Признание и влияние на развитие европейского искусства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Признание и влияние на развитие европейского искусства



Вехи биографии художника

Сведения о годе и месте рождения великого живописца разнятся. Согласно одним источникам, Джотто появился на свет в 1267 году, согласно другим – в 1276-м.

Некоторые источники утверждают, что в начале XIV века Джотто служил священником в Риме. Скорее всего, именно тогда он создал масштабную мозаику «Навичелла», сделавшую его известным во всей Италии. В этой картине впервые проявилась склонность Джотто к реализму: персонажи достоверно передают зрителю своё состояние – они живут, общаются, проявляют всю гамму эмоций.

Много работал Джотто и для неаполитанского короля, создавая для его личной часовни фрески, расписывая капеллы и храмы.

К концу жизни Джотто, благодаря своим обширным знаниям и великолепному мастерству в области живописи, был приглашён на должность главного архитектора Флоренции, в рамках которой должен был руководить масштабными городскими работами.

Основные произведения

Творчество Джотто не ограничивается многочисленными фресковыми циклами. Великий живописец оставил после себя внушительный ряд произведений – кресты, алтарые картины, полиптихи. Далеко не все произведения художника имеют подпись. Только столетия спустя исследователям удалось по уцелевшим историческим свидетельствам и сложнейшему стилистическому анализу атрибутировать произведения флорентийского мастера. Датировка многих полотен Джотто также неточна, имеет чрезвычайно широкий временной диапазон, что существенно затрудняет научное изучение его работ.

Свои станковые картины Джотто писал на деревянных досках, которые обрабатывались согласно византийской технике изготовления икон, когда на специально подготовленном холсте тонким пером наносилась роспись темперой. Именно в такой технике и выполнены ранние работы Джотто, среди которых особенно выделяются «Расписной крест» и «Полиптих».

Шестиметровый «Расписной крест» был создан художником в 1290-1300 гг. и практически сразу вызвал волну подражания среди многочисленных живописцев. Выполненное в духе реализма, тело Христа сначала было воспринято как недостойное Джотто, автора многочисленных фресок. Несмотря на то, что распятие не имеет подписи своего создателя, сомнений в том, что оно принадлежит руке Джотто ни у кого не возникает.

Трехметровый «Полиптих», написанный Джотто примерно в 1300 году, создавался для флорентийской церкви. Полотно отобразило Мадонну с младенцем и святых. Картина дошла до наших времён в очень плохом состоянии, но даже по тому, что удаётся увидеть, можно судить о серьёзности и многозначительности, которыми художник наделил своих персонажей. Удивительное величие святых, неизменно повторяющееся на всех пяти частях полиптиха, привело искусствоведов к заключению о том, что это произведение является одним из лучших творений Джотто.

К середине жизни Джотто достиг пика своего художественного развития. Именно в этот период им были созданы знаменитые фрески часовни Скровеньи, которые справедливо считают квинтэссенцией духа творчества художника. Тогда же были написаны и лучшие живописные произведения Джотто, в которых в полной мере нашло отражение стремление мастера к реалистической передаче визуального ряда.

Одним из наиболее прославленных алтарных произведений художника справедливо считается «Мадонна Оньисанти». Создание огромного полотна было отнесено искусствоведами к первым десятилетиям XVI века. Появись картина чуть ранее, и она бы ничем не отличалась от тех, которые были так характерны для дученто, где образы были невероятно возвышенны, лишены чего бы то ни было земного. «Мадонна Оньисанти» во многом «земная» – это матерь человеческая, с открытым светлым лицом и улыбкой, приоткрывающей зубы. Однако подобное приземление, так нехарактерное для искусства XIII века, совсем не означает у Джотто обеднения, простоты. Облачение Мадонны Джотто все также дорого, её трон великолепен, но при этом правдив и убедителен, а ангелы обнаруживают сходство с придворными кавалерами.

Вторым знаковым произведением Джотто этого периода считается «Полиптих Стефанески», написанный для римского кардинала. Дошедшее до наших дней в хорошем состоянии полотно представлено большим двухсторонним триптихом.

