ее уточнения

• Добивайтесь, чтобы вас услышали и поняли. Соблюдайте последовательность сообщения информации. Не убедившись в точности принятой партнером информации, не переходите к новым сообщениям

• Поддерживайте атмосферу доверия, взаимного уважения, проявляйте эмпатию к собеседнику

• Используйте невербальные средства коммуникации: частый контакт глаз, кивание головы в знак понимания и другие, располагающие к конструктивному диалогу приемы.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.5 (0.006 с.)