Искусствоведы убеждены, что работая над полотном, Джотто отошёл от своих принципов, следуя вкусам заказчика. Художнику удалось совместить основные принципы дученто с новыми веяниями в живописи. Изображённый в центре полотна Спаситель похож на византийского идола, его окружают ангелы, изображённые в стиле живописи XIII века, на переднем плане – сам заказчик полотна. Мадонна с младенцем в окружении ангелов даёт стойкие ассоциации с панелью святых, всем отлично знакомым по знаменитой византийской храмовой живописи.

Тыльная сторона триптиха также весьма необычна. На ней Джотто изобразил и фигуры апостолов, и Святого Петра на троне и Христа. Наместника Иисуса на земле апостола Павла по задумке Джотто окружают архангелы и святые. Живописец ввёл в свою картину и вполне реальных людей – канонизированного в начале XIV века папу Целестин V и, как ни странно, вновь заказчика полотна.

По стойкому убеждению искусствоведов, это произведение Джото сильно выбивается из общего ряда его полотен, как по качественному исполнению, так и по замыслу. Все в нём необычно, современно, и, в то же время, архаично. «Полиптих» выполнен в яркой цветовой гамме, его отличают почти готическая изысканность, необычайная тонкость и выразительность изображённых персонажей.

Очень интересна и группа из семи сцен, посвящённая жизни Христа. Любопытно, что позднейшие исследования картины, позволившие использовать спектральный анализ, подтвердили, что первоначально все сцены были написаны на единой доске, которая, возможно, представляла собой самостоятельный алтарный образ. Учёные-искусствоведы предполагают, что центральным изображением было «Распятие Христа», остальные располагались от него по бокам в порядке смены жизненных этапов Спасителя. Тщательное изучение стилистики дало возможность предположить, что над полотном вместе с Джотто работали несколько его ассистентов. Сегодня серия разрозненна и находится в разных собраниях.

Ближе к концу жизни Джотто был вынужден совмещать должность главного архитектора Флоренции с выполнением важных и дорогостоящих заказов, которые поступали к нему из различных городов Италии. Он работал для королей и правителей крупных аристократических домов. В этом период художником были созданы такие полотна, как «Болонский полиптих» и «Полиптих Барончелли».

Болонья этого времени была крупным научным и торговым городом, находилась под сильным влиянием Франции. Возможно, именно этим объясняется наличие ярких готических тенденций в творчестве Джотто, нашедших своё отражение и «Болонском полиптихе». Архитектура трона, на котором восседает Мадонна с младенцем, имеет явственный отпечаток готики. Богатство её украшений и наряда, драгоценные камни, яркие, блестящие краски вносят общее великолепие в картину. На боковых панелях изображены архангелы и апостолы Павел и Пётр. Полиптих имеет подпись своего создателя.

Позднее творчество

Серьёзные испытания в жизни постигли творца в 90-е годы, когда он потерял горячо любимого брата, от которого ему досталось столь забавное прозвище. Немного позже художник начал сомневаться в том, была ли вся его деятельность оправданной.

Совпало это все с крайне важными событиями, приведшими к свержению династии Медичи. К власти пришел Савонарола, яростно критиковавший расточительство и продажность прежних правителей. Недоволен он был и папством. Власть этому правителю обеспечила народная поддержка, переметнулся на его сторону и Боттичелли, но правил Савонарола совсем недолго: спустя всего несколько лет он был свергнут с престола и заживо сожжён на костре.

Печальные события глубоко ранили живописца. Многие в то время говорили, что Боттичелли был одним из «новообращённых», о чём можно было судить по последним работам творца. Именно это десятилетие стало решающим в жизни художника.

Вехи биографии художника

Сведения о годе и месте рождения великого живописца разнятся. Согласно одним источникам, Джотто появился на свет в 1267 году, согласно другим – в 1276-м.

Некоторые источники утверждают, что в начале XIV века Джотто служил священником в Риме. Скорее всего, именно тогда он создал масштабную мозаику «Навичелла», сделавшую его известным во всей Италии. В этой картине впервые проявилась склонность Джотто к реализму: персонажи достоверно передают зрителю своё состояние – они живут, общаются, проявляют всю гамму эмоций.

Много работал Джотто и для неаполитанского короля, создавая для его личной часовни фрески, расписывая капеллы и храмы.

К концу жизни Джотто, благодаря своим обширным знаниям и великолепному мастерству в области живописи, был приглашён на должность главного архитектора Флоренции, в рамках которой должен был руководить масштабными городскими работами.

Основные произведения

Творчество Джотто не ограничивается многочисленными фресковыми циклами. Великий живописец оставил после себя внушительный ряд произведений – кресты, алтарые картины, полиптихи. Далеко не все произведения художника имеют подпись. Только столетия спустя исследователям удалось по уцелевшим историческим свидетельствам и сложнейшему стилистическому анализу атрибутировать произведения флорентийского мастера. Датировка многих полотен Джотто также неточна, имеет чрезвычайно широкий временной диапазон, что существенно затрудняет научное изучение его работ.

Свои станковые картины Джотто писал на деревянных досках, которые обрабатывались согласно византийской технике изготовления икон, когда на специально подготовленном холсте тонким пером наносилась роспись темперой. Именно в такой технике и выполнены ранние работы Джотто, среди которых особенно выделяются «Расписной крест» и «Полиптих».

Шестиметровый «Расписной крест» был создан художником в 1290-1300 гг. и практически сразу вызвал волну подражания среди многочисленных живописцев. Выполненное в духе реализма, тело Христа сначала было воспринято как недостойное Джотто, автора многочисленных фресок. Несмотря на то, что распятие не имеет подписи своего создателя, сомнений в том, что оно принадлежит руке Джотто ни у кого не возникает.

Трехметровый «Полиптих», написанный Джотто примерно в 1300 году, создавался для флорентийской церкви. Полотно отобразило Мадонну с младенцем и святых. Картина дошла до наших времён в очень плохом состоянии, но даже по тому, что удаётся увидеть, можно судить о серьёзности и многозначительности, которыми художник наделил своих персонажей. Удивительное величие святых, неизменно повторяющееся на всех пяти частях полиптиха, привело искусствоведов к заключению о том, что это произведение является одним из лучших творений Джотто.

К середине жизни Джотто достиг пика своего художественного развития. Именно в этот период им были созданы знаменитые фрески часовни Скровеньи, которые справедливо считают квинтэссенцией духа творчества художника. Тогда же были написаны и лучшие живописные произведения Джотто, в которых в полной мере нашло отражение стремление мастера к реалистической передаче визуального ряда.

Одним из наиболее прославленных алтарных произведений художника справедливо считается «Мадонна Оньисанти». Создание огромного полотна было отнесено искусствоведами к первым десятилетиям XVI века. Появись картина чуть ранее, и она бы ничем не отличалась от тех, которые были так характерны для дученто, где образы были невероятно возвышенны, лишены чего бы то ни было земного. «Мадонна Оньисанти» во многом «земная» – это матерь человеческая, с открытым светлым лицом и улыбкой, приоткрывающей зубы. Однако подобное приземление, так нехарактерное для искусства XIII века, совсем не означает у Джотто обеднения, простоты. Облачение Мадонны Джотто все также дорого, её трон великолепен, но при этом правдив и убедителен, а ангелы обнаруживают сходство с придворными кавалерами.

Вторым знаковым произведением Джотто этого периода считается «Полиптих Стефанески», написанный для римского кардинала. Дошедшее до наших дней в хорошем состоянии полотно представлено большим двухсторонним триптихом.

Искусствоведы убеждены, что работая над полотном, Джотто отошёл от своих принципов, следуя вкусам заказчика. Художнику удалось совместить основные принципы дученто с новыми веяниями в живописи. Изображённый в центре полотна Спаситель похож на византийского идола, его окружают ангелы, изображённые в стиле живописи XIII века, на переднем плане – сам заказчик полотна. Мадонна с младенцем в окружении ангелов даёт стойкие ассоциации с панелью святых, всем отлично знакомым по знаменитой византийской храмовой живописи.

Тыльная сторона триптиха также весьма необычна. На ней Джотто изобразил и фигуры апостолов, и Святого Петра на троне и Христа. Наместника Иисуса на земле апостола Павла по задумке Джотто окружают архангелы и святые. Живописец ввёл в свою картину и вполне реальных людей – канонизированного в начале XIV века папу Целестин V и, как ни странно, вновь заказчика полотна.

По стойкому убеждению искусствоведов, это произведение Джото сильно выбивается из общего ряда его полотен, как по качественному исполнению, так и по замыслу. Все в нём необычно, современно, и, в то же время, архаично. «Полиптих» выполнен в яркой цветовой гамме, его отличают почти готическая изысканность, необычайная тонкость и выразительность изображённых персонажей.

Очень интересна и группа из семи сцен, посвящённая жизни Христа. Любопытно, что позднейшие исследования картины, позволившие использовать спектральный анализ, подтвердили, что первоначально все сцены были написаны на единой доске, которая, возможно, представляла собой самостоятельный алтарный образ. Учёные-искусствоведы предполагают, что центральным изображением было «Распятие Христа», остальные располагались от него по бокам в порядке смены жизненных этапов Спасителя. Тщательное изучение стилистики дало возможность предположить, что над полотном вместе с Джотто работали несколько его ассистентов. Сегодня серия разрозненна и находится в разных собраниях.

Ближе к концу жизни Джотто был вынужден совмещать должность главного архитектора Флоренции с выполнением важных и дорогостоящих заказов, которые поступали к нему из различных городов Италии. Он работал для королей и правителей крупных аристократических домов. В этом период художником были созданы такие полотна, как «Болонский полиптих» и «Полиптих Барончелли».

Болонья этого времени была крупным научным и торговым городом, находилась под сильным влиянием Франции. Возможно, именно этим объясняется наличие ярких готических тенденций в творчестве Джотто, нашедших своё отражение и «Болонском полиптихе». Архитектура трона, на котором восседает Мадонна с младенцем, имеет явственный отпечаток готики. Богатство её украшений и наряда, драгоценные камни, яркие, блестящие краски вносят общее великолепие в картину. На боковых панелях изображены архангелы и апостолы Павел и Пётр. Полиптих имеет подпись своего создателя.

Признание и влияние на развитие европейского искусства

С момента выхода знаменитых «Жизнеописаний» Вазари художника неизменно воспринимают как крупнейшего мастера искусства Нового времени. К XIX веку работы Джотто окружаются особым почитанием, его авторитет непререкаем.

Восприятие мира Джотто, основанное на гуманистических началах, в итоге заложило фундамент школы живописи Флоренции периода Раннего Возрождения. Работая в различных регионах Италии, художник повсеместно оставлял последователей, восхищённых и вдохновлённых его мастерством. Коллеги признали и оценили передовые идеи Джотто, что в последующие столетия только усилило интерес к его творчеству.

Влияние Джотто на современную ему живопись Италии было колоссальным. Творчество мастера отразилось в работах художников по всей стране.

Все художественные направления XIV века (кроме, пожалуй, венецианской школы, подавленной влиянием искусства Византии) восприняли и воплотили в жизнь наработки Джотто.

Многолетняя и плодотворная работа Джотто существенно возвысила статус живописи над другими видами искусства. Благодаря мастерству художника итальянская живопись буквально за несколько лет радикально изменилась, чего не происходило несколько столетий до этого. Именно Джотто своим новаторским видением определил направление развития западноевропейского искусства на многие годы вперёд. В середине XIV века европейские художники познакомились с понятием объёма и перспективы, пространства, в которое могут быть помещены предметы, тонким подчёркиванием индивидуальных черт реальность. Все это Джотто подарил европейскому искусству, к которому постепенно все пристальнее стали присматриваться художники всего мира.

Джотто стал первым западноевропейским живописцем, которому удалось порвать с устоявшимися канонами искусства Средневековья, ввести, наконец, в живопись элементы реализма. Джотто удалось нарушить восприятие искусства как помощника-комментатора Священного Писания. Благодаря новаторским идеям и мастерству художника, живопись приобрела самостоятельное значение. Даже на картинах с библейским сюжетом мы видим не безэмоциональные лица, а живые характеры, индивидуальности. Современникам живопись Джотто вполне может показаться простой и примитивной, но для тех времён он был революционером, сумевшим придать плоскости объём, пространство, перспективу. Именно с Джотто начался новый этап в развитии искусства, где качества предметов приобрели невероятное значение.

 

Сандро Боттичелли (1445-1510) – это один из наиболее выдающихся флорентийских художников, творивших во времена эпохи Раннего Возрождения. Прозвище Боттичелли, что в переводе на русский язык означает бочонок, изначально принадлежало старшему брату художника Джованни, который обладал крупным телосложением. Настоящее имя живописца – Алессандро Филипепи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.43 (0.029 с.